Файл: Курц, Р. Е. Алексей Викторович Щусев.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

работники всех трех пластических искусств и создали памятники, которые могли бы войти в историю искусст­ ва как результат действительно глубокой и подлинно синтетической работы трех пластических искусств»29.

Забота зодчего о реконструкции

родного Кишинева

Свои архитектурные принципы Алексей Викторович мечтал воплотить в проекте реконструкции родного Кишинева. Несмотря на то, что он долгие годы жил вдали от родных мест (двадцать два года правобереж­ ная Молдавия находилась под властью румынских бояр и помещиков), Щусев сохранил свою любовь и

привязанность к Кишиневу.

28 июня 1940 года историческая справедливость вос­

торжествовала, и Бессарабия воссоединилась с ма­ терью-Родиной. В апреле 1941 года, через 25 лет после последнего посещения Щусев приехал в Кишинев. Го­ род встретил его нежной весенней зеленью, зацветаю­ щими садами. С глубоким волнением ходил Алексей

Викторович по знакомым улицам, с грустью вдыхая

«дым отечества», вспоминая каждый камень, каждый

дом. Это было возвращение в «детство», в родитель­ ский дом, стены которого словно хранили еще голоса близких и родных. Домик, казалось, уменьшился в

размерах, да и город потускнел, стал совсем провин­ циальным. «Я всегда вспоминал этот домик, где я провел свое детство и где помню и знаю каждый уго­ лок»30, — не раз говорил Алексей Викторович.

Он с профессиональным интересом изучал город, ос­ матривал сооружения А. И. Мельникова — кафедраль­

54

ный собор и колокольню, Дом горсовета и женскую

гимназию — постройку архитектора

Бернадацци — и

старые жилые дома конца XIX века.

будет, он ста­

«Кишинев будет иным, обязательно

нет современным социалистическим

городом»31,-—ут­

верждал Алексей Викторович и тут же переводил раз­ говор на необходимость перестройки и улучшения пла­

нировки города. Тогда же он высказал мнение о первоочередности реконструкции нижней части Киши­ нева, сохранившей еще со времен турецкого влады­ чества крайнюю хаотичность в застройке.

Непосредственно на плане города Алексей Викторо­ вич наметил пробивку бульвара от собора в сторону реки Бык и трех магистралей, сходящихся лучами возле старого базара (теперь проспект Молодежи),

Щусев считал, что Кишинев, как город нашего вре­ мени, возник на базе плана 1830—1840 годов, разра­ ботанного по образцу планов многих русских городов того времени, на основе равновесия и симметрии, с до­ вольно формалистическим подходом к планировочной

ориентации в целом.

Вданном случае предложения Алексея Викторовича об устройстве трехлучевой композиции оправдывались уже сложившейся планировкой, и впоследствии эта мысль легла в основу решения центральной части го­

рода.

Впервый же свой приезд Щусев произвел на всех

огромное впечатление своей деловитостью, простотой в

обращении и жизнерадостностью, а также отношением к своей профессии архитектора.

Возвратясь в Москву, зодчий писал своему товари­ щу по гимназии заслуженному деятелю искусств Та­

тарской АССР А. М. Дульскому: «Я 24 апреля вер­ нулся из Кишинева. Город тихий и милый, цвели аб­

рикосы

и вишни,

встретил

стариков возраста около

90 лет

(он имел

в виду

семью Якова Николаевича

55


Васкевича, в которой проводил все свободное от офи­ циальных встреч время. — Е. К.)... Дела давно минув­ ших дней...»32

Порадовал Щусева и тот факт, что построенные нм в Кишиневе два дома хорошо сохранились. Один из

них в долине Роз,

был спроектирован в

1897 году

для родственников

жены — семьи

Карчевских. Это —

каменный двухэтажный коттедж

с большой

верандой

и башенкой. Крытый черепицей и построенный из мест­ ного камня, дом живописно вписывался в окружаю­ щий ландшафт. В первые годы после женитьбы Щу­ сев часто привозил на лето сюда свою семью.

Другая работа Алексея Викторовича в Кишиневе —

одноэтажный дом на углу улиц Пушкина и Кузнеч­ ной, построенный в 1901 году. Он спроектирован под влиянием работ в Самарканде. Щусев применил резь-

Кишинев. Жилой дом на улице Пушкина.

56

бу по камню и цветные изразцы. Оба дома стоят н

ныне.

Необходимо отметить еще одно сооружение в Мол­ давии, построенное по проекту Алексея Викторовича. Это церковь в селе Старые Кугурешты. Проект ее по заказу мецената помещика Богдана выполнен архи­ тектором в 1912 году. В 1915 году чертежи были опуб­ ликованы в Ежегоднике Общества архитекторов-ху­ дожников, а строительство церкви закончилось в 1916 году. Скромная по размерам, она представляет несомненный интерес как в художественном отноше­ нии, так и по манере исполнения. Рука зодчего ощу­ щается в самых, казалось бы, незначительных дета-

Село Ст. Кугурешты. Колодец у церкви.

57

лях: в ограждении, дверных ручках, в рисунке ко­

лодца.

Алексей Викторович рассказывал, что, работая над проектом этого сооружения, он предварительно тща­ тельно изучал обмеры старинных церквей и труды комиссии по историческим памятникам, изданные из­ вестным румынским зодчим, профессором Гика-Бу-

дешть.

В этом сооружении Алексей Викторович стремился творчески применить традиции народного молдавского зодчества. В наши дни Кугурештская церковь взята под охрану государством, как памятник архитектуры.

Великая Отечественная война прервала работу Щу­

сева

над реконструкцией

Кишинева. Но сразу же

после

освобождения города

от фашистских оккупан­

тов вопросы его восстановления, реконструкции и раз­ вития снова встали в повестку дня. В 1945 году Ко­ митет по делам архитектуры при Совете Министров

СССР и правительство Молдавии поручили Алексею Викторовичу разработку генерального плана Кишине­ ва — столицы Молдавской Советской Социалисти­ ческой Республики.

Город был сильно разрушен и все же наряду с вос­ становлением нужно было решать проблему его ре­ конструкции и развития сети магистралей общегород­ ского значения: производить прорезку проспекта Ле­ нина к вокзальной площади и в сторону Скулянской рогатки, а также улучшение транспортных связей цент­ ра с отдельными районами, в частности с Рышканов-

кой, где размещался тогда аэропорт.

К разработке генерального плана Кишинева Алек­

сей

Викторович привлек

московских

архитекторов

3.

К. Ростковскую, Д. Б.

Савицкого и

архитекторов,

работавших в Молдавии, И. И. Новикова, Р. Е. Курца, В. И. Барановскую, Э. В. Фонгаузен и других. Реше­ нием инженерных вопросов занималась также боль­

58


шая группа московских специалистов, которыми руко­

водил брат Алексея Викторовича Павел Викторович Щусев, доктор технических наук, профессор, один из крупнейших советских инженеров.

Такое содружество дало значительные результаты.

Архитектурно-художественные задачи планировки и застройки города получили высококвалифицированное инженерное обоснование, а сам Павел Викторович явился автором предложений по устройству целого ря­ да водоемов, в том числе Комсомольского озера, по­ строенного в 1950—1951 годах.

Павел Викторович разработал также оригинальные предложения по обводнению реки Бык, строительству Гидигичского водохранилища, обеспечению города питьевой водой из Днестра.

Он с удовольствием вспоминает свой первый после войны приезд в Кишинев, когда они с Алексеем Викто­ ровичем в тот же день пошли на Боюканский спуск, вспомнили детство и помечтали об устройстве здесь озера. Затем посетили свой бывший дом, село Дурлешты, Инзову гору. Алексей Викторович сделал несколь­ ко интересных зарисовок.

Перед отъездом Алексея Викторовича в Москву бы­ ло объявлено решение Кишиневского горсовета о пе­ реименовании улицы Леовской, где находится дом, в

котором родился талантливый зодчий, в улицу имени А. В. Щусева.

Разработка генерального плана Кишинева под руко­ водством академика Щусева стала важной вехой в жизни города. Молдавские проектировщики, связанные с этой работой, прошли, если можно так сказать, шко­ лу высшего архитектурного мастерства.

Прежде чем приступить к эскизам планировки, Алек­ сей Викторович обошел весь город и заполнил не один альбом зарисовками, фиксируя ландшафт и существую­ щие застройки. Очень часто прямо по зарисовке Алек­

59


сей Викторович наносил проектное предложение по прокладке магистрали, устройству набережной, соору­ жению моста и т. д. Он много раз беседовал с раз-

Кишинев. Проект набережной реки Бык

(с акварели А. В. Щусева).

личными людьми, выясняя их потребности и нужды.

Так накапливалась необходимая

информация о

городе

и быте его населения. Все это

записывалось

и при­

кладывалось к проекту генерального плана.

Нам, молодым архитекторам, посчастливилось в 1945—1947 годах подолгу работать в Москве, в мас­ терской Щусева. Одновременно с планом Кишинева здесь разрабатывались проекты восстановления и ре­ конструкции Новгорода и Туапсе. Главными помощ­ никами Алексея Викторовича были тогда по Новгоро­ ду архитекторы А. Г. Богорова и В. А. Лавров, по Туапсе — А. С. Мухин.

Проект Новгорода шел с опережением: нужно было

быстрее восстанавливать бесценные памятники древ­ него города. Потребовалось огромное количество ва­ риантов установления охранных зон для каждого из

60

них, для решения общей композиции города, включаю­ щей исторический центр Новгородского кремля. В про­ екте предусматривалось сооружение моста через Вол­ хов для соединения с заречным центром торговой части города. Хотя многое, намеченное проектом, не удалось осуществить, все же он оказал положительное влия­ ние на дальнейшее проектирование восстановительных работ в Новгороде.

В 1947 году Алексей Викторович снова приехал в Кишинев с бригадой своих сотрудников и представил правительству Молдавии уточненный проект генераль­ ного плана Кишинева. В него были включены новые вопросы, связанные с развитием города, с экономикой застройки, водоснабжением и созданием зеленых мас­ сивов. Этот вариант генерального плана тепло был принят руководством и общественностью республики. Однако возникли новые вопросы этажности застройки и использования земель. Окончательный вариант гене­ рального плана, принятый в 1949 году, Алексей Вик­ торович подписать уже не мог.

Во время своих приездов в Кишинев Щусев много и охотно встречался с проектировщиками, архитекто­ рами, работавшими над генпланами городов Молда­ вии, со строителями. Он по-дружески высказывал им свои замечания, а иногда на бумаге набрасывал пред­ ложения.

Свои последние годы Алексей Викторович мечтал провести в Кишиневе. Сохранились наброски домамастерской, который Щусев намеревался строить на Боюканском спуске, где бы он мог встречаться со своими учениками-архитекторами.

Уделяя большое внимание восстановлению и рекон­ струкции Кишинева, А. В. Щусев лично контролировал выполнение некоторых проектов, часто вызывал к се­ бе, в Москву, авторов крупных сооружений, например,

автора железнодорожного вокзала архитектора

61


Л. М. Чуприна, автора административного здания Ми­ нистерства пищевой промышленности и кинотеатра

«Патрия» архитектора В. А. Войцеховского, архитек­

торов Р. Л. Спирер, А. П. Михееву и других. О том, что важнейшие сооружения в городе он брал под свой непосредственный контроль, свидетельствуют письма Щусева:

«...Проекты зданий Министерства внутренних дел,

Министерства пищевой и вкусовой промышленности,

торговли, кинотеатра нуждаются, несмотря на общее правильное архитектурное решение, в детальной раз­ работке весьма квалифицированными людьми.

Прошу Вас: Дать указание соответствующим мини­ стерствам о присылке мне в Москву перечисленных проектов, чтобы я имел возможность обеспечить в своей мастерской выполнение всех деталей экстерьеров

и интерьеров этих решающих архитектурное лицо го­

рода зданий»33.

В беседах с учениками Алексей Викторович неодно­ кратно высказывал мнение, что лучшим видом рас­ пространения архитектурных знаний должны явиться

специальные музеи архитектуры, поэтому он бурно

приветствовал открытие в

1945 году в доме Щусева

в Кишиневе такого музея,

подарил ему несколько своих

работ. К сожалению, спустя некоторое время, музей закрылся и только в 1972 году было принято прави­ тельственное решение о его восстановлении.

Летом 1949 года Щусев снова намеревался посетить Молдавию. Все его друзья и ученики готовились к этой встрече, когда пришла телеграмма от Михаила Алексеевича — сына Щусева — с печальной вестью о смерти отца. Отказало сердце. Это была большая ут­ рата для всей советской общественности, а для нас,

архитекторов Молдавии, особенно. Мы лишились боль­ шого друга и учителя.

62

!{r * *

Кишинев стал неузнаваем. За последнее десятилетие резко изменился его масштаб, превзойдя самые смелые предположения 40-х годов. Возникли новые отрасли производства, возросла численность населения. По­ явились магистрали и проспекты, задуманные Алек­

сеем Викторовичем, связывающие новые жилые райо­ ны на Рышкановке, Ботанике и Боюканах с центром города. Создается общегородской центр нового типа. Заложены парки, возникли новые памятники.

Кишинев стал не только административным и куль­ турным центром республики, он приобрел облик совре­ менного социалистического города.

Щусев любил называть Кишинев «Южной Пальми­ рой», думая о городе своеобразном, радостном и свет­ лом. Мечта его воплощается в жизнь.

Кишиневцы глубоко чтут память дорогого их сердцу земляка. Его именем названа улица, в доме, где он

родился, открыт музей имени А. В. Щусева. И это лишь скромное выражение благодарности незаурядно­ му зодчему и человеку большого сердца за его яркий, щедрый талант, за богатство души и патриотизм.