Файл: Смагулов, Ш. С. Организация технического обслуживания машинно-тракторного парка в совхозе Марьевский Северо-Казахстанской области.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.11.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

мастеров-наладчиков вменили техническое обслужива­ ние, сварочные работы, устранение неисправностей, а также ведение учета заправки. Таким образом, в совхо­ зе организовано 6 служб из 35 человек вместо 8 из 53 человек по рекомендации ГОСНИТИ, то есть освободи­ лось 18 механизаторов (табл. 1).

Таблица 1

Службы технического обслуживания

 

 

 

Требуется

Имеем в

уело

Наименование служб

 

зиях совхоза

 

меха» изаторов

путем совме- -

 

 

 

 

щения

Нефтехозяйства

 

 

6

3

 

Профилактики

 

 

12

15

 

Диагностики

 

 

2

1

 

Аварийного ремонта

технического

 

9

 

 

Стационарные пункты

 

12

 

 

обслуживания ..

 

 

4

 

Оперативного снабжения

 

2

2

 

Диспетчеризации

 

 

2

2

 

Машинного двора

 

 

3

3

 

Всего:

 

1

53

35

 

 

 

 

 

 

Действительно,

чрезмерное увлечение службами

не

только затрудняет работу по техническому обслужива­ нию, но и снимает персональную ответственность со службистов, так как они не являются членами бригады.

При нашем совмещении основную, ответственную рабо­ ту по технической готовности машинно-тракторного пар­ ка выполняет служба профилактики — мастера-наладчи­ ки бригад. Звенья мастеров-наладчиков стали полными техническими хозяевами ів бригадах. Переходу на совме­ щенную работу мастеров-наладчиков предшествовала большая подготовительная работа. Зимой мастеров обу­

12


чили сварочным работам, общий объем этой работы со­ ставляет в бригаде от 10 до 15% от полной нагрузки сварщика.

Во время работы ів поле иногда выходит из строя ка­ кой-либо узел или деталь машины. В хозяйстве, где ме­ ханизаторы не обладают большим опытом, трактор даже из-за незначительной неисправности может простоять сутки. Один из основных недостатков индивидуального метода обслуживания заключается в том, что длитель­ ность простоя зависит не от сложности поломки, а от квалификации тракториста. Поэтому при переходе на новую систему технического обслуживания в совхозе устранение неисправностей, не требующих больших за­ трат труда, возложили на мастера-наладчика. Совхоз пе­ решел к круглогодовому агрегатному методу ремонта, то есть имеем запасные моторы, мосты, коробки, муфты и др. Следовательно, устранение неисправностей агрега­ тов — это в основном замена узлов агрегатов. Заправка ведется шоферами-заправщиками по жетонам, которые отчитываются или передают ведомости заправки масте­ рам-наладчикам. Горюче-смазочные материалы в брига­ дах в подотчете у мастеров-наладчиков.

При такой организации работы механизаторы стали по-другому относиться к мастерам-наладчикам, а те, в свою очередь, полнее стали отвечать за исправное состо­ яние всей техники.

Многие авторы поднимают вопрос о серьезных труд­ ностях при внедрении специализированного технического обслуживания, вызываемых неравномерностью загрузки мастеров-наладчиков и звеньев полевой технической по­ мощи в течение года. Этот вопрос мы решили так. В осенне-зимнее время один мастер-наладчик закрепляет­ ся на постоянную работу в МТМ и машинный двор как представитель бригады. Ремонт техники и постановка ее на хранение — элементы • планово-предупредительного

13

технического обслуживания. Он приступает к этому сра­ зу после окончания соответствующих полевых работ. Пе­ ред тем как поставить машины на хранение, их очища­ ют, моют, затем рабочие органы покрывают тонким слоем смеси гудрона с бензином. Потом участвует вместе с ин­ женером по эксплуатации МТП ів проведении диагности­ ки технического состояния своих тракторов и комбайнов, по результатам которой определяют, какие из них требу­ ют ремонта, после чего мастер-наладчик направляется в ремонтную мастерскую, где он назначается старшим на какой-то узел. Выполняя возложенные на него обязанно­ сти старшего узла, он вместе с тем следит за качеством ремонта тракторов его бригады, так как малейшая недо­ делка на ремонте явится для него дополнительной рабо­ той в полевых условиях.

Такая организация труда намного подняла качество ремонта техники.

Второй мастер-наладчик со своими тракторами ухо­ дит в отделение на обслуживание животноводства, под­ воз соломы, проведение снегозадержания, при этом все обязанности мастера-наладчика бригады он выполняет с трактористами. Если раньше почасовая работа тракто­ ров, особенно зимой, плохо учитывалась, теперь он все проверяет сам.

Технический уход № 3 проводится только в централь­ ной мастерской. Для проведения техухода № 3 мастер­ ская оборудована специальными приспособлениями. Трактор после наружной мойки подвергается диагности­ ческому исследованию, после чего проводится техниче­ ский уход. В основном для многих тракторов проведени­ ем технического ухода № 3 завершается период эксплу­ атации, и они сдаются в исправном состоянии на машин­ ный двор.

До последнего времени тракторы К-700 были равно­ мерно распределены по всем бригадам. Мастера-налад-

14


чики проводили техническое обслуживание всех тракто­ ров, находящихся ів бригаде, в том числе и К-700, подчас и не зная конструктивных особенностей этих тракторов. Отсюда и невысоким было качество таких техуходов.

В настоящее время все тракторы К-700 объединены В одну бри­ гаду, которая распола­ гается на центральной усадьбе. Это сделано для того, чтобы полнее использовать эти трак­ торы. Тракторы этой бригады выполняют ра­ боты по коренному улучшению земель, ис­ пользуются на транс­ портных работах—вы­ возят навоз на поля, пе­ ревозят лесоматериал

ит. д.

Находясь на цент­

ральной усадьбе, они регулярно обслужива­ ются специально обу­ ченным мастером-на­ ладчиком на стацио­ нарном пункте, органи­ зованном при ремонт­

ной мастерской. В сво­ бодное от проведения техуходов время мастер-наладчнк

занимается ремонтом узлов и агрегатов к тракторам

К-700.

При такой организации технического обслуживания тракторов К-.700 меньше стало поломок, а самое глав­

15

ное, — отступлений от технических требований по обес­ печению горюче-смазочными материалами этих тракто­

ров.

Если говорить об авторитете мастеров-наладчиков, то они в бригаде самые главные люди: ни один механи­ затор не обходится без советов мастеров-наладчиков.

Мастер-наладчик коммунист Иван Скрынников на­ гражден орденом Трудового Красного Знамени, мастерналадчик коммунист Илья Кожухарь — медалью «За трудовую доблесть», а мастеру-наладчику, председате­ лю группы народного контроля отделения № 2 комму­ нисту Виктору Власовичу Мочалову за хороший труд, умелое руководство была вне очереди продана легковая машина «Москвич».

Зарплата мастеров-наладчиков со всеми доплатами и премиальными на уровне передовых комбайнеров. Каж­ дый мастер-наладчик получает твердую ставку — 45 руб., за сварочные работы доплачиваем по 30 руб., а в посев­ ную и уборочную — по 60, за заправку и учет — еще по 15 руб., за проведение технических уходов и ремонтные работы согласно нарядам — около 60руб. в месяц. Та­ ким образом, учитывая дополнительную плату за клас­ сность и стаж работы зарплата мастера-наладчика сос­ тавляет ¡в среднем 170—180 руб. в месяц.

Таким образом, кроме повышения коэффициента тех­ нической готовности парка, внедрение технического об­ служивания машин мастерами-наладчиками позволило решить вопросы учета работы машинно-тракторного парка, расхода топлива, затрат на ремонт и технические уходы по каждой машине, что дало возможность своевре­ менно определять размер экономии (или перерасхода) средств на ремонте и по горюче-смазочным материалам и выплачивать полагающиеся премии механизаторам.

Такое совмещение многих операций на техническом обслуживании надо было теоретически обосновать. Для

16


чего хронометраж технических уходов, устранения неис­ правностей и обработку материалов проводили в соот­ ветствии с методикой HATH РТМ 44-62.

В трудах многих научно-исследовательских институ­ тов, машиноиспытательных станций неоднократно иссле­ довались работы тракторов с подробным анализом про; стоев. В отличие мы проводили исследование потока за­ явок на техническое обслуживание тракторного агрегата, то есть с прицепными орудиями. Для сбора статистиче­ ских экспериментальных данных разработали наблюда­ тельные листы для работы тракторов всех марок брига­ ды на каждый день работы. На этом листе указывается количество тракторов по маркам, работающих в этот день, хозяйственный номер трактора, фамилия, имя трак­ ториста, вид прицепного орудия, продолжительность ра­ бочего времени, расход топлива со временя последнего технического ухода, номера проведенных техуходоів, от­ казы трактора и машины в отдельности в минутах, коли­ чество израсходованного топлива за сутки, выработка, общее время простоя в течение суток. Если тракторный агрегат за день останавливается по каким-то причинам, то внизу листа отмечается характер поломки. Лист под­ писывается бригадиром, учетчиком, мастером-наладчи­ ком, затем утверждается главным инженером но эксплу­ атации машинно-тракторного парка. Этот статистический наблюдательный лист отражает не только работу агре­ гата, но и является юридическим документом, по кото­ рому определяется ежемесячный расход топлива и по ре­ зультатам работы выплачивается доплата за экономию или удерживается за перерасход. На этом листе и пол­ ный анализ работы самого тракториста в течение года (когда простаивал, болел и т. д.). Наблюдательный лист показывает, какие детали, узлы, агрегаты часто выходят из строя, зависят ли они от квалификации механизато­ ров, уровня технического обслуживания или от качества

2—1255

17

ремонта при мастерской, то есть это один из главных до­ кументов при диагностике технического состояния трак­

тора перед постановкой его на ремонт.

По статистическим наблюдательным листам мастераналадчики выполняют следующие работы: ежесменный технический уход, техническое обслуживание оборудова­ ния пункта технического обслуживания (ПТО) и пере­ движного агрегата технического ухода, заправка тракто­ ров, сезонный технический уход, оформление документов. Объем всех этих работ определен хронометражем и сос­ тавляет по каждой тракторно-полеводческой бригаде по одному часу на каждую из перечисленных операций, а за исследуемый период (с мая по октябрь) — по 612 ча­ сов.

Сварочные работы и переезды мастеров-наладчиков определены таким же путем и составили 9 и 10% от общего объема работы мастеров-наладчиков. Затраты на сезонный технический уход составляют, по определе­ нию ВНИИМЭСХ на своем опытном хозяйстве, 7,7% (табл. 2).

Как видно из таблицы 2, интенсивность потока заявок по совхозу—0,912 тракт.-час., интенсивность обслужива­ ния заявок — 4,21 тракт.-час., общее простойное время тракторных агрегатов: зимой — 494,2 час., лето-м — 5489, осенью — 3845,9 час.

Весь процесс поступления заявок на технические ухо­ ды и устранение неисправностей и время обслуживания являются случайными и в теории массового обслужива­ ния описываются законом Пуассона, так как количество заявок на техническое обслуживание тракторных агрега­ тов зависит от объема выполненных сельскохозяйствен­ ных работ.

На основе количества заявок вероятность загрузки мастеров-наладчиков определилась: в зимний период — в 0,593%, летом — 0,843, осенью — 0,882%. Такая.загруз-

18


Периоды

года

Таблица 2

 

ЗАГРУЗКА МАСТЕРОВ-НАЛАДЧИКОВ

 

 

 

 

Общее время простоя тракторов, агрегатов, час.

|

1

 

 

 

 

 

 

 

Количество тракторов

Объем работы мастеров-наладчиков, час.

В том числе сварочные работы, час.

% загрузки сварочными работами от обще­ го объема работы сварщика за этот период

Ежемесячный техуход, час.

Техобслуживание агрегатов и ПТО, час

Заправка тракторных агрегатов, час.

Переезды мастеров-налаічиков, час.

Оформление документов, час.

Сезонный технический уход, час.

Процент загрузки мастеров-наладчиков от общего рабочего времени

Зимний

30

2142

494,2

428

5,2 153

76 153

76 329,8

0,593

Летний

104

9168

5489

916,8 17,7

276 276 276 825

276

706

0,843

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

450

0,954

Осенний

95

5844

3845,8 584

15

183

183

183 526

183

 

Итого:

80jl7136

9830

1929

15

612{б12|б 12

1542 612|і319

0,882

ка подтверждает правильность выбора состава звеньев

мастеров-наладчиков.

Для более достоверного определения оптимального количества звеньев мастеров-наладчиков и проверки экс­ периментальных данных была разработана математиче­ ская модель процесса технического обслуживания. При этом критерием оптимизации системы технического об­ служивания является минимум суммарных потерь от Простоев.машин, простоев обслуживающих средств и за­ трат на их содержание:

19