Файл: Петренко, Е. Я. Некоторые особенности работы автотракторных дизелей в высокогорных условиях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
это выражение относительно коэффициента наполнения в высотных условиях, то получим уравнение такого вида:
|
Он'ОуР |
Лоо' |
(2) |
йо■От |
где Сн — действительное количество воздуха, поступив шего в цилиндры двигателя в высотных усло виях, в кг/час;
~~ теоретическое количество воздуха, которое могло бы поместиться в рабочем объеме ци линдров на пулевой высоте, если бы давление и температура в цилиндрах были равны давле нию и температуре окружающего воздуха на нулевой высоте, в кг/час;
— действительное количество воздуха, поступив шего в цилиндры двигателя на нулевой высоте,
в кг/час;
й?н —- теоретическое |
количество |
воздуха, |
которое |
могло бы поместиться в рабочем объеме ци |
|||
линдров, если |
бы давление |
и температура в |
|
цилиндрах были бы равны давлению и темпе |
|||
ратуре воздуха |
в высотных условиях, |
в кг/час. |
При работе двигателя на всех высотах действительное количество воздуха, поступающего в цилиндры двигате ля, зависит от рабочего объема цилиндров, скоростного режима работы двигателя и удельного веса воздуха в цилиндрах.
Так как рабочий объем цилиндров двигателя не изме няется с высотой, то можно принять, что при постоянном скоростном режиме работы действительный весовой рас ход воздуха двигателя изменяется прямо пропорциональ-
1 0
но удельному весу воздуха в цилиндрах в конце такта впуска:
|
Н |
@о |
(3 ) |
Уо |
|
где ун' Уо' — удельный |
вес воздуха в цилиндрах двига |
теля в конце такта впуска в высотных ус ловиях и на нулевой высоте в кг/м3.
Теоретический расход воздуха двигателем на нулевой высоте и в высотных условиях можно определить из уравнений:
(4)
С-он^п-Уп, |
(5 |
где у о, ун— удельный вес окружающего воздуха на уров не моря и в высотных условиях в кг/м3.
Таким образом, теоретический расход воздуха двига телем зависит от удельного веса окружающей среды.
Удельный вес воздуха в высотных условиях можно определить из формулы:
Гн=Уо ~ 1 Г кг1м3’ |
(6 )) |
|
*о’ *н |
|
|
где Рн и Р0 — давление окружающего воздуха |
в высот |
|
ных условиях |
и на уровне моря в мм |
|
рт. ст. или кг/см2; |
воздуха |
|
Т0 и Г„— температура |
окружающего |
на нулевой высоте и в высотных условиях в °К.
П
Из формулы (6) видно, что для определения удель ного веса окружающего воздуха в высотных условиях нужно знать давление и температуру воздуха в этих же условиях. В таблице 1 представлены значения давления, температуры и удельного веса окружающего воздуха в высотных условиях в соответствии с Международной стандартной атмосферой. Здесь по мере увеличения вы соты, вследствие падения барометрического давления, снижается удельный вес окружающего воздуха.
Таблица 1
Изменение барометрического давления, температуры и удельного веса окружающего воздуха с высотой в соответствии с Международной стандартной атмосферой
|
Барометричеекое |
Температура |
Удельный |
|||||
|
давление |
|
|
|
|
вес |
|
|
Высота |
н |
|
|
|
|
|
|
|
над уровнем |
о |
|
|
|
|
|
|
|
моря, м |
н |
|
|
|
|
|
|
|
г |
о. |
<\) |
о- |
О |
|
|
<\Г |
о5 |
» |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
0 |
760,0 |
1,033 |
100,0 |
15,0 |
288,0 |
100,0 |
1,225 |
100,0 |
500 |
716,0 |
0,973 |
94,2 |
11,7 |
284,7 |
98,8 |
1,168 |
95,3 |
1000 |
674,1 |
0,916 |
88,7 |
8,5 |
281,5 |
97,7 |
1,112 |
90,8 |
1500 |
634,2 |
0,862 |
83,7 |
5,2 |
278,2 |
96,6 |
! ,058 |
86,4 |
2000 |
596,2 |
0,810 |
78,3 |
2,0 |
275,0 |
95.5 |
1,007 |
82,2 |
2500 |
560,1 |
0,761 |
73,7 |
--1,8 |
271,2 |
94,2 |
0,957 |
78,1 |
3000 |
525,8 |
0,715 |
69,2 |
—4,5 |
268,6 |
93,2 |
0,909 |
74,2 |
3500 |
493,2 |
0,670 |
64,9 |
—7,8 |
265,2 |
92,1 |
0,863 |
70,4 |
4000 |
462,2 |
0,628 |
60,8 |
—11,0 |
262,0 |
91,0 |
0,819 |
66,8 |
Следует отметить, что реальная атмосфера всегда от личается от стандартной. Метеорологические условия мо гут изменяться не только с изменением высоты: па одной и той же географической высоте в разные дни или в
12
разное время суток давление и температура воздуха мо гут подвергаться значительным колебаниям.
Если в уравнение (5) подставить значение удельного веса окружающего воздуха в высотных условиях, опре деленное из формулы (6), то получим уравнение теоре тического расхода воздуха двигателем в высотных усло виях такого вида:
Рн'Тр |
(7) |
лг'Н~ *Ц-Уо'Ро-Тн |
Подставив в уравнение (2) значения теоретического расхода воздуха на уровне моря и в высотных условиях и, принимая во внимание выражение (3), получим урав нение коэффициента наполнения двигателей внутреннего сгорания в высотных условиях:
11 |
7« |
(8) |
|
Уо |
|||
|
где ¡}= ~ —-отношение температуры воздуха в высотных Го условиях к температуре на уровне моря;
р = — — отношение давления воздуха в высотных р° условиях к давлению на уровне моря.
Удельный вес воздушного заряда цилиндров двига теля можно определить из уравнения:
у'= у ■Р-(-' Т°- |
(9) |
1 Г° Ро-Та |
|
где Ра — давление в цилиндрах в конце такта впуска в
кг¡см2;
Та — температура в цилиндрах в конце такта впус ка в °К.
13
Из уравнения (9) видно, что удельный вес воздушно го заряда зависит от давления и температуры в цилинд рах двигателя в конце такта впуска. Наличие воздухо очистителя, впускных и выпускных каналов, создают не которое сопротивление движению свежего заряда и отра ботавших газов. Кроме того, в объеме камеры сжатия ос тается часть отработавших газов, давление и температура которых выше, чем давление и температура окружающего воздуха. При поступлении свежего заряда в цилиндры двигателя температура заряда повышается под воздейст вием остаточных газов и нагретых деталей цилиндро поршневой группы. Поэтому давление в цилиндрах в кон це такта впуска ниже, а температура выше, чем давление
итемпература окружающего воздуха.
Ввысокогорных условиях давление в цилиндрах двигателя- в конце такта впуска можно определить из уравнения:
р ан =Ри— А РЯи кг/см2, |
(10) |
где Д Ран— потеря давления за счет сопротивлений впускной системы двигателя в кг/см2.
Если допустить, что процесс поступления воздушного заряда в цилиндры двигателя является установившимся, а также пренебречь начальной скоростью воздушного за ряда и разницей удельных весов воздуха во всех сечениях впускного тракта, то потерю давления Д Рап можно най ти из уравнения Бернулли:
^ Р ан = ^ + 1 н )-^ а н ^ /с м \ |
( 11) |
где ц — ускорение свободного падения; |
давлении |
Шан— скорость воздушного потока при |
|
Ран» |
|
14
gH— коэффициент сопротивления воздушного пото ка, отнесенный к скорости потока waa.
В целях выяснения зависимости потерн давления от высоты над уровнем моря составим отношение уравне ний потери давления в высокогорных условиях Д Ран к потере давления на нулевой высоте Д Рао• Решив это вы ражение относительно Д Ран получим:
АРаН=АРа0- Í2- • |
к г ! с м (12) |
|
аН |
00 Уо ( 1 - г б о ) |
™-ао |
Чтобы найти потери давления, нужно знать значения скоростей воздушного заряда двигателя при работе в обычных и высокогорных условиях.
Мгновенную скорость воздушного потока в пускном трубопроводе можно определить из уравнения:
Wa= C m• у |
S-n-F„ |
(13) |
зоч |
|
где Ст — средняя скорость поршня, Рп — площадь сечения поршня,
/ — средняя площадь сечения воздушного трубопро вода,
5— ход поршня,
п— скоростной режим работы двигателя.
Из уравнения (13) видно, что при постоянном ско ростном режиме работы двигателя скорость воздушного заряда ауа, а следовательно, и коэффициент сопротивле ния | не изменяются с высотой, так как площади попе речного сечения поршня и воздушного трубопровода, а также ход поршня не изменяются с высотой. В этом
3 - 3 5 9 9 |
15 |
случае, подставляя значение ша из выражения |
(13) в |
(12), получим: |
|
ЬРан= АРао- у—кг/см*. |
(14) |
То |
|
Из уравнения (14) видно, что с ростом высоты умень шается потеря давления Л Pa¡, пропорционально удель ному весу окружающего воздуха у„.
На уровне моря потеря давления у четырехтактных двигателей без наддува находится в пределах:
д Ра0= (0,10—0,25) Ро кг/см2.
Меньшие значения Д Рао относятся к дизелям, а большие — к карбюраторным и газовым двигателям.
Температура воздуха в цилиндрах двигателя в конце такта впуска Га представляет собой температуру свежего заряда, подогретого от горячих деталей двигателя и остаточных газов от предыдущего цикла с температу рой Тг.
Из опубликованных результатов исследований извест но, что в высокогорных условиях температура заряда в конце такта впуска в основном зависит от температуры окружающей среды, так как при нормальном протека нии рабочего процесса степень подогрева свежего заря да от воздействия остаточных газов и нагретых деталей двигателя практически не изменяется с высотой:
Taíl= T a + AT'°K,
где Д V — степень подогрева воздушного заряда от воз действия остаточных газов и деталей двига теля.
18
У существующих автотракторных дизелей без надду ва на уровне моря величина Л V находится в следую щих пределах:
Д г = (17—37)°.
Следует отметить, что у поверхности земли темпера тура воздуха несколько выше, чем температура воздуха, соответствующая этой высоте по Международной стан дартной атмосфере. По данным метеорологических стан ций Грузии, в диапазоне высот до 3000 м над уровнем моря средний температурный градиент на высоте 2 м над поверхностью земли составляет 5,5° на каждые 1000 м (вместо 6,5° по МСА). Такую разницу в температурах можно объяснить тем, что здесь воздух дополнительно подогревается от поверхности земли.
Автотракторные двигатели работают у поверхности земли, поэтому для расчета параметров работы этих двигателей на высотах до 3000 м над уровнем моря температуру воздуха рекомендуется определять из фор мулы:
Та= Т0—0,0055-// °К, |
(16) |
где Н — высота над уровнем моря в м.
Таким образом, при расчете параметров рабочего процесса автотракторных дизелей без наддува в высо когорных условиях нужно учитывать влияние этих усло вий на параметры воздушного заряда.
В таблице 2 представлены ориентировочные значения параметров воздушного заряда и коэффициента наполне ния дизелей, полученные расчетом из формул (8), (9), (10), (14), (15) и (16). При расчетах условно принято, что потеря давления на уровне моря* Д /'¡Кг=П 42-/’й
кг/см2, а степень подогрева воздушного1з£рЯ>дЗл©чнвоз-
Тм:;|<че,
17
действия остаточных газов и деталей двигателя А Т — 25° и не изменяется с высотой.
Таблица 2
Изменение параметров воздушного заряда и коэффициента наполнения дизелей при работе в высокогорных условиях
Высота над уров нем моря, м
0
500
1000
1500
2000
2500
3000
*5$
Р н |
|
|
|
|
О |
|
5 |
|
11Т |
|
Т 0 |
|
|
|
|
||
|
|
яз |
* |
|
рц |
|
||
|
¥ |
|
|
|
и; |
> |
||
|
Н |
|
|
а |
ГЗ |
н |
?*• |
|
|
|
|
<3 |
Он |
$=■ |
|||
1,000 |
288,0 |
1,000 |
1,225 |
0,124 |
0,909 |
313,0 |
0,992 |
0,800 |
0,942 |
285,2 |
0,990 |
1,165 |
0,118 |
0,855 |
310,2 |
0,941 |
0,797 |
0,887 |
282,5 |
0,981 |
1,107 |
0,112 |
0,804 |
307,5 |
0,893 |
0,796 |
0,834 |
279,7 |
0,971 |
1,053 |
0,107 |
0,755 |
304,7 |
0,846 |
0,794 |
0,784 |
277,0 |
0,962 |
0,999 |
0,101 |
0,709 |
302,0 |
0,802 |
0,793 |
0,734 |
274,2 |
0,952 |
0,948 |
0,096 |
0,665 |
299,2 |
0,759 |
0,791 |
0,692 |
271,5 |
0,943 |
0,899 |
0,091 |
0,624 |
296,5 |
0,719 |
0,790 |
Из этой таблицы видно, что на всех высотах величи на удельного веса воздушного заряда у/ ниже удельного веса окружающего воздуха у. Это объясняется тем, что здесь давление конца такта впуска Ра ниже, а темпера тура Та — выше, чем давление и температура окружаю щего воздуха.
Вследствие снижения давления и температуры конца такта впуска соответственно снижается давление и тем пература конца такта сжатия, что приводит к ухудшению процессов смесеобразования и увеличению периодов задержки воспламенения и горения рабочей смеси. При
18