Файл: Бычков, В. П. М. К. Гребенча (1897 - 1948). Страницы жизни и творчества.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

академия наук

МОЛДАВСКОЙ ССР

Комиссия по истории науки и техники

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ШТИИНЦА:

КИШИНЕВ* 1976

Редактор

Р. М. Берман

Художник

А. И. Попов

М. К ГРЕБЕШ

(1897—1948)

В. П. БЫЧКОВ

Страницы, жизни

и творчества

51(09)

 

Гос.публичная

Б 95

 

06

млучно-техническая

 

 

библиотека < ССР

 

 

••Я-.1'

<';.-о .

 

ДК 51(092.2)

/Г' $7¿

Об исследователе-математике, педагогеметодисте Михаиле Кузьмиче Гребенче— уроженце Молдавии — кроме некролога (журнал «Математика в школе», 1948, №6), ничего до сих пор не было напи­

сано.

Предлагаемая читателю эта неболь­ шая брошюра позволит хоть немного уз­ нать об этом замечательном человеке, про­ жившем недолгую жизнь, но успевшем сделать многое для улучшения препода­ вания математики в средней школе, для подготовки и повышения квалификации учителей этой дисциплины. М. К. Гребенча оставил о себе теплые, сердечные вос­

поминания тех,

кто

у

него

учился и кто

с ним работал.

автора

с

учениками и

Переписка

друзьями Михаила

Кузьмича Гребенчи

позволила по крупицам собрать материал для написания этой книжки. Она пред­ ставит интерес не только для земляков М. К. Гребенчи, но и для самого широ­ кого читателя.

© Издательство «Штииица», 1976 г.

_

20201 — 117

Б

------------------185—76

 

М755(12)—76


Введение

20—30-е годы для молодой Советской Республики отмечены началом осуществления разработанной В. И. Лениным, программы построения социалистичес­ кого общества. Был провозглашен курс на социалис­ тическую индустриализацию страны, на всемерное развертывание коллективизации сельского хозяйства. Одновременно Коммунистической партией и Совет­ ским государством решались и неотложные задачи развития народного образования, культурного строи­ тельства в стране.

Начался бурный рост средних школ, потребовав­ ший срочной подготовки учительских кадров. Стали организовываться учительские и педагогические ин­ ституты и параллельно — курсы подготовки учителей и повышения их квалификации. Одним из организа­ торов этой огромной и очень важной работы был Михаил Кузьмич Гребенча. В 1931 году он активно участвовал в создании вечернего Московского город­ ского педагогического института, где возглавил ка­ федру математики. Позже, после разделения ее на несколько кафедр, Михаил Кузьмич стал заведовать кафедрой алгебры и элементарной математики с ме­ тодикой. Со временем эта кафедра стала центром научно-исследовательской работы по методике мате­ матики у нас в стране. Деятельность Михаила Кузь­ мича — это история развития методической мысли в области методики математики в этот период.

Михаилу Кузьмичу принадлежит свыше сорока опубликованных работ, в основном практического ха­

5

рактера. Часть из них нашла применение в горном деле, большинство же — это учебники по математи­ ке для высшей школы.

Михаил Кузьмич уделял много внимания подго­ товке учителей, преподаванию математики в средней школе, составлял программы по математике, рецен­ зировал и утверждал учебники и учебные пособия для средней школы.

Вся его жизнь — образец бескорыстного служения делу народного образования в нашей стране.

Органической частью очерка являются воспомина­ ния об этом замечательном человеке его учеников и друзей. Неоценимую помощь в написании этой бро­ шюры оказали супруга Михаила Кузьмича Клавдия Семеновна Сычугова, его близкий друг и соратник ныне покойный Новоселов Сергей Иосифович, бывшие студенты Михаила Кузьмича — преподаватель Поля­ кова Тамара Николаевна, профессора Базылев Вячес­ лав Тимофеевич, Нечаев Василий Ильич и Алексахин Сергей Павлович. Всем им автор глубоко признате­ лен.


Биографические

сведения

Михаил Кузьмич Гребенча родился 2 ноября 1897 года в молдавском селе Малаешты Тираспольского уезда Херсонской губернии (по старому администра­ тивному делению) в семье сельских учителей. Отец и мать Михаила Кузьмича проработали в школе учи­ телями тридцать пять лет. Сестра заведовала кафед­ рой иностранных языков в Московском институте мясной промышленности. Михаил Кузьмич также из­ брал педагогический путь. Окончив в 1915 году гим­ назию в Николаеве, в том же году он поступил на физико-математический факультет Московского уни­ верситета.

В апреле 1918 года будучи студентом Московского университета М. К. Гребенча вступил добровольцем в ряды Красной Армии. Участвовал в боях на Юж­ ном фронте и после контузии в октябре 1918 года был демобилизован. Он возобновил занятия в уни­ верситете и в 1919 году окончил его. В марте 1919 года стал преподавателем подготовительных курсов Московской горной академии. В 1920 году по кон­ курсу был избран профессором Московской горной академии по кафедре математики. Каковы были тогда условия для занятий, видно из воспоминаний одного из слушателей Горной академии, ныне Героя Социа­ листического Труда, члена-корреспондента Академии наук СССР В. Емельянова. «До сих пор,— пишет он,— стоит передо мной фигура профессора по математи­ ке М. К. Гребенча... Потирая озябшие руки, он брал мел и говорил нам об основах дифференциального

!

исчисления, силясь написать мелом уравнения: мел крошился, царапал доску и не писал... Математика мне давалась легко,— вспоминает далее о своем по­ ступлении в Горную академию В. Емельянов, — я ее любил п не опасался за результаты. А экзамены по математике считались основными, как мне говорили. Вот тогда я и познакомился с профессором Гребенчей. На экзамен пришли всего несколько человек, и у Гребенчи оказалось достаточно времени. Он стал давать мне одну задачу за другой. Мне пришлось решить одиннадцать задач, и когда я со всеми спра­ вился, Гребенча с удовлетворением сказал: «Ну что же, желаю, чтобы вы и тем материалом, что я вам буду излагать на лекциях, также хорошо овладели»1.

Об этом периоде вспоминал и член-корреспондент Академии наук СССР, профессор А. С. Ильичев 2 мар­ та 1945 года в речи, произнесенной на Ученом совете Московского горного института по случаю 25-летия научно-педагогической деятельности Михаила Кузь­ мича. «В 1919 году в Московской горной академии появился в солдатской шинели скромный преподава­ тель, начавший читать курс высшей математики, быстро завоевавший авторитет у первых студентов и избранный в марте 1920 года по конкурсу профес­ сором Горной академии.

Этот человек, часто проводивший занятия на треть­ ем этаже в большом общежитии студентов, где доска

стояла среди

кроватей, недалеко от железной печки,

а слушатели,

сидя на табуретках и кроватях, жад­

но ловили каждое слово лектора, был Михаил Кузь­ мич Гребенча. Михаил Кузьмич Гребенча с первых лет своего преподавания курсов математики отказал­ ся от сухого изложения материала, раскрыл перед * молодым советским студенчеством глубину и стро­

1 В. Емельянов. «Новый мир», 1972, № 9, с. 216 и 225.

8


гость математического анализа. Его метод препода­ вания — необычайная ясность математической мыс­ ли, четкость и простота изложения, основанные на глубоких знаниях математики, живая, образная речь лектора — создали Михаилу Кузьмичу большую попу­ лярность среди студенчества».


Педагогическая

деятельность

В 1930 году из Горной академии было выделено шесть институтов, в том числе Московский горный институт. В этом институте Михаил Кузьмич занял должность профессора — заведующего кафедрой мате­ матики, должность, которую он занимал до конца жизни.

В 1931 году в Москве был организован вечерний Московский городской педагогический институт. Пе­ ред институтом была поставлена задача: дать возмож­ ность большому количеству учителей Москвы полу­ чить высшее математическое образование без отрыва от работы в школе. С первых дней организации ин­ ститута Михаил Кузьмич стал заведовать в нем ка­ федрой математики. Работать приходилось в тяже­ лых условиях: слушателей было много и все с раз­ личной подготовкой, отделения института были раз­ бросаны в разных концах города. Михаил Кузьмич энергично, с любовью взялся за это трудное дело. Он сумел привлечь высококвалифицированные про­ фессорско-преподавательские кадры и поставить ра­ боту физико-математического факультета на должную высоту.

В 1933 году на базе существовавшего с 193|1 года вечернего Московского педагогического института был организован Московский городской педагогичес­ кий институт, которому в 1946 году было присвоено имя В. П. Потемкина. Со временем он стал одним из ведущих центров научно-исследовательской работы по методике математики. После создания в институте

10

нескольких кафедр математики М. К. Гребенча воз­ главил кафедру алгебры и элементарной математи­ ки с методикой математики. Этой кафедрой он заве­ довал до конца жизни.

Деятельность Михаила Кузьмича отличалась ши­ ротой его научных и педагогических интересов, зна­ ний, сочеталась с блестящими организаторскими спо­ собностями и неиссякаемой энергией. Широко обра­ зованный математик, большой эрудит, Михаил Кузь­ мич работал как в области теоретической, так и в области прикладной математики, а также методики математики.

На протяжении своей многолетней профессорской деятельности он читал самые разнообразные курсы: курс математического анализа, теории чисел, высшей алгебры, элементарной математики, общий курс выс­ шей математики, а в 1942 году даже курс высшей геодезии и картографии в Московском горном инсти­ туте. Это был талантливый педагог, для которого преподавание было любимым делом, ему он с искрен­ ним увлечением отдавал все свои силы. Курсы лек­ ций, которые он читал, были глубокими по содержа­ нию, интересными, оригинальными и увлекательны­ ми для слушателей, построены в соответствии с тре­ бованиями современной науки.

За период своей преподавательской деятельности Михаил Кузьмич подготовил сотни талантливых учи­ телей, инженеров, научных работников. Одни из них возглавляли или возглавляют ответственные участки в горной промышленности и системе народного обра­ зования, другие занялись наукой. В частности, зна­ чительная часть научных работников специальных кафедр Московского горного института были уче­ никами Михаила Кузьмича.

Настоящий советский ученый, профессор М. К. Греббнча не замыкался в рамках своей специальности,

11