Файл: Фоменко, Ф. Н. Бурение скважин электробуром.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2024

Просмотров: 137

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 2

ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТА ЭЛЕКТРОБУРОВ

Особенности расчета электробуров

и их двигателей связаны

с необычным соотношением длины и

диаметра магнитопровода,

а также специфическими условиями работы электробуров. Пара­ метры двигателей электробуров выходят за пределы норм, устано­ вившихся для серийных электрических машин общего назначения.

Хотя расчет длины и диаметра магнитопровода двигателей электробуров своеобразен, однако их соотношение и связь с энер­ гетическими параметрами определяется известным уравнением Арнольда

 

r

D 4 tn

6,0 • 10”

 

( 1 8 )

 

 

N '

~ Ѵ * о 6

 

 

 

 

 

где Са машинная

постоянная;

D — диаметр

расточки

статора

в см; Іі — расчетная

длина

магнитопровода в

см; п — скорость

вращения ротора в об/мин; N' — электромагнитная мощность дви­

гателя в кВА; Вё— средняя индукция в междужелезном

зазоре

в гс; А — линейная нагрузка в А/см; Коб — коэффициент обмотки. Величина СА постоянна для данного уровня развития электро­ машиностроения. Она определяется степенью использования мате­ риалов, применяемых в электрической машине — материал магни­ топровода, обмотки и изоляционные материалы, т. е. величину Сл можно изменить только улучшением магнитопроводности мате­ риала сердечника, электропроводности материала обмотки и элект­ рической прочности изоляционных материалов, применяемых для

изготовления двигателя.

Величина вращающего момента двигателя М пропорциональна

М =

N '

D4i

( 1 9 )

п

С,

т. е. величина М при данном значении СА пропорциональна объему магнитопровода, в частности пропорциональна длине магнитопро­ вода U и квадрату диаметра его расточки D2

N>= J ß i _ П'

(20)

Величина мощности при данном значении СА пропорциональна объему магнитопровода и скорости вращения двигателя. Следова­ тельно, в данном объеме магнитопровода мощность двигателя можно повышать путем увеличения скорости вращения, что дости­ гается уменьшением числа полюсов. Эта особенность обусловли­ вает возможность совершенствования конструкции и характеристик электробуров.

Так как наружный диаметр электробура, а следовательно, и диаметр расточки статора ограничены диаметром скважины,

38


а удельная величина вращающего момента Ma/F3аб, необходимая для эффективного процесса бурения наиболее распространенными трехшарошечными долотами, должна быть не менее 0,5 кгс • м/см2, то длина магнитопровода составляет около 7 м. Такая длина, как показал опыт, оказалась технически выполнимой, но в то же время предельной по техническим условиям изготовления, надежности и эксплуатации.

Отношение длины магнитопровода к полюсному делению в дви­ гателях электробуров составляет 40—160 (рис. 7), в то время как

рекомендуемое отношение

для обычных электрических машин

с учетом

оптимальных

 

технико-экономи­

 

 

 

 

 

 

ческих характеристик

находится

в пре­

 

 

 

 

 

 

делах 0,5—2,5. Такое соотношение основ­

 

 

 

 

 

 

ных

размеров

двигателей

электробуров

 

 

 

 

 

 

в

значительной

степени

обусловливает

 

 

 

 

 

 

относительно

невысокие

значения

cos

 

 

 

 

 

 

и

к. п. д.

 

вопросом

при

проектирова­

 

 

 

 

 

 

 

Важным

 

 

 

 

 

 

нии

электробура

является

выбор

рабо­

 

 

 

 

 

 

чего напряжения. Условия подвода пита­

 

 

 

 

 

Ір

ния к электробуру по кабелю, длина ко­

 

 

 

 

 

торого достигает

нескольких километров,

I

 

к

6

8

10

требуют, чтобы электроэнергия передава­

Рис.

7.

Пределы

отношений

лась при возможно высоком напряже­

~h для

асинхронных двига­

нии. При повышении напряжения умень­

шаются

потери

энергии,

расход

меди

телей

 

электробуров

и по­

в

кабеле,

облегчаются

 

условия работы

гружных

насосов

в

зависи­

контактных

 

соединений

(вследствие

мости от

числа

пар

полю­

 

 

 

 

сов 2р.

 

 

уменьшения

величины

 

тока), создается

 

 

 

 

 

 

возможность

уменьшить

диаметр

кабеля

 

 

 

 

 

 

и контактных

соединений,

при этом увеличить проходное сечение

в трубах

для

прохода

 

промывочной

жидкости

и,

как следствие,

уменьшить расход энергии на циркуляцию промывочной жидкости. Кроме того, питание забойного двигателя при высоком напря­ жении приводит к уменьшению падения напряжения в токоподводе, в особенности при перегрузках, так как при длинной линии передач повышенный перегрузочный ток приводит к значительному падению напряжения, и следовательно, снижению напряжения на

зажимах забойного двигателя.

Однако вследствие повышения напряжения снижается коэффи­ циент заполнения паза статора вследствие увеличения толщины корпусной изоляции, числа витков и объема межвитковой изоля­ ции. Снижение же коэффициента заполнения паза приводит к су­ щественному снижению мощности, особенно в двигателях неболь­ ших диаметров.

В связи с изложенным выше при проектировании электробуров приходится отказываться от стандартной шкалы напряжений и

39



применять специальные трансформаторы. Величина напряжения двигателей электробуров со стекломиканитовой изоляцией, выпус­ каемых промышленностью, находится в пределах 1000—1700 В.

Выбор электромагнитных нагрузок

Допустимые величины В& и А зависят от качества материала магнитопровода, толщины, теплостойкости и теплопроводности изо­ ляционных материалов, плотности тока, интенсивности охлажде­ ния и характеристик машины. Чтобы получить с единицы длины магнитопровода возможно больший вращающий момент, при про­

ектировании двигателей

электробуров

необходимо

повышать

Сй, см3/Дж

и А,

используя

высококачест­

венные

теплостойкие

изоляци­

 

онные

материалы и предусма­

 

тривая

интенсивное

охлажде­

 

 

 

ние двигателя.

 

 

 

 

 

Несмотря

на относительно

 

 

 

высокую температуру

окружа­

 

 

 

ющей

среды,

охлаждение дви­

 

 

 

гателя циркулирующей промы­

 

 

 

вочной жидкостью, проходящей

 

 

 

через центральный канал в дви­

 

 

 

гателе и вдоль наружной по­

Рис. 8. Пределы машинных постоян­

верхности

статора,

дает воз­

можность

отводить

от двига­

ных С а

погружных асинхронных дви­

теля

значительное

количество

гателей

электробуров

и насосов:

тепла.

 

 

 

 

N

машинных по­

 

 

 

 

I — ——; 2 — зона пределов

Хорошие

условия

теплоот­

стоянных для обычных электрических ма­

вода и применение

теплостой­

 

шин.

 

товлять

 

 

кой изоляции

позволяют изго­

двигатели электробуров с достаточно

высокими электро­

магнитными нагрузками.

 

 

 

 

 

 

 

Д5=4000 ■+- 5000 Гс;

Л = 400 -+- 450 А/см.

 

 

Вследствие небольшого диаметра машин и интенсивного охлаж­ дения перепад температуры в сердечнике магнитопровода незна­ чителен. В связи с этим допустим высокий перепад температуры по толщине изоляции паза (40—50° С), а следовательно, и высокое произведение линейной нагрузки на плотность тока, достигающее 4000—5000, в то время как для нормальных закрытых машин соиз­ меримой мощности это произведение не более 1000—1200. В об­ мотках двигателей электробуров допустима плотность тока 10— 15 А/мм2.

На рис. 8 приведены машинные постоянные СА в функции

в сравнении с аналогичными данными обычных машин с воздуш-

40


ныл охлаждением. Из кривых видно, что машинные постоянные электробуров примерно в полтора раза ниже, чем нормальных за­ крытых машин, имеющих ту же скорость вращения и мощность. Однако при равной мощности, забираемой из сети, мощность на валу двигателя электробура примерно в полтора раза ниже, чем электродвигателей с нормальными геометрическими размерами, вследствие более низкого к. п. д. и коэффициента мощности.

Рабочие и пусковые характеристики

Рабочие характеристики электробуров значительно ниже, чем нормальных двигателей. В то время как у электродвигателей мощ­

ностью 150—220 кВт при 750 об/мин

cosср = 0,8-=-0,85, у двигателя

электробура

с

такими

Cos<f>

 

 

 

 

 

же данными

cos ф= 0,63—

 

 

 

 

 

—0,71. На рис. 9 приведе­

 

 

 

т<

 

ны кривые изменения cos <р

0,9

 

 

2р=6

СГ-"

 

 

погружных

 

двигателей

 

2р=2

 

в функции мощности дви­

0,7

 

с

 

— О— ^

гателей для разных чисел

 

 

 

 

2р=8

 

 

 

 

 

полюсов.

 

 

 

 

0,5

 

 

 

гр-іо

Низкое значение коэф­

 

 

 

 

 

о

90

80

ПО

150

200N. нВт

фициента

мощности

свя­

зано в первую очередь с

Рис. 9.

Кривые

изменения

cos ср

погружных

указанным

выше

необыч­

асинхронных двигателей электробуров и насо­

ным соотношением

диа­

сов в зависимости от мощности двигателей для

метра и длины. Отношение

 

 

разных чисел полюсов.

 

величин магнитных

пото­

 

 

 

 

 

 

ков электродвигателей с одинаковыми D4 и Въ обратно пропорцио­

нально отношению их диаметров расточки.

 

 

 

Если

 

 

 

D,

 

h

1

 

 

 

 

 

 

 

то

 

 

 

 

 

 

 

D o

~г = —г -

 

 

 

 

 

 

 

lo,

rrfi

 

 

 

Поток Ф — Dl, следовательно,

_ D\h

Фг ’

откуда

Фі _ 1

02т '

Вто же время при значительной разнице величин диаметров отношение магнитодвижущих сил FdF2^ m t вследствие отсутствия пропорциональности между отношениями диаметров, зазоров и се­ чений зубцов. Поэтому отношение тока намагничивания к актив­ ной составляющей тока статора у электробура значительно выше,

41