Файл: Петренко, Е. Я. Некоторые особенности работы автотракторных дизелей в высокогорных условиях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
Е. Я. ПЕТРЕНКО
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ АВТОТРАКТОРНЫ Х ДИЗЕЛЕЙ
В ВЫСОКОГОРНЫХ УСЛОВИЯХ
с —
„К Ы Р ГЫ ЗС ТА Н “ —1972
Е. Я. ПЕТРЕНКО,
КАНДИДАТ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ АВТОТРАКТОРНЫХ
ДИЗЕЛЕЙ В ВЫСОКОГОРНЫХ
условиях
« «
ИЗДАТЕЛЬСТВО «КЫРГЫЗСТАН:
Ф Р У Н З Е — 1 9 7 2
Петренко Е. Я.
П 30 Некоторые особенности работы автотракторных дизелей в высокогорных условиях.
Ф., «Кыргызстан», 1972. 1000 экз. 9 к.
В брошюре рассмотрено влияние высокогорных условий на мошностные и экономические показа тели, сроки службы и надежность работы авто тракторных дизелей.
Автор излагает методику определения опти мальных режимов работы автотракторных дизелей в высокогорных условиях. Оптимальные парамет ры работы дизелей СМД-14, Д-50 и Д-37М под тверждаются экспериментальными данными, полу ченными в реальных высокогорных условиях.
6Т2. 1
ВВЕДЕНИЕ
Решения декабрьского Пленума ЦК КПСС (1969 г.) и седьмой сессии Верховного Совета СССР заострили внимание всех трудящихся на необходимости шире исиользовать достижения науки в народном хозяйстве на шей страны. Для претворения в жизнь этих решений не обходимо рационально использовать существующие ма шины для механизации сельскохозяйственного производ ства. В этой отрасли народного хозяйства имеются большие возможности снижения себестоимости сельско хозяйственной продукции путем улучшения использова ния машинно-тракторного парка.
Сейчас при выполнении полевых работ в качестве источников механической энергии наибольшее распро странение получили двигатели с самовоспламенением рабочей смеси от сжатия — дизели. По сравнению с кар бюраторными двигателями дизели имеют следующие ос новные преимущества:
у дизелей удельный расход топлива (расход топлива на единицу эффективной мощности) примерно в 1,2— 1,3 раза ниже, чем у карбюраторных двигателей:
дизельное топливо и менее опасно в противопожар ном отношении;
при правильной эксплуатации система питания дизе лей работает надежно и обеспечивает высокие мощност-
ные и экономические показатели на всех скоростных ре жимах.
I
Основной недостаток дизелей — повышенная |
метал |
лоемкость — по сравнению с карбюраторными |
двигате |
лями не сказывается на показателях трактора в такой мере, как это имеет место для автомобиля. Это объяс няется тем, что трактор используется как тягач, и уве личение веса трактора благоприятно сказывается на его тягово-сцепных показателях.
Вопросами влияния высокогорных условий на работу автотракторных двигателей занимались советские и за рубежные ученые. Ими установлено, что с увеличением высоты над уровнем моря понижаются давление и удель ный вес окружающего воздуха, вследствие чего умень шается весовой расход воздуха двигателями внутреннего сгорания. Поэтому с ростом высоты ухудшается процесс горения и понижаются мощностные и экономические показатели существующих автотракторных двигателей. Кроме'того, изменение высотных условий в одних и тех же пределах в разных типах двигателей сказывается поразному на их основных показателях. Это объясняется различиями смесеобразования, скоростного режима ра боты, конструктивных исполнений механизмов и систем различных типов двигателей. До настоящего времени еще не разработаны общие методы улучшения основных показателей существующих типов автотракторных дви гателей. Кроме того, известные методы определения оп тимальных режимов работы двигателей в высокогорных условиях не получили широкого распространения. По на шему мнению, это происходит потому, что механизаторы, эксплуатирующие автотракторные двигатели в высотных условиях, мало обращают внимание на такие показатели, как экономичность, срок службы, надежность работы и затраты на техническое обслуживание двигателей.
Сейчас все тракторы в Советском Союзе оборудуются быстроходными, экономичными двигателями, рассчи
4
танными на работу в нормальных условиях, т. е. на ну левой высоте. Использование существующих равнинных автомобилей, тракторов, комбайнов, самоходных шасси и стационарных двигательных установок без учета влияний высотных условий приводит к ухудшению их технико-экономических показателей.
В данной брошюре рассмотрено влияние высокогор ных условий на основные показатели автотракторных двигателей и приводятся методы улучшения этих пока зателей. Здесь также рассмотрены последствия эксплуа тации обычных автотракторных двигателей в высотных условиях без учета влияния этих условий. Автором ис пользованы материалы, опубликованные в печати, а также некоторые результаты исследований, проведенных кафедрой «Тракторы, автомобили и теплотехника» Кир гизского сельскохозяйственного института им. К- И. Скря бина. Эти исследования кафедры проводились в реаль ных высотных условиях с помощью передвижной лабо ратории для испытаний автотракторных двигателей, спе циально изготовленной для этих целей.
ВЛИЯНИЕ ВЫСОКОГОРНЫХ УСЛОВИЙ НА ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ АВТОТРАКТОРНЫХ
ДИЗЕЛЕЙ
В двигателях внутреннего сгорания механическая энер гия получается за счет горения рабочей смеси внутри ци линдров. Рабочей смесью принято называть смесь частин топлива и воздуха в определенном процентном отноше нии. Кроме того, в рабочую смесь входит часть отрабо танных газов, которые остаются в цилиндре вследствие того, что при положении поршня в верхней мертвой точке между поршнем и головкой цилиндра имеется объем, называемый объемом камеры сжатия, в котором остается часть отработанных газов от предыдущего ра бочего цикла.
При работе двигателя поршень совершает возвратнопоступательные движения. Когда поршень перемещается вниз при такте спуска, давление в цилиндре становится ниже давления окружающей среды, и за счет разреже ния в цилиндре воздух из окружающей среды поступает в цилиндр. В этом случае при постоянном скоростном режиме работы двигателя весовой расход воздуха дви гателем изменяется прямо пропорционально его удель ному весу. С увеличением высоты вследствие падения удельного веса окружающего воздуха у обычных двига телей происходит уменьшение весового расхода воздуха, в результате чего нарушается требуемое соотношение топлива и воздуха, участвующих в процессе горения. Поэтому с увеличением высоты ухудшаются процессы смесеобразования и горения, что приводит к снижению
6
мощностных и экономических показателей обычных автотракторных двигателей.
Можно увеличить весовой расход воздуха двигателем путем увеличения удельного веса воздушного заряда. В этом случае воздух в цилиндре подается под большим давлением, чем давление окружающей среды. Такое увеличение веса воздушного заряда цилиндров назы вается наддувом двигателя.
ВЛИЯНИЕ ВЫСОКОГОРНЫХ УСЛОВИЙ НА ПАРАМЕТРЫ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА
Чтобы выяснить влияние высотных условий на мощностные и экономические показатели обычных автотрак торных двигателей, рассмотрим влияние этих условий на параметры, характеризующие эти показатели.
При изучении рабочих процессов двигателей внутрен него сгорания показатели их работы выражают в виде уравнений. Эти показатели можно разделить на две группы. К первой группе можно отнести параметры, ко торые на всех высотах имеют постоянные значения, ко
второй —• параметры, которые могут изменяться |
с изме |
||
нением высоты над уровнем моря. |
|
|
|
Уравнение эффективной мощности двигателей внут |
|||
реннего сгорания на всех высотах |
можно представить |
||
в следующем виде: |
|
|
|
N = 0 ,000095 |
■-■ У /Гу-г}и-цг г]т л. с., |
(1) |
|
а - Д 0 |
г |
|
|
где Нц — теплотворная |
способность |
топлива в ккал/кг; |
а — коэффициент избытка воздуха;
2-3599 |
7 |
L0 — теоретически необходимое количество воздуха для полного сгорания 1 кг топлива в кг/кг;
п — скоростной режим работы двигателя в об/мин; z — коэффициент тактности, равный 2 для четырех тактных двигателей и 1-для двухтактных дви
гателей;
Vh — рабочий объем цилиндров двигателя в л\
у — удельный вес воздуха, поступающего в цилинд
ры двигателя, в кг/м3; |
|
|
т) v— коэффициент наполнения; |
полезного дейст |
|
т][— индикаторный |
коэффициент |
|
вия; |
коэффициент |
полезного дейст |
г|ш — механический |
||
вия. |
|
|
В уравнении (1) можно принять постоянными, не за висящими от изменения высоты, следующие параметры: рабочий объем цилиндров двигателя — Vh; теплотворную способность топлива — Ни; теоретически необходимое количество воздуха для полного сгорания 1 кг топлива L0; коэффициент тактности z. Эти параметры принима ются при проектировании двигателя и при эксплуатации не изменяются.
К постоянным величинам можно отнести и номиналь ный скоростной режим работы двигателя п, так как верхний предел этого параметра ограничивается нагруз ками на детали кривошипно-шатунного механизма (в за висимости от нагрузок при проектировании подбираются материалы и степень обработки деталей этого механиз ма), и при эксплуатации не рекомендуется изменять этот режим.
Некоторые исследователи отмечают, что при увели чении высоты над уровнем моря снижаются механичес кие потери в двигателе внутреннего сгорания: насосные
S
потери, потери ид трение поршня, колец, трение в опорах валов. По данным В. Ю. Гиттиса, с уменьшением баро метрического давления окружающего воздуха на 10 мм рт. ст. мощность механических потерь в четырехтактном двигателе снижается примерно па 0,4%.
Однако эффективная мощность двигателя с измене нием давления окружающего воздуха изменяется в боль ших пределах, чем мощность механических потерь. Кро ме того, эффективная мощность двигателя значительно выше мощности механических потерь. Поэтому механи ческий коэффициент полезного действия двигателя, представляющий собой отношение эффективной мощ ности Ые к индикаторной N1, может изменяться с высо той в малых пределах. Расчеты свидетельствуют, что при работе дизеля СМД-14 на высотах до 3000 м над уров нем моря механический кпд этого дизеля изменяется примерно на 0,03—0,05, поэтому для практических целей этим изменением можно пренебречь.
Коэффициент наполнения двигателя принято относить к условиям среды, где работает двигатель, и изменение высотных условий не должно в сильной мере повлиять па этот коэффициент. Он представляет собой отношение количества воздуха, действительно поступившего в ци линдры двигателя, к теоретическому количеству воздуха, которое могло бы поместиться в цилиндрах при условии, что давление и температура в цилиндрах были бы рав ны давлению и температуре окружающего воздуха.
Для того, чтобы выяснить влияние высокогорных ус ловий на коэффициент наполнения и параметры воздуш ного заряда дизеля, воспользуемся следующими преоб разованиями.
Если составить отношение уравнений коэффициента наполнения двигателя в высотных условиях т]Тн к коэф фициенту наполнения на нулевой высоте т]Уо и решить
2* |
9 |