Файл: Вишняков, Б. И. Рефрижераторные вагоны учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В центральной кабине управления находятся: главный распределительный щит, два пульта управления, два щита дистанционного контроля температуры в грузовых помеще­ ниях, рабочий стол и переговорное устройство (телефон).

Баки для топлива размещены под вагоном-дизель-элек- тростанцией, под девятым грузовым вагоном и в помещении дизель-электростанции. Суммарная емкость баков равна

20650 л.

Вмашинном отделении установлены две аммиачные хо­ лодильные машины двухступенчатого сжатия. В испарите­ лях этих машин охлаждают рассол (водный раствор хлори­ стого кальция), который затем прогоняют центробежным насосом по магистральному рассолопроводу, проходящему через весь поезд. На крыше вагона расположены компенса­ ционные и запасные рассольные баки.

По А -А

Охлаждение, отопление, циркуляция воздуха и вентиля­ ция грузового помещения сходны с аналогичными системами 12-вагонной секции. На рис. 9 показана принципиальная схема вентиляции грузового помещения. Наружный воздух нагнетается в помещение вентилятором 3, приводимым в дей­ ствие электродвигателем мощностью 0,45 кВт. Свежий воз­ духпоступает к вентилятору-циркулятору 1 (см. рис. 3) и далее движется вместе с циркулируемым воздухом. Загряз­ ненный воздух через канал 1 и дефлектор 2 удаляется наружу.

Контроль температуры воздуха в грузовом помещении осуществляют полупроводниковыми термодатчиками, пока­ зания которых снимают на щите в центральной кабине уп­

равления, а также переносной телестанцией, подсоединяемой

..

18

' •• -

к клеммам снаружи данного вагона-холодильника. Помимо того, имеются два (по одному на каждую половину поезда) термографа. Поезд обслуживает бригада, состоящая из пяти—шести человек.

7. АВТОНОМНЫЙ ВАГОН

Вагон представляет самостоятельную рефрижераторную единицу, имеющую все необходимое для качественной пере­ возки скоропортящихся грузов широкого диапазона. Вагон разделен на три части: два машинных отделения с обоих концов кузова и грузовое помещение в средней части.

Снабжение электрической энергией всех потребителей осуществляется от двух дизель-генераторных агрегатов, уста­ новленных по одному в каждом машинном отделении. Мощ­ ность дизеля 27,5 л. с., номинальная мощность генератора 16,5 кВА. Снабжение электроэнергией возможно как по пря­ мой схеме, так и по перекрестной (рис. 10).

В последнем случае потребители условно первого агре­ гата 2 получают энергию от второго генератора 4 и, наобо­ рот. потребители 3 питаются от генератора 1. На рис. 10

прямая схема показана

сплошными линиями, а обрат­

ная — пунктирными. При

появлении неисправности дизеля

или при его перегрузке он останавливается автоматически аварийным стоп-устройством.

Дизель может работать как непрерывно, так и с авто­ матической остановкой по команде термостата холодильно­ отопительного агрегата. Иногда во время погрузки запускают оба дизеля. Затем один из них переводят в режим «времен­ ная работа». При достижении необходимой температуры

19



в грузовом помещении срабатывает термостат холодильногоагрегата, и дизель, переведенный на временную работу, оста­ навливается. Повторный пуск этого дизеля может быть произведем работниками пункта обслуживания (ПТО). Ди­ зель, оставленный в режиме «постоянной работы», не реаги­ рует на положение термостата холодильно-отопительного агрегата и в пути следования не останавливается.

У каждого дизель-генераторного агрегата имеется бак для топлива емкостью 500—720 л. Удельный расход топлива 190 г/л. с. ч. При полной нагрузке запас топлива достаточен на 85 час непрерывной работы дизеля. Баки гидравлически друг с другом не связаны, поэтому пополнение топлива при­ ходится производить в обе емкости.

Для разогрева дизеля перед запуском в холодное время года на нем установлен отопительный прибор, работающий на жидком топливе.

При длительной стоянке вагон может получать электри­ ческую энергию из стационарной сети. Для подключения

водном из машинных отделений имеется розетка.

Сцелью предотвращения перегрева воздуха в машин­ ном отделении на торцовой стене установлен вентилятор,, включаемый автоматически по команде термостата при тем­ пературе наружного воздуха 25°С и выше.

Охлаждение грузового помещения осуществляется двумя фреоновыми холодильными машинами, работающими по

циклу двухступенчатого сжатия без промежуточного отво­ да тепла. Компрессорно-конденсаторный агрегат 1 холодиль­ ной машины установлен в верхней части машинного отделе­ ния, а испаритель 5 в грузовом помещении (рис. И). Вся

20

холодильная машина смонтирована на общей раме, т. е. агрегатирована. Это позволяет при необходимости произве­ сти быструю ее смену через отъемную часть наружной тор­ цовой стены машинного отделения.

Отапливают грузовое помещение электрическими печа­ ми 6, установленными у испарителей. Суммарная мощность, печей обоих агрегатов равна 12 кВт. Вагон оборудован сш стемой принудительной циркуляции воздуха в грузовом по­ мещении. Два вентилятора 4 подают циркулирующий воздух на испаритель и электрическую печь. Охлажденный или по­ догретый воздух поступает в канал 7, образованный потол­ ком грузового помещения и ложным потолком 8. Последний имеет щели, через которые воздух выходит равномерно по всему грузовому помещению. Засасывается циркулирующий воздух через щель междутюлом и щитом 12.

Рис. 12

Необходимая температура в грузовом помещении поддер­ живается автоматически. С этой целью около одного из хо­ лодильно-отопительных агрегатов установлены четыре тер­ мостата (реле температуры), которые управляют работой холодильной машины или электрической печи соответствен­ но. Чувствительные элементы этих термостатов установлены на боковой стене грузового помещения. Размещение термо­ статов 1 и их чувствительных элементов 2 показано на

рис. 12.

Оттаивание снега с испарителя производится посредством подачи горячего фреона в испаритель. Происходит это авто­ матически по команде реле давления, связанного со всасы­ вающей линией ступени низкого давления холодильной ма­ шины. Прекращается подача горячего фреона по команде реле времени.

21


Для измерения температуры воздуха б грузовом поме­ щении применены полупроводниковые термодатчики, уста­ новленные (см. рис. 12):

датчик 6 — перед входом воздуха в испаритель; датчик 7 — после выхода воздуха из электрической печи;

датчики 3 и 8 — на продольных стенах грузового поме­ щения.

Показания этих датчиков снимаются переносной термо­ станцией, подсоединяемой к клеммам 9 снаружи, на боковой стене кузова.

У некоторых вагонов в верхней части боковой стены одного из машинных отделений установлен электронный тер­ мограф 5, чувствительный элемент 4 которого помещен в гру­ зовом помещении, на боковой стене.

При вентилировании грузового помещения (см. рис. 11) наружный воздух поступает по каналу 3. Внутренний конец этого канала расположен в зоне всасывания одного из вен­ тиляторов-циркуляторов 4. При необходимости всасывающий канал может быть перекрыт заслонкой 2, которую перестав­ ляют вручную. Удаление воздуха из грузового помещения происходит через два дефлектора 9, к которым подсоединены вертикальные каналы 10. Таким образом, забор удаляемого воздуха происходите уровня напольных решеток 11. При не­ обходимости входные отверстия вертикальных каналов могут быть перекрыты заслонками.

Электрические схемы вагона имеют аварийную световую сигнализацию. При появлении неисправности загораются сиг­ нальные лампочки. Для удаления влаги из грузового поме­ щения в полу имеются четыре сточных отверстия.

Автономные вагоны постройки 60-х годов в пути следо­ вания обслуживающий персонал не сопровождает. Наблюде­ ние за их работой и техническое обслуживание осуществляют работники специализированных пунктов технического обслу­ живания. Эти пункты расположены по маршруту следования автономных вагонов.

8. 5-ВАГОННАЯ СЕКЦИЯ ЦБ-5

По схеме состава эта секция идентична секции БМЗ. Она включает четыре вагона-холодильника и один специаль­ ный. Вагоны сцеплены следующим образом: № 1—'Грузовой.

№ 2 — грузовой,

№ 3 — специальный, № 4 — грузовой и

№ 5 — грузовой.

Секция может быть сцеплена в 9-вагонном

составе: четыре

грузовых, специальный и четыре

грузовых.

В последнем случае в грузовых вагонах можно

включать

только по одному охладительно-отопительному агрегату.

22


■С обоих концов вагона-холодильника расположены ма­ шинные отделения, а в средней части — грузовое помещение.

Вспециальном вагоне имеются салон, спальное купе, туалет

сдушем, кухня, кабина управления и дизельное отделение.

Вкухне установлены шкаф-холодильник, раковина, плита на

жидком топливе, шкафы для продуктов и посуды. В салоне имеются стол, стул, табурет, гардеробный шкаф, шкаф для продуктов, аптечка, радиоприемник и огнетушитель. Спаль­ ное купе рассчитано на три человека. Баки для воды разме­ щены над потолком салона, купе, туалета и кухни, а также

вдизельном отделении.

Вкабине управления установлен главный распредели­ тельный щит, включающий приборы управления работой ди­ зель-генераторов, отопительно-охладительных агрегатов и подсоединение к внешней сети. На этом щите смонтированы также приборы контроля температур в грузовых помещениях, контроля системы отопления специального вагона и сигна­ лизация помех. Рабочее место в кабине управления обору­ довано откидным столиком и вращающимся креслом.

Для снабжения электроэнергией отопительно-охладитель­ ных агрегатов грузовых вагонов в дизельном отделении установлены два главных дизель-генераторных агрегата. Помимо того, имеется еще един вспомогательный. Мощность дизеля главного агрегата — 120 л. с. и вспомогательного —

27,5 л. с. Номинальная мощность генератора 97 кВА и 19 -:-16,5 кВА соответственно.

Баки для дизельного топлива установлены на специаль­ ном вагоне: один под вагоном емкостью 2100 л, другой в ва­ гоне у кабины управления емкостью 2300 л и третий в дизель­ ном отделении (расходный) емкостью 1900 л.

Служебный вагон оборудован как системой водяного отопления с котлом, работающим на твердом топливе (угле), так и электропечами, установленными в дизельном отделе­ нии (три группы суммарной мощностью 12 кВт), в кабине управления (одна электропечь) и во всех служебных поме­ щениях (в салоне две электропечи, в кухне, купе и туалете по одной).

В качестве термоизоляционного материала в ограждениях специального вагона и грузовых помещений применен пори­ стый полистирол. Толщина изоляции в специальном вагоне: крыша и боковые стены 120 мм, пол и торцовые стены 140 мм] в вагоне-холодильнике: крыша 250 мм, боковые и торцовые стены 200 мм, пол 140 мм.

Температуру воздуха в грузовом помещении можно под­ держивать в пределах Ч-13 ->- —15°С при температуре на­ ружного воздуха —45 -г- +40°С соответственно.

23