Файл: Смагулов, Ш. С. Организация технического обслуживания машинно-тракторного парка в совхозе Марьевский Северо-Казахстанской области.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
мастеров-наладчиков вменили техническое обслужива ние, сварочные работы, устранение неисправностей, а также ведение учета заправки. Таким образом, в совхо зе организовано 6 служб из 35 человек вместо 8 из 53 человек по рекомендации ГОСНИТИ, то есть освободи лось 18 механизаторов (табл. 1).
Таблица 1
Службы технического обслуживания
|
|
|
Требуется |
Имеем в |
уело |
Наименование служб |
|
зиях совхоза |
|||
|
меха» изаторов |
путем совме- - |
|||
|
|
|
|
щения |
|
Нефтехозяйства |
|
|
6 |
3 |
|
Профилактики |
|
|
12 |
15 |
|
Диагностики |
|
|
2 |
1 |
|
Аварийного ремонта |
технического |
|
9 |
|
|
Стационарные пункты |
|
12 |
|
|
|
обслуживания .. |
|
|
4 |
|
|
Оперативного снабжения |
|
2 |
2 |
|
|
Диспетчеризации |
|
|
2 |
2 |
|
Машинного двора |
|
|
3 |
3 |
|
Всего: |
|
1 |
53 |
35 |
|
|
|
|
|
|
|
Действительно, |
чрезмерное увлечение службами |
не |
только затрудняет работу по техническому обслужива нию, но и снимает персональную ответственность со службистов, так как они не являются членами бригады.
При нашем совмещении основную, ответственную рабо ту по технической готовности машинно-тракторного пар ка выполняет служба профилактики — мастера-наладчи ки бригад. Звенья мастеров-наладчиков стали полными техническими хозяевами ів бригадах. Переходу на совме щенную работу мастеров-наладчиков предшествовала большая подготовительная работа. Зимой мастеров обу
12
чили сварочным работам, общий объем этой работы со ставляет в бригаде от 10 до 15% от полной нагрузки сварщика.
Во время работы ів поле иногда выходит из строя ка кой-либо узел или деталь машины. В хозяйстве, где ме ханизаторы не обладают большим опытом, трактор даже из-за незначительной неисправности может простоять сутки. Один из основных недостатков индивидуального метода обслуживания заключается в том, что длитель ность простоя зависит не от сложности поломки, а от квалификации тракториста. Поэтому при переходе на новую систему технического обслуживания в совхозе устранение неисправностей, не требующих больших за трат труда, возложили на мастера-наладчика. Совхоз пе решел к круглогодовому агрегатному методу ремонта, то есть имеем запасные моторы, мосты, коробки, муфты и др. Следовательно, устранение неисправностей агрега тов — это в основном замена узлов агрегатов. Заправка ведется шоферами-заправщиками по жетонам, которые отчитываются или передают ведомости заправки масте рам-наладчикам. Горюче-смазочные материалы в брига дах в подотчете у мастеров-наладчиков.
При такой организации работы механизаторы стали по-другому относиться к мастерам-наладчикам, а те, в свою очередь, полнее стали отвечать за исправное состо яние всей техники.
Многие авторы поднимают вопрос о серьезных труд ностях при внедрении специализированного технического обслуживания, вызываемых неравномерностью загрузки мастеров-наладчиков и звеньев полевой технической по мощи в течение года. Этот вопрос мы решили так. В осенне-зимнее время один мастер-наладчик закрепляет ся на постоянную работу в МТМ и машинный двор как представитель бригады. Ремонт техники и постановка ее на хранение — элементы • планово-предупредительного
13
технического обслуживания. Он приступает к этому сра зу после окончания соответствующих полевых работ. Пе ред тем как поставить машины на хранение, их очища ют, моют, затем рабочие органы покрывают тонким слоем смеси гудрона с бензином. Потом участвует вместе с ин женером по эксплуатации МТП ів проведении диагности ки технического состояния своих тракторов и комбайнов, по результатам которой определяют, какие из них требу ют ремонта, после чего мастер-наладчик направляется в ремонтную мастерскую, где он назначается старшим на какой-то узел. Выполняя возложенные на него обязанно сти старшего узла, он вместе с тем следит за качеством ремонта тракторов его бригады, так как малейшая недо делка на ремонте явится для него дополнительной рабо той в полевых условиях.
Такая организация труда намного подняла качество ремонта техники.
Второй мастер-наладчик со своими тракторами ухо дит в отделение на обслуживание животноводства, под воз соломы, проведение снегозадержания, при этом все обязанности мастера-наладчика бригады он выполняет с трактористами. Если раньше почасовая работа тракто ров, особенно зимой, плохо учитывалась, теперь он все проверяет сам.
Технический уход № 3 проводится только в централь ной мастерской. Для проведения техухода № 3 мастер ская оборудована специальными приспособлениями. Трактор после наружной мойки подвергается диагности ческому исследованию, после чего проводится техниче ский уход. В основном для многих тракторов проведени ем технического ухода № 3 завершается период эксплу атации, и они сдаются в исправном состоянии на машин ный двор.
До последнего времени тракторы К-700 были равно мерно распределены по всем бригадам. Мастера-налад-
14
чики проводили техническое обслуживание всех тракто ров, находящихся ів бригаде, в том числе и К-700, подчас и не зная конструктивных особенностей этих тракторов. Отсюда и невысоким было качество таких техуходов.
В настоящее время все тракторы К-700 объединены В одну бри гаду, которая распола гается на центральной усадьбе. Это сделано для того, чтобы полнее использовать эти трак торы. Тракторы этой бригады выполняют ра боты по коренному улучшению земель, ис пользуются на транс портных работах—вы возят навоз на поля, пе ревозят лесоматериал
ит. д.
Находясь на цент
ральной усадьбе, они регулярно обслужива ются специально обу ченным мастером-на ладчиком на стацио нарном пункте, органи зованном при ремонт
ной мастерской. В сво бодное от проведения техуходов время мастер-наладчнк
занимается ремонтом узлов и агрегатов к тракторам
К-700.
При такой организации технического обслуживания тракторов К-.700 меньше стало поломок, а самое глав
15
ное, — отступлений от технических требований по обес печению горюче-смазочными материалами этих тракто
ров.
Если говорить об авторитете мастеров-наладчиков, то они в бригаде самые главные люди: ни один механи затор не обходится без советов мастеров-наладчиков.
Мастер-наладчик коммунист Иван Скрынников на гражден орденом Трудового Красного Знамени, мастерналадчик коммунист Илья Кожухарь — медалью «За трудовую доблесть», а мастеру-наладчику, председате лю группы народного контроля отделения № 2 комму нисту Виктору Власовичу Мочалову за хороший труд, умелое руководство была вне очереди продана легковая машина «Москвич».
Зарплата мастеров-наладчиков со всеми доплатами и премиальными на уровне передовых комбайнеров. Каж дый мастер-наладчик получает твердую ставку — 45 руб., за сварочные работы доплачиваем по 30 руб., а в посев ную и уборочную — по 60, за заправку и учет — еще по 15 руб., за проведение технических уходов и ремонтные работы согласно нарядам — около 60руб. в месяц. Та ким образом, учитывая дополнительную плату за клас сность и стаж работы зарплата мастера-наладчика сос тавляет ¡в среднем 170—180 руб. в месяц.
Таким образом, кроме повышения коэффициента тех нической готовности парка, внедрение технического об служивания машин мастерами-наладчиками позволило решить вопросы учета работы машинно-тракторного парка, расхода топлива, затрат на ремонт и технические уходы по каждой машине, что дало возможность своевре менно определять размер экономии (или перерасхода) средств на ремонте и по горюче-смазочным материалам и выплачивать полагающиеся премии механизаторам.
Такое совмещение многих операций на техническом обслуживании надо было теоретически обосновать. Для
16
чего хронометраж технических уходов, устранения неис правностей и обработку материалов проводили в соот ветствии с методикой HATH РТМ 44-62.
В трудах многих научно-исследовательских институ тов, машиноиспытательных станций неоднократно иссле довались работы тракторов с подробным анализом про; стоев. В отличие мы проводили исследование потока за явок на техническое обслуживание тракторного агрегата, то есть с прицепными орудиями. Для сбора статистиче ских экспериментальных данных разработали наблюда тельные листы для работы тракторов всех марок брига ды на каждый день работы. На этом листе указывается количество тракторов по маркам, работающих в этот день, хозяйственный номер трактора, фамилия, имя трак ториста, вид прицепного орудия, продолжительность ра бочего времени, расход топлива со временя последнего технического ухода, номера проведенных техуходоів, от казы трактора и машины в отдельности в минутах, коли чество израсходованного топлива за сутки, выработка, общее время простоя в течение суток. Если тракторный агрегат за день останавливается по каким-то причинам, то внизу листа отмечается характер поломки. Лист под писывается бригадиром, учетчиком, мастером-наладчи ком, затем утверждается главным инженером но эксплу атации машинно-тракторного парка. Этот статистический наблюдательный лист отражает не только работу агре гата, но и является юридическим документом, по кото рому определяется ежемесячный расход топлива и по ре зультатам работы выплачивается доплата за экономию или удерживается за перерасход. На этом листе и пол ный анализ работы самого тракториста в течение года (когда простаивал, болел и т. д.). Наблюдательный лист показывает, какие детали, узлы, агрегаты часто выходят из строя, зависят ли они от квалификации механизато ров, уровня технического обслуживания или от качества
2—1255 |
17 |
ремонта при мастерской, то есть это один из главных до кументов при диагностике технического состояния трак
тора перед постановкой его на ремонт.
По статистическим наблюдательным листам мастераналадчики выполняют следующие работы: ежесменный технический уход, техническое обслуживание оборудова ния пункта технического обслуживания (ПТО) и пере движного агрегата технического ухода, заправка тракто ров, сезонный технический уход, оформление документов. Объем всех этих работ определен хронометражем и сос тавляет по каждой тракторно-полеводческой бригаде по одному часу на каждую из перечисленных операций, а за исследуемый период (с мая по октябрь) — по 612 ча сов.
Сварочные работы и переезды мастеров-наладчиков определены таким же путем и составили 9 и 10% от общего объема работы мастеров-наладчиков. Затраты на сезонный технический уход составляют, по определе нию ВНИИМЭСХ на своем опытном хозяйстве, 7,7% (табл. 2).
Как видно из таблицы 2, интенсивность потока заявок по совхозу—0,912 тракт.-час., интенсивность обслужива ния заявок — 4,21 тракт.-час., общее простойное время тракторных агрегатов: зимой — 494,2 час., лето-м — 5489, осенью — 3845,9 час.
Весь процесс поступления заявок на технические ухо ды и устранение неисправностей и время обслуживания являются случайными и в теории массового обслужива ния описываются законом Пуассона, так как количество заявок на техническое обслуживание тракторных агрега тов зависит от объема выполненных сельскохозяйствен ных работ.
На основе количества заявок вероятность загрузки мастеров-наладчиков определилась: в зимний период — в 0,593%, летом — 0,843, осенью — 0,882%. Такая.загруз-
18
Периоды
года
Таблица 2
|
ЗАГРУЗКА МАСТЕРОВ-НАЛАДЧИКОВ |
|
|
||||||||
|
|
Общее время простоя тракторов, агрегатов, час. |
| |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
Количество тракторов |
Объем работы мастеров-наладчиков, час. |
В том числе сварочные работы, час. |
% загрузки сварочными работами от обще го объема работы сварщика за этот период |
Ежемесячный техуход, час. |
Техобслуживание агрегатов и ПТО, час |
Заправка тракторных агрегатов, час. |
Переезды мастеров-налаічиков, час. |
Оформление документов, час. |
Сезонный технический уход, час. |
Процент загрузки мастеров-наладчиков от общего рабочего времени |
Зимний |
30 |
2142 |
494,2 |
428 |
5,2 153 |
76 153 |
— |
76 329,8 |
0,593 |
|||
Летний |
104 |
9168 |
5489 |
916,8 17,7 |
276 276 276 825 |
276 |
706 |
0,843 |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
450 |
0,954 |
Осенний |
95 |
5844 |
3845,8 584 |
15 |
183 |
183 |
183 526 |
183 |
|
|||
Итого: |
80jl7136 |
9830 |
1929 |
15 |
612{б12|б 12 |
1542 612|і319 |
0,882 |
ка подтверждает правильность выбора состава звеньев
мастеров-наладчиков.
Для более достоверного определения оптимального количества звеньев мастеров-наладчиков и проверки экс периментальных данных была разработана математиче ская модель процесса технического обслуживания. При этом критерием оптимизации системы технического об служивания является минимум суммарных потерь от Простоев.машин, простоев обслуживающих средств и за трат на их содержание:
19