Файл: Каныгин, Ю. М. Научно-производственный цикл (вопросы теории и организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНАДЕМИЯ НАУН СССР «СИБИРСНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Ю.М.НАНЫГИН н

1АУЧНО-

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ

цикл

(вопросы теории и организации)

Под редакцией П.А.Д А Ш ЛОВ

ИЗДАТЕЛЬСТВО 'НАУНА'чСИБИРСНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ НОВОСИБИРСК-1971

y

.•¿*«

'о '. Г.

\

s L

 

i P 0 -0

î ?i-b

 

ОТ РЕДАНТОРА

Современная научно-техническая революция, будучи могучим средством повышения эффективности производства,

его интенсификации, не только несет великие

блага,со­

циалистическому обществу; но и выдвигает свои,

порой

нелегкие, и, как правило, неотложные проблемы. К ним,в первую очередь, отнооитоя ускорение реализации дооти - жений науки в практике.

В Директивах ХХ1У съезда КПСС по лятилетнеиу пла­ ну развития народного хозяйства СССР на 1971-1975 годы большое внимание отводится научно-техническому прогрес­ су , ускорению роота фундаментальных и прикладных наук, а также внедрению их достижений в производство.

Опыт подсказывает, что проблемы роота науки,внед­ рения открытий в производство, организации и стимулиро­

вания технического прогресса на

предприятиях,

подготов­

ки научных кадров не

стоят и не

могут стоять

отдельно,

изолированно друг

от

друга. Нельзя рассчитывать

на

серьезный успех,

решая каждую из них в отдельности.

 

Здесь важен комплексный подход, ориентированный на прин­ ципиальную целостность и сложность системы "наука - про­ изводство". Узкий, упрощенческий подход к внедрению о т -

5


крытий несовместим о нынешними масштабами и тейпами на­ учно-технического прогреоов.В предлагаемой читателю ра­ боте Ю.К. Каныгина как раз и оодержится попытка преодо­

леть этот узкий подход.

Наука взаимодвйотвуех о производством не автомати­ чески . Требуется сложная и кропотливая работа по совер­ шенствованию организации и управления как наукой, так и производством в новых условиях, когда знания оталовят** оя важнейшим экономическим ресуроом. Эта работа направ­ лена на укрепление овязи иооледовавий с производством, на организацию своеобразного конвейера, по которому не­

прерывным потоком двигались бы научно-технические

идеи

-

от их зарождения в сфере фундаментальных наук до

ис­

пользования в массовом производстве.

 

 

Реализация открытий в практике - процесс чрезвычай­

но

сложный, многоступенчатый. И дело тут не только

в

"консерватизме" или слабости материальных отимулов. Не­ мало острых экономических, организационных, технических, поихологичеоких проблем возникает в ходе использования открытий. Найти их правильное решение - задача нелегкая. Ее уопешное осуществление возможно только при условии

учета объективных тенденций, рожденных современной на­ учнотехнической революцией, познания новых закономер­ ностей развития как науки, так и материального произ - водотва. Одна из самых важных и глубоких ореди этих за­ кономерностей - рождение научно-производственного цикла.

Изучить его во всех деталях и найти эффективные

формы

его организации - значит сделать существенный шаг

в

ооздании предпосылок радикального ускорения техническо­ го прогресса.

4

Работа Ю.М. Каныгина нооит постановочный характер. Главной овоей задачей автор считает теоретически поста­ вить проблему научно-производственного цикла, определить

структуру

и наметить пути улучшения его организации. И,

очевидно,

было бы неправильно требовать от автора

не­

большой работы исчерпывающего решения одной из

самых

сложных, актуальных и малоразработанвых проблем совре­ менного научно-технического прогресса.

Еоть уверенность, что работу Ю.М. Каныгина с инте­ ресом прочтут экономисты, занимающиеся проблемами науч­ но-технического прогресса, организаторы науки и произ -

водотва.

П. А. Д е н и л о в ц е в


НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПРОИЗВОДСТВЕ. ВОЗНИННОВЕНИЕ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЦИНЛА

Характерная особенность современного этапа разви­ тия производства состоит в перестройке его технической, технологической и организационной ооновы путем система­ тического использования результатов научных исследований.

 

Нынешняя научно-техничеокая революция ведет не толь­

ко

к ускорению смены социальной "оболочки" производст­

в а ,

но и вносит существенные изменения в характер произ­

водственного процесса. Важнейшим из них следует считать возникновение научно-производственного цикла.

Научно-производственный цикл - это народнохозяйст­ венный кругооборот новых знаний, охватывающий фундамен­ тальные исследования, прикладные разработки и материаль­ ное производство. Возникновение научно-производственного

цикла отражает интеграционные процессы, появившиеся

в

сфере науки и производства в первой четверти XX в . ,

и

оообенно

усилившиеся после второй мировой войны. Остано­

вимся на

этих новых тенденциях.

 

6

В о - п е р в ы х в последние десятилетия скачко­ образно растут научные разработки прикладного характера, направленные непооредственно на решение производственных задач. Еще на рубеже XIX и XX вв. прикладные разработки носили зачаточный характер, а исследовательской работы в промышленности по существу не было. Сейчас прикладные

исследования и разработки поглощают в СССР свыше

50$

всех ассигнований на науку,

в США - около 88$, в

Англии

- примерно 87, Франции - 83,

Италии - 81$ и т .д .12

Бурный рост прикладного звена - характерная

черта

современной исторической стадии развития науки.

В виде

прикладных исследований, ориентированных "на проект",на­ ука сомкнулась с хозяйственным опытом, превратилась в своеобразную предварительную стадию производства. Отсю­ да и неуклонный рост доли затрат на выработку, приобре­ тение и применение новых знаний в издержках предприятий и их объединений. Например, затраты американских корпо­

раций на научно-исследовательские работы

в

1967 г . пре­

высили уровень 1940

г . в 145

р аз,

а

их доля

в валовом на­

циональном продукте

выросла

о 0 ,3

до

3,7

$.

Ассигнования

многих корпораций в так называемых новаторских отраслях превышают 50^ всех их капиталовложений^.

1

"Экономическое

положение

капиталистических

и

развивающихся стран. Обзор за 1969

и начало 1970

г ." И .,

1970,

стр.

20.

 

 

 

 

 

2

"экономическое

положение

капиталистических

и

развивающихся стран. Обзор за 1967

и начало 1968

г ." м .,

1968,

стр.

28.

 

 

 

 

 

7


Такой £в процеоо происходи® и и нашей охране.

На­

пример, только за 5 лет (1964-1968) удельный вес расхо­

дов промышленности в общих затратах на науку возрос

с

29 до 40,1#, а их абсолютный объем увеличился

за

тот

хе период в 2 раза^.

 

 

В о - в т о р ы х , растет "наукоемкооть"

производ­

ственных капиталовложений, в результате чего капиталь -

вые вложения вое больше становятся "передаточным

зве­

ном" между наукой и производством, превращаются в средст­ во материализации и распространения в хозяйстве новых знаний.Так,в 1940 г . соотношение затрат на науку в нашей стране к капиталовложениям в СССР составила 1:17;в 1950 г . -

1:10; в 1960 г.

- 1:9;

в 1965 г. - 1:8; в 1968 г. - 1: 743.

В - т р е

т ь и х ,

происходят глубокие структурные’

изменения в рабочей силе. Увеличивается доля работников квалифицированного труда и сокращается удельный вео ра­ ботников неквалифицированного труда. Особенно быотро ра­ стет в промышленности контингент работников исследова -

тедьского профиля.

В США около 40$ общей численности спе-

3 Подсчитано

автором на основе данных: "Народное

хозяйство СССР в 1968 году". М., "Статиотика", 1969,отр.

776; "Научно-техничеокий прогресс и хозяйственная

ре -

форма".

М., "Наука", 1969, стр.

135.

 

4

Исчислено как отношение

затрат на науку ко

воем

капиталовложениям (включая вложения колхозов) по данным:

"Народное хозяйство СССР". Стат. сборник . М., Госстат-

издат, 1956, стр .158-159;

"Народное

хозяйство

СССР в

1967 г ." М .."Статистика",

1968,

стр .613,888;

"Народное

хозяйство СССР в 1968 г . " ,

стр.

519,

777.

 

8


циалиотов с высшим образованием, работающих в частном векторе хозяйства, заняты научными последованиями. В авиастроении этот процент составляет 65,2, в производ­ стве средств связи - 67,6, в производстве вооружений - 6 0 ,8 ^ . Уровень насыщенности специалистами исследователь­ ского профиля стал важным качественным параметром функ­ ционирования отраслей и предприятий. Расширилось само по­ нятие совокупного рабочего, в рамки которого попадают исследователи и разработчики.

В - ч е т в е р т ы х , быстро раотут в промышленно­ сти так называемые "интеллектуальные элементы" - центры по сбору и переработке информации, исследовательские ла­ боратории, конструкторские бюро, опытные участки и т .д .

Складывается (а во многих прогрессивных отраслях ухе слохилаоь) в сущности новая структура промышленного предцриятия, важнейшим элементом которой выступает мощный науч­ но-промышленный комплеко. Экономическая сила предприятия иди объединения, его мощность и успехи оцределяютоя за­ частую не столько величиной производственных площадей, численностью производственного оборудования или рабочих, сколько развитостью интеллектуальных элементов его струк­ туры и численностью ученых и инженеров-исследователей.

В - п я т ы х , идет процесс образования научно-иссле­ довательских парков - новой формы организации научной,эк­ спериментальной и производственной базы. В нашей стране и некоторых наиболее крупных капиталистических отранах рож­ даются мощные сочленения учреждений фундаментальной,при­ кладной науки и промышленных предприятий. В основе такого

рода парков

заложена идея территориального

соединения на-5

5

"Зюэномическое положение капиталистических и разв

вающихся стран. Обзор за 1969 и начало 1970

г.", стр. 22.

9