ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
особо сложные изделия, где нельзя применить точечные сварные машины.
Арматурные работы вручную выполняют на специальной площадке, оборудованной стеллажами и козелками. Для вязки приме няют отожженную проволоку № 18 диаметром 0,8 мм или № 17 диаметром 1 мм, заготовлен ную в виде мотков или нарезанную длиной 8—10 см и затем связанную пучками. Армату ру сеток и плоских плит вяжут на верстаке Железнова (рис. 20).
Рис. 21. Вязка уз.^ов ар матуры вязальной прово локой
а — простой узел без подтя гивания (3 приема); б — простой узел с подтягивани ем (3 приема); в — узел арматурного каркаса (3
приема)
По шаблону раскладывают рабочую и рас пределительную арматуру, ранее заготовлен ную по размерам, и в пересечениях перевязы
вают ее проволокой.
Вязку узла производят с применением ку-
30
. сачек с 'притупленными зубцами. Арматурщик держит кусачки в правой руке, а отрезок про волоки— в левой (рис. 21).
Арматурщик заводит конец проволоки, за хватывая оба стержня под их пересечением (в противоположных углах); одной рукой держит конец стержня, а другой заводит кусачками конец проволоки на первый конец (в руке) и закручивает на один оборот, а затем кусачка ми, обхватывая оба конца, делает скрутку в два оборота. Вязку простого узла выполняют с подтягиванием и без подтягивания.
Узел каркаса вяжут таким образом: один
Рис. 22. Сборка и вязка прямоугольных каркасов, балок, колонн (способ И. А. Предко)
а —продольный вид; б — поперечный вид; / — стойки; 2 — перекладины; 3 — каркас в нижнем положении; 4 — каркас в в верхнем положении
конец вязаль'ной проволоки заводят с левой стороны на хомут, огибая стержень, а другой конец заводят также слева от стержня под хо мут и затем первый конец «проволоки заводят под второй конец и скручивают кусачками. При этом следят, чтобы проволока не была прикручена плотно к стержням или не была удалена от стержней.
Пространственные прямоугольные каркасы собирают и вяжут по способу арматурщика И. А. Предко (рис. 22).
31
На козлы или консольные стойки, установ ленные попарно, укладывают деревянные или металлические перекладины, на которых рас кладывают продольные стержни каркаса. Кар касы балок вяжут в перевернутом положении, поэтому отогнутые стержни кладут отгибами вниз. На продольные стержни укладывают хо муты, которые связывают с рабочими и рас пределительными стержнями. Затем не пол ностью связанный каркас поднимают на вы соту, удобную для дальнейшей работы, для чего перекладины, на которые подвешен кар кас, устанавливают в верхние гнезда , козел. После подъема каркаса вяжут нижние и бо ковые стержни с хомутами.
Транспортирование и монтаж арматуры
Изготовленную арматуру доставляют к ме сту монтажа в виде отдельных стержней, свар ных сеток, каркасов или отдельных простран ственных арматурных элементов. Перевозят арматуру на автомобилях, трайлерах или же лезнодорожных платформах. Сетки и каркасы перевозят пакетами; прямые и гнутые стерж ни— связанными в пачки.
При перевозке пространственные элементы необходимо надежно закрепить к транспорт ным средствам, так как это исключает дефор мацию изделий от собственного веса и толч ков. Арматуру нужно прикреплять к транс портным средствам при помощи проволочных скруток или растяжек, укладывая ее предва рительно на деревянные подкладки. Крюки стропов следует располагать вблизи сварных узлов, чтобы не погнуть отдельные стержни.
Места строповки тяжелых арматурных эле ментов обязательно указываются в проекте и
32
должны 'быть известны лицам, производящим погрузочно-разгрузочные и монтажные рабо ты. Места захвата конструкции краном поме чаются яркой краской.
Сетки, каркасы и отдельные арматурные стержни устанавливают в формы для изготов ления сборных железобетонных конструкций или в опалубку для армирования монолитных железобетонных конструкций.
Монтаж производят по проекту производ ства работ, в котором указаны последователь ность установки отдельных элементов, способы их подачи, скрепления узлов, а также приме нения временных приспособлений. Перед уста новкой арматуры необходимо проверить опа лубку по размерам.
При установке арматуры необходимо со блюдать размеры защитного слоя и расстоя ний между стержнями, что достигается за кладкой бетонных или металлических прокла док между арматурой и опалубкой, а также подвешиванием арматуры (рис. 23).
1 2
Рис. 23. Установка прокладок для обеспечения защитного слоя бетона
1 — опалубка; 2 — прокладка; 3 вязальная проволока
При устройстве фундаментов, плит и стен применяют сетки, а при устройстве колонн и балок — каркасы. При укладке арматуры фун даментов ставят дополнительно выпуски арма
туры (коротыши) для крепления к ним карка са колонн. Легкие каркасы колонн вручную кантуют сверху в короб опалубки и крепят к коротышам арматуры фундамента. Тяжелые каркасы колонн монтируют из отдельных эле ментов на месте до установки опалубки и для устойчивости после монтажа их временно рас крепляют диагональными схватками.
Иногда более целесообразно тяжелую ар матуру колонн устанавливать отдельными го товыми сварными элементами, соединяемыми на месте. Тогда стропят каркасы так, чтобы они при подъеме получили нужное для уста новки положение.
Вязку арматуры колонн отдельными стерж нями выполняет звено. Подсобный рабочий подносит арматуру, устанавливает в короб опалубки, открытый с одной или двух сторон, принимает участие в вязке арматуры. Второй рабочий (арматурщик) привязывает хомуты к стержням, а вертикальные стержни — к выпус кам нижележащих колонн или фундаментов.
Арматуру балок собирают из сварных кар касов, частей каркаса или отдельных стерж ней. Арматуру плит и стенок собирают из го товых сварных сеток, которые раскладывают на опалубке между балками и прогонами, за крепляя в нужном положении.
Вязку арматуры стенок большой длины вы полняют поточным способом.
Краткие сведения о предварительно напряженных и армоцементных конструкциях
Крупным успехом в области производства железобетона явилось создание предваритель
но напряженных конструкций. Оно |
имело |
большое экономическое значение, |
позволяя |
34
при меньших расходах высокопрочной армату ры и цементобетона получать легкие конструк ции, устойчивые против трещинообразования.
В обычном железобетоне в растянутой зоне изгибаемых элементов (плитах перекрытий, балках) появляются трещины при небольших нагрузках, даже до того как плита или балка воспримет полную эксплуатационную нагруз ку. Это допускается для лучшего использова
ния стали, но, однако, величина |
раскрытия |
трещин должна быть ограничена |
во избежа |
ние коррозии арматуры. |
|
При полной эксплуатации в конструкциях раскрытие трещин допустимо до 0,2 мм на от крытом воздухе и до 0,3 мм при условии за щиты от атмосферных воздействий. В обыч ном железобетоне применять высокопрочные арматурные стали нерационально, так как пре дельное раскрытие трещин происходит в том случае, если прочность сталей еще полностью не использована.
Сущность предварительного напряжения рабочей арматуры состоит в том, что ее под вергают искусственному натяжению. До экс плуатационной нагрузки бетон обжимают на тянутой арматурой и в нем проявляются на пряжения сжатия, примерно равные растяги вающим напряжениям, возникающим при эк
сплуатации. |
В |
результате |
можно полностью |
избежать или |
ограничить |
появление трещин |
|
в растянутой |
зоне бетона, эффективно исполь |
зовать в конструкциях материалы повышенной прочности, при этом одновременно повышается долговечность конструкций, уменьшается их собственный вес.
Предварительное напряжение рабочей ар матуры осуществляют двумя способами: до
35
бетонирования конструкции и в затвердевшем состоянии после бетонирования (рис 24)
с)
Анкеры
■Упор |
упор |
Натягиваемая арматура
1
г
3
//'ШШШШтт/рГ74
О
Рис. 24. Изготовление предварительно напряженней железобетонной балки
? Т~ |
бетонирования на упорах; |
б —после бетонирования |
|||||||
(ло затвердения бетона) в каналы; |
/ — положение натяяу- |
||||||||
той « закрепленной арматуры; 2 - |
положение с |
установлен- |
|||||||
степжн^^Т?НУТ,ОЙл |
арматуР°* |
(хомуты, |
распределительные |
||||||
|
й “ 3/® еТОНИрованная балка: |
|
4 - в и д |
балки |
после |
||||
твердения бетона |
и удаления |
анкеров; |
|
5 — арматуоа в |
кана- |
||||
лах в натянутом |
состоянии; |
5 - в и д |
балки лослеР удаления |
||||||
|
анкеров, бетон |
получил |
обжатие |
|
|
36
Одним из видов железобетона является армоцемент, состоящий из мелкозернистого цементобетона, армированного тонкими сталь ными сетками. Его применяют, когда нужна железобетонная конструкция малой толщины, криволинейного очертания, большой жестко сти.
Благодаря применению мелкозернистого бетона и тонких сеток армоцемент обладает повышенной сопротивляемостью к образова нию трещин, прочностью на растяжение, большой плотностью бетона.
<0
- v — Ч г |
Рис. 25. Схемы арми |
|||||
1 |
г |
рования |
армоцемент- |
|||
Ю |
|
|
ной плиты |
|
||
|
а — двумя |
сетками и |
||||
|
|
•стержнями; |
б — четырь |
|||
|
|
мя сетками и стержня |
||||
|
|
ми; |
в —двумя |
ткаными |
||
|
|
и одной сварной |
сетка |
|||
|
|
ми; |
/ —тканые |
сегкн; |
||
|
|
2 ~ стержни; |
3 — свар |
|||
|
|
|
ная |
сетка |
|
Армоцементные конструкции армируют двумя сетками й стержнями; двумя ткаными и
одной сварной сетками (рис. 25). I
Контроль качества и прием арматурных работ
Смонтированные арматурные конструкции перед бетонированием проверяют и принимают по акту. Для этого производят их наружный ос мотр и проверку инструментами по чертежам.
37
Местоположение, диаметр и количество стерж ней и расстояние между ними должны соот
ветствовать проекту; отклонения не должны превышать допускаемых.
Сварные узлы, стыки и швы, выполненные при монтаже арматуры, подвергают наружно му осмотру и выборочным испытаниям образ цов, вырезанных из конструкции.
Предварительно напряженную арматуру проверяют на удлинение, применяя при этом индикатор и рулетку, а величину натяжения проверяют динамометром.
К акту приемки должны быть приложены: заводские сертификаты основного металла и электродов^ акты испытаний образцов сварных сопряжений и стыков, фамилии сварщиков, сваривающих арматурные конструкции при их изготовлении и монтаже.
III. УСЛОВИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА, НОРМИРОВАНИЕ
Формы организации труда
Современное строительство отличается про грессивной технологией производства работ с применением передовых приемов и методов, а
также прогрессивными формами оплаты тру да.
Постепенно молодой .начинающий рабочийарматурщик приобретает первые навыки, на капливает практический опыт и теоретические знания. Ему поручают все более сложные ра боты, растут его мастерство и квалификация,
В зависимости от сложности работ «Та рифно-квалификационным справочником ра бот и профессий рабочих, занятых в строи
38
тельстве и на ремонтно-строительных работах» предусмотрена тарификация от 1-го до 6-го разряда. Арматурщик 1-го разряда выполняет простейшие работы, .например очистку арма туры от коррозии. Для рабочих 2-го разряда характерны простые работы, такие как размоткц и вытягивание арматуры при помощи ручных лебедок и станков.
Арматурщик 3-го ра1зряда выполняет рез ку и гнутье арматурной стали на приводных станках.
Арматурщик 4-го разряда выполняет прав ку и резку арматуры на автоматических стан ках, гнутье арматуры на станках. Арматурщик 5-го разряда должен знать и умело исполнять сложные работы типа сборки сеток и плоских каркасов, их монтаж.
Арматурщик 6-го разряда выполняет особо сложные работы: сборку сложных пространст венных каркасов, монтаж арматуры из стер жней для наиболее ответственных конструк ций.
Разряды присваивает рабочим квалифика ционная комиссия, в которой обязательно уча ствуют представитель постройкома и брига дир.
Арматурные работы выполняют самостоя тельно, звеньями или бригадами. Рабочий тру дится в одиночку на таких, например, работах, как выпрямление прутков на верстаке, очист ка прутков от коррозии, подноска арматуры.
Звено может состоять из двух и более ра бочих. Как правило, наряду с арматурщика ми высокой квалификации в звено входят и арматурщики более низких разрядов, выпол няющие работу под руководством первых. Состав звеньев указан в «Единых нормах i
39