ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
1941 году ему была присуждена Государственная пре мия СССР первой степени.
В те же годы Щусев проектирует мост через про лив Золотой Рог в Стамбуле, работает над реконструк цией курорта «Псырцха», над проектом павильона
СССР на международной выставке в Париже, не ос тавляя большую работу по осуществлению генераль ного плана реконструкции Москвы. Им составлены проекты реконструкции площади Маяковского, Смо ленской и Ростовской набережных, Садового кольца и Замоскворечья, Добрынинской и Октябрьской площа дей, проект застройки улицы Горького и многих дру гих.
В 1937 году состоялся I Всесоюзный съезд архи
текторов, на |
котором Алексей Викторович выступил |
с докладом: |
«Советская архитектура и классическое |
наследство». Он призывал в нем зодчих сочетать идей ную насыщенность и правдивость советской архитек туры с новейшими достижениями техники, брать от
классики логику ее мышления и мастерство, подкреп ленное простотой и искренностью народного твор чества.
Спустя десять лет, в докладе в Институте истории искусств АН СССР Щусев говорил о значении совет ской архитектуры, на долю которой выпала почетная роль выразить идею народной власти и демократии, выразить не в отдельных сооружениях, а во всем строительном комплексе — от жилых домов до общест венных дворцов. Советские архитекторы впервые смог ли воплотить в жизнь то, о чем мечтали прогрессив ные зодчие всех эпох,— строить не только отдельные
здания, но и целые комплексы, города.
В июле 1939 года был утвержден новый устав Ака демии архитектуры СССР. Алексей Викторович изби рается ее действительным членом и членом Прези диума.
45
Участие А. В. Щусева в восстановлении горо дов, разрушенных фа шистскими захватчи ками. Проектирование новых крупных соору жений
Великая Отечественная война застала Щусева в расцвете творческой деятельности. Он остался в Моск ве, и коллектив его мастерской трудился еще с боль шим вдохновением и напряжением.
Несмотря на войну, люди искусства создавали ве личайшие произведения. Одним из них была Седьмая симфония Шостаковича. Когда Алексей Викторович ус лышал ее впервые, то был потрясен музыкой, в ко торой отразился величайший ратный подвиг советского народа. Он предполагал даже включить в проект па мятника героям Великой Отечественной войны архи тектурную композицию под названием «Седьмая сим фония».
Советская Армия |
наносила |
сокрушительные |
удары |
по врагу, который, |
отступая, |
жег и разрушал |
города |
и памятники искусства. |
|
|
Всю свою энергию архитектор отдает проектам вос становления и реконструкции разрушенного фашиста ми. Одним из них стал проект реконструкции осво божденного весной 1942 года города Истры —города с большим историческим прошлым, с архитектурными
памятниками исключительной |
ценности. |
Этот |
проект, |
||||
созданный |
по поручению |
Академии |
архитектуры СССР |
||||
Алексеем |
Викторовичем |
в творческом |
содружестве с |
||||
группой |
помощников, |
куда |
¡входили |
А. И. Власов, |
|||
А. В. Свигарев, Я. |
П. |
Левченко |
и |
другие, |
инте |
46
ресен своей методологией. В нем поставлена задача, с одной стороны, отказаться от неправильного понима ния идеи типизации в массовой застройке, когда стрем ление к дешевизне создает однообразие, а с другой — сохранить связь человека с природой и сделать город не только удобным, отвечающим всем условиям совре менной техники, но и красивым, радующим глаз.
Вот как видит Щусев восстановленную и реконструи рованную Истру: «Богатейшие детали московской ар хитектуры, нарядность, основанная на игре форм и силуэтов на фоне зелени, дают возможность, используя колоритный и разнообразный материал наследия, соз дать хорошую архитектуру нового города. Тип жизне радостной русской архитектуры хорошо укладывается по своим небольшим масштабам в рамки требования для массового строительства из местных материалов»27.
Щусев впервые применил новый метод разработки генерального плана города, пытался с помощью ри сунков, эскизов, перспектив найти образное решение не только отдельных зданий, но и площадей, ансамб лей, целых улиц.
Создавая проект восстановления Истры, Щусев од новременно выполняет очень сложные работы по об мерам и восстановлению разрушенного Ново-Иеруса лимского монастыря — ценного памятника русской ар хитектуры.
В октябре 1943 года Алексею Викторовичу испол нилось 70 лет, и его юбилей тепло отметила общест
венность страны. Правительство наградило неутомимо
го труженика-творца орденом Трудового Красного Зна мени. В том же году Щусева избрали действительным членом Академии наук СССР.
С этого времени началась его работа в Институте истории искусств АН СССР. Он заведует отделом рус
ской архитектуры. Но на первом месте у Алексея
47
Викторовича Щусева неизменно остается проектиро вание.
По предложению директора Пулковской обсервато рии он разрабатывает проект ее восстановления и строительства там же монумента защитникам герои ческого Ленинграда. Ему же поручается проектирова ние обсерватории Академии наук УССР, которая долж на была строиться под Киевом, среди вековых лесов, где по преданию стояла сброшенная в Днепр статуя Перуна. Одноэтажное здание обсерватории имеет П-образную форму, с четырьмя наблюдательными башнями по углам и выполнено из желтого кирпича. Орнаментация его выдержана в традициях украин
ской архитектуры.
Кроме того, Щусев принимает участие в разработке предложений по реконструкции Крещатика, полностью разрушенного немецкими оккупантами.
В 1945 году в связи с празднованием 220-летия .
Академии наук СССР за вклад, внесенный им в разви тие русского зодчества, Алексей Викторович награж
дается вторым орденом Трудового Красного Знамени.
Спустя год завершается строительство |
жилого дома |
для сотрудников академии, шедшее по |
его проекту. |
В одну из квартир этого дома переехала семья Щусе ва. К этому времени относится и осуществление мно голетней мечты Алексея Викторовича об устройстве русского архитектурного музея. Он разместился в прекрасном, построенном Казаковым доме на улице Коминтерна, где Алексею Викторовичу удалось вос становить отделку и художественную роспись трех за лов. Еще на V съезде русских зодчих, состоявшемся в 1913 году, он поднимал вопрос об учреждении на ционального фонда охраны памятников искусства, предлагая сосредоточить все вопросы охраны в руках общественного комитета, но царское правительство тогда отклонило это предложение.
48
До конца своей жизни Алексей Викторович уделяет музею очень много времени. Ныне этот музей по пра ву носит имя А. В. Щусева.
Необходимо отметить работу Щусева в те годы по проектированию комплекса Академии наук СССР и ее многочисленных институтов. В своем проекте Алексей Викторович стремился отразить расцвет советской нау ки. Проект предусматривал целый архитектурный ан самбль институтов, расположенный в районе Ленин ских гор, с главным корпусом академии в центре. Но в связи с переносом строительства к Крымскому мос ту был предложен новый вариант проекта — комплекс с фасадом на Москву-реку в виде симметричных со оружений, связанных между собой системой галерей и переходов. На переднем плане композиции размес тилось здание Президиума с большим купольным залом заседаний и кабинетами академиков, а в глубине — 12-этажный прямоугольник институтов и два музея: истории Земли и истории живой природы. На заднем плане находилась библиотека на 15 миллионов книг.
Наиболее удачным оказался последний вариант глав ного здания АН СССР, где место купола заняла
40-этажная башня библиотеки, гармонично сочетав шаяся со всем сооружением. Этот вариант, представ ленный на посмертной выставке работ Алексея Вик торовича, не был осуществлен.
Еще одно примечательное сооружение тех лет — здание на площади Дзержинского. Отчетливость про порций и несколько суровое великолепие деталей ор ганично сочетаются со всем ансамблем застройки.
Совсем иной |
характер носит |
проект Ташкентского |
театра — одной |
из самых живописных работ зодчего. |
|
Строительство |
его начато в |
1940 году, а открылся |
театр в день 30-летия Великой Октябрьской социалис тической революции. Ему было присвоено имя осно воположника узбекской литературы Алишера Навои.
4 Алексей Викторович Щусев |
49 |
Щусев считал, что архитектор, проектирующий для национальной республики, обязан использовать богат ство национального наследия в области искусства, при менять местные строительные материалы, учитывать климатические условия и бытовые традиции.
Вот что пишет Алексей Викторович о своей работе над проектом театра: «Для того, чтобы при жарком климате Узбекистана избежать удушливой атмосферы внутри здания, я создал вокруг него тенистый портик, ассоциирующийся с восточными лоджиями-айванами, под сенью которых население среднеазиатских горо дов отдыхает в жаркие дни. Приступая к проектиро ванию, я предварительно проделал кропотливую науч но-архитектурную работу, изучая мотивы раститель ных орнаментов Узбекистана. Местный желтый кирпич будет обрамлен бело-розовым газганским мрамором со сложной орнаментикой восточного характера, органи чески сплетающейся с мотивами советской эмблема тики. В отделке интерьеров театра хорошо использо ваны декоративные узоры узбекского народа»28.
Ташкент. Узбекский государственный академический театр оперы и балета имени Алишера Навои.
50
Ташкентский театр — великолепный образец претво рения в жизнь этих художественных принципов. Ве личественный трехарочный портал сложен из местного кирпича с цоколем из желто-розового газганского мра мора. Боковые фасады театра обрамлены аркадами галерей, отделанными многоцветной мозаикой. Внут ренние фойе и залы роскошно орнаментированы резь бой по ганчу (алебастру) и мрамору.
Центральный зал на втором этаже украшен мону
ментальной |
живописью на темы |
поэм Навои «Фархад |
и Ширин», |
«Вал Искандера», |
«Лейли й Меджнун», |
«Семь планет». Автор этой росписи узбекский худож ник Чингис Ахмаров.
Шесть боковых фойе носят название шести областей Узбекской ССР: Ташкентской, Самаркандской, Бухар ской, Хивинской, Термезской и Ферганской, и отделка этих фойе состоит из традиционной в этих областях резьбы. Интересно, что в интерьерах орнаментация ни где не повторяется, настолько она богата.
Зрительный зал, рассчитанный на 1440 мест, тор жествен и наряден. У него необычный плафон — ку пол, изображающий узбекскую тюбетейку, из центра которой свисает в виде сталактитов сверкающая люс тра. Занавес покрыт драгоценными вышивками, выпол
ненными |
узбекскими златошвейками. Двери в фойе и |
в зале |
покрыты богатой резьбой. Все сооружение — |
результат совместной творческой работы Щусева с на родными умельцами Узбекистана. Здесь работали из
вестные в |
республике |
мастера — резчики |
по гипсу |
Таіппулат |
Асланкулов, |
Кули Джамилов и |
другие. |
За труд, вложенный в строительство Ташкентского театра, Алексей Викторович в 1948 году удостоен Го сударственной премии СССР первой степени.
Алексей Викторович Щусев был действительно на родным зодчим. Создаваемые им проекты выражали
4* |
51 |
художественные стремления широких народных масс. Ярким примером этому может служить и проект стан ции Московского метрополитена «Комсомольская-коль- цевая», к работе над которым Щусев приступил в на чале 1945 года.
Подземный зал станции «Комсомольская-кольцевая» называется «Зал победы». Уже в самом названии оп ределена тема работы архитектора — тема торжества советских людей, одержавших всемирно-историческую победу над фашизмом. Высокоидейны и художественны интерьеры подземных залов. Выполненные из смальты художником П. Л. Кориным мозаичные панно изо бражают сцены исторических битв русского народа против иноземных полчищ. Среди них — взятие рейх стага и парад Победы на Красной площади. Золотой фон панно придает залу пышность, усиленную рядом богатых люстр. Стены и колонны внутренних перехо дов облицованы мрамором и орнаментированной кера
мической плиткой.
Москва. Метрополитен имени В. И. Ленина.
Станция «Комсомольская-кольцевая».
52
Станция «Комсомольская-кольцевая» — это связую щее звено между тремя вокзалами. Благодаря общ ности своих форм с архитектурой Казанского вокзала, она прекрасно вписывается в ансамбль Комсомольской площади.
Проект «Комсомольской-кольцевой» воплотился в
жизнь после смерти автора, который в четвертый раз
был удостоен Государственный премии СССР, теперо уже посмертно.
7 сентября 1947 года советский народ праздновал
800-летие Москвы. В связи с этим событием Алексей Викторович Щусев, внесший огромный вклад в раз витие новой Москвы, был награжден орденом Ленина.
Осенью следующего года общественность Москвы отмечала 75-летний юбилей зодчего. На торжествен ном собрании в Союзе архитекторов СССР убедитель
но прозвучали слова одного из выступавших о том, что имя Алексея Викторовича Щусева золотыми буквами вписано в историю русской архитектуры. Это подтвер дила огромная выставка работ Алексея Викторовича,
которая затем экспонировалась в Ленинграде, Киеве, Одессе и в Кишиневе.
Выставка наглядно показала, какое большое зна чение придавал советский зодчий синтезу архитекту ры, скульптуры и монументальной живописи. В своей статье «Архитектура и живопись» Щусев писал: «Ар хитектурная мысль, возглавляя оформление строитель ства в городах и на периферии, в настоящее время выдвигает целесообразный принцип синтеза пластичес ких искусств, то есть сотрудничество архитектуры, жи вописи и скульптуры при сооружении памятников эпо хи социализма.
...Архитектура без живописи и скульптуры не может полностью характеризовать современное строительство.
...Эпоха, которая сейчас кует новые архитектурные ценности, требует, чтобы в строительство включились
53