Файл: Белявский, И. Г. Пути повышения эффективности технического творчества ИТР (методическая разработка в помощь лектору).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

■а

ОБЩЕСТВО «ЗНАНИЕ» РСФСР

Ростовская областная организация

И. Г. Белявский В. Μ. Иванова

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ИТР

~t44β (Методическая разработка в помощь лектору)

г. Ростов-на-Дону

1974 год

∙x∙∙.

..

, ∙

, -∙

I «.НИН* fl fl∙J

∙**. *K<v>∙*-4W-fW> ⅜*. » .* <∙fl⅛*flβ

ОБЩЕСТВО «ЗНАНИЕ» PC j>CP*U∏**β<M

«k*«¡ e>wu**

Ростовская областная организЯІШІЯя Г

I Пути повышения эффективности

f технического творчества ИТР

і а

I _•

г. Ростов-на-Дону

1974 год

∙WM∙iH-*∙*'*⅜* ■ ⅜>⅝∙F*r4b∙ -√*Jp

JHstMTUIV

*∙⅛mm⅜-0 аш

И. Г. Белявский

В. Μ. Иванова

! <⅛J⅞≡-∙

•J ⅜Mβ^τ∙M⅛3⅝

яЦй*М*"«ЯМ” **4VMMK ∙r>■• <⅛'√^⅝>>⅛

КЛЕКТОРУ

Читая лекции, затрагивающие проблемы стимулирования,

технического творчества рабочих, инженерно-технических ра­ ботников, служащих на предприятиях, лектору необходимо иметь в виду сравнительную новизну этой тематики.

В настоящее время в лекциях на данную тем}' в основном

рассматриваются экономические стимулы (материальные и

моральные) технического творчества рационализаторов и изобретателей.

Без внимания остается круг вопросов, характеризующих

эффективность рацпредложений ИТР в зависимости от обра­

зования, стажа, возраста рационализаторов и т. д. Поэтому лектор должен проанализировать и эти факторы, показать на конкретных примерах их огромную роль.

Рекомендуется следующий план лекции:

1.Общие положения .социально-психологической теории

активности личности в производственных коллективах.

2.Показатели массовости и эффективности рацпредложе­

ний рабочих и ИТР на предприятиях.

3.Значение образования, Стажа и возраста рационализа­

торов. ,

4.Мотивы и стимулы участия ИТР в техническом творче­

стве.

5.Роль общественных организации на предприятиях

(ОБТИ, БРИЗ, БЭА, НТО и др.) в развитии творческой ини­ циативы работников.

3


,. -В. лекции использованы'материалы исследований, прове-

дацікы-х-на дсафедре общей ∏ социальной психологии и лабо­

ратории НОТ РГУ.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Лектору следует отметить, что решения XXIV съезда пар­

тии, направленные на дальнейшее развитие социалистическо­

го производства, обусловили пристальное внимание' психоло­ гов к проблемам .активности личности. Без рассмотрения

'этой проблемы, хотя бы в общей форме, невозможно понять

сущность научного творчества рационализаторов.

Основу активности личи-ости составляет единство потреб­

ностей человека и CHTyajuin их удовлетворения. Именно здесь следует искать интимные механизмы социального Формиро­

вания личности. Это единство создает иерархию потребностей п, следовательно, мотивационную сферу личности, обусловли­

вающую ее целесообразную деятельность. Важнейшими про­

изводными данного единства и составляющими структуру ак-'

тивности являются интерес, устремление, убеждение, а также;

различные формы неосознанной психической деятельности.

Многочисленные исследования свидетельствуют о тесной связи производственных показателей коллектива и характе­

ром интересов его членов, l

Лектор}' следует подчеркнуть, что психологическая приро­

да интереса связана с эмоционально окрашенной интеллекту­

альной избирательностью. Следовательно, забота об интел­

лектуальном развитии членов коллектива, их познавательных, культурных, эстетических запросах есть в конечном итоге забота о повышении производительности труда. Результаты исследований позволяют утверждать, что в производственных коллективах, где созданы условия для lτaκ называемых, не­

формальных межличностных контактов, осиовапнькх на общ­

ности интересов, производственные показатели намного выше-

по сравнению с коллективами, где межличностные связи стро-

ятся только как отношения ответственной зависимости.

Лектор'у надо отметить, что устремления связаны с целя­

ми, которые не открываются в ближайшем жизненной ситуа­

ции и обусловлены наличием у рабочего перспектив, планов,

основных жизненных целей. Коллектив не может существо­

4


 

вать без перспектив, считал еще А. С. ТАакаренко.

Эта важ­

 

нейшая его идея.в равной степени

относится

и

к каждому

 

члену коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

Очень важно, чтобы каждый производственник хорошо бы

 

был осведомлен в планах своего предприятия, видел перспек­

 

тивы его дальнейшего развития.

Опыт

показывает,

что

на

 

предприятиях, где хорошо поставлена и продумана

служба

 

информации, где рабочие, инженерно-технические работники

 

среднего звена управления поставлены в известность о перс­

 

пективных планах и участвуют в их обсуждении,

создаются

 

наиболее благоприятные условия,для интенсивного социаль­

 

ного развития. Выполнение планов производственных коллек­

 

тивов связано с мобилизацией нравственных и физических сил

 

работников и вместе с тем эти планы должны быть реальны­

 

ми. Такими являются наши пятилетние планы,

а также вст­

 

речные планы, выдвигаемые на передовых предприятиях стра­

 

ны. Нереальные планы самым пагубным образом влияют

на

 

активность личности, парализуют волю, отрицательно сказы­

 

ваются на ее направленности. Производственная деятельность

lt√ ∙. должна быть ритмичной, исключать различного рода

авралы

gr

и τ.¼.

 

 

 

 

 

что

Социально-психологические исследования показывают,

.

когда авралы становятся постоянными,

.резко

снижается

ак-

£тпнность работников и, следовательно, производительность их

труда.

і

Лектору необходимо подчеркнуть,

что при выполнении

планов первостепенное значение имеют убеждения человека.

Основу их составляет мировозрение как система знаний о

«конкретном содержании мира». Знания имеют огромное -зна­ чение для расширения кругозора работников, однако они еще не обеспечивают активности личности. Чтобы знания стали

■■..убеждением, должны быть эмоционально принятыми, вызы­ вать положительный эмоциональный отклик.

На непрерывное единство познавательных процессов и

эмоций указывал В. И. Ленин; «Без человеческих эмоций ни­

когда не бывало, нет и не может быть человеческого искания

истины».1

1 В. II. Ленин. Соч., т. 17; стр. 33.


5τo выскйзывание В. И. Ленина должно лежать в осі-іове

всех воспитательных воздействий на личность в производ­

ственном коллективе. Оно позволяет утверждать, что различ­ ного рода вербальные воздействия:' лекции, беседы и прочие

должны подкрепляться действиями, необходимо требующими

проявления активности личности. Последнее обусловлено тем,

что эмоциям, как правило, противопоказаны, если можно так-

выразиться, «голые» абстракции. Чаще всего наши эмоции вызываются^ наглядными, чувственно воспринимаемыми обра­ зами или достаточно яркими представлениями, порождаемы­

ми реальной деятельностью. В этой связи большой воспита­

тельный эффект приносят, так называемые, экспрессивно­ коммуникационные выступления руководителей, создающие атмосферу групповой солидарности и сопровождающиеся

коллективным обсуждением насущных проблем производства.

Убеждения включают в свою систему интересы и устрем­

ления, выступают как единство познания и отношения. Имеют определенное значение и неосознанные проявления активнос­ ти личности, например, установка. На наш взгляд, она Явля­

ется проявлением мотивационной сферы личности. Это опре­ деленная организация предшествующего опыта, которая ста­

новится фактором, регулирующим целесообразную деятель­

ность. Она вознйкает на базе взаимосвязи потребностей и

ситуаций их удовлетворения и отличается своеобразным сос­

тоянием готовности к определенного рода деятельности. Пси­

хологическая природа установки необходимо требует произ­

водственных условий, создающих неосознанную готовность к общественной деятельности и интенсивному производствен­

ному труду.

Лектор не должен оставить без внимания, что важное

значение для активности личности имеют особенности темпе­ рамента, от которого зависит стелен/ эмоциональной возбу­

димости личности, ее импульсивность, быстрота реакций, при­ способляемость к изменяющимся производственным условиям.

Все эти вопросы лектор, должен сопровождать конкретны­

ми примерами-, взятыми из производственной практики.

Техническое творчество — это обусловленная производ­

ственными отношениями и экономическими законами социа­ лизма деятельность, направленная.на разработку и практи­ ческое осуществление задач по изысканию и исследованию

6


внутренних резервов в области техники, технологии И предме­ тов труда, всех компонентов, которые в целом составляют ма­ териальную основу производственного процесса.

Развитие технического творчества работников имеет боль­

шое значение для решения главной задачи — создания мате­

риально-технической базы коммунизма, общественных отно­ шений п формирования гармонически развитой личности.

При социализме массовое техническое творчество работ­

ников проявляется в различных формах. Важнейшими из них

являются изобретательство и рационализаторство.

Рационализаторство — одна из форм творческой активно­

сти работников, которая органически сочетает моменты трудо­

вой и общественно-политической активности.

Объективным источником рационализаторства является

'процесс взаимодействия техники и человека. Поэтому в любой

общественно-экономической формации работники участвуют в совершенствовании техники и технологии. Однако, только при социалистическом обществе рационализаторское движе-

і« ` ине становится массовым и это обусловлено социалыю-экоио-

мическими и политическими условиями.

C внедрением современных механизмов, станков и обору­

дования усложняются тво’рческие поиски рационализаторов и

изобретателей. В создании новой техники участвуют десятки,

сотни инженеров ц техников, которые проектируют ее, изго­

товляют опытные образцы машин, осваивают и т. д. На мио-,

гих предприятиях страны каждый 4—6 работник производства

является рационализатором. В целом число рационализато­ ров по стране, подавших предложения в 1971 г., по сравне­

нию с 1960 г., возросло в 1,5 раза, количество поступивших

предложений в 1,2 раза, число внедренных É производство

предложений в 1,3 раза.1

1 «Народное хозяйство СССР

(1922—1972 гг.)».

Юбилейный статистический

ежегодник. Μ., «Статистика», 1972,

стр. 109.

7

 

Л

II. ПОКАЗАТЕЛИ МАССОВОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЦПРЕДЛОЖЕНИЙ РАБОЧИХ И ИТР

НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

Лектору нужно отметить, что па современном этапе харак­

терной особенностью участия ИТР, рабочих и служащих в ра­

ционализаторской деятельности является ее коллективность.

Появление коллективных форм участия работников в ра­ ционализаторской и изобретательской деятельности вызвано

изменениями в материальном производстве, которое на совре­ менном этапе характеризуется невиданным научно-техничес­

ким прогрессом, дальнейшим обобществлением производства.

Сущность этого процесса выражается в том, что «многие раз­

дробленные процессы производства сливаются в один

обще­

ственный процесс производства».1

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение творческой активности ИТР и практического нс- ;

пользования их на предприятиях имеет большое

экономиче­

ское значение .Для примера рассмотрим

рост

рационализа­

торской деятельности ИТР

на

Ростовском

заводе ГПЗ-10

(табл. 1). Рационализаторское движение

 

 

Таблица

1

по годам

1971 в

%

Показатели

 

1969 г.

 

1970

1971

,li

 

 

4660

I

к

1969

 

Количество работающих, чел.

3604

3811

 

 

128,0

Количество рационализа­

 

326

338

 

366

 

 

112,2

торов, чел.

 

 

 

 

Из них:

 

224

174

210

 

 

93,7

рабочих

 

 

 

ИТР

 

102

164

 

156

 

 

152,9

Предложения—»—: поданные, шт.

332

350

 

339

 

 

102,1

принятые

 

214

276

 

275

 

 

128,5

отклоненные

118

 

66

 

64

 

 

58,5

Из табл. 1 видно, что в

1969

г. удельный вес

рационализа­

торов к числу работающих составил 9,0%, из иих; рабочих— 8,19%, инженерно-технических работников — 22,4%. В 1970 г.

удельный вес рационализаторов составил 8,9%, из них: рабо­

чих ■— 5,6%, инженерно-технических

работников — 34,9%.

I В. И. Ленин. Поли. собр. соЧ-.. т. 1, стр.

177.

8