Файл: Сядристый, Н. С. Тайны микротехники.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во время гравировки косточка или заготовка из нее прикле­ ивается к небольшой пластмассовой пластинке клеем БФ-2. Сначала капля клея наносится на пластинку, дается время для подсыхания — когда клей уже не прихватывается к пальцу, можно класть косточку. Клей, высохнув, приклеит ее, но не проникнет внутрь материала. Снимать изделие лучше всего утонченным лезвием, осторожно подрезая застывший клей.

Подбирая косточку для той или иной миниатюры, надо обра­ щать внимание на ее биологическую полноценность и однород­ ность.

Первой моей работой, материалом для которой служили косточки, был портрет Т. Г. Шевченко размером чуть больше 1 квадратного миллиметра. Позже были изготовлены портреты-барельефы В. И. Ленина, Леси Украинки, Соломеи Крушельницкой, Юлиуса Фучика, Алигьери Данте.

Коротко расскажу о некоторых из них.

Портрет В. И. Ленина выгравирован на кусочке вишневой косточки размером 4x4 миллиметра. Площадь самого портрета-

барельефа — около 2x2 миллиметра. Под портретом слова вождя: «Мы придем к победе коммунистического труда». Они выгравированы в три ряда выпуклыми буквами. Величина букв такова, что на вишневой косточке их могло бы поместиться до 3 тысяч.

Из кусочка вишневой косточки выполнен барельеф великой украинской певицы Соломеи Крушельницкой {1873—1952 гг.). На удлиненной подставке из серо-зеленой яшмы лежит осколок метеорита. На его отполированной поверхности — барельеф красавицы. Ее волосы увенчаны белым нарциссом.

Великой певицей мира называли Соломею Крушельницкую при жизни. Своим пением она очаровала Петербург и Одессу, Рим и Неаполь, Париж и Мадрид, Сантьяго и Монтеви­ део, Каир и Александрию... Ее ставили в один ряд с такими певцами, как Шаляпин, Карузо, Баттистини, с которыми ее свя­ зывала творческая дружба. Перед нею преклонялись выда­

ющийся дирижер Артуро Тосканини, композитор Джакомо Пуч­ чини.

40

Портрет-барельеф А Данте, вырезанный из кусочка терновой косточки. Увеличено в 260 раз.

В январе 1902 года Крушельницкая была на гастролях в Петербурге. После триумфального выступления в театре царь со своей семьей, желая еще раз услышать ее пение, пригласил Крушельницкую к себе во дворец. Там она спела несколько сольных арий. А потом исполнила на украинском языке «Веснівку» Маркияна Шашкевича (музыка Матиюка). Царь, вос­ хищенный пением, спросил, на каком это языке и о чем поется в песне. Крушельницкая ответила на французском языке, что речь идет о панском ярме, а пела она на родном языке.

В свое время киевский профессор И. С. Астапович пода­ рил мне несколько осколков метеоритов. Один из таких оскол­ ков я отполировал в виде пластинки, оставив нетронутой форму

41


метеорита по краям и внеся в рисунок контура лишь несколько изменений. Метеорит контрастностью своей формы подчерки­ вает статичную плавность линий портрета. И по ассоциации символичен: метеор, сгорая, освещает мир.

Портрет Юлиуса Фучика. В герметически закрытой, про­ зрачной со всех сторон коробочке из органического стекла вер­ тикально укреплена игла. На ее конце — отполированная косточка вишни. Если коробку наклонить, косточка откроет­ ся — ее половинки скреплены золотой петелькой. В одной из половинок помещена крошечная пластинка, вырезанная из косточки терна, на которой выгравирован портрет — барельеф национального героя чехословацкого народа Юлиуса Фучика. Барельеф хорошо виден через вмонтированную в крышке систему линз. Работа находится на родине героя — она пода­ рена чехословацким друзьям.

Портрет Алигьери Данте выполнен из кусочка терновой косточки. Размер его — 2x2,5 миллиметра. Аналогичным образом из кусочка вишневой косточки вырезан портрет-баре­ льеф балерины Майи Плисецкой.

АКВАРЕЛИ НА ЗЕРНАХ

Английской королеве Елизавете в день ее рождения был преподнесен подарок — обычное рисовое зерно, на котором красовались японские изящные пейзажи, выполненные акваре­ лью.

Искусство микооакварели в Японии и Китае известно очень давно. В свое время оно даже существовало как цеховое произ­ водство. Микроакварели выполнялись на зернах, тонких дере­ вянных дощечках, шелке. Одна из акварелей, выполненная на рисовом зерне тринадцать веков назад, еще в эпоху китайской императорской династии Тан, хранится в Лувре. Особенно широко были распространены акварели на шелке, вытканном из паутины особого вида пауков. Самые крупные из таких акварелей по размерам не превышали современных монет.

42

Шелк натягивался на серебряную или золотую проволочку, слу­ жившую рамкой. И потом на ткань наносилась акварель. Несколько таких картин сохранилось до наших дней. Они пора­ жают филигранностью рисунка и свежестью невыцветающих красок. Акварель наносилась очень тонким слоем, поэтому рисунок насквозь просвечивается, как современная киноплен­ ка. Секреты изготовления красок и технология нанесения тон­ чайших мазков забыты или утеряны.

Есть сведения, что микроакварели и надписи на зернах были известны и в Древней Греции.

Японский художник Хокусаи Кацусика (1760—1849 гг.), автор всемирно известных «Сто видов Фудзи», тоже увлекался микроминиатюрами. Однажды, демонстрируя свое умение, он, бегая по площади с ведром туши и делая на ходу мазки метлою, за несколько минут нарисовал на городской площади образ божества величиной в 200 квадратных метров. Рисунок можно было рассмотреть лишь с крыши находящегося рядом храма. А потом за такое же время -он нарисовал пару воробьев на зерне кукурузы. Рисунок был настолько мал, что рассмотреть его можно было лишь через увеличительное стекло.

Прежде чем документальное описание этого случая попало мне в руки, я делал акварельные рисунки на зернах риса, яблони, груши. Но линии, которые удавалось нанести на зерно, все же были грубы, а каждый отдельный мазок получался одно­ тонным по светотени. Толщина очень тонких линий практически не регулировалась нажимом на кисточку. Именно из-за этого все известные надписи на рисовых зернах выполнены методом гравировки с последующей грунтовкой какой-нибудь краской. Конечно, каждый мастер делает это по-своему, но принцип нанесения очень тонких линий пока что остается один и тот же.

Надпись на зерне требует умения проводить очень тонкие линии, из которых складываются буквы (или рисунок). Как же древние мастера на одном квадратном миллиметре без приме­ нения резца могли наносить до 15 уверенных мазков? «Не явля­ ется ли рассказ об очень быстром создании микрорисунка японским художником непосредственным описанием метода

43


нанесения тончайших мазков?» — подумал я, прочитав о Хоку­ саи Кацусика. Ведь ни один мастер, пробуя нанести кисточкой тончайший рисунок, не станет делать это очень быстро. А может быть, в этой простой и очевидной несовместимости скорости нанесения рисунка и огромной сосредоточенности и заключа­ ется вся трудность?

Сел за микроскоп и, набрав кисточкой акварельный рас­ твор, как только мог быстро и как никогда не делал, смелыми движениями начал писать на зернышке первую пришедшую на ум фразу. Буквы, словно выводимые не мною, а кем-то другим, легко ложились в строки. Удивление было настолько велико, что в первые секунды я даже не мог воспринять сделанное всерьез. Попробовал еще раз. Надпись получалась легко как никогда. Между тем буквы были настолько малы, что прочитать их невооруженным глазом было невозможно.

Исписав рисовое зерно, взял другое, все еще не веря, что постиг такой несложный и древний прием нанесения тончайших штрихов. Писал весь вечер. Писал и рисовал на зернышках просто так, наслаждаясь необыкновенной простотой приема.

Впоследствии, еще более усовершенствовав кисточку, научился на зернах яблони делать такие тонкие штрихи, кото­ рые уже не могли быть тоньше из-за самой структуры ткани зернышка.

Но какова бы ни была кисточка — более или менее тонкая — неизменным остается одно правило: время между смачиванием кисточки акварелью и нанесением мазка не должно превышать 3 секунд, а пауза между нанесением мазков однажды смоченной кисточкой не должна быть более 1 секун­ ды. Это объясняется тем, что кончик кисточки на воздухе почти сразу обволакивается пленкой высыхающего раствора, что препятствует стеканию краски. И для получения мазка уже нужен значительный нажим, при котором тонкая линия или штрих невозможны. При работе же над акварелями обыкновен­ ных размеров все, даже самые тонкие, мазки проводятся со значительным нажимом. И художник, прежде чем сделать мазок, может медлить, держа в руке мокрую кисточку. При

44

Портрет И. Франко, выполненный на срезе зерна ди­ кой яблони. Акварель. Увеличено в 220 раз

микроакварели это недопустимо, ибо, если каждый мазок будет наноситься наново смоченной кисточкой, рисунок выйдет гряз­ ным и «замученным», так как всякий новый после смачивания кисточки мазок имеет некоторую долю неточности по месту нанесения и по густоте цвета. Поэтому микроакварель должна

45


Портрет В. Маяковского, выполненный на срезе зерна дикой яблони. Акварель. Увеличено в 220 раз

выполняться при максимальном расходовании однажды взя­ того кисточкой раствора.

Через несколько секунд раствор полностью перестает сте­ кать с конца кисточки, хотя на вид она и влажна. Из этого следует второе правило микроакварельной техники: весь рису­

46

нок должен быть предварительно обдуман и отработан до авто­ матизма, тем более что задержка кисточки на одном месте очень быстро утемняет мазок, так как ткань зерна и груши, и яблони имеет способность очень быстро впитывать в себя воду, быстро накапливая краску на поверхности среза, — акварель внутрь зерна не проникает.

Наложение одного мазка на другой не должно порождать непросвечивающихся мест. Все мазки должны быть свежими и прозрачными. Всякие поправки недопустимы, поэтому каждый мазок должен быть первым и последним. Правильно нанесен­ ный мазок быстро, за доли секунды, подсыхает, образуя по краям едва заметную тонкую контурную линию, которая придает рисунку особенную красоту.

Краски должны быть тонкотертыми, чистыми от примесей. Старые краски лучше по качеству, их цвет более стоек. Лучшими из отечественных красок являются краски в тюбиках «Нева» ленинградского производства.

Лучшие кисточки для работы — китайские № 1 или №2. Их ворсинки выровнены по толщине, гибкости, смачиваемости. Но для микроакварелі^эти кисточки требуют дополнительной под­ готовки или же полной переделки. Кончик кисточки должен состоять из ворсинок, выходящих из ее центра. Лишь в таком случае при наклоне в ту или иную сторону они остаются вместе. В зависимости от тонкости требуемого мазка кисточка должна оканчиваться тремя-восемью ворсинками. Ни одна из этих вор­ синок не должна превышать по длине остальные. Если такая есть, ее вырезают у основания. Выдергивать или обрезать сверху нельзя — обрезанная ворсинка начнет «индивидуальничать», отделяясь от остальных, а при выдергивании сдвига­ ются с места рядом находящиеся ворсинки.

Подготовка кисточки — очень сложное и кропотливое дело, требующее большого навыка, внимания и терпения. Но хорошо собранная кисточка легко дает линию тоньше челове­ ческого волоса. Ею без затруднения на 1 квадратном миллиме­ тре можно нанести больше 100 отдельных мазков.

Перед нанесением рисунка зерна яблони и груши срезаю

47


острым плоским резцом. Зерна диких пород для этой цели лучше: ткань у них более плотная. Акварель, выполненная на срезах зерен, выглядит намного свежее, чем на бумаге. Свет, рассеиваясь в клетках, из которых состоит зерно, высвечивает слои нанесенной краски не только сверху, но и снизу. На бумаге этот эффект намного слабее.

Качество зернышек, пригодных для рисунка, определяется их возрастом, вернее, выдержкой. Все рисунки в последних вариантах я выполняю на зернышках из коллекции 24-летней давности. Молодые зерна после нанесения рисунка могут поко­ робиться или изменить свой цвет. Рисунки, выполненные на зернах яблони и груши, выглядят намного лучше, чем на рисовом зерне. Рисовое зерно почти не впитывает воды, поэтому краска в пределах каждого мазка ложится однотонным слоем. А на зернах яблони и груши, даже в пределах одного мазка, видны тонкие тональные и цветовые переходы. Кроме того, рисунки на рисовом зерне менее красочны из-за недоста­ точной белизны ткани зерна.

Но рисовое зерно, почти лишенное растительных масел и воды, более долговечно. В свое время академик H. Н. Куле­ шов, читавший нам лекции по растениеводству, показывал рисовые зерна, пролежавшие в египетских захоронениях десятки веков: они были «одногодками» с пирамидой Хеопса, но сохранили свежий вид.

На зернах яблони и груши я выполнил несколько работ. Среди них портреты И. Франко, В. Маяковского, В. Симонен­ ко, Э. Хемингуэя, Микеланджело Буонарроти, Эффенди Капиева.

Как уже говорилось, свежесть рисунка при технике микро­ акварели возможна лишь при достаточно быстром нанесении краски и при максимальном использовании каждого смачива­ ния кисточки, вследствие чего почти не остается времени для обдумывания каждого мазка. Это, в свою очередь, обусловли­ вает особый подход к написанию портретов. Все начинается со сбора фотографий и портретов, по которым детально изучается лицо модели. Потом портрет рисуется и повторяется на зернах

48

Маки. Акварель, выполненная на срезе зерна дикой ябло­ ни. Увеличено в 22и раз.

иногда 30—40 раз. Время выполнения каждого последующего портрета постепенно уменьшается. При этом вместе с психоло­ гическим решением портрета, что является главным в работе, порядок нанесения всех штрихов — от первого до последне­ го — доводится почти до автоматизма. Цель этого —добиться

49