Файл: Гром, В. П. Экспресс-анализ данных сдаточных испытаний судов с помощью бортовой ЭЦВМ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
честію приборов, устройств и систем. Программы их испытаний взаимосвязаны. Программа комплексных испытаний судна должна
обеспечить их проведение в минимальные сроки. Однако процесс
испытаний судов в значительной мере носит случайный характер
вследствие отклонений некоторых параметров от номиналов, по
грешностей и ошибок замеров, отдельных отказов и выявленных дефектов, погодных условий и самых непредвиденных обстоя
тельств.
Взависимости от текущих результатов испытаний должны при ниматься решения об изменении программы, продолжении, завер
шении или прекращении испытаний. При этом одна из трудностей состоит в сложности обобщения и анализа больших объемов инфор
мации о результатах испытаний всех устройств судна и установле
нии их соответствия конечным целям и задачам испытаний.
Внастоящее время эта проблема часто решается ужесточением
норм и требований, расширением и избыточностью программ испы
таний и упрощением за счет этого алгоритмов принятия решений по
отдельным устройствам, а также увеличением численности сдаточ ной команды. Все эти пути ведут к увеличению продолжительности, трудоемкости и стоимости испытаний. C увеличением тоннажа
судов, а главное — с насыщением их все более сложным оборудова
нием они становятся все менее эффективными. В этих условиях
представляются бесспорными целесообразность и назревающая
необходимость машинного экспресс-анализа результатов испытаний
входе их проведения.
Обработка и анализ с помощью ЭЦВМ испытательной инфор мации в ходе сдаточных испытаний судна сделает более эффектив
ным управление испытаниями. Обработка на ЭЦВМ результатов
теплотехнических, прочностных и других измерений, данных о нара ботках, отказах и выявленных дефектах позволит представлять их в обобщенной форме, сопоставимой не только с определяемыми
величинами, но и с точностями и достоверностями их определения и
подтверждения. Машинный анализ позволит осуществлять такое
сопоставление и составлять наиболее рациональные планы даль
нейшего ведения испытаний.
Сопоставление результатов сдаточных испытаний с результа
тами швартовых (и ходовых, если таковые не совмещены со сдаточ
ными) испытаний тех же устройств еще более повысит эффектив
ность и объективность решений. Такой анализ также может быть
выполнен с помощью бортовой (или доставляемой на борт) ЭЦВМ.
В период нормальной эксплуатаций по тем же алгоритмам возмо
жен контроль технического состояния механизмов и. устройств.
Сформулируем основные требования, которым должна удовле
творять методика экспресс-анализа данных сдаточных испытаний
судов в ходе их проведения.
Входная информация, представляющая собой результаты испы таний отдельных механизмов и устройств, независимо от формы ее исходного представления, должна достаточно просто приводиться
путем кодирования к единой форме исходных данных для программ
9
ЭЦВМ. Результаты расчетов должны представляться также едино образно для дальнейшего использования.
Таким требованиям отвечают существующие методы статисти
ческой обработки и анализа. Однако их применение к экспресс-
анализу данных сдаточных испытаний судов в ходе их проведения заструднено тем обстоятельством, что известные статистические методы не приспособлены к выполнению уточняющих, «направляю щих» расчетов при малом исходном объеме данных. Статистические
методы, как правило, служат выполнению обобщающих, резюми
рующих расчетов в условиях достаточно больших объемов данных.
При малых объемах данных они применяются вынужденно, но
также в плане обобщения результатов наблюдения.
Разработанные методики статистического анализа и- расчета по
малым объемам данных исчерпали все возможности классических методов математической статистики, построенных на предельных и
асимптотических зависимостях и соотношениях. В последние годы
появились сообщения о математических методах статистики, созда
ваемых на основе метода статистического моделирования (метод Монте-Карло). Нами предлагается именно такой метод, который
может явиться основой дальнейшего развития статистических мето
дов исследований. Изложена методология применения этих мето дов, которая обеспечивает решение задач типа последовательного анализа при минимальном объеме исходных данных.
Здесь не ставится задача комплексного рассмотрения вопросов
анализа данных сдаточных испытаний. В объеме брошюры это и
невозможно. Напротив, предлагаемая методика должна служить
расчленению процесса анализа на отдельные этапы с формализа
цией выводов и результатов каждого этапа. Алгоритмы методики должны исключать возможность получения формально обоснован
ных ошибочных выводов и результатов на соответствующем ей
этапе анализа и обеспечивать неразрывность контроля точности и
достоверности при переходе к следующему этапу — расчетам ком
плексных и составных показателей, синтезу, анализу и обоснованию технических и организационных решений. Алгоритмы методики составлены безотносительно источника и природы исходных дан
ных— являются ли они данными испытаний, эксплуатации или же результатами измерений, наблюдений, предварительной обработки данных. Они могут быть применены и апробированы в различных областях науки и техники.
Машинные программы реализации алгоритмов методики на
ЭЦВМ «Минск-22» были составлены и апробированы на ВЦ ЦПКТБ «Севрыба» (г. Мурманск). В’ настоящее время методика внедряется на предприятиях различных отраслей промышленности (МРХ, ММФ СССР и др.).
Разработка на ее основе более узконаправленной методики ста тистического анализа и специальной системы машинных программ для проведения экспресс-анализа данных сдаточных испытаний
судов с помощью бортовой (или доставляемой на борт) ЭЦВМ яви
лась бы началом работ по созданию методов оперативного теку-
10
utero анализа технического состояния судов. Проведение исследова
ний в этом направлении внесет значительную ясность как в области технической политики по созданию судовых систем автоматического
управления и бортовых ЭЦВМ, так и перспективных путей органи зации контроля и анализа технического состояния судов.
Многочисленные примеры использования береговых ЭЦВМ для учета и контроля технического состояния судов у нас в стране и за
рубежом демонстрируют большие возможности ускорения анализа многочисленных сведений и оперативном решении вопросов улуч шения технического состояния в короткие междурейсовые периоды. Экономическая целесообразность таких работ общепризнана.
Эффективность их будет повышаться по мере роста численности флотов и насыщения судов более сложным оборудованием.
Оперативный текущий анализ технического состояния судов
с помощью бортовых ЭЦВМ позволит решительнее и в то же время
более обоснованно увеличивать межремонтный период эксплуата
ции судов. В настоящее время, например, существует большой раз рыв между регламентируемыми периодами (1—2 года) и обяза
тельствами передовых экипажей (до 6 лет). Эксплуатация такого судна, по существу, тоже является сдаточными испытаниями на надежность и долговечность судовых механизмов, устройств и си
стем. Постоянный контроль и анализ технического состояния с помощью бортовой ЭЦВМ повысил бы не только безопасность
эксплуатации судна, но и практическую ценность результатов экс перимента.
§ 2. Некоторые вопросы и понятия статистического анализа малых выборок. Требования к аппарату экспресс-анализа
Для статистического анализа малых выборок в настоящее время
применяют весьма различные методы и приемы. Большинство из
них представляют собой самостоятельные направления развития
математической статистики и имеют свои, можно сказать, тради
ционные сферы приложения, им посвящена обширная литература.
Основаны они, как правило, на предельных и асимптотических соот
ношениях. Применение таких методов к анализу малых выборок
осуществляется с большим количеством оговорок и ограничений качественного характера, а иногда даже и без таковых, что отнюдь не повышает ценность результатов.
Разработаны также отдельные приемы анализа малых выборок
(специальные), но они являются эмпирическими, полуинтуитив ными, и ни в какой мере не претендуют на общность. В настоящем
параграфе кратко охарактеризованы некоторые. такие методы и
приемы, описаны их взаимосвязь и взаимодействие, перечислены и интерпретированы некоторые понятия.
Предлагаемая интерпретация не является общепринятой и имеет
целью лишь подчеркнуть и разграничить некоторые особенности, обратить внимание на необходимость их учета при проведении ста
11
тистических исследований. Этой же цели служит и категоричность
отдельных высказываемых положений.
Прежде всего, следует различать понятия статистического ана
лиза и статистической обработки данных. Статистический анализ
имеет целью получение информации о наблюдаемой случайной
величине, статистическая обработка данных — представление их в виде, удобном для восприятия и дальнейших исследований.
Примером методов статистической обработки может служить
аппроксимация выборочных распределений и статистических зави
симостей. Путем аппроксимации возможно описание форм кривых плотностей вероятностей и функций распределения любых других статистических зависимостей.
Однако методы аппроксимации не дают количественных оценок
степени соответствия истинных и аппроксимирующих распределе
ний и зависимостей и отнюдь не гарантируют в общем случае того,
что, например, сглаживание улучшает, а не ухудшает соответствие
истинных зависимостей или распределений с их описаниями. Напри мер, выдвижение гипотезы о законе распределения наблюдаемой
случайной величины, по существу, уже является аппроксимацией
(или попыткой таковой) полученного эмпирического распределения
некоторой типовой кривой.
Сама гипотеза о законе распределения может быть сформули
рована путем задания аппроксимирующей кривой произвольного вида, отвечающей лишь минимальным ограничениям, (неотрица тельные вероятности отдельных событий и равенство единице веро ятности полной группы событий). Всякая же гипотеза должна быть
проверена, проанализирована.
Таким образом, статистическая аппроксимация, как правило,
может служить первой или промежуточной стадии статистического исследования. Характерный пример — аппроксимация кривыми Джонсона, описанная в работе [16].
Оценивание математического ожидания, дисперсии и последую щих моментов аналогично аппроксимации в том отношении, что служит также описанию наблюдаемых случайных величин"и не дает количественных оценок степени соответствия. Доверительные интер
валы для среднего значения оцениваются в предположении того или иного типового закона распределения, и полученные таким образом
оценки справедливы постольку, поскольку справедливы сделанные предпосылки. Следует еще раз подчеркнуть, что речь идет о малых выборках, но границы большой и малой выборки на все случаи
установить, очевидно, невозможно.
Для примера сравним результаты оценки доверительных интер
валов для среднего значения случайной величины, распределенной по экспоненциальному закону, вычисленные приближенно, исходя из приближенно нормального распределения оценки среднего, и точно.
Предположим, что имеется следующая выборка (целочисленные
значения взяты для простоты вычислений): 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 2, 2, 2,
2, 2, 3, 3, 3, 4, 4, 4, 4, 5, 5, 6, 7, 9; N = 24.
12