Файл: Курц, Р. Е. Алексей Викторович Щусев.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

чудесный вид на город. В Русештах жила старшая сестра братьев Щусевых, работавшая земским вра­ чом. Вместе с ней объезжали они соседние села. Свое­ образная архитектура молдавских храмов будила и привлекала внимание Алеши, мечтающего о профессии художника.

«Академия художеств уже в последних классах гим­

назии была постоянной

моей мечтой, — рассказывал

Алексей Викторович, — и

старший товарищ по гимна­

зии Гумалик, попавший

в Академию художеств, ка­

зался мне счастливейшим человеком. Когда я был в 6—7 классе, в Кишинев приехала передвижная выстав­ ка, на которой мы с товарищами — любителями рисо­

вания — проводили бесконечные часы, беседуя с ху­ дожником Хрусловым. Культурное влияние семьи моего дяди Матвея Корнеевича Зозулина, где мы не­

которое время жили после смерти родителей, а также

влияние семьи инженера Апостолопуло, особенно его жены Евгении Ивановны, проживавших в своем по­ местье Сахарне, на Днестре, где я летом гостил, соз­

дали у меня стремление

добиваться высокого уровня

по своей специальности.

Я хотел быть и живописцем

и архитектором»4.

 

 

Студенческие годы,

 

первые самостоятель­

 

ные работы

В 1891 году Алексей Щусев получил аттестат, зре­

лости.

и

 

Наступил конец тихой кишиневской жизни, с кото­ рой связаны милый сердцу родительский дом и безза­ ботное детство. Пора в путь, к самостоятельной жиз­ ни. Теперь надо решить: куда поступить учиться? По­

12

мог случай. В то время , в Москве была открыта экспо­ зиция художественного отдела Парижской всемирной выставки 1889 года. Алексей поехал туда. Здесь-то и решилась его судьба.

Щусева поразили монументальные сооружения, ар­ хитектурные композиции и застройка огромного ан­ самбля Кремля, а решение стать архитектором окрепло после знакомства Алексея с сооружением выдающегося архитектора того времени А. М. Горностаева — двух­ этажным домом в русском стиле на Якиманке (ныне

улица Димитрова), в котором сейчас размещается ино­ странное посольство. Этот дом произвел на юношу неизгладимое впечатление своей насыщенностью архи­ тектурными деталями, причудливостью форм и в го же время четкой композицией.

Надо отметить, что архитектурные работы Горно­ стаева, использованием в них неисчерпаемого богатства народного зодчества России, привлекали внимание мно­ гих ценителей русского искусства. Известный русский критик и искусствовед В. В. Стасов, подчеркивая зна­ чение целой школы молодых талантливых архитекто­

ров во главе с профессором А. М. Горностаевым, пи­ шет: «Это молодое поколение мужественно отказалось не только от навязанного нам полтораста лет назад архитектурного европеизма, от лженародной, придвор­ ной и антихудожественной архитектуры, какую у нас стали одно время проповедовать и распространять без­ дарные архитекторы-чиновники с профессором Тоном во главе»5.

Алексей Щусев едет в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств.

До экзаменов оставалось всего две недели, а для ри­ сунка, который предстояло выполнить на конкурсе, Алексей считал себя недостаточно подготовленным. Предстояло много работать, и он дни и ночи проводил за мольбертом. Упорство и труд Алеши были возна­

13


граждены. После конкурсных испытаний фамилия

Щусева значилась в списках принятых в академию. Здесь Алексей Викторович одновременно учился ар­

хитектуре, живописи и рисунку. Учился отлично, стре­ мясь найти свое место в искусстве, найти свое при­ звание. Чтобы хоть как-то вырваться из жестокой материальной нужды, пришлось обратиться в Кишинев­ скую городскую управу, учредившую благотворительное

пособие для

успевающих

студентов в размере

300 руб­

лей в год.

Это пособие

дали и Щусеву, с

условием

каждые полгода представлять отчет о своей учебе. Когда Алексей Викторович учился на третьем курсе,

в академии была проведена реформа. Изменилась сис­ тема преподавания, были учреждены мастерские, в ко­ торых в последние два года учебы студенты выполняли преддипломные и дипломные проекты. А главное — из­ менился преподавательский состав. В академию при­ шли выдающиеся мастера живописи. Например, И. Ре­

пин

возглавил мастерскую

исторической живописи,

A.

Кившенко — батальной,

А. Куинджи — пейзажной.

В состав действительных членов Академии художеств,

помимо этих художников, вошли также

В. Суриков,

B. Васнецов, В. Поленов, скульпторы В.

Беклемишев,

М. Антокольский и другие. Их приход

означал

для

студентов возможность свободно работать над

тема­

ми, взятыми из жизни, а не разрабатывать евангель­ ские и библейские сюжеты, как это требовалось ра­ нее. Народность содержания, национальность, реализм стали основными требованиями в искусстве.

Алексей Викторович занимался в мастерской

Г. И. Котова и Л. Н. Бенуа, а дополнительно посещал занятия по живописи в мастерской И. Репина.

Как Репин, так и Куинджи высоко ценили способ­ ности А. В. Щусева. «Еще в академии Репин, увидев его рисунок фигуры натурщика, остановился, внима­ тельно посмотрел, а потом сказал: «Не надо и спра­

14


шивать —• сразу видно, что рисовал архитектор! Как

хорошо

построена фигура... В пору живописцам по­

учиться

...»6

Одно время Алексей Викторович даже хотел посвя­ тить себя живописи, но профессор Беклемишев, видя его способности к архитектуре, посоветовал не бросать начатого дела.

Всвоей автобиографии Алексей Викторович пишет: «Профессора Репин и Беклемишев поощряли меня, я

работал одновременно по архитектуре, живописи и ри­ сунку и слыл хорошим рисовальщиком. Мастерство рисунка помогло мне добиваться высокого уровня в архитектуре»7.

Уже в студенческие годы Щусев охотно занимается проектированием и строительством. Первые свои ар­ хитектурные сооружения (две каменные сторожки в саду и на винограднике) он построил в имении Апо­ столопуло в Сахарне. Это были небольшие двухэтаж­ ные строения в садовом стиле из местного камня с де­ ревянными балконами и наружными деревянными лест­ ницами. Сторожки прекрасно вписывались в окружаю­ щий ландшафт.

Водной из них и поселились в лето 1892 года Алек­ сей и Павел Щусевы. Они часто ездили на уборку хлеба, прогуливались по окрестностям, осматривали

Сахарнянский монастырь и расположенный близ него вырубленный в скале древнейший скит.

В Сахарне летом собиралось большое общество. Ин­ тересно проходили музыкальные вечера, в которых

участвовал и Алексей Викторович — он пел, аккомпа­ нируя себе па гитаре. В лунные ночи устраивались про­ гулки по Днестру.

И здесь Щусев продолжал напряженно работать. За лето он написал много портретов гостей. Хозяйка дома Евгения Ивановна Апостолопуло не без основания предсказывала Алексею Щусеву блестящую карьеру.

15

Следующим летом Алексей Викторович был пригла­

шен директором

Кишиневской 2-й гимназии Алаевым

на строительство

нового здания гимназии по Алексан­

дровской улице.

На стройке Щусев был одновременно

ипрактикантом, и руководителем работ. Он горячо

взялся за дело. Его можно было видеть и на лесах, и

за чертежами. Рабочие относились к нему с уважением

иприслушивались к его советам, а подрядчик Пронин пророчил, что он будет большим строителем. В мину­ ты досуга Алексей Викторович, не расстававшийся с углем и альбомом, сделал очень хороший набросок го­ ловы Пронина.

В 1894 году Щусев принял участие в работе груп­ пы археологов под руководством профессора Веселов­ ского, которая производила замеры памятников та-

мерланского времени в Самарканде. Щусеву довелось обмерять мавзолей Тамерлана. Это сооружение пора­ зило Щусева законченностью форм, оригинальностью и неповторимостью своего решения. С этих пор у него появилась любовь к архитектуре Востока, которая ос­ талась на всю жизнь.

Собранный в этой экспедиции материал вместе с чертежами и акварелями Щусева и реставратора По­ крышкина был издан Археологической комиссией в

1905 году.

В студенческие годы Щусев также спроектировал и построил на Александро-Невском кладбище на могиле одного из петербургских сановников часовню-мавзолей.

История этой постройки такова: узнав как-то от то­ варищей, что генеральша Шубина хочет строить ча­ совню на могиле мужа, Алексей Викторович предло­ жил ей свои услуги. Конечно, безвестный студент осо­ бого доверия не внушал. Но он так горячо и так убеж­ денно говорил о своих творческих замыслах, что гене­ ральша согласилась. Алексей Викторович выполнил эту часовню в русском стиле из кованого железа, что бы­

'16


ло само по себе в то время новинкой. Часовня полу­

чилась весьма эффектной и стоит по

сей день.

В 1897 году Алексей Викторович

Щусев блестяще

окончил Академию художеств. Его дипломный проект загородной виллы, решенный в южнофранцузском сти­ ле, был высоко оценен комиссией, а автор получил право на двухгодичную заграничную командировку.

Перед отъездом Щусев побывал в Кишиневе, где отпраздновал свою свадьбу с Марией Викентьевной Карчевской. Маршрут молодых супругов был разра­ ботан заранее и пролегал через Вену, Триест, Венецию, Падую, Верону, Флоренцию, Рим. Зиму Щусевы про­

вели в Неаполе и Тунисе, а весной через Геную и Ниц­ цу прибыли в Париж, где провели полгода. Алексей Викторович занимался здесь рисунком в академии Жульена, считавшейся одной из лучших художествен­ ных школ во Франции. После Парижа Щусевы посе­ тили Лондон.

Изучая памятники искусства в Италии, Алексей Викторович делал их обмеры и бесчисленные зарисов­ ки. Французская архитектура не произвела на него большого впечатления. Вернувшись в Петербург, Щу­ сев писал, что больше всего его интересует архитекту­

ра

Византии

и раннего

Возрождения Италии. Поз­

же

он отмечает: «Знать

ее в совершенстве необходи­

мо,

но в ней

нет русской шири и русской души, как

уБаженова»8.

Из заграничной поездки Алексей Викторович привез

множество рисунков и акварелей, часть которых при­ обрела Академия художеств. Спустя много лет Щусев показал эти рисунки посетившему его художнику Не-

радовскому. «...Он стал доставать одну за другой пап­ ки с интересными акварелями и зарисовками, сделан­ ными с архитектурных памятников, пейзажей и типов в Турции, Италии и в других местах, где он побывал за время своего полуторагодового путешествия по Аф-

2 Алексей Викторович Щусев.

ГСХІ.

f,-атяя

 

МАХмчС.іЕ:.4 ИЧЬСК


рике и Европе (по окончании академий), — вспоминает Нерадовский.— Поражало количество талантливых ри­ сунков и набросков. По ним можно было видеть, с каким увлечением и с каким трудолюбием молодой зодчий отдавался работе»9.

Творчество А. В. Щу­ сева в предреволюцион­ ный период

В Петербурге семья Щусева поселилась вначале в меблированных комнатах, а затем в небольшой квар­ тире на Васильевском острове. Жить было трудно. В письмах в Кишинев к Ольге Васильевне Баскевич Алексей Викторович часто жаловался на стесненные денежные обстоятельства.

Будучи противником чиновничества, Щусев не хотел поступать на службу. Первое время он работал по­ мощником у своего учителя, профессора Бенуа, а за­ тем у других архитекторов. Это его тоже тяготило. Щусев мечтал о самостоятельной работе и охотно при­ нял предложение профессора Котова проектировать иконостас для церкви Киевской лавры. Вместо дере­ вянного Алексей Викторович решил создать иконостас из мрамора, впервые используя традиции византийско­ го зодчества, что облегчило ему переход к последую­ щим работам в духе древнерусской архитектуры.

Вслед за этим проектом Щусеву поручили роспись

трапезной в Лавре. Это увлекло его. Изображая рас­

тительный мир, он заполнил огромные стенные плос­ кости цветущими деревьями и растениями. Как-то за этой работой Алексея Викторовича застал посетивший Лавру известный художник Михаил Васильевич Нес­ теров, живший тогда в Киеве. Он заинтересовался жн-

'Ж-' —1

Аск*»»' -í.-Э J

fA,. . ' > Sul t

вописью Алексея Викторовича и стал часто навещать его во время работы. Эти встречи сблизили их, и они на всю жизнь остались большими друзьями.

■■'«Ж!» ff“; “ ; - ■ .......... >

Семья А. В. Щусева. На снимке (слева направо):

Мария Викентьевна

Карчевская — жена А. В.

Щусе­

ва; старший сын —Петр Алексеевич Щусев;

Алексей

Викторович Щусев;

мать М. В. Карчевской — Варвара

Ильинична Карчевская.

Фото 1901 г.

2*

19