Файл: Кондратьев, Е. Т. Термическая обработка в ремонтном деле.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2024
Просмотров: 107
Скачиваний: 0
Пресс-порошки выпускаются в виде порошкоз марок ФКП-1 и ФКП-2.
ФКП-1: удельный вес 1,4 г/смЗ, предел прбчности при изгибе 500—600 кг/см2, удельная ударная вязкость 9—15 кгсм/см2.
ФКП-2: удельный вес 1,42 г/см2, предел проч ности при изгибе 750—850 кг/см2, удельная удар ная вязкость 7—10 кгсм/см2
Эти материалы идут для изготовления и вос становления деталей с повышенной механической прочностью (шестерни, шкивы/маховики, кулач ки, фланцы и т. п.). Перерабатываются прессова нием.
Винипласт — твердая прозрачная пластмасса, представляющая собой пластифицированный по ливинилхлорид. Изготавливается в виде листов толщиной от 2 до 20 мм или труб, стержней, прутков. Удельный вес — 1,4 г/см2, предел прочно сти при растяжении 400 кг/см2, относительное уд линение 20%.
Из него изготавливают и " его помощью ре монтируют трубопроводы (например, в доильных установках), различную аппаратуру, облицовыва ют металлическую посуду, ванны, молочные фля ги и т. д.
Изделия из винипласта подвергаются сварке и механической обработке: точению, распиловке, сверлению, нарезке резьбы и т. п.
Текстолит — твердый слоистый пластик, полу-
58
маемый на основе хлопчатобумажных тканей, про питанных фенольнофомальдегидными смолами. Его удельный вес 1,3—1,4 г/смЗ, предел прочно сти при растяжении 850—1000 кг/см2, При сжатии 2200—2500 кг/см2. По назначению различают кон струкционный (марки ПТ и ПТК) и электротех нический текстолит (марки А и ПТЭ). Из этого материала изготавливают и с его помощью ре монтируют поди шишки скольжения, зубчатые ко леса, втулки и т. д. Изделия подвергаются меха нической обработке, склеиванию и т. д.
Для восстановления деталей и узлов склеива нием наибольшее распространение в ремонтной практике за последнее время получили следую щие синтетические клеи.
Карбинольный клей. |
Приготовляют |
его |
из |
карбинольного сиропа' |
с добавлением |
перекиси |
бензоила или концентрированной азотной кислоты. Сироп представляет собой густую прозрачную жидкость оранжево-красного цвета, а перекись бензоила — сухой порошок белого цвета. Кроме того, в состав клея вводят в качестве наполните лей цемент, гипс, железный порошок и т. д. На полнитель должен быть, сухим, однородным и тщательно измельченным. Введение наполнителя уменьшает его усадку и горючесть, ускоряет про цесс склеивания и повышает упругость клеевого соединения. Клей имеет следующий состав: карби нольный сироп — 100 весовых частей; перекись
59
бензоила или азотная кислота — 1—3; наполни тели (цемент, железный порошок и т. д.) — 70 весовых частей.
Приготовляют его непосредственно перед упо треблением. Карбинольный сироп наливают в фарфоровую чашку, добавляют перекись бензоила или кислоту и тщательно перемешивают в тече ние 20—30 минут до восстановления цвета сиропа. Затем добавляют наполнитель и снова перемеши вают до получения однородной массы. Поскольку карбинольный сироп горяч, а перекись бензоила взрывоопасна, их следует хранить в герметиче ской посуде из стекла, фарфора или керамики.
Свежеприготовленный клей пригоден: в случае применения перекиси бензоила — до 5 часов, азотной кислоты — до 1 часа. Применяют его для склеивания деталей и изделий из различных мате риалов (металл, дерево, фарфор, пластмассы и т. д.).
Клеи БФ представляют собой спиртовые раст воры модифицированной фенольноформальдегид ной смолы БФ. Выпускаются следующие марки:
БФ-2, БФ-3, БФ-4, БФ-5, БФ-6.
Клеи с меньшими номерами употребляются в тех случаях, когда требуется высокая эластич ность и вибростойкость клеевого соединения. В ре монтной практике наибольшее распространение получил клей БФ-2. С его помощью склеивают в любом сочетании различные материалы: сталь, чу
60
гун, алюминий, мѳдь, пластмассы, ткани, бумагу и др. Этот же клей применяется в ремонте машин для приклеивания накладок к дискам муфт сцепления и бортовых фрикционов тракторов, тор мозных колодок автомобилей, для заделки тре щин в блоках цилиндров, картерах двигателей и др. деталей, работающих в диапазоне температур от _60°С до +180°С. Клеевые соединения стой ки в воде, спирте, бензине, керосине, минеральных маслах и кислотах.
Клей ВС-ЮТ выпускается в готовом для упо требления 'виде и представляет собой однородную прозрачную жидкость темно-красного цвета без посторонних примесей и осадков. Склеивает меж ду собой в любом сочетании различные металлы и неметаллические материалы. Клеевой шов устойчив против воды, масла, бензина, керосина и др. нефтепродуктов.
Эпоксидный клей представляет собой сложную композицию из эпоксидной смолы ЭД-6 с добав лением дибутилфталата, полиэтиленполиамина и наполнителя (железного или алюминиевого по рошка).
Эпоксидная смола ЭД-6—вязкая, медленно рас текающаяся жидкость, светло-коричневого цвета, содержит до 1% летучих веществ. Удельный вес смолы 1,6—1,9 г/емз, дает усадку при отвержде нии всего 0,23%. Применяется в качестве связы
61
вающего вещества при изготовлении эпоксидных композиций.
Дибутилфталат — слегка желтоватая масля нистая жидкость. Вводится в состав композиции как пластификатор, повышающий эластичность и ударную вязкость отвержденной эпоксидной ком позиции.
Полиэтиленполнамип — вязкая маслянистая жидкость разных оттенков от светло-желтого и до темно-бурого. Удельный вес 0,97—1,05 г/см3. Это отвердитель эпоксидной смолы, превращающий эпоксидные композиции из тестообразного или жидкого состояния в необратимо твердое.
В состав эпоксидного клея^ перечисленные вы ше компоненты входят так: эпоксидная смола ЭД-6 — 100 весовых частей, дибутилфталат (пла стификатор) — 10—15, железный порошок (напол нитель) — 160, полиэтиленполиамин (отверди тели) — 7—8 весовых частей.
Готовят его в такой последовательности: вна чале к эпоксидной смоле добавляют пластифика тор, затем наполнитель и лишь в последнюю оче редь отвердитель. Необходимо соблюдать точ ность дозировки и готовить клей непосредственно перед употреблением, так как пригодность его к работе сохраняется при комнатной температуре в течение 30—40 минут.
Кроме жидких эпоксидных смол типа ЭД-6, в последнее время для приготовления эпоксидных
62
клеев применяют твердые эпоксидные смолы типа Э-41, Э-33 и др.
Клеи на основе эпоксидных смол широко при меняются при ремонте для заделки трещин, отко лов и пробоин в деталях тракторов и сельскохо зяйственных машин. Клеевой шов обладает вы сокой механической прочностью, не меняющейся при нагреве до 100РС.
Клеи на основе эпоксидных смол обладают ря дом преимуществ перед другими, так как не тре буют специального оборудования, позволяют уст ранять дефекты без разборки узлов и в труднодо ступных местах. Это позволяет использовать их в полевых условиях.
Учитывая, что эпоксидная смола и полиэтиленполиамцн обладают токсичными свойствами, при их употреблении необходимо соблюдать пра вила техники безопасности.
9.Древесные материалы
Древесина как конструкционный материал имеет свои преимущества и недостатки. Ее пре имуществом является малый удельный вес, высо кая механическая прочность на единицу веса, спо собность благодаря упругости воспринимать ударную нагрузку, высокие теплоизоляционные свойства, простота обработки при изготовлении
63
детален, а также наличие дешевой сырьевой базы. К недостаткам следует отнести способность к бы строму зажиганию, горючесть, гигроскопичность, анизотропность строения и т. д.
Для повышения стойкости древесины против гниения ее пропитывают защитными веществами (антисептиками), а также покрывают лаками и красками. С целью предохранения от возгорания применяют специальные пропиточные составы (ан типирены) или огнезащитные покрытия — силикат ные краски или обмазки, жидкое стекло и т. д.
Нельзя недооценивать гигроскопичность дре весины. Увеличение влажности снижает проч ность, но повышает упругость древесных матери алов. При поглощении большого количества вла ги древесина увеличивает свои размеры — разбу хает. Испарение влаги вызывает сокращение размеров—усушку. Усушка и разбухание древеси ны сопровождается короблением, растрескиванием и т. п. Поэтому древесина как конструкционный материал должна иметь влажность в пределах
8-14% .
Неоднородность строения древесины оказывает существенное влияние на механические свойства деталей вдоль и поперек волокон, что следует учитывать при их изготовлении.
Для изготовления и ремонта деталей сельско хозяйственных машин применяют следующие ви ды древесных материалов: натуральную древеси
64
ну (лесоматериалы), шпон, фанеру и древесные пластики (лнпюстоп).
По способу переработки лесоматериалы под разделяются на круглый, брусковый и пиле
ный лес.
Круглый лес имеет следующие разновидности: бревна-стволы деревьев, имеющие в верхней ча сти толщину более 150 мм; кряжи — нижняя тол стая часть ствола, составляющая около одной трети его длины; слеги — тонкие бревна толщиной в верхней части 80—150 мм; жерди — тонкие ство лы толщиной в верхней части 60—80 мм.
Брусковый лес — это бревна, опиленные с од ной, двух или четырех сторон. Различают пласти ны —■бревна, распиленные вдоль оси пополам, лежни — 'бревна, опиленные с двух сторон, бру сья — бревна, опиленные с четырех сторон с ква дратным или прямоугольным поперечным сече нием.
Пиленый лес состоит из досок и горбылей, по лучающихся путем продольной распиловки бре вен. Крайние доски, выпуклые с одной стороны, называются горбылями.
Шпоном называется тонкий слон древесины, используемый в качестве полуфабриката для изготовления фанеры или как материал для отде лочных работ. В зависимости от способа изготов ления различают три вида шпона: пиленый, стро ганый или лущеный. В машиностроении исполь
3 З а к а з № 250 |
65 |
|