Файл: Прохоров, Е. С. Звуковая сигнализация судов на реках и водохранилищах учеб. пособие для студентов-судоводителей и плавсостава.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

I

Рис. 17a.

Графики для определениямдальности слышимости. .Справа — по

ветру, слева — против ветра.

Кривые

/ — при ветре 0,5

2

м\сеіс, 2

— 2 5

м\сек; 3

— 5 -f 10

м\сек; 4 —

10 — 15

м\еек.

Кривая

7' — для

тумана без

ветра и с ветром 0 ,5 -т-2

\сек

(по ветру). На оси абсцисс — дальность слышимости

Д , км.

 

 

 

месте

На оси

ординат — разность

уровня силы звука в 10

метрах от

источника

и уровня

помех в

 

 

 

 

 

 

 

 

приема,

Ь.1, дб

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 176. Графики для определении дальности слышимости. Справа — по ветру, слева — против ветра1

Из рассмотренного примера видно, какое большое значение на дальность слышимости оказывает шум радиолокатора. На су­ дах других проектов снижение дальности слышимости из-за рабо­ ты радиолокатора получается несколько меньшим, т. к. уровень шума при выключенном радиолокаторе там значительно больше. Аналогичное влияние на уменьшение дальности слышимости ока­ зывает и другая шумящая аппаратура, находящаяся в рубке или смежных с ней помещениях.

 

Рис.

18. Диаграмма

дальности

слы­

 

 

шимости при Д/, =

55

дб

и

ветре •

 

 

10—15

м\сек

(октава 125

Гц).

Направ-

"

f

ление ветра указано

стрелкой.

Точ­

 

 

ка

И

— местонахождение

источника

 

 

звука. Точка

О

— центр окружности

 

 

 

 

Особенно сильное влияние на дальность слышимости оказы­ вает работа рулевых машин на судах типа «Большая Волга» и

«Шестая пятилетка». В таблице 1 показано, какую дальность слышимости (в км) может обеспечить тифон с уровнями силы звука 115 и 125 дб против ветра силой 2—5 м/сек на судах этого типа, а также снижение дальности слышимости из-за работы ру­ левой машины. Данные получены с помощью графиков рис. 17.

41


Октавная полоса,

125

250

500

Таблица 1'

1000

 

Гц

 

 

 

 

Уровень силы-звука ти-

115 125

115 125

115

125 115 125

фона,

дб

 

 

 

 

 

Л ц X

0,9

1,6

1,0

1,5

0,7

0,9

0,7

1,0

^ р

м

 

0,5

0,9

0,3

0,6

0,2

0,4

0,3

0,5

Л

п X

Л \ > м

0,4

0,7

0,7

1,0

0,5

0,5

0,4

0,5

Д п%— дальность

слышимости в режиме полного хода;

Лрм— дальность

слышимости при работающей

руле­

вой машине;

работы

Д п х -Л р м — снижение

дальности слышимости из-за

рулевой машины.

При ветрах другой силы и направления слышимость сигналов будет иная, но уже отчетливо видно, что рулевая машина резко уменьшает дальность слышимости и в указанных условиях не обеспечивает выполнение требований, предусмотренных Правила­ ми плавания при подаче сигналов на расхождение и обгон.

Для увеличения дальности слышимости необходимо не только стремиться к снижению ходового шума, но и уменьшать шум, со­ здаваемый аппаратурой и вспомогательными механизмами. Для этого необходимо проведение комплексных мероприятий по сни­ жению шума в рубках, включая вынос шумящей аппаратуры. При проектировании судов следует избегать установки аппарату­ ры, повышающей уровень шума в рубке. Влияние шума, создавае­

мого различными

устройствами,

на

дальность слышимости при

различных метеоусловиях можно

оценить, исподьзуя

графики

рис. 17 и приложение IV.

 

 

что ти-

Натурные испытания и данные таблицы 1 показывают,

фоны с уровнем

115

дб

не могут

обеспечить выполнение требова­

 

ний Правил плавания. Именно такой уровень силы звука, имеет большинство тифонов типа ДУ-15. Следовательно, их необходимо заменять на более мощные тифоны. Тифоны с уровнем 125 дб способны обеспечить звуковую связь между судами в большинст­ ве погодных условий, если максимум их энергии находится в ок­ тавах 125 или 250 Гц.

Таким образом, оптимальной полосой частот для целей звуко­ вой сигнализации на реке являются октавы 125 и 250 Гц, а по мощности—тифоны с уровнем силы звука 125— 120 дб. Стремле-

42


мне увеличить дальность слышимости за счет дальнейшего повы­

шения мощности источников для рек не является

целесообраз­

ным, т. іс. могут быть превышены болевые пороги

и ухудшится

акустический климат для населения.

сигнализации

Повысить эффективность действия звуковой

можно, осуществляя правильную регулировку и установку звуко­ сигнальных средств. Регулировка необходима, т. к. тифоны, уста­ новленные на судах в настоящее время, имеют большой разброс в уровнях силы звука, причем уровень силы звука и распределе­ ние энергии по октавам часто не соответствуют тому, что преду­ сматривалось при проектировании тифонов. В этом отношении очень показательны тифоны 143/11, у -большинства из которых вследствие плохой настройки, вместо возможного уровня силы звука 118 дб часто имеется уровень 107— 112 до. Перед началом навигации необходимо осуществлять квалифицированную на­ стройку и регулировку тифонов в РЭБах, используя для контроля шумомер с октавным фильтром, или прибор, разработанный в ГИИВТе. Чтобы судоводитель мог оценить дальность действия тифоиа, целесообразно в паспорте на тифон указывать спектраль­

м

 

Гц).

силы звука в 10

от тифона,

замеренные

при на­

ные уровни

стройке, в

октавах, важных для

звуковой

сигнализации

(125—

1000

 

 

 

 

 

Правильная установка звукосигнальных средств может также повысить эффективность действия звуковой сигнализации. Паро­ вые свистки обычно устанавливаются иа дымовой трубе или на мостике. В обоих случаях свистки, как правило, затеняются руб­ ками и другими надстройками, а в направлении кормы—дымовы­

ми трубами.

О степени затенения свистков

можно судитьмпо

сле­

дующим данным.

На пароходе «Академик

Гамалея»

свисток,

дб.

ус­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дб,

 

от не­

тановленный на дымовой трубе, имеет на расстоянии 10

 

 

 

 

дб.

 

 

 

 

 

 

 

 

127

 

го при отсутствии

препятствий общий уровень силы звука

 

На том

же расстоянии,

 

 

 

м

 

 

за трубой на

но за рубкой— 105— 107

 

 

корме

108— 112

 

 

На

пароходе «Формовщик»

два

 

дб,

 

 

 

свистка рас­

положены

дб.

 

 

 

 

мостика на

высоте

1

дб,

от

пола,

немного

накрыльях

 

сзади рубки. Один из свистков имеет общий уровень 124

 

вто­

рой— 121

дб.

Затенение

рубкой достигает 14

 

а затенение

бач­

ком для растворения соли, расположенным

 

выше

 

свистков,

до­

стигает 8

 

Снижение

дальности

слышимости

свистков в на­

правлениях затенения при различных метеоусловиях можно по­ лучить, используя графики рис. 17. Помимо снижения, дальности слышимости, оглушающее действие сигнала на судоводителей в

этом случае наибольшее, причем оно усугубляется наличием ин­ тенсивных высокочастотных составляющих в спектре сигнала. Аналогичное снижение дальности слышимости наблюдается на судах , типа «Большая Волга», «Шестая пятилетка» и «Амударья», на которых тифоны установлены на трубах и в направлении носа

43


частично затеняются рубками, а в направлении кормы — труба­ ми. Такая установка звукосигнальных средств противоречит тре­ бованиям Речного Регистра. Кроме того, тифоны на пассажир­ ских судах типа «Амударья» 'имеют резкий тембр и ухудшают комфортные условия на судне. В этом отношении тифоны, уста­ новленные на трехдечных судах, имеют более приятный тембр.

Наилучшим местом для установки звукосигнальных средств явилась бы мачта судна, т. к. в этом случае не только увеличи­ лась бы дальность слышимости сигнала, но и снизилось оглуша­ ющее воздействие на экипаж. Однако наличие длинных трубопро­ водов для воздушных и паровых звукосигнальных средств не по­ зволит обеспечить их нормальное звучание и затруднит демонтаж мачты в необходимых случаях. Использование электротифонов позволяет осуществить такую установку, однако отечественные электротифоны имеют в настоящее время слишком большой вес. После, доработки конструкции, позволяющей снизить вес до уров­ ня мировых образцов (.менее 50 кг), установка тифонов на мачте станет реальной.

Тифоны на судах типа «ГТ» и «Метеор», как правило, нахо­ дятся в нерабочем состоянии-—к ним не подается воздух. На «Ме­ теорах» это связано с тем, что воздух на тифом берется от пуско­ вого баллона, а на судах типа «ГТ» для подкачки воздуха в бал­ лон необходимо включать вспомогательный двигатель. На этих судах в качестве звукосигнального средства обычно используются сирены типа ЭСС-1, которые не пригодны для осуществления

звуковой связи между судами. Такие же сирены установлены на теплоходах типа «Ракета», «Заря», «Зарница», «Москвич» и на

большинстве

судов малого водоизмещения. Использование сирен

в качестве

звукосигнальных средств на речном флоте следует

признать нецелесообразным. Они имеют малую дальность дейст­ вия и неприятный тембр. Вследствие того, что сигналы сиренами подаются довольно часто в непосредственной близости от дебар­

кадеров

(«обращаю

внимание»,

«задний ход», «отправление»

и т. п.),

они оказывают наиболее

неблагоприятное

воздействие

на пассажиров. Для

судов этой группы необходима

разработка

специального звукосигнального средства.

 

Оценить дальность слышимости звуковых сигналов судов в ту­ мане можно, используя графики, приведенные на рис. 17. Данные эксперименте! показывают, что в тумане' с ветром дальность слышимости против ветра можно оценить по тем же кривым, что и при отсутствии тумана. В тумане без ветра и по ветру силой 0,5—2 м/сек по кривым «Т»; при ветре 2—5 м/сек—по кривым 1; при ветре 5— 10 м/сек—по кривым 2.

Количество звуковых сигналов, которые судоводитель может услышать, существенным образом зависит от скорости сближения судов и от максимального расстояния, на котором можно уверен-

44