Файл: Фоменко, Ф. Н. Бурение скважин электробуром.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2024

Просмотров: 139

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

чем у нормального электродвигателя той же мощности, а следова­ тельно, cos ф значительно ниже.

К. п. д.

двигателей

электробуров обычно не

больше 65—75%,

а к. и. д.

нормальных

электродвигателей той

же мощности 90—

92%. На рис. 10 приведены кривые коэффициента полезного дей­ ствия погружных двигателей в зависимости от мощности двига­ телей при разных числах полюсов.

К- п. д. двигателей электробуров определяется главным образом величиной потерь в обмотках статора и ротора, которые в рассмат­ риваемых двигателях достигают 20% подводимой мощности. Такое

высокое значение

переменных потерь объясняется необычным со­

 

 

отношением

параметров

 

 

и электромагнитных

на­

 

 

грузок

двигателей

элек­

 

 

тробуров.

 

 

 

 

 

Согласно

существую­

 

 

щим закономерностям

от­

 

 

носительные потери в меди

Рис. 10. Кривые изменения коэффициента по­

в долях подводимой мощ­

ности

могут

быть

выра­

лезного действия г) погружных асинхронных

жены уравнением:

 

 

двигателей электробуров и насосов в зависи­

 

 

мости от мощности

двигателей для разных

АС

Д(Х +

р)

 

(21)

чисел

полюсов.

N

хВ cos <р

 

 

 

 

 

где Л% — потери в меди в кВт; N — подводимая мощность в кВт; А — плотность тока в А/мм2; X — отношение полной длины двига­ теля к расчетной длине; ß — отношение длины лобовой части об­ мотки к расчетной длине; т — полюсное деление в см.

Из этого выражения видно, что у электробуров, имеющих вы­ сокую плотность тока, малое полюсное деление и низкий cos ф, относительные потери в меди в несколько раз выше, чем у машин с обычными геометрическими размерами, несмотря на ничтожно малую долю лобовых частей в полной длине витка.

Максимальный момент рассматриваемых погружных двигате­ лей несколько ниже, чем обычных, вследствие большой величины отношения активной составляющей падения напряжения' к напря­ жению на зажимах электродвигателя. Для относительного падения напряжения существует зависимость

/,г,

Д

(22)

U

В ъх ■

 

Здесь / 1 — сила тока статора в А; г\ — сопротивление обмотки ста­ тора в Ом; U —• напряжение на зажимах машины в В.

При высоком А и малом т отношение IirJU достигает большой величины. Отношение тока короткого замыкания двигателя электро­ бура к номинальному току статора равно 3—3,5. Низкая величина пускового тока связана с высоким кажущимся сопротивлением, так как активное сопротивление электробура приблизительно равно

42


реактивному сопротивлению. Несмотря на это, начальный пусковой момент электродвигателя достаточно велик вследствие высокого сопротивления роторной клетки. *

Особенности выбора основных размеров

Основными исходными данными для проектирования являются диаметр долота и вращающий момент, необходимый для бурения скважины этим долотом. Наружный диаметр DHэлектробура опре­ деляется как разность между диаметром скважины Dc (диаметром долота) и удвоенной величиной минимального зазора между стен­ кой скважины и электробуром

DH= D c — 2b.

Величина зазора b принимается по табл. 1

Необходимо рассчитать минимально возможную толщину тру­ бы-корпуса статора и установить наружный диаметр сердечника статора. Минимально возможная толщина трубы-корпуса опреде­ ляется условиями прочности ее при транспортировке электробура и перевода его из горизонтального положения в вертикальное на буровой, а также возможностью нарезания на корпусе статора на­ дежной резьбы для соединения его с другими сопряженными кор­ пусами. При расчете прочности корпуса длину электробура прини­

мают ориентировочно равной

13 000 мм. Расчет ведется

на изгиб

в статическом состоянии при

условии, что электробур

находится

вгоризонтальном положении и опирается на две крайние точки. Изгибающий момент в середине электробура

Ж=

где Q — сила тяжести (вес) электробура в кгс; /э — длина электро­ бура в см.

Момент сопротивления корпуса

32D

(Dj — внутренний диаметр корпуса, равный наружному диа­ метру сердечника статора в см).

Для стали марок 40Х и 40ХН, применяемых для изготовления корпусов электробуров, напряжение в статическом состоянии дол­ жно быть не более 1100 кгс/см2. Такое низкое допускаемое напря­ жение объясняется тем, что при транспортировке электробура воз­ можны толчки и удары, которые трудно учесть в расчетах.

Необходимо также проверить прочность корпуса электробура в резьбовом соединении, ближайшем к середине корпуса. Учиты­ вая тяжелые условия транспортировки в промысловых условиях, электробуры целесообразно транспортировать и затаскивать на буровую в специальных трубах.

43


Для определения диаметра расточки статора можно в первом

приближении руководствоваться

следующими соотношениями:

 

D j=0,75

для

2/7= 10;

(23)

Dy=0,71

для

2/7=8;

(24)

D j = 0,67

для

2/7= 6.

(25)

Диаметр расточки магнитопровода статора округляют, прини­ мая во внимание размеры стандартных подшипников, монтируемых

непосредственно

в

расточке

статора.

Длину

электродвигателя

можно

ориентировочно

определить,

предварительно

задавшись

электромагнитными

нагрузками

и

рабочими

характеристиками:

 

 

 

,

6,0 • 1P1W2

 

(26)

 

 

 

 

1

 

cos cpD 2n

 

 

 

 

 

 

 

 

где

 

 

 

 

975Mn

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лг2

,

кВт.

 

 

Особенности расчета обмотки статора

 

 

 

При

выборе

обмотки

статора

необходимо

найти

такое опти­

мальное значение напряжения, которое дало бы возможность по­ лучить удовлетворительные параметры двигателя и токоподвода и выбрать число проводников в пазу, позволившее осуществить про­ стую и надежную обмотку статора с требуемым коэффициентом заполнения паза.

Число витков Wi в фазе обмотки статора определяется, исходя

из величины принятого

фазового

напряжения

(/ф и магнитного

потока статора

 

*

 

 

 

 

 

117! =

0,45 (С/ф —/„омП cos f )

(27)

 

 

 

Ф0об

 

 

 

где Дф=Дл/ у

3 (£/л — линейное напряжение, равное 1000—1700 В);

7Ном — ток при

номинальной мощности

в

А;

гг — сопротивление

обмотки статора при Т= 150° С в Ом;

cos

ср — коэффициент мощ­

ности; &об — коэффициент обмотки.

 

 

 

Магнитный поток статора

 

 

 

 

 

 

ф і = —

 

 

 

(28)

 

 

1

2

 

 

 

Здесь 02 -— величина магнитного потока в междужелезном за­ зоре; величина 1 — у , зависящая от расстояния магнитного по­

тока, может быть приближенно определена, исходя из отношения ожидаемых значений реактивных сопротивлений при холостом ходе х0 и коротком замыкании хк

(29>

44


Магнитный поток Ф2 находится в зависимости от принятой ве­ личины средней индукции в междужелезном зазоре В ь Ср

(30)

где т — полюсное деление в см; Ц— длина магнитопровода, опре­ деляемая по формуле (26), в см; 2р — число полюсов.

Число витков находят после выбора числа пазов

Wx= S Bp qi.

( 3 1 )

Рис. 11. Схема обмотки статора восьмиполюсного двигателя электробура:

Сь С2, Сз — начало фаз; С4, Cs, Св — конец фаз.

Здесь Sn — число проводников в пазу; р — число пар полюсов; qi — zJ2pm — число пазов на полюс и фазу; (zx— число пазов ста­ тора; т — число ф аз).

Вследствие небольшого диаметра расточки статора и большого числа полюсов (8—10) в двигателях электробуров не удается раз­ местить более трех пазов на полюс, т. е. не более одного паза на полюс и фазу.

Для получения удовлетворительного заполнения паза в стерж­ невых обмотках электробура число проводников в одном пазу при­ нимается не более шести.

Величины, входящие в формулу (31), для двигателей электро­ буров имеют ограниченное число значений: число пазов на полюс и фазу <7і= 1; число проводников в пазу 5П= 4 н-6; число пар полю­ сов 2/7= 4 -г-5; число витков в фазе Wі для данной полюсности мо­ жет быть: 20, 25, 30 — для десятиполюсных машин; 16, 20, 24 — для восьмиполюсных машин. После выбора числа витков по фор­ муле (27) необходимо соответственно скорректировать расчетное напряжение.-Выбрав Wі и Нф, уточняют Ф2 и В ь и определяют силу тока статора:

/иб/ф COS сртг; ’

(32)

 

45

где cos ф и ri могут быть предварительно приняты по кривым на рис. 9 и 10.

Размеры паза и проводника выбирают из условий получения необходимых сечений магнитопровода при приемлемых значениях индукции и размещении в пазу проводников сечением, обеспечи­ вающим допустимую плотность тока. Затем проверяют линейную нагрузку

А

2 m W xI x

(33)

%Di

 

 

Особенности устройства обмотки статора изложены в гл. 3. Фазы обмотки статора двигателей электробуров обычно соединя­ ются в звезду; параллельные ветви не применяются.

На рис. 11 приведена типичная схема обмотки статора восьми­ полюсного двигателя электробура.

Особенности расчета ротора

Как указывалось выше, ротор двигателя электробура выполня­ ется секционным с многоопорным валом. Длина магнитопровода каждой секции в зависимости от диаметра принимается в преде­ лах 400—550 мм. Величина зазора между статором и ротором, как и в каждой асинхронной машине, выбирается минимально допусти­ мой в зависимости от начального эксцентриситета осей статора и ротора, износа подшипников, жесткости вала, расстояния между опорами, силы одностороннего магнитного притяжения.

Если определить величину междужелезного зазора б по изве­ стной формуле

§=0,01 —)—0,002

(34)

{Dp — диаметр ротора в см; /р — длина ротора в см), то окажется, что минимальный междужелезный зазор в двигателях электробура должен быть примерно в 2—2,3 раза больше, чем в нормальных электродвигателях того же диаметра, но имеющих значительно меньшую длину. Однако вследствие особенностей конструкции и монтажа удается обеспечить достаточно надежную работу двига­

теля при зазоре на

15—20% меньшем, чем зазор, рассчитанный по

формуле. Обычно

величина зазора принимается равной 0,4—

0,6 мм.

 

Каждая секция ротора имеет короткозамкнутую клетку. Отно­ шение чисел пазов статора и ротора z2/z1^ \,5 . Число пазов ротора выбирается относительно большим с учетом повышения пускового и максимального моментов при некотором снижении индукцион­ ного сопротивления двигателя. Пазы ротора имеют грушевидную форму, при которой лучше используется сечение магнитопровода. Клетки роторов электробуров диаметром 290,250 и 215 мм выпол­ няются из алюминия, диаметром 170 мм и ниже — из меди. Сколь­ жение при номинальной нагрузке достигает 8—14%. Критическое скольжение в двигателе электробура обычно составляет 40—50%.

46


Расчет вала и расстояния между опорами

Вал двигателя электробура, имеющий по всей длине один диа­ метр, обрабатывается по второму классу точности, устанавлива­ ется на шарикоподшипниках, опирающихся непосредственно на расточку статора немагнитопроводных пакетов. Секции магнито­ провода ротора проточены по наружной поверхности также по вто­ рому классу точности. Таким образом, первоначальный эксцентри­ ситет осей ротора и статора в двигателях электробуров значи­ тельно меньше, чем в обычных электрических машинах.

В двигателе электробура секции магнитопровода ротора отно­ сительно длинные, а подшипники максимально приближены к ним

■п

Рис. 12. Секции ротора с подшипниками между ними:

Dp — диаметр ротора;

— длина ротора; Іп — расстояние

между опорами ротора;

d н и d B — наружный и внутренний диаметры

вала.

(рис. 12). Поэтому применяемая для расчета валов обычных элект­ рических машин методика, по которой сила одностороннего магнит­ ного притяжения принимается условно сосредоточенной в середине пакета магнитопроводной стали, для расчета вала двигателя элек­ тробура неприемлема. Расчет по этой методике дал бы увеличен­ ный диаметр вала двигателя электробура или необоснованно ма­ лое расстояние между опорами. Кроме того, вал двигателя электробура является многоопорным.

Для расчета вала двигателя электробура применяется мето­ дика, разработанная Н. Г. Григоряном (25] и учитывающая дейст­ вие одностороннего магнитного притяжения по всей длине актив­ ной части ротора, прогрессирующее увеличение прогиба вала и многоопорность его.

Согласно этой методике критическое расстояние между осями промежуточных опор ротора /к. п, при котором прогрессирует про­

гиб вала, будет равно

 

 

 

 

 

 

 

(35)

где Е — модуль упругости в кгс/см2; / — момент

инерции вала

в см4;

&ф и kf — безразмерные

коэффициенты

формы изгиба

вала и

распределения нагрузки

вдоль вала; t

и

с — удельные

47