Файл: Лилеев, С. К. Диспетчерская служба предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

отклонений. Ее деятельность более эффективна, если она направлена в первую очередь на предотвращение от­

клонений. Здесь успех зависит прежде всего от того,

насколько правильно организованы взаимосвязи цент­ ральной диспетчерской службы с другими функциональ­ ными подразделениями предприятия, обеспечивающими основное производство (начиная с создания конструк­ торско-технологической документации, кончая сбытом

готовой продукции), а также с низовым диспетчерским

аппаратом.

Массово-поточное производство характеризуется в первую очередь относительным постоянством конструк­ ций выпускаемых изделий. Значит, казалось бы, вопросы

конструкторской подготовки нет необходимости решать в ходе производства. В действительности же на предприя­ тиях такого масштаба, как ЗиЛ, дело обстоит значитель­ но сложнее.

В процессе производства той или иной модели осу­

ществляется постоянная модернизация ее отдельных уз­ лов и агрегатов, направленная на повышение качества и улучшение эксплуатационных характеристик выпускаемой продукции. Но при введении какого-либо изменения мо­ гут возникать различного рода затруднения в ходе произ­ водства. Тогда служба главного диспетчера предприятия принимает решение совместно с отделом главного конст­

руктора. Кроме того, хотя и редко, диспетчерскому аппа­ рату в связи с отсутствием каких-либо материалов при­

ходится поднимать вопрос перед конструкторами о вре­ менной замене того или иного материала в рамках до­

пускаемых отклонений.

Значительно более тесные взаимосвязи складываются между службами главного диспетчера и главного техно­ лога. Действие этих связей проявляется во всех случаях, когда происходят или могут произойти какие-либо откло­ нения от установленной технологии. Наиболее возможная причина таких отклонений — выход из строя (временно) технологического оборудования, не имеющего дублеров. Тогда службы главного технолога и главного диспетчера совместно с руководством отраслевого производства

принимают оперативное решение об организации «обход­ ного» процесса. Возможны случаи (хотя в массово-поточ­ ном производстве при высоких темпах производства они должны носить исключительный характер), когда из-за

22


нарушения технологии снижается качество продукции.

Об этом диспетчерский аппарат может быть информиро-’

ван только как о свершившемся факте. Задача двух служб сводится к тому, чтобы скорее ликвидировать на­ рушение без остановки производства, обеспечивая его питание за счет страховых заделов.

Взаимосвязь служб главного механика и главного энергетика с диспетчерским аппаратом предприятия не­ обходима в двух случаях:

для организации производства при планово-предупре­

дительном ремонте уникального оборудования. Диспет­ черский аппарат совместно с планово-производственным отделом, руководством отраслевого производства прини­ мает меры к созданию временных заделов и осуществля­

ет контроль за выполнением ремонта в установленные сроки';

для принятия срочных мер при аварии или непредви­

денном выходе из строя технологического оборудования. Продукция, выпускаемая предприятиями автомобиль­ ной промышленности, состоит главным образом из дета­ лей и узлов, изготовляемых из металла; поставки его, как правило, лимитированы. Поэтому контроль за бес­

перебойным обеспечением производства металлом зани-. мает в работе диспетчерского аппарата ^важнейшее место./

Интервал между поступлением металла того или иного сорта на завод и получением готовой детали из него мо­ жет измеряться несколькими днями. В силу данной при­ чины управление металлоснаба совместно с диспетчер­ ским аппаратом и управлением отраслевых производств

систематически организует проверку обеспеченности за­

вода металлом особо учитываемой номенклатуры на от­ носительно длительный период времени.

Взаимосвязи диспетчерской службы с другими функ­ циональными подразделениями, обслуживающими основ­ ное производство, по существу являются одновременно и организацией бесперебойной, ритмичной работы всех его звеньев.

Особое место следует отвести взаимоотношениям дис­ петчерской службы с планово-производственным отделом.

Тот факт, что обе эти службы составляют службу управ­ ления основным производством, уже свидетельствует о необходимости тесных контактов между ними. В процессе контроля и анализа хода производства планово-произ-

23

О

g

C

2

Q-

O

Є

Отчет о выполнении графика выпуска товарной продукции основного производства

дґоавєвн ниш

• ей XiqaoiOJ moibiq

ф

 

S

еПбээк

к

ф

еігвьен ɔ

ς

CQ

 

а

я

о.

C

ь

£.3

BQ 'S

О

иміАэ вє

S

«1

 

5

 

 

(--) «(-J-) ИЖІ09Э

 

10 ЭИНЭНОІГЯІО

 

eftlʃɔ

 

-ЭК EIfBhEH ɔ

Собрано

HMIÁO ЕЕ

ЕЇ1И0 -əw BIfBhBH ɔ

s

 

 

сбс

HMXÁO

EH

План

 

 

ПКЭЭК EH

Наименование изделия

515

О

о

CsJ

200

l 0 ÷ l

2 210

180

S

см

ь*

103

130000001504000 из них

1 300 125

О

ю

0 0 + 1

4001

3001 105

001

400 CM

130180001125600

 

008

1200

 

 

6300

О

 

 

CM

 

 

 

о

 

 

 

о

 

 

О

S

 

 

о

 

 

о

CM

 

 

+ 700

+ 0001

 

 

6 700

13 000

 

 

520

0051

 

 

О

S

 

 

о

 

 

CD

о

 

 

CM

 

 

OOS

1000

ППО

 

CM000

000

ачальник

 

 

CM

Н

і

 

!

 

т о г о :

грузовых автомоби­ лей

холодильников

 

И

 

 

 

24


водственный отдел дает диспетчерскому аппарату необхо­ димую отчетную информацию.

Ежедневно планово-производственный отдел сообщает в форме отчета главному диспетчеру о результатах рабо­ ты за прошедшие сутки (форма № 9).

Такие аналитические отчеты представляются по всем типам автомобилей и автомобильных двигателей. На их основе диспетчерский аппарат окончательно корректиру­ ет задание на сборку и сдачу автомобилей по модифика­ циям на следующие сутки.

Для более детального анализа работы за прошедшие сутки планово-производственный отдел вооружает служ­ бу главного диспетчера уточненными данными о резуль­ татах работы завода по изготовлению основных автомо­ бильных узлов и агрегатов (форма № 10).

Используя всю эту информацию, диспетчерская служ­ ба может эффективнее воздействовать на производствен­ ные подразделения и более оперативно организовать

контроль за их работой.

Контакты между двумя службами носят не только ин­ формационный характер, но бывают необходимы для решения оперативных вопросов в связи с отклонениями в

производстве.

Как правило, работники планово-производственной службы по требованию диспетчерского аппарата проводят

сверку оперативных подетальных планов цехов-постав­ щиков и цехов-потребителей, в случае необходимости корректируют эти планы и т. д.

В процессе контроля за ходом производства централь­

ному диспетчерскому аппарату приходится вмешиваться

в работу диспетчерской службы подразделений по тем особо важным позициям, по которым при согласовании сроков подачи и требуемого количества цех-поставщик и цех-потребитель не пришли к единому мнению. Например, подразделение-потребитель требует от своего поставщи­

ка подать 500 деталей А к 14 часам. Но поставщик по

каким-либо причинам не может обеспечить подачу этих деталей к такому сроку или в таком количестве. Тогда цех-потребитель передает эту позицию под контроль дис­ петчеру своего отраслевого производства. Последний привлекает к решению вопроса диспетчера отраслевого производства, в которое входит подразделение-поставщик.

Диспетчерский аппарат отраслевых производств, как пра-

25

Форма № 10

Отчет о выполнении графика выпуска агрегатов основного производства за «______»_____________19___г.

Агрегат

 

План

на месяц

на сутки

S

W

Ң

га

V

35 м

оЗ

Принято OTK

)

засутки

­

от (—•

сначаламе сяца

Отклонение плана

 

 

+)(,

Кабина (цех кабин)

25 000

1000

12 000

1200

13 000 + 1000

Руль ..........................

30 000

1200

14 400

1000

14 000 — 400

вило, приходит к нужному решению. Лишь в некоторых случаях вопрос выносится на разрешение к сменному за­ местителю главного диспетчера или главному диспетче­ ру завода либо начальнику отраслевого производства.

Деятельность диспетчера производственного подразделения

Основные направления работы диспетчерского аппа­ рата производственных подразделений в незначительной степени отличаются от направлений деятельности служ­ бы главного диспетчера. Поэтому функции диспетчер­

ского

аппарата этого уровня, относящиеся к контро­

лю за

работой оборудования, в его взаимоотношениях с

подразделениями, обслуживающими производство, рас­ сматривать нецелесообразно. Но контроль за ходом про­ изводства, составляющий главное содержание деятельно­ сти диспетчерской службы, осуществляется низовым дис­

петчерским аппаратом, как уже говорилось, по всей

номенклатуре продукции. Это и определяет особенности

организации его работы, на которых мы остановимся.

На большинстве заводов автомобилестроения номен­ клатура выпускаемой продукции отдельными производ­ ственными подразделениями (корпусами, цехами и т. д.) может колебаться от 300 до 2000 наименований. Поэтому

обеспечение непрерывного контроля за передачей деталей из одного подразделения в другое — задача очень слож­

26


ная. Эффективно решать ее возможно только при пра­ вильно выбранной и отлаженной системе планирования и учета. На ЗиЛе действует система контроля за движе­ нием продукции производства по так называемой план­ карте подач. В основу ее (системы) положен принцип

«стандартных сроков» подач деталей, узлов и агрегатов от подразделений-поставщиков к подразделениям-потре­ бителям.

ЗиЛ, как и другие подобные по масштабам производ­ ства машиностроительные предприятия, — сложный структурный комплекс, где типы производства гармонич­ но переходят от низшего — индивидуального производст­ ва во вспомогательных цехах (инструментальных, ремонт­

ных и т. д.) через серийное и крупносерийное в заготови­ тельной фазе (литейное, кузнечное производство и т. д.) к высшему — массово-поточному типу в фазе обработки и сборки.

При такой структуре предприятия ежедневная переда­ ча изделий всей номенклатуры от подразделений-постав­ щиков к подразделениям-потребителям привела бы прежде всего к неоправданному увеличению парка внут­ ризаводского транспорта, включая дорогостоящие межце­ ховые транспортные конвейеры. Кроме того, грузопотоки межцеховых перевозок настолько увеличились бы, что осуществить их практически стало бы невозможно. Исхо­ дя из перечисленных обстоятельств, на ЗиЛе разработали и внедрили «стандартные сроки» подач.

Сущность данного принципа в том, что межцеховые подачи продукции осуществляются не ежедневно по всей закрепленной номенклатуре, а через определенные интер­ валы в течение планируемого месяца. Интервалы уста­ навливаются в зависимости от габарита передаваемых деталей, узлов, агрегатов, величины транспортной пар­ тии, условий для хранения у потребителей, величины партии запуска у поставщика.

Предположим, что прессовым корпусом на главный конвейер сборки автомобилей поставляются такие круп­

ногабаритные детали и узлы, как крыло грузового авто­ мобиля. Из-за больших размеров эти изделия можно до­ ставлять только мелкими партиями, достаточными для сборки автомобилей в течение часа. Место для хранения этих деталей и узлов перед сборочным конвейером поз­ воляет принять примерно такое же их количество. Естест­

27

венно, подобные узлы и детали необходимо подавать еже­ дневно несколькими транспортными партиями.

Другой пример. Литейный корпус ковкого чугуна по­ ставляет в механосборочный корпус № 3 отливки крон­ штейна тормозных камер. Эта деталь относительно не­ больших размеров. Одна транспортная партия позволяет обеспечить работу сборочных участков в течение 2—2,5 дней. Место для хранения деталей у потребителя перед первыми операциями позволяет держать трехдневный задел. Такие детали должны подаваться через день.

Из того же литейного корпуса ковкого чугуна в меха­ носборочный корпус № 1 подается пробка картера редук­ тора. Незначительные размеры детали позволяют транс­ портировать и хранить ее партиями, обеспечивающими сборку на 7—8 дней. Подобные детали следует подавать раз в неделю.

При определении сроков подачи в некоторых случаях,

когда поставщик является представителем производства серийного типа, имеет смысл учитывать размер партии

запуска в цехе-поставщике. Если она не превышает вели­ чину транспортной партии и место хранения для нее у

потребителя может быть обеспечено, то целесообразна единовременная подача всей партии запуска.

Исходя из перечисленных условий, производственно­

диспетчерские бюро (ПДБ) подразделений-поставщиков и подразделений-потребителей разрабатывают стандарт­ ные сроки по всей закрепленной номенклатуре изделий. Эти сроки утверждает планово-производственный отдел завода (форма № 11).

На ЗиЛе практически установилась между всеми про­ изводственными подразделениями единая система стан­

дартных сроков. Подача продукции от поставщика по­ требителю осуществляется: ежедневно; через рабочий

день; в 1, 4, 7, 10, . . ., n-й рабочий день; 5, 10, 15, 20-го числа каждого месяца; 10, 20, 30-го числа каждого меся­ ца. Если срок подачи в данном месяце попадает на нера-

1бочий день, то ее следует производить с опережением на

день. Разработанные сроки подач, как правило, действу­ ют относительно длительное время. Пересматривать их следует при значительном изменении объема и глав­ ным образом структуры производственной программы, а также при изменении маршрутов технологических про­

цессов.

28