Файл: Прохоров, Е. С. Звуковая сигнализация судов на реках и водохранилищах учеб. пособие для студентов-судоводителей и плавсостава.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

но расслышать

сигнал в тумане.

Расчеты

показывают, что

при

максимальной дальности слышимости

сигнала

в 5

км

суда,

иду­

щие со скоростью

10

км/час,

т.

е.

сближающиеся

 

со

скоростью

20

км/час,

успеют

обменяться 7

сигналами

(состоящими из

трех

звуков

по шесть

секунд каждый),

а суда,

сближающиеся со ско­

ростью

35

км/час

,—4 сигналами. При уменьшении

расстояния

уве­

ренного приема сигнала до 2

км

будем

иметь

соответственно об­

мен лишь 3 и 2 сигналами, что -совершенно

недостаточно

для

обеспечения безопасного плавания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На большинстве речных судов подача звуковых сигналов осу­

ществляется вручную.

При движении

судна

в условиях плохой

видимости

длительное

пользование

ручной

подачей

неудобно,

ибо отвлекает внимание судоводителей и утомляет их. Для авто­ матической подачи «туманных» сигналов на судах речного флота в ГИИВТе разработан автОподатчнк. Автоподатчики бесшумны в работе и не препятствуют ручной подаче сигналов, если в этом возникает необходимость. Так как при установлении звуковой связи между судами возможно заглушение воспринимаемых сиг­ налов своими, то, услышав звуковые сигналы встречного судна в условиях плохой видимости, целесообразно переходить на ручную подачу сигналов, подавая их с интервалами, которые определяют­ ся, исходя из конкретных условий.

 

При определении дальности слышимости сигналов необходимо

учитывать направленность действия

тифонов. Для частот 125—

250

Гц

уровень силы звука по направлению оси

рупора

пример­

но па 3—4

до

больше, чем под углом 45° к оси рупора

и на 7•—

9

дб

больше, чем под углом от 45°

до 180°. На

частотах 500 и

1000

Гц

направленность сказывается

еще резче.

Таким

образом,

использование

частот 125 и 250

Гц

оказывается

выгодным и 'с

 

точки зрения обеспечения дальности слышимости вокруг источ­

ника по всему горизонту. Следует

 

отметить, что при закрытых

окнах рубки сигнал может

ослабляться на этих частотах, прохо­

дя через стекло, примерно

на 7—

15

дб.

Соответствующее умень­

 

шение дальности слышимости можно оценить по графикам рис. 17. На Практике, применение звуковой сигнализации часто оказы­ вается не эффективным. Это обусловлено тем, что на суда уста­ навливаются звукосигнальные средства; заведомо не обеспечива­ ющие возможность обмена звуковыми сигналами между судами в соответствии с Правилами плавания или оказывающие сильное раздражающее действие на экипаж и пассажиров. Правильная установка и регулировка звукосигнальных средств, использование экономичных и достаточно мощных тифонрв (прежде всего ТВ-25, ТВ-.100/180, Т В -100/165, ТВО-100/180 и электротифоиов) позволит повысить эффективность действия звуковой сигнализации в обес­

печении безопасного плавания судов.

45


ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ I

 

Октжвны* уровни звукосигнальных средств судов в 10

м

 

 

 

от источника,

дб

 

 

частоты октав,

 

 

 

 

 

 

Гц

Наименование

Общий

Среднегеометрические

 

 

судна

уровень,

125

250

 

500

1000

2000

4000

8000

 

 

дб

 

 

 

 

 

 

 

 

Бештау

 

Паровые С В И СТ К И

109

ПО

114

112

111

 

115

109

106

Бойкий

 

116

■ -

96

116

107

104

98

-

Юный ленинец

124

-

110

122

119

121

120

117

Академик Гамалея

127

112

123

114

121

113

112

Индустриализация

128

112

127

120

118

120

119

Салехард

'

Тифоны типа ДУ-15

97

105

100

101

112

97

109

95

Бирск

 

116

114

108

106

107

107

102

93

Серпухов

 

117

101

117

95

103

103

95

90

Дунайский-57

Тифоны типа 143/11

109

105

ЮЗ

 

ИЗ

103

102

112

 

ОТ-2005

 

116

106

109

111

111

107

94

 

Дунайский-62

121

121

• 114

111

115

Ц1

103

 

Волго-Дон-19 -

Тифоны типа ТВ-25

120

117

115

109

 

123

119

122

 

Волгонефть-53

124

120

122

116

115

105

100

 

Волго-Дон-117

126

122

118

123

116

106

104

 

46.


ПРИЛОЖЕНИЕ II

Т е х н и ч е с к и е х а р а к т е р и с т и к и с у п е р т и ф о н о в

 

 

Общий

Частота

Расход

Вес,

кГ

 

Тип супертифона

уровень

основного

воздуха,

 

 

на 10

м, дб

тона,

Гц

тыс. л\мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СССР, Черноморский судостроительный завод

14,0

 

ТВО 1001180

124

180

1,24

 

ТВ

100|180

124

180

і,5

57,0

 

ТВ

100|165

126 .

165

2,0

90,0

 

85 Е А

 

Япония

 

0,9

23)26

119

190| 165

100 Е А

124

165| 131

1,5

34|38

150 Е А

127

п о

 

2,1

47,0

 

ТА

100|200

 

Швеция

 

1,2

14.0

 

124

200

 

 

ТА

100| 165

124

165

 

1,5

69.0

 

ТА

І00|130

126

130

 

1,8

- 77,0

 

47


ПРИЛОЖЕНИЕ III

Технические

характеристики электротифонов

 

 

Тип электротифона

Общий

Частота

Потребляе­

Вес,

 

уровень

основного

мая мощ­

кГ

на 10

Mj до

тона,

Гц

ность,

кет

 

 

 

 

 

 

 

СССР, Черноморский судостроительный завод

 

 

ТЭ-1

125

90

 

3,2

150

ТЭ-2

ПО

 

126

 

 

3,2

155

МН-20

 

Япония

 

0,2

 

40

118

176

 

 

МН-75

123

140

 

0,75

 

50

МН-220

128

113

 

2,2

 

70

НО Д

 

ФРГ

140

 

3,7

 

115

 

 

 

п о д

124

ПО

 

3,7 -

120

.

 

48