Файл: Ямпольский, Е. М. Арматурщик.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

особо сложные изделия, где нельзя применить точечные сварные машины.

Арматурные работы вручную выполняют на специальной площадке, оборудованной стеллажами и козелками. Для вязки приме­ няют отожженную проволоку № 18 диаметром 0,8 мм или № 17 диаметром 1 мм, заготовлен­ ную в виде мотков или нарезанную длиной 8—10 см и затем связанную пучками. Армату­ ру сеток и плоских плит вяжут на верстаке Железнова (рис. 20).

Рис. 21. Вязка уз.^ов ар­ матуры вязальной прово­ локой

а — простой узел без подтя­ гивания (3 приема); б — простой узел с подтягивани­ ем (3 приема); в — узел арматурного каркаса (3

приема)

По шаблону раскладывают рабочую и рас­ пределительную арматуру, ранее заготовлен­ ную по размерам, и в пересечениях перевязы­

вают ее проволокой.

Вязку узла производят с применением ку-

30

. сачек с 'притупленными зубцами. Арматурщик держит кусачки в правой руке, а отрезок про­ волоки— в левой (рис. 21).

Арматурщик заводит конец проволоки, за­ хватывая оба стержня под их пересечением (в противоположных углах); одной рукой держит конец стержня, а другой заводит кусачками конец проволоки на первый конец (в руке) и закручивает на один оборот, а затем кусачка­ ми, обхватывая оба конца, делает скрутку в два оборота. Вязку простого узла выполняют с подтягиванием и без подтягивания.

Узел каркаса вяжут таким образом: один

Рис. 22. Сборка и вязка прямоугольных каркасов, балок, колонн (способ И. А. Предко)

а —продольный вид; б — поперечный вид; / — стойки; 2 — перекладины; 3 — каркас в нижнем положении; 4 — каркас в в верхнем положении

конец вязаль'ной проволоки заводят с левой стороны на хомут, огибая стержень, а другой конец заводят также слева от стержня под хо­ мут и затем первый конец «проволоки заводят под второй конец и скручивают кусачками. При этом следят, чтобы проволока не была прикручена плотно к стержням или не была удалена от стержней.

Пространственные прямоугольные каркасы собирают и вяжут по способу арматурщика И. А. Предко (рис. 22).

31

На козлы или консольные стойки, установ­ ленные попарно, укладывают деревянные или металлические перекладины, на которых рас­ кладывают продольные стержни каркаса. Кар­ касы балок вяжут в перевернутом положении, поэтому отогнутые стержни кладут отгибами вниз. На продольные стержни укладывают хо­ муты, которые связывают с рабочими и рас­ пределительными стержнями. Затем не пол­ ностью связанный каркас поднимают на вы­ соту, удобную для дальнейшей работы, для чего перекладины, на которые подвешен кар­ кас, устанавливают в верхние гнезда , козел. После подъема каркаса вяжут нижние и бо­ ковые стержни с хомутами.

Транспортирование и монтаж арматуры

Изготовленную арматуру доставляют к ме­ сту монтажа в виде отдельных стержней, свар­ ных сеток, каркасов или отдельных простран­ ственных арматурных элементов. Перевозят арматуру на автомобилях, трайлерах или же­ лезнодорожных платформах. Сетки и каркасы перевозят пакетами; прямые и гнутые стерж­ ни— связанными в пачки.

При перевозке пространственные элементы необходимо надежно закрепить к транспорт­ ным средствам, так как это исключает дефор­ мацию изделий от собственного веса и толч­ ков. Арматуру нужно прикреплять к транс­ портным средствам при помощи проволочных скруток или растяжек, укладывая ее предва­ рительно на деревянные подкладки. Крюки стропов следует располагать вблизи сварных узлов, чтобы не погнуть отдельные стержни.

Места строповки тяжелых арматурных эле­ ментов обязательно указываются в проекте и

32


должны 'быть известны лицам, производящим погрузочно-разгрузочные и монтажные рабо­ ты. Места захвата конструкции краном поме­ чаются яркой краской.

Сетки, каркасы и отдельные арматурные стержни устанавливают в формы для изготов­ ления сборных железобетонных конструкций или в опалубку для армирования монолитных железобетонных конструкций.

Монтаж производят по проекту производ­ ства работ, в котором указаны последователь­ ность установки отдельных элементов, способы их подачи, скрепления узлов, а также приме­ нения временных приспособлений. Перед уста­ новкой арматуры необходимо проверить опа­ лубку по размерам.

При установке арматуры необходимо со­ блюдать размеры защитного слоя и расстоя­ ний между стержнями, что достигается за­ кладкой бетонных или металлических прокла­ док между арматурой и опалубкой, а также подвешиванием арматуры (рис. 23).

1 2

Рис. 23. Установка прокладок для обеспечения защитного слоя бетона

1 — опалубка; 2 — прокладка; 3 вязальная проволока

При устройстве фундаментов, плит и стен применяют сетки, а при устройстве колонн и балок — каркасы. При укладке арматуры фун­ даментов ставят дополнительно выпуски арма­

туры (коротыши) для крепления к ним карка­ са колонн. Легкие каркасы колонн вручную кантуют сверху в короб опалубки и крепят к коротышам арматуры фундамента. Тяжелые каркасы колонн монтируют из отдельных эле­ ментов на месте до установки опалубки и для устойчивости после монтажа их временно рас­ крепляют диагональными схватками.

Иногда более целесообразно тяжелую ар­ матуру колонн устанавливать отдельными го­ товыми сварными элементами, соединяемыми на месте. Тогда стропят каркасы так, чтобы они при подъеме получили нужное для уста­ новки положение.

Вязку арматуры колонн отдельными стерж­ нями выполняет звено. Подсобный рабочий подносит арматуру, устанавливает в короб опалубки, открытый с одной или двух сторон, принимает участие в вязке арматуры. Второй рабочий (арматурщик) привязывает хомуты к стержням, а вертикальные стержни — к выпус­ кам нижележащих колонн или фундаментов.

Арматуру балок собирают из сварных кар­ касов, частей каркаса или отдельных стерж­ ней. Арматуру плит и стенок собирают из го­ товых сварных сеток, которые раскладывают на опалубке между балками и прогонами, за­ крепляя в нужном положении.

Вязку арматуры стенок большой длины вы­ полняют поточным способом.

Краткие сведения о предварительно напряженных и армоцементных конструкциях

Крупным успехом в области производства железобетона явилось создание предваритель­

но напряженных конструкций. Оно

имело

большое экономическое значение,

позволяя

34


при меньших расходах высокопрочной армату­ ры и цементобетона получать легкие конструк­ ции, устойчивые против трещинообразования.

В обычном железобетоне в растянутой зоне изгибаемых элементов (плитах перекрытий, балках) появляются трещины при небольших нагрузках, даже до того как плита или балка воспримет полную эксплуатационную нагруз­ ку. Это допускается для лучшего использова­

ния стали, но, однако, величина

раскрытия

трещин должна быть ограничена

во избежа­

ние коррозии арматуры.

 

При полной эксплуатации в конструкциях раскрытие трещин допустимо до 0,2 мм на от­ крытом воздухе и до 0,3 мм при условии за­ щиты от атмосферных воздействий. В обыч­ ном железобетоне применять высокопрочные арматурные стали нерационально, так как пре­ дельное раскрытие трещин происходит в том случае, если прочность сталей еще полностью не использована.

Сущность предварительного напряжения рабочей арматуры состоит в том, что ее под­ вергают искусственному натяжению. До экс­ плуатационной нагрузки бетон обжимают на­ тянутой арматурой и в нем проявляются на­ пряжения сжатия, примерно равные растяги­ вающим напряжениям, возникающим при эк­

сплуатации.

В

результате

можно полностью

избежать или

ограничить

появление трещин

в растянутой

зоне бетона, эффективно исполь­

зовать в конструкциях материалы повышенной прочности, при этом одновременно повышается долговечность конструкций, уменьшается их собственный вес.

Предварительное напряжение рабочей ар­ матуры осуществляют двумя способами: до

35

бетонирования конструкции и в затвердевшем состоянии после бетонирования (рис 24)

с)

Анкеры

■Упор

упор

Натягиваемая арматура

1

г

3

//'ШШШШтт/рГ74

О

Рис. 24. Изготовление предварительно напряженней железобетонной балки

? Т~

бетонирования на упорах;

б —после бетонирования

(ло затвердения бетона) в каналы;

/ — положение натяяу-

той « закрепленной арматуры; 2 -

положение с

установлен-

степжн^^Т?НУТ,ОЙл

арматуР°*

(хомуты,

распределительные

 

й “ 3/® еТОНИрованная балка:

 

4 - в и д

балки

после

твердения бетона

и удаления

анкеров;

 

5 — арматуоа в

кана-

лах в натянутом

состоянии;

5 - в и д

балки лослеР удаления

 

анкеров, бетон

получил

обжатие

 

 

36


Одним из видов железобетона является армоцемент, состоящий из мелкозернистого цементобетона, армированного тонкими сталь­ ными сетками. Его применяют, когда нужна железобетонная конструкция малой толщины, криволинейного очертания, большой жестко­ сти.

Благодаря применению мелкозернистого бетона и тонких сеток армоцемент обладает повышенной сопротивляемостью к образова­ нию трещин, прочностью на растяжение, большой плотностью бетона.

<0

- v — Ч г

Рис. 25. Схемы арми­

1

г

рования

армоцемент-

Ю

 

 

ной плиты

 

 

а — двумя

сетками и

 

 

•стержнями;

б — четырь­

 

 

мя сетками и стержня­

 

 

ми;

в —двумя

ткаными

 

 

и одной сварной

сетка­

 

 

ми;

/ —тканые

сегкн;

 

 

2 ~ стержни;

3 — свар­

 

 

 

ная

сетка

 

Армоцементные конструкции армируют двумя сетками й стержнями; двумя ткаными и

одной сварной сетками (рис. 25). I

Контроль качества и прием арматурных работ

Смонтированные арматурные конструкции перед бетонированием проверяют и принимают по акту. Для этого производят их наружный ос­ мотр и проверку инструментами по чертежам.

37


Местоположение, диаметр и количество стерж­ ней и расстояние между ними должны соот­

ветствовать проекту; отклонения не должны превышать допускаемых.

Сварные узлы, стыки и швы, выполненные при монтаже арматуры, подвергают наружно­ му осмотру и выборочным испытаниям образ­ цов, вырезанных из конструкции.

Предварительно напряженную арматуру проверяют на удлинение, применяя при этом индикатор и рулетку, а величину натяжения проверяют динамометром.

К акту приемки должны быть приложены: заводские сертификаты основного металла и электродов^ акты испытаний образцов сварных сопряжений и стыков, фамилии сварщиков, сваривающих арматурные конструкции при их изготовлении и монтаже.

III. УСЛОВИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА, НОРМИРОВАНИЕ

Формы организации труда

Современное строительство отличается про­ грессивной технологией производства работ с применением передовых приемов и методов, а

также прогрессивными формами оплаты тру­ да.

Постепенно молодой .начинающий рабочийарматурщик приобретает первые навыки, на­ капливает практический опыт и теоретические знания. Ему поручают все более сложные ра­ боты, растут его мастерство и квалификация,

В зависимости от сложности работ «Та­ рифно-квалификационным справочником ра­ бот и профессий рабочих, занятых в строи­

38

тельстве и на ремонтно-строительных работах» предусмотрена тарификация от 1-го до 6-го разряда. Арматурщик 1-го разряда выполняет простейшие работы, .например очистку арма­ туры от коррозии. Для рабочих 2-го разряда характерны простые работы, такие как размоткц и вытягивание арматуры при помощи ручных лебедок и станков.

Арматурщик 3-го ра1зряда выполняет рез­ ку и гнутье арматурной стали на приводных станках.

Арматурщик 4-го разряда выполняет прав­ ку и резку арматуры на автоматических стан­ ках, гнутье арматуры на станках. Арматурщик 5-го разряда должен знать и умело исполнять сложные работы типа сборки сеток и плоских каркасов, их монтаж.

Арматурщик 6-го разряда выполняет особо сложные работы: сборку сложных пространст­ венных каркасов, монтаж арматуры из стер­ жней для наиболее ответственных конструк­ ций.

Разряды присваивает рабочим квалифика­ ционная комиссия, в которой обязательно уча­ ствуют представитель постройкома и брига­ дир.

Арматурные работы выполняют самостоя­ тельно, звеньями или бригадами. Рабочий тру­ дится в одиночку на таких, например, работах, как выпрямление прутков на верстаке, очист­ ка прутков от коррозии, подноска арматуры.

Звено может состоять из двух и более ра­ бочих. Как правило, наряду с арматурщика­ ми высокой квалификации в звено входят и арматурщики более низких разрядов, выпол­ няющие работу под руководством первых. Состав звеньев указан в «Единых нормах i

39