ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
работники всех трех пластических искусств и создали памятники, которые могли бы войти в историю искусст ва как результат действительно глубокой и подлинно синтетической работы трех пластических искусств»29.
Забота зодчего о реконструкции
родного Кишинева
Свои архитектурные принципы Алексей Викторович мечтал воплотить в проекте реконструкции родного Кишинева. Несмотря на то, что он долгие годы жил вдали от родных мест (двадцать два года правобереж ная Молдавия находилась под властью румынских бояр и помещиков), Щусев сохранил свою любовь и
привязанность к Кишиневу.
28 июня 1940 года историческая справедливость вос
торжествовала, и Бессарабия воссоединилась с ма терью-Родиной. В апреле 1941 года, через 25 лет после последнего посещения Щусев приехал в Кишинев. Го род встретил его нежной весенней зеленью, зацветаю щими садами. С глубоким волнением ходил Алексей
Викторович по знакомым улицам, с грустью вдыхая
«дым отечества», вспоминая каждый камень, каждый
дом. Это было возвращение в «детство», в родитель ский дом, стены которого словно хранили еще голоса близких и родных. Домик, казалось, уменьшился в
размерах, да и город потускнел, стал совсем провин циальным. «Я всегда вспоминал этот домик, где я провел свое детство и где помню и знаю каждый уго лок»30, — не раз говорил Алексей Викторович.
Он с профессиональным интересом изучал город, ос матривал сооружения А. И. Мельникова — кафедраль
54
ный собор и колокольню, Дом горсовета и женскую
гимназию — постройку архитектора |
Бернадацци — и |
старые жилые дома конца XIX века. |
будет, он ста |
«Кишинев будет иным, обязательно |
|
нет современным социалистическим |
городом»31,-—ут |
верждал Алексей Викторович и тут же переводил раз говор на необходимость перестройки и улучшения пла
нировки города. Тогда же он высказал мнение о первоочередности реконструкции нижней части Киши нева, сохранившей еще со времен турецкого влады чества крайнюю хаотичность в застройке.
Непосредственно на плане города Алексей Викторо вич наметил пробивку бульвара от собора в сторону реки Бык и трех магистралей, сходящихся лучами возле старого базара (теперь проспект Молодежи),
Щусев считал, что Кишинев, как город нашего вре мени, возник на базе плана 1830—1840 годов, разра ботанного по образцу планов многих русских городов того времени, на основе равновесия и симметрии, с до вольно формалистическим подходом к планировочной
ориентации в целом.
Вданном случае предложения Алексея Викторовича об устройстве трехлучевой композиции оправдывались уже сложившейся планировкой, и впоследствии эта мысль легла в основу решения центральной части го
рода.
Впервый же свой приезд Щусев произвел на всех
огромное впечатление своей деловитостью, простотой в
обращении и жизнерадостностью, а также отношением к своей профессии архитектора.
Возвратясь в Москву, зодчий писал своему товари щу по гимназии заслуженному деятелю искусств Та
тарской АССР А. М. Дульскому: «Я 24 апреля вер нулся из Кишинева. Город тихий и милый, цвели аб
рикосы |
и вишни, |
встретил |
стариков возраста около |
90 лет |
(он имел |
в виду |
семью Якова Николаевича |
55
Васкевича, в которой проводил все свободное от офи циальных встреч время. — Е. К.)... Дела давно минув ших дней...»32
Порадовал Щусева и тот факт, что построенные нм в Кишиневе два дома хорошо сохранились. Один из
них в долине Роз, |
был спроектирован в |
1897 году |
|
для родственников |
жены — семьи |
Карчевских. Это — |
|
каменный двухэтажный коттедж |
с большой |
верандой |
и башенкой. Крытый черепицей и построенный из мест ного камня, дом живописно вписывался в окружаю щий ландшафт. В первые годы после женитьбы Щу сев часто привозил на лето сюда свою семью.
Другая работа Алексея Викторовича в Кишиневе —
одноэтажный дом на углу улиц Пушкина и Кузнеч ной, построенный в 1901 году. Он спроектирован под влиянием работ в Самарканде. Щусев применил резь-
Кишинев. Жилой дом на улице Пушкина.
56
бу по камню и цветные изразцы. Оба дома стоят н
ныне.
Необходимо отметить еще одно сооружение в Мол давии, построенное по проекту Алексея Викторовича. Это церковь в селе Старые Кугурешты. Проект ее по заказу мецената помещика Богдана выполнен архи тектором в 1912 году. В 1915 году чертежи были опуб ликованы в Ежегоднике Общества архитекторов-ху дожников, а строительство церкви закончилось в 1916 году. Скромная по размерам, она представляет несомненный интерес как в художественном отноше нии, так и по манере исполнения. Рука зодчего ощу щается в самых, казалось бы, незначительных дета-
Село Ст. Кугурешты. Колодец у церкви.
57
лях: в ограждении, дверных ручках, в рисунке ко
лодца.
Алексей Викторович рассказывал, что, работая над проектом этого сооружения, он предварительно тща тельно изучал обмеры старинных церквей и труды комиссии по историческим памятникам, изданные из вестным румынским зодчим, профессором Гика-Бу-
дешть.
В этом сооружении Алексей Викторович стремился творчески применить традиции народного молдавского зодчества. В наши дни Кугурештская церковь взята под охрану государством, как памятник архитектуры.
Великая Отечественная война прервала работу Щу
сева |
над реконструкцией |
Кишинева. Но сразу же |
после |
освобождения города |
от фашистских оккупан |
тов вопросы его восстановления, реконструкции и раз вития снова встали в повестку дня. В 1945 году Ко митет по делам архитектуры при Совете Министров
СССР и правительство Молдавии поручили Алексею Викторовичу разработку генерального плана Кишине ва — столицы Молдавской Советской Социалисти ческой Республики.
Город был сильно разрушен и все же наряду с вос становлением нужно было решать проблему его ре конструкции и развития сети магистралей общегород ского значения: производить прорезку проспекта Ле нина к вокзальной площади и в сторону Скулянской рогатки, а также улучшение транспортных связей цент ра с отдельными районами, в частности с Рышканов-
кой, где размещался тогда аэропорт.
К разработке генерального плана Кишинева Алек
сей |
Викторович привлек |
московских |
архитекторов |
3. |
К. Ростковскую, Д. Б. |
Савицкого и |
архитекторов, |
работавших в Молдавии, И. И. Новикова, Р. Е. Курца, В. И. Барановскую, Э. В. Фонгаузен и других. Реше нием инженерных вопросов занималась также боль
58
шая группа московских специалистов, которыми руко
водил брат Алексея Викторовича Павел Викторович Щусев, доктор технических наук, профессор, один из крупнейших советских инженеров.
Такое содружество дало значительные результаты.
Архитектурно-художественные задачи планировки и застройки города получили высококвалифицированное инженерное обоснование, а сам Павел Викторович явился автором предложений по устройству целого ря да водоемов, в том числе Комсомольского озера, по строенного в 1950—1951 годах.
Павел Викторович разработал также оригинальные предложения по обводнению реки Бык, строительству Гидигичского водохранилища, обеспечению города питьевой водой из Днестра.
Он с удовольствием вспоминает свой первый после войны приезд в Кишинев, когда они с Алексеем Викто ровичем в тот же день пошли на Боюканский спуск, вспомнили детство и помечтали об устройстве здесь озера. Затем посетили свой бывший дом, село Дурлешты, Инзову гору. Алексей Викторович сделал несколь ко интересных зарисовок.
Перед отъездом Алексея Викторовича в Москву бы ло объявлено решение Кишиневского горсовета о пе реименовании улицы Леовской, где находится дом, в
котором родился талантливый зодчий, в улицу имени А. В. Щусева.
Разработка генерального плана Кишинева под руко водством академика Щусева стала важной вехой в жизни города. Молдавские проектировщики, связанные с этой работой, прошли, если можно так сказать, шко лу высшего архитектурного мастерства.
Прежде чем приступить к эскизам планировки, Алек сей Викторович обошел весь город и заполнил не один альбом зарисовками, фиксируя ландшафт и существую щие застройки. Очень часто прямо по зарисовке Алек
59
сей Викторович наносил проектное предложение по прокладке магистрали, устройству набережной, соору жению моста и т. д. Он много раз беседовал с раз-
Кишинев. Проект набережной реки Бык
(с акварели А. В. Щусева).
личными людьми, выясняя их потребности и нужды.
Так накапливалась необходимая |
информация о |
городе |
и быте его населения. Все это |
записывалось |
и при |
кладывалось к проекту генерального плана.
Нам, молодым архитекторам, посчастливилось в 1945—1947 годах подолгу работать в Москве, в мас терской Щусева. Одновременно с планом Кишинева здесь разрабатывались проекты восстановления и ре конструкции Новгорода и Туапсе. Главными помощ никами Алексея Викторовича были тогда по Новгоро ду архитекторы А. Г. Богорова и В. А. Лавров, по Туапсе — А. С. Мухин.
Проект Новгорода шел с опережением: нужно было
быстрее восстанавливать бесценные памятники древ него города. Потребовалось огромное количество ва риантов установления охранных зон для каждого из
60
них, для решения общей композиции города, включаю щей исторический центр Новгородского кремля. В про екте предусматривалось сооружение моста через Вол хов для соединения с заречным центром торговой части города. Хотя многое, намеченное проектом, не удалось осуществить, все же он оказал положительное влия ние на дальнейшее проектирование восстановительных работ в Новгороде.
В 1947 году Алексей Викторович снова приехал в Кишинев с бригадой своих сотрудников и представил правительству Молдавии уточненный проект генераль ного плана Кишинева. В него были включены новые вопросы, связанные с развитием города, с экономикой застройки, водоснабжением и созданием зеленых мас сивов. Этот вариант генерального плана тепло был принят руководством и общественностью республики. Однако возникли новые вопросы этажности застройки и использования земель. Окончательный вариант гене рального плана, принятый в 1949 году, Алексей Вик торович подписать уже не мог.
Во время своих приездов в Кишинев Щусев много и охотно встречался с проектировщиками, архитекто рами, работавшими над генпланами городов Молда вии, со строителями. Он по-дружески высказывал им свои замечания, а иногда на бумаге набрасывал пред ложения.
Свои последние годы Алексей Викторович мечтал провести в Кишиневе. Сохранились наброски домамастерской, который Щусев намеревался строить на Боюканском спуске, где бы он мог встречаться со своими учениками-архитекторами.
Уделяя большое внимание восстановлению и рекон струкции Кишинева, А. В. Щусев лично контролировал выполнение некоторых проектов, часто вызывал к се бе, в Москву, авторов крупных сооружений, например,
автора железнодорожного вокзала архитектора
61
Л. М. Чуприна, автора административного здания Ми нистерства пищевой промышленности и кинотеатра
«Патрия» архитектора В. А. Войцеховского, архитек
торов Р. Л. Спирер, А. П. Михееву и других. О том, что важнейшие сооружения в городе он брал под свой непосредственный контроль, свидетельствуют письма Щусева:
«...Проекты зданий Министерства внутренних дел,
Министерства пищевой и вкусовой промышленности,
торговли, кинотеатра нуждаются, несмотря на общее правильное архитектурное решение, в детальной раз работке весьма квалифицированными людьми.
Прошу Вас: Дать указание соответствующим мини стерствам о присылке мне в Москву перечисленных проектов, чтобы я имел возможность обеспечить в своей мастерской выполнение всех деталей экстерьеров
и интерьеров этих решающих архитектурное лицо го
рода зданий»33.
В беседах с учениками Алексей Викторович неодно кратно высказывал мнение, что лучшим видом рас пространения архитектурных знаний должны явиться
специальные музеи архитектуры, поэтому он бурно |
|
приветствовал открытие в |
1945 году в доме Щусева |
в Кишиневе такого музея, |
подарил ему несколько своих |
работ. К сожалению, спустя некоторое время, музей закрылся и только в 1972 году было принято прави тельственное решение о его восстановлении.
Летом 1949 года Щусев снова намеревался посетить Молдавию. Все его друзья и ученики готовились к этой встрече, когда пришла телеграмма от Михаила Алексеевича — сына Щусева — с печальной вестью о смерти отца. Отказало сердце. Это была большая ут рата для всей советской общественности, а для нас,
архитекторов Молдавии, особенно. Мы лишились боль шого друга и учителя.
62
!{r * *
Кишинев стал неузнаваем. За последнее десятилетие резко изменился его масштаб, превзойдя самые смелые предположения 40-х годов. Возникли новые отрасли производства, возросла численность населения. По явились магистрали и проспекты, задуманные Алек
сеем Викторовичем, связывающие новые жилые райо ны на Рышкановке, Ботанике и Боюканах с центром города. Создается общегородской центр нового типа. Заложены парки, возникли новые памятники.
Кишинев стал не только административным и куль турным центром республики, он приобрел облик совре менного социалистического города.
Щусев любил называть Кишинев «Южной Пальми рой», думая о городе своеобразном, радостном и свет лом. Мечта его воплощается в жизнь.
Кишиневцы глубоко чтут память дорогого их сердцу земляка. Его именем названа улица, в доме, где он
родился, открыт музей имени А. В. Щусева. И это лишь скромное выражение благодарности незаурядно му зодчему и человеку большого сердца за его яркий, щедрый талант, за богатство души и патриотизм.