Файл: Смагулов, Ш. С. Организация технического обслуживания машинно-тракторного парка в совхозе Марьевский Северо-Казахстанской области.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
КАЗАХСКОЙ ССР
УПРАВЛЕНИЕ ПРОПАГАНДЫ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
ИНФОРМАЦИИ
\ «¿A
Ш. С. СМАГУЛОВ
ОРГАНИЗАЦИЯ
ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ МАШИННОТРАКТОРНОГО
ПАРКА
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КАЗАХСКОЙ ССР
-Ѳ-
УПРАВЛЕНИЕ ПРОПАГАНДЫ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Ш. С. СМАГУЛОВ
ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МАШИННОТРАКТОРНОГО ПАРКА В СОВХОЗЕ „МАРЬЕВСКИЙ“ СЕВЕРО КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ИЗДАТЕЛЬСТВО «КАЙНАР
АЛМА-АТА 1974
Г»с, публичная
«ay.-к;’- 5'-г. \;огсі:а Со<-
Uú3EMf¡.nS~
ЧИТАЛЬНОГО ; л-
© ИЗДАТЕЛЬСТВО «КАЙНАР», 1974 г.
В настоящее время руководство многих совхозов осу ществляет оперативное управление машинно-тракторным парком лишь на основании своего опыта и инструкций, без использования оперативной информации о состоянии производства. Такое положение объясняется, с одной сто роны, отсутствием в требуемое время необходимой инфор мации, так как сбор и своевременная передача ее из под разделений хозяйства в центр не организованы. С другой стороны, даже при наличии такой информации руководи тель хозяйства и главные специалисты не в состоянии оперативно осмыслить все увеличивающиеся потоки ин формации и принять оптимальные решения в требуемые, весьма ограниченные промежутки времени. Поэтому ре шения, принимаемые руководством хозяйства по управ лению машинно-тракторным парком, далеко не оптималь ны, что приводит к снижению производительности агре гатов, уменьшению урожайности возделываемых культур, увеличению затрат труда и средств на производство про дукции растениеводства и животноводства.
Все это говорит о том, что в сельскохозяйственном производстве создалось несоответствие между современ ным уровнем механизации и существующими методами управления техникой. Поэтому одной из актуальных за дач механизации сельского хозяйства становится разра ботка новых методов и средств оперативного управле ния машинно-тракторным парком совхозов.
Хронометраж рабочего дня главных специалистов на шего совхоза показал, что он длится 12—16 часов. Поло вина этого времени уходит на поездки по полям и в раз ные организации. Почти ежедневно бывают случаи, ког да одно и то же поле посещают несколько главных спе циалистов. При поездках по участкам они практически мало влияют на ход событий или же решают такие воп росы, которые под силу работникам отделений, бригад. На работу оперативного характера (распределение ав тотранспорта, приобретение запасных частей, материа лов и т. д.) они ежедневно затрачивают более 4 часов.
На решение же вопросов перспективного развития хо зяйства или отрасли, то есть на выполнение своих основ ных функций — не более 1 часа, на чтение периодиче ской литературы — 0,5 часа, специальной — и того мень ше. Такое нерациональное использование рабочего вре мени главных 'специалистов обусловлено отсутствием в совхозе оперативной системы управления.
Одной из совершенных форм оперативного управле ния производственной деятельностью и особенно исполь зованием машин является диспетчерская связь, пред ставляющая собой систему централизованного оператив ного управления производством.
В 1972 г. совхоз с помощью Сибирского научно-иссле довательского института механизации и электрификации сельского хозяйства приобрел диспетчерскую установку ДУ-15 «Элита» и обеспечил этой установкой и радиостан
циями РСВ-1 диспетчерскую связь со всеми бригадами, фермами и отдельными агрегатами, ремонтной мастер ской, гаражом и другими производственными объектами. Диспетчерская связь позволила координировать работу
всех производственных звеньев совхоза, организовать контроль за своевременным выполнением заказов бригад и ферм.
4
Рис. 1. У пульта управления диспетчерской установки ДУ-15 «Элита»
Особенно эффективно сказывается диспетчеризация на улучшении работы машинно-тракторного парка. Это обусловливается главным образом тем, что бесперебой ная работа машин ¡в значительной степени зависит от
слаженности работы многочисленных технических и хо зяйственных подразделений. А слаженность этих подраз делений хорошо организуется через диспетчерскую службу.
В нашем совхозе 3 отделения, 6 тракторно-полевод
ческих бригад. Пашни — 24 530 га, |
в том числе 500 га |
орошаемой земли; имеем 4500 голов |
крупного рогатого |
скота, в том числе 1600 коров, 6000 свиней; машиннотракторный парк состоит из 12 тракторов К-700, 55 гу сеничных, 66 колесных тракторов, 86 зерновых комбай нов, 85 автомашин. Всего энергетических мощностей
5
26931 л."с. Есть ремонтная мастерская на 300 условных ремонтов, автогараж «а 25 автомашин, машинный двор, склады для запасных частей, типовая нефтебаза, стацио нарные пункты технического обслуживания в отделени ях. Тракторные бригады имеют по два жилых дома, сто ловую, красный уголок, электростанцию и стационар ный пункт технического обслуживания.
Эффективное использование машинно-тракторного парка зависит в основном от организации правильного технического обслуживания. На основе опыта передовых колхозов и совхозов, исследований научных учреждений Министерством сельского хозяйства СССР была реко мендована к широкому внедрению прогрессивная форма технического обслуживания машин специализированны ми звеньями мастеров-наладчиков. Такая организация технического обслуживания позволяет повысить выра ботку тракторов и комбайнов, уменьшить затраты на ре монт и технический уход, экономить нефтепродукты, сни зить себестоимость гектара условной пахоты на 12—20%.
Внедряемые в сельскохозяйственное производство в девятой пятилетке новые тракторы Т-150, К-701, МТЗ-80, высокопроизводительные комбайны «Нива», «Колос» и другие сложные машины более требовательны к качест ву обслуживания и ремонта, чистоте и сортаменту нефте продуктов, точности регулировок, ів связи с чем трудоем кость техуходов значительно возрастает. Повышаются требования к квалификации механизаторов. Это увели чивает время па проведение технических уходов и соот ветственно уменьшает основное время работы тракторис та. В результате трактористы-машинисты не в состоянии проводить регулярно и ів полном объеме технические ухо ды. Поэтому насущной необходимостью становится по всеместное внедрение технического обслуживания звень ями мастеров-наладчиков.
В нашем совхозе такая система технического обслужи
6
вания применяется с 1963 г. Однако до 1968 г. мастераналадчики использовались неправильно. Нередко они вы полняли роль помощников бригадиров и занимались больше организационными вопросами в бригаде, плохо были обеспечены средствами технического обслужива ния.
За последние 4—5 лет мы в корне пересмотрели рабо ту мастеров-наладчиков. Назначили их из числа наибо лее квалифицированных механизаторов, прошедших спе циальную подготовку на курсах. Они стали выполнять самые ответственные операции технического ухода за ма шинами. Повышена их роль, созданы все условия для нормальной работы.
В каждой из 6 тракторно-полеводческих бригад по два мастера-наладчика, подобранных из опытных меха низаторов, за ними закреплены по 20—25 тракторов, по 10—15 комбайнов и 50—60 наименований сельскохозяй ственных машин. Каждая бригада имеет свой полевой стан и пункт технического обслуживания. В этом отно шении самой характерной бригадой является пятая. В этой бригаде двухквартирный дом механизаторов, столо вая на 20 человек, красный уголок, служебная комната с радиотелефоном РСВ-1, склад запасных частей и узлов, склад для хранения резины и отремонтированных агре гатов, мастерская пункта технического ухода, нефтеза правка, место стоянки рабочих тракторов, площадка (профилированная) для проведения техуходов и регули ровки сельскохозяйственных машин.
Мастерам-наладчикам приданы: автомашина АТУ-А, заправочный агрегат M3-3904, сварочный преобразова тель УДЗ-0,1, пневматическая сверлильная машина РС-8, козловый кран ОПТ-1135, электромеханический солидо лонагреватель 03-972, маслораздаточный насос-дозатор 03-1559, топливораздаточный агрегат 03-1552, моечная установка 5ВСМ-1500, компрессорная установка М-155-1.
7
Рабочий день мастеров-наладчиков начинается на час раньше, чем у остальных механизаторов. За это время они готовят оборудование и 'приспособления для прове дения технического ухода, контролируют проведение ежесменных технических уходов, проводят дозаправку тракторов. После этого проводят вдвоем плановый техни ческий уход одному из тракторов, один занимается регу лировочными работами, другой — оборудованием .поста. Смазку, замену масла проводит сам тракторист-маши нист. Если одному из тракторов подходит технический уход № 2, то его проводят вечером. Днем устраняют не
исправности тракторов, -машин, а в свободное время, то есть когда все тракторы исправны и нет по графи ку техобслуживания, занимаются ремонтом сельхозма шин, приведением техники в порядок и постановкой ее на хранение. Каждый агрегат закреплен за механизатором, поэтому дело мастера-наладчика держать под контролем техническую готовность. При ¡проведении всех этих работ мастера-наладчики распределяются таким образом, что бы один ¡постоянно следил за тракторами, другой — за сельскохозяйственными машинами. Вечером опять участ вуют при пересмене и определяют -неисправности всех работавших тракторов и машин. Рабочий день кончает ся тем, что совместно с учетчиком -заполняют наряды, оформляют описание горюче-смазочных материалов, ус танавливают очередность -проведения технических уходов по графику и фактическому расходу топлива, контроль которого ¡ведется по наличию сданных жетонов.
Таким образом, -на продолжительность выполнения и качество технических уходов большое влияние оказы вает технологический ¡режим работы, принятый в специа лизированном звене. Особое значение при этом имеет по следовательность и четкое распределение работ между мастерами-наладчиками и трактористами-машинистами. Мастера-наладчики нашего совхоза в своей работе ру-ко-
8
водствуіотся типовой «Технологией технических уходов за тракторами», разработанной ГОСНИТИ. Так как в этой технологии отсутствует четкое распределение обя занностей между мастерами-наладчиками и тракторис том, а также не по всем маркам имеется строгая после довательность технологического процесса при выполне нии каждого вида периодических технических уходов, мы на основе «Альбома технологических карт технического ухода за тракторами и комбайнами», разработанного ка федрой эксплуатации машинно-тракторного парка Ка захского ордена Трудового Красного Знамени сельско хозяйственного института иод руководством профессора И. В. Сахарова, составили специальную технологическую карту последовательности работ и распределения обязан ностей между мастерами-наладчиками и трактористами, которые хорошо знают слабые места своей машины и об ращают на них внимание мастеров. Такая подготовитель ная работа дает полную возможность хорошо провести все операции технических уходов.
Технические уходы выполняются в соответствии с действующими нормами и технологией. Каждый тракто рист имеет набор заправочных жетонов. На жетоне ука заны хозяйственный номер трактора, порядковый номер бригады и количество горючего, которое можно получить по этому жетону. Общее количество топлива ів наборе жетонов соответствует норме, после использования кото рой должен быть проведен технический уход. Заправка тракторов в бригаде проводится мастерами-наладчика ми, а в поле — непосредственно автозаправщиками
M3-3905T.
Мастер-наладчик накапливает жетоны по каждому трактору. Когда тракторист при очередной заправке от дает последние жетоны, мастер-наладчик предупрежда ет его, когда он должен ¡провести очередной технический уход. -
9
В журнале мастера-наладчика ведется учет проведен ных технических уходов нарастающим итогом, количе ства израсходованных горюче-смазочных материалов, количества полевых неисправностей, выработки, когда получен трактор с машинного двора, то есть по этому журналу может быть охарактеризовано техническое со стояние любого трактора.
Акт на выполнение технического ухода составляется мастером-наладчиком, учетчиком, трактористом и утвер ждается главным инженером по эксплуатации машиннотракторного парка.
Внедряя специализацию технического обслуживания, мы столкнулись с таким вопросом: одного мастера-на ладчика иметь недостаточно, а двоим — загрузки мало. В то же время ВИМ, ГОСНИТИ рекомендуют иметь в каждой бригаде сварщика и хотя бы два-три звена uà совхоз слесарей полевой технической помощи, так назы ваемых «аварийщиков». Но для этого нужны дополни тельные кадры, затраты, а самое главное — они не члены бригады, не находятся в ней постоянно, и поэтому мате риально не заинтересованы в итогах своего труда. Боль шую часть времени они проводят в разъездах из бригады в бригаду. Но есть ли вообще нужда в «аварийщиках»? На наш взгляд, нет. Во-первых, появление отдельных не исправностей в тракторах и комбайнах носит случайный характер и является в основном переменной функцией деятельности наладчиков. Во-вторых, само понятие «не исправность» относительно: работа эта может быть на пять минут, а может — на целый день. К тому же, если учитывать продолжительность эксплуатации, особенности конструкции агрегатов, то есть подходить к состоянию машины индивидуально, то понадобится проводить свое временно в основном контрольные работы, а многие тру доемкие (регулировочные и ремонтные операции) произ водить только в случае необходимости. А контрольные
10
работы по техническому состоянию тракторов можно про водить непосредственно в бригадах с помощью пере движных диагностических установок типа КИ-4270. При менение диагностики уменьшит трудоемкость техуходов, предупредит внезапные поломки. Кроме того, с каждым годом за счет качества и лучшей технологии срок служ бы новых тракторов, комбайнов и отдельных узлов и аг регатов увеличивается.
И еще. Почему мы должны делать ставку «а аварий ные поломки и поощрять их содержанием отдельных аварийных бригад? Понятно, пойти на это мы не могли.
Применение системы технического обслуживания мастерами-наладчиками — это основа устранения аварий ных поломок и увеличения срока службы машин. В пер спективе каждое хозяйство должно иметь одну бригаду передвижной диагностической лаборатории типа КИ-4270, а до какого же предела мы можем увеличивать обслугу?
Наконец, с каждым годом улучшается техническая, инженерная служба на селе, повышается не только об щеобразовательный уровень механизаторов, но и их классность.
Далее, несмотря на механизированную заправку тракторов-комбайнов бензозаправщиками, вести учет рас хода горюче-смазочных материалов очень трудно, так как шофер-заправщик не может две смены постоянно находиться возле трактора. А в бригаде бывают случаи, когда надо произвести дозаправку тракторов, заменить масло и т. д. Поэтому бригады снабжались дополнитель ными емкостями, и заправкой занимался кто попало, списывал горючее учетчик. Это явилось основной причи ной невыполнения приказа Министерства сельского хо зяйства о выплате премий за экономию ГСМ и удержа ние за перерасход.
Все это создало необходимость перехода на совме щенную работу мастеров-наладчиков. В обязанность
п