Файл: Курц, Р. Е. Алексей Викторович Щусев.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

лея — нозый саркофаг — получил Государственную пре­ мию СССР.

«Принципиальное значение имела реконструкция Красной площади в Москве (1924—1930). Исторически

Мавзолей В. И. Ленина.

сложившийся ансамбль получил новый смысловой и композиционный центр—Мавзолей В. И. Ленина. Алек­ сей Викторович Щусев решил задачу необычайной сложности, создав подлинно современное произведение,

связавшее в органическом единстве огромный комплекс очень характерных исторических построек. Все про­ странство площади, весь размах кремлевских стен ока­ зались подчиненными Мавзолею — это и придает столь впечатляющее величие его небольшому по своим аб­ солютным размерам массиву.

А. В. Щусев дал классическое решение проблемы единства старого и нового. Он искал и добился не формально-стилистической тождественности, а органи­ ческого единства обширной пространственной компо­ зиции, каждая часть которой говорит об эпохе своего

38

создания. Принцип этот универсален,

он открывает

широкие

возможности для развития

художественно-

образной

характеристики исторических

городов»22^

В конце 20-х годов Щусев работал над проектами планировок Сочи, Смоленска, Туапсе, проектировал Дом государственной промышленности в Харькове, хи­ мический институт в Ліоскве, ряд жилых и обществен­ ных зданий для разных городов страны.

Издавна интересуясь музейным делом, Алексей Вик­ торович с 1926 по 1929 год был директором Третья­ ковской галереи. Он немало сделал по упорядочению

выставочных помещений. За сравнительно недолгий срок ему удалось реорганизовать галерею и пополнить ее фонды. При его участии построены два дополни­ тельных корпуса, предназначенных для хранения и эк­ спозиции увеличившихся за годы Советской власти музейных коллекций.

Примерно в это же время Щусев работает над про­

ектом санатория в

Новой Мацесте (в настоящее вре­

мя там находится

медицинский институт). Корпуса

этого здания, расположенные в виде буквы «Г», связа­

ны с рельефом горы Бытхи, как

бы вырастая из нее

и в то

же время господствуя над ней. Простые, ли­

шенные

декоративной обработки

формы

отличаются

большой

пластичностью. Богатая

южная

раститель­

ность, живая игра светотени, залитые солнечным све­ том комнаты, придают всему помещению теплоту и какой-то особый уют.. Интересно решены выступаю­ щие полукругами балконы столовой. Поддерживающие их консоли выгодно подчеркивают преимущества тако­ го строительного материала, как железобетон.

Проектируя крупные здания, Алексей Викторович параллельно пробует свои силы в роли декоратора театра. Так, в 1927 году по приглашению Станислав­

ского

он написал декорации

к

французской

пьесе

«Две

сиротки», готовившейся

к

постановке на

сцене

39



МХАТа, а также создал замечательные акварельные эскизы декораций и костюмов времен французской ре­ волюции. Эти работы положили начало большой дружбе между Щусевым и Станиславским.

В конце 20-х — начале

30-х годов

по

проектам ТІТу-

сева

в Москве

в Брюсовском переулке возводятся

Дом

деятелей

искусств

и жилой

дом

для артистов.

В последний, имевший большую террасу, с которой открывался прекрасный вид на Москву, Щусев пере­ вел свою мастерскую. ■

Огромное значение для дальнейшего развития твор­ ческой деятельности в стране имело постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художествен­ ных организаций (апрель 1932 года), в результате которого была ликвидирована групповщина, кружко­ вая замкнутость, отрыв от политических задач сов­ ременности23. Организуются единые творческие союзы в области архитектуры и строительства с коммунисти­ ческой фракцией в них. Особое внимание было обраще­ но на повышение качества строительства и достижение высокого технического и художественного уровня новых советских сооружений.

Щусев писал тогда: «Борьба с устарелостью необ­ ходима, дряхлеющие формы должны быть обновлены, но процесс этого обновления должен встать на твердый

деловой путь, лозунгом которого может быть искание новых форм не только в абстрактном пространстве. Не надо забывать, что зодчество есть частичное отраже­ ние жизни и устремлений всего СССР»24.

С начала и до середины 30-х годов Алексей Викто­ рович много времени уделяет проектированию и строи­ тельству гостиницы «Москва». Первоначальный проект архитекторов Савельева и Стапрана имел существен­ ные недостатки, ставшие предметом обсуждения спе­

циалистов. По просьбе Моссовета Щусев приступил к переработке этого проекта, хотя гостиница уже около

40

двух лет находилась в процессе строительства. С при­ сущей ему смелостью и решительностью справившись с поставленными сложными художественными и гра­ достроительными задачами, Алексей Викторович пере­ сматривает конструктивные решения, заложенные в проекте, и предлагает свои, более соответствующие ха­ рактеру и масштабу сложившегося архитектурного ок­

ружения. Тогда же Щусев предложил план застройки всего квартала, на котором сооружалась гостиница.

Разрабатывая чертежи для исполнения даже самых

незначительных деталей строящегося здания, Алексей Викторович особенно много внимания уделяет внут­

ренней его отделке, конструкции мебели,

осветитель­

ных приборов,

драпировкам,

обнаруживая при этом

многогранность таланта и большой вкус

художника.

По его

эскизам

художник Е. Е. Лансере

выполнил

роспись

плафона

ресторана,

изобразив карнавальное

шествие с рассыпающимся фейерверком.

 

В 1935 году А.

В. Щусев в составе делегации совет­

ских архитекторов присутствовал на Международном архитектурном конгрессе в Риме, где выступил с до­ кладом «Права и обязанности архитектора», вызвав­ шим большой интерес участников. Впервые в зарубеж­ ной печати появились статьи о советской архитектуре.

Из поездки Щусев вернулся, как всегда, со мно­ жеством рисунков и акварелей; опубликовал ряд ста­ тей о зодчестве Запада, в которых отмечал, что при всем техническом прогрессе художественный уровень западноевропейской архитектуры значительно снизил­ ся, потому что вся социально-экономическая обстанов­ ка капиталистической Европы стимулировала у архи­ тектора только коммерческий подход к архитектуре.

Весьма плодотворными были для Щусева 1933— 1937 годы. Он работает над реконструкцией ансамблей Москвы, строит жилые дома, в том числе Дом Ака­ демии наук СССР на Калужской улице (ныне Ленин­

41


ский проспект), проектирует различные общественные

здания, выступает с теоретическими статьями по раз­ личным проблемам архитектуры.

на

В 1933 году

Щусев

одержал победу в

конкурсе

проект

здания Института Маркса-Энгельса-Ленина

в

Тбилиси.

В

конкурсе

принимали участие

лучшие

зодчие Москвы и Тбилиси: академик И. А. Фомин, ар­ хитекторы А. В. Власов, В. Д. Кокорин, М. Г. Калаш­ ников и профессор П. Г. Северов.

Здание ИМЭЛ должно было украшать главную ма­ гистраль Тбилиси — проспект Руставели, символизируя своей архитектоникой борьбу большевиков Закавказья за Советскую власть.

«Проектируя Институт Маркса-Энгельса-Ленина в Тбилиси, — писал позже А. В. Щусев, — я исходил из принципов использования мотивов древнегрузииской архитектуры с учетом влияния на нее архитектуры Греции, Рима и Византии. Я стремился путем сочета-'

ния

архитектурных и скульптурных

форм

выразить

идею

борьбы грузинского народа за

свое

освобожде­

ние»25.

 

 

Главный фасад института с десятиколонным порти­ ком решен в спокойных величественных формах. Его

архитектура, навеянная замечательными древними гру­ зинскими памятниками, подчеркивает монументальный характер проспекта Руставели. Внушительный портик, а также скульптурное оформление фриза и двух мно­ гофигурных барельефов, выполненных народным скульп­ тором Грузии Я. Николаидзе, придают зданию харак­ тер большого общественного сооружения, прямо по­ вествуя о его назначении. Колонны выполнены из

серого гранита и увенчаны своеобразными капителями. Создавая их, Щусев творчески переработал формы гру­ зинского национального искусства.

42


Здание возведено из пористого и армированного пем­ зобетона. Фасад почти полностью облицован местным натуральным камнем, на цоколь и колонны пошли курсебский тешенит и сандарский базальт, а стены — из туфогенного песчаника.

Тбилиси. Институт Маркса-Энгельса-Ленина

(эскиз А. В. Щусева).

Части стен, необлицованные камнем, покрыты цвет­ ной штукатуркой, подкрашенной в цвет натурального камня (золотисто-желтой мукой, полученной при рас­ пиловке этого камня).

Различна архитектура южного и северного фасадов здания. Если фасад, выходящий на проспект Руставе­ ли, строг и монументален, то со стороны улицы Квали он украшен лоджиями, балконами и террасами.

Архитектурный замысел ИМЭЛ позволял свободную интерпретацию деталей, каждая из которых представ­

ляется оригинальным художественным произведением.

43

Природа, традиции народного творчества Грузии под­

сказали решение всевозможных орнаментальных ком­ позиций для ограды, светильников. Особенно удачны

металлические ручки у парадных дверей здания. По специальным рисункам А. В. Щусева они изготовля­

лись в Тбилиси, в мастерской Брамера — большого мас­ тера по художественным работам из металла. Очень строго отделаны кабинеты и конференц-залы. Здесь созданы все условия для большой научной работы.

Алексей Викторович одним из первых советских ар­ хитекторов сумел реализовать единство общенародного социалистического содержания и национальной формы. Он часто повторял, что замечательным источником для создания советской архитектуры является народное творчество и архитектурные памятники национальных

республик.

«Для нас, советских зодчих, создание архитектуры, национальной по форме и социалистической по содер­

жанию, — важнейшая и

совершенно неотложная зада­

ча. Многонациональная

семья народов, объединенных

в едином Союзе Советских Социалистических Респуб­ лик, творит совместно новые формы общественной жиз­ ни и, следовательно, и новые формы в искусстве. Одно неотделимо от другого. Поэтому для нас поиски на­ циональной формы в русской архитектуре, как и в ар­ хитектуре других народов СССР, не могут сводиться к любованию архаическими деталями или копированию отдельных архитектурных - фрагментов старого зодчест­ ва. Новаторство и копирование— явление вообще не­

совместимое в искусстве, а в архитектуре, самым тесным образом связанной со строительным искусством и техникой, — в особенности»26.

Труд Алексея Викторовича был по достоинству оце­ нен правительством и общественностью. За сооруже­ ние Института Маркса-Энгельса-Ленина в Тбилиси в

44