Файл: Эйдерман, Б. А. Методика исследования процесса формирования динамических нагрузок в тяговых цепях забойного конвейера при установившемся режиме работы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

й

= й ( о ) ■е '

■sin.

/ 5 , 3 - i

r

где Г - период

одного

колебания, равный 0,41сек при & =0,33м/сек

( Г- N = Г

 

 

Л =

/

= о , л / ) .

Л ’

3,69

 

При упругом ударе

энергия

расходуются следующим образом:

образуются усталостные явления в том случае, когда энергия рассеивается в металле звена, изменяя его внутреннюю структуру;

увеличивается

выход электронов

в

пограничном

слое

звено-

направляющие;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

энергия

теряется в контакте звено -

звено.

 

 

 

При исследовании контактных усилий

и пятна

контакта

- пере­

хода

энергии с

одного

звена

на другое

- установлено, что жест­

кость

звена

в сечениях равна: а) в

прямолинейном

участке

размер

цепи

(18x64

мм)

Е0 = 510*

Е ( Е -

модуль упругости; б) в

изогну­

том участке

Е0 ~

1000 £ .

 

 

 

 

 

 

 

С увеличением местной жесткости энергия колебания деформаций

передается

более

полно

от

звена

к звену, что

и

обусловливает

увеличение

амплитуды колебаний

с

увеличением

скорости

и натя­

жения. Однако при определенном соотношении скорости движения тя­ гового органа и периодических параметрических изменениях потеря энергии V может происходить значительно быстрее.

В результате исследований колебаний деформаций в звеньях тя­ гового органа забойного скребкового конвейера мы приходим к вы­ воду о том, что колебания возникают вследствие прохождения верти­ кальным звеном стыка между двумя рештаками.

Колебания деформаций тяговой цепи конвейера можно разделить на высокочастотные и низкочастотные. Частота изменения колебаний деформаций прямо пропорциональна скорости движения цепи конвейе­

ра. Зависимость прирощения скорости л ТУот вертикальных углов

из­

гиба секций показана

в табл. 2.

 

Т а б л и ц а

2

 

 

 

Скорость тягового

Вертикальный угол

изгиба

секций,

град

органа, м/сек

I

2

3

4

 

 

 

0,33

0,087

0,090

0,107

0,110

0,63

0,175

0,184

0,198

0,2125

0,99

0,284

0,308

0,330

0,339

18


Анализ данных, полученных при стендовых и шахтных испытания^

позволил установить,

что

о увеличением

скорости движения тяго-

Jbopo органа от 0,33

до 1,0

н/сек &

(динамическая

составля-

^^вдая) ; двеличивается на 12-17# при;; средней

нагрузки 20 кг/м;

Коэффициент жесткости при этом изменяется в

течение 0 ,беек после

•динамического удара„Основное

его изменение происходит

в первые

0,2:С ек,

Изменение коэффициента жесткости происходит по апериоди

аеокому

закону 'Ф е " '2»'2'*

д

где

 

). -

 

Величина коаффрщента жесткости довольно ощутимо изменяет контактные усилия между звеньями тягового органа, заставляя де­ формацию низкой частоты колебаться не 1Г-образ ной форме.

Увеличение угла изгиба в .вертикальной плоскости до 4° не­ линейно увеличивает д Проведенные исследования показали, что с увеличением горизонтального угла изгиба в стыке также воз­ растает динамическая составляющая усилий. Чистых горизонтальных изгибов в практике не бывает, поэтому увеличение изгиба става в горизонтальной плоскости демпфирует продольные колебания де­ формации в звеньях тягового органа, возникающие от вертикального изгиба рештаков. На основе статистических данных была выведена эмпирическая формула для определения динамического коэффициента:

Зф * &SffuH

S.

<ин

1

 

где Sши

 

кг

9

 

 

 

 

 

 

 

Подученный экспериментальным путем динамический коэффициент

Где

Кн -

коэффициент

нагрузки,

 

 

* * : I i0 3 г " . '.

равный 0 ,8 3 |

при Р

=20кг/м;

 

' А ,

- коэффициент

скорости,

принимающий значения при ■&=

 

 

 

0,33; 0,63, 1,0 м/сек соответственно 1,0; 1,02;

 

 

 

 

1,04;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/,47

-

динамический коэффициент

для

прямолинейного кон­

 

 

 

вейера (в горизонтальной и вертикальной плоскостях!).

 

При

 

более внимательном рассмотрении

процесса формирования

ударного

импульса

выяснилось,

что вначале,

 

перед

динамическим

ударом,

 

происходит

кратковременное

нарастание

усилий деформации

за

счет

подъема вертикального

звена

на

стык и

его

поворота

вокруг стыка; затем происходит

сброс -

резкое

падение

скорости

движения вертикального звена

при

его

сходе

со стыка -

за счет

уменьшения периметра контура тягового органа. А так как основная

масса звеньев и угля продолжает движение, то через

определенное

время происходит динамический рывок - возникновение

упругой про-

дольной деформации в звеньях цепи.

19



Экспериментально и теоретически были выведены зависимости изменения периметра контура тягового органа в месте стыка двух рештаков от их взаимного вертикального угла изгиба (см.раздел а также изменения скорости л й перед ударом от вертикального угла изгиба (см .табл.2 и рис.4 .1 ).

а- нарастание скорости во время удара; С- изменение средних усилий;

&- время уменьшения скорости перед ударом

При исследовании процесса возникновения упругой продольной волны деформаций в звене тягового органа, был решен вопрос о мае се, принимающей участие в ударном импульсе:

dm ■&

= д S Ш 5

d t

гд е тй = К - количество движения.

Интегрируя количество движения по времени, получим

 

d t

/ га L

 

т

AS

d t

d t .

 

 

пин

 

 

 

Следовательно, приведенная масса, участвующая в ударе, равна

nS

А ^ван d t

т — —

*

 

dt

20

 

Однако

определить массу по этой формуле довольно

трудно. По­

этому, ^зная,

что &SiguH~ ml ai i

 

 

=

&5дин

АЙ-*

S f .

,

и учитывая многочисленные

экспериментальные данные,

находим массу dm , принимающую участие в

импульсе

на

каждом

стыке

(она

равна

примерно

36 к г ).

Это составляет приближенно тот

вес

цепи,

 

который располагается по

длине реотана,плюс половина

веса

 

насыпного

груза (рассматривается двухцепной

скребковый

конвейер типа СП63).

составляющей л S^UH по формуле,

 

 

Проверка динамической

пред­

лагаемой

для

определения нагрузок

при ударах Е.В. Александровым

[ i j

(

a S^uw

= р a

■л

), подтвердила полученные

дан­

ные. Разница в результатах расчетов составляет 5—7%.

 

 

 

Периодические

воздействия звеньев

цепи

на элементы стыка вы­

зывают интенсивный износ концов линейных секций цепи и формируют колебания деформаций в звеньях тягового органа, при которых по­ являются усталостные явления в цепи. Энергия упругих волн, воз­ никающая от возмущения на стыке, распространяется по всему звену Единственный выход из данной ловушки - пятно контакта с другим звеном. В изношенных цепях эта точка соприкосновения превращает­ ся в площадку. В изношенных цепях энергия упругих продольных и поперечных волн, претерпевших различные преломления, значительно полнее и быстрее переходит от звена к звену. Но ввиду того, что контактные усилия довольно резко ослабевают, большая часть энер­ гии упругих волн, не находя выхода, превращается в поверхностные волны Редея, которые при соприкосновении цепи с рештаком диффун­ дируют в виде электронного газа; следовательно, происходит демпфирование.

Рис. 4 .2 . График изменения количества энергии

( а

- основная зона изменения энергии

в

забойных передвижных конвейерах)

'

до и после динамического удара

21


Проведенные эксперименты показали, что при 100 ударах тяго­ вой цепи конвейера на стыке секций частичное разрушение атом­ ной структуры металла звена происходит примерно в 21 случае.Paa-i рушение атомной структуры на осциллограмме выражается меньшими площадями вторых четвертей амплитуд, пропорциональных энергии деформации (рис. 4 .2 ). Коэффициент диссипации энергии равен

 

 

V = In.

= tr,

)

 

 

 

 

Wn+I

Ca*f

 

 

где W„,W'

-

количество энергии

соответственно

перед ударом и

Л

1

после него;

 

 

 

 

С1-

коэффициент жесткости ;

с*= /ncdZ

'f

 

Z - величина амплитуды;

 

 

 

 

V=

0 ,3 -0 ,б

(для двухцепных

забойных конвейеров).

многочисленные обследования показывают, что выход из строя забойных передвижных конвейеров. СП63, СПМ87Д, СП63М, СПМ87 АП и других после 6-7 месяцев эксплуатации наблюдается вследствие усталостного разрушения. Для уменьшения коэффициента диссипации, то есть уменьшения образования 'усталостных явлений, можно реко­ мендовать:

увеличение скорости движения тягового органа теоретически примерно до 3 м/сек, так как при данной скорости коэффициент жесткости С практически будет постоянным, а вследствие этого и размах д SgW уменьшится;

изготовление"фасок на концах сопряжений рештаков, применение которых уменьшит абсолютный вертикальный взаимный угол их изгиба,, вследствие этого уменьшится и количество энергии, участвующей в динамическом ударе;

более плотную стыковку рештаков друг к другу, так как , уменьшением величины зазора дифракция напряжений в цепи становит­ ся более расплывчатой (рис.4.3) и гармоническое затухание колеба­ ний деформаций происходит быстрее (фактически вначале затухание происходит по апериодическому закону).

22