Файл: Бычков, В. П. М. К. Гребенча (1897 - 1948). Страницы жизни и творчества.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
академия наук
МОЛДАВСКОЙ ССР
•
Комиссия по истории науки и техники
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ШТИИНЦА:
КИШИНЕВ* 1976
Редактор
Р. М. Берман
Художник
А. И. Попов
М. К ГРЕБЕШ
(1897—1948)
В. П. БЫЧКОВ
Страницы, жизни
и творчества
51(09) |
|
Гос.публичная |
|
Б 95 |
|
||
06 |
млучно-техническая |
||
|
|
библиотека < ССР |
|
|
|
••Я-.1' |
<';.-о . |
|
ДК 51(092.2) |
/Г' $7¿ |
Об исследователе-математике, педагогеметодисте Михаиле Кузьмиче Гребенче— уроженце Молдавии — кроме некролога (журнал «Математика в школе», 1948, №6), ничего до сих пор не было напи
сано.
Предлагаемая читателю эта неболь шая брошюра позволит хоть немного уз нать об этом замечательном человеке, про жившем недолгую жизнь, но успевшем сделать многое для улучшения препода вания математики в средней школе, для подготовки и повышения квалификации учителей этой дисциплины. М. К. Гребенча оставил о себе теплые, сердечные вос
поминания тех, |
кто |
у |
него |
учился и кто |
с ним работал. |
автора |
с |
учениками и |
|
Переписка |
||||
друзьями Михаила |
Кузьмича Гребенчи |
позволила по крупицам собрать материал для написания этой книжки. Она пред ставит интерес не только для земляков М. К. Гребенчи, но и для самого широ кого читателя.
© Издательство «Штииица», 1976 г.
_ |
20201 — 117 |
Б |
------------------185—76 |
|
М755(12)—76 |
Введение
20—30-е годы для молодой Советской Республики отмечены началом осуществления разработанной В. И. Лениным, программы построения социалистичес кого общества. Был провозглашен курс на социалис тическую индустриализацию страны, на всемерное развертывание коллективизации сельского хозяйства. Одновременно Коммунистической партией и Совет ским государством решались и неотложные задачи развития народного образования, культурного строи тельства в стране.
Начался бурный рост средних школ, потребовав ший срочной подготовки учительских кадров. Стали организовываться учительские и педагогические ин ституты и параллельно — курсы подготовки учителей и повышения их квалификации. Одним из организа торов этой огромной и очень важной работы был Михаил Кузьмич Гребенча. В 1931 году он активно участвовал в создании вечернего Московского город ского педагогического института, где возглавил ка федру математики. Позже, после разделения ее на несколько кафедр, Михаил Кузьмич стал заведовать кафедрой алгебры и элементарной математики с ме тодикой. Со временем эта кафедра стала центром научно-исследовательской работы по методике мате матики у нас в стране. Деятельность Михаила Кузь мича — это история развития методической мысли в области методики математики в этот период.
Михаилу Кузьмичу принадлежит свыше сорока опубликованных работ, в основном практического ха
5
рактера. Часть из них нашла применение в горном деле, большинство же — это учебники по математи ке для высшей школы.
Михаил Кузьмич уделял много внимания подго товке учителей, преподаванию математики в средней школе, составлял программы по математике, рецен зировал и утверждал учебники и учебные пособия для средней школы.
Вся его жизнь — образец бескорыстного служения делу народного образования в нашей стране.
Органической частью очерка являются воспомина ния об этом замечательном человеке его учеников и друзей. Неоценимую помощь в написании этой бро шюры оказали супруга Михаила Кузьмича Клавдия Семеновна Сычугова, его близкий друг и соратник ныне покойный Новоселов Сергей Иосифович, бывшие студенты Михаила Кузьмича — преподаватель Поля кова Тамара Николаевна, профессора Базылев Вячес лав Тимофеевич, Нечаев Василий Ильич и Алексахин Сергей Павлович. Всем им автор глубоко признате лен.
Биографические
сведения
Михаил Кузьмич Гребенча родился 2 ноября 1897 года в молдавском селе Малаешты Тираспольского уезда Херсонской губернии (по старому администра тивному делению) в семье сельских учителей. Отец и мать Михаила Кузьмича проработали в школе учи телями тридцать пять лет. Сестра заведовала кафед рой иностранных языков в Московском институте мясной промышленности. Михаил Кузьмич также из брал педагогический путь. Окончив в 1915 году гим назию в Николаеве, в том же году он поступил на физико-математический факультет Московского уни верситета.
В апреле 1918 года будучи студентом Московского университета М. К. Гребенча вступил добровольцем в ряды Красной Армии. Участвовал в боях на Юж ном фронте и после контузии в октябре 1918 года был демобилизован. Он возобновил занятия в уни верситете и в 1919 году окончил его. В марте 1919 года стал преподавателем подготовительных курсов Московской горной академии. В 1920 году по кон курсу был избран профессором Московской горной академии по кафедре математики. Каковы были тогда условия для занятий, видно из воспоминаний одного из слушателей Горной академии, ныне Героя Социа листического Труда, члена-корреспондента Академии наук СССР В. Емельянова. «До сих пор,— пишет он,— стоит передо мной фигура профессора по математи ке М. К. Гребенча... Потирая озябшие руки, он брал мел и говорил нам об основах дифференциального
!
исчисления, силясь написать мелом уравнения: мел крошился, царапал доску и не писал... Математика мне давалась легко,— вспоминает далее о своем по ступлении в Горную академию В. Емельянов, — я ее любил п не опасался за результаты. А экзамены по математике считались основными, как мне говорили. Вот тогда я и познакомился с профессором Гребенчей. На экзамен пришли всего несколько человек, и у Гребенчи оказалось достаточно времени. Он стал давать мне одну задачу за другой. Мне пришлось решить одиннадцать задач, и когда я со всеми спра вился, Гребенча с удовлетворением сказал: «Ну что же, желаю, чтобы вы и тем материалом, что я вам буду излагать на лекциях, также хорошо овладели»1.
Об этом периоде вспоминал и член-корреспондент Академии наук СССР, профессор А. С. Ильичев 2 мар та 1945 года в речи, произнесенной на Ученом совете Московского горного института по случаю 25-летия научно-педагогической деятельности Михаила Кузь мича. «В 1919 году в Московской горной академии появился в солдатской шинели скромный преподава тель, начавший читать курс высшей математики, быстро завоевавший авторитет у первых студентов и избранный в марте 1920 года по конкурсу профес сором Горной академии.
Этот человек, часто проводивший занятия на треть ем этаже в большом общежитии студентов, где доска
стояла среди |
кроватей, недалеко от железной печки, |
а слушатели, |
сидя на табуретках и кроватях, жад |
но ловили каждое слово лектора, был Михаил Кузь мич Гребенча. Михаил Кузьмич Гребенча с первых лет своего преподавания курсов математики отказал ся от сухого изложения материала, раскрыл перед * молодым советским студенчеством глубину и стро
1 В. Емельянов. «Новый мир», 1972, № 9, с. 216 и 225.
8
гость математического анализа. Его метод препода вания — необычайная ясность математической мыс ли, четкость и простота изложения, основанные на глубоких знаниях математики, живая, образная речь лектора — создали Михаилу Кузьмичу большую попу лярность среди студенчества».
Педагогическая
деятельность
В 1930 году из Горной академии было выделено шесть институтов, в том числе Московский горный институт. В этом институте Михаил Кузьмич занял должность профессора — заведующего кафедрой мате матики, должность, которую он занимал до конца жизни.
В 1931 году в Москве был организован вечерний Московский городской педагогический институт. Пе ред институтом была поставлена задача: дать возмож ность большому количеству учителей Москвы полу чить высшее математическое образование без отрыва от работы в школе. С первых дней организации ин ститута Михаил Кузьмич стал заведовать в нем ка федрой математики. Работать приходилось в тяже лых условиях: слушателей было много и все с раз личной подготовкой, отделения института были раз бросаны в разных концах города. Михаил Кузьмич энергично, с любовью взялся за это трудное дело. Он сумел привлечь высококвалифицированные про фессорско-преподавательские кадры и поставить ра боту физико-математического факультета на должную высоту.
В 1933 году на базе существовавшего с 193|1 года вечернего Московского педагогического института был организован Московский городской педагогичес кий институт, которому в 1946 году было присвоено имя В. П. Потемкина. Со временем он стал одним из ведущих центров научно-исследовательской работы по методике математики. После создания в институте
10
нескольких кафедр математики М. К. Гребенча воз главил кафедру алгебры и элементарной математи ки с методикой математики. Этой кафедрой он заве довал до конца жизни.
Деятельность Михаила Кузьмича отличалась ши ротой его научных и педагогических интересов, зна ний, сочеталась с блестящими организаторскими спо собностями и неиссякаемой энергией. Широко обра зованный математик, большой эрудит, Михаил Кузь мич работал как в области теоретической, так и в области прикладной математики, а также методики математики.
На протяжении своей многолетней профессорской деятельности он читал самые разнообразные курсы: курс математического анализа, теории чисел, высшей алгебры, элементарной математики, общий курс выс шей математики, а в 1942 году даже курс высшей геодезии и картографии в Московском горном инсти туте. Это был талантливый педагог, для которого преподавание было любимым делом, ему он с искрен ним увлечением отдавал все свои силы. Курсы лек ций, которые он читал, были глубокими по содержа нию, интересными, оригинальными и увлекательны ми для слушателей, построены в соответствии с тре бованиями современной науки.
За период своей преподавательской деятельности Михаил Кузьмич подготовил сотни талантливых учи телей, инженеров, научных работников. Одни из них возглавляли или возглавляют ответственные участки в горной промышленности и системе народного обра зования, другие занялись наукой. В частности, зна чительная часть научных работников специальных кафедр Московского горного института были уче никами Михаила Кузьмича.
Настоящий советский ученый, профессор М. К. Греббнча не замыкался в рамках своей специальности,
11