Файл: Смагулов, Ш. С. Организация технического обслуживания машинно-тракторного парка в совхозе Марьевский Северо-Казахстанской области.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.11.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

КАЗАХСКОЙ ССР

УПРАВЛЕНИЕ ПРОПАГАНДЫ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ

ИНФОРМАЦИИ

\ «¿A

Ш. С. СМАГУЛОВ

ОРГАНИЗАЦИЯ

ТЕХНИЧЕСКОГО

ОБСЛУЖИВАНИЯ МАШИННОТРАКТОРНОГО

ПАРКА

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КАЗАХСКОЙ ССР

-Ѳ-

УПРАВЛЕНИЕ ПРОПАГАНДЫ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Ш. С. СМАГУЛОВ

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МАШИННОТРАКТОРНОГО ПАРКА В СОВХОЗЕ „МАРЬЕВСКИЙ“ СЕВЕРО­ КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИЗДАТЕЛЬСТВО «КАЙНАР

АЛМА-АТА 1974

Г»с, публичная

«ay.-к;’- 5'-г. \;огсі:а Со<-

Uú3EMf¡.nS~

ЧИТАЛЬНОГО ; л-

© ИЗДАТЕЛЬСТВО «КАЙНАР», 1974 г.

В настоящее время руководство многих совхозов осу­ ществляет оперативное управление машинно-тракторным парком лишь на основании своего опыта и инструкций, без использования оперативной информации о состоянии производства. Такое положение объясняется, с одной сто­ роны, отсутствием в требуемое время необходимой инфор­ мации, так как сбор и своевременная передача ее из под­ разделений хозяйства в центр не организованы. С другой стороны, даже при наличии такой информации руководи­ тель хозяйства и главные специалисты не в состоянии оперативно осмыслить все увеличивающиеся потоки ин­ формации и принять оптимальные решения в требуемые, весьма ограниченные промежутки времени. Поэтому ре­ шения, принимаемые руководством хозяйства по управ­ лению машинно-тракторным парком, далеко не оптималь­ ны, что приводит к снижению производительности агре­ гатов, уменьшению урожайности возделываемых культур, увеличению затрат труда и средств на производство про­ дукции растениеводства и животноводства.

Все это говорит о том, что в сельскохозяйственном производстве создалось несоответствие между современ­ ным уровнем механизации и существующими методами управления техникой. Поэтому одной из актуальных за­ дач механизации сельского хозяйства становится разра­ ботка новых методов и средств оперативного управле­ ния машинно-тракторным парком совхозов.

Хронометраж рабочего дня главных специалистов на­ шего совхоза показал, что он длится 12—16 часов. Поло­ вина этого времени уходит на поездки по полям и в раз­ ные организации. Почти ежедневно бывают случаи, ког­ да одно и то же поле посещают несколько главных спе­ циалистов. При поездках по участкам они практически мало влияют на ход событий или же решают такие воп­ росы, которые под силу работникам отделений, бригад. На работу оперативного характера (распределение ав­ тотранспорта, приобретение запасных частей, материа­ лов и т. д.) они ежедневно затрачивают более 4 часов.

На решение же вопросов перспективного развития хо­ зяйства или отрасли, то есть на выполнение своих основ­ ных функций — не более 1 часа, на чтение периодиче­ ской литературы — 0,5 часа, специальной — и того мень­ ше. Такое нерациональное использование рабочего вре­ мени главных 'специалистов обусловлено отсутствием в совхозе оперативной системы управления.

Одной из совершенных форм оперативного управле­ ния производственной деятельностью и особенно исполь­ зованием машин является диспетчерская связь, пред­ ставляющая собой систему централизованного оператив­ ного управления производством.

В 1972 г. совхоз с помощью Сибирского научно-иссле­ довательского института механизации и электрификации сельского хозяйства приобрел диспетчерскую установку ДУ-15 «Элита» и обеспечил этой установкой и радиостан­

циями РСВ-1 диспетчерскую связь со всеми бригадами, фермами и отдельными агрегатами, ремонтной мастер­ ской, гаражом и другими производственными объектами. Диспетчерская связь позволила координировать работу

всех производственных звеньев совхоза, организовать контроль за своевременным выполнением заказов бригад и ферм.

4


Рис. 1. У пульта управления диспетчерской установки ДУ-15 «Элита»

Особенно эффективно сказывается диспетчеризация на улучшении работы машинно-тракторного парка. Это обусловливается главным образом тем, что бесперебой­ ная работа машин ¡в значительной степени зависит от

слаженности работы многочисленных технических и хо­ зяйственных подразделений. А слаженность этих подраз­ делений хорошо организуется через диспетчерскую службу.

В нашем совхозе 3 отделения, 6 тракторно-полевод­

ческих бригад. Пашни — 24 530 га,

в том числе 500 га

орошаемой земли; имеем 4500 голов

крупного рогатого

скота, в том числе 1600 коров, 6000 свиней; машиннотракторный парк состоит из 12 тракторов К-700, 55 гу­ сеничных, 66 колесных тракторов, 86 зерновых комбай­ нов, 85 автомашин. Всего энергетических мощностей

5

26931 л."с. Есть ремонтная мастерская на 300 условных ремонтов, автогараж «а 25 автомашин, машинный двор, склады для запасных частей, типовая нефтебаза, стацио­ нарные пункты технического обслуживания в отделени­ ях. Тракторные бригады имеют по два жилых дома, сто­ ловую, красный уголок, электростанцию и стационар­ ный пункт технического обслуживания.

Эффективное использование машинно-тракторного парка зависит в основном от организации правильного технического обслуживания. На основе опыта передовых колхозов и совхозов, исследований научных учреждений Министерством сельского хозяйства СССР была реко­ мендована к широкому внедрению прогрессивная форма технического обслуживания машин специализированны­ ми звеньями мастеров-наладчиков. Такая организация технического обслуживания позволяет повысить выра­ ботку тракторов и комбайнов, уменьшить затраты на ре­ монт и технический уход, экономить нефтепродукты, сни­ зить себестоимость гектара условной пахоты на 12—20%.

Внедряемые в сельскохозяйственное производство в девятой пятилетке новые тракторы Т-150, К-701, МТЗ-80, высокопроизводительные комбайны «Нива», «Колос» и другие сложные машины более требовательны к качест­ ву обслуживания и ремонта, чистоте и сортаменту нефте­ продуктов, точности регулировок, ів связи с чем трудоем­ кость техуходов значительно возрастает. Повышаются требования к квалификации механизаторов. Это увели­ чивает время па проведение технических уходов и соот­ ветственно уменьшает основное время работы тракторис­ та. В результате трактористы-машинисты не в состоянии проводить регулярно и ів полном объеме технические ухо­ ды. Поэтому насущной необходимостью становится по­ всеместное внедрение технического обслуживания звень­ ями мастеров-наладчиков.

В нашем совхозе такая система технического обслужи­

6


вания применяется с 1963 г. Однако до 1968 г. мастераналадчики использовались неправильно. Нередко они вы­ полняли роль помощников бригадиров и занимались больше организационными вопросами в бригаде, плохо были обеспечены средствами технического обслужива­ ния.

За последние 4—5 лет мы в корне пересмотрели рабо­ ту мастеров-наладчиков. Назначили их из числа наибо­ лее квалифицированных механизаторов, прошедших спе­ циальную подготовку на курсах. Они стали выполнять самые ответственные операции технического ухода за ма­ шинами. Повышена их роль, созданы все условия для нормальной работы.

В каждой из 6 тракторно-полеводческих бригад по два мастера-наладчика, подобранных из опытных меха­ низаторов, за ними закреплены по 20—25 тракторов, по 10—15 комбайнов и 50—60 наименований сельскохозяй­ ственных машин. Каждая бригада имеет свой полевой стан и пункт технического обслуживания. В этом отно­ шении самой характерной бригадой является пятая. В этой бригаде двухквартирный дом механизаторов, столо­ вая на 20 человек, красный уголок, служебная комната с радиотелефоном РСВ-1, склад запасных частей и узлов, склад для хранения резины и отремонтированных агре­ гатов, мастерская пункта технического ухода, нефтеза­ правка, место стоянки рабочих тракторов, площадка (профилированная) для проведения техуходов и регули­ ровки сельскохозяйственных машин.

Мастерам-наладчикам приданы: автомашина АТУ-А, заправочный агрегат M3-3904, сварочный преобразова­ тель УДЗ-0,1, пневматическая сверлильная машина РС-8, козловый кран ОПТ-1135, электромеханический солидо­ лонагреватель 03-972, маслораздаточный насос-дозатор 03-1559, топливораздаточный агрегат 03-1552, моечная установка 5ВСМ-1500, компрессорная установка М-155-1.

7

Рабочий день мастеров-наладчиков начинается на час раньше, чем у остальных механизаторов. За это время они готовят оборудование и 'приспособления для прове­ дения технического ухода, контролируют проведение ежесменных технических уходов, проводят дозаправку тракторов. После этого проводят вдвоем плановый техни­ ческий уход одному из тракторов, один занимается регу­ лировочными работами, другой — оборудованием .поста. Смазку, замену масла проводит сам тракторист-маши­ нист. Если одному из тракторов подходит технический уход № 2, то его проводят вечером. Днем устраняют не­

исправности тракторов, -машин, а в свободное время, то есть когда все тракторы исправны и нет по графи­ ку техобслуживания, занимаются ремонтом сельхозма­ шин, приведением техники в порядок и постановкой ее на хранение. Каждый агрегат закреплен за механизатором, поэтому дело мастера-наладчика держать под контролем техническую готовность. При ¡проведении всех этих работ мастера-наладчики распределяются таким образом, что­ бы один ¡постоянно следил за тракторами, другой — за сельскохозяйственными машинами. Вечером опять участ­ вуют при пересмене и определяют -неисправности всех работавших тракторов и машин. Рабочий день кончает­ ся тем, что совместно с учетчиком -заполняют наряды, оформляют описание горюче-смазочных материалов, ус­ танавливают очередность -проведения технических уходов по графику и фактическому расходу топлива, контроль которого ¡ведется по наличию сданных жетонов.

Таким образом, -на продолжительность выполнения и качество технических уходов большое влияние оказы­ вает технологический ¡режим работы, принятый в специа­ лизированном звене. Особое значение при этом имеет по­ следовательность и четкое распределение работ между мастерами-наладчиками и трактористами-машинистами. Мастера-наладчики нашего совхоза в своей работе ру-ко-

8


водствуіотся типовой «Технологией технических уходов за тракторами», разработанной ГОСНИТИ. Так как в этой технологии отсутствует четкое распределение обя­ занностей между мастерами-наладчиками и тракторис­ том, а также не по всем маркам имеется строгая после­ довательность технологического процесса при выполне­ нии каждого вида периодических технических уходов, мы на основе «Альбома технологических карт технического ухода за тракторами и комбайнами», разработанного ка­ федрой эксплуатации машинно-тракторного парка Ка­ захского ордена Трудового Красного Знамени сельско­ хозяйственного института иод руководством профессора И. В. Сахарова, составили специальную технологическую карту последовательности работ и распределения обязан­ ностей между мастерами-наладчиками и трактористами, которые хорошо знают слабые места своей машины и об­ ращают на них внимание мастеров. Такая подготовитель­ ная работа дает полную возможность хорошо провести все операции технических уходов.

Технические уходы выполняются в соответствии с действующими нормами и технологией. Каждый тракто­ рист имеет набор заправочных жетонов. На жетоне ука­ заны хозяйственный номер трактора, порядковый номер бригады и количество горючего, которое можно получить по этому жетону. Общее количество топлива ів наборе жетонов соответствует норме, после использования кото­ рой должен быть проведен технический уход. Заправка тракторов в бригаде проводится мастерами-наладчика­ ми, а в поле — непосредственно автозаправщиками

M3-3905T.

Мастер-наладчик накапливает жетоны по каждому трактору. Когда тракторист при очередной заправке от­ дает последние жетоны, мастер-наладчик предупрежда­ ет его, когда он должен ¡провести очередной технический уход. -

9


В журнале мастера-наладчика ведется учет проведен­ ных технических уходов нарастающим итогом, количе­ ства израсходованных горюче-смазочных материалов, количества полевых неисправностей, выработки, когда получен трактор с машинного двора, то есть по этому журналу может быть охарактеризовано техническое со­ стояние любого трактора.

Акт на выполнение технического ухода составляется мастером-наладчиком, учетчиком, трактористом и утвер­ ждается главным инженером по эксплуатации машиннотракторного парка.

Внедряя специализацию технического обслуживания, мы столкнулись с таким вопросом: одного мастера-на­ ладчика иметь недостаточно, а двоим — загрузки мало. В то же время ВИМ, ГОСНИТИ рекомендуют иметь в каждой бригаде сварщика и хотя бы два-три звена uà совхоз слесарей полевой технической помощи, так назы­ ваемых «аварийщиков». Но для этого нужны дополни­ тельные кадры, затраты, а самое главное — они не члены бригады, не находятся в ней постоянно, и поэтому мате­ риально не заинтересованы в итогах своего труда. Боль­ шую часть времени они проводят в разъездах из бригады в бригаду. Но есть ли вообще нужда в «аварийщиках»? На наш взгляд, нет. Во-первых, появление отдельных не­ исправностей в тракторах и комбайнах носит случайный характер и является в основном переменной функцией деятельности наладчиков. Во-вторых, само понятие «не­ исправность» относительно: работа эта может быть на пять минут, а может — на целый день. К тому же, если учитывать продолжительность эксплуатации, особенности конструкции агрегатов, то есть подходить к состоянию машины индивидуально, то понадобится проводить свое­ временно в основном контрольные работы, а многие тру­ доемкие (регулировочные и ремонтные операции) произ­ водить только в случае необходимости. А контрольные

10

работы по техническому состоянию тракторов можно про­ водить непосредственно в бригадах с помощью пере­ движных диагностических установок типа КИ-4270. При­ менение диагностики уменьшит трудоемкость техуходов, предупредит внезапные поломки. Кроме того, с каждым годом за счет качества и лучшей технологии срок служ­ бы новых тракторов, комбайнов и отдельных узлов и аг­ регатов увеличивается.

И еще. Почему мы должны делать ставку «а аварий­ ные поломки и поощрять их содержанием отдельных аварийных бригад? Понятно, пойти на это мы не могли.

Применение системы технического обслуживания мастерами-наладчиками — это основа устранения аварий­ ных поломок и увеличения срока службы машин. В пер­ спективе каждое хозяйство должно иметь одну бригаду передвижной диагностической лаборатории типа КИ-4270, а до какого же предела мы можем увеличивать обслугу?

Наконец, с каждым годом улучшается техническая, инженерная служба на селе, повышается не только об­ щеобразовательный уровень механизаторов, но и их классность.

Далее, несмотря на механизированную заправку тракторов-комбайнов бензозаправщиками, вести учет рас­ хода горюче-смазочных материалов очень трудно, так как шофер-заправщик не может две смены постоянно находиться возле трактора. А в бригаде бывают случаи, когда надо произвести дозаправку тракторов, заменить масло и т. д. Поэтому бригады снабжались дополнитель­ ными емкостями, и заправкой занимался кто попало, списывал горючее учетчик. Это явилось основной причи­ ной невыполнения приказа Министерства сельского хо­ зяйства о выплате премий за экономию ГСМ и удержа­ ние за перерасход.

Все это создало необходимость перехода на совме­ щенную работу мастеров-наладчиков. В обязанность

п