Файл: Курц, Р. Е. Алексей Викторович Щусев.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1941 году ему была присуждена Государственная пре­ мия СССР первой степени.

В те же годы Щусев проектирует мост через про­ лив Золотой Рог в Стамбуле, работает над реконструк­ цией курорта «Псырцха», над проектом павильона

СССР на международной выставке в Париже, не ос­ тавляя большую работу по осуществлению генераль­ ного плана реконструкции Москвы. Им составлены проекты реконструкции площади Маяковского, Смо­ ленской и Ростовской набережных, Садового кольца и Замоскворечья, Добрынинской и Октябрьской площа­ дей, проект застройки улицы Горького и многих дру­ гих.

В 1937 году состоялся I Всесоюзный съезд архи­

текторов, на

котором Алексей Викторович выступил

с докладом:

«Советская архитектура и классическое

наследство». Он призывал в нем зодчих сочетать идей­ ную насыщенность и правдивость советской архитек­ туры с новейшими достижениями техники, брать от

классики логику ее мышления и мастерство, подкреп­ ленное простотой и искренностью народного твор­ чества.

Спустя десять лет, в докладе в Институте истории искусств АН СССР Щусев говорил о значении совет­ ской архитектуры, на долю которой выпала почетная роль выразить идею народной власти и демократии, выразить не в отдельных сооружениях, а во всем строительном комплексе — от жилых домов до общест­ венных дворцов. Советские архитекторы впервые смог­ ли воплотить в жизнь то, о чем мечтали прогрессив­ ные зодчие всех эпох,— строить не только отдельные

здания, но и целые комплексы, города.

В июле 1939 года был утвержден новый устав Ака­ демии архитектуры СССР. Алексей Викторович изби­ рается ее действительным членом и членом Прези­ диума.

45

Участие А. В. Щусева в восстановлении горо­ дов, разрушенных фа­ шистскими захватчи­ ками. Проектирование новых крупных соору­ жений

Великая Отечественная война застала Щусева в расцвете творческой деятельности. Он остался в Моск­ ве, и коллектив его мастерской трудился еще с боль­ шим вдохновением и напряжением.

Несмотря на войну, люди искусства создавали ве­ личайшие произведения. Одним из них была Седьмая симфония Шостаковича. Когда Алексей Викторович ус­ лышал ее впервые, то был потрясен музыкой, в ко­ торой отразился величайший ратный подвиг советского народа. Он предполагал даже включить в проект па­ мятника героям Великой Отечественной войны архи­ тектурную композицию под названием «Седьмая сим­ фония».

Советская Армия

наносила

сокрушительные

удары

по врагу, который,

отступая,

жег и разрушал

города

и памятники искусства.

 

 

Всю свою энергию архитектор отдает проектам вос­ становления и реконструкции разрушенного фашиста­ ми. Одним из них стал проект реконструкции осво­ божденного весной 1942 года города Истры —города с большим историческим прошлым, с архитектурными

памятниками исключительной

ценности.

Этот

проект,

созданный

по поручению

Академии

архитектуры СССР

Алексеем

Викторовичем

в творческом

содружестве с

группой

помощников,

куда

¡входили

А. И. Власов,

А. В. Свигарев, Я.

П.

Левченко

и

другие,

инте­

46


ресен своей методологией. В нем поставлена задача, с одной стороны, отказаться от неправильного понима­ ния идеи типизации в массовой застройке, когда стрем­ ление к дешевизне создает однообразие, а с другой — сохранить связь человека с природой и сделать город не только удобным, отвечающим всем условиям совре­ менной техники, но и красивым, радующим глаз.

Вот как видит Щусев восстановленную и реконструи­ рованную Истру: «Богатейшие детали московской ар­ хитектуры, нарядность, основанная на игре форм и силуэтов на фоне зелени, дают возможность, используя колоритный и разнообразный материал наследия, соз­ дать хорошую архитектуру нового города. Тип жизне­ радостной русской архитектуры хорошо укладывается по своим небольшим масштабам в рамки требования для массового строительства из местных материалов»27.

Щусев впервые применил новый метод разработки генерального плана города, пытался с помощью ри­ сунков, эскизов, перспектив найти образное решение не только отдельных зданий, но и площадей, ансамб­ лей, целых улиц.

Создавая проект восстановления Истры, Щусев од­ новременно выполняет очень сложные работы по об­ мерам и восстановлению разрушенного Ново-Иеруса­ лимского монастыря — ценного памятника русской ар­ хитектуры.

В октябре 1943 года Алексею Викторовичу испол­ нилось 70 лет, и его юбилей тепло отметила общест­

венность страны. Правительство наградило неутомимо­

го труженика-творца орденом Трудового Красного Зна­ мени. В том же году Щусева избрали действительным членом Академии наук СССР.

С этого времени началась его работа в Институте истории искусств АН СССР. Он заведует отделом рус­

ской архитектуры. Но на первом месте у Алексея

47

Викторовича Щусева неизменно остается проектиро­ вание.

По предложению директора Пулковской обсервато­ рии он разрабатывает проект ее восстановления и строительства там же монумента защитникам герои­ ческого Ленинграда. Ему же поручается проектирова­ ние обсерватории Академии наук УССР, которая долж­ на была строиться под Киевом, среди вековых лесов, где по преданию стояла сброшенная в Днепр статуя Перуна. Одноэтажное здание обсерватории имеет П-образную форму, с четырьмя наблюдательными башнями по углам и выполнено из желтого кирпича. Орнаментация его выдержана в традициях украин­

ской архитектуры.

Кроме того, Щусев принимает участие в разработке предложений по реконструкции Крещатика, полностью разрушенного немецкими оккупантами.

В 1945 году в связи с празднованием 220-летия .

Академии наук СССР за вклад, внесенный им в разви­ тие русского зодчества, Алексей Викторович награж­

дается вторым орденом Трудового Красного Знамени.

Спустя год завершается строительство

жилого дома

для сотрудников академии, шедшее по

его проекту.

В одну из квартир этого дома переехала семья Щусе­ ва. К этому времени относится и осуществление мно­ голетней мечты Алексея Викторовича об устройстве русского архитектурного музея. Он разместился в прекрасном, построенном Казаковым доме на улице Коминтерна, где Алексею Викторовичу удалось вос­ становить отделку и художественную роспись трех за­ лов. Еще на V съезде русских зодчих, состоявшемся в 1913 году, он поднимал вопрос об учреждении на­ ционального фонда охраны памятников искусства, предлагая сосредоточить все вопросы охраны в руках общественного комитета, но царское правительство тогда отклонило это предложение.

48


До конца своей жизни Алексей Викторович уделяет музею очень много времени. Ныне этот музей по пра­ ву носит имя А. В. Щусева.

Необходимо отметить работу Щусева в те годы по проектированию комплекса Академии наук СССР и ее многочисленных институтов. В своем проекте Алексей Викторович стремился отразить расцвет советской нау­ ки. Проект предусматривал целый архитектурный ан­ самбль институтов, расположенный в районе Ленин­ ских гор, с главным корпусом академии в центре. Но в связи с переносом строительства к Крымскому мос­ ту был предложен новый вариант проекта — комплекс с фасадом на Москву-реку в виде симметричных со­ оружений, связанных между собой системой галерей и переходов. На переднем плане композиции размес­ тилось здание Президиума с большим купольным залом заседаний и кабинетами академиков, а в глубине — 12-этажный прямоугольник институтов и два музея: истории Земли и истории живой природы. На заднем плане находилась библиотека на 15 миллионов книг.

Наиболее удачным оказался последний вариант глав­ ного здания АН СССР, где место купола заняла

40-этажная башня библиотеки, гармонично сочетав­ шаяся со всем сооружением. Этот вариант, представ­ ленный на посмертной выставке работ Алексея Вик­ торовича, не был осуществлен.

Еще одно примечательное сооружение тех лет — здание на площади Дзержинского. Отчетливость про­ порций и несколько суровое великолепие деталей ор­ ганично сочетаются со всем ансамблем застройки.

Совсем иной

характер носит

проект Ташкентского

театра — одной

из самых живописных работ зодчего.

Строительство

его начато в

1940 году, а открылся

театр в день 30-летия Великой Октябрьской социалис­ тической революции. Ему было присвоено имя осно­ воположника узбекской литературы Алишера Навои.

4 Алексей Викторович Щусев

49


Щусев считал, что архитектор, проектирующий для национальной республики, обязан использовать богат­ ство национального наследия в области искусства, при­ менять местные строительные материалы, учитывать климатические условия и бытовые традиции.

Вот что пишет Алексей Викторович о своей работе над проектом театра: «Для того, чтобы при жарком климате Узбекистана избежать удушливой атмосферы внутри здания, я создал вокруг него тенистый портик, ассоциирующийся с восточными лоджиями-айванами, под сенью которых население среднеазиатских горо­ дов отдыхает в жаркие дни. Приступая к проектиро­ ванию, я предварительно проделал кропотливую науч­ но-архитектурную работу, изучая мотивы раститель­ ных орнаментов Узбекистана. Местный желтый кирпич будет обрамлен бело-розовым газганским мрамором со сложной орнаментикой восточного характера, органи­ чески сплетающейся с мотивами советской эмблема­ тики. В отделке интерьеров театра хорошо использо­ ваны декоративные узоры узбекского народа»28.

Ташкент. Узбекский государственный академический театр оперы и балета имени Алишера Навои.

50

Ташкентский театр — великолепный образец претво­ рения в жизнь этих художественных принципов. Ве­ личественный трехарочный портал сложен из местного кирпича с цоколем из желто-розового газганского мра­ мора. Боковые фасады театра обрамлены аркадами галерей, отделанными многоцветной мозаикой. Внут­ ренние фойе и залы роскошно орнаментированы резь­ бой по ганчу (алебастру) и мрамору.

Центральный зал на втором этаже украшен мону­

ментальной

живописью на темы

поэм Навои «Фархад

и Ширин»,

«Вал Искандера»,

«Лейли й Меджнун»,

«Семь планет». Автор этой росписи узбекский худож­ ник Чингис Ахмаров.

Шесть боковых фойе носят название шести областей Узбекской ССР: Ташкентской, Самаркандской, Бухар­ ской, Хивинской, Термезской и Ферганской, и отделка этих фойе состоит из традиционной в этих областях резьбы. Интересно, что в интерьерах орнаментация ни­ где не повторяется, настолько она богата.

Зрительный зал, рассчитанный на 1440 мест, тор­ жествен и наряден. У него необычный плафон — ку­ пол, изображающий узбекскую тюбетейку, из центра которой свисает в виде сталактитов сверкающая люс­ тра. Занавес покрыт драгоценными вышивками, выпол­

ненными

узбекскими златошвейками. Двери в фойе и

в зале

покрыты богатой резьбой. Все сооружение —

результат совместной творческой работы Щусева с на­ родными умельцами Узбекистана. Здесь работали из­

вестные в

республике

мастера — резчики

по гипсу

Таіппулат

Асланкулов,

Кули Джамилов и

другие.

За труд, вложенный в строительство Ташкентского театра, Алексей Викторович в 1948 году удостоен Го­ сударственной премии СССР первой степени.

Алексей Викторович Щусев был действительно на­ родным зодчим. Создаваемые им проекты выражали

4*

51


художественные стремления широких народных масс. Ярким примером этому может служить и проект стан­ ции Московского метрополитена «Комсомольская-коль- цевая», к работе над которым Щусев приступил в на­ чале 1945 года.

Подземный зал станции «Комсомольская-кольцевая» называется «Зал победы». Уже в самом названии оп­ ределена тема работы архитектора — тема торжества советских людей, одержавших всемирно-историческую победу над фашизмом. Высокоидейны и художественны интерьеры подземных залов. Выполненные из смальты художником П. Л. Кориным мозаичные панно изо­ бражают сцены исторических битв русского народа против иноземных полчищ. Среди них — взятие рейх­ стага и парад Победы на Красной площади. Золотой фон панно придает залу пышность, усиленную рядом богатых люстр. Стены и колонны внутренних перехо­ дов облицованы мрамором и орнаментированной кера­

мической плиткой.

Москва. Метрополитен имени В. И. Ленина.

Станция «Комсомольская-кольцевая».

52

Станция «Комсомольская-кольцевая» — это связую­ щее звено между тремя вокзалами. Благодаря общ­ ности своих форм с архитектурой Казанского вокзала, она прекрасно вписывается в ансамбль Комсомольской площади.

Проект «Комсомольской-кольцевой» воплотился в

жизнь после смерти автора, который в четвертый раз

был удостоен Государственный премии СССР, теперо уже посмертно.

7 сентября 1947 года советский народ праздновал

800-летие Москвы. В связи с этим событием Алексей Викторович Щусев, внесший огромный вклад в раз­ витие новой Москвы, был награжден орденом Ленина.

Осенью следующего года общественность Москвы отмечала 75-летний юбилей зодчего. На торжествен­ ном собрании в Союзе архитекторов СССР убедитель­

но прозвучали слова одного из выступавших о том, что имя Алексея Викторовича Щусева золотыми буквами вписано в историю русской архитектуры. Это подтвер­ дила огромная выставка работ Алексея Викторовича,

которая затем экспонировалась в Ленинграде, Киеве, Одессе и в Кишиневе.

Выставка наглядно показала, какое большое зна­ чение придавал советский зодчий синтезу архитекту­ ры, скульптуры и монументальной живописи. В своей статье «Архитектура и живопись» Щусев писал: «Ар­ хитектурная мысль, возглавляя оформление строитель­ ства в городах и на периферии, в настоящее время выдвигает целесообразный принцип синтеза пластичес­ ких искусств, то есть сотрудничество архитектуры, жи­ вописи и скульптуры при сооружении памятников эпо­ хи социализма.

...Архитектура без живописи и скульптуры не может полностью характеризовать современное строительство.

...Эпоха, которая сейчас кует новые архитектурные ценности, требует, чтобы в строительство включились

53