Файл: Петренко, Е. Я. Некоторые особенности работы автотракторных дизелей в высокогорных условиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Признаки и причины неисправности

3. П о в ы ш е н н ы й р а с х о д м а е -

л а д в и г а т е л е м в с л е д с т -

в н е н а р у ш е н и й в р а б о т е ц и л и н д р о - п о р ш н е в о й

г р у п п ы .

 

4. Н е и с п р а в н о с т и

в р а б о т е

уп л о т н е н и й т у р б о к о м п р е с -

со р а .

Продолжение таблицы 13

Списобы устранения

3 . П р и в е с т и р а с х о д м а с л а

к н о р м е .

 

 

4 . П р о м ы т ь

т у р б о к о м п р е с -

с о р и з а м е н и т ь

у п л о т -

н я ю щ и е к о л ь ц а в с л у ч а е

о б н а р у ж е н и я н е и с п р а в -

п о с т е н ( п о л о м к а , н о в ы -

ш е н н ы й и з н о с ) .

# * *

Следовательно, высокогорные условия существенно влияют на работу автотракторных двигателей. В резуль­ тате снижения весового расхода воздуха с ростом высо­ ты нарушается требуемое соотношение расхода топлива и воздуха. Это приводит к ухудшению рабочего процес­ са и снижению мощностных и экономических показате­ лей существующих автотракторных двигателей.

Снижение мощности двигателей в высокогорной мест­ ности не позволяет агрегатировать тракторы с теми ма­ шинами. с которыми они работают в обычных условиях, т. е. на уровне моря. Поэтому приходится или снижать скорости движения агрегатов, или уменьшать их ширину захвата, что отрицательно сказывается на производи­ тельности и себестоимости выполняемых работ.

Кроме того, работа двигателей на неоптимальных режимах приводит к увеличению затрат на техническое

86

обслуживание. Увеличивается при этом и потребление дефицитных запасных частей, что приводит к затрудне­ ниям в снабжении колхозов и совхозов этими запасны­ ми частями.

Для переоборудования обычных автотракторных дви­ гателей в «высотные» заслуживают внимания два мето­

да.

Первый метод заключается в том, что с изменением высоты, путем соответственного изменения цикловой под­ дачи тойлива (с увеличением высоты цикловая подача топлива уменьшается), обеспечиваются оптимальные значения коэффициента избытка воздуха, что положи­ тельно влияет на протекание рабочего процесса в ци­ линдрах двигателей.

Этот метод не требует больших материальных затрат н сводится к соответствующим регулировкам топливной аппаратуры в зависимости от высотных условий, где предполагается эксплуатировать двигатели. При этом ме­ тоде повышаются надежность работы и сроки службы двигателей, а также обеспечивается удовлетворительная их экономичность, так как в высотных условиях двигате­ лям обеспечиваются оптимальные режимы работы.

Поскольку оптимальные режимы работы здесь дости­ гаются за счет изменения цикловой подачи топлива, то в высокогорных условиях это сопровождается снижением мощности высотных двигателей в несколько больших размерах, чем при работе обычных двигателей в этих же условиях (на каждые 500 м мощность высотных двига­ телей снижается в среднем на 4,5% против 3,2% при работе обычных двигателей).

По нашему мнению, такая, хотя и незначительная, разница в снижении эффективной мощности обычных и высотных двигателей является одной из причин, почему этот метод улучшения основных показателей автотрак­

87


торных дзигателеи до настоящего времени не применяет­ ся в хозяйствах нашей республики. При этом, видимо, не учитывают, что стремление любой ценой добиваться, хотя

инезначительного, повышения мощности двигателей в высокогорной местности, дорого обходится колхозам и совхозам, эксплуатирующим тракторы на высотах 1500 м

ивыше.

Так как обеспечение оптимальных режимов работы двигателей здесь сопровождается изменением их мощно­ сти, то перевод обычных двигателей в высотные должен сопровождаться соответственным изменением существу­ ющих норм выработки. Для тракторов с высотными двигателями нужно устанавливать выполнимые нормы выработки и расхода топлива, чтобы снижение мощности двигателей вследствие влияний высокогорных условий не повлияло на заработную плату механизаторов. Это один из методов устранения текучести механизаторских кадров.

В соответствии с новыми нормами выработки в неко­ торых хозяйствах возможно потребуется увеличить коли­ чество тракторов. Однако повышение их сроков службы и надежности работы благоприятно отразится на эконо­ мике сельскохозяйственного производства. При этом уменьшатся случаи вынужденных простоев машиннотракторных агрегатов, что очень важно при выполнении сельскохозяйственных работ в требуемые агротехниче­ ские сроки.

Сейчас республиканское объединение «Киргизсельхозтехника» может обеспечить все хозяйства республики необходимым количеством тракторов различных марок. Поэтому имеется реальная возможность в высокогорных условиях обеспечить оптимальные режимы работы двига­ телей путем соответствующих' регулировок топливной аппаратуры.

88

Изменение регулировок топливной аппаратуры вновь поступающих в хозяйства тракторов может быть осу­ ществлено в ремонтных мастерских, имеющих стенды для регулировок и испытаний топливной аппаратуры; а двигатели, подлежащие ремонту, должны переводиться в высотные на ремонтных предприятиях. При переводе обычного двигателя в высотный в технической докумен­ тации двигателя нужно указывать, для каких высот предназначен данный двигатель. Это в значительной ме­ ре устранит составление необоснованных рекламаций на качество ремонта двигателей.

Второй метод заключается в том, что в высокогорных условиях двигателям обеспечивается увеличение весового расхода воздуха, путем применения наддува. Это позво­ ляет в высокогорной местности сохранять номинальные значения мощностпых и экономических показателей ав­ тотракторных двигателей.

Сохранение мощности двигателей дает возможность в высотных условиях агрегатировать тракторы с теми же машинами, с которыми они агрегатируются на нулевой высоте, В высокогорных условиях это одни из резервов повышения производительности труда и снижения себе­ стоимости сельскохозяйственной продукции.

Исследованиями кафедры «Тракторы, автомобили и теплотехника» Киргизского СХИ установлено, что при­ менение турбокомпрессора ТКР-8,5 НАТИ на серийных дизелях СМД-14 и Д-50 обеспечивает сохранение их мощностпых и экономических показателей при работе на высотах до 3000 м над уровнем моря. Расчетная годовая экономическая эффективность использования газотурбонаддува на тракторах ДТ-75 и МТЗ-50 при эксплуатации на высотах до 3000 м над уровнем моря составляет 500— 850 руб. на один трактор.

89



Из серийных тракторов, выпускаемых нашей промыш­ ленностью, заслуживает внимания колесный трактор сельскохозяйственного назначения класса 5 тонн К-700. На этом тракторе установлен дизельный двигатель ЯМЗ-238НБ с газотурбонаддувом. По основным пока­ зателям двигателя этот трактор может с успехом исполь­ зоваться в высокогорных условиях в Киргизской ССР.

Выпуск других двигателей с газотрубонаддувом для сельскохозяйственных тракторов задерживался по той причине, что наша промышленность не выпускала в до­ статочном количестве требуемые турбокомпрессоры. Сей­ час на Дергачевском машиностроительном заводе орга­ низовано серийное производство турбокомпрессоров СМД- ТКР-ПН, предназначенных для наддува самых массовых дизелей СМД. В ближайшее время сельское хозяйство нашей страны получит в достаточном количестве тракто­ ры и комбайны с двигателями, оборудованными газотуобонаддувом, которые смогут работать в высокогор­ ных условиях с номинальными мощностными и экономи­ ческими показателями.

Л И Т Е Р А Т У Р А

А б а ш к и н

В . А . Р е г у л и р о в к и т р а к т о р о в . М . , « К о л о с » , 1 9 6 9 .

Б е л о в И . П „

П о д с е в а л о в М . П .

Р а б о т а д в и г а т е л я Д - 5 0

 

в в ы с о к о г о р н ы х у с л о в и я х . Ж у р и . « М е х а н и з а ц и я и э л е к т р и ф и ­

 

к а ц и я г о р н о г о з е м л е д е л и я и ж и в о т н о в о д с т в а » , № 3, 1 9 6 7 .

В а н ш е й д т

В . А .

и д р . Д и з е л и . С п р а в о ч н о е п о с о б и е к о н с т р у к ­

т о р а ,

М , — Л . ,

195 7 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г и т т и с В . Ю .

В л и я н и е м е т е о р о л о г и ч е с к и х у с л о в и й н а м о щ н о с т ь

 

и э к о н о м и ч н о с т ь

д в и г а т е л е й

в н у т р е н н е г о

с г о р а н и я .

Т р у д ы

 

Ц Н И Д И , № 3 2 , 19 5 8 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г О С Т

4 4 0 1 — 4 8 . Т а б л и ц ы с т а н д а р т н о й а т м о с ф е р ы .

С т а и д а р т г и з , 194 9 .

Д ь я ч е н к о

Н . X . и д р . Т е о р и я д в и г а т е л е й в н у т р е н н е г о с г о р а н и я .

 

М , — Л . ,

196 5 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д и з е л ь С М Д - 1 4 и е г о

м о д и ф и к а ц и и . П о д р е д а к ц и е й И . А . К о в а л я .

 

Х а р ь к о в , 1 9 6 8 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К о в а л ь

И . А .

и д р .

И с с л е д о в а н и е

р а б о ч е г о п р о ц е с с а

д и з е л я

 

С М Д - 1 8 с т у р б о н а д д у в о м . Ж у р н . « Т р а к т о р ы и с е л ь х о з м а ш и ­

 

н ы » ,

8, 196 4 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М а х а л д и а н и

В . В .

О д в и г а т е л я х д л я г о р н ы х а в т о м о б и л е й и

 

т р а к т о р о в .

Т б и л и с и ,

196 3 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М о р г у л и с Ю .

Б . ,

П о в е т к и н

Г . М .

Т у р б о н а д д у в т р а к т о р ­

 

н ы х

д и з е л е й . Ц Б Т И ,

М . , 196 2 .

 

 

 

 

 

 

 

П е т р е н к о

Е . Я .

П о л е в а я л а б о р а т о р и я д л я и с п ы т а н и й д в и г а т е ­

 

л е й в н у т р е н н е г о

с г о р а н и я в у с л о в и я х

в ы с о к о г о р ь я . Ж у р н .

 

« М е х а н и з а ц и я и э л е к т р и ф и к а ц и я

г о р н о г о з е м л е д е л и я и ж и ­

 

в о т н о в о д с т в а » , № 3, 19 6 4 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П е т р е н к о

Е . Я .

У л у ч ш е н и е о с н о в н ы х п о к а з а т е л е й д и з е л е й п р и

 

р а б о т е

в

в ы с о к о г о р н ы х

 

у с л о в и я х .

Ж у р н . « М е х а н и з а ц и я и

 

э л е к т р и ф и к а ц и я г о р н о г о з е м л е д е л и я и ж и в о т н о в о д с т в а » , № 2,

 

1968 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П е т р е н к о

Е .

Я .

О б о с н о в а н и е в ы б о р а

п а р а м е т р о в

т у р б о к о м ­

 

п р е с с о р а д л я д и з е л е й , р а б о т а ю щ и х в в ы с о к о г о р н о й м е с т н о с т и

 

Т р у д ы

К и р г С Х И , в ы п . 16,

т

4.

1970 .

 

 

 

 

 

 

П е т р е н к о

Е. Я- ,

П о д с е в а л о в М . П .

Р а б о т а а в т о т р а к т о р ­

 

н ы х д в и г а т е л е й в у с л о в и я х в ы с о к о г о р ь я . Ж у р н . « С е л ь с к о е х о ­

 

з я й с т в о К и р г и з и и » , № 1, 19 7 1 .

 

 

 

 

 

 

 

П о д с е в а л о в

М .

П . ,

К и р ь я н о в

В . М .

 

Р е з у л ь т а т ы

и с п ы ­

 

т а н и й д в и г а т е л я Д - 3 7 М в у с л о в и я х в ы с о к о г о р ь я К и р г и з с к о й

 

С С Р . Ж у р н . « М е х а н и з а ц и я и э л е к т р и ф и к а ц и я г о р н о г о з е м л е ­

 

д е л и я и ж и в о т н о в о д с т в а » , № 4, 19 6 6 .

 

 

 

 

 

Т р у б н и к о в Г . И . П р а к т и к у м

п о а в т о т р а н с п о р т н ы м

д в и г а т е л я м .

 

М . , « К о л о с » , 19 6 8 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X а н т а д з е Г . А . Н е к о т о р ы е

в о п р о с ы

т е о р и и и т е п л о в о г о р а с ч е т а

 

а в т о т р а к т о р н ы х

д в и г а т е л е й .

Т б и л и с и , 196 4 .

 

 

 

 


С О Д Е Р Ж А И Е

В в е д е н и е

 

: ...........................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

3

В л и я н и е в ы с о к о г о р н ы х у с л о в и й н а о с н о в н ы е п о к а з а ­

6

т е л и

а в т о т р а к т о р н ы х

д и з е л е й

.

.

.

.

В л и я н и е в ы с о к о г о р н ы х у с л о в и и н а п а р а м е т р ы

 

 

р а б о ч е г о

п р о ц е с с а

..............................................................

 

 

 

 

 

 

7

Н е к о т о р ы е н е и с п р а в н о с т и м е х а н и з м о в и с и с , -

 

т е м ,

в л и я ю щ и е н а м о щ н о с т н ы е и э к о н о м и ч е с ­

37

к и е п о к а з а т е л и

д и з е л е й

..................................................

 

 

 

 

 

У л у ч ш е н и е о с н о в н ы х

п о к а з а т е л е й

а в т о т р а к т о р н ы х

 

48

д и з е л е й н а д д у в о м в в ы с о к о г о р н ы х

у с л о в и я х

 

С и с т е м ы н а д д у в а

д и з е л е й

........................................

 

 

 

 

4 9

Т у р б о к о м п р е с с о р ы ,

п р и м е н я е м ы е д л я н а д д у в а

 

 

а в т о т р а к т о р н ы х д и з е л е й ........................................

 

 

 

> .

5 5

В л и я н и е т у р б о н а д д у в а н а о с н о в н ы е п о к а з а т е ­

 

л и а в т о т р а к т о р н ы х д и з е л е й

.

 

 

 

 

61

М е т о д и к а о п р е д е л е н и я

п а р а м е т р о в . н а д д у в а

 

 

д и з е л я и в ы б о р

т у р б о к о м п р е с с о р а

 

 

 

6 4

Р е з у л ь т а т ы и с п ы т а н и й д и з е л я С М Д - 1 4 с г а з о ­

71

т у р б о н а д д у в о м в в ы с о к о г о р н ы х

у с л о в и я х

 

 

М е т о д и к а о п р е д е л е н и я о п т и м а л ь н ы х р е ж и м о в

 

 

р а б о т ы д и з е л е й с г а з о т у р б о н а д д у в о м в в ы с о т ­

78

н ы х

у с л о в и я х

 

........................................................................

 

 

 

 

 

 

Н е к о т о р ы е о с о б е н н о с т и т е х н и ч е с к о г о о б с л у ­

81

ж и в а н и я

д и з е л е й

с г а з о т у р б о н а д д у в о м

 

 

Л и т е р а т у р а .......................................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

91

Евгений Яковлевич Петренко

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ АВТОТРАКТОРНЫХ ДИ ЗЕЛЕЙ В ВЫСОКО­ ГОРНЫХ МЕСТНОСТЯХ

Редактор А. С. М ельникер Худож. редактор К. Сейталиев Техн. редактор С. Чотиев

Корректор Т. Абдрахимова

Сдано в набор 17/1Х-1971 г. Подписано к печати 1291-1972 г. Ц—02804. Бумага типографская № 3, формат 70Х!08'/з2. 2.71 физнч. печ. л., 4,02 условн. печ. л., 3,85 учет.-изд. л.

Тираж 1000. Заказ № 3599. Цена 9 коп.

720461, ГСП, Фрунзе, 5. Кнрг. ССР, ул. Ж игулевская Л'« 102,

Кнргизполиграфкомбинат Главполиграфиздата Мин. культуры Кирг. ССР.