ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2024
Просмотров: 137
Скачиваний: 0
ГЛАВА 2
ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТА ЭЛЕКТРОБУРОВ
Особенности расчета электробуров |
и их двигателей связаны |
с необычным соотношением длины и |
диаметра магнитопровода, |
а также специфическими условиями работы электробуров. Пара метры двигателей электробуров выходят за пределы норм, устано вившихся для серийных электрических машин общего назначения.
Хотя расчет длины и диаметра магнитопровода двигателей электробуров своеобразен, однако их соотношение и связь с энер гетическими параметрами определяется известным уравнением Арнольда
|
r |
D 4 tn |
6,0 • 10” |
|
( 1 8 ) |
|
|
N ' |
~ Ѵ * о 6 |
|
|
|
|
|
|
||
где Са — машинная |
постоянная; |
D — диаметр |
расточки |
статора |
|
в см; Іі — расчетная |
длина |
магнитопровода в |
см; п — скорость |
||
вращения ротора в об/мин; N' — электромагнитная мощность дви |
|||||
гателя в кВА; Вё— средняя индукция в междужелезном |
зазоре |
в гс; А — линейная нагрузка в А/см; Коб — коэффициент обмотки. Величина СА постоянна для данного уровня развития электро машиностроения. Она определяется степенью использования мате риалов, применяемых в электрической машине — материал магни топровода, обмотки и изоляционные материалы, т. е. величину Сл можно изменить только улучшением магнитопроводности мате риала сердечника, электропроводности материала обмотки и элект рической прочности изоляционных материалов, применяемых для
изготовления двигателя.
Величина вращающего момента двигателя М пропорциональна
М = |
N ' |
D4i |
( 1 9 ) |
п |
С, |
т. е. величина М при данном значении СА пропорциональна объему магнитопровода, в частности пропорциональна длине магнитопро вода U и квадрату диаметра его расточки D2
N>= J ß i _ П' |
(20) |
Величина мощности при данном значении СА пропорциональна объему магнитопровода и скорости вращения двигателя. Следова тельно, в данном объеме магнитопровода мощность двигателя можно повышать путем увеличения скорости вращения, что дости гается уменьшением числа полюсов. Эта особенность обусловли вает возможность совершенствования конструкции и характеристик электробуров.
Так как наружный диаметр электробура, а следовательно, и диаметр расточки статора ограничены диаметром скважины,
38
а удельная величина вращающего момента Ma/F3аб, необходимая для эффективного процесса бурения наиболее распространенными трехшарошечными долотами, должна быть не менее 0,5 кгс • м/см2, то длина магнитопровода составляет около 7 м. Такая длина, как показал опыт, оказалась технически выполнимой, но в то же время предельной по техническим условиям изготовления, надежности и эксплуатации.
Отношение длины магнитопровода к полюсному делению в дви гателях электробуров составляет 40—160 (рис. 7), в то время как
рекомендуемое отношение |
для обычных электрических машин |
||||||||||||||||
с учетом |
оптимальных |
|
технико-экономи |
|
|
|
|
|
|
||||||||
ческих характеристик |
находится |
в пре |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
делах 0,5—2,5. Такое соотношение основ |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
ных |
размеров |
двигателей |
электробуров |
|
|
|
|
|
|
||||||||
в |
значительной |
степени |
обусловливает |
|
|
|
|
|
|
||||||||
относительно |
невысокие |
значения |
cos |
<р |
|
|
|
|
|
|
|||||||
и |
к. п. д. |
|
вопросом |
при |
проектирова |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
Важным |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
нии |
электробура |
является |
выбор |
рабо |
|
|
|
|
|
|
|||||||
чего напряжения. Условия подвода пита |
|
|
|
|
|
Ір |
|||||||||||
ния к электробуру по кабелю, длина ко |
|
|
|
|
|
||||||||||||
торого достигает |
нескольких километров, |
I |
|
к |
6 |
8 |
10 |
||||||||||
требуют, чтобы электроэнергия передава |
Рис. |
7. |
Пределы |
отношений |
|||||||||||||
лась при возможно высоком напряже |
~h для |
асинхронных двига |
|||||||||||||||
нии. При повышении напряжения умень |
|||||||||||||||||
шаются |
потери |
энергии, |
расход |
меди |
телей |
|
электробуров |
и по |
|||||||||
в |
кабеле, |
облегчаются |
|
условия работы |
гружных |
насосов |
в |
зависи |
|||||||||
контактных |
|
соединений |
(вследствие |
мости от |
числа |
пар |
полю |
||||||||||
|
|
|
|
сов 2р. |
|
|
|||||||||||
уменьшения |
величины |
|
тока), создается |
|
|
|
|
|
|
||||||||
возможность |
уменьшить |
диаметр |
кабеля |
|
|
|
|
|
|
||||||||
и контактных |
соединений, |
при этом увеличить проходное сечение |
|||||||||||||||
в трубах |
для |
прохода |
|
промывочной |
жидкости |
и, |
как следствие, |
уменьшить расход энергии на циркуляцию промывочной жидкости. Кроме того, питание забойного двигателя при высоком напря жении приводит к уменьшению падения напряжения в токоподводе, в особенности при перегрузках, так как при длинной линии передач повышенный перегрузочный ток приводит к значительному падению напряжения, и следовательно, снижению напряжения на
зажимах забойного двигателя.
Однако вследствие повышения напряжения снижается коэффи циент заполнения паза статора вследствие увеличения толщины корпусной изоляции, числа витков и объема межвитковой изоля ции. Снижение же коэффициента заполнения паза приводит к су щественному снижению мощности, особенно в двигателях неболь ших диаметров.
В связи с изложенным выше при проектировании электробуров приходится отказываться от стандартной шкалы напряжений и
39
применять специальные трансформаторы. Величина напряжения двигателей электробуров со стекломиканитовой изоляцией, выпус каемых промышленностью, находится в пределах 1000—1700 В.
Выбор электромагнитных нагрузок
Допустимые величины В& и А зависят от качества материала магнитопровода, толщины, теплостойкости и теплопроводности изо ляционных материалов, плотности тока, интенсивности охлажде ния и характеристик машины. Чтобы получить с единицы длины магнитопровода возможно больший вращающий момент, при про
ектировании двигателей |
электробуров |
необходимо |
повышать |
||
Сй, см3/Дж |
и А, |
используя |
высококачест |
||
венные |
теплостойкие |
изоляци |
|||
|
онные |
материалы и предусма |
|||
|
тривая |
интенсивное |
охлажде |
|
|
|
ние двигателя. |
|
|
|||
|
|
|
Несмотря |
на относительно |
||||
|
|
|
высокую температуру |
окружа |
||||
|
|
|
ющей |
среды, |
охлаждение дви |
|||
|
|
|
гателя циркулирующей промы |
|||||
|
|
|
вочной жидкостью, проходящей |
|||||
|
|
|
через центральный канал в дви |
|||||
|
|
|
гателе и вдоль наружной по |
|||||
Рис. 8. Пределы машинных постоян |
верхности |
статора, |
дает воз |
|||||
можность |
отводить |
от двига |
||||||
ных С а |
погружных асинхронных дви |
теля |
значительное |
количество |
||||
гателей |
электробуров |
и насосов: |
тепла. |
|
|
|
|
|
N |
„ |
машинных по |
|
|
|
|
||
I — ——; 2 — зона пределов |
Хорошие |
условия |
теплоот |
|||||
стоянных для обычных электрических ма |
вода и применение |
теплостой |
||||||
|
шин. |
|
||||||
товлять |
|
|
кой изоляции |
позволяют изго |
||||
двигатели электробуров с достаточно |
высокими электро |
|||||||
магнитными нагрузками. |
|
|
|
|
|
|
||
|
Д5=4000 ■+- 5000 Гс; |
Л = 400 -+- 450 А/см. |
|
|
Вследствие небольшого диаметра машин и интенсивного охлаж дения перепад температуры в сердечнике магнитопровода незна чителен. В связи с этим допустим высокий перепад температуры по толщине изоляции паза (40—50° С), а следовательно, и высокое произведение линейной нагрузки на плотность тока, достигающее 4000—5000, в то время как для нормальных закрытых машин соиз меримой мощности это произведение не более 1000—1200. В об мотках двигателей электробуров допустима плотность тока 10— 15 А/мм2.
На рис. 8 приведены машинные постоянные СА в функции
в сравнении с аналогичными данными обычных машин с воздуш-
40
ныл охлаждением. Из кривых видно, что машинные постоянные электробуров примерно в полтора раза ниже, чем нормальных за крытых машин, имеющих ту же скорость вращения и мощность. Однако при равной мощности, забираемой из сети, мощность на валу двигателя электробура примерно в полтора раза ниже, чем электродвигателей с нормальными геометрическими размерами, вследствие более низкого к. п. д. и коэффициента мощности.
Рабочие и пусковые характеристики
Рабочие характеристики электробуров значительно ниже, чем нормальных двигателей. В то время как у электродвигателей мощ
ностью 150—220 кВт при 750 об/мин |
cosср = 0,8-=-0,85, у двигателя |
||||||||||
электробура |
с |
такими |
Cos<f> |
|
|
|
|
|
|||
же данными |
cos ф= 0,63— |
|
|
|
|
|
|||||
—0,71. На рис. 9 приведе |
|
|
|
т< |
|
||||||
ны кривые изменения cos <р |
0,9 |
|
|
2р=6 |
|||||||
СГ-" |
|
|
|||||||||
погружных |
|
двигателей |
|
2р=2 |
|
||||||
в функции мощности дви |
0,7 |
|
с |
|
— О— ^ |
||||||
гателей для разных чисел |
|
|
|
|
2р=8 |
||||||
|
|
|
|
|
|||||||
полюсов. |
|
|
|
|
0,5 |
|
|
|
гр-іо |
||
Низкое значение коэф |
|
|
|
|
|
||||||
о |
90 |
80 |
ПО |
150 |
200N. нВт |
||||||
фициента |
мощности |
свя |
|||||||||
зано в первую очередь с |
Рис. 9. |
Кривые |
изменения |
cos ср |
погружных |
||||||
указанным |
выше |
необыч |
асинхронных двигателей электробуров и насо |
||||||||
ным соотношением |
диа |
сов в зависимости от мощности двигателей для |
|||||||||
метра и длины. Отношение |
|
|
разных чисел полюсов. |
|
|||||||
величин магнитных |
пото |
|
|
|
|
|
|
||||
ков электродвигателей с одинаковыми D4 и Въ обратно пропорцио |
|||||||||||
нально отношению их диаметров расточки. |
|
|
|
||||||||
Если |
|
|
|
D, |
|
h |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
то |
|
|
|
||||
|
|
|
|
D o |
~г = —г - |
|
|
||||
|
|
|
|
|
lo, |
rrfi |
|
|
|
Поток Ф — Dl, следовательно,
_ D\h
Фг ’
откуда
Фі _ 1
02т '
Вто же время при значительной разнице величин диаметров отношение магнитодвижущих сил FdF2^ m t вследствие отсутствия пропорциональности между отношениями диаметров, зазоров и се чений зубцов. Поэтому отношение тока намагничивания к актив ной составляющей тока статора у электробура значительно выше,
41