Файл: Прохоров, Е. С. Звуковая сигнализация судов на реках и водохранилищах учеб. пособие для студентов-судоводителей и плавсостава.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
но расслышать |
сигнал в тумане. |
Расчеты |
показывают, что |
при |
||||||||||||||
максимальной дальности слышимости |
сигнала |
в 5 |
км |
суда, |
иду |
|||||||||||||
щие со скоростью |
10 |
км/час, |
т. |
е. |
сближающиеся |
|
со |
скоростью |
||||||||||
20 |
км/час, |
успеют |
обменяться 7 |
сигналами |
(состоящими из |
трех |
||||||||||||
звуков |
по шесть |
секунд каждый), |
а суда, |
сближающиеся со ско |
||||||||||||||
ростью |
35 |
км/час |
,—4 сигналами. При уменьшении |
расстояния |
уве |
|||||||||||||
ренного приема сигнала до 2 |
км |
будем |
иметь |
соответственно об |
||||||||||||||
мен лишь 3 и 2 сигналами, что -совершенно |
недостаточно |
для |
||||||||||||||||
обеспечения безопасного плавания. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
На большинстве речных судов подача звуковых сигналов осу |
|||||||||||||||||
ществляется вручную. |
При движении |
судна |
в условиях плохой |
|||||||||||||||
видимости |
длительное |
пользование |
ручной |
подачей |
неудобно, |
ибо отвлекает внимание судоводителей и утомляет их. Для авто матической подачи «туманных» сигналов на судах речного флота в ГИИВТе разработан автОподатчнк. Автоподатчики бесшумны в работе и не препятствуют ручной подаче сигналов, если в этом возникает необходимость. Так как при установлении звуковой связи между судами возможно заглушение воспринимаемых сиг налов своими, то, услышав звуковые сигналы встречного судна в условиях плохой видимости, целесообразно переходить на ручную подачу сигналов, подавая их с интервалами, которые определяют ся, исходя из конкретных условий.
|
При определении дальности слышимости сигналов необходимо |
||||||||
учитывать направленность действия |
тифонов. Для частот 125— |
||||||||
250 |
Гц |
уровень силы звука по направлению оси |
рупора |
пример |
|||||
но па 3—4 |
до |
больше, чем под углом 45° к оси рупора |
и на 7•— |
||||||
9 |
дб |
больше, чем под углом от 45° |
до 180°. На |
частотах 500 и |
|||||
1000 |
Гц |
направленность сказывается |
еще резче. |
Таким |
образом, |
||||
использование |
частот 125 и 250 |
Гц |
оказывается |
выгодным и 'с |
|||||
|
точки зрения обеспечения дальности слышимости вокруг источ
ника по всему горизонту. Следует |
|
отметить, что при закрытых |
||
окнах рубки сигнал может |
ослабляться на этих частотах, прохо |
|||
дя через стекло, примерно |
на 7— |
15 |
дб. |
Соответствующее умень |
|
шение дальности слышимости можно оценить по графикам рис. 17. На Практике, применение звуковой сигнализации часто оказы вается не эффективным. Это обусловлено тем, что на суда уста навливаются звукосигнальные средства; заведомо не обеспечива ющие возможность обмена звуковыми сигналами между судами в соответствии с Правилами плавания или оказывающие сильное раздражающее действие на экипаж и пассажиров. Правильная установка и регулировка звукосигнальных средств, использование экономичных и достаточно мощных тифонрв (прежде всего ТВ-25, ТВ-.100/180, Т В -100/165, ТВО-100/180 и электротифоиов) позволит повысить эффективность действия звуковой сигнализации в обес
печении безопасного плавания судов.
45
ПРИЛОЖЕНИЯ
|
|
|
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ I |
||
|
Октжвны* уровни звукосигнальных средств судов в 10 |
м |
|
|||||||
|
|
от источника, |
дб |
|
|
частоты октав, |
|
|||
|
|
|
|
|
Гц |
|||||
Наименование |
Общий |
Среднегеометрические |
|
|||||||
|
судна |
уровень, |
125 |
250 |
|
500 |
1000 |
2000 |
4000 |
8000 |
|
|
дб |
|
|
|
|
|
|
|
|
Бештау |
|
Паровые С В И СТ К И |
109 |
ПО |
114 |
112 |
111 |
|||
|
115 |
109 |
106 |
|||||||
Бойкий |
|
116 |
■ - |
96 |
116 |
107 |
104 |
98 |
- |
|
Юный ленинец |
124 |
- |
110 |
122 |
119 |
121 |
120 |
117 |
||
Академик Гамалея |
127 |
— |
112 |
123 |
114 |
121 |
113 |
112 |
||
Индустриализация |
128 |
112 |
127 |
120 |
118 |
120 |
119 |
— |
||
Салехард |
' |
Тифоны типа ДУ-15 |
97 |
105 |
100 |
101 |
||||
112 |
97 |
109 |
95 |
|||||||
Бирск |
|
116 |
114 |
108 |
106 |
107 |
107 |
102 |
93 |
|
Серпухов |
|
117 |
101 |
117 |
95 |
103 |
103 |
95 |
90 |
|
Дунайский-57 |
Тифоны типа 143/11 |
109 |
105 |
ЮЗ |
|
|||||
ИЗ |
103 |
102 |
112 |
|
||||||
ОТ-2005 |
|
116 |
106 |
109 |
111 |
111 |
107 |
94 |
|
|
Дунайский-62 |
121 |
121 |
• 114 |
111 |
115 |
Ц1 |
103 |
|
||
Волго-Дон-19 - |
Тифоны типа ТВ-25 |
120 |
117 |
115 |
109 |
|
||||
123 |
119 |
122 |
|
|||||||
Волгонефть-53 |
124 |
120 |
122 |
116 |
115 |
105 |
100 |
|
||
Волго-Дон-117 |
126 |
122 |
118 |
123 |
116 |
106 |
104 |
|
46.
ПРИЛОЖЕНИЕ II
Т е х н и ч е с к и е х а р а к т е р и с т и к и с у п е р т и ф о н о в
|
|
Общий |
Частота |
Расход |
Вес, |
кГ |
||
|
Тип супертифона |
уровень |
основного |
воздуха, |
||||
|
|
на 10 |
м, дб |
тона, |
Гц |
тыс. л\мин |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
СССР, Черноморский судостроительный завод |
14,0 |
|
|||||
ТВО 1001180 |
124 |
180 |
1,24 |
|
||||
ТВ |
100|180 |
124 |
180 |
і,5 |
57,0 |
|
||
ТВ |
100|165 |
126 . |
165 |
2,0 |
90,0 |
|
||
85 Е А |
|
Япония |
|
0,9 |
23)26 |
|||
119 |
190| 165 |
|||||||
100 Е А |
124 |
165| 131 |
1,5 |
34|38 |
||||
150 Е А |
127 |
п о |
|
2,1 |
47,0 |
|
||
ТА |
100|200 |
|
Швеция |
|
1,2 |
14.0 |
|
|
124 |
200 |
|
|
|||||
ТА |
100| 165 |
124 |
165 |
|
1,5 |
69.0 |
|
|
ТА |
І00|130 |
126 |
130 |
|
1,8 |
- 77,0 |
|
47
ПРИЛОЖЕНИЕ III
Технические |
характеристики электротифонов |
|
|
|||||
Тип электротифона |
Общий |
Частота |
Потребляе |
Вес, |
|
|||
уровень |
основного |
мая мощ |
кГ |
|||||
на 10 |
Mj до |
тона, |
Гц |
ность, |
кет |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
СССР, Черноморский судостроительный завод |
|
|
||||||
ТЭ-1 |
125 |
90 |
|
3,2 |
150 |
|||
ТЭ-2 |
ПО |
|
||||||
126 |
|
|
3,2 |
155 |
||||
МН-20 |
|
Япония |
|
0,2 |
|
40 |
||
118 |
176 |
|
|
|||||
МН-75 |
123 |
140 |
|
0,75 |
|
50 |
||
МН-220 |
128 |
113 |
|
2,2 |
|
70 |
||
НО Д |
|
ФРГ |
140 |
|
3,7 |
|
115 |
|
— |
|
|
|
|||||
п о д |
124 |
ПО |
|
3,7 - |
120 |
|||
. |
|
48