Файл: Хохлов, В. А. Видимость сигнальных огней и знаков судоходной обстановки в различных метеоусловиях учебное пособие для студентов судоводительской специальности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
ля и рассеяния светового потока в глазных средах, вследствие че го возникает вуалирующая световая пелена, снижающая эффек тивное значение контраста с фоном.
Автором данной работы были измерены пороги контрастной чувствительности на солнечной дорожке. В результате проведен ных исследований установлено, что пороги контрастной чувстви тельности в этих условиях возрастают до 40—50%• Отсюда ясно, почему трудно опознавать плавучие знаки судоходной обстановки в условиях слепящей яркости солнечной дорожки. Следует заме тить, что действие на зрение судоводителя слепящей яркости сол нечной дорожки в течение продолжительного времени, сильно утомляет его зрительный аппарат.
С целью повышения контрастной чувствительности и увеличе ния степени видимости плавучих знаков судоходной обстановки на солнечной дорожке автором были предложены защитные сред ства для глаз судоводителей. Это очки, изготовленные из поляри зационных фильтров. Применение этих защитных средств сни жает порог контрастной чувствительности глаза и позволяет полу чить выигрыш в улучшении видимости в 1,5—2 раза по сравнению с нейтральными фильтрами такой же плотности.
Для судоводителей быстроходных судов важное значение имеет такая функция зрения, как скорость различения. Скорость различения—это величина, обратная времени различения, т. е. ми нимальному времени экспозиции объекта, обеспечивающего реше ние той или иной зрительной задачи. Скорость различения зави сит от величины контраста объекта с фоном и яркости фона. Она увеличивается с увеличением контраста с фоном и яркости фона, причем особенно сильно при малых яркостях фона.
Экспериментально установлено, что скорость различения не ожиданно возникшего препятствия вдвое меньше по сравнению со случаем, когда судоводитель ожидает увидеть это препятствие. С увеличением скорости движения уменьшается скорость разли чения и уменьшается эффективный контраст, т. к. изображение объекта движется по сетчатке глаза, а контуры изображения вос принимаются нечетко. Это приводит к уменьшению дальности ви димости. В. А. Гавриловым [6] показано, что один и тот же ярко стный контраст между объектом и фоном дает различный зритель ный эффект в зависимости от характера контура объекта. Види мый контраст объекта с размытым контуром всегда оказывается меньше его собственного яркостного контраста.
В настоящее время на внутренних водных путях основным яв ляется глазомерный способ судовождения. При этом судоводители определяют расстояния до объектов путем сопоставления ряда признаков: в частности ожидаемого по законам перспективы раз мера известного предмета (его изображения на сетчатке), возмож ности различения отдельных деталей предмета; подсознательной оценки действия конвергирующих мышц глаза; сопоставления
18
взаимного расположения наблюдаемого и других предметов, на ходящихся в поле зрения. Как показывает опыт, зрительное опре деление расстояния значительно более точно осуществляется би
нокулярным |
(стереоскопическим) зрением, так как только* при |
зрении двумя |
глазами пространство воспринимается объемно. |
Ввиду того, что наши глаза удалены друг от друга на некоторое расстояние, изображение, полученное одним глазом, несколько от личается на близком расстоянии от изображения, получаемого другим. В результате слияния этих (немного различающихся) изображений и получается впечатление рельефности наблюдаемых предметов.
Наряду с этим восприятию большей или меньшей удаленности помогают также конвергенция* и аккомодация.** Сведение зри тельных осей глаза есть признак близости объекта, разведение их—его удаленности. Конвергенция отсутствует при рассматрива нии предметов, удаленных в среднем более чем на 450 м. Наи большая удаленность объекта, при которой мы все еще способны воспринимать его рельефность, является 1300—2600 м (по данным разных исследований).
Необходимо заметить, что большое влияние на восприятие про тяженности пространства в различных направлениях оказывает привычка видеть предметы в атмосфере в определенных условиях освещения и перспективы.
При оценке дальности видимости в атмосфере предметы ка жутся нам дальше, чем на самом деле, если солнце светит сзади (когда воздух очень прозрачен), если задний фон предмета хоро шо освещен (когда пространство между предметом и глазом не просматривается), если оценка расстояния до предмета происходит над однородной, нерасчлененной поверхностью (водная гладь, большое поле ржи). Ошибки в определении расстояния до пред мета в противоположную сторону происходят при солнечном осве щении в лицо, при мерцающем свете и в сумерках, когда задний фон предмета плохо освещен, при подъеме местности, когда пред мет виден не полностью.
Для характеристики точности зрительного обнаружения разно удаленное™ двух предметов, наблюдаемых бинокулярно, пользу ются понятием порога глубинного зрения. Порог глубины харак теризуется минимальной разностью углов, образуемых линиями зрения на фиксируемый и удаленный объективы. Величина поро га глубины сильно зависит от уровня яркости. Уменьшение ярко
сти |
поля зрения |
ниже |
10 нт приводит к росту |
порога |
глубины, |
|
* |
Конвергенцией |
называют сведение |
оптических осей |
глаз на |
объекте на |
|
блюдения. |
|
|
|
|
|
|
** |
Аккомодацией |
принято |
называть |
изменение преломляющей |
силы оптики |
глаза для обеспечения четкого изображения на сетчатке.
19
следовательно, к снижению остроты стереоскопического зрения. Экспериментально установлено, что ночью точность глазомерных оценок расстояний судоводителями, вследствие возрастания поро га глубины, значительно падает.
Автором данной работы экспериментально установлено, что при наличии в поле зрения судоводителя слепящей яркости, точ ность глазомерных оценок расстояний также значительно пони жается. Необходимо, чтобы судоводители при управлении судном в этих условиях учитывали возможность ошибок при глазомерном определении расстояний. Судоводителям необходимо также учи тывать следующее обстоятельство. Если на открытом месте, на пример, на море, посмотреть на небо, то сразу можно заметить, что небесный свод имеет форму не полушария, а скорее плоской опрокинутой чаши, иначе сказать мы видим, что расстояние от глаза до точек небесного свода, находящихся у горизонта, значи тельно превышает расстояние до точки в зените, т. е. небесный свод сплюснут по вертикальному направлению.
Основной причиной приплюснутости небесного свода следует считать психологическую привычку человека видеть предметы в атмосфере в определенных, наиболее часто встречающихся усло виях освещения и перспективы, которая сложилась у него под влиянием длительного опыта в зрительном восприятии простран ства. Соотнося предметы на небосводе к приплюснутой поверхно сти, судоводитель будет неправильно оценивать высоту предметов, проектирующихся па небесный свод. Предметы, проектирующиеся
на небесный свод ниже 35°, переоцениваются в размерах. Облака на горизонте, башни, створные знаки на фоне неба кажутся боль шими, чем на самом деле. Если действительный угловой размер предмета у горизонта (по приборам) составляет 5°, то наблюда тель на глаз оценит его в 13,3°.
Как уже говорилось, параметрами порогового различения объ ектов являются: яркость фона, угловой размер и яркостный кон траст с фоном. Улучшение условий видимости объекта возможно путем увеличения любого из этих трех параметров зрительного процесса. При судовождении в заданных условиях освещения воз можна вариация лишь углового размера объекта, осуществляемая путем приближения объекта к глазу наблюдателя или применяя оптические приборы (зрительные трубы, бинокли). Применение оптических приборов для увеличения угловых размеров объектов наблюдения приводит к изменению освещенности сетчатки в зоне
изображения, а также контраста объекта |
наблюдения с |
фоном. |
В качестве характеристики эффективности |
оптического |
прибора |
А. А. Гершун [7] ввел понятие о физическом увеличении прибора, показывающем, во сколько раз необходимо увеличить линейный размер объекта наблюдения, чтобы невооруженным глазом ви
20
деть его также, как через оптический прибор. Это понятие можно выразить следующей формулой
|
а = ^ ~ , |
|
(12) |
|
а. |
|
|
гДе |
ая — эквивалентный угловой |
размер объекта при |
наблю |
|
дении невооруженным глазом; |
|
|
|
и —угловой размер объекта при наблюдении через опти |
||
|
ческий прибор. |
реального объекта |
сущест |
|
Как уже говорилось, для любого |
вует «критическое расстояние», в пределах которого угловые раз меры не влияют на дальность видимости. При использовании вось микратного бинокля «критические расстояния» знаков судоходной
обстановки характеризуются следующими |
цифрами (табл. 3). |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 3 |
|
О б ъ е к т |
При наблюдении |
При |
использовании |
|||
|
невооруженным |
|
8-х бинокля |
||||
|
|
|
глазом |
|
|||
|
|
|
|
|
|
||
Буй ОБ |
|
0 .7 |
|
|
|
5.6 |
|
„ |
ОРБ |
|
0 .5 |
|
|
|
4 |
. |
РБ |
|
0,35 |
|
|
2,5 |
|
Створный знак |
|
1 |
|
|
|
8 |
|
|
4x4 м |
|
|
|
|
||
Информационный знак |
|
|
|
|
|
||
|
2x2 м |
|
0,5 |
|
|
4 |
|
|
Из табл. 3 видно, |
насколько выгодно |
использовать даже не |
||||
большую оптическую |
систему для |
увеличения |
угловых размеров |
||||
наблюдаемых |
объектов. |
обстановки |
во |
многом зависит |
|||
|
Видимость |
знаков |
судоходной |
от коэффициента светлоты b = —-, т. е. от отношения яркости зна-
Б
ка к яркости неба у горизонта. Коэффициент светлоты в природ ных условиях меняется в широких пределах. При наблюдении объектов со стороны, противоположной солнцу, яркость объектов мала, а яркость неба велика, поэтому коэффициент светлоты мал. Согласно формуле (6) контраст при этом будет быстро убывать с расстоянием, в результате чего дальность видимости знаков, на блюдаемых со стороны противоположной солнцу, на светлом фо не оказывается малой. Если наблюдать знаки в направлении сол нечных лучей, яркость объекта будет большой, яркость фона от
21