ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
отклонений. Ее деятельность более эффективна, если она направлена в первую очередь на предотвращение от
клонений. Здесь успех зависит прежде всего от того,
насколько правильно организованы взаимосвязи цент ральной диспетчерской службы с другими функциональ ными подразделениями предприятия, обеспечивающими основное производство (начиная с создания конструк торско-технологической документации, кончая сбытом
готовой продукции), а также с низовым диспетчерским
аппаратом.
Массово-поточное производство характеризуется в первую очередь относительным постоянством конструк ций выпускаемых изделий. Значит, казалось бы, вопросы
конструкторской подготовки нет необходимости решать в ходе производства. В действительности же на предприя тиях такого масштаба, как ЗиЛ, дело обстоит значитель но сложнее.
В процессе производства той или иной модели осу
ществляется постоянная модернизация ее отдельных уз лов и агрегатов, направленная на повышение качества и улучшение эксплуатационных характеристик выпускаемой продукции. Но при введении какого-либо изменения мо гут возникать различного рода затруднения в ходе произ водства. Тогда служба главного диспетчера предприятия принимает решение совместно с отделом главного конст
руктора. Кроме того, хотя и редко, диспетчерскому аппа рату в связи с отсутствием каких-либо материалов при
ходится поднимать вопрос перед конструкторами о вре менной замене того или иного материала в рамках до
пускаемых отклонений.
Значительно более тесные взаимосвязи складываются между службами главного диспетчера и главного техно лога. Действие этих связей проявляется во всех случаях, когда происходят или могут произойти какие-либо откло нения от установленной технологии. Наиболее возможная причина таких отклонений — выход из строя (временно) технологического оборудования, не имеющего дублеров. Тогда службы главного технолога и главного диспетчера совместно с руководством отраслевого производства
принимают оперативное решение об организации «обход ного» процесса. Возможны случаи (хотя в массово-поточ ном производстве при высоких темпах производства они должны носить исключительный характер), когда из-за
22
нарушения технологии снижается качество продукции.
Об этом диспетчерский аппарат может быть информиро-’
ван только как о свершившемся факте. Задача двух служб сводится к тому, чтобы скорее ликвидировать на рушение без остановки производства, обеспечивая его питание за счет страховых заделов.
Взаимосвязь служб главного механика и главного энергетика с диспетчерским аппаратом предприятия не обходима в двух случаях:
для организации производства при планово-предупре
дительном ремонте уникального оборудования. Диспет черский аппарат совместно с планово-производственным отделом, руководством отраслевого производства прини мает меры к созданию временных заделов и осуществля
ет контроль за выполнением ремонта в установленные сроки';
для принятия срочных мер при аварии или непредви
денном выходе из строя технологического оборудования. Продукция, выпускаемая предприятиями автомобиль ной промышленности, состоит главным образом из дета лей и узлов, изготовляемых из металла; поставки его, как правило, лимитированы. Поэтому контроль за бес
перебойным обеспечением производства металлом зани-. мает в работе диспетчерского аппарата ^важнейшее место./
Интервал между поступлением металла того или иного сорта на завод и получением готовой детали из него мо жет измеряться несколькими днями. В силу данной при чины управление металлоснаба совместно с диспетчер ским аппаратом и управлением отраслевых производств
систематически организует проверку обеспеченности за
вода металлом особо учитываемой номенклатуры на от носительно длительный период времени.
Взаимосвязи диспетчерской службы с другими функ циональными подразделениями, обслуживающими основ ное производство, по существу являются одновременно и организацией бесперебойной, ритмичной работы всех его звеньев.
Особое место следует отвести взаимоотношениям дис петчерской службы с планово-производственным отделом.
Тот факт, что обе эти службы составляют службу управ ления основным производством, уже свидетельствует о необходимости тесных контактов между ними. В процессе контроля и анализа хода производства планово-произ-
23
О
g
C
2
Q-
O
Є
Отчет о выполнении графика выпуска товарной продукции основного производства
дґоавєвн ниш
• ей XiqaoiOJ moibi□q
ф |
|
S |
еПбээк |
к |
|
ф |
еігвьен ɔ |
ς |
|
CQ |
|
а |
я |
о. |
|
C |
ь |
£.3 |
|
BQ 'S |
|
О |
иміАэ вє |
S |
|
«1 |
|
5 |
|
|
(--) «(-J-) ИЖІ09Э |
|
10 ЭИНЭНОІГЯІО |
|
eftlʃɔ |
|
-ЭК EIfBhEH ɔ |
Собрано |
HMIÁO ЕЕ
ЕЇ1И0 -əw BIfBhBH ɔ
s |
|
|
|
сбс |
HMXÁO |
EH |
|
План |
|||
|
|
ПКЭЭК EH
Наименование изделия
515
О
о
CsJ
200
l 0 ÷ l
2 210
180
S
см
ь*
103
130000001504000 из них
1 300 125
О
ю
0 0 + 1
4001
3001 105
001
400 CM
130180001125600
|
008 |
1200 |
|
|
6300 |
О |
|
|
CM |
|
|
|
|
о |
|
|
|
о |
|
|
О |
S |
|
|
о |
|
|
|
о |
CM |
|
|
+ 700 |
+ 0001 |
|
|
6 700 |
13 000 |
|
|
520 |
0051 |
|
|
О |
S |
|
|
о |
|
|
|
CD |
о |
|
|
CM |
|
|
|
OOS |
1000 |
ППО |
|
CM000 |
000 |
ачальник |
|
|
CM |
Н |
і |
|
! |
|
т о г о : |
грузовых автомоби лей |
холодильников |
|
И |
|
|
|
24
водственный отдел дает диспетчерскому аппарату необхо димую отчетную информацию.
Ежедневно планово-производственный отдел сообщает в форме отчета главному диспетчеру о результатах рабо ты за прошедшие сутки (форма № 9).
Такие аналитические отчеты представляются по всем типам автомобилей и автомобильных двигателей. На их основе диспетчерский аппарат окончательно корректиру ет задание на сборку и сдачу автомобилей по модифика циям на следующие сутки.
Для более детального анализа работы за прошедшие сутки планово-производственный отдел вооружает служ бу главного диспетчера уточненными данными о резуль татах работы завода по изготовлению основных автомо бильных узлов и агрегатов (форма № 10).
Используя всю эту информацию, диспетчерская служ ба может эффективнее воздействовать на производствен ные подразделения и более оперативно организовать
контроль за их работой.
Контакты между двумя службами носят не только ин формационный характер, но бывают необходимы для решения оперативных вопросов в связи с отклонениями в
производстве.
Как правило, работники планово-производственной службы по требованию диспетчерского аппарата проводят
сверку оперативных подетальных планов цехов-постав щиков и цехов-потребителей, в случае необходимости корректируют эти планы и т. д.
В процессе контроля за ходом производства централь
ному диспетчерскому аппарату приходится вмешиваться
в работу диспетчерской службы подразделений по тем особо важным позициям, по которым при согласовании сроков подачи и требуемого количества цех-поставщик и цех-потребитель не пришли к единому мнению. Например, подразделение-потребитель требует от своего поставщи
ка подать 500 деталей А к 14 часам. Но поставщик по
каким-либо причинам не может обеспечить подачу этих деталей к такому сроку или в таком количестве. Тогда цех-потребитель передает эту позицию под контроль дис петчеру своего отраслевого производства. Последний привлекает к решению вопроса диспетчера отраслевого производства, в которое входит подразделение-поставщик.
Диспетчерский аппарат отраслевых производств, как пра-
25
Форма № 10
Отчет о выполнении графика выпуска агрегатов основного производства за «______»_____________19___г.
Агрегат
|
План |
на месяц |
на сутки |
S
W
Ң
га
V
35 м
оЗ
Принято OTK |
) |
|
засутки |
|
от (—• |
сначаламе сяца |
Отклонение плана |
|
|
|
+)(, |
Кабина (цех кабин) |
25 000 |
1000 |
12 000 |
1200 |
13 000 + 1000 |
Руль .......................... |
30 000 |
1200 |
14 400 |
1000 |
14 000 — 400 |
вило, приходит к нужному решению. Лишь в некоторых случаях вопрос выносится на разрешение к сменному за местителю главного диспетчера или главному диспетче ру завода либо начальнику отраслевого производства.
Деятельность диспетчера производственного подразделения
Основные направления работы диспетчерского аппа рата производственных подразделений в незначительной степени отличаются от направлений деятельности служ бы главного диспетчера. Поэтому функции диспетчер
ского |
аппарата этого уровня, относящиеся к контро |
лю за |
работой оборудования, в его взаимоотношениях с |
подразделениями, обслуживающими производство, рас сматривать нецелесообразно. Но контроль за ходом про изводства, составляющий главное содержание деятельно сти диспетчерской службы, осуществляется низовым дис
петчерским аппаратом, как уже говорилось, по всей
номенклатуре продукции. Это и определяет особенности
организации его работы, на которых мы остановимся.
На большинстве заводов автомобилестроения номен клатура выпускаемой продукции отдельными производ ственными подразделениями (корпусами, цехами и т. д.) может колебаться от 300 до 2000 наименований. Поэтому
обеспечение непрерывного контроля за передачей деталей из одного подразделения в другое — задача очень слож
26
ная. Эффективно решать ее возможно только при пра вильно выбранной и отлаженной системе планирования и учета. На ЗиЛе действует система контроля за движе нием продукции производства по так называемой план карте подач. В основу ее (системы) положен принцип
«стандартных сроков» подач деталей, узлов и агрегатов от подразделений-поставщиков к подразделениям-потре бителям.
ЗиЛ, как и другие подобные по масштабам производ ства машиностроительные предприятия, — сложный структурный комплекс, где типы производства гармонич но переходят от низшего — индивидуального производст ва во вспомогательных цехах (инструментальных, ремонт
ных и т. д.) через серийное и крупносерийное в заготови тельной фазе (литейное, кузнечное производство и т. д.) к высшему — массово-поточному типу в фазе обработки и сборки.
При такой структуре предприятия ежедневная переда ча изделий всей номенклатуры от подразделений-постав щиков к подразделениям-потребителям привела бы прежде всего к неоправданному увеличению парка внут ризаводского транспорта, включая дорогостоящие межце ховые транспортные конвейеры. Кроме того, грузопотоки межцеховых перевозок настолько увеличились бы, что осуществить их практически стало бы невозможно. Исхо дя из перечисленных обстоятельств, на ЗиЛе разработали и внедрили «стандартные сроки» подач.
Сущность данного принципа в том, что межцеховые подачи продукции осуществляются не ежедневно по всей закрепленной номенклатуре, а через определенные интер валы в течение планируемого месяца. Интервалы уста навливаются в зависимости от габарита передаваемых деталей, узлов, агрегатов, величины транспортной пар тии, условий для хранения у потребителей, величины партии запуска у поставщика.
Предположим, что прессовым корпусом на главный конвейер сборки автомобилей поставляются такие круп
ногабаритные детали и узлы, как крыло грузового авто мобиля. Из-за больших размеров эти изделия можно до ставлять только мелкими партиями, достаточными для сборки автомобилей в течение часа. Место для хранения этих деталей и узлов перед сборочным конвейером поз воляет принять примерно такое же их количество. Естест
27
венно, подобные узлы и детали необходимо подавать еже дневно несколькими транспортными партиями.
Другой пример. Литейный корпус ковкого чугуна по ставляет в механосборочный корпус № 3 отливки крон штейна тормозных камер. Эта деталь относительно не больших размеров. Одна транспортная партия позволяет обеспечить работу сборочных участков в течение 2—2,5 дней. Место для хранения деталей у потребителя перед первыми операциями позволяет держать трехдневный задел. Такие детали должны подаваться через день.
Из того же литейного корпуса ковкого чугуна в меха носборочный корпус № 1 подается пробка картера редук тора. Незначительные размеры детали позволяют транс портировать и хранить ее партиями, обеспечивающими сборку на 7—8 дней. Подобные детали следует подавать раз в неделю.
При определении сроков подачи в некоторых случаях,
когда поставщик является представителем производства серийного типа, имеет смысл учитывать размер партии
запуска в цехе-поставщике. Если она не превышает вели чину транспортной партии и место хранения для нее у
потребителя может быть обеспечено, то целесообразна единовременная подача всей партии запуска.
Исходя из перечисленных условий, производственно
диспетчерские бюро (ПДБ) подразделений-поставщиков и подразделений-потребителей разрабатывают стандарт ные сроки по всей закрепленной номенклатуре изделий. Эти сроки утверждает планово-производственный отдел завода (форма № 11).
На ЗиЛе практически установилась между всеми про изводственными подразделениями единая система стан
дартных сроков. Подача продукции от поставщика по требителю осуществляется: ежедневно; через рабочий
день; в 1, 4, 7, 10, . . ., n-й рабочий день; 5, 10, 15, 20-го числа каждого месяца; 10, 20, 30-го числа каждого меся ца. Если срок подачи в данном месяце попадает на нера-
1бочий день, то ее следует производить с опережением на
день. Разработанные сроки подач, как правило, действу ют относительно длительное время. Пересматривать их следует при значительном изменении объема и глав ным образом структуры производственной программы, а также при изменении маршрутов технологических про
цессов.
28