Файл: Дешко, Ю. И. Машинист шламовых насосов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.11.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Продолжение табл. 4

Неисправность

 

Причина

 

 

Способ устранения

При

работе

Напряжение

ниже

Уменьшить потреб-

электродвига-

номинального,

 

ляемую

мощ-

тель

нагрева-

вследствие

чего

ность путем ча-

ется

 

электродвигатель

стачного пере-

 

 

перегружается

 

крытая

регули­

 

 

 

 

 

 

 

рующей

задвиж­

 

 

 

 

 

 

 

ки насоса

 

 

Происходят

замы-

Отремонтировать

 

 

кания между от-

или

заменить

 

 

дельными листа­

электродвигатель

 

 

ми стали или ро­

 

 

 

 

тор

задевает

за

 

 

 

 

статор во

время

 

 

 

 

работы

электро­

 

 

 

 

двигателя

 

 

 

 

 

 

Короткое

замыка­

То же

 

 

 

ние

в

обмотке

 

 

 

 

статора

 

 

 

 

 

 

 

Неисправности

в

Устранить

неис-

 

 

насосе,

вследст­

правнэсти

 

 

вие

чего потреб­

 

 

 

 

ляемая

им мощ­

 

 

 

 

ность растет

 

 

 

 

 

Нарушена правиль-

Улучшить вентиля-

 

 

ность

вентиля-

цию,

очистить

 

 

ции

 

 

 

 

вентиляционные

 

 

 

 

 

 

 

каналы

электро­

 

 

 

 

 

 

 

двигателя от пы­

 

 

 

 

 

 

 

ли

 

Ненормальный

Изношены подшип-

Заменить

подшип-

шум

в элект-

Н И К И

 

 

 

 

ники новыми

родвигателе

Местами

выступа-

Выступающую изо-

 

 

ют

 

пазовые

ляцию подрезать,

 

 

клинья или изо- - ослабевшие

 

 

ляция

 

 

 

клинья

заменить

 

 

 

 

 

 

 

новыми

 

32


Продолжение табл. 4

Неисправность Причина Способ устранения

Вибрация элек-

Неправильная

ус-

Правильно

 

устано-

тродвигателя

тановка электро-

вить

машины,

 

двигателя

на

подтянуть

гайки

 

фундаменте,

не­

на болтах

 

 

уравновешен­

 

 

 

 

 

ность ротора или

 

 

 

 

муфты,

ослабли

 

 

 

 

крепления

 

Уменьшить зазор

 

Слишком велик за­

 

зор между шей­

 

 

 

 

ками

вала

или

 

 

 

вкладышами

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

5

 

 

Данные

о физических

свойствах

масел

 

 

 

наиболее, распространенных смазочных

 

 

 

 

 

 

Вязкость

«

О

CQ

 

Д

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

в град услов­

 

 

 

 

 

 

Масло

Номер

 

ная

f

- -

» g

a

s

 

 

 

8*3 я

 

2 W

 

ГОСТ '

при

при

«

 

 

 

 

с

3

* 5

 

 

 

 

 

 

50°С

100 С

S

С й)

h о й ?3

 

 

 

 

S

M w

«Индустриальное

1707—51

2,6

3,31

 

170

—20

20»

(«веретенное

 

 

 

 

 

 

 

 

3»)

 

 

1707—51

3,81

4,59

 

180

—15

«Индустриальное

 

30»

(«машин­

 

 

 

 

 

 

 

 

ное Л»)

 

1707—51.

5,24

7,07

 

190

—10

«Индустриальное

 

45»

(«машин­

 

 

 

 

 

 

 

 

ное С»)

22»

32—53

20

23

 

180

—15

«Турбинное

 

(«турбинное Л»)

33


Т а б л и ц а 6

Данные о физических свойствах наиболее распространенных консистентных смазок

Консистентные

Номер

Внешний вид

смазки

ГОСТ

каплепаде-

ниже)

Температура

ния в °С (не

Степень пенетрации смаз­ ки при

25°С

Универсальные среднеплав­ кие (солидол синтетичес­ кий)

УСс-1 УСс-2 УСс-3

(солидол жиро­ вой УС-2Л)

УС-3 (Т)

УС-1 Смазки универ­

сальные туго­ плавкие УТВ (для подшип­ ников каче­ ния, 1—13)

>

4366—50

4366—50

4366—50

1033—51

1033—51

1631—61

70 300—360

75 270—330

85 220—270

Маслянистая

75

230—290

мазь от свет­

 

 

ло-желтого до

 

 

светло-корич­

 

 

невого цвета

90

150—220

75 330—355

Однородная

120 250—290

мазь без ком­ ков от свет­ ло-желтого до темно-корич­ невого цвета

8. Ремонт шламовых насосов

Одним из важнейших условий бесперебой­ ной работы насоса является правильный уход за ним, своевременный и высококачественный ремонт.

34


Система планово-предупредительного ре­ монта (ППР) насосов представляет собой комплекс организационно-технических меро­ приятий по содержанию и ремонту насосов, проводимых по заранее составленному плану и в определенной последовательности.

При системе ППР выполняют следующие виды работ:

технический уход — ежесменный и перио­ дический, ремонты — текущий, средний и ка­ питальный. Ремонты проводят по разработан­ ным и утвержденным годовым и месячным графикам. Сроки периодических технических уходов и ремонтов предусматривают в годо­ вых и месячных графиках, исходя из количе­ ства отработанных часов, с учетом степени из­ носа узлов и деталей.

В течение смены ведут наблюдения за ра­ ботой насосов и устраняют мелкие неисправ­ ности. При этом выполняют следующие рабо­ ты:

1)содержат в чистоте рабочее место, об­ тирают и очищают оборудование;

2)смазывают трущиеся детали, преду­ смотренные в техническом паспорте, периоди­ чески проверяют работу смазочных устройств;

3)контролируют работу подшипников и трущихся деталей для предупреждения чрез­ мерного их нагрева;

4)проверяют действие пусковых устройств;

5)проверяют наличие и исправность за­ щитных ограждений;

6)наблюдают за состоянием уплотнений для предупреждения течи шлама;

7)проводят простейшие ремонтные рабо­ ты по устранению мелких дефектов.

Обнаружив мелкие повреждения, которые

35

нельзя устранить в течение данной смены, ма­ шинист насосов должен сообщить о них смен­ ному мастеру и сделать запись об обнаружен­ ных и неустраненных дефектах в журнале приемки и сдачи смены.

Периодический технический уход осущест­ вляют с целью проверки технического состоя­ ния насоса, выявления и устранения неисправ­ ностей и предупреждения аварий.

При периодическом техническом уходе:

а) разбирают отдельные узлы, подвергаю­ щиеся износу;

б) очищают и промывают картеры и заме­ няют масло в сроки, установленные в картах смазки;

в) проводят мелкие неотложные ремонты (крепят детали, устраняют течи и т. д.);

г) определяют степень износа деталей и узлов, подлежащих замене при очередном плановом ремонте, и составляют ведомости дефектов;

д) уточняют срок службы отдельных дета­ лей и'узлов;

е) проводят мелкий ремонт ограждений, площадок, лестниц и переходов.

Текущий ремонт— один из основных видов ППР, при помощи которого шламовый насос поддерживается в рабочем состоянии до тех пор, пока главные детали агрегата не под­ вергнутся значительному износу и для его восстановления потребуется более сложный и сравнительно длительный ремонт. При теку­ щем ремонте заменяют или восстанавливают отдельные дефектные детали, например, саль­ никовую набивку, уплотняющие кольца и ра­ бочее колесо, проводят ревизию Шламовых задвижек и подшипников.

36


Относительно большой объем ремонтных работ, превышающий примерно в 2 раза объем работ при текущих ремонтах, выпол­ няется при среднем ремонте. В этом случае производят проверку и регулировку насоса с применением приборов и инструментов, заме­ няют вал с подшипниками, направляющие кольца и брони корпуса насоса.

Капитальный ремонт предусматривает полное восстановление насоса. При таком ре­ монте полностью разбирают, очищают и про­ мывают агрегат, заменяют корпус насоса и все детали, а также задвижки. В отдельных случаях (не чаще чем раз в 4 года) возможна полная замена насоса другим.

Как показала практика эксплуатации на­ сосов 8ШНВ, наиболее изнашиваемыми дета­ лями являются крышка на всасывающей сто­ роне (часть ее перед входом в рабочее коле­ со), начальная часть улитки примерно на Уз окружности, рабочее колесо (особенно лопатки) и бронедиски. Вследствие износа рабочего колеса уменьшается напор, а значит, и к. п. д. насоса.

Представляет практический интерес опыт работы Здолбуновского, Николаевского и Балаклейского цементных заводов по наплавке рабочих поверхностей насосов сталинитом. Детали насосов 8ШНВ (без наплавки) изна­ шиваются через 15—25 суток; наплавка рабо­ чих колес, бронедисков и корпуса насосов сталинитом (с соблюдением необходимых размеров) позволяет увеличить срок службы этих деталей до 2—4 месяцев.

На Здолбуновском заводе для улучшения гидродинамических характеристик проточ­

ные каналы в крышках корпуса (со стороны

37

всасывающего патрубка) насоса полностью заваривают. Поскольку подача отжимной во­ ды односторонняя, то надобность в этих кана­ лах отпадает; с их ликвидацией не происходит отложения шлама в зазорах и уменьшается износ деталей. Кроме того, сталинитом на­ плавляют также сальниковую втулку рабочего колеса, что позволяет увеличить срок ее служ­ бы в 3—4 раза.

На Балаклейском цементном заводе на не­ которых насосных станциях давление нагне­ тания, создаваемое насосом, превышает 20 ат. Поэтому некоторые детали изнашиваются быстрее. Повышенному износу подвергаются ра1бочее. колесо, бронедиски, сальники и втул­ ки рабочего колеса.

Корпус насоса изнашивается в местах входа шлама в насос и выхода из него. Выра­ ботанные места корпуса заваривают и на­ плавляют слой сталинита толщиной 0,5 мм. Это позволяет удлинить срок службы корпуса на 2—2,5 месяца.

Рабочее колесо работает надежно в тече­ ние 25—28 суток. Наиболее интенсивно изна­ шиваются втулки на валу колеса. Ремонт осуществляется путем выпрессовывания изно­ шенных втулок и напрессования новых из стали марки Ст.З. Новые втулки напрессовы­ вают с зазором 1 мм. Рабочее колесо изнаши­ вается также по радиусам закруглений. Чтобы предохранить его от такого износа, с наруж­ ной стороны-укрепляют шесть лопаток разме­ ром 10X25X105 мм.

При вращении рабочего колеса лопатки отбрасывают шламовый поток от сальника и уплотнительных колец, снижая давление око­

38