Файл: Юров, В. Ф. Финансовые стимулы в развитии речного транспорта учебное пособие для слушателей факультета повышения квалификации инженерно-технических работников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство речного флота РСФСР

Горьковский институт инженеров водного транспорта

В. Ф. Юров

ФИНАНСОВЫЕ СТИМУЛЫ В РАЗВИТИИ РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

Горький

1974

Министерство речною ф.чота РСФСР

Горьковский институт инженеров водного транспорта

В. Ф. Юров

ФИНАНСОВЫЕ СТИМУЛЫ В РАЗВИТИИ

РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

Учебное пособие для слушателей факультета повышения квалификации инженерно-технических работников

Горький

1974

l >>l.l>-

, ,,

I " —

Гос. публичная научно-тохничэс«ая

⅛M<⅛ihoτ∙ΛHβ CCOF1

ЭКЗЕМПЛЯР ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА

/y-√∕∕⅞?

АННОТАЦИЯ

В учебном пособии раскрывается природа финансовых стимулов и характер их воздействия на транспортный процесс. Основное место в нем отведено рас­ смотрению прибыли и рентабельности речного транспорта, с которыми связан механизм финансового стимулирования.

Учебное пособие подготовлено для слушателей факультета повышения ква­ лификации инженерно-технических работников и служащих. Оно может быть также использовано и студентами институтов водного транспорта.

I.ХОЗРАСЧЕТ И ФИНАНСЫ НА РЕЧНОМ ТРАНСПОРТЕ

ВУСЛОВИЯХ РЕФОРМЫ

Использование финансов в социалистической экономике обус­ ловлено наличием товарного производства, при котором движение

продукта со стадии производства до стадии потребления опосред­ ствуется денежными отношениями между участниками обществен­ ного производства—государством, предприятиями, организациями

и трудящимися. Но содержание финансов, как экономической ка­ тегории, определяют не все денежные отношения общественного производства, а лишь те, которые возникают при образовании и использовании фондов денежных ресурсов. К финансам не отно­ сятся денежный учет, денежное обращение, ценообразование и т. п.

Социалистические финансы носят планомерный характер и не­ разрывно связаны с деятельностью государства. Их функциональ­ ное назначение состоит в обеспечении финансовых потребностей народного хозяйства, в распределении денежных доходов между участниками производства и контроле рублем за производством, распределением и использованием общественного продукта и на­

ционального дохода.

Финансы социалистического общества состоят из финансов предприятий и отраслей народного хозяйства (отраслевые финан­ сы), финансов общественных организаций и общегосударственных финансов. В свою очередь общегосударственные финансы вклю­ чают: государственный бюджет, бюджет государственного соци­ ального страхования, фонд средств государственного имуществен­ ного и личного страхования.

В широком смысле финансы включают в себя и кредит, кото­ рый является формой аккумуляции временно свободных денежных ресурсов предприятий, государственного бюджета и населения с целью не допущения их омертвления и повышения эффективности использования в соответствии с плановыми потребностями народ­ ного хозяйства.

Отраслевые финансы являются первоосновой социалистических финансов. Они обслуживают сферу материального производства,

где создается национальный доход, за счет которого в основном

образуются государственные централизованные фонды денежных ресурсов и денежные фонды предприятий и организаций.

Финансы внутреннего водного транспорта являются частью

отраслевых финансов. Они представляют собой определенную си­ стему денежных отношений, которые возникают при транспорти­

3


ровке грузов и людей, связаны с образованием и использованием фондов денежных средств, с распределением доходов и осуществ­ лением контроля за хозяйственной деятельностью транспортных предприятий и организаций.

Финансовые отношения предприятий водного транспорта мно­ гообразны. Они возникают с грузоотправителями и грузополучате­ лями, с органами управления других видов транспорта при сов­ местной перевозке грузов. Финансы предприятий включают и вну­ трисистемные денежные отношения, отношения между их внутри­

производственными хозрасчетными подразделениями, а также между занятыми на них рабочими, служащими и инженерно-тех­ ническими работниками.

У предприятий внутреннего водного транспорта широкие фи­ нансовые взаимоотношения с финансовой системой: они вносят значительную часть своих доходов и одновременно с этим полу­ чают часть средств из бюджета на финансирование определенных затрат. C кредитной системой у них возникают денежные отноше­ ния при осуществлении кредитных и расчетных операций.

В качестве основы для организации отраслевых финансов слу­ жит хозяйственный расчет. Он является важным методом социа­ листического хозяйствования и предполагает хозяйственно-опера­

тивную самостоятельность, самоокупаемость, материальную заин­ тересованность и материальную ответственность.

Хозрасчет является экономической категорией и выражает те

отношения социалистических предприятий, которые планомерно возникают в процессе возмещения затрат за счет выручки от ре­ ализации продукции и получения прибыли. Эти отношения возни­ кают в производстве при создании стоимости, обмене результата­

ми деятельности

(реализации продукции), распределении

доходов

и при потреблении материальных благ.

может

По мысли В.

И. Ленина социалистическая экономика

развиваться лишь на основе хозяйственного расчета. Он отмечал, что «в ближайшем будущем неминуемо этот тип станет преобла­ дающим, если не исключительным».1

Эго ленинское положение полностью подтверждается хозяйст­

венной практикой: экономические реформы в нашей стране и дру­ гих социалистических странах ознаменовались внедрением полно­

го хозрасчета на всех предприятиях и организациях отраслей ма­

териального производства. C учетом требований хозяйственного

расчета стали настраиваться и другие экономические инструмен­

ты: пересматриваются оптовые цены и тарифы, устанавливается

плата за

фонды, вводятся новые

процентные ставки за кредит,

изменяется порядок распределения

прибыли, повышается мате­

риальная

ответственность

за

выполнение хозяйственных догово­

1 В. И.

Ленин. Полн. собр.

соч.,

т. 44,

стр. 342—343.

4


ров и т. д. Все это наполняет хозрасчет новым качественным со­ держанием и превращает его в важный инструмент комплексного воздействия на повышение эффективности общественного произ­ водства.

Особенно широкие взаимосвязи у хозрасчета с финансами. Ес­ ли, например, цена в своей основе является категорией обмена,то

хозрасчет и финансы выступают категориями воспроизводства, они его опосредствуют на всех стадиях—в производстве, распределе­

нии, обмене и потреблении. В результате финансы, т. е. отношения

по поводу образования и использования фондов денежных средств, выступают в качестве механизма хозрасчета—его финан­ совой стороной.

На предприятиях и организациях речного транспорта хозрас­ чет и финансы организованы на тех же принципах, что и в других отраслях народного хозяйства. Однако при этом учитываются от­ раслевые особенности.

Как известно, транспорт в составе общественного производст ва не создает продукцию в материально-вещественном выраже­ нии. Им реализуется не продукт, а сам процесс производства—пе­ ремещение грузов и людей. В связи с этим физический объем про­ изведенной в народном хозяйстве продукции не изменяется, а

лишь увеличивается ее стоимость на величину стоимости перево­ зок.

Такой характер транспортной продукции обусловливает необ­ ходимость использования особых показателей для ее учета и оцен­ ки работы транспортных организаций. Специфична и система рас­ четов за нее: провозная плата за перевозки, как правило, вносит­ ся до начала транспортного процесса. В балансах транспортных организаций отсутствует нереализованная продукция и незавер­ шенное производство по перевозкам, а внесенная наперед провоз­ ная плата существенно повышает их платежеспособность.

Для работы внутреннего водного транспорта характерна се­ зонность. Она оказывает большое влияние на организацию финан­

сов эксплуатационных предприятий, где сезонные затраты покры­

ваются кредитом Госбанка, который потом погашается за счет доходов, поступающих в навигационный период. При таком положении финансовое состояние предприятий во многом зависит от оперативности финансовых служб, своевременности использо­ вания ими целевых кредитов.

Специфична на внутреннем водном транспорте система тарифов

па перевозки. Если на железнодорожном транспорте применяются единые тарифы на одни и те же виды перевозок, то на речном

транспорте они дифференцированы по бассейнам. Связано это с различным уровнем себестоимости перевозок в различных пароход-

ствах из-за особенностей путевого хозяйства, длительности навига­

ционного периода, структуры грузооборота и т. д. Дифференциация

5


тарифов призвана создать пароходствам одинаковые хозрасчетные условия ведения хозяйства.

Ряд особенностей в организации хозрасчета и финансов пред­ приятий речного транспорта связаны с централизованным характе­ ром управления транспортным процессом. Это оказывает влияние на планирование использования флота, характер формирования до­

ходов,

использование амортизационного фонда, внутрисистемные

' расчеты и т. п.

IIa

речном транспорте па условиях хозрасчета работают основ­

ные производственные звенья: пароходства и подчиненные им рай­ онные управления, порты и пристани, судоремонтно-судостроитель­ ные заводы, верфи, ремонтно-эксплуатационные базы флота и др. Своеобразная форма хозяйственного расчета функционирует на

предприятиях путевого хозяйства.

Существенные изменения в организацию хозрасчета и финансов на речном транспорте внесла хозяйственная реформа. Был не толь­

ко изменен порядок планирования и экономического стимулирова­ ния предприятий, но и преобразованы многие хозрасчетные и фи­ нансовые взаимоотношения. Например, между пароходствами и промпредприятиями установлены взаимоотношения на основе ново­ го положения, предусматривающего повышенную материальную от­

ветственность сторон. Улучшены хозрасчетные связи между паро­ ходствами и портами по обслуживанию транзитных перевозок, а

также взаимоотношения между смежными пароходствами по пере­ даче грузов и т. п.

Широкое развитие на речном транспорте получил и внутрипро­ изводственный хозрасчет, на условия которого переводятся грузо­ вые участки и районы портов, суда транспортного и технического флота, цехи заводов и др. Им утверждается система плановых за­ даний с учетом специфики работы, способствующая выполнению производственно-финансового плана в целом по предприятию.

В ходе внедрения в управление принципов экономической ре­

формы совершенствовалась и система финансовых отношений. Их необходимо было привести в соответствии с новыми условиями хо­ зяйствования, так как экономические и финансовые процессы име­ ют тесную связь и взаимообусловленность. Именно поэтому В. И. Ле­ нин призывал к достижению успехов в области финансов. Он подчеркивал, что «всякие радикальные реформы наши обречены на неудачу, если мы не будем иметь успеха в финансовой политике».1

Перестройка в организации финансов шла по двум направлени­ ям, связанными между собой. C одной стороны, на основе самооку­ паемости были расширены права и возможности предприятий в непосредственном распоряжении финансовыми ресурсами для рас­ ширения производства материального поощрения и социально-куль­

турного обслуживания работников,

а с другой—финансы стали бо-

1 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 36,

стр. 351.

6


лее широко использоваться для согласования интересов предприя­ тий и государства при распределении прибыли, что имеет перво­

степенное значение в экономическом управлении производством,

когда цель достигается через воздействие на хозрасчетные инте­ ресы предприятий и объединений.

Своеобразие финансовых стимулов состоит в особом характе­

ре проявления фондов денежных средств. Для хозрасчетных пред­

приятий они выступают в качестве финансовых ресурсов и тем са­

мым обеспечивают им необходимую финансовую самостоятель­ ность. Но так как социалистическое государство регламентирует процесс создания и использования фондов денежных средств ме­ рой выполнения плановых заданий и достижения определенной

эффективности производства, то фонды денежных средств, C их механизмом образования и использования, приобретают форму

стимулов, побуждающих предприятия к принятию напряженных планов и улучшению хозяйственной деятельности в целом. Следо­ вательно, особенность организации отраслевых финансов в усло­ виях новых методов хозяйствования состоит не столько в увели­ чении финансовых ресурсов предприятий и их объединений,сколь­

ко в новом режиме их образования и использования на основе со­ четания интересов общества с хозрасчетными интересами хозяй­ ственных звеньев.

Возьмем, например, финансовые права предприятий в области формирования основных производственных фондов. В новых ус­ ловиях они имеют возможность отчислять часть прибыли в фонд развития производства, который предназначается для расширения и технического перевооружения. Размер отчислений устанавли­ вается в процентах к прибыли. Этим самым предприятия заинте­ ресовываются в ее росте, т. е. в росте перевозок, выпуске продук­ ции и снижении расходов. Например, Волжское объединенное па­ роходство ежегодно отчисляет в фонд развития производства свы­ ше 2 млн. руб прибыли, тогда как в 1967 г., т. е. до перехода на новые условия, все ее отчисления в фонд предприятия составляли всего лишь 306 тыс. руб, из которых на развитие производства можно было направить только 20%.

Необходимо отметить, денежные ресурсы для финансирования нецентрализованных капитальных вложений возросли у предпри­ ятий не только за счет отчислений из прибыли, но и за счет амор­

тизационных отчислений, предназначенных на полное восстанов­

ление основных производственных фондов, которые направляются в размере 15% (без амортизационных отчислений по флоту) в фонд развития производства.

Если же средств фонда развития окажется недостаточно для осуществления мероприятий, связанных с техническим перевоору­ жением, то предприятие имеет право на получение кредита сроком до 6 лет. Разумеется, учреждения банков при его выдачи учиты­ вают окупаемость затрат в пределах указанного срока за счет

7