Файл: Иванцов, О. М. Железобетонные резервуары для сжиженного природного газа в США научно-технический обзор.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ЦЕНТР НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ВСЕСОЮЗНОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ •
Научно-технический обзор
Серия: ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ТРУБОПРОВОДОВ И ГАЗОНЕФТЕПРОМЫСЛОВЫХ
СООРУЖЕНИЙ
ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ РЕЗЕРВУАРЫ ДЛЯ СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА
ВСША
О.М. Иванцрв, Е.в. Чепига
МОСКВА 1974
УДК 622.691.234-404:691.328(73)
В обзоре представлены результаты опытно-конструк торских и исследовательских работ, проведенных амери канскими фирмами в области строительства железобетонных резервуаров для сжиженного природного газа. Рассмотрены свойства бетона, арматуры и теплоизоляции в условиях сверхнизких температур (-200°С). Приведены сведения о железобетонных резервуарах, построенных в С М с уче
том последних достижений в области резервуаростроения.
©Центр научно-технической информации Всесоюзного научноисследовательского института по строительству магист ральных трубопроводов (ЦНТИ ВНИИСТа), 1974
ВВЕДЕНИЕ
Рост добычи и использования природного газа привел: к необходимости строительства хранилищ больших объемов вблизи промышленных районов для удовлетворения спроса на газ в пери од пиковых нагрузок. Экономически целесообразным является соз дание подземных хранилищ, например, в истощенных нефтяных и газовых пластах или в соляных формациях, однако геологические условия многих районов, испытывающих острую потребность в боль шом количестве газа, не подходят для этой цели. Поэтому возник ла необходимость в изыскании дополнительных способов хранения, которые могли бы обеспечить требуемые резервы емкостей.
Хранение газа в жидком виде является наиболее экономич ным по сравнению с другими способами хранения (например, в газгольдерах под давлением),и для этого способа в США. были раз работаны и утверждены соответствующие процессы и оборудование.
Сжиженный природный газ (СПГ) в США приобретает все боль шее значение для удовлетворения потребности промышленных и бы товых потребителей газа. Он характеризуется всеми преимущест вами, свойственными нефтепродуктам: возможностью маневренно го и гибкого снабжения им, транспортабельностью и экономично стью хранения. В США СПГ в основном используют для обеспече ния устойчивого газоснабжения, однако уже сейчас промышленные компании ведут работы по его использованию и для других целей, в качестве самостоятельного продукта.
Многие считают, что возможность применения СПГ в качест ве горючего весьма перспективна, поскольку его стоимость в некоторых районах значительно ниже стоимости сжиженных нефтя ных газов и других видов топлива. Кроме того, содержание вред-, ных компонентов в продуктах сгорания СПГ в 5-6 раз ниже, чем в продуктах бензина.
Испытания шестицилиндрового автомобиля типа "Додж", про веденные компанией "Сан Диего гэс энд электрик", пока зали, что предварительный нагрев газообразного метана, исполь зуемого в двигателях с переменной степенью сжатия, позволяет на ЪЩ> увеличить полезную степень сжатия по сравнению с бензи ном. Дизельные двигатели также увеличивают свою мощность при
3
переводе их на метан. СПГ может применяться и как горю чее для высокоскоростных трансконтинентальных поездов. На фло те газовые турбины могут быть использованы не только на метановозах, но и на судах, рейсы которых проходят недалеко от пор тов, где производится погрузка СПГ.
Существуют реальные возможности использования СПГ в ка честве горючего для сверхзвуковых самолетов,' к 1990 г. на эти дели будет расходоваться 6% добываемого природного газа. Ис следовательский центр Льюиса разрабатывает конструкцию самоле та, двигатель которого будет работать на метане. СПГ к храни лищам аэродромов можно подавать не только танкерами-метаново- зами и железнодорожными цистернами, но и по трубопроводам.
СПГ отвечает большинству требований, предъявляемых к го рючему для современных самолетов, и в то же время он дешевле реактивного топлива. При работе самолетов на СПГ приведенные затраты на 30% ниже, чем при использовании обычного топлива.
Проводились исследования по применению СПГ и в качестве ракетного топлива для ступени ускорителя, на которую расходу ется 90% топлива. Установлено, что смесь метана и сжиженного кислорода дает более высокое импульсное ускорение, чем смесь жидкий кислород - керосин.
Существенному расширению рынка сбыта СПГ способствует ис пользование его в качестве вспомогательного топлива. На каж дом промышленном предприятии возможно сооружение резервуара для сжиженного метана в целях использования последнего в слу чае перерыва в газоснабжении. При такой системе отпадает не обходимость перевода энергетического хозяйства на другие виды топлива, что особенно важно для предприятий,на которых техно логические процессы требуют поддержания постоянного уровня температуры, а переход на другой вид топлива приводит к ухуд шению качества продукции.
По сведениям американской печати, использование СПГ неза висимо от области применения обеспечит высокие экономические показатели.
4
ОПЫТ СТРОИТЕЛЬСТВА
ИТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЕЗЕРВУАРОСТРОЕНИЯ
Вбольшинстве случаев определяющим элементом стоимости (50-80%) комплекса по сжижению природного газа является хра нилище СНГ. Сжиженный газ хранится в криогенных подземных ре зервуарах, в частности, в бетонных, льдогрунтовых или в назем ных металлических. Опыт показал, что в США льдогрунтовые ре зервуары не всегда оправдывали себя из-за трудностей, связан ных с термической изоляцией, однако в Англии при эксплуатации таких резервуаров эти трудности были преодолены.
Металлические наземные резервуары нашли довольно широкое
применение в качестве хранилищ малых и средних объемов ( до 40000 м3), но с возрастанием единичного объема их конкуренто способность по сравнению с железобетонными снижается.
Стальные резервуары для хранения СПГ представляют собой сосуды цилиндрической формы с наружным корпусом из мягкой ста ли и внутренним резервуаром из алюминия или стали, простран ство между которыми заполнено эффективной теплоизоляцией.Сто имость таких резервуаров емкостью 6000-12000 м3 составляет 60-75 долл, за I м3 полезного объема. Применение 9%-ной нике левой стали для внутреннего сосуда позволило снизить стоимость резервуаров до 40-50 долл.м3, одновременно с этим некоторые фирмы начали разработку и исследование резервуаров из предва рительно-напряженного железобетона.
Компания "Прилоуд" построила в штате Индиана наземный ре зервуар из предварительно-напряженного железобетона с двойны ми стенками. Резервуар может быть и заглубленным в грунт, ко торый в этом случае выполняет функции дополнительной теплоизо ляции, что снижает скорость испарения жидкости в резервуаре
иделает весь комплекс более экономичным.
В1962 г. компания "Прилоуд" подробно изучила для Амери
канской газовой ассоциации стоимость хранения СПГ в железобе тонных резервуарах. Анализ капиталовложений и эксплуатапионных расходов для установок СПГ показал, что экономия, получен ная при эксплуатации железобетонных резервуаров, должна суще ственно сократить общую стоимость сжиженного газа.
С начала выполнения программы по созданию установок сжи- 5
нения и до 1973 г. в Северной Америке преимущественно амери канскими фирмами было построено около 40 заводов СПГ. Наибо лее крупные резервуары для этих заводов были выполнены с внут ренним сосудом из предварительно-напряженного железобетона, в частности,два резервуара по 92,5 тыс.м3 были изготовлены в
Филадельфии. В настоящее время наблюдается тенденция дальней шего увеличения объема отдельных резервуаров в особенности; для установок, предназначенных для компенсации сезонных, пико вых, неравномерностей газопотребления. Ведется разработка ре зервуаров емкостью 200 тыс.м3, анализируется возможность соз дания резервуаров емкостью 400 тыс.м3.
Наряду с крупными заводами построен ряд вспомогательных установок, называемых сателлитными. В них осуществляется толь ко хранение СПГ и регазификация его в период максимального спроса (в течение нескольких недель). Сжиженный газ к таким установкам доставляют обычно в автоцистернах. Мощность сателлитных установок составляет около 30% мощности заводов СПГ. Объем отдельно стоящих резервуаров для них обычно невелик, (до 10 тыс.м3), однако в Таунтоне и Салеме построены резервуа
ры емкостью по 46 тыс.м3, а в |
Провиденсе - 55 тыс.м3. |
|
Общий |
объем резервуарного |
парка СПГ в США по сравнению |
с 1965 г. |
вырос' -в 25 раз и к 1973 г. составил 2200 тыс.м3. |
|
На диаграмме (рис.1) показана |
динамика роста мощностей резер |
|
вуарных парков, введенных в эксплуатацию с 1965 по 1973 г. |
||
При создании железобетонных хранилищ американские фирмы |
||
ставили перед собой следующие |
задачи: |
1)получение данных о свойствах материалов при низких температурах, необходимых для расчетов и конструирования ре зервуаров;
2)разработку оптимальной конструкции резервуара из пред варительно-напряженного железобетона;
3)строительство и эксплуатацию опытных резервуаров малого
исреднего объемов для проверки конструктивных решений узлов
идеталей.
6
БЕТОН ПРИ НИЗКИХ ТЕМПЕРАТУРАХ
Бетон - основной конструкционный материал новых резер - Буеров; воздействие низкой температуры на его свойства изуче но не было, поэтому Ассоциацией по изучению портландцемента была начата широкая программа экспериментальных работ. Были
Рис.1. Диаграмма роста мощностей резервуарных парков для СПГ, ежегодно вводимых в эксплуатацию в США
всесторонне исследованы три различных по составу бетона на ос нове портландцемента, песка и гравия. В состав бетона входил вспенивающий компонент, обеспечивающий пористость 5-8%. Образ цы изготавливали с вибрированием и выдерживали в течение 28 сут. Часть образцов имела естественную влажность, другую часть высушивали до относительной влажности 50% и третью вы держивали в печи до постоянного веса при температуре Ю5°С.
7
Перед кспитаниями на образцы наносили полимерную пленку для предотвращения абсорбции влаги из атмосферы.
Результаты исследований прочности на сжатие бетонов раз личных составов приведены на рис.2.Несмотря на некоторый раз брос точек, характер кривых одинаков. В интервале температур
Р.: -.2. Влияние температуры на прочность присжатии бетона естественной влажности:
1-тяжолиИ бетон; 2-легккй бетон; 3-тощий бетон
от 20 до О•'С прочность бетона не изменяется, а при дальнейшем понижении температуры начинает даже возрастать, достигая мак симальных значений при температуре -65°С, а затем несколько уменьшаясь при -140°С.
Ори испытании бетонов на растяжение наблюдалось довольно резкое увеличение прочности по сравнению с плавной кривой ро ста сжатого бетона в интервале температур от 20 до -20°С (рис.З). Максимальные величины прочности на растяжение были достигнуты при несколько более высокой температуре, чем при сжатии, '.е. при -чО°С.
Из Tj.aynr.oa видно, что бетоны различию: составов при ох- "икдськь ведут себя по-разному. Тяжелые бетоны естественной влажности увеличивают свою прочность на сжатие в 2,t> раза (с 350 кгс/cir при комнатной температуре до 900 кгс/см2 при температуре -65°С), в то время как для легких бетонов упрочне ние значительно меньше. Аналогичная картина наблюдается и при испытании на растяжение.
8
Прочность на сжатие бетонных образцов, высушенных в печи при температуре Ю5°С до постоянного веса, увеличилась при
мерно на 20% при снижении, температуры бетона с 40 |
до -65°С |
(рис.4,5). |
|
к
б,*??/?"1
750-
А '" '
500
А—'""
250
1
-4**- |
|
|
— 4" |
V |
\ |
— д- |
— • W |
|
|
А |
X V |
|
|
Ч — ~а |
~~~к
—j ~ —
-w |
-2 8 ' о" +аи ъ, Ч |
Рис.З. Влияние температуры на прочность при растяжении бетона естественной влажности:
1-тякелый бетой; 2-легкии бетон; 3-тощий бетон
Рис.4. Влияние увлажнения па прочность бетона при сжатии - при низких отрицательных температурах:
I - бетон естественной влажности;"2 - бетон с oO/iy-ной влаж ностью; 3 - бетон,высушенный до постоянного веса