Файл: Переверзев, М. П. Повышение эффективности производства на комплексно механизированных и автоматизированных шахтах (обзор).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

работы — четырехсменный.

В

каждую смену

в забое работает

звено из шести человек.

 

всех процессов

производственного

Длительность выполнения

цикла составляет 5 ч 30 мин.

В среднем выполняется один цикл

в смену, который начинается

с бурения шпуров по породе. На

взрывание и проветривание

забоя затрачивается 40 мин. После

взрывных работ один рабочий приводит забой в безопасное сос­ тояние, а другой производит орошение взорванной горной массы. В это же время два человека подгоняют машину к забою, под­ вешивают силовой кабель, а два других производят затяжку вы­ работки. На эти работы звено затрачивает 20—25 мин.

Приведя забой в безопасное состояние, пять человек присту­ пают к уборке горной массы. Убрав две трети взорванной гор­ ной массы, эти же пять человек производят настилку временного пути из рельсов типа Р24. Затраты времени на уборку горной массы с настилкой временного пути составляют в среднем 1 ч 30 мин. После полной уборки горной массы четыре человека

занимаются

возведением

постоянной

крепи,

а два — подготовкой

к бурению

забоя. Затраты времени на установку двух

рам сос­

тавляют 37—40 мин.

взорванной

горной

массы в

четвертом

Во время орошения

цикле три проходчика подвозят рельсы, подносят болты, шпалы, костыли. Убрав две трети горной массы, шесть человек сни­ мают звенья временного пути, зачищают штреки, укладывают шпалы и рельсы.

Чтобы своевременно обеспечить проходчиков необходимыми материалами, на участке специально создано звено подсобных рабочих, состоящее из трех человек. В каждую смену забой об­ служивают мастер-взрывник и дежурный электрослесарь.

Четко выполняются графики профилактических осмотров обо­ рудования. За два дня до воскресенья начальник участка сов­ местно с механиком участка и бригадиром определяют объемы ремонтных работ и необходимую численность рабочих для вы­ полнения этих работ. Ремонт производится в воскресные дни в первую смену бригадой электрослесарей. Такая организация ре­ монта оборудования позволила свести к минимуму простои, свя­ занные с неисправностью машин и механизмов.

Коллектив бригады отличается высокой трудовой дисципли­ ной. Это результат активной работы совета бригады, который пользуется большими правами при решении всех производствен­ ных и бытовых вопросов. В начале каждого месяца совет брига­ ды проводит общее собрание, на котором председатель доклады­ вает о выполнении плана за прошедший месяц и о достигнутых технико-экономических показателях.

Шахта «Одесская» № 1 сдана в эксплуатацию в 1967 г. Шах­ та разрабатывает пласт «Атаман» мощностью 1,25 м с углом па­ дения 7—11°. Кровля и почва — глинистые сланцы средней ус­ тойчивости.

40


Согласно разработанным мероприятиям суточная добыча по шахте должна быть доведена до 2500 г. С этой целью были на­ чаты работы по подготовке панели на восточном крыле шахтно­ го поля, в связи с этим создалась необходимость скоростного проведения панельного уклона № 2.

Панельный уклон № 2 проходится бригадой, возглавляемой С. М. Линчевским, снизу вверх с 26-го откаточного штрека по углю и породе сечением вчерне 9,3 м2. Крепление производится арками типа АП-7,9, транспортировка горной массы— конвейе­ рами С-53, бурение ручными электросверлами; порода убирается вручную.

Бригада состоит из 25 человек. Режим работы — четырех­ сменный, при прерывной рабочей неделе, в каждой смене рабо­ тает звено из шести человек. Организация работ осуществляется по многоцикличному графику, предусматривающему максималь­ ное совмещение процессов во времени, выполнение одного про­ ходческого цикла в смену, что обеспечивает подвигание забоя за цикл на 2,5 м. Каждое звено обслуживают мастер-взрывник и электрослесарь. Смена звеньев производится непосредственно на рабочих местах. Для доставки материалов в забой создано зве­ но такелажников из четырех человек.

Организуя свой труд на научной основе, бригада проходчи­ ков, возглавляемая С. М. Линчевским, обеспечила месячную про­ изводительность труда 6,3 м при плане 4,3 м.

Это стало возможным благодаря хорошей слаженной работе бригады, крепкой производственной дисциплине.

Транспорт. Основой эффективности угледобывающего произ­

водства

является

надежная работа внутришахтного

транспорта.

В этой связи интересен опыт работы коллектива

ВШТ

шахты

«Маяк»

комбината

«Свердловантрацит». С января

1972

г. про­

изводственная мощность шахты достигла 5 тыс. т в сутки за счет выемки угля механизированными комплексами во всех действую­ щих очистных забоях. Это обеспечит рост производительности труда рабочего по добыче к середине 1974 г. на 40%.

На шахте в работе находится 6 лав, из них четыре оборудо­ ваны комплексами КМ-87Д.

Четкая работа участка внутришахтного транспорта обеспечи­ вает ритмичную работу очистных забоев. Участок объединяет электровозную откатку, конвейерный транспорт и подъемный комплекс ствола.

Конвейерный транспорт используется для транспортировки угля из забоев на откаточные штреки и выдачи угля из шахты. На главном стволе установлен конвейер КРУ-350 общей протя­ женностью 2400 м.

Обмен вагонеток у каждого опрокидывателя производится спаренными толкателями типа ТЦ-900. Протяженность откаточ­ ных путей в шахте 20 км. Около 20% стрелочных переводов ав­ томатизированы аппаратами ЧУС-3.

41


Откатка груза й вагонеток осуществляется шестью электро­ возами. Электровозы оборудованы устойчиво работающей, высо­ кочастотной связью ВГСТ-1М. Вагонеточный парк состоит из 1065 вагонеток типа УВГ-2,5.

Режим работы участка — четырехсменный. На участке тру­ дятся бригады машинистов электровозов, электрослесарей, рабо­ чих по ремонту горных выработок и путевого хозяйства. Коллек­ тив участка постоянно занимается внедрением научной организа­ ции труда. Правильная расстановка людей по звеньям, бригадам, сменам с учетом их характера, деловых качеств — результат це­ ленаправленных усилий инженерно-технических работников.

Четкая работа транспортного диспетчера и хорошая связь его с машинистами электровозов позволяют тесно увязать графики работы электровозов и равномерно загрузить каждую машину. Такая организация работы сокращает затраты времени на под­ готовительно-заключительные операции с 20—25 до 10 мин в сме­ ну, внутрисменные потери времени в работе транспорта снижают­ ся до 10—12%.

Одним из условий успешной работы участка является качест­ венное выполнение профилактических осмотров и ремонтов обо­ рудования. Для обеспечения безаварийной работы механизмов в каждую смену дежурят четыре электрослесаря. Более сложный ремонт производится в воскресные дни.

Коллектив участка отличается высокой трудовой и производ­ ственной дисциплиной. Укреплению трудовой дисциплины способ­

ствует

активная

деятельность

совета

бригады,

который поль­

зуется

большими

правами

при

решении

всех производственных

и бытовых вопросов.

взял

обязательства довести производи­

Коллектив участка

тельность электровозов

к концу

9-й пятилетки

до 35 000 т/км в

месяц.

 

 

 

 

 

 

 

Основными путями повышения эффективности работы комп­ лексно механизированных и автоматизированных шахт являют­ ся широкое применение прогрессивной технологии очистных ра­ бот, комбайновой проходки горных выработок; применение мощ­ ных электровозов и высокопроизводительных конвейеров; повы­ шение уровня автоматизации производства; разработка и широкое внедрение средств механизации вспомогательных и тяжелых опе­ раций при ремонте горношахтного оборудования, на работах по содержанию горных выработок и путевого хозяйства в исправ­ ном состоянии и др.

Не менее важное значение в повышении эффективности про­ изводства на шахтах имеют дальнейшая концентрация угледо­ бывающего производства, специализация вспомогательно-обслу­ живающего хозяйства, широкое внедрение автоматизированных систем управления, постоянное развитие социалистического со­ ревнования.

42


Заполненная карта направляется в ЦНИЭИуголь* 103012, г. Москва, К-12, пр. Сапунова, 13/15

КАРТА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

К информации (наименование, и с т о ч н и к ) _________________

1. По данной информации внедрено (что, где, когда, эффект)

2.Мероприятие (новшество) принято к внедрению (где, когда, ожидаемый эффект)

3.Информация представляет интерес и явилась сигналом для запроса дополнительных ма­

териалов,

изучения

опыта на месте, заказа

рабочих чертежей или оборудования

(нужное

подчеркнуть)

или

. - - —

4.Информацию предполагается использовать (как, где, когда)

5.Информация не может быть использована по следующим причинам; известна из других

сточнвков. не отражает современную технологию, существуют более удачные решения, не

дает четкого представления о преимуществах новшества (нужное подчеркнуть) или __________

Наименование предприятия, должность

(подпись)

197 г.