Файл: Петренко, Е. Я. Некоторые особенности работы автотракторных дизелей в высокогорных условиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. Находится оптимальное значение наддува для за­ данной высоты, при котором обеспечивается требуемый удельный вес воздушного заряда:

Ркн = У ^ -~ пм/смг.

Ун!

6. Определив параметры работы дизеля, изменяю­ щиеся с высотой, можно расчетным путем определить ожидаемую эффективную мощность, которую разовьет дизель с газотурбонаддувом при работе в заданных вы­ сокогорных условиях:

ЛС„=ЛС а- ^ л . с .

« н-Уко

По изложенной методике также можно подобрать турбокомпрессор для улучшения основных показателей обычных дизелей (предназначенных для работы без над­ дува па нулевой высоте) при работе в высокогорных ус­ ловиях. Сравнивая расчетные значения параметров воз­ душного заряда дизеля с паспортными данными турбо­ компрессора, можно судить о пригодности того или ино­ го турбокомпрессора для наддува дизеля в высокогор­ ных условиях.

При наддуве обычных дизелей предельной следует считать такую эффективную мощность, которую дизель развивает с удельным расходом топлива, равным удель­ ному расходу топлива при работе без наддува на нуле­ вой высоте. Этим ограничивается чрезмерное повышение теплонапряженности двигателей, хотя цикловая подача топлива при наддуве может быть выше (при работе на высотах до 2500 м), чем при работе без наддува в обыч­ ных условиях.

80

Таким образом, по изложенной методике можно рас­ четным путем определить ожидаемые значения парамет­ ров воздушного заряда, и по этим параметрам подобрать агрегат наддува для улучшения основных показателей дизелей в высокогорных условиях. Кроме того, можно определить оптимальные значения параметров работы и эффективную мощность дизелей с турбопаддувом в высокогорной местности. Это нужно для рационального комплектования машинно-тракторных агрегатов и опре­ деления расчетных норм выработки при работе в высо­ когорных условиях.

Применение изложенной методики позволит эксплуа­ тировать тракторы, комбайны, самоходные шасси и дру­ гие дизельные установки в высокогорных условиях на оптимальных режимах работы.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДИЗЕЛЕЙ С ГАЗОТУРБОНАДДУВОМ

Применение наддува па тракторных дизелях приво­ дит к некоторым особенностям технического ухода за ди­ зелями. Периодичность и объем технических уходов, от­ носящихся непосредственно к двигателю, мало отли­ чаются у дизелей без наддува и с наддувом. При эксп­ луатации дизелей с турбонаддувом несколько большее внимание нужно уделять уходу за системой смазки и си­ стемой питания, а также режиму пуска и остановки дизеля.

Ротор современного турбокомпрессора вращается с большой скоростью (35000—70000 об/мин), и неисправ­ ность системы смазки неизбежно приведет к выходу из

81


строя подшипников ротора. Поэтому нужно постоянно контролировать подачу масла к подшипникам ротора. При нарушении работы системы смазки необходимо не­ медленно остановить дизель для устранения неисправ­ ности.

Несвоевременный уход за впускной системой двига­ теля приводит к увеличению сопротивлений при движе­ нии воздуха в цилиндры двигателя. В результате увели­ чивается степень дымления дизеля, что способствует по­ вышению давления и температуры выхлопных газов. При этом увеличивается скорость вращения ротора турбо­ компрессора и повышается износ подшипников ротора.

На работоспособность турбокомпрессора большое влияние оказывают режимы пуска и остановки двигате­ ля. При пуске масло к турбокомпрессору поступает с не­ которым запаздыванием, поэтому необходимо постепен­ но увеличивать число оборотов двигателя до тех пор, по­ ка давление масла перед турбокомпрессором не достиг­ нет нормальной величины. Перед остановкой двигателя необходимо в течение 5—10 минут проработать на малой нагрузке или на холостом ходу и постепенно снижать обороты двигателя. При таком режиме остановки турбо­ компрессор постепенно охладится, и в каналах системы смазки турбокомпрессора останется часть масла, кото­ рое используется для смазки подшипников ротора в на­ чале последующего пуска дизеля.

В качестве примера ниже приведены некоторые до­ полнительные операции при обслуживании дизеля с тур­ бокомпрессором.

1. Систематическое наблюдение за давлением масл перед турбокомпрессором. При падении давления масла ниже допустимого предела (1,5 кг/см2) двигатель дол­ жен быть немедленно остановлен для устранения причин падения давления.

82

2. Постоянное наблюдение мест соединения турбо­ компрессора с впускным коллектором, стыков среднего корпуса с корпусами турбины и компрессора и других соединений. В случае необходимости — подтяжка кре­ пежных деталей.

3. При пуске дизеля делается прокрутка двигателя с выключенной подачей топлива пока не поднимется дав­ ление масла на входе в турбокомпрессор.

4.Через 60 часов работы проводится промывка мас­ лофильтра, трубки подвода масла от фильтра к турбо­ компрессору и калиброванного отверстия в штуцере.

5.Через каждые 900—1000 часов работы промывают турбокомпрессор, делают частичную разборку и провер­ ку осевого и диаметрального люфтов ротора.

Впроцессе разборки и сборки необходимо тщательно предохранять все детали и узлы турбокомпрессора от забоин, вмятин и других повреждений. Во избежание разбалансировки ротора запрещается всякая механиче­

ская обработка деталей ротора в условиях мастерских колхозов и совхозов. Ремонт турбокомпрессоров может производиться только квалифицированными специали­ стами в хорошо оснащенной мастерской.

В таблице 13 приведены некоторые неисправности турбокомпрессоров и способы их устранения.

Турбокомпрессоры, выпускаемые нашей промышлен­ ностью, обеспечивают длительную и безотказную работу при условии регулярного ухода за' ними и соблюдения правил эксплуатации.

83


Заблица 13

Некоторые неиспарвности турбокомпрессоров и способы их устранения

Признаки и причины

Способы устранения

неисправности

 

Падение давления наддува

( о п р е д е л я е т с я п о с н и ж е н и ю м о щ н о с т и д в и г а т е л я и д ы м н о м у

 

 

 

 

 

в ы х л о п у )

 

 

 

1. У т е ч к а в о з д у х а

и з к о м ­

1. П о д т я н у т ь к р е п л е н и я

п р е с с о р а

ч е р е з с о е д и н е ­

 

 

 

н и е .

 

 

 

 

 

 

 

 

2. З а с о р е н

в о з д у х о о ч и с т и ­

2. П р о в е р и т ь

и п р и н е о б ­

т е л ь д в и г а т е л я .

 

 

х о д и м о с т и п р о м ы т ь в о з ­

3. Р а з р е г у л и р о в а н а и л и н е ­

д у х о о ч и с т и т е л ь .

и с п р а в н а

т о п л и в н а я а п ­

3. О т р е г у л и р о в а т ь и л и у с ­

п а р а т у р а .

 

 

 

 

т р а н и т ь

 

н е и с п р а в н о с т и

4. П р о б и т а п р о к л а д к а м е ж ­

т о п л и в н о й а п п а р а т у р ы .

д у ф л а н ц а м и

т у р б и н ы и

4 . З а м е н и т ь п р о к л а д к у .

в ы х л о п н о г о к о л л е к т о р а .

5. П р о м ы т ь

т у р б о к о м п р е с ­

5. Т у г о е в р а щ е н и е

р о т о р а ,

с о р .

 

 

о т с у т с т в и е в ы б е г а .

 

6. С н я т ь

т у р б о к о м п р е с с о р

6. Р о т о р

т у р б о к о м п р е с с о р а

с д в и г а т е л я и о т п р а в и т ь

з а к л и н и л в п о д ш и п н и к е .

е г о в р е м о н т .

Н и з к о е

д а в л е н и е

м а с л а и

входе в турбокомпрессор

1. М а н о м е т р

 

в ы ш е л

и з

1. З а м е н и т ь м а н о м е т р .

с т р о я .

Н е и с п р а в н о с т ь м а ­

 

 

 

н о м е т р а п р о в е р я е т с я п о д ­

к л ю ч е н и е м

к о н т р о л ь н о г о

 

м а н о м е т р а .

 

 

2. П о л о м к а т р у б к и п о д в о д а

2 . З а м е н и т ь т р у б к у .

м а с л а к т у р б о к о м п р е с с о ­

 

ру-

 

3. П р о м ы т ь к о р п у с ф у л ь т -

3. З а с о р е н ы

м а с л о п р о в а д я -

щ и е с в е р л е н и я в к о р п у с е

р а .

ф и л ь т р а .

 

 

84


Признаки

и причины

неисправности

4. З а с о р е н

ф и л ь т р у ю щ и й

э л е м е н т м а с л я н о г о ф и л ь т -

р а .

5 . З а с о р е н а т р у б к а п о д в о д а м а с л а к м а с л я н о м у ф и л ь -

т р у т у р б о к о м п р е с с о р а .

Продолжение таблицы 13

Способы устранения

4 . П р о м ы т ь ф и л ь т р у ю щ и й э л е м е н т .

5 . П р о м ы т ь и л и з а м е н и т ь т р у б к у .

Н е п р е р ы в н ы й и л и п е р и о д и ч е с к и й п о с т о р о н н и й ш у м в т у р б о к о м п р е с с о р е

] . З а е д а н и е к о л е с т у р б и н ы

и л и к о м п р е с с о р а з а в с т а в ­ к и т у р б и н ы и л и к о м п р е с ­ с о р а .

2. П о в ы ш е н н ы й и з н о с п о д ­ ш и п н и к а .

1.

П р о в е р и т ь н а л и ч и е п р о ­

 

к л а д о к м е ж д у к о р п у с а ­

 

м и к о м п р е с с о р а и т у р ­

 

б и н ы и с р е д н и м к о р п у ­

 

с о м . В с л у ч а е н е о б х о д и ­

 

м о с т и у с т а н о в и т ь д о п о л ­

 

н и т е л ь н ы е

п р о к л а д к и

 

т о л щ и н о й 0 ,2 — 0 ,3 мм.

 

П р и п о в ы ш е н н о м и з н о с е

 

п о д ш и п н и к а н у ж н о о т ­

 

п р а в и т ь

т у р б о к о м п р е с ­

 

с о р в р е м о н т .

2.

О т п р а в и т ь т у р б о к о м ­

 

п р е с с о р в р е м о н т .

 

В ы б р о с м а с л а и з т у р б о к о м п р е с с о р а

 

1. Д л и т е л ь н а я р а б о т а с з а ­

1. П р о м ы т ь

в о з д у х о о ч и с ­

с о р е н н ы м в о з д у х о о ч и с т и ­

т и т е л ь .

 

т е л е м .

 

 

 

 

2. Д л и т е л ь н а я

р а б о т а д в и ­

2. О б е с п е ч и т ь н о р м а л ь н у ю

г а т е л я с м а л о й

н а г р у з ­

з а г р у з к у д в и г а т е л я .

к о й .

 

 

 

 

85