Файл: Прохоров, Е. С. Звуковая сигнализация судов на реках и водохранилищах учеб. пособие для студентов-судоводителей и плавсостава.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
I
Рис. 17a. |
Графики для определениямдальности слышимости. .Справа — по |
ветру, слева — против ветра. |
||||||||||||||||
Кривые |
/ — при ветре 0,5 |
— |
2 |
м\сеіс, 2 |
— 2 5 |
м\сек; 3 |
— 5 -f 10 |
м\сек; 4 — |
10 — 15 |
м\еек. |
Кривая |
7' — для |
||||||
тумана без |
ветра и с ветром 0 ,5 -т-2 |
\сек |
(по ветру). На оси абсцисс — дальность слышимости |
Д , км. |
||||||||||||||
|
|
|
месте |
|||||||||||||||
На оси |
ординат — разность |
уровня силы звука в 10 |
метрах от |
источника |
и уровня |
помех в |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
приема, |
Ь.1, дб |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 176. Графики для определении дальности слышимости. Справа — по ветру, слева — против ветра1
Из рассмотренного примера видно, какое большое значение на дальность слышимости оказывает шум радиолокатора. На су дах других проектов снижение дальности слышимости из-за рабо ты радиолокатора получается несколько меньшим, т. к. уровень шума при выключенном радиолокаторе там значительно больше. Аналогичное влияние на уменьшение дальности слышимости ока зывает и другая шумящая аппаратура, находящаяся в рубке или смежных с ней помещениях.
|
Рис. |
18. Диаграмма |
дальности |
слы |
|
|||||||
|
шимости при Д/, = |
55 |
дб |
и |
ветре • |
|
||||||
|
10—15 |
м\сек |
(октава 125 |
Гц). |
Направ- |
" |
||||||
f |
ление ветра указано |
стрелкой. |
Точ |
|
||||||||
|
ка |
И |
— местонахождение |
источника |
|
|||||||
|
звука. Точка |
О |
— центр окружности |
|
||||||||
|
|
|
Особенно сильное влияние на дальность слышимости оказы вает работа рулевых машин на судах типа «Большая Волга» и
«Шестая пятилетка». В таблице 1 показано, какую дальность слышимости (в км) может обеспечить тифон с уровнями силы звука 115 и 125 дб против ветра силой 2—5 м/сек на судах этого типа, а также снижение дальности слышимости из-за работы ру левой машины. Данные получены с помощью графиков рис. 17.
41
Октавная полоса, |
125 |
250 |
500 |
Таблица 1' |
|
1000 |
|||||
|
Гц |
|
|
|
|
Уровень силы-звука ти- |
115 125 |
115 125 |
115 |
125 115 125 |
|
фона, |
дб |
||||
|
|
|
|
|
Л ц X
0,9 |
1,6 |
1,0 |
1,5 |
0,7 |
0,9 |
0,7 |
1,0 |
^ р |
м |
|
0,5 |
0,9 |
0,3 |
0,6 |
0,2 |
0,4 |
0,3 |
0,5 |
Л |
п X |
Л \ > м |
0,4 |
0,7 |
0,7 |
1,0 |
0,5 |
0,5 |
0,4 |
0,5 |
Д п%— дальность |
слышимости в режиме полного хода; |
|
Лрм— дальность |
слышимости при работающей |
руле |
вой машине; |
работы |
|
Д п х -Л р м — снижение |
дальности слышимости из-за |
рулевой машины.
При ветрах другой силы и направления слышимость сигналов будет иная, но уже отчетливо видно, что рулевая машина резко уменьшает дальность слышимости и в указанных условиях не обеспечивает выполнение требований, предусмотренных Правила ми плавания при подаче сигналов на расхождение и обгон.
Для увеличения дальности слышимости необходимо не только стремиться к снижению ходового шума, но и уменьшать шум, со здаваемый аппаратурой и вспомогательными механизмами. Для этого необходимо проведение комплексных мероприятий по сни жению шума в рубках, включая вынос шумящей аппаратуры. При проектировании судов следует избегать установки аппарату ры, повышающей уровень шума в рубке. Влияние шума, создавае
мого различными |
устройствами, |
на |
дальность слышимости при |
|||
различных метеоусловиях можно |
оценить, исподьзуя |
графики |
||||
рис. 17 и приложение IV. |
|
|
что ти- |
|||
Натурные испытания и данные таблицы 1 показывают, |
||||||
фоны с уровнем |
115 |
дб |
не могут |
обеспечить выполнение требова |
||
|
ний Правил плавания. Именно такой уровень силы звука, имеет большинство тифонов типа ДУ-15. Следовательно, их необходимо заменять на более мощные тифоны. Тифоны с уровнем 125 дб способны обеспечить звуковую связь между судами в большинст ве погодных условий, если максимум их энергии находится в ок тавах 125 или 250 Гц.
Таким образом, оптимальной полосой частот для целей звуко вой сигнализации на реке являются октавы 125 и 250 Гц, а по мощности—тифоны с уровнем силы звука 125— 120 дб. Стремле-
42
мне увеличить дальность слышимости за счет дальнейшего повы
шения мощности источников для рек не является |
целесообраз |
ным, т. іс. могут быть превышены болевые пороги |
и ухудшится |
акустический климат для населения. |
сигнализации |
Повысить эффективность действия звуковой |
можно, осуществляя правильную регулировку и установку звуко сигнальных средств. Регулировка необходима, т. к. тифоны, уста новленные на судах в настоящее время, имеют большой разброс в уровнях силы звука, причем уровень силы звука и распределе ние энергии по октавам часто не соответствуют тому, что преду сматривалось при проектировании тифонов. В этом отношении очень показательны тифоны 143/11, у -большинства из которых вследствие плохой настройки, вместо возможного уровня силы звука 118 дб часто имеется уровень 107— 112 до. Перед началом навигации необходимо осуществлять квалифицированную на стройку и регулировку тифонов в РЭБах, используя для контроля шумомер с октавным фильтром, или прибор, разработанный в ГИИВТе. Чтобы судоводитель мог оценить дальность действия тифоиа, целесообразно в паспорте на тифон указывать спектраль
м
|
Гц). |
силы звука в 10 |
от тифона, |
замеренные |
при на |
ные уровни |
|||||
стройке, в |
октавах, важных для |
звуковой |
сигнализации |
(125— |
|
1000 |
|
|
|
|
|
Правильная установка звукосигнальных средств может также повысить эффективность действия звуковой сигнализации. Паро вые свистки обычно устанавливаются иа дымовой трубе или на мостике. В обоих случаях свистки, как правило, затеняются руб ками и другими надстройками, а в направлении кормы—дымовы
ми трубами. |
О степени затенения свистков |
можно судитьмпо |
сле |
||||||||||||
дующим данным. |
На пароходе «Академик |
Гамалея» |
свисток, |
дб. |
|||||||||||
ус |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
дб, |
|
от не |
||
тановленный на дымовой трубе, имеет на расстоянии 10 |
|||||||||||||||
|
|
|
|
дб. |
|
|
|
|
|
|
|
|
127 |
|
|
го при отсутствии |
препятствий общий уровень силы звука |
|
|||||||||||||
На том |
же расстоянии, |
|
|
|
м |
|
|
за трубой на |
|||||||
но за рубкой— 105— 107 |
|
|
|||||||||||||
корме |
108— 112 |
|
|
На |
пароходе «Формовщик» |
два |
|
дб, |
|
||||||
|
|
свистка рас |
|||||||||||||
положены |
дб. |
|
|
|
|
мостика на |
высоте |
1 |
дб, |
от |
пола, |
немного |
|||
накрыльях |
|
||||||||||||||
сзади рубки. Один из свистков имеет общий уровень 124 |
|
вто |
|||||||||||||
рой— 121 |
дб. |
Затенение |
рубкой достигает 14 |
|
а затенение |
бач |
|||||||||
ком для растворения соли, расположенным |
|
выше |
|
свистков, |
до |
||||||||||
стигает 8 |
|
Снижение |
дальности |
слышимости |
свистков в на |
правлениях затенения при различных метеоусловиях можно по лучить, используя графики рис. 17. Помимо снижения, дальности слышимости, оглушающее действие сигнала на судоводителей в
этом случае наибольшее, причем оно усугубляется наличием ин тенсивных высокочастотных составляющих в спектре сигнала. Аналогичное снижение дальности слышимости наблюдается на судах , типа «Большая Волга», «Шестая пятилетка» и «Амударья», на которых тифоны установлены на трубах и в направлении носа
43
частично затеняются рубками, а в направлении кормы — труба ми. Такая установка звукосигнальных средств противоречит тре бованиям Речного Регистра. Кроме того, тифоны на пассажир ских судах типа «Амударья» 'имеют резкий тембр и ухудшают комфортные условия на судне. В этом отношении тифоны, уста новленные на трехдечных судах, имеют более приятный тембр.
Наилучшим местом для установки звукосигнальных средств явилась бы мачта судна, т. к. в этом случае не только увеличи лась бы дальность слышимости сигнала, но и снизилось оглуша ющее воздействие на экипаж. Однако наличие длинных трубопро водов для воздушных и паровых звукосигнальных средств не по зволит обеспечить их нормальное звучание и затруднит демонтаж мачты в необходимых случаях. Использование электротифонов позволяет осуществить такую установку, однако отечественные электротифоны имеют в настоящее время слишком большой вес. После, доработки конструкции, позволяющей снизить вес до уров ня мировых образцов (.менее 50 кг), установка тифонов на мачте станет реальной.
Тифоны на судах типа «ГТ» и «Метеор», как правило, нахо дятся в нерабочем состоянии-—к ним не подается воздух. На «Ме теорах» это связано с тем, что воздух на тифом берется от пуско вого баллона, а на судах типа «ГТ» для подкачки воздуха в бал лон необходимо включать вспомогательный двигатель. На этих судах в качестве звукосигнального средства обычно используются сирены типа ЭСС-1, которые не пригодны для осуществления
‘звуковой связи между судами. Такие же сирены установлены на теплоходах типа «Ракета», «Заря», «Зарница», «Москвич» и на
большинстве |
судов малого водоизмещения. Использование сирен |
в качестве |
звукосигнальных средств на речном флоте следует |
признать нецелесообразным. Они имеют малую дальность дейст вия и неприятный тембр. Вследствие того, что сигналы сиренами подаются довольно часто в непосредственной близости от дебар
кадеров |
(«обращаю |
внимание», |
«задний ход», «отправление» |
|
и т. п.), |
они оказывают наиболее |
неблагоприятное |
воздействие |
|
на пассажиров. Для |
судов этой группы необходима |
разработка |
||
специального звукосигнального средства. |
|
Оценить дальность слышимости звуковых сигналов судов в ту мане можно, используя графики, приведенные на рис. 17. Данные эксперименте! показывают, что в тумане' с ветром дальность слышимости против ветра можно оценить по тем же кривым, что и при отсутствии тумана. В тумане без ветра и по ветру силой 0,5—2 м/сек по кривым «Т»; при ветре 2—5 м/сек—по кривым 1; при ветре 5— 10 м/сек—по кривым 2.
Количество звуковых сигналов, которые судоводитель может услышать, существенным образом зависит от скорости сближения судов и от максимального расстояния, на котором можно уверен-
44