Файл: Кондратьев, Е. Т. Термическая обработка в ремонтном деле.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2024

Просмотров: 107

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пресс-порошки выпускаются в виде порошкоз марок ФКП-1 и ФКП-2.

ФКП-1: удельный вес 1,4 г/смЗ, предел прбчности при изгибе 500—600 кг/см2, удельная ударная вязкость 9—15 кгсм/см2.

ФКП-2: удельный вес 1,42 г/см2, предел проч­ ности при изгибе 750—850 кг/см2, удельная удар­ ная вязкость 7—10 кгсм/см2

Эти материалы идут для изготовления и вос­ становления деталей с повышенной механической прочностью (шестерни, шкивы/маховики, кулач­ ки, фланцы и т. п.). Перерабатываются прессова­ нием.

Винипласт — твердая прозрачная пластмасса, представляющая собой пластифицированный по­ ливинилхлорид. Изготавливается в виде листов толщиной от 2 до 20 мм или труб, стержней, прутков. Удельный вес — 1,4 г/см2, предел прочно­ сти при растяжении 400 кг/см2, относительное уд­ линение 20%.

Из него изготавливают и " его помощью ре­ монтируют трубопроводы (например, в доильных установках), различную аппаратуру, облицовыва­ ют металлическую посуду, ванны, молочные фля­ ги и т. д.

Изделия из винипласта подвергаются сварке и механической обработке: точению, распиловке, сверлению, нарезке резьбы и т. п.

Текстолит — твердый слоистый пластик, полу-

58

маемый на основе хлопчатобумажных тканей, про­ питанных фенольнофомальдегидными смолами. Его удельный вес 1,3—1,4 г/смЗ, предел прочно­ сти при растяжении 850—1000 кг/см2, При сжатии 2200—2500 кг/см2. По назначению различают кон­ струкционный (марки ПТ и ПТК) и электротех­ нический текстолит (марки А и ПТЭ). Из этого материала изготавливают и с его помощью ре­ монтируют поди шишки скольжения, зубчатые ко­ леса, втулки и т. д. Изделия подвергаются меха­ нической обработке, склеиванию и т. д.

Для восстановления деталей и узлов склеива­ нием наибольшее распространение в ремонтной практике за последнее время получили следую­ щие синтетические клеи.

Карбинольный клей.

Приготовляют

его

из

карбинольного сиропа'

с добавлением

перекиси

бензоила или концентрированной азотной кислоты. Сироп представляет собой густую прозрачную жидкость оранжево-красного цвета, а перекись бензоила — сухой порошок белого цвета. Кроме того, в состав клея вводят в качестве наполните­ лей цемент, гипс, железный порошок и т. д. На­ полнитель должен быть, сухим, однородным и тщательно измельченным. Введение наполнителя уменьшает его усадку и горючесть, ускоряет про­ цесс склеивания и повышает упругость клеевого соединения. Клей имеет следующий состав: карби­ нольный сироп — 100 весовых частей; перекись

59


бензоила или азотная кислота — 1—3; наполни­ тели (цемент, железный порошок и т. д.) — 70 весовых частей.

Приготовляют его непосредственно перед упо­ треблением. Карбинольный сироп наливают в фарфоровую чашку, добавляют перекись бензоила или кислоту и тщательно перемешивают в тече­ ние 20—30 минут до восстановления цвета сиропа. Затем добавляют наполнитель и снова перемеши­ вают до получения однородной массы. Поскольку карбинольный сироп горяч, а перекись бензоила взрывоопасна, их следует хранить в герметиче­ ской посуде из стекла, фарфора или керамики.

Свежеприготовленный клей пригоден: в случае применения перекиси бензоила — до 5 часов, азотной кислоты — до 1 часа. Применяют его для склеивания деталей и изделий из различных мате­ риалов (металл, дерево, фарфор, пластмассы и т. д.).

Клеи БФ представляют собой спиртовые раст­ воры модифицированной фенольноформальдегид­ ной смолы БФ. Выпускаются следующие марки:

БФ-2, БФ-3, БФ-4, БФ-5, БФ-6.

Клеи с меньшими номерами употребляются в тех случаях, когда требуется высокая эластич­ ность и вибростойкость клеевого соединения. В ре­ монтной практике наибольшее распространение получил клей БФ-2. С его помощью склеивают в любом сочетании различные материалы: сталь, чу­

60

гун, алюминий, мѳдь, пластмассы, ткани, бумагу и др. Этот же клей применяется в ремонте машин для приклеивания накладок к дискам муфт сцепления и бортовых фрикционов тракторов, тор­ мозных колодок автомобилей, для заделки тре­ щин в блоках цилиндров, картерах двигателей и др. деталей, работающих в диапазоне температур от _60°С до +180°С. Клеевые соединения стой­ ки в воде, спирте, бензине, керосине, минеральных маслах и кислотах.

Клей ВС-ЮТ выпускается в готовом для упо­ требления 'виде и представляет собой однородную прозрачную жидкость темно-красного цвета без посторонних примесей и осадков. Склеивает меж­ ду собой в любом сочетании различные металлы и неметаллические материалы. Клеевой шов устойчив против воды, масла, бензина, керосина и др. нефтепродуктов.

Эпоксидный клей представляет собой сложную композицию из эпоксидной смолы ЭД-6 с добав­ лением дибутилфталата, полиэтиленполиамина и наполнителя (железного или алюминиевого по­ рошка).

Эпоксидная смола ЭД-6—вязкая, медленно рас­ текающаяся жидкость, светло-коричневого цвета, содержит до 1% летучих веществ. Удельный вес смолы 1,6—1,9 г/емз, дает усадку при отвержде­ нии всего 0,23%. Применяется в качестве связы­

61


вающего вещества при изготовлении эпоксидных композиций.

Дибутилфталат — слегка желтоватая масля­ нистая жидкость. Вводится в состав композиции как пластификатор, повышающий эластичность и ударную вязкость отвержденной эпоксидной ком­ позиции.

Полиэтиленполнамип — вязкая маслянистая жидкость разных оттенков от светло-желтого и до темно-бурого. Удельный вес 0,97—1,05 г/см3. Это отвердитель эпоксидной смолы, превращающий эпоксидные композиции из тестообразного или жидкого состояния в необратимо твердое.

В состав эпоксидного клея^ перечисленные вы­ ше компоненты входят так: эпоксидная смола ЭД-6 — 100 весовых частей, дибутилфталат (пла­ стификатор) — 10—15, железный порошок (напол­ нитель) — 160, полиэтиленполиамин (отверди­ тели) — 7—8 весовых частей.

Готовят его в такой последовательности: вна­ чале к эпоксидной смоле добавляют пластифика­ тор, затем наполнитель и лишь в последнюю оче­ редь отвердитель. Необходимо соблюдать точ­ ность дозировки и готовить клей непосредственно перед употреблением, так как пригодность его к работе сохраняется при комнатной температуре в течение 30—40 минут.

Кроме жидких эпоксидных смол типа ЭД-6, в последнее время для приготовления эпоксидных

62

клеев применяют твердые эпоксидные смолы типа Э-41, Э-33 и др.

Клеи на основе эпоксидных смол широко при­ меняются при ремонте для заделки трещин, отко­ лов и пробоин в деталях тракторов и сельскохо­ зяйственных машин. Клеевой шов обладает вы­ сокой механической прочностью, не меняющейся при нагреве до 100РС.

Клеи на основе эпоксидных смол обладают ря­ дом преимуществ перед другими, так как не тре­ буют специального оборудования, позволяют уст­ ранять дефекты без разборки узлов и в труднодо­ ступных местах. Это позволяет использовать их в полевых условиях.

Учитывая, что эпоксидная смола и полиэтиленполиамцн обладают токсичными свойствами, при их употреблении необходимо соблюдать пра­ вила техники безопасности.

9.Древесные материалы

Древесина как конструкционный материал имеет свои преимущества и недостатки. Ее пре­ имуществом является малый удельный вес, высо­ кая механическая прочность на единицу веса, спо­ собность благодаря упругости воспринимать ударную нагрузку, высокие теплоизоляционные свойства, простота обработки при изготовлении

63



детален, а также наличие дешевой сырьевой базы. К недостаткам следует отнести способность к бы­ строму зажиганию, горючесть, гигроскопичность, анизотропность строения и т. д.

Для повышения стойкости древесины против гниения ее пропитывают защитными веществами (антисептиками), а также покрывают лаками и красками. С целью предохранения от возгорания применяют специальные пропиточные составы (ан­ типирены) или огнезащитные покрытия — силикат­ ные краски или обмазки, жидкое стекло и т. д.

Нельзя недооценивать гигроскопичность дре­ весины. Увеличение влажности снижает проч­ ность, но повышает упругость древесных матери­ алов. При поглощении большого количества вла­ ги древесина увеличивает свои размеры — разбу­ хает. Испарение влаги вызывает сокращение размеров—усушку. Усушка и разбухание древеси­ ны сопровождается короблением, растрескиванием и т. п. Поэтому древесина как конструкционный материал должна иметь влажность в пределах

8-14% .

Неоднородность строения древесины оказывает существенное влияние на механические свойства деталей вдоль и поперек волокон, что следует учитывать при их изготовлении.

Для изготовления и ремонта деталей сельско­ хозяйственных машин применяют следующие ви­ ды древесных материалов: натуральную древеси­

64

ну (лесоматериалы), шпон, фанеру и древесные пластики (лнпюстоп).

По способу переработки лесоматериалы под­ разделяются на круглый, брусковый и пиле­

ный лес.

Круглый лес имеет следующие разновидности: бревна-стволы деревьев, имеющие в верхней ча­ сти толщину более 150 мм; кряжи — нижняя тол­ стая часть ствола, составляющая около одной трети его длины; слеги — тонкие бревна толщиной в верхней части 80—150 мм; жерди — тонкие ство­ лы толщиной в верхней части 60—80 мм.

Брусковый лес — это бревна, опиленные с од­ ной, двух или четырех сторон. Различают пласти­ ны —■бревна, распиленные вдоль оси пополам, лежни — 'бревна, опиленные с двух сторон, бру­ сья — бревна, опиленные с четырех сторон с ква­ дратным или прямоугольным поперечным сече­ нием.

Пиленый лес состоит из досок и горбылей, по­ лучающихся путем продольной распиловки бре­ вен. Крайние доски, выпуклые с одной стороны, называются горбылями.

Шпоном называется тонкий слон древесины, используемый в качестве полуфабриката для изготовления фанеры или как материал для отде­ лочных работ. В зависимости от способа изготов­ ления различают три вида шпона: пиленый, стро­ ганый или лущеный. В машиностроении исполь­

3 З а к а з № 250

65