Файл: Белявский, И. Г. Пути повышения эффективности технического творчества ИТР (методическая разработка в помощь лектору).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
В 1971 г. удельный-вес рационализаторов составил 7,8%, ра
бочих |
- 6,1%, |
инженерно-технических работников -- |
27,5%. |
|
|||||||||||
Таким образом, удельный вес ИТР по отношению к рабо |
|
||||||||||||||
чим |
гораздо выше. |
|
степень |
активности |
работников |
|
|||||||||
Важное значение имеет |
|
||||||||||||||
в рационализаторской деятельности при сравнении показате |
|
||||||||||||||
лей, характеризующих массовость и эффективность техниче |
|
||||||||||||||
ского творчества рабочих и инженерно-технических работни |
|
||||||||||||||
ков |
(табл. |
2). |
|
|
|
|
|
|
Таблица |
2 |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Массовость и эффективность рацдвижения |
рабочих |
и |
|
ИТР |
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
ГПЗ-10 |
|
⅛ ¿ • |
Экономический |
|
|||||
|
|
|
|
|
Из них рациона- I |
|
|
||||||||
Категория |
Обсле |
лнзаторов |
I |
o ⅛ ¿ ■? я |
эффект, руб. |
|
|
||||||||
--------------- ----------- - ' |
S о Й с. S на одно |
іа |
одно |
|
|||||||||||
|
|
|
довано |
I |
» ' |
% К ⅜ ⅛≡ g R |
го раци |
|
|||||||
|
|
|
|
|
всего I |
данной |
c⅛= ≡ ≡ |
онали |
предло |
|
|||||
■ < Рабочие |
` |
900 |
|
І |
группе ~ |
~ → o |
затора |
жение |
|
||||||
|
’ 142 |
157. |
1,324 |
892.8 |
|
676.5 |
|
||||||||
І IlFP |
|
і |
493 |
|
88 |
17,8 |
2,966 |
3290,4 |
|
1110,8 |
|
||||
Как показывают данные таблицы 2, активность ИТР в |
2- 3 |
|
|||||||||||||
раза выше, чем у рабочих. Аналогичная картина наблюдается |
|
||||||||||||||
и на заводах «Саитехарматура», Новочеркасском ,электрово |
|
||||||||||||||
зостроительном, Азовском заводе кузнечно-прессовых |
авто |
|
|||||||||||||
матов. |
|
|
|
|
|
|
|
СТАЖА И |
|
|
|
|
|
||
Hl. ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, |
|
ВОЗРАСТА |
|
||||||||||||
|
|
|
|
РАЦИОНАЛИЗАТОРОВ |
|
|
|
|
|
|
|||||
Лектору нужно подчеркнуть, что большая, активность ЙТР |
|
||||||||||||||
-и эффективность |
их предложений |
объясняется |
несомненно |
|
|||||||||||
лучшей теоретической подготовкой, благодаря чему |
им |
тре |
|
||||||||||||
буется меньше времени для освоения техники, перехода к ее |
ч |
||||||||||||||
совершенствованию. |
Поэтому среди |
ИТР, |
представляющих |
||||||||||||
работников |
преимущественно умственного |
труда, |
|
удельный |
|
||||||||||
вес рационализаторов возрастает по мере повышения их обще |
|
||||||||||||||
образовательной и специальной подготовки. |
Так, иа Ростов |
■ |
|||||||||||||
ском |
ГПЗ-10 среди |
ИТР 55,5% |
имеют высшее, образование, |
9
35,4 — среднее специальное и лишь 9,1% — среднее.
Лектор должен подчеркнуть, что вносимые ИТР рацпред
ложения приносят наибольший экономический эффект |
пред |
||||
приятиям. |
|
|
|
|
|
Однако и средн ИТР качество поданных рацпредложении |
|||||
различно в зависимости от формы |
специальной |
подготовки |
|||
(табл. 3) |
|
|
|
Таблица 3 |
|
Экономическая эффективность |
|
||||
|
|
|
рационализаторских |
|
|
_предложений |
ИТР в зависимости от образования |
1) |
|||
(в рублях, в |
расчете на одно рацпредложение) |
||||
|
выше |
|
Образование |
|
|
|
среднее специ |
среднее |
|||
Завод ГПЗ-10 |
|
альное |
|||
1280 |
|
821,0 |
■ 490,0 |
||
Новочеркасский |
|
|
|
|
|
Электровозостроительный |
|
453,0 |
374,0 |
||
завод |
731,9 |
|
|||
«Сантехарматура» |
444,4 |
|
297,6 |
25,0 |
|
Всего,- |
2456,3 |
|
1571,6 |
889,0 |
Из табл. 3 видно, что экономическая ^эффективность одно
го рацпредложения у лиц с высшим образованием в 1,5 раза выше, чем у ИТР со средним образованием и в 3 раза выше,
чем у лиц со средним образованием.
Уровень образования оказывает воздействие не только на
эффективность рацпредложений, но и на их ,интенсивность,
которая условно выражена нами в среднем количестве пред
ложений, поданных рационализатором за |
год (табл. 4). |
||
1) Расчеты произведены |
авторами на основе |
данных, полученных |
|
в отделах но рационализации |
и изобретательству |
на |
предприятиях. |
10
Таблица 4
Количество рацпредложений в среднем на одного рационализатора в зависимости от образования,
(на примере НЭВЗа)
Количество поданных |
высшее |
образование не имеют |
|
рацпредложений |
среднее |
специально |
|
|
|
специаль |
го образо |
1 |
12,6 |
ное |
вания |
20,1 |
34,0 |
||
2 |
27,2 |
24,7 |
20,0 |
3 и более |
60,0 |
55,2 |
46,0 |
^Анализ табл. 4 показывает, что среди ИТР, имеющих выс
шее образование, три и более рацпредложении внесло 60%
рационализаторов; среди ИТР со средним специальным обра
зованием удельный вес таких рационализаторов составил 55,2%, а среди лиц, не имеющих специальной подготовки доля
рационализаторов, внесших три и более рацпредложений,
составила 46%, т. е наибольшее количестѣо рационализатор
ских предложений вносят ИТР, имеющие подготовку на уров
не высшего |
учебного заведения. |
ʌ |
что повы |
На этой |
основе лектор должен сделать вывод, |
||
шение уровня специального образования является |
одним из |
необходимых условий роста рационализаторского 'движения и повышения эффективности вносимых рацпредложений, так как позволяет сократить период предварительного накопления опыта, необходимого для включения в рационализаторскую деятельность, повышает интенсивность технического творче ства и удлиняет срок активности творческой деятельности ра
ботников. |
; |
U ' |
, |
Неотъемлемым условием роста творческой активности ИТР
являются, наряду с теоретическими знаниями, приобретение производственного стажа и практического опыта работы. Ана
лиз данных показал па ГГІЗ-1О, что при стаже работы от 10
до 15 лет эффект в расчете па одно рацпредложение составил
930,9 рубля, а при стаже работы с 16 до 20 лег -- 1С979 руб
лей, т. е. чем выше производственный стаж, тем и эффектив
ность предложений больше. Ile случайно, большинство опро шенных считают главным условием, помимо образования, на
личие производственного стажа работы, способствующего
техническому творчеству работников.
Участие IITP в рационализаторской деятельности в зави симости от возраста показало, что средний возраст рациона
лизаторов среди IITP наТПЗ-10 (па |
момент опроса) |
составил |
|||||||
36,5 лет, па заводе |
«Саптехарматура» ■ |
38,6 лет. |
|
Именно |
|||||
в эти |
годы у |
работников накапливается |
производственный |
||||||
опыт, |
подтвержденный глубокими теоретическими |
знаниями |
|||||||
(табл. 5). |
|
|
|
|
Таблица 5 |
||||
|
Участие |
ИТР в рационализаторской |
|||||||
|
|
|
|
|
|
деятельности |
|||
|
|
в |
возрасте |
до 40 лет, |
|
вес |
HTP |
||
|
|
|
Кол-во HTP в |
Удельный |
|||||
|
|
|
общей числен |
’ в общей чис |
|
в |
числе |
||
|
Завод |
|
ности |
обследо |
|
||||
|
|
ванных раци |
ленности об |
внедренных |
|||||
|
|
|
онализатор, |
следованных |
рацпредло |
||||
ГПЗ-Ю |
|
|
чел. |
рационализат. |
|
жений |
|||
|
|
88 |
70,4 |
|
62,4 |
||||
«СантехарМатура» |
|
138 |
63,3 |
|
60,6 |
||||
Азовский КПА |
|
|
115 |
66,0 |
|
56,5 |
12