Файл: Грацерштейн, И. М. Совершенствование планирования заготовки вторичного оловосодержащего сырья.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
доли и расширение ассортимента профилированных изделий из припоев, увеличение выпуска марок сплавов, содержа щих низкий процент олова, внедрение передовых процессов пайки и лужения обусловят сокращение выхода припоев в отходы. Кроме того, успехи паяния и микро
миниатюризации изделий приведут к уменьшению доли при поев в единичных изделиях и, следовательно, к снижению значения отдельных паяных и луженых изделий в образо вании оловянного лома.
Однако в результате ускоренного развития таких отраслей промышленности, как автомобильная, электро техническая, а также развития радиоэлектроники ресурсы олова в ломе и отходах, образующихся от использования припоев, значительно возрастут.
Повышение степени использования антифрикционных сплавов путем внедрения прогрессивных способов залив ки вкладышей подшипников несколько сократит выход то варных отходов баббита. Увеличение производства так называемых низкооловянных сплавов с содер
жанием олова |
6-15% |
вместо |
баббита |
марки |
Б83 |
и ограничение |
его |
применения |
только |
в тех |
обла |
стях промышленности, где сплавы с малым содержанием олова не обеспечивают необходимых условий работы сложного оборудования, обусловят снижение содержания олова в баббитовой стружке и ломе в 1980 г. по сравне нию с 1973 г. При абсолютном росте производства баб битов примерно в 1,4 раза и действии указанных факто ров ресурсы олова в ломе и отходах баббитов останут ся на существующем уровне.
Большое влияние на уменьшение ломообразования окажут мероприятия, направленные на дальнейшую заме ну высокооловянных бронз низкооловянными или безоловянными бронзами и латунями. За последнее десятилетие темпы выпуска безоловянной бронзы в 10-11 раз превы шали выпуск оловосодержащей бронзы. Постепенное сни жение содержания олова в ломе и отходах на медной основе сохранится и в будущем.
Сокращению выхода отходов в потребляющих отраслях способствует увеличение производства заготовительного
литья по конфигурации, близкой к изделию, выпуск кото рого за предшествующие десять лет возрос в 1,5 раза, в то время как чушковой бронзы - на 27%. Это позво ляет снижать безвозвратные потери путем частичной ликвидации повторного переплава чушковой бронзы на предприятиях машиностроения, а также уменьшить обра зование отходов путем ужесточения допусков на механи ческую обработку деталей.
Производство бронзы в 1980 г. по сравнению с ее производством в 1973 г. значительно возрастет, в резуль тате чего ресурсы олова во вторичном медном сырье также значительно увеличатся.
Влияние технического прогресса на вторичные ре сурсы олова двояко. Оно проявляется в замене традицион ных оловосодержащих материалов безоловянными сплава ми, другими металлами и неметаллическими материала ми; одновременно с этим создаются новые оловосодержа щие материалы с улучшенными свойствами или такими характеристиками, которые отсутствуют у изделий, не содержащих олово. С появлением новых материалов встают задачи по изысканию возможных путей их ути лизации в дальнейшем.
Наиболее значительной новой областью потребления олова стало создание антифрикционных оловянно-алюми ниевых сплавов, содержащих 5-20% олова. По сравнению с баббитовыми они обладают большей долговечностью и способностью выдерживать большие нагрузки. Удовлет воряя возросшие требования современной техники, биме таллические вкладыши с новым сплавом быстро завоева ли признание и в настоящее время вытесняют тради ционные оловянно-свинцовые сплавы. В перспективе под шипники с оловянно-аЛюминиевым сплавом заменят в автомобильной промышленности часть подшипников из сплава марки СОС-6- 6. Кроме .того, его будут исполь зовать на предприятиях других отраслей. В связи с ро стом потребления сплава значительно возрастут и ресур сы олова в отходах биметалла,
В связи с широко проводимой заменой меди и свин ца алюминием в кабельной промышленности, потребовав шей специальной пайки стыков, возрастает потребление олова для изготовления припоя (40% олова, 58,5% цинка
18
и 1% меди). Для пайки алюминиевых жил в медных гиль зах и медных наконечниках разработан другой сплав ( 12% олова и 88% цинка). Расширяется использование олова при изготовлении полированного стекла. Образующиеся при этом отходы собирают и направляют на специализиро ванную переработку.
К 1980 г. по сравнению с 1973 г. объем оловосодер жащих лома и отходов значительно увеличится.Однако внед рение ряда прогрессивных технических решений приведет к снижению содержания олова в оловосодержащих мате
риалах и в отдельных изделиях,и, следовательно, снизит зна чимость их как вторичных ресурсов олова. Зто может повлечь за собой увеличение безвозвратных потерь оло вянных отходов и амортизационного лома.
В связи с этим первоочередными по сокращению без возвратных потерь и увеличению сохранности металла долж ны стать организационные мероприятия. Основные из них следующие:
совершенствование планирования объемов заготовки отдельных видов оловосодержащих отходов и лома с уче том специфики их образования и основных факторов, влия ющих на величину возврата;
экономическое стимулирование сдачи, заготовки и переработки отдельных видов отходов и лома, выражаю щееся прежде всего в установлении заготовительных и сбытовых цен на вторичное сырье в соответствии с его металлургической ценностью.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ОБЪЕМА ЗАГОТОВКИ ТОВАРНЫХ РЕСУРСОВ ВТОРИЧНОГО
ОЛОВЯННОГО СЫРЬЯ ------------------------
Существующая практика планирования объема заготовки вторичного оловянного сырья и ее недостатки
Эффективное использование ресурсов вторичного оло вянного сырья зависит от многих факторов и, в первую
19
очередь, от правильного научно обоснованного планирова ния и учета.
Планирование заготовки оловянного сырья представ ляет известные трудности, обусловленные самой природой возникновения лома и отходов, а также спецификой ис пользования олова в народном хозяйстве. Наличие товар ных ресурсов определяется концентрацией потребления оловосодержащих изделий, целесообразностью использова ния лома в местах образования и другими факторами. Сложность планирования заготовки оловосодержащих лома и отходов объясняется и тем, что олово в процессе ис пользования выступает как незначительный составной элемент многочисленных сплавов и изделий. Вследствие этого планирование заготовки вторичного оловосодержа щего сырья имеет свои особенности, а существующая практика планирования - ряд недостатков'.
Из-за специфики использования олова в народном хозяйстве и рассредоточенности его по отдельным видам вторичных ресурсов цветных металлов плановые и отчет ные данные не охватывают всех видов оловосодержащих лома и отходов и не дают возможности судить о полном объеме олова во вторичном сырье. В настоящее время планирование заготовки вторичного оловянного сырья осуществляется в соответствии с ГОСТ 1639-71 на лом и отходы цветных металлов по группе лрма и отходов
оловянных и свинцово-оловянных, включающих оловянную и свинцово-оловянную изгарь, оловянные шламы, оловянный скрап, свинцово-оловянные сплески, отходы свинцово-оло вянных сплавов, баббитовую стружку, выштамповку фоль ги и оловянных сплавов. Перечисленные отходы образуют ся при потреблении .олова, припоев, баббитов и фольги. В составе амортизационного лома в данной группе учитывает ся лишь баббитовый лом, образующийся при эксплуатации вкладышей подшипников. Сюда же относится олово в шлаках на медной основе от производства бронз и латуней (при со держании олова более 1% ).
Отдельно планируется (по весу нетто материалов без учета содержания олова) заготовка отходов 'белой жести, лома консервных банок и стальных луженых фляг, лома и отходов на медной основе, часть которых содержит олово.
20
Заготовка отходов биметалла со сплавом АМО-1-20, содер жащих 2,5-3% олова, в плановом порядке не осуществляет ся из-за малых объеме® образования.
К недостаткам существующей системы планирования заготовки вторичных ресурсов олова следует отнести: от сутствие глубокого анализа использования оловосодержа щей продукции на предприятиях-потребителях, недостаточ ную изученность факторов, влияющих на величину образова ния товарных отходов и лома; слабость нормативной базы ломообразования и большого числа экспертных оценок вы хода отходов и лома; отсутствие методики планирования объемов заготовки олова во вторичном сырье. Эти недо статки приводят к тому, что объем заготовки в основном устанавливают на основе достигнутых показателей за пре дыдущий период, что иногда вызывает резкие отклонения фактической заготовки от плановой.
Анализ выполнения плана сдачи лома и отходов олова министерствами и ведомствами за 1968-1973 гг. показал, что только 35% министерств-ломосдатчиков стабильно вы полняли плановые задания', 25% министерств систематиче ски не выполняли план, а 40% - в отдельные годы как невыполняли, так и перевыполняли планы.
План сдачи отходов белой жести в течение 1967-1973 гг. регулярно выполняли только 30% министерств. План заго товки лома консервных банок выполняет лишь пятая часть союзных республик, а в целом этот план выполняется лишь на 18-45%. Это обусловлено недостаточной обоснованыостью плановых заданий, а также отсутствием материальной за интересованности в организации сбора и сдачи этого вида вторичного оловянного сырья.
Следует отметить, что на всех уровнях планирования не учитывается качество заготавливаемых лома и отхо дов. При планировании заготовки оловянных и свинцово оловянных лома и отходов необходимо обращать внима ние на соотношение окисленной и металлической частей. Это даст возможность правильно планировать поступле ние их по группам предприятий-потребителей и более точ но определять объем поставок марочного олова этим предприятиям для устранения дефицита в олове при изго товлении определенной продукции.
21
Улучшению планирования заготовки вторичного оло вянного сырья способствует введение отчетности по фор ме 17-СН "Исполнительный баланс лома и отходов цвет ных металлов". Форма, представляющая собой аналитичес кий баланс, содержит информацию об уровне образования товарных ресурсов, в основном алюминия, меди, бронзы, латуни по предприятиям и министерствам. Однако она не дает возможности определить полные товарные ресурсы олова во вторичном сырье, так как не учитывает всю номенклатуру сырья (отходы белой жести, биметалла со сплавом АМО-1-20, лома консервных банок и стальных луженых фляг). Кроме того, эта форма не позволяет оп ределить выход олова в отходы от различных оловосодер жащих материалов (припоев, баббитов, фольги, марочного олова), если они потребляются одновременно.
Основными путями совершенствования существующей системы планирования объемов заготовки олова во вто ричном сырье являются:
нормирование образования оловянного лома на всех стадиях планирования заготовки;
разработка и внедрение методики планирования заго товки всего товарного вторичного оловянного сырья, учитывающей специфику использования олова и оловосо держащих материалов в потребляющих отраслях.
Нормирование образования вторичных оловосодержащих ресурсов
Наличие научно обоснованной нормативной базы ло-
мообразования является непременным условием совершен ствования заготовки вторичного оловянного сырья. Ее ос новой являются дифференцированные нормативы выхода те кущих технологических отходов и амортизационного лома по всем видам производств и производимой продукции, где потребляются оловосодержащие материалы и изделия. Нор мативы образования ресурсов, определяемые в соответст вии с планируемым уровнем техники, технологии и органи зации производства с учетом специфических условий ис пользования оловосодержащих изделий могут' быть установ лены с помощью балансов металла. Эти нормативы являют ся предельно допустимыми.
22
В расчет нормативов выхода оловосодержащего амор тизационного лома в зависимости от условий образования его должны быть положены данные о наличии металла в основных средствах к моменту их ликвидации, о весе сни маемых при текущем и капитальном ремонтах деталей и содержании олова в них, о возможном уровне возврата выбывающей из употребления луженой металлической тары.
Нормирование ломообразования представляет собой сложную систему укрупнения или разукрупнения нормативов выхода лома и отходов. Нормативами ломообразования должны быть обеспечены все предприятия и планирующие организации вплоть до Госплана СССР. Создание норма тивной базы для всех уровней планирования способству ет обоснованности планов, что видно из приведенной схемы.
|
|
к |
|
|
|
К |
|
|
|
ь |
|
|
|
а |
|
|
|
с |
|
|
|
S |
|
|
|
а |
|
|
|
к |
|
|
|
л |
|
|
|
X |
|
|
|
ф |
|
|
|
§ |
|
|
|
а |
|
|
|
|
«О |
|
|
s |
Д |
|
|
Ь |
|
|
|
Э |
о |
л |
£ |
х |
а |
ф |
0) |
||
к 5 |
S |
о |
|
а) |
д |
||
° |
§ |
<8 Я |
|
а к |
|||
>>2 |
|
|
|
|
<с |
<в |
|
|
в |
|
|
|
о |
Я |
|
Л |
а |
to |
|
ф |
Я |
|
|
X |
|
С |
|
ф иу |
о |
|
|
8 |
X |
|
|
х |
1- |
|
|
о. £ |
S |
|
|
>» |
2 |
|
Конструкторскотехнологич еская
документация
I
Нормативное бю ро предприятий
I
Нормативы ло - мообразования по технологи
ческим операциям, изделиям
I
Усредненные нор мативы ломообра зования по груп пам изделий одно типных предприя тий |
Групповые (агре- - тированные) норма тивы ломорбразования по соответ ствующим направ лениям потребле ния металла
План сдачи лома и отходов по це хам, по предприя тиям
План сдачи лома и отходов главными управлениями мини стерств и ведомств
План сдачи лома и отходов министерст вом
23
Нормирование ломообразования должно начинаться с отдельных конкретных предприятий, являющихся непо средственными сдатчиками лома. При разработке норм выхода лома и отходов должен быть проведен тщатель ный анализ технологического процесса производства про дукции, изучены специфические условия использования оловосодержащих материалов с целью установления про дукции и операций ее изготовления, где образуются товар ные отходы. Большая работа в этом направлении должна быть проделана бюро материального нормирования предприятий. Нормирование ломообразования должно осу ществляться по отдельным участкам, цехам и сквозное по предприятию в целом. Это обеспечит обоснованность плановых заданий по сбору и сдаче отходов и лома в
разрезе отдельных структурных подразделений и предприя тия в целом.
Доля продукции, охватываемая технически обосно ванными нормами, постоянно увеличивается, поэтому пла нирование ломообразования на предприятиях будет совер шенствоваться.
Для обеспечения нормативами ломообразования вы шестоящих планирующих организаций в разрезе отрасли необходимо иметь нормативы по укрупненной номенкла туре народнохозяйственного плана. Ими могут быть аг регированные нормативы образования лома и отходов по основным направлениям потребления металла министерст вами и ведомствами. Наличие, агрегированных норм ломо образования необходимо как для текущего, так и перспектив ного планирования и прогнозирования.
Разработку нормативов можно осуществлять в следую щем порядке. Исходя из индивидуальных нормативов рас считывают усредненный норматив по группе однотипных изделий (выпускаемых предприятиями отрасли) по форму ле:
h m
(2)
a l
где &ср~ норматив ломообразования от одного изделия из группы однотипных (подобных) изделий;
24
П- потребность в олове и оловосодержащих мате риалах на изготовление одного изделия, т;
L -1,2,3. п - число однотипных изделий, объединенных в соответствующую группу, для которой рассчитывается усредненный норматив.
На основе усредненных нормативов по группам из делий определяют агрегированные нормы образования ло ма и отходов по направлениям потребления металла внут ри отрасли, по формуле, аналогичной ( 1).
Естественно, что при переходе на более укрупненный норматив (от отдельных предприятий к группе их или от расли в целом) на его величину будут оказывать влияние такие факторы, как номенклатура и ассортимент выпускае мых изделий, структура потребления металла в отрасле вом разрезе и т.д. Чтобы избежать искажающего влияния их или хотя бы свести к минимуму, необходимо из всего многообразия сфер потребления олова выделить только те, в которых образуются товарные лом и отходы.
Анализ существующей нормативной базы ломообразования показывает, что по значительной части направле ний потребления олова и оловосодержащих материалов нормы выхода отходов и лома отсутствуют вообще или их уровень не отвечает современным условиям потребле ния металла и содержащих его материалов.
Утвержденные нормативы ломообразования имеет незначительное число министерств и ведомств. Например,
Министерство черной металлургии СССР имеет нормативы образования лома при лужении жести и освинцевании стали,
Министерство электротехнической промышленности - при лужении кабельных изделий и некоторые другие. Однако в большинстве случаев вместо нормативов широко исполь зуют систему экспертных оценок.
С целью совершенствования планирования заготовки оловянного сырья обобщены имеющиеся нормативы ломо образования отраслевых, конструкторских и проектных организаций, а по некоторым направлениям потребления олова и его сплавов обобщены данные предприятий.
Установлено, что нормы ломообразования целесооб разно иметь по следующим пяти группам сырья: оловян
25