ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2024
Просмотров: 139
Скачиваний: 0
чем у нормального электродвигателя той же мощности, а следова тельно, cos ф значительно ниже.
К. п. д. |
двигателей |
электробуров обычно не |
больше 65—75%, |
а к. и. д. |
нормальных |
электродвигателей той |
же мощности 90— |
92%. На рис. 10 приведены кривые коэффициента полезного дей ствия погружных двигателей в зависимости от мощности двига телей при разных числах полюсов.
К- п. д. двигателей электробуров определяется главным образом величиной потерь в обмотках статора и ротора, которые в рассмат риваемых двигателях достигают 20% подводимой мощности. Такое
высокое значение |
переменных потерь объясняется необычным со |
|||||
|
|
отношением |
параметров |
|||
|
|
и электромагнитных |
на |
|||
|
|
грузок |
двигателей |
элек |
||
|
|
тробуров. |
|
|
|
|
|
|
Согласно |
существую |
|||
|
|
щим закономерностям |
от |
|||
|
|
носительные потери в меди |
||||
Рис. 10. Кривые изменения коэффициента по |
в долях подводимой мощ |
|||||
ности |
могут |
быть |
выра |
|||
лезного действия г) погружных асинхронных |
жены уравнением: |
|
|
|||
двигателей электробуров и насосов в зависи |
|
|
||||
мости от мощности |
двигателей для разных |
АС |
Д(Х + |
р) |
|
(21) |
чисел |
полюсов. |
N |
хВ cos <р |
|
||
|
|
|
|
где Л% — потери в меди в кВт; N — подводимая мощность в кВт; А — плотность тока в А/мм2; X — отношение полной длины двига теля к расчетной длине; ß — отношение длины лобовой части об мотки к расчетной длине; т — полюсное деление в см.
Из этого выражения видно, что у электробуров, имеющих вы сокую плотность тока, малое полюсное деление и низкий cos ф, относительные потери в меди в несколько раз выше, чем у машин с обычными геометрическими размерами, несмотря на ничтожно малую долю лобовых частей в полной длине витка.
Максимальный момент рассматриваемых погружных двигате лей несколько ниже, чем обычных, вследствие большой величины отношения активной составляющей падения напряжения' к напря жению на зажимах электродвигателя. Для относительного падения напряжения существует зависимость
/,г, |
Д |
(22) |
|
U |
В ъх ■ |
||
|
Здесь / 1 — сила тока статора в А; г\ — сопротивление обмотки ста тора в Ом; U —• напряжение на зажимах машины в В.
При высоком А и малом т отношение IirJU достигает большой величины. Отношение тока короткого замыкания двигателя электро бура к номинальному току статора равно 3—3,5. Низкая величина пускового тока связана с высоким кажущимся сопротивлением, так как активное сопротивление электробура приблизительно равно
42
реактивному сопротивлению. Несмотря на это, начальный пусковой момент электродвигателя достаточно велик вследствие высокого сопротивления роторной клетки. *
Особенности выбора основных размеров
Основными исходными данными для проектирования являются диаметр долота и вращающий момент, необходимый для бурения скважины этим долотом. Наружный диаметр DHэлектробура опре деляется как разность между диаметром скважины Dc (диаметром долота) и удвоенной величиной минимального зазора между стен кой скважины и электробуром
DH= D c — 2b.
Величина зазора b принимается по табл. 1
Необходимо рассчитать минимально возможную толщину тру бы-корпуса статора и установить наружный диаметр сердечника статора. Минимально возможная толщина трубы-корпуса опреде ляется условиями прочности ее при транспортировке электробура и перевода его из горизонтального положения в вертикальное на буровой, а также возможностью нарезания на корпусе статора на дежной резьбы для соединения его с другими сопряженными кор пусами. При расчете прочности корпуса длину электробура прини
мают ориентировочно равной |
13 000 мм. Расчет ведется |
на изгиб |
в статическом состоянии при |
условии, что электробур |
находится |
вгоризонтальном положении и опирается на две крайние точки. Изгибающий момент в середине электробура
Ж=
где Q — сила тяжести (вес) электробура в кгс; /э — длина электро бура в см.
Момент сопротивления корпуса
32D
(Dj — внутренний диаметр корпуса, равный наружному диа метру сердечника статора в см).
Для стали марок 40Х и 40ХН, применяемых для изготовления корпусов электробуров, напряжение в статическом состоянии дол жно быть не более 1100 кгс/см2. Такое низкое допускаемое напря жение объясняется тем, что при транспортировке электробура воз можны толчки и удары, которые трудно учесть в расчетах.
Необходимо также проверить прочность корпуса электробура в резьбовом соединении, ближайшем к середине корпуса. Учиты вая тяжелые условия транспортировки в промысловых условиях, электробуры целесообразно транспортировать и затаскивать на буровую в специальных трубах.
43
Для определения диаметра расточки статора можно в первом
приближении руководствоваться |
следующими соотношениями: |
|
|
D j=0,75 |
для |
2/7= 10; |
(23) |
Dy=0,71 |
для |
2/7=8; |
(24) |
D j = 0,67 |
для |
2/7= 6. |
(25) |
Диаметр расточки магнитопровода статора округляют, прини мая во внимание размеры стандартных подшипников, монтируемых
непосредственно |
в |
расточке |
статора. |
Длину |
электродвигателя |
|||||
можно |
ориентировочно |
определить, |
предварительно |
задавшись |
||||||
электромагнитными |
нагрузками |
и |
рабочими |
характеристиками: |
||||||
|
|
|
, |
6,0 • 1P1W2 |
|
(26) |
||||
|
|
|
|
1 |
|
cos cpD 2n |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
||||
где |
|
|
|
|
975Mn |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
лг2 |
, |
кВт. |
|
|
||
Особенности расчета обмотки статора |
|
|
|
|||||||
При |
выборе |
обмотки |
статора |
необходимо |
найти |
такое опти |
мальное значение напряжения, которое дало бы возможность по лучить удовлетворительные параметры двигателя и токоподвода и выбрать число проводников в пазу, позволившее осуществить про стую и надежную обмотку статора с требуемым коэффициентом заполнения паза.
Число витков Wi в фазе обмотки статора определяется, исходя
из величины принятого |
фазового |
напряжения |
(/ф и магнитного |
|||
потока статора |
|
* |
|
|
|
|
|
117! = |
0,45 (С/ф —/„омП cos f ) |
(27) |
|||
|
|
|
Ф0об |
|
|
|
где Дф=Дл/ у |
3 (£/л — линейное напряжение, равное 1000—1700 В); |
|||||
7Ном — ток при |
номинальной мощности |
в |
А; |
гг — сопротивление |
||
обмотки статора при Т= 150° С в Ом; |
cos |
ср — коэффициент мощ |
||||
ности; &об — коэффициент обмотки. |
|
|
|
|||
Магнитный поток статора |
|
|
|
|
||
|
|
ф і = — |
|
|
|
(28) |
|
|
1 |
2 |
|
|
|
Здесь 02 -— величина магнитного потока в междужелезном за зоре; величина 1 — у , зависящая от расстояния магнитного по
тока, может быть приближенно определена, исходя из отношения ожидаемых значений реактивных сопротивлений при холостом ходе х0 и коротком замыкании хк
(29>
44
Магнитный поток Ф2 находится в зависимости от принятой ве личины средней индукции в междужелезном зазоре В ь Ср
(30)
где т — полюсное деление в см; Ц— длина магнитопровода, опре деляемая по формуле (26), в см; 2р — число полюсов.
Число витков находят после выбора числа пазов
Wx= S Bp qi. |
( 3 1 ) |
Рис. 11. Схема обмотки статора восьмиполюсного двигателя электробура:
Сь С2, Сз — начало фаз; С4, Cs, Св — конец фаз.
Здесь Sn — число проводников в пазу; р — число пар полюсов; qi — zJ2pm — число пазов на полюс и фазу; (zx— число пазов ста тора; т — число ф аз).
Вследствие небольшого диаметра расточки статора и большого числа полюсов (8—10) в двигателях электробуров не удается раз местить более трех пазов на полюс, т. е. не более одного паза на полюс и фазу.
Для получения удовлетворительного заполнения паза в стерж невых обмотках электробура число проводников в одном пазу при нимается не более шести.
Величины, входящие в формулу (31), для двигателей электро буров имеют ограниченное число значений: число пазов на полюс и фазу <7і= 1; число проводников в пазу 5П= 4 н-6; число пар полю сов 2/7= 4 -г-5; число витков в фазе Wі для данной полюсности мо жет быть: 20, 25, 30 — для десятиполюсных машин; 16, 20, 24 — для восьмиполюсных машин. После выбора числа витков по фор муле (27) необходимо соответственно скорректировать расчетное напряжение.-Выбрав Wі и Нф, уточняют Ф2 и В ь и определяют силу тока статора:
/иб/ф COS сртг; ’ |
(32) |
|
45
где cos ф и ri могут быть предварительно приняты по кривым на рис. 9 и 10.
Размеры паза и проводника выбирают из условий получения необходимых сечений магнитопровода при приемлемых значениях индукции и размещении в пазу проводников сечением, обеспечи вающим допустимую плотность тока. Затем проверяют линейную нагрузку
А |
2 m W xI x |
(33) |
|
%Di |
|||
|
|
Особенности устройства обмотки статора изложены в гл. 3. Фазы обмотки статора двигателей электробуров обычно соединя ются в звезду; параллельные ветви не применяются.
На рис. 11 приведена типичная схема обмотки статора восьми полюсного двигателя электробура.
Особенности расчета ротора
Как указывалось выше, ротор двигателя электробура выполня ется секционным с многоопорным валом. Длина магнитопровода каждой секции в зависимости от диаметра принимается в преде лах 400—550 мм. Величина зазора между статором и ротором, как и в каждой асинхронной машине, выбирается минимально допусти мой в зависимости от начального эксцентриситета осей статора и ротора, износа подшипников, жесткости вала, расстояния между опорами, силы одностороннего магнитного притяжения.
Если определить величину междужелезного зазора б по изве стной формуле
§=0,01 —)—0,002 |
(34) |
{Dp — диаметр ротора в см; /р — длина ротора в см), то окажется, что минимальный междужелезный зазор в двигателях электробура должен быть примерно в 2—2,3 раза больше, чем в нормальных электродвигателях того же диаметра, но имеющих значительно меньшую длину. Однако вследствие особенностей конструкции и монтажа удается обеспечить достаточно надежную работу двига
теля при зазоре на |
15—20% меньшем, чем зазор, рассчитанный по |
формуле. Обычно |
величина зазора принимается равной 0,4— |
0,6 мм. |
|
Каждая секция ротора имеет короткозамкнутую клетку. Отно шение чисел пазов статора и ротора z2/z1^ \,5 . Число пазов ротора выбирается относительно большим с учетом повышения пускового и максимального моментов при некотором снижении индукцион ного сопротивления двигателя. Пазы ротора имеют грушевидную форму, при которой лучше используется сечение магнитопровода. Клетки роторов электробуров диаметром 290,250 и 215 мм выпол няются из алюминия, диаметром 170 мм и ниже — из меди. Сколь жение при номинальной нагрузке достигает 8—14%. Критическое скольжение в двигателе электробура обычно составляет 40—50%.
46
Расчет вала и расстояния между опорами
Вал двигателя электробура, имеющий по всей длине один диа метр, обрабатывается по второму классу точности, устанавлива ется на шарикоподшипниках, опирающихся непосредственно на расточку статора немагнитопроводных пакетов. Секции магнито провода ротора проточены по наружной поверхности также по вто рому классу точности. Таким образом, первоначальный эксцентри ситет осей ротора и статора в двигателях электробуров значи тельно меньше, чем в обычных электрических машинах.
В двигателе электробура секции магнитопровода ротора отно сительно длинные, а подшипники максимально приближены к ним
■п
Рис. 12. Секции ротора с подшипниками между ними:
Dp — диаметр ротора; |
— длина ротора; Іп — расстояние |
между опорами ротора; |
d н и d B — наружный и внутренний диаметры |
вала. |
(рис. 12). Поэтому применяемая для расчета валов обычных элект рических машин методика, по которой сила одностороннего магнит ного притяжения принимается условно сосредоточенной в середине пакета магнитопроводной стали, для расчета вала двигателя элек тробура неприемлема. Расчет по этой методике дал бы увеличен ный диаметр вала двигателя электробура или необоснованно ма лое расстояние между опорами. Кроме того, вал двигателя электробура является многоопорным.
Для расчета вала двигателя электробура применяется мето дика, разработанная Н. Г. Григоряном (25] и учитывающая дейст вие одностороннего магнитного притяжения по всей длине актив ной части ротора, прогрессирующее увеличение прогиба вала и многоопорность его.
Согласно этой методике критическое расстояние между осями промежуточных опор ротора /к. п, при котором прогрессирует про
гиб вала, будет равно |
|
|
|
|
|
|
|
|
(35) |
где Е — модуль упругости в кгс/см2; / — момент |
инерции вала |
|||
в см4; |
&ф и kf — безразмерные |
коэффициенты |
формы изгиба |
|
вала и |
распределения нагрузки |
вдоль вала; t |
и |
с — удельные |
47