ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.11.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
ло ,них и уменьшая тем самым их износ и утечку шлама.
Бронедиски устанавливают по обе стороны рабочего колеса с зазором 0,6 мм. Для сни жения износа по их поверхности наварены лопатки (6—8 шт.). При работе насоса шлам напрессовывается ровным слоем между ло патками и износ бронедисков снижается.
Втулки рабочего колеса с цеЛыо повыше ния срока службы подвергают цементации па глубину 2—3 мм.
9.Разборка и сборка насоса
Вподавляющем большинстве случаев пре ждевременный выход насосов из строя вызы вается их неправильной сборкой. При сборке
насосов особое внимание должно быть уделе но соосности каналов рабочих колес с канала ми направляющих аппаратов, при подаче ро тора до отказа в сторону всасывания. Допус кается смещение ротора не более 1 мм в сто рону нагнетания.
При невыполнении этого требования сни жается напор и к. п. д. насоса. Кроме того, при уходе ротора в сторону всасывания рабо чие колеса упираются в уплотняющие кольца и протирают их. Уплотняющие кольца лома ются и выводят насос из строя.
В правильно собранном насосе ротор вра щается совершенно свободно и имеет разбег вдоль оси не менее 4 мм. Чрезмерно большой разбег ротора (6—8 мм) указывает на то, что он смещен в сторону всасывания. В этом слу чае требуется проверить регулировку ротора. Гайка его должна быть затянута с достаточ
39
ным усилием, чтобы гарантировать стяжку всех деталей.
При полной или частичной разборке насо са необходимо предварительно тщательно протереть и промыть каждое соединение. При разборке насоса следует пользоваться лишь определенным инструментом, соответствую щими ключами, медными выколотками и т. п. Не допускается разборка гаечных соединений при помощи зубила и молотка.
Во время разборки насоса необходимо внимательно осмотреть детали для определе ния их годности и возможности исправления или замены. При полной разборке необходи мо отсоединить насос от рамы всасывающего и нагнетательного трубопроводов и перенести его на деревянный настил.
Г л а в а IV
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
ИЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
1.Организация рабочего места
Для того чтобы машинист мог успешно выполнять возложенные на него производст венные обязанности, следует прежде всего правильно организовать его рабочее место с учетом требований техники безопасности и промышленной санитарии (см. п. 5). От этого в значительной степени зависят эффектив ность использования техники и рабочей силы, рост производительности труда и т. д.
При правильной организации рабочего места необходимо предусмотреть телефонную связь, сигнализацию, оснащение инструмен
40
том, приспособлениями, контрольно-измери тельной аппаратурой, комплектом запасных частей, узлов, вспомогательных материалов, а также специальной оснасткой для быстрого и безопасного съема отдельных узлов оборудо вания.
Отсутствие на оборудовании необходимых контрольно-измерительных приборов снижает производительность агрегата, так как поздно выявляются нарушения режима. Нерацио нальное размещение средств труда на рабочем месте приводит к тому, что машинисту прихо дится выполнять лишние операции (искать инструменты и приспособления, перемещать их и т. п.).
Серьезное значение имеют звуковая, све товая сигнализация и автоблокировка. Насос ная установка должна быть связана сигнали зацией с приемными емкостями. Сигнализация оповещает машиниста об окончании выполня емого процесса, например, о заполнении шламбассейна и т. п.
Для управления комплексом сблокирован ных машин требуется по-новому организовать рабочее место.
Организация рабочего места предусмат ривает прежде всего выявление характера и примерного объема работ, подлежащих вы полнению в течение смены, подбор всех необ ходимых инструментов, приспособлений, КИП и средств связи; налаживание бесперебойного снабжения необходимыми материалами, энер гией и т. п. При организации рабочего места важно разработать и осуществить мероприя тия по созданию наилучших условий труда рабочего (освещенность, температура, влаж ность, устранение шума).
2. Права и обязанности машиниста шламовых насосов
Машинист шламового центробежного на соса, как уже отмечалось, должен доскональ но знать устройство насосных агрегатов, всех вспомогательных механизмов и приборов, принцип их действия. Он обязан принимать меры к предупреждению и своевременной ликвидации аварий из-за неисправного обору дования, должен постоянно улучшать показа тели работы насосной установки, экономить электроэнергию, смазочные и обтирочные ма териалы.
Машинист немедленно останавливает на сос в случае перегрузки электродвигателя, недопустимого нагрева частей, прекращения подачи электроэнергии и других нарушений нормальной работы, грозящих аварией.
Машинист насоса несет ответственность за нарушение правил технической эксплуатации, за аварию в насосной установке, допущенную им из-за несоблюдения технических правил, инструкций по эксплуатации насосной уста новки; за несвоевременную остановку насоса в аварийных случаях; за оставление без при смотра работающей установки; за несвоевре менные и неправильные записи в журнале работы насоса; за несоблюдение противопо жарных правил.
Машинист шламовых насосов имеет право требовать от рабочих точного выполнения своих обязанностей, соблюдения правил внут реннего распорядка и трудовой дисциплины. Машинист шламовых насосов имеет право требовать в установленном порядке создания нормальных условий эксплуатации насоса,
42
проведения необходимых мероприятий по ох ране труда.
Машинист может отказаться от пуска на соса, если он неисправен, самостоятельно не включать новый насос, если не получил соот ветствующего инструктажа по пуску, останов ке и эксплуатации новой машины. Он может устранять только мелкие неполадки, которые не требуют разборки узлов и замены деталей. Вместе с тем машинист не имеет права само стоятельно вскрывать и регулировать защит ную и пусковую аппаратуру.
3. Техническое нормирование
Под технической нормой понимается про изводительность агрегата в единицу времени при полном использовании производственных возможностей и передовых методов труда.
Технические нормы служат основой для определения производственных мощностей агрегатов и показывают, к какой производи тельности необходимо стремиться. Нормы способствуют выявлению узких мест на про изводстве и неиспользованных внутренних резервов. На основе технических норм уста навливают технически обоснованные нормы выработки.
Нормирование труда заключается в обос новании и определении норм обслуживания оборудования щ норм выработки. Нормы об служивания определяют обычно расчетно-ана литическим методом (на основании фотогра фий рабочего дня, хронометража и моментных наблюдений).
43
4. О р ган и зац и я за р а б о т н о й |
платы |
Тарифная система — необходимый эле |
|
мент правильной организации |
заработной |
платы. В основу тарифной системы положены
тарифно-квалификационный справочник, та рифная сетка и тарифные ставки.
Наиболее целесообразной и рациональной системой оплаты труда для машиниста шла мового насоса является повременная и повре менно-премиальная.
За выполнение и перевыполнение сменно месячных производственных планов введено коллективное премирование. При такой систе ме рабочего премируют за показатели, до стигнутые в результате усилий коллектива (бригады, смены, участка, цеха, завода).
5. Техника безопасности
ипромышленная санитария
Машинист центробежных шламовых насо сов должен руководствоваться инструкцией по безопасному обслуживанию насосной уста новки, разработанной в соответствии с «Пра вилами техники безопасности и производст венной санитарии на предприятиях цементной промышленности».
В помещении насосной установки следует поддерживать температуру не ниже +5°С (в зимнее время). Площадки, рабочие места, проходы и лестницы помещения нужно содер жать в чистоте. Смазочные и обтирочные ма териалы должны храниться в специальных металлических бидонах и ящиках с закрываю щимися крышками. Разлитый во время раз-
44
борки шламового насоса шлам, пролитое мас ло надо немедленно убрать.
Машинист насоса должен помнить, что повышенная влажность на рабочем месте создает опасность поражения электрическим током; включать и выключать электродви гатель обязательно в резиновых перчатках, стоя на резиновом коврике. Обслуживать насос разрешается только в спецодежде уста новленного образца.
Машинист должен разбираться в установ ленных на рабочем месте сигналах, уметь пользоваться производственной сигнализа цией. Пускать в работу агрегат без преду предительного сигнала воспрещается.
Пуск, остановку и обслуживание насосного агрегата воспрещается поручать лицу, не име ющему на это права.
Перед пуском шламового насоса необхо димо проверить, легко ли вращать лопастное колесо вручную. Поворачивать его следует за соединительную муфту между электродви гателем и насосом. После проверки вращения ограждение муфты ставится на место. Все болтовые соединения должны быть плотно за тянуты.
Движущиеся механизмы или отдельные детали насосов и их двигателей должны иметь надежные ограждения.
Пускать и останавливать шламовый насос машинист может по сигналу либо дежурного шламовщика на вращающихся печах, либо машиниста сырьевых мельниц, которые следят за движением шлама. В случае неисправности насоса или связанных е ним механизмов, при отсутствии или неисправности предохрани тельных ограждений на вращающихся частях,
45
неисправности заземления электродвигателя, насоса или пусковой аппаратуры пуск шламо вого насоса запрещается.
Принимая смену, машинист шламовых на сосов должен: тщательно осмотреть электро двигатели, положение задвижек на всасыва ющих и нагнетающих трубопроводах, прове рить показания всех контрольно-измеритель ных приборов, наличие масла в подшипниках, достаточность затяжки сальниковых уплотне ний, исправность ограждений.
Проверять прокладки на фланцевых сое динениях следует только при отключенном электродвигателе. Категорически воспрещает ся всякое исправление и ремонт насоса на ходу, закрепление и подтягивание болтов как на движущихся частях, так и на шламопроводе под давлением. При обслуживании насоса разрешается применять переносное освещение напряжением не выше 12 в.
Перед ремонтом насос нужно остановить и отключить от трубопроводов. Для этого сле дует закрыть задвижки и установить заглуш ки, а оставшийся шлам из насоса опустить.
При ремонте, чистке или осмотре центро бежного насоса электродвигатель обесточи вается, а на пусковом устройстве электродви
гателя должен быть |
вывешен плакат |
«Не включать». |
насоса разрешается |
Набивку сальников |
менять только при остановленном и отключен ном насосе.
Л И Т Е Р А Т У Р А |
|
|
1. Б а т е х и н Г. М., Н е в о л и н Н. |
П., Кл е й н - |
|
ф е л ь д С. А. Организация |
заработной платы на пред |
|
приятиях промышленности |
строительных |
материалов, |
Госстройиздат, 1962. |
Новое в технологии пере |
|
2. Б е р н ш т е й н Л. А. |
работки и транспортировании сырья в цементной про мышленности, Стройиздат, 1965.
3.Б у т т Ю. М. Технология цемента и других вя жущих материалов, Стройиздат, 1964.
4.Гидравлический и пневматический транспорт на
горных предприятиях, Госгортехиздат, 1962.
5. Д е ш к о Ю. И., К р е й м е р М. Б., К р ы х т и н Г. С. Измельчение материалов в цементной промыш ленности. Стройиздат, 1964.
6. Движение гидро- и аэросмесей горных пород в
трубах, Госгортехиздат, 1966. |
|
|
С о к о л о в |
||||
7. Е л и н В. И., |
С о л д а т о в К. Н., |
||||||
с к и й |
С. М. Насосы |
и |
компрессоры, |
Гостоптехиздат, |
|||
1958. |
|
|
М. Насосы, вентиляторы и ком |
||||
8. Ж у м а х о в И. |
|||||||
прессоры, УглеТехиздат, 1958. |
|
|
на цементном |
||||
9. |
И л ь и н С. И. |
Организация труда |
|||||
заводе, Стройиздат, 1966. |
|
Насосы, |
Госгортехиздат, |
||||
10. |
Каталог-справочник. |
||||||
1960. |
К о р о б о в М. |
М., |
К о н д а к о в |
Б. Н., Пневмо-, |
|||
11. |
|||||||
гидро- |
и аэрозольтранспорт |
на промышленных пред |
|||||
приятиях, Киев «Техника», 1967. |
|
|
|||||
12. |
Л у р ь е Ю. |
С. |
Дробление и помол в цементной |
||||
промышленности, Промстройиздат, 1951. |
Госстройиздат, |
||||||
13. |
Л у р ь е Ю. |
С. Портландцемент, |
|||||
1963. |
|
|
|
|
|
|
|
14.Правила техники безопасности и производствен ной санитарии на предприятиях цементной промыш ленности, Госстройиздат, 1961.
15.Правила технической эксплуатации цементных заводов, Стройиздат, 1967.
16. Ф л о р и н с к и й М . М., Р ы ч а г о в В. В., На сосы и насосные станции, «Колос», 1967.