ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
лея — нозый саркофаг — получил Государственную пре мию СССР.
«Принципиальное значение имела реконструкция Красной площади в Москве (1924—1930). Исторически
Мавзолей В. И. Ленина.
сложившийся ансамбль получил новый смысловой и композиционный центр—Мавзолей В. И. Ленина. Алек сей Викторович Щусев решил задачу необычайной сложности, создав подлинно современное произведение,
связавшее в органическом единстве огромный комплекс очень характерных исторических построек. Все про странство площади, весь размах кремлевских стен ока зались подчиненными Мавзолею — это и придает столь впечатляющее величие его небольшому по своим аб солютным размерам массиву.
А. В. Щусев дал классическое решение проблемы единства старого и нового. Он искал и добился не формально-стилистической тождественности, а органи ческого единства обширной пространственной компо зиции, каждая часть которой говорит об эпохе своего
38
создания. Принцип этот универсален, |
он открывает |
|
широкие |
возможности для развития |
художественно- |
образной |
характеристики исторических |
городов»22^ |
В конце 20-х годов Щусев работал над проектами планировок Сочи, Смоленска, Туапсе, проектировал Дом государственной промышленности в Харькове, хи мический институт в Ліоскве, ряд жилых и обществен ных зданий для разных городов страны.
Издавна интересуясь музейным делом, Алексей Вик торович с 1926 по 1929 год был директором Третья ковской галереи. Он немало сделал по упорядочению
выставочных помещений. За сравнительно недолгий срок ему удалось реорганизовать галерею и пополнить ее фонды. При его участии построены два дополни тельных корпуса, предназначенных для хранения и эк спозиции увеличившихся за годы Советской власти музейных коллекций.
Примерно в это же время Щусев работает над про
ектом санатория в |
Новой Мацесте (в настоящее вре |
мя там находится |
медицинский институт). Корпуса |
этого здания, расположенные в виде буквы «Г», связа
ны с рельефом горы Бытхи, как |
бы вырастая из нее |
||
и в то |
же время господствуя над ней. Простые, ли |
||
шенные |
декоративной обработки |
формы |
отличаются |
большой |
пластичностью. Богатая |
южная |
раститель |
ность, живая игра светотени, залитые солнечным све том комнаты, придают всему помещению теплоту и какой-то особый уют.. Интересно решены выступаю щие полукругами балконы столовой. Поддерживающие их консоли выгодно подчеркивают преимущества тако го строительного материала, как железобетон.
Проектируя крупные здания, Алексей Викторович параллельно пробует свои силы в роли декоратора театра. Так, в 1927 году по приглашению Станислав
ского |
он написал декорации |
к |
французской |
пьесе |
«Две |
сиротки», готовившейся |
к |
постановке на |
сцене |
39
МХАТа, а также создал замечательные акварельные эскизы декораций и костюмов времен французской ре волюции. Эти работы положили начало большой дружбе между Щусевым и Станиславским.
В конце 20-х — начале |
30-х годов |
по |
проектам ТІТу- |
||
сева |
в Москве |
в Брюсовском переулке возводятся |
|||
Дом |
деятелей |
искусств |
и жилой |
дом |
для артистов. |
В последний, имевший большую террасу, с которой открывался прекрасный вид на Москву, Щусев пере вел свою мастерскую. ■
Огромное значение для дальнейшего развития твор ческой деятельности в стране имело постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художествен ных организаций (апрель 1932 года), в результате которого была ликвидирована групповщина, кружко вая замкнутость, отрыв от политических задач сов ременности23. Организуются единые творческие союзы в области архитектуры и строительства с коммунисти ческой фракцией в них. Особое внимание было обраще но на повышение качества строительства и достижение высокого технического и художественного уровня новых советских сооружений.
Щусев писал тогда: «Борьба с устарелостью необ ходима, дряхлеющие формы должны быть обновлены, но процесс этого обновления должен встать на твердый
деловой путь, лозунгом которого может быть искание новых форм не только в абстрактном пространстве. Не надо забывать, что зодчество есть частичное отраже ние жизни и устремлений всего СССР»24.
С начала и до середины 30-х годов Алексей Викто рович много времени уделяет проектированию и строи тельству гостиницы «Москва». Первоначальный проект архитекторов Савельева и Стапрана имел существен ные недостатки, ставшие предметом обсуждения спе
циалистов. По просьбе Моссовета Щусев приступил к переработке этого проекта, хотя гостиница уже около
40
двух лет находилась в процессе строительства. С при сущей ему смелостью и решительностью справившись с поставленными сложными художественными и гра достроительными задачами, Алексей Викторович пере сматривает конструктивные решения, заложенные в проекте, и предлагает свои, более соответствующие ха рактеру и масштабу сложившегося архитектурного ок
ружения. Тогда же Щусев предложил план застройки всего квартала, на котором сооружалась гостиница.
Разрабатывая чертежи для исполнения даже самых
незначительных деталей строящегося здания, Алексей Викторович особенно много внимания уделяет внут
ренней его отделке, конструкции мебели, |
осветитель |
|||
ных приборов, |
драпировкам, |
обнаруживая при этом |
||
многогранность таланта и большой вкус |
художника. |
|||
По его |
эскизам |
художник Е. Е. Лансере |
выполнил |
|
роспись |
плафона |
ресторана, |
изобразив карнавальное |
|
шествие с рассыпающимся фейерверком. |
|
|||
В 1935 году А. |
В. Щусев в составе делегации совет |
ских архитекторов присутствовал на Международном архитектурном конгрессе в Риме, где выступил с до кладом «Права и обязанности архитектора», вызвав шим большой интерес участников. Впервые в зарубеж ной печати появились статьи о советской архитектуре.
Из поездки Щусев вернулся, как всегда, со мно жеством рисунков и акварелей; опубликовал ряд ста тей о зодчестве Запада, в которых отмечал, что при всем техническом прогрессе художественный уровень западноевропейской архитектуры значительно снизил ся, потому что вся социально-экономическая обстанов ка капиталистической Европы стимулировала у архи тектора только коммерческий подход к архитектуре.
Весьма плодотворными были для Щусева 1933— 1937 годы. Он работает над реконструкцией ансамблей Москвы, строит жилые дома, в том числе Дом Ака демии наук СССР на Калужской улице (ныне Ленин
41
ский проспект), проектирует различные общественные
здания, выступает с теоретическими статьями по раз личным проблемам архитектуры.
на |
В 1933 году |
Щусев |
одержал победу в |
конкурсе |
|
проект |
здания Института Маркса-Энгельса-Ленина |
||||
в |
Тбилиси. |
В |
конкурсе |
принимали участие |
лучшие |
зодчие Москвы и Тбилиси: академик И. А. Фомин, ар хитекторы А. В. Власов, В. Д. Кокорин, М. Г. Калаш ников и профессор П. Г. Северов.
Здание ИМЭЛ должно было украшать главную ма гистраль Тбилиси — проспект Руставели, символизируя своей архитектоникой борьбу большевиков Закавказья за Советскую власть.
«Проектируя Институт Маркса-Энгельса-Ленина в Тбилиси, — писал позже А. В. Щусев, — я исходил из принципов использования мотивов древнегрузииской архитектуры с учетом влияния на нее архитектуры Греции, Рима и Византии. Я стремился путем сочета-'
ния |
архитектурных и скульптурных |
форм |
выразить |
идею |
борьбы грузинского народа за |
свое |
освобожде |
ние»25. |
|
|
Главный фасад института с десятиколонным порти ком решен в спокойных величественных формах. Его
архитектура, навеянная замечательными древними гру зинскими памятниками, подчеркивает монументальный характер проспекта Руставели. Внушительный портик, а также скульптурное оформление фриза и двух мно гофигурных барельефов, выполненных народным скульп тором Грузии Я. Николаидзе, придают зданию харак тер большого общественного сооружения, прямо по вествуя о его назначении. Колонны выполнены из
серого гранита и увенчаны своеобразными капителями. Создавая их, Щусев творчески переработал формы гру зинского национального искусства.
42
Здание возведено из пористого и армированного пем зобетона. Фасад почти полностью облицован местным натуральным камнем, на цоколь и колонны пошли курсебский тешенит и сандарский базальт, а стены — из туфогенного песчаника.
Тбилиси. Институт Маркса-Энгельса-Ленина
(эскиз А. В. Щусева).
Части стен, необлицованные камнем, покрыты цвет ной штукатуркой, подкрашенной в цвет натурального камня (золотисто-желтой мукой, полученной при рас пиловке этого камня).
Различна архитектура южного и северного фасадов здания. Если фасад, выходящий на проспект Руставе ли, строг и монументален, то со стороны улицы Квали он украшен лоджиями, балконами и террасами.
Архитектурный замысел ИМЭЛ позволял свободную интерпретацию деталей, каждая из которых представ
ляется оригинальным художественным произведением.
43
Природа, традиции народного творчества Грузии под
сказали решение всевозможных орнаментальных ком позиций для ограды, светильников. Особенно удачны
металлические ручки у парадных дверей здания. По специальным рисункам А. В. Щусева они изготовля
лись в Тбилиси, в мастерской Брамера — большого мас тера по художественным работам из металла. Очень строго отделаны кабинеты и конференц-залы. Здесь созданы все условия для большой научной работы.
Алексей Викторович одним из первых советских ар хитекторов сумел реализовать единство общенародного социалистического содержания и национальной формы. Он часто повторял, что замечательным источником для создания советской архитектуры является народное творчество и архитектурные памятники национальных
республик.
«Для нас, советских зодчих, создание архитектуры, национальной по форме и социалистической по содер
жанию, — важнейшая и |
совершенно неотложная зада |
ча. Многонациональная |
семья народов, объединенных |
в едином Союзе Советских Социалистических Респуб лик, творит совместно новые формы общественной жиз ни и, следовательно, и новые формы в искусстве. Одно неотделимо от другого. Поэтому для нас поиски на циональной формы в русской архитектуре, как и в ар хитектуре других народов СССР, не могут сводиться к любованию архаическими деталями или копированию отдельных архитектурных - фрагментов старого зодчест ва. Новаторство и копирование— явление вообще не
совместимое в искусстве, а в архитектуре, самым тесным образом связанной со строительным искусством и техникой, — в особенности»26.
Труд Алексея Викторовича был по достоинству оце нен правительством и общественностью. За сооруже ние Института Маркса-Энгельса-Ленина в Тбилиси в
44