Файл: Сядристый, Н. С. Тайны микротехники.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нии резца в руке. Полонез размещен на 30 линиях. Чтобы их провести, понадобилось около трех часов непрерыв­ ной работы. В течение этого времени алмазный резец ни разу не выпускался из рук, даже не поворачивался между пальцами. При этом, естественно, руки — от пальцев до локтя — быстро устают, а пальцы полностью теряют чувствительность. Чтобы этого не произошло, линейку и резец надо держать легко, время от времени расслабляя пальцы и кисти рук.

Резкость микроскопа поправлялась при помощи основания большого пальца правой руки.

В любом почерке количество вертикальных линий больше, чем горизонтальных. Казалось бы, у нас должен быть больший опыт в проведении параллельных друг другу линий в вертикаль­ ном направлении. Но если вы попросите кого-нибудь из знако­ мых провести несколько параллельных друг другу линий каран­ дашом или ручкой на бумаге, то девять из десяти человек проведут их в горизонтальном положении — так все-таки удоб­ нее. Поэтому при гравировке нот, корпуса которых должны быть строго параллельны друг другу, листочек поворачивался так, что ноты наносились горизонтально на расположенные вертикально нотные линии слева направо и сверху вниз. У неко­ торых древних народов существовал именно такой порядок письма. Для лучшей видимости линии после гравировки грунто­ вались китайской тушью. Тушь наносилась кисточкой, излишек ее удалялся липовой иголочкой.

Это очень трудоемкая работа, требующая чрезвычайно большого внимания, точности и аккуратности. На снимке видно, что нотные линии в каждой последующей строке имеют разную длину, обусловленную формой листика. Тем не менее полонез точно расположен в пределах листика. Чтобы добиться этого, измерялась полезная длина строчек и высчитывалось количе­ ство всех музыкальных знаков, между которыми потом в про­ цессе гравировки мысленно выдерживалось высчитанное среднее расстояние. А после каждого ряда перерасход или запас места уточнялся новым расчетом.

30

САМАЯ МАЛЕНЬКАЯ

В МИРЕ КНИГА

W

Еще в древние времена были известны книги-великаны и книги-лилипуты. Так, в Египте делались такие большие фолиан­ ты, что их возили на верблюдах, ибо человеку такой груз был не под силу. Книги писались на папирусе и коже, пергаменте и дереве, на глиняных плитках и шелке. Для этого употреблялись различные краски, порошкообразные серебро и золото, пер­ ламутр, жемчуг, бирюза, лазурит, кораллы и т. д. Один из самых старых образцов письма, дошедших до наших дней, — папирус Присса. Ему около 6000 лет. Кстати, он начинается такими удивительно интересными словами: «К сожалению, мир сейчас не таков, каким был раньше. Всякий хочет писать книги, а дети не слушаются отцов».

Книги-великаны и книги-лилипуты хранятся в музеях раз­ ных стран. Многие из них имеют интересные судьбы, перепле­ тающиеся с историями тех или иных государств и наций.

ВЕреванском Матенадаране — одном из самых больших в мире хранилищ древних книг — хранится самый большой в мире рукописный памятник на старом армянском языке. Этой книге-великану исполнилось 770 лет. На ее изготовление израс­ ходовано около 700 телячьих шкур. Она содержит 200 произве­ дений староармянской, греческой и других литератур. На одной из страниц есть и «Биография» этой уникальной книги, где сказано, что она была заказана богатым армянским книголю­ бом Аствацатуром Бабердци. Переписывал ее три года (с 1201 по 1204 год) Вардан Карнеци.

Вкниге говорится, что в 1204 году сельджуки убили ее владельца и украли книгу. Тогда армяне разных мест собрали 4000 драхм и выкупили книгу. Около 700 лет этот фолиант сохра­ нялся в одном из монастырей. А когда началась первая мировая война, армяне, спасаясь от турецких погромов, разрезали двух­ пудовую книгу на две части и унесли в разные стороны. Через некоторое время одна половина была возвращена в Ереван. Другую половину беженцы зарыли, чтобы она не попала в руки

31


врага. В 1921 году ее нашли, но не всю. Из этой половины 624 листа возвращены в Армению, а 17 — попали в Италию и ныне хранятся в Венеции.

ВМатенадаране на раскрытой странице этой огромной книги лежит самая маленькая книга хранилища — размером примерно со спичечный коробок. Она тоже рукописная. Состоит из 104 тонких пергаментных листов и вместе с обложкой весит 19 граммов. Писал ее калиграфическим почерком писец Огсент в 1434 году в Крыму. По содержанию — это справочник для составителей календаря. На протяжении пяти веков книжечка передавалась из поколения в поколение. Есть «следы» пребывания ее в Феодосии, Тифлисе, Москве...

В1873 году ее случайно нашли в Ереване. После этого она попадает к редактору армянского журнала «Араке», что изда­ вался в Петербурге, — Симону Гуламиряну. Пятнадцать лет находка хранилась в стеклянной коробочке на столе редактора, пока снова не попала в Армению.

Самая маленькая в нашей стране печатная книга — «Басни

Крылова» — хранится в Эрмитаже. Издана еще до революции. Ее формат 13x22 миллиметра — величина обычной почтовой марки. После нее идет книжечка-малютка, хранящаяся в фон­ дах Запорожского краеведческого музея. Это стихи Адама Миц­ кевича на польском языке. Формат книги — 19x29 миллимет­ ров. Толщина — 1 сантиметр. Издана в 1898 году в Варшаве.

Какие же самые маленькие книги есть за рубежом? Долгое время самой маленькой книгой в мире считалась книга, издан­ ная в Италии. Ее размеры 6x10,5 миллиметра. В ней напечатано малоизвестное письмо Галилея своей любимой.

В конце XIX столетия в мире появилось еще несколько миниатюрных изданий. Владелец многих таких редкостных кни­ жек — руководитель Будапештской университетской типогра­ фии Юлиус Янка. Его коллекция — это большей частью книги, изданные в Лейпциге — городе, издавна славившемся высо­ ким уровнем печатного производства. Самая маленькая среди них—«Библия» на немецком языке, форматом 5x5 миллимет­ ров. Обложки лейпцигских книг изготовлены из серебра,

32

«Коозарь» — самая маленькая в мире книга. Вверху для сравнения сфотографировано маковое зерно. Увеличено в 700 раз.

шелка или кожи. Текст напечатан на очень тонкой и плотной бумаге. До недавнего времени «Библия» не имела себе равных по размерам.

Издательские фирмы многих стран в целях рекламы — неотъемлемого атрибута большого бизнеса — издали несколько миниатюрных книг. Так, во Франции национальное издательство выпустило книгу величиной 6x7 миллиметров. Это довольно миниатюрное издание, однако по площади оно на 17

33


квадратных миллиметров «грубее», чем книга лейпцигских издателей. Но вскоре одна японская фирма изготовила книгу размером 3,4x4,5 миллиметра. Немецкие печатники не отступа­ ют — издают книгу еще меньше — 3,5x3,5 миллиметра.

И все же, верные своему упорству, японцы «сбросили» еще 1 квадратный миллиметр площади. На Всемирном дне книги они выставили томик форматом 2,8x4 миллиметра. Он имеет 24 страницы, на которых размещено 100 трехстиший древней японской поэзии. Фирме, издавшей эту книгу, вручен особый приз, а книга была признана самой маленькой в мире.

Попробовал и я свои силы в «печатном» деле. При этом не применял никаких новейших средств современной техники, кроме микроскопа. Остановился на «Кобзаре» Т. Г. Шевченко.

Четыре месяца упорного ежедневного труда по вечерам — и книга готова. Площадь ее обложки — 0,6 квадратного милли­ метра. Это почти в 19 раз меньше самой маленькой, японской книги. На торце спички можно разместить семь подобных «Коб­ зарей», а в маковом зерне — три. Книгу легко продеть сквозь ушко иголки или спрятать в ресницах. Вышеупомянутые «Басни Крылова», хрянящиеся в Эрмитаже, — в 447 раз, итальянская книга-лилипут — в 105 раз, французская — в 70 раз, а немецкая «Библия» — в 41 раз больше этого «Кобзаря».

Несмотря на микроскопическую величину, на страницах «Кобзаря» нигде не нарушена архитектура стихотворений, нет ни единого переноса строки. Толщина букв в среднем 0,0035 миллиметра. Обыкновенной паутиной легко закрыть строку. В книге — 12 страниц, на каждой — 8 стихотворных строк. Две страницы —с иллюстрациями: портрет Т. Г. Шевченко и копия рисунка «Батькова хата». На первой странице размещен отры­ вок из предисловия Ивана Франко к одному из изданий «Коб­ заря», Это известные слова из «Присвяти»:

Він був сином мужика І став володарем в царстві духа.

Він був кріпаком І став велетнем у царстві людської культури. Він був самоуком і вказав нові, світлі і вільні шляхи професорам і книжним ученим.

Таким був і е для нас, українців, Тарас Шевченко.

34

После предисловия идет вступление к «Причинной» — «Реве та стогне Дніпр широкий». Далее — полный текст стихов «Садок вишневий коло хати», «Заповіт», «О люди! люди небора­ ки», «І день іде, і ніч іде», а также строфа «і на оновленій землі...» Страницы книги вдвое тоньше папиросной бумаги. Печат­ ный текст на каждой странице занимает менее 0,5 квадратного миллиметра. Книга сшита обыкновенной паутинкой, так как все прочие материалы (нитки, волос и т. д.) для этого слишком грубы. Обложка изготовлена из лепестка бессмертника золо­ тисто-желтого цвета и украшена с обеих сторон золотыми поло­

сками.

Как же «издавалась» эта книга?

Во-первых, надо было найти материал, позволяющий нано­ сить методом гравировки микроскопические буквы. Писаные буквы таких размеров невозможны: ни один раствор, ни одна жидкость не «растягиваются» в такие тонкие штрихи, из кото­ рых состоят буквы.

Бумага самых лучших сортов, выпускаемая современной промышленностью, при увеличении в 40—50 раз выглядит гру­ бой фанерой, поцарапанной крупнозернистой наждачной шкур­ кой, или напоминает слежавшийся старый снег накануне таяния. Ввиду недостаточной плотности бумаги на ней удава­ лось наносить линии толщиной не менее 40 микрон. На финской специальной мелованной картографической бумаге удавалось наносить текст буквами, толщина которых была 20 микрон и даже чуть меньше. Но бумага была слишком грубой по толщине, а минимально мелкий шрифт, который она выдерживала, был намного ниже моих технических возможностей.

«Распрощавшись» со всеми сортами бумаги, обратился к белым пластмассам. Под микроскопом многие из пластмасс напоминают мелованную бумагу, если на нее смотреть без уве­ личения. Но самые белые из пластмасс при толщине в несколько микрон или были очень прозрачны, или же надпись, выполненная резцом, с обратной стороны заметно просвечива­ лась как черная полоса.

Поиски необходимого материала казались тщетными.

35


Несколько лет спустя мне не раз попадались пригодные для данной цели плотные густые пластмассы, но в то время они не встречались. Поэтому поиски «бумаги» пошли по иному пути.

Как-то на новогоднем вечере я обратил внимание на раз­ битую елочную игрушку. Белая краска по краям излома тонкого стекла кое-где выступала неровными краями. Отделил несколько таких чешуек. Они были настолько тонки, что почти не прощупывались пальцами. И в то же время не просвечива­ лись. Рассмотрев под микроскопом пластинки-чешуйки, я убе­ дился, что они соответствуют необходимым требованиям: белы, плотны, тонки и упруги. Правда, по толщине несколько грубова­ ты, но сделать их чуть тоньше не представляло труда.

Достав этот краситель, являющийся одним из сортов белых никтрокрасок, я нанес его на свежеполированное стекло. Быстрым вращательным движением часть краски удалялась и сразу же окрашенное стекло помещалось под колпак в пары растворителя. Когда слой краски выравнивался, колпак сни­ мался. Для лучшего отслаивания краска слегка прокатывалась сверху стеклянной полированной папочкой, потом подрезалась лезвием и снималась со стекла небольшими лоскутками. Из них и изготавлялись заготовки для листиков книги. Для улучшения качества лака в него добавлено немного цапонлака.

Текст сначала вырезался алмазным осколком, а потом грунтовался китайской тушью, которая втиралась микроскопи­ ческим тампончиком, изготовленным из тефлона. Для удобства в обращении листки книги сначала вырезались несколько боль­ ших размеров. И лишь после нанесения на них текста обреза­ лись по размеру книги. При гравировке листики прижимались по краям пружинистыми лапками, сделанными из рога. Несколько поврежденные при этом края обрезались. Чтобы текст с одной стороны листа совпал с текстом с другой стороны, листик подсвечивался снизу сильным пучком света.

Отверстия в листочках для сшивания книги паутинкой де­ лались тонкой стальной иглой на отполированной серебряной пластинке. Делать эту операцию на более мягких материалах рискованно, так как сопротивление материала абсолютно не

36

улавливается пальцами. Поэтому легко разорвать край страни­ цы, сделав слишком большое отверстие в ней. Каждое отвер­ стие необходимо делать на новом месте пластинки, ибо как бы ни был тонок укол, вокруг микроскопической ямки серебро под­ нимается вверх и может поцарапать текст.

Сшивалась книжечка с помощью тонких самодельных пинцетов, кончики которых представляли собой накладки из разрезанных по длине волосинок.

Лепестки перед изготовлением из них обложек долгое время выдерживались между стеклянными пластинками. Перед закладкой на выдержку лепестки окунались в слабый раствор просяного крахмала. Без этого они приклеиваются к стеклу и рвутся при разъеме пластинок. Перед разъемом стеклянные пластинки надо несколько раз перенести из теплого места в холодное и обратно. Это облегчает разъем.

Обложки по краям украшены золотыми пластинками. Дела­ лось это так. Золото расковывалось до толщины 1 микрона, потом из него вырезались полоски шириной в человеческий волос. Полоски приклеивались к обложкам с помощью стиракрила, наносимого кончиком заточенного волоса на край обложки.

Страницы «Кобзаря» можно перелистывать лишь кончиком заостренного волоса, а читать его можно только под микроско­ пом. Книга демонстрировалась в павильоне СССР на Всемир­ ной выставке в Монреале, а также на Всемирной выставке книги в Москве в 1970 году.

МЕТЕОР, СГОРАЯ, ОСВЕЩАЕТ МИР

Основоположник научного искусствоведения Иоганн Иоахим Винкельман (1717—1768 гг.) в своей знаменитой «Исто­ рии искусства древности» примером наивысшего граверного умения упоминает косточку вишни, на которой тирольские мастера выгравировали выпуклыми буквами текст молитвы.

37


Действительно, новое — это хорошо забытое старое... Еще до того, как приобрел в букинистическом магазине книгу Винкель­ мана, я часто применял плодовые косточки как материал для миниатюр. Но не знал, что косточки могут поддаваться очень тонкой проработке и в деталях.

Оказалось, оболочка косточки вишни, терна, сливы, абри­ коса, скорлупа орехов — грецкого и лесного, будучи отполиро­ ванными, как материал под микроскопом смотрятся совсем иначе, напоминая янтарь и мрамор. Некоторые, например обо­ лочки косточки сливы, имеют на срезе благородный мраморный рисунок. Все без исключения косточки легко обрабатываются и еще лучше полируются. Для работы по ним подходят формы резцов, которыми пользуются скульпторы и резчики по дереву, граверы — по металлу. Но косточки обрабатываются легче, чем металлы, и лучше, чем любая древесина, так как ткань их оболочки не имеет слоистости и во всех направлениях одина­ кова по своим свойствам. При высыхании она не дает трещин, чего нельзя сказать об обычной древесине.

Резцы хорошо можно изготавливать из зубоврачебных боров, надфилей, придав кончикам желаемую форму, подобную форме больших резцов. Первоначально резец затачивался на наждаке, потом — на оселке. И доводился на пасте ГОИ или, еще лучше, — на алмазной пасте. Зернистость алмазной пасты можно брать 3 или 5 микрон. В качестве притира лучше всего использовать чугунную пластинку.

Косточки хорошо полируются зубным порошком, пемзой, пеплом. Полировка должна быть сухой. Порошок насыпается на чистую сатиновую тряпочку, на которой и полируется оболочка косточки или сделанная из нее деталь, изделие. Окончательный блеск можно навести трением о замшу. Малодоступные места полируются заостренным кончиком палочки из твердого дере­ ва. Палочка время от времени окунается в полировочный поро­ шок.

Кусочки нужных размеров выпиливаются из косточки лоб­ зиком или тонкой ножовкой. Предварительно их можно шлифо­ вать вручную на наждачных бумагах разной зернистости.

38

Портрет-барельеф Юлиуса Фучика в вишневой косточке. Увеличено в 40 раз.

Стеклянный коробок, внутри которого на игле закреплена вишневая косточка с вмонтированным в ней портретом Ю. Фучика.