Файл: Алексеев, В. Н. Топлива и смазочные материалы для автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При движении автомобиля по открытому месту вы­ хлопные газы рассеиваются в воздухе и в кабину води­ теля попадают в незначительном количестве. Но если ав­ томобиль используется для перевозки людей и снабжен брезентовым верхом, то через щели в полу отработавшие

газы могут попасть и будут скапливаться в

закрытом

кузове.

 

Тогда последует неминуемое отравление

пассажи­

ров окисью углерода. На автомобилях, предназначаемых для перевозки людей, глушитель должен быть выведен из-под кузова, а неплотности в полу платформы тщатель­ но заделаны.

Опасна длительная работа двигателя в закрытом по­

мещении (в пункте технического обслуживания,

гараже,

тоннеле). В этом случае выхлопные

газы скапливаются,

и в помещении быстро создается

атмосфера с

опасной

для работающих концентрацией окиси углерода. Так, при работе двигателя легкового автомобиля в режиме холо­ стого хода в течение 5 мин в одноместном гараже при закрытых воротах создается смертельная концентрация окиси углерода.

Категорически

запрещается оставаться

для обогрева

в кабинах автомобилей

при

работающих

двигателях на

режиме холостого

хода

(т. е.

на богатых

смесях). При

этом в кабину автомобилей постепенно проникают отра­ ботавшие газы и скапливаются в опасной концентрации. Так как отравление окисью углерода наступает незаметно (вначале головная боль, головокружение, сильная пуль­ сация в висках, чувство опьянения, слабость, с последу­ ющей потерей сознания), такого рода обогрев может при­ вести к смертельному исходу.

Перед доврачебной помощью нужно незамедлительно

вынести пострадавшего на свежий воздух,

укрыть его

чем-нибудь теплым, напоить горячим чаем

или кофе

(ни в коем случае — спиртными напитками),

при необхо­

димости делать искусственное дыхание.

 

88


Взрывоопасность топлив и масел

 

 

Горение топлива происходит только после того,

как

оно испарилось и его пары перемешались с

воздухом в

определенном соотношении, в пределах воспламенения

(см.

главу 1).

пары,

хотя

Жидкое топливо не горит, а горят его

внешне кажется, что горит само жидкое топливо.

В опорожненной бензиновой бочке или топливном ба­ ке автомобиля находятся пары бензина, образующие с воздухом взрывоопасную смесь, способную взорваться от случайной искры, удара молотком по металлической пробке, пламени керосинового фонаря. Таким образом, порожняя тара из-под бензина является самым взрыво­ опасным предметом в производственном быту автомобили­ стов.

Чрезвычайную осторожность следует соблюдать при ремонте топливных баков автомобилей. Нельзя завари­ вать повреждения бака, прежде чем не будет удалено полностью все топливо, бак пропарен паром и очищен от остатков смолистых отложений, обычно образующихся в баках.

Рекомендуется при заварке топливных баков за­ полнять их водой, а если это невозможно по условиям ремонта, то заполнять бак отработавшими газами от дви­

гателя автомобиля.

Характеристикой огнеопасности топлив и масел слу­ жит температура вспышки, при которой пары топлива образуют с воздухом смесь, вспыхивающую от поднесен­ ного источника зажигания. Чем ниже температура вспышки, тем огнеопаснее продукт. Для бензина этот по­ казатель равен минус 35—50°С; это значит, что бензин может вспыхнуть от случайной искры или тлеющей папи­ росы даже при очень сильном морозе.

Керосины и дизельные топлива вспыхивают при 25—90°С, поэтому они значительно менее огнеопасны, не­

89


жели бензин. Для масел температура вспышки равна

170—200°С.

Однако топлива и масла могут воспламеняться и без открытого источника зажигания. При попадании капель или струи топлива или масла на нагретую поверхность на­ чинаются интенсивные реакции окисления этих продуктов, которые при достаточно высокой температуре могут за­ кончиться их воспламенением. Так, при перевозке плохо закупоренных бочек с топливом или маслом на непри­ способленном для этой цели бортовом автомобиле выте­ кающие капли этих продуктов при попадании через щели в полу кузова на горячий глушитель воспламеняются и вызывают пожар автомобиля. Автомобили, предназна­ ченные для постоянной перевозки топлив и масел, долж­ ны иметь глушитель, выведенный перед радиатором и на­ правленный выхлопным отверстием направо по движению автомобиля. В качестве временной меры безопасности можно уложить на пол кузова автомобиля металлический

щит, предохраняющий

попадание

капель

нефтепродук­

тов на горячий глушитель.

резинового шланга, о

При

трении

топлив

о стенки

стенки

бензоцистерн

и т. и.

возникает

статическое

электричество,

разряд

которого

способен

воспламенить

бензиновоздушную смесь, например, при заправке авто­

мобилей открытой струей,

при перекачивании

бензина и

в других случаях.

 

 

автомобилей

Во избежание этого шланг для заправки

и его наконечник (пистолет) должны

быть

обязательно

заземлены металлическим

штырем.

На рамах

автоци­

стерн, перевозящих топливо, должна быть металлическая заземляющая цепь, которая касалась бы земли как при движении автомобиля, так и при операциях слива-налива топлива.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение I

Рекомендации по применению масел для двигателей на автомобилях, работающих на строительстве БАМ

Модели

 

Условия эксплуатации

 

Сроки

Модели автомобилей

 

 

смены

двигателей

Зима

Лето

масел,

 

Всесезонно

тыс. км

ЗМЗ-21А

УАЗ-469Б

М8 Б 1 (АС-8 )

 

 

3M3-53,

ГАЗ-53А, ГАЗ-66-01,

М8Б1 (АС-8 )

ЗМЗ-66

ГТ-СМ

Мбз/ЮВ

 

 

(ДВ АСЗп-10)

ЗИЛ-130,

ЗИЛ-130, ЗИЛ-131,

МЮБз

ЗИЛ-131,

ЗИЛ-135ЛМ,

(АСЗп-10)

ЗИЛ-375

ЗИЛ-ММЗ-555, Урал-

 

 

-375

 

ЯМЗ-236

МАЗ-500, МАЗ-503,

 

МАЗ-504,

М10В2

 

МАЗ-512, МАЗ-548

М6Б1 (АС-6 )

М10Б1 (АС-10) 3—6

МбБз(АСЗп-б)

3—6

 

____

6—9

 

 

 

15—18

МбБз (АСЗп-6 )

М10Б1 (АС-10) 3—6

М8

Б2 (ДС-8)

М11Б2 (ДС-11) 3—4

М8

В2

М10В2

3—6

М4з/В2 (ДСп-8)

3—6

 

 

 


двигателей

ЯМЗ-238

ЯМЗ-238Н,

ЯМЗ-238НБ Д12А, Д12-375Б F10L-413

Т2-928-19

Продолжение прилож. I

 

Условия эксплуатации

Сроки

Модели автомобилей

 

 

 

смены

Всесезонно

Зима

Лето

масел

 

тыс. км

 

Мбз/ЮВ

15—18

 

(ДВ АСЗп-ЮВ)

 

 

 

КрАЗ-256Б,

М10В2

М8В2

мюв2

3—6

КрАЗ-256БС

 

 

 

 

КрАЗ-257, КрАЗ-214Б

М8Б2 (ДСп-8)

3—4

 

МЮГ2

М8Га

мю г2

6—9

 

Мбз/ЮВ

10—12

 

(ДВ АСЗп-ЮВ)

М8Г2

м ю г2

6—9

К-700, К-701, БелАЗМЮГ2

548А

МТ-16п

МТ-14п,

МТ-16п

6—9

МАЗ-543, БелАЗ-540

Магирус 290 D 26К

 

МТЗ-Юп

При +5°С и

 

При+5ч— 20°С

 

 

 

М8Г2фз

выше

10

Магирус 290 D 26L

МЮГ2фл

При—20°С и

 

 

 

ниже

 

 

Татра-148 S3M

М8Г2фз

М6Г2фс

МЮГ2фя

6—9

М8Г2фз

Татра-148 S3(экстра)

При —20°С и

 

6—9

 

 

ниже

 

 

 

м ю г2

М6Г2фс

МЮГ2

3 - 5

 

М8Г2