Файл: Прохоров, Е. С. Звуковая сигнализация судов на реках и водохранилищах учеб. пособие для студентов-судоводителей и плавсостава.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
Министерство речного флота РСФСР
Горьковский институт инженеров водного транспорта
Е. С. Прохоров, И. И. Эпштейн
ЗВУКОВАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ СУДОВ НА РЕКАХ И ВОДОХРАНИЛИЩАХ
Горький
1 9 7 3
Министерство речного флота РСФСР
Горьковский институт инженеров водного транспорта
Кафедра физики
Е. С. Прохоров, И. И. Эпштейн
ЗВУКОВАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ СУДОВ НА РЕКАХ И ВОДОХРАНИЛИЩАХ
Учебное пособие для студентов-судоводителей и плавсостава
Горький
1 9 7 3
r«^ .... бличн<
дцуц.ЧО - ТГ.\!лИ*1 ••€ 0М#ЛЛО»вЛ»
зч аем п я я
ЧѴІТЮГЧтС"' о с
/
/
АН Н О Т А Ц И Я
Вработе рассматриваются вопросы восприя тия звуковых сигналов иа фоне судовых шумов, типы и характеристики звукосигнальных средств судов речного флота, условия распространения звуковых сигналов на реках и водохранилищах.
Даны практические рекомендации по определению дальности действия звукосигнальных средств при
различных |
метеорологических |
условиях |
и |
повы |
|||||
шению эффективности |
действия звуковой |
сигна |
|||||||
лизации. |
написано |
по результатам |
исследова |
||||||
Пособие |
|||||||||
ний, |
проведенных |
кафедрой |
физики |
ГИИВТа |
|||||
под |
руководством |
проф., |
д. ф.-м. н. |
В., |
И. |
Ара |
|||
баджи. |
работа |
может |
быть |
полезна |
для сту- |
||||
Данная |
дентов-судоводителей, плавсостава, а также для работников, занимающихся вопросами обеспече ния безопасности плавания судов по внутренним судоходным путям.
В В Е Д Е Н И Е
Из года в год возрастает интенсивность судоходства на внут ренних водных путях. Постоянно увеличивается число судов, на ходящихся в эксплуатации, а также их грузоподъемность, разме ры и скорости движения. Уменьшение времени погрузочно-разгру зочных операций в портах снижает время простоя судов и соот ветственно увеличивает время нахождения их в пути. В связи с этим первостепенное значение приобретают вопросы обеспечения безопасности плавания судов.
Введение УК В —радиосвязи, импульсных отмашек и радиоло каторов—существенно повысило безопасность плавания и в корне изменило труд судоводителей. Немалую роль в повышении безо пасности плавания сыграли улучшение маневренности судов и со ставов, а также улучшение судоходной обстановки.
Звуковая сигнализация в системе мер, обеспечивающих безо пасность плавания, остается одним из важнейших ее элементов. По-прежнему опа имеет большое значение в условиях плохой ви димости, а также в условиях извилистых берегов, особенно йа ма лых реках, где в последнее время появились быстроходные суда ти па «Заря», и «Зарница». Значительное увеличение числа маломер ных судов в личном пользовании цаселения приводит к тому, что' катера и лодки часто производят маневрирование па фарватере в непосредственной близости от идущих судов. Здесь звуковая сиг нализация является единственным средством предупреждения во дителей маломерных судов. Следует подчеркнуть также большое значение звуковой сигнализации в аварийных ситуациях.
Несмотря на то, что звуковая сигнализация используется в су довождении с давних времен, до сих пор в литературе почти нет систематизированных и обоснованных данных об эффективности ее действия в различных погодных условиях. Такое, положение объясняется тем, что на дальность действия звуковой сигнализа ции влияет множество факторов, трудно поддающихся учету.
В предлагаемом вниманию читателей пособии авторы постара лись восполнить этот пробел. Работа написана в основном по ито гам работ кафедры физики ГИИВТа. Кроме того, в ней обобщены опубликованные результаты по'изучению акустики приводного слоя атмосферы, полученные в других организациях как в нашей стране, так и за рубежом.
3
|
|
|
Некоторые сведения |
из акустики |
|
|
16 |
Гц |
|
Упругие волны, имеющие частоту колебаний примерно отQ |
|
||||||||
до 20 |
кГц, |
называются звуковыми |
волнами или |
просто |
звуком. |
||||
|
|
|
|
' |
|
|
— , где |
||
Длину звуковых волн можно рассчитать по формуле Х = |
|||||||||
X — длина |
волны, |
с |
— скорость звука, / — частота |
колебаний. |
|
||||
|
|
Количество энергии, переносимой звуковой волной за единицу времени через единицу площади поверхности; перпендикулярной направлению движения волны, называется интенсивностью или силой звука. Сила звука обозначается буквой / и в международ ной системе единиц имеет наименование Дж/(м2сек) —Вт/м2. Наименьшая интенсивность, которая вызывает еле заметное слу ховое ощущение в тишине, называется порогом слышимости, а интенсивность, создающая боль в ушах, называется болевым поро гом. Например, для звука с частотой 1 кГц порог слышимости со ответствует интенсивности ІО-12 Вт/м2, а болевой порог— 102Вт/м2. Таким образом, громкие звуки отличаются от самых слабых по интенсивности в ІО14 раз. Чтобы не производить вычислений с чис лами, отличающимися друг от друга в такое огромное число раз, а также учитывая особенности восприятия звука ухом, вводят уро вень интенсивности (силы) звука, определяемый формулой
|
L |
|
|
|
|
|
|
£ = 10 lg у*- |
, |
|
|
||
где |
|
—-уровень |
интенсивности |
О |
|
|
|
||||||
|
(силы) звука, / — интенсивность |
||||||||||||
воспринимаемого |
звука, /0 — интенсивность, соответствующая |
по |
|||||||||||
рогу |
слышимости. |
|
Уровень интенсивности, определяемый данной |
||||||||||
формулой, измеряется |
в децибелах ( |
дб |
). Б этих единицах уровень |
||||||||||
интенсивности |
самого громкого |
звука, |
воспринимаемого ухом, |
бу |
|||||||||
дет составлять |
140 |
дб, |
а уровень, соответствующий порогу слыши |
||||||||||
мости, составит ноль |
до. |
Изменение уровня силы звука на 1 |
дб, |
со |
|||||||||
|
|
|
ответствующее изменению интенсивности звука на 26%, является тем наименьшим изменением интенсивности, которое начинает раз личаться ухом.
Звуки, осциллограммой которых являются синусоиды (так на зываемые тоны), встречаются довольно редко. Их можно получить, например, с помощью камертона. Чаще встречаются сложные зву ки, например, шумы, представляющие собой совокупность колеба ний с произвольно изменяющимися частотами, амплитудами и на чальными фазами.
Разложение сложного звука на тона называется акустическим анализом звука, а совокупность гармонических функций, сумма которых дает сложный звук, называется спектром данного звука. Для акустического анализа используются приборы — акустические анализаторы. Они имеют специальное устройство (полосовой
4
фильтр), выделяющее из всего спектра определенную область (по лосу) частот,- Если наибольшая частота полосы пропускания пре вышает наименьшую частоту полосы в два раза, то анализатор называется октавным. На приборе обычно указываются среднегео метрические частоты полос. Когда говорят, что измерения сделаны в «октаве 125 Гц», «октаве 250 Гц» и т. и., то это означает, что приводятся данные по октавной полосе, среднегеометрическая ча
стота которой |
125 |
Гц, |
250 |
Гц |
и т. п; |
Следует также |
учитывать* |
|
что, например, |
выражение |
«уровень |
шума в октаве 250 |
Гц» |
озна |
|||
|
чает, что приводится уровень шума, обусловленный всеми часто тами, входящими в указанную октаву. Суммирование величин, из
меренных |
в децибелах, имеет |
ряд |
особенностей. Например, если |
|||||||||||||
две частоты имеют уровни |
силы звука |
L |
і и Е2, то результирующий |
|||||||||||||
уровень силы звука |
Е0 = |
Е ()-|-ДЕ, |
где Еи— больший |
из исходных |
||||||||||||
уровней, |
A |
L |
— поправка, |
величина |
которой |
зависит от разницы |
||||||||||
значений |
|
исходных |
уровней |
|
(например, |
при Е І = |
Е2 величина |
|||||||||
Д Е = 3 |
до; |
|
при Е , — Е 3= |
2 |
дб |
имеем ДЕ = 2 |
дб; |
при Е , — E,)>7 |
дб. |
|||||||
значение |
ДЕ = 0). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фронтом волны называется геометрическое место точек, до ко торых дошло колебание. Для сферической' волны фронтом являет ся сфера с центром в источнике, для плоской — плоскость, перпен дикулярная направлению распространения волны и т. п. Звуковым лучом называется линия, перпендикулярная фронту волны. При распространении звука в среде, где скорость звука во всех направ лениях одинакова (изотропная рреда), звуковые лучи представля ют собой прямые линии. Если скорость звука меняется, то при пе реходе из слоя в слой происходит преломление луча по закону
sin а |
С] - |
|
с2 |
||
Sin т |
||
где а и ‘і — углы падения и |
преломления; щ и с2— скорости |
звука в слоях. Если скорость звука изменяется непрерывно, то звуковой луч будет представляться не ломаной линией, а плавной
кривой. Преломление звуковых лучей в среде с непрерывно изме няющейся скоростью звука называется рефракцией звука. При ре фракции звуковые лучи вогнутой стороной всегда обращены к слою с меньшей скоростью звука. Кривизна звукового луча возрастает с увеличением быстроты • изменения скорости звука. Главными причинами, которые вызывают изменение скорости звука в атмо сфере, являются изменение скорости ветра и температуры с высо той. Быстрота изменения этих величин характеризуется градиен тами скорости ветра и температуры, которые показывают, на сколько изменяются указанные величины на единицу длины.
5
ЗВ У К О СИ ГН А Л Ь Н Ы Е СР ЕД СТ В А СУД О В РЕЧНОГО ФЛОТА
Согласно требованиям Регистра С С С Р каждое судно с механи ческим двигателем, за исключением маломерных, должно иметь звукосигнальное средство, обеспечивающее днем в тихую погоду уровень силы звука 65 до Еокруг источника по всем направлениям для крупных морских судов (первая группа) на расстоянии двух миль, для мелких (вторая группа)— на расстоянии одной мили.
Для судов внутреннего плавания разряда «М» и «О» требова ния по дальности слышимости такие же, как для морских судов первой группы, для судов разряда « Р » — как для судов второй группы.
В соответствии с этим головные образцы звукосигнальных средств испытываются в натурных условиях в присутствии пред ставителей Регистра С С С Р , проектирующей организации и заказ чика. Проведение подобных испытаний требует затраты большого количества времени и средств. Иногда соответствующую погоду приходится ждать много дней. Так, во время испытания электротифона на Черном море при 10 замерах, проведенных в течение' августа месяца 1969 г., необходимые уровни были зафиксированы лишь один раз. Помимо того, что понятие «тихая погода» далеко не конкретно (например, при больших отрицательных градиентах температуры условия для распространения звука при «тихой по-, годе» являются неблагоприятными), па основании таких испыта ний нельзя сделать правильных выводов относительно дальности действия звукосигнального средства в реальных условиях.
Дальность слышимости сигналов определяется мощностью звукосигнального средства, шумрм в месте приема и состоянием атмосферы. Поскольку звукопрозрачность атмосферы для разных частот различна, а шум в месте приема имеет широкий акустиче ский спектр, необходимо источник звука характеризовать не толь ко по общему уровню силы звука-, по и по спектральному составу. Наиболее объективными характеристиками . звукосигнальных средств являются спектральные уровни силы звука на расстояни ях, -где еще не сказывается влияние атмосферы, а волновой фронт уже сформировался. В разных странах эти расстояния использу ются в пределах от 5 до 20 м. В С С С Р оно принято равным 10 м от источника звука. Уровни силы звука на других расстояниях могут быть легко пересчитаны к 10 м.
Требования, предъявляемые к звукосигнальным средствам судов
К звукосигнальным средствам судов можно предъявить следу ющие требования: 1. Обеспечение необходимой дальности слыши мости сигналов. 2. Возможность подачи кодированных сигналов. 3. Минимальное оглушающее действие на судоводителя и раздра
6 |
> |
жающее воздействие на экипаж и пассажиров судна, а также на жителей прибрежных населенных пунктов. 4. Возможность опо знания сигнала среди сигналов других судов. 5. Надежность и простота конструкции. 6. Экономичность. 7. Автономность уста новки.
Для выполнения ^первого требования необходимо, чтобы звуко сигнальные средства имели такой уровень силы звука на 10 м, ко торый может обеспечить восприятие сигнала на фоне шума в ме сте приема. При этом обеспечить слышимость сигналов в любых погодных условиях не всегда оказывается возможным, так как мо гут наблюдаться крайне неблагоприятные условия распростране ния звука (например, против сильного ветра), а также слишком большие уровни шума в месте приема сигнала. ,
Выполнение третьего и четвертого требований-возможно, преж де всего, при соответствующем подборе тембра сигнала. С точки зрения физиологии слуха наиболее подходящий тембр будет в том случае, если основной (самый низкий) тон сигнала имеет частоту не выше 500 Гц, и при каждом удвоении частоты уровень силы звука обертонов понижается на 10 дб. В этом случае тембр сигна ла оказывается приятным. Если же основной тон слаб,а интенсив ность более высоких гармоник значительна, то звук сигнала будет резким, неприятным.
Об этом же свидетельствует тот факт, что наибольшее количе ство жалоб населения на сигналы, подаваемые на железных доро гах локомотивами, поступало не на сигналы главных звукосиг нальных средств, а на сигналы, подаваемые вспомогательными
маневровымидбсвистками, |
у которых максимум энергии находится |
||||||
в области высоких частот (выше 1000 |
Гц) |
при уровнях силы зву |
|||||
ка на 5— 10 |
меньше, |
чем у главных |
источников. То же самое |
||||
наблюдается |
и для речных судов. Например, |
звук парового свист |
|||||
ка, имеющего |
максимум |
энергии в полосе |
частот 500—2000 |
Гц |
|||
(альт) с уровнем силы звука 116— 120 |
дб, |
|
значительно неприят |
||||
|
|
нее, чем звук тифона, имеющего максимум энергии в полосе частот
125—500 Гц (баритон) с уровнем 122— 126 дб.
Выбор частоты основного тона ниже 500 Гц целесообразен не только с точки зрения приятности тембра, но и вследствие того, что более четкую оценку расстояния до 'источника на слух можно получить с помощью звуков с частотой менее 500 Гц, а также изза более благоприятных условий, распространения в атмосфере зву ковых колебаний низкой частоты.
Снизить неблагоприятное воздействие сигнала на экипаж и пассажиров судна можно при размещении звукосигнальных устройств как можно дальше (и выше) от рубки и жилых поме щений.
Выполнение остальных требований зависит от принципа дейст вия и конструкции звукосигнальных средств.
7