Файл: Юров, В. Ф. Финансовые стимулы в развитии речного транспорта учебное пособие для слушателей факультета повышения квалификации инженерно-технических работников.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
Министерство речного флота РСФСР
Горьковский институт инженеров водного транспорта
В. Ф. Юров
ФИНАНСОВЫЕ СТИМУЛЫ В РАЗВИТИИ РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
Горький
1974
Министерство речною ф.чота РСФСР
Горьковский институт инженеров водного транспорта
В. Ф. Юров
ФИНАНСОВЫЕ СТИМУЛЫ В РАЗВИТИИ
РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
Учебное пособие для слушателей факультета повышения квалификации инженерно-технических работников
Горький
1974
l >>l.l>- |
, ,, |
I " — |
Гос. публичная научно-тохничэс«ая
⅛M<⅛ihoτ∙ΛHβ CCOF1
ЭКЗЕМПЛЯР ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА
/y-√∕∕⅞?
АННОТАЦИЯ
В учебном пособии раскрывается природа финансовых стимулов и характер их воздействия на транспортный процесс. Основное место в нем отведено рас смотрению прибыли и рентабельности речного транспорта, с которыми связан механизм финансового стимулирования.
Учебное пособие подготовлено для слушателей факультета повышения ква лификации инженерно-технических работников и служащих. Оно может быть также использовано и студентами институтов водного транспорта.
I.ХОЗРАСЧЕТ И ФИНАНСЫ НА РЕЧНОМ ТРАНСПОРТЕ
ВУСЛОВИЯХ РЕФОРМЫ
Использование финансов в социалистической экономике обус ловлено наличием товарного производства, при котором движение
продукта со стадии производства до стадии потребления опосред ствуется денежными отношениями между участниками обществен ного производства—государством, предприятиями, организациями
и трудящимися. Но содержание финансов, как экономической ка тегории, определяют не все денежные отношения общественного производства, а лишь те, которые возникают при образовании и использовании фондов денежных ресурсов. К финансам не отно сятся денежный учет, денежное обращение, ценообразование и т. п.
Социалистические финансы носят планомерный характер и не разрывно связаны с деятельностью государства. Их функциональ ное назначение состоит в обеспечении финансовых потребностей народного хозяйства, в распределении денежных доходов между участниками производства и контроле рублем за производством, распределением и использованием общественного продукта и на
ционального дохода.
Финансы социалистического общества состоят из финансов предприятий и отраслей народного хозяйства (отраслевые финан сы), финансов общественных организаций и общегосударственных финансов. В свою очередь общегосударственные финансы вклю чают: государственный бюджет, бюджет государственного соци ального страхования, фонд средств государственного имуществен ного и личного страхования.
В широком смысле финансы включают в себя и кредит, кото рый является формой аккумуляции временно свободных денежных ресурсов предприятий, государственного бюджета и населения с целью не допущения их омертвления и повышения эффективности использования в соответствии с плановыми потребностями народ ного хозяйства.
Отраслевые финансы являются первоосновой социалистических финансов. Они обслуживают сферу материального производства,
где создается национальный доход, за счет которого в основном
образуются государственные централизованные фонды денежных ресурсов и денежные фонды предприятий и организаций.
Финансы внутреннего водного транспорта являются частью
отраслевых финансов. Они представляют собой определенную си стему денежных отношений, которые возникают при транспорти
3
ровке грузов и людей, связаны с образованием и использованием фондов денежных средств, с распределением доходов и осуществ лением контроля за хозяйственной деятельностью транспортных предприятий и организаций.
Финансовые отношения предприятий водного транспорта мно гообразны. Они возникают с грузоотправителями и грузополучате лями, с органами управления других видов транспорта при сов местной перевозке грузов. Финансы предприятий включают и вну трисистемные денежные отношения, отношения между их внутри
производственными хозрасчетными подразделениями, а также между занятыми на них рабочими, служащими и инженерно-тех ническими работниками.
У предприятий внутреннего водного транспорта широкие фи нансовые взаимоотношения с финансовой системой: они вносят значительную часть своих доходов и одновременно с этим полу чают часть средств из бюджета на финансирование определенных затрат. C кредитной системой у них возникают денежные отноше ния при осуществлении кредитных и расчетных операций.
В качестве основы для организации отраслевых финансов слу жит хозяйственный расчет. Он является важным методом социа листического хозяйствования и предполагает хозяйственно-опера
тивную самостоятельность, самоокупаемость, материальную заин тересованность и материальную ответственность.
Хозрасчет является экономической категорией и выражает те
отношения социалистических предприятий, которые планомерно возникают в процессе возмещения затрат за счет выручки от ре ализации продукции и получения прибыли. Эти отношения возни кают в производстве при создании стоимости, обмене результата
ми деятельности |
(реализации продукции), распределении |
доходов |
и при потреблении материальных благ. |
может |
|
По мысли В. |
И. Ленина социалистическая экономика |
развиваться лишь на основе хозяйственного расчета. Он отмечал, что «в ближайшем будущем неминуемо этот тип станет преобла дающим, если не исключительным».1
Эго ленинское положение полностью подтверждается хозяйст
венной практикой: экономические реформы в нашей стране и дру гих социалистических странах ознаменовались внедрением полно
го хозрасчета на всех предприятиях и организациях отраслей ма
териального производства. C учетом требований хозяйственного
расчета стали настраиваться и другие экономические инструмен
ты: пересматриваются оптовые цены и тарифы, устанавливается
плата за |
фонды, вводятся новые |
процентные ставки за кредит, |
||
изменяется порядок распределения |
прибыли, повышается мате |
|||
риальная |
ответственность |
за |
выполнение хозяйственных догово |
|
1 В. И. |
Ленин. Полн. собр. |
соч., |
т. 44, |
стр. 342—343. |
4
ров и т. д. Все это наполняет хозрасчет новым качественным со держанием и превращает его в важный инструмент комплексного воздействия на повышение эффективности общественного произ водства.
Особенно широкие взаимосвязи у хозрасчета с финансами. Ес ли, например, цена в своей основе является категорией обмена,то
хозрасчет и финансы выступают категориями воспроизводства, они его опосредствуют на всех стадиях—в производстве, распределе
нии, обмене и потреблении. В результате финансы, т. е. отношения
по поводу образования и использования фондов денежных средств, выступают в качестве механизма хозрасчета—его финан совой стороной.
На предприятиях и организациях речного транспорта хозрас чет и финансы организованы на тех же принципах, что и в других отраслях народного хозяйства. Однако при этом учитываются от раслевые особенности.
Как известно, транспорт в составе общественного производст ва не создает продукцию в материально-вещественном выраже нии. Им реализуется не продукт, а сам процесс производства—пе ремещение грузов и людей. В связи с этим физический объем про изведенной в народном хозяйстве продукции не изменяется, а
лишь увеличивается ее стоимость на величину стоимости перево зок.
Такой характер транспортной продукции обусловливает необ ходимость использования особых показателей для ее учета и оцен ки работы транспортных организаций. Специфична и система рас четов за нее: провозная плата за перевозки, как правило, вносит ся до начала транспортного процесса. В балансах транспортных организаций отсутствует нереализованная продукция и незавер шенное производство по перевозкам, а внесенная наперед провоз ная плата существенно повышает их платежеспособность.
Для работы внутреннего водного транспорта характерна се зонность. Она оказывает большое влияние на организацию финан
сов эксплуатационных предприятий, где сезонные затраты покры
ваются кредитом Госбанка, который потом погашается за счет доходов, поступающих в навигационный период. При таком положении финансовое состояние предприятий во многом зависит от оперативности финансовых служб, своевременности использо вания ими целевых кредитов.
Специфична на внутреннем водном транспорте система тарифов
па перевозки. Если на железнодорожном транспорте применяются единые тарифы на одни и те же виды перевозок, то на речном
транспорте они дифференцированы по бассейнам. Связано это с различным уровнем себестоимости перевозок в различных пароход-
ствах из-за особенностей путевого хозяйства, длительности навига
ционного периода, структуры грузооборота и т. д. Дифференциация
5
тарифов призвана создать пароходствам одинаковые хозрасчетные условия ведения хозяйства.
Ряд особенностей в организации хозрасчета и финансов пред приятий речного транспорта связаны с централизованным характе ром управления транспортным процессом. Это оказывает влияние на планирование использования флота, характер формирования до
ходов, |
использование амортизационного фонда, внутрисистемные |
' расчеты и т. п. |
|
IIa |
речном транспорте па условиях хозрасчета работают основ |
ные производственные звенья: пароходства и подчиненные им рай онные управления, порты и пристани, судоремонтно-судостроитель ные заводы, верфи, ремонтно-эксплуатационные базы флота и др. Своеобразная форма хозяйственного расчета функционирует на
предприятиях путевого хозяйства.
Существенные изменения в организацию хозрасчета и финансов на речном транспорте внесла хозяйственная реформа. Был не толь
ко изменен порядок планирования и экономического стимулирова ния предприятий, но и преобразованы многие хозрасчетные и фи нансовые взаимоотношения. Например, между пароходствами и промпредприятиями установлены взаимоотношения на основе ново го положения, предусматривающего повышенную материальную от
ветственность сторон. Улучшены хозрасчетные связи между паро ходствами и портами по обслуживанию транзитных перевозок, а
также взаимоотношения между смежными пароходствами по пере даче грузов и т. п.
Широкое развитие на речном транспорте получил и внутрипро изводственный хозрасчет, на условия которого переводятся грузо вые участки и районы портов, суда транспортного и технического флота, цехи заводов и др. Им утверждается система плановых за даний с учетом специфики работы, способствующая выполнению производственно-финансового плана в целом по предприятию.
В ходе внедрения в управление принципов экономической ре
формы совершенствовалась и система финансовых отношений. Их необходимо было привести в соответствии с новыми условиями хо зяйствования, так как экономические и финансовые процессы име ют тесную связь и взаимообусловленность. Именно поэтому В. И. Ле нин призывал к достижению успехов в области финансов. Он подчеркивал, что «всякие радикальные реформы наши обречены на неудачу, если мы не будем иметь успеха в финансовой политике».1
Перестройка в организации финансов шла по двум направлени ям, связанными между собой. C одной стороны, на основе самооку паемости были расширены права и возможности предприятий в непосредственном распоряжении финансовыми ресурсами для рас ширения производства материального поощрения и социально-куль
турного обслуживания работников, |
а с другой—финансы стали бо- |
1 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 36, |
стр. 351. |
6
лее широко использоваться для согласования интересов предприя тий и государства при распределении прибыли, что имеет перво
степенное значение в экономическом управлении производством,
когда цель достигается через воздействие на хозрасчетные инте ресы предприятий и объединений.
Своеобразие финансовых стимулов состоит в особом характе
ре проявления фондов денежных средств. Для хозрасчетных пред
приятий они выступают в качестве финансовых ресурсов и тем са
мым обеспечивают им необходимую финансовую самостоятель ность. Но так как социалистическое государство регламентирует процесс создания и использования фондов денежных средств ме рой выполнения плановых заданий и достижения определенной
эффективности производства, то фонды денежных средств, C их механизмом образования и использования, приобретают форму
стимулов, побуждающих предприятия к принятию напряженных планов и улучшению хозяйственной деятельности в целом. Следо вательно, особенность организации отраслевых финансов в усло виях новых методов хозяйствования состоит не столько в увели чении финансовых ресурсов предприятий и их объединений,сколь
ко в новом режиме их образования и использования на основе со четания интересов общества с хозрасчетными интересами хозяй ственных звеньев.
Возьмем, например, финансовые права предприятий в области формирования основных производственных фондов. В новых ус ловиях они имеют возможность отчислять часть прибыли в фонд развития производства, который предназначается для расширения и технического перевооружения. Размер отчислений устанавли вается в процентах к прибыли. Этим самым предприятия заинте ресовываются в ее росте, т. е. в росте перевозок, выпуске продук ции и снижении расходов. Например, Волжское объединенное па роходство ежегодно отчисляет в фонд развития производства свы ше 2 млн. руб прибыли, тогда как в 1967 г., т. е. до перехода на новые условия, все ее отчисления в фонд предприятия составляли всего лишь 306 тыс. руб, из которых на развитие производства можно было направить только 20%.
Необходимо отметить, денежные ресурсы для финансирования нецентрализованных капитальных вложений возросли у предпри ятий не только за счет отчислений из прибыли, но и за счет амор
тизационных отчислений, предназначенных на полное восстанов
ление основных производственных фондов, которые направляются в размере 15% (без амортизационных отчислений по флоту) в фонд развития производства.
Если же средств фонда развития окажется недостаточно для осуществления мероприятий, связанных с техническим перевоору жением, то предприятие имеет право на получение кредита сроком до 6 лет. Разумеется, учреждения банков при его выдачи учиты вают окупаемость затрат в пределах указанного срока за счет
7