Файл: Белявский, И. Г. Пути повышения эффективности технического творчества ИТР (методическая разработка в помощь лектору).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
■а
ОБЩЕСТВО «ЗНАНИЕ» РСФСР
Ростовская областная организация
И. Г. Белявский В. Μ. Иванова
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ИТР
~t44β (Методическая разработка в помощь лектору)
г. Ростов-на-Дону
1974 год
∙x∙∙. |
.. |
, ∙ |
, -∙ |
I «.НИН* fl fl∙J
∙**. *K<v>∙*-4W-fW> ⅜*. » .* <∙fl⅛*flβ
ОБЩЕСТВО «ЗНАНИЕ» PC j>CP*U∏**β<M
«k*«¡ e>wu**
Ростовская областная организЯІШІЯя Г
I Пути повышения эффективности
f технического творчества ИТР
і а
I _•
г. Ростов-на-Дону
1974 год
∙WM∙iH-*∙*'*⅜* ■ ⅜>⅝∙F*r4b∙ -√*Jp
JHstMTUIV
*∙⅛mm⅜-0 аш
И. Г. Белявский
В. Μ. Иванова
! <⅛J⅞≡-∙
•J ⅜Mβ^τ∙M⅛3⅝
яЦй*М*"«ЯМ” **4VMMK ∙r>■• <⅛'√^⅝>>⅛
КЛЕКТОРУ
Читая лекции, затрагивающие проблемы стимулирования,
технического творчества рабочих, инженерно-технических ра ботников, служащих на предприятиях, лектору необходимо иметь в виду сравнительную новизну этой тематики.
В настоящее время в лекциях на данную тем}' в основном
рассматриваются экономические стимулы (материальные и
моральные) технического творчества рационализаторов и изобретателей.
Без внимания остается круг вопросов, характеризующих
эффективность рацпредложений ИТР в зависимости от обра
зования, стажа, возраста рационализаторов и т. д. Поэтому лектор должен проанализировать и эти факторы, показать на конкретных примерах их огромную роль.
Рекомендуется следующий план лекции:
1.Общие положения .социально-психологической теории
активности личности в производственных коллективах.
2.Показатели массовости и эффективности рацпредложе
ний рабочих и ИТР на предприятиях.
3.Значение образования, Стажа и возраста рационализа
торов. ,
4.Мотивы и стимулы участия ИТР в техническом творче
стве.
5.Роль общественных организации на предприятиях
(ОБТИ, БРИЗ, БЭА, НТО и др.) в развитии творческой ини циативы работников.
3
,. -В. лекции использованы'материалы исследований, прове-
дацікы-х-на дсафедре общей ∏ социальной психологии и лабо
ратории НОТ РГУ.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Лектору следует отметить, что решения XXIV съезда пар
тии, направленные на дальнейшее развитие социалистическо
го производства, обусловили пристальное внимание' психоло гов к проблемам .активности личности. Без рассмотрения
'этой проблемы, хотя бы в общей форме, невозможно понять
сущность научного творчества рационализаторов.
Основу активности личи-ости составляет единство потреб
ностей человека и CHTyajuin их удовлетворения. Именно здесь следует искать интимные механизмы социального Формиро
вания личности. Это единство создает иерархию потребностей п, следовательно, мотивационную сферу личности, обусловли
вающую ее целесообразную деятельность. Важнейшими про
изводными данного единства и составляющими структуру ак-'
тивности являются интерес, устремление, убеждение, а также;
различные формы неосознанной психической деятельности.
Многочисленные исследования свидетельствуют о тесной связи производственных показателей коллектива и характе
ром интересов его членов, l
Лектор}' следует подчеркнуть, что психологическая приро
да интереса связана с эмоционально окрашенной интеллекту
альной избирательностью. Следовательно, забота об интел
лектуальном развитии членов коллектива, их познавательных, культурных, эстетических запросах есть в конечном итоге забота о повышении производительности труда. Результаты исследований позволяют утверждать, что в производственных коллективах, где созданы условия для lτaκ называемых, не
формальных межличностных контактов, осиовапнькх на общ
ности интересов, производственные показатели намного выше-
по сравнению с коллективами, где межличностные связи стро-
ятся только как отношения ответственной зависимости.
Лектор'у надо отметить, что устремления связаны с целя
ми, которые не открываются в ближайшем жизненной ситуа
ции и обусловлены наличием у рабочего перспектив, планов,
основных жизненных целей. Коллектив не может существо
4
|
вать без перспектив, считал еще А. С. ТАакаренко. |
Эта важ |
|||||
|
нейшая его идея.в равной степени |
относится |
и |
к каждому |
|||
|
члену коллектива. |
|
|
|
|
|
|
|
Очень важно, чтобы каждый производственник хорошо бы |
||||||
|
был осведомлен в планах своего предприятия, видел перспек |
||||||
|
тивы его дальнейшего развития. |
Опыт |
показывает, |
что |
на |
||
|
предприятиях, где хорошо поставлена и продумана |
служба |
|||||
|
информации, где рабочие, инженерно-технические работники |
||||||
|
среднего звена управления поставлены в известность о перс |
||||||
|
пективных планах и участвуют в их обсуждении, |
создаются |
|||||
|
наиболее благоприятные условия,для интенсивного социаль |
||||||
|
ного развития. Выполнение планов производственных коллек |
||||||
|
тивов связано с мобилизацией нравственных и физических сил |
||||||
|
работников и вместе с тем эти планы должны быть реальны |
||||||
|
ми. Такими являются наши пятилетние планы, |
а также вст |
|||||
|
речные планы, выдвигаемые на передовых предприятиях стра |
||||||
|
ны. Нереальные планы самым пагубным образом влияют |
на |
|||||
|
активность личности, парализуют волю, отрицательно сказы |
||||||
|
ваются на ее направленности. Производственная деятельность |
||||||
lt√ ∙. должна быть ритмичной, исключать различного рода |
авралы |
||||||
gr |
и τ.¼. |
|
|
|
|
|
что |
Социально-психологические исследования показывают, |
|||||||
. |
когда авралы становятся постоянными, |
.резко |
снижается |
ак- |
£тпнность работников и, следовательно, производительность их
труда. |
і |
Лектору необходимо подчеркнуть, |
что при выполнении |
планов первостепенное значение имеют убеждения человека.
Основу их составляет мировозрение как система знаний о
«конкретном содержании мира». Знания имеют огромное -зна чение для расширения кругозора работников, однако они еще не обеспечивают активности личности. Чтобы знания стали
■■..убеждением, должны быть эмоционально принятыми, вызы вать положительный эмоциональный отклик.
На непрерывное единство познавательных процессов и
эмоций указывал В. И. Ленин; «Без человеческих эмоций ни
когда не бывало, нет и не может быть человеческого искания
истины».1
1 В. II. Ленин. Соч., т. 17; стр. 33.
5τo выскйзывание В. И. Ленина должно лежать в осі-іове
всех воспитательных воздействий на личность в производ
ственном коллективе. Оно позволяет утверждать, что различ ного рода вербальные воздействия:' лекции, беседы и прочие
должны подкрепляться действиями, необходимо требующими
проявления активности личности. Последнее обусловлено тем,
что эмоциям, как правило, противопоказаны, если можно так-
выразиться, «голые» абстракции. Чаще всего наши эмоции вызываются^ наглядными, чувственно воспринимаемыми обра зами или достаточно яркими представлениями, порождаемы
ми реальной деятельностью. В этой связи большой воспита
тельный эффект приносят, так называемые, экспрессивно коммуникационные выступления руководителей, создающие атмосферу групповой солидарности и сопровождающиеся
коллективным обсуждением насущных проблем производства.
Убеждения включают в свою систему интересы и устрем
ления, выступают как единство познания и отношения. Имеют определенное значение и неосознанные проявления активнос ти личности, например, установка. На наш взгляд, она Явля
ется проявлением мотивационной сферы личности. Это опре деленная организация предшествующего опыта, которая ста
новится фактором, регулирующим целесообразную деятель
ность. Она вознйкает на базе взаимосвязи потребностей и
ситуаций их удовлетворения и отличается своеобразным сос
тоянием готовности к определенного рода деятельности. Пси
хологическая природа установки необходимо требует произ
водственных условий, создающих неосознанную готовность к общественной деятельности и интенсивному производствен
ному труду.
Лектор не должен оставить без внимания, что важное
значение для активности личности имеют особенности темпе рамента, от которого зависит стелен/ эмоциональной возбу
димости личности, ее импульсивность, быстрота реакций, при способляемость к изменяющимся производственным условиям.
Все эти вопросы лектор, должен сопровождать конкретны
ми примерами-, взятыми из производственной практики.
Техническое творчество — это обусловленная производ
ственными отношениями и экономическими законами социа лизма деятельность, направленная.на разработку и практи ческое осуществление задач по изысканию и исследованию
6
внутренних резервов в области техники, технологии И предме тов труда, всех компонентов, которые в целом составляют ма териальную основу производственного процесса.
Развитие технического творчества работников имеет боль
шое значение для решения главной задачи — создания мате
риально-технической базы коммунизма, общественных отно шений п формирования гармонически развитой личности.
При социализме массовое техническое творчество работ
ников проявляется в различных формах. Важнейшими из них
являются изобретательство и рационализаторство.
Рационализаторство — одна из форм творческой активно
сти работников, которая органически сочетает моменты трудо
вой и общественно-политической активности.
Объективным источником рационализаторства является
'процесс взаимодействия техники и человека. Поэтому в любой
общественно-экономической формации работники участвуют в совершенствовании техники и технологии. Однако, только при социалистическом обществе рационализаторское движе-
і« ` ине становится массовым и это обусловлено социалыю-экоио-
мическими и политическими условиями.
C внедрением современных механизмов, станков и обору
дования усложняются тво’рческие поиски рационализаторов и
изобретателей. В создании новой техники участвуют десятки,
сотни инженеров ц техников, которые проектируют ее, изго
товляют опытные образцы машин, осваивают и т. д. На мио-,
гих предприятиях страны каждый 4—6 работник производства
является рационализатором. В целом число рационализато ров по стране, подавших предложения в 1971 г., по сравне
нию с 1960 г., возросло в 1,5 раза, количество поступивших
■предложений в 1,2 раза, число внедренных É производство
предложений в 1,3 раза.1
1 «Народное хозяйство СССР |
(1922—1972 гг.)». |
Юбилейный статистический |
ежегодник. Μ., «Статистика», 1972, |
стр. 109. |
7 |
|
Л
II. ПОКАЗАТЕЛИ МАССОВОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЦПРЕДЛОЖЕНИЙ РАБОЧИХ И ИТР
НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
Лектору нужно отметить, что па современном этапе харак
терной особенностью участия ИТР, рабочих и служащих в ра
ционализаторской деятельности является ее коллективность.
Появление коллективных форм участия работников в ра ционализаторской и изобретательской деятельности вызвано
изменениями в материальном производстве, которое на совре менном этапе характеризуется невиданным научно-техничес
ким прогрессом, дальнейшим обобществлением производства.
Сущность этого процесса выражается в том, что «многие раз
дробленные процессы производства сливаются в один |
обще |
|||||||||
ственный процесс производства».1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Изучение творческой активности ИТР и практического нс- ; |
||||||||||
пользования их на предприятиях имеет большое |
экономиче |
|||||||||
ское значение .Для примера рассмотрим |
рост |
рационализа |
||||||||
торской деятельности ИТР |
на |
Ростовском |
заводе ГПЗ-10 |
|||||||
(табл. 1). Рационализаторское движение |
|
|
Таблица |
1 |
||||||
по годам |
1971 в |
% |
||||||||
Показатели |
|
1969 г. |
|
1970 |
1971 |
,li |
||||
|
|
4660 |
I |
к |
1969 |
|
||||
Количество работающих, чел. |
3604 |
3811 |
|
|
128,0 |
|||||
Количество рационализа |
|
326 |
338 |
|
366 |
|
|
112,2 |
||
торов, чел. |
|
|
|
|
||||||
Из них: |
|
224 |
174 |
210 |
|
|
93,7 |
|||
рабочих |
|
|
|
|||||||
ИТР |
|
102 |
164 |
|
156 |
|
|
152,9 |
||
Предложения—»—: поданные, шт. |
332 |
350 |
|
339 |
|
|
102,1 |
|||
принятые |
|
214 |
276 |
|
275 |
|
|
128,5 |
||
отклоненные |
118 |
|
66 |
|
64 |
|
|
58,5 |
||
Из табл. 1 видно, что в |
1969 |
г. удельный вес |
рационализа |
торов к числу работающих составил 9,0%, из иих; рабочих— 8,19%, инженерно-технических работников — 22,4%. В 1970 г.
удельный вес рационализаторов составил 8,9%, из них: рабо
чих ■— 5,6%, инженерно-технических |
работников — 34,9%. |
I В. И. Ленин. Поли. собр. соЧ-.. т. 1, стр. |
177. |
8