Файл: Дешко, Ю. И. Машинист шламовых насосов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.11.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

должна быть минимальной). 'С момента пуска насоса основное внимание должно быть обра­

щено на создание нормального режима его работы.

Остановка насосов осуществляется в по­ рядке, обратном пуску. При этом выключают электродвигатель и постепенно закрывают задвижки на нагнетательном и всасывающем трубопроводах, затем прекращают подачу воды в сальник.

После остановки насоса машинист обязан проверить состояние шламопроводов и задви­ жек. По истечении времени, необходимого для охлаждения насоса, надо закрыть все венти­ ли, подводящие воду и масло для охлажде­ ния, и краны у манометра.

При остановке на длительное время во из­ бежание ржавления рабочие колеса, уплотня­ ющие кольца, защитные гильзы вала, втулки и другие детали следует смазать, а сальнико­ вую набивку вынуть.

5. Надзор за работой центробежного насоса

Опыт эксплуатации насосных установок показал, что из-за невнимательности машини­ ста возможны поломки, а также заиливание шламопроводов, что приводит к длительным

простоям.

Для обеспечения нормального режима ра­ боты насоса машинист обязан тщательно сле­ дить за показаниями контрольно-измеритель­ ных приборов. Если они отличаются от нор­ мальных, необходимо немедленно выяснить причину и устранить ее. Если же машинист насоса не в состоянии сам это сделать, необ­ ходимо срочно вызвать соответствующий

20

ремонтный персонал, а насос остановить, пустив вместо него другой, резервный. Нельзя допускать перегрева подшипников. Их темпе­ ратура не должна превышать 70°С.

Во время работы насоса во избежание перегрева подшипников необходимо следить за тем, чтобы масла было достаточно; менять его нужно по мере загрязнения и следить за тем, чтобы не было утечки.

Необходимо время от времени менять сальниковую набивку. Чрезмерная или не­ равномерная затяжка сальника помимо боль­ шого прогрева набивки приводит к быстрому износу вала насоса. Подтягивать сальник (во избежание перекоса) следует двумя натяжны­ ми гайками. Их надо затягивать поочередно, одну за другой, через каждые полоборота, чтобы не нарушать параллельного движения грундбуксы.

При увеличении удельного давления на набивку со стороны сальниковой втулки соот­ ветственно усиливается трение, и сальник на­ чинает быстро нагреваться. Частое подтягива­ ние сальников с применением для этого боль­ ших рычагов может привести к поломке шпилек сальников.

В случае необходимости можно частично регулировать расход шлама задвижкой на нагнетательном трубопроводе. Регулировку следует производить плавно, наблюдая за показаниями амперметра. Однако нужно помнить, что очень сильно закрывать задвиж­ ку на нагнетательном трубопроводе нельзя, так как скорость шлама в шламопроводе уменьшится и он будет оседать в трубах.

При перекачивании шлама из зумпфа в по­ следнем должен быть установлен нижний

27


уровень шлама с таким расчетом, чтобы через образукэщуюся в шламе воронку в насос не прорывался воздух.

6. Основные неисправности при работе насосных установок

Опыт эксплуатации показывает, что узла­ ми центробежного насоса, определяющими продолжительность его бесперебойной работы, являются сальники и подшипники. Поэтому уходу за ними следует уделять особое внима­ ние. Нагрев подшипников, прекращение по­ ступления смазки, вибрация или ненормаль­ ный шум свидетельствуют о неполадках в на­ сосе, который нужно немедленно остановить для осмотра и устранения причин, вызываю­ щих ненормальную работу.

Основные неисправности в работе насосов и электродвигателей и способы их устранения указаны в табл. 4.

7. Смазка центробежных шламовых насосов

Из физико-химических свойств масел важ ­ ное значение имеют: вязкость, температура вспышки, температура застывания (табл. 5).

Наряду с жидкими смазочными маслами широко используют консистентные смазки, основные характеристики которых даны в табл. 6.

Масло, применяемое для смазки, перед за­ ливкой в подшипники профильтровывается. Шариковые подшипники заполняются конси­ стентной смазкой не реже 1 раза в месяц.

28

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

А

Причины

неисправностей

насосов

и

электродвигателей,

 

 

их устранение

 

 

 

 

Неисправность

 

Причина

 

Способ устранения

Снизилась про­ Неправильное вра­

Проверить

исправ­

изводитель­

щение

или недо­

ность

электро­

ность насоса

статочное

число

двигателя

 

 

 

оборотов

элект­

 

 

 

 

 

 

родвигателя

 

 

 

 

 

 

 

Велико сопротивле­

Проверить правиль­

 

 

ние

в

напорном

ность

монтажа

 

 

трубопроводе

 

и состояние тру­

 

 

(давление

выше

бопроводов

 

 

 

требуемого)

 

 

 

 

 

 

 

Увеличились

зазо­

Отрегулировать

за­

 

 

ры

между

рабо­

зоры или в слу­

 

 

чим

колесом

и

чае

необходимо­

 

 

дисками

 

 

сти

сменить

ко

 

 

 

 

 

 

 

лесо и диски

 

 

 

Каналы

рабочего

Разобрать

насос и

 

 

колеса

и

спира­

прочистить кана­

 

 

ли корпуса заби­

лы

 

 

 

 

 

ты

 

крупными

 

 

 

 

 

 

взвешенными ча­

 

 

 

 

Повышение ве­

стицами шлама

 

 

 

 

 

Велико

сопротив­

Проверить

монтаж

личины

напо­

ление

в

напор­

и состояние тру­

ра против за­

ном

трубопрово­

бопровода

 

данной

 

 

 

де

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перегрев

шипников

под­ Перекосы

ва­

Проверить

центри­

лов или

несоос-

рование

валов

ность агрегата

насоса

и элект­

 

 

родвигателя

Недостаточная или

Проверить

коли­

обильная смазка

чество смазки

Ослаблены

фунда­

Затянуть болты

ментные болты

29



 

 

 

 

 

Продолжение табл.

4

Неисправность

 

Причина

Способ устранения

 

Чрезмерный па-

Насос

длительное

Постепенно

от-

грев

частей

время

 

работал

крыть

задвижку.

насоса,

в ча-

при аакрытой за-

Если насос пере-

стности

кор-

движке

 

 

стал

 

подавать

пуса

 

 

 

 

 

шлам,

 

то

надо

 

 

 

 

 

 

его

остановить,

 

 

 

 

 

 

проверить запол­

 

 

 

 

 

 

нение

 

шламом,

 

 

 

 

 

 

затем

 

 

снова

Нагрев сальниПерекос нажимной

включить

 

 

Ослабить

затяжку

нового уплот-

втулки

 

(грунд-

гаек

сальника,

нения

 

буксы)

 

 

выправить

пере-

 

 

Чрезмерная затяж-

кос

 

затяжку

 

 

Ослабить

 

 

ка

сальникового

сальника

 

 

 

 

уплотнения

Заменить

набивку

 

 

Инородные

вклю-

 

 

чения

(частички

сальника

 

 

 

 

породы

 

и метал­

 

 

 

 

 

 

 

ла)

в

 

набивке

 

 

 

 

 

 

 

сальника

Подтянуть гайки

 

Сильная вибраОслабли крепления

 

ция насоса и

электродвигателя

 

 

 

 

 

электродвига-

и насоса на раме

 

 

 

 

 

теля

 

Неправильная цент-

Проверить

насадку

 

 

 

 

ровна эластичной

полумуфты

и

в

 

 

муфты

 

 

случае

 

износа

 

 

 

 

 

 

резиновых

колец

 

 

 

 

 

 

и изгиба шпилек

 

 

Слишком

 

сильно

заменить их

 

 

 

 

Заменить

подшип-

 

 

подработались

ники

 

 

 

 

 

 

подшипники

Разобрать

 

насос,

 

 

Ослабло

крепление

 

 

 

рабочего

колеса

укрепить колесо

 

 

на

валу

насоса

Укрепить

 

трубо-

 

 

Слабо

укреплен

 

 

 

трубопровод

провод

 

 

 

30


 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение табл.

4

Неисправность

 

Причина

 

 

Способ устранения

 

Насос

при пус­

Задвижка

на

наг­

Закрыть задвижку

ке расходует

нетательном тру­

 

 

 

 

 

много

элек­

бопроводе

не за­

 

 

 

 

 

троэнергии

крыта

 

тока

в

Заменить предохра­

Электродвига­

Отсутствие

тель

не

за­

статоре

вследст-

нители,

 

испра­

пускается

t вие

перегорания

вить и включить

или

число

предохранителя,

 

автоматический

 

оборотов

 

отключения

ав­

выключатель

 

меньше номи­

томатического

 

 

 

 

 

 

нального

 

выключателя или

 

 

 

 

 

 

 

 

его

неисправно­

 

 

 

 

 

 

 

 

сти

в

пусковом

Отыскать место об­

 

 

 

Обрыв

 

 

 

реостате

или

в

рыва

 

и

устра­

 

 

 

соединительных

 

нить

 

неисправ­

 

 

 

проводах

между

ность

 

 

 

 

 

 

 

ротором и пуско­

 

 

 

 

 

 

 

 

вым реостатом

 

Заменить

подшип­

 

 

 

Разработались под­

 

 

 

шипники

 

 

 

ники

новыми

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выверить

зазор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

между ротором и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

статором.

Поста­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вить

установоч­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ные

штифты

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

подшипниковых

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

щитах

 

или стой­

 

 

 

Внутренний

обрыв

ках

 

 

место

 

 

 

Определить

 

 

 

одной

фазы

об­

обрыва

и

устра­

 

 

 

мотки статора

 

нить

 

неисправ­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ность

 

 

 

 

При

работе

Напряжение

 

сети

Отключить

элект­

электродвига­

выше

номиналь­

родвигатель, по­

тель

нагрева­

ного

 

 

 

 

ка

напряжение

ется

 

 

 

 

 

 

 

 

не понизится

до

 

 

 

 

 

 

 

 

 

номинального

 

31