Файл: Соломкин, А. П. Техническое обслуживание машинно-тракторного парка из опыта совхоза Октябрь Целиноградской области.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.11.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

мости учетчик бригады заносит расход дизтоплива в план-график проведения технического обслуживания за каждый день по каждой машине с нарастающим итогом, а также заносит расход топлива в учетные листы трак­ тористов-машинистов (сельхозучет, форма № 34). План-

график проведения

технических обслуживаний

ведется

в каждой бригаде и

на диспетчерском пункте.

Рядом с

планом-графиком находится таблица периодичности технического обслуживания по всем тракторам.

При достижении определенного для каждого тракто­ ра или комбайна расхода топлива, соответствующего определенному техническому обслуживанию, учетчик обводит цифру расхода топлива прямоугольником: для технического обслуживания № 1—красным, № 2—-си­ ним, № 3 — зеленым цветом. Под цифрой, обведенной

Форма № 34

План-график проведения технических обслуживаний за тракторами и комбайнами

Марка тракто­

ра

ДТ-75

-гвен мер о о

« £

П« ЙІ

25

5 а>

н

и о S

Расход ва от п

него ре кг

7880

Расход топлива с нарастающим итогом, кг

 

 

 

дни месяца

 

 

1

2

3

4

 

31

8020

8150

8470

8530

8880

9050

 

 

9100

 

 

9750

 

 

№ 1

 

 

,\2 1

¡

1

19



прямоугольником, проставляется расход топлива и но­ мер последующего технического обслуживания.

План-график ежедневно просматривают бригадир и мастер-наладчик, которые планируют очередность про­ ведения технического обслуживания по номерам и мар­ кам тракторов, а также определяют место их выполне­ ния. При выполнении технического обслуживания ма­ стер-наладчик сообщает учетчику дату выполнения, а тот отмечает на графике факт проведения технического обслуживания путем закрашивания прямоугольника. После проведения очередного технического обслужива­ ния мастер-наладчик заносит отметку в журнал учета, а факт проведения фиксируется подписями мастера-налад­ чика, механизатора и бригадира. Ежедневно учетчик сообщает диспетчеру расход топлива и количество вы­ полняемых технических обслуживаний по каждому трак­ тору, а диспетчер заполняет подобный план-график на диспетчерском пункте. На основании плана-графика дис­ петчер сообщает заведующему пунктом о необходимо­ сти проведения технического обслуживания с указани­ ем номера и марки трактора, а также место его нахожде­ ния.

После проведения технического обслуживания заве­ дующий стационарным пунктом заносит в журнал учета номер технического обслуживания, где также ведется учет расхода топлива от времени последнего ремонта, фамилию тракториста и исполнителя. Затем заведующий пунктом сообщает диспетчеру о выполнении техническо­ го обслуживания по трактору, а диспетчер отмечает вы­ полнение на плане-графике и на доске показателей факт проведенных технических обслуживаний.

Примерные данные о фактической загрузке старших мастеров-наладчиков по периодам полевых работ приве­ дены в таблице 2.

20

Таблица 2

Соотношение объемов работ, выполняемых старшим мастером-наладчиком по периодам и видам работ, %

 

 

Периоды работ

 

Виды работ

посев­ обра­ уборка

зимний

 

 

ная

ботка

зерно­

 

 

пара

вых

 

Проведение технического обслужива­

 

 

 

 

ния № 1, 2, 3

61,2

40,7

25,8

52,0

Переезды для выполнения техуходов

19,5

6,4

16,1

6,O'

№ 2 с помощью агрегата АТУ-А

Устранение неисправностей или про­

5,5

21,9

45,8

38,0

ведение технического обслуживания

Обслуживание АТУ-А и стационарно­

2,0

9,6

3,4

 

го пункта

4,0

Организационные вопросы

8,9

12,4

8,9

Прочие работы

2,9

9,00

 

100,0

100,0

100,0

100,0

* Техобслуживание № 1 в зимний

период

проводилось

только

на стационарном пункте.

** Объем работ по устранению неисправностей во время проведе­ ния техобслуживания № 3.

Из таблицы 2 следует, что при проведении техничес­ кого обслуживания, особенно № 3, возникает необхо­ димость в устранении технических неисправностей. В пе­ риод посевной при проведении техобслуживания № 1 затрачивается около 5,3% времени на устранение неис­ правностей.

Таким образом, на каждый человеко-час техническо­ го обслуживания № 1 приходится 0,1 человеко-часа для устранения неисправностей, технического обслуживания \Ь 2—0,12 человеко-часа, технического обслуживания

21


№ 3—0,34 человеко-часа. Это обстоятельство обязатель­ но учитывается при планировании трудоемкости техни­ ческого обслуживания.

Данные о среднедневной загрузке мастеров-наладчи­ ков бригад приведены в таблице 3:

 

 

Таблица 3

Соотношение объемов работ, проводимых мастером-наладчиком

бригады, %

 

 

 

Периоды работ

Виды работ

посевная

обработка пара

 

Техническое обслуживание № 1

33,0

31,0

Ежесменное техническое обслуживание

5,2

5,4

Устранение неисправностей

34,0

35,4

Обслуживание АТУ-А

2,2

2,2

Переезды

17,0

18,0

Постановка техники на хранение в бригадах

8,6

8,0

 

100,0

100,0

Таким образом, мастер-наладчик бригады полностью загружен проведением технических обслуживаний, рабо­ тами по постановке техники на хранение и устранению неисправностей. Вначале неупорядочено было планиро­ вание загрузки исполнителей при обслуживании комбай­ нов. Мы установили, .что на каждую тонну израсходован­ ного топлива комбайнами в среднем приходится 1,6 не­ исправности (без учёта сварочных работ). Трудоемкость одной неисправности равна 11,4 чел.-часа. В таблице 4 по­ казана потребность исполнителей для обслуживания комбайнов с учетом среднедневного расхода топлива.

В таблице 5 приведена зависимость между количест­ вом обслуживаемых комбайнов и средним временем меж-

22

 

 

 

 

 

 

Таблица 4

Потребность в

исполнителях

для обслуживания комбайнов

Показатели

Количество обслуживаемых комбайнов

10

15

20

25

30

 

 

 

Среднедневной

расход топлива, т

0,8

1,2

1.6

2,0

2.4

Трудоемкость

устранения пене-

14,4

22,0

29,0

36,7

44

правностси, чел.-часов

Трудоемкость обслуживания, чел.-

5,1

7,7

10,3

12,8

15,4

часов

мастерах-наладчи-

Потребность в

 

2

3

3

4

ках, слесарях и сварщиках

 

ду отказами,

а

также загрузка сварщика. Из данных

таблицы видно,

что сварщик практически не

может об­

служить более 30 комбайнов, находящихся в одной груп­ пе. Если комбайнов в группе будет более 15, то, очевид­ но, закреплять сварщика и за другой группой комбай­ нов также нецелесообразно, так как возрастут затраты времени па переезды и образуется очередь в ожидании обслуживания.

Таблица 5

Загрузка сварщиков в зависимости от числа обслуживаемых комбайнов СК-4 и СКД-5

 

Показатели

 

 

Количество комбайнов

 

 

 

10

15

20

25

30

 

 

 

Средний расход топлива, т

0,8

1,2

1,6

2,0

2.4

Отказов,

шт.

отказами,

6

9

11

14

17

Среднее

время между

102,0

68,0

51,0

40,0

34,0

МИН.

 

сварщика

Коэффициент загрузки

0,5

0.7

0,8

0,9

1.0

23


При совмещении работ сварщика и слесаря нельзя полностью загрузить обоих, создаются простои сварщи­ ка в ожидании транспорта для поездки к месту сварки или слесарь вынужден ожидать сварщика. В связи с этим па период уборки было решено разделить это зве­ но.

Обслуживание комбайнов организовано следующим образом. Утром мастер-наладчик часа за 3—4 до начала работы совместно с комбайнером проводит техническое обслуживание № 1 за двигателями комбайнов, требую­ щих обслуживания, проверяет регулировки муфты сцеп­ ления, вариатора коробки перемены передач, муфты мо­ лотилки, а также основные регулировки тех комбайнов, которые закреплены за малоопытными молодыми меха­ низаторами. і

Техобслуживание № 1 проводится при выработке комбайном примерно 150 га или расходе 650 кг горюче­

го. Слесарь и сварщик, которым придана автопередвиж­ ная мастерская, в это время занимаются устранением поломок у комбайнов, простаивающих на бригадном ста­ не. После выхода основной массы комбайнов в поле и завершения технического обслуживания мастер-палад- чик выезжает в поле и осуществляет дежурство у ком­ байнов, оказывая механизаторам необходимую помощь.

После завершения работ на бригадном стане слесарь и сварщик выезжают в поле. При этом в поле у группы работающих комбайнов остается сварщик со сварочным агрегатом, а слесарь с помощью автопередвижной ма­ стерской осуществляет доставку запасных частей и устра­ няет неисправности, требующие применения оборудова­ ния мастерской-

24

ОРГАНИЗАЦИЯ ХРАНЕНИЯ ТЕХНИКИ

Работники совхоза хорошо уяснили, что от хранения машин в большой мере зависит надежность их работы, долговечность.

Ila машинном дворе выделен участок, где спланиро­ ваны и выделены площадки для регулировки, сборки, хранения узлов и деталей машин, ожидающих сборки, площадки для временной стоянки собранных и отрегули­ рованных машин, подлежащих передаче производствен­ ным подразделениям.

На площадке для разгрузки и сборки новой техники установлена кран-балка. Для перегрузки, транспорти­ ровки и штабелевания грузов, разгруженных кран-бал­ кой, изготовлен подъемный кран на базе деталей стого­ метателя и списанного комбайна. I

Консервация внутренних полостей двигателей коро­ бок передач, ведущих мостов проводится с использова­ нием присадок АКОР-1 и КП-1. Для этого после завер­ шения операций диагностики технического состояния машин в указанные полости машин, не требующих ре­ монта или подлежащих ремонту в весенне-летний период, заливается присадка в количестве 3—5% от рабочего объема топлива или масла. Затем машине дают порабо­ тать в течение 10—15 минут и герметизируют. Чтобы обеспечить лучшее растворение присадки, ее предвари­ тельно разбавляют дизельным топливом или маслом в соотношении 1 : 1, а затем добавляют в емкость из рас­ чета 1,2—2 кг на каждые 20 кг топлива или масла, за­ полняющих данную емкость.

В качестве защитного покрытия для консервации на­ ружных неокрашенных поверхностей используется раст­ вор нефтебитума № 5 в бензине в соотношении 18—23 весовых частей битума, 78—73 весовых частей бензина и 4 весовых части олифы. Этот же раствор, но с добав­

25