Файл: Ямпольский, Е. М. Арматурщик.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Арматуру гнут на приводных и ручных стан­ ках. Наиболее совершенный станок для гнутья арматуры —типа НЗ-4. На таких станках можно обрабатывать арматуру диаметром 4— 20 мм. В зависимости от диаметра станок мо­ жет одновременно обрабатывать несколько стержней.

.По обе стороны станка располагают роли­ ковые столы на уровне рабочего диска станка. С правой стороны от станочника у роликового стола ставят металлические козелки для стер­ жней, подлежащих гнутью, слева — подставки для готовых стержней арматуры. На рис. 15 представлена последовательность операций при гнутье арматуры на станке Н3^4.

Стержни длиной 2,5—3 м гнет один арма­ турщик; при более длинных стержнях ему по­ могает другой арматурщик.

Арматуру диаметром 20—90 мм гнут на станках типа С-446А. Они устроены так же, как станки НЗ-4, но отличаются мощностью электродвигателя, конструкциями некоторых узлов и габаритами.

Арматуру диаметром до 25 мм можно гнуть при небольшом объеме работ на ручных стан­ ках С-79. На них можно одновременно изги­ бать по 2—6 прутьев, что зависит от их диа­ метра и усилий арматурщика. Для одновре­ менного гнутья нескольких коротких стержней применяют держатель Замкова.

Для гнутья сеток промышленность выпу­ скает станки С-516 с гидроприводом, рассчи­ танные на сетки длиной до 3500 мм из стер­ жней диаметром до 12 мм.

Стыкование стержней. Если стержни не имеют достаточной длины, их стыкуют. При этом стараются выполнить основное условие —

24

стык должен быть ;не менее прочен, чем металл стыкуемых стержней. Стыкуют тремя способа­ ми: внахлестку без сварки, дуговой электро­ сваркой, контактной стыковой сваркой (самая распространенная).

а)

6)

S)

Рис. 115, Последовательность операций при гнутье арматуры на станке НЗ-4

а — полухомутиков (4 позиции на один конец); 6 — загиб крюков прямых стержней (3 позиции); в — гнутье хомутов

(10 позиций); г — стержни с отгибами при большой высоте (4 позиции)

Арматурные стержни сваривают сварщики. При дуговой сварке внахлестку или с наклад­ ками арматурщики не принимают участия в работе сварщиков. При контактной сварке на

25


а)

6)

v

ltd-

 

 

 

Рис. 16. Типы стыковых соединений арматуры электродуговой сваркой

а _©нахлестку с двумя

фланговыми швами; б — с накладками

с четырьмя фланговыми

швами; в — с

накладками с

двумя

фланговыми швами; а — с накладками

разной длины;

д со

смещенными накладками; е — с подкладкой многослойными шва­

ми; ж — с пластинками с двумя фланговыми

швами; з —с. пла-

♦ стинками с четырьмя фланговыми

швами

°)

4

<0

'Рис. 17. Соединение арматурных стержней внахлестку вязальной проволокой

а — в зоне-растяжения? б — в зоне сжатия

26

стыковых аппаратах арматурщики зачищают стыкуемые концы стержней (рис. 16).

При соединении внахлестку без сварки стержни крепят при помощи вязальной прово­ локи (рис. 17). Длина нахлестки зависит or диаметра стержней. Соединение стержней вяз­ кой допускается для арматуры диаметром не более 16 мм.

Сварка и вязка сеток и каркасов

Заготовленные отдельные стержни собира­ ют в сетки или каркасы. Их изготовляют свар­ кой пересекающихся стержней или вязкой про­ волокой. Сварка на специальных сварочных аппаратах повышает производительность тру­ да на 20—30% и улучшает качество сеток и каркасов.

(В настоящее время арматурные стержни соединяют главным образом электросваркой, вязку применяют только в том случае, если от­ сутствует сварочное оборудование, или при незначительном объеме арматурных работ.

Изготовление сварных сеток и каркасов.

Сетки и плоские каркасы сваривают на точеч­ ных контактных электросварочных аппаратах типа АТП-25, АТП-50, а также на аппаратах с моторным или с пневматическим приводом.

Организация рабочего места при изготовле­ нии сварных арматурных сеток и каркасов за­

висит от ширины изделий, их веса и

вылета

электродов сварочной машины. Для

сварки

сеток и плоских каркасов у точечного

аппа­

рата устанавливают стол, обитый кровельной сталью, причем его длина должна быть почти вдвое больше свариваемых каркасов.

Рабочий стол должен иметь лотки для на­

27


резанных стержней. Для изоляции сварщика от пола рабочее место оборудуют деревянной подставкой. Для стержней предусматривают

а)

1 2

 

5

3

4

2

 

,------------------j - L - .

* J L i

 

 

 

3 5

 

---------й ---------- 1

4

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 18. Организация рабочего

 

места

при

работе

на

двух

од­

 

 

ноточечных машинах

 

 

а — на

одном столе;

б — на

двух

 

столах;

1 — сварочные*

машины;

 

2 — столы;

3 — место

для загото­

 

вок;

4 --место сварщика;

5 — место

 

 

 

подсобного рабочего

 

специальные козелки. Сварочную машину об­ служивают сварщик и арматурщик, который должен подносить стержни и укладывать их в лотки, снимать готовые сетки со стола и укла­ дывать их около машины, затем отвозить на склад.

Сварные сетки, ширина которых превышает вылет электродов машины, изготовляют в два приема: сначала сваривают одну сторону сетки, затем ее переворачивают на 180° и сва­

ривают с другой стороны.

то

Если имеются две сварочные машины,

можно избежать поворота сетки (рис.

18).

Производительность труда в этом случае по­ вышается на 50%.

Арматурные сетки и каркасы изготовляют на многоточечных машинах в основном в ар­ матурных цехах заводов сборного железобето­ на. Здесь устанавливают автоматические ли­ нии с машиной АТМС-14-75. Линию обслужи­ вают двое рабочих.

28


Каркасы состоят из продольной арматуры, образующей два пояса, и поперечной арматуры или решетки для их соединения (рис. 19).

Плоские

сварные

v

 

п п a_.iL

каркасы, соединенные

„п ПППОif п

монтажными

стержня­ тги и и\о—о—ц^в—и—а—п—г

ми, образуют простран­

6)

1

г

ственный каркас. Ар­

 

 

 

матурные

простран­

 

 

 

ственные каркасы

сва­

 

 

 

ривают на машинах ти­

 

 

 

па ’ МТМК-3-100

или

 

 

 

МТП-7.

 

 

 

 

 

При электросварке снижают расход ар­ матуры до 5%, вя­ зальной проволоки—до 1% веса арматуры и сокращают затраты труда до 40%.

Рис. 19. Плоские свар­ ные каркасы

а — решетка

из

вертикаль­

ных

поперечных

стержней;

б

решетка

в виде змейки;

в

расположение

стержней;

г — соединение плоских кар­ касов сваркой; 1 — рабочие стержни; 2 —вертикальная решетка

Несущие арматур­ ные каркасы кроме совместной работы с бето­

ном воспринимают различные временные нагрузки, возникающие при работе (вес опа­ лубки, транспортных средств для подачи бе­ тона, вес бетонной смеси, вес работающих). Чтобы несущие каркасы были более жесткими, вместо арматурных стержней круглого сечения применяют жесткие прокатные профили — уголки, полосовую сталь, квадратную с при­ менением раскосов.

Изготовление вязаных сеток и каркасов.

Арматурные сетки и каркасы вяжут в том слу­ чае, если нельзя получить готовые сварные ар­ матурные изделия (сетки и каркасы), или мал объем работ, или если необходимо изготовить

29