Файл: Алексеев, В. Н. Топлива и смазочные материалы для автомобилей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
При движении автомобиля по открытому месту вы хлопные газы рассеиваются в воздухе и в кабину води теля попадают в незначительном количестве. Но если ав томобиль используется для перевозки людей и снабжен брезентовым верхом, то через щели в полу отработавшие
газы могут попасть и будут скапливаться в |
закрытом |
кузове. |
|
Тогда последует неминуемое отравление |
пассажи |
ров окисью углерода. На автомобилях, предназначаемых для перевозки людей, глушитель должен быть выведен из-под кузова, а неплотности в полу платформы тщатель но заделаны.
Опасна длительная работа двигателя в закрытом по
мещении (в пункте технического обслуживания, |
гараже, |
|
тоннеле). В этом случае выхлопные |
газы скапливаются, |
|
и в помещении быстро создается |
атмосфера с |
опасной |
для работающих концентрацией окиси углерода. Так, при работе двигателя легкового автомобиля в режиме холо стого хода в течение 5 мин в одноместном гараже при закрытых воротах создается смертельная концентрация окиси углерода.
Категорически |
запрещается оставаться |
для обогрева |
||
в кабинах автомобилей |
при |
работающих |
двигателях на |
|
режиме холостого |
хода |
(т. е. |
на богатых |
смесях). При |
этом в кабину автомобилей постепенно проникают отра ботавшие газы и скапливаются в опасной концентрации. Так как отравление окисью углерода наступает незаметно (вначале головная боль, головокружение, сильная пуль сация в висках, чувство опьянения, слабость, с последу ющей потерей сознания), такого рода обогрев может при вести к смертельному исходу.
Перед доврачебной помощью нужно незамедлительно
вынести пострадавшего на свежий воздух, |
укрыть его |
чем-нибудь теплым, напоить горячим чаем |
или кофе |
(ни в коем случае — спиртными напитками), |
при необхо |
димости делать искусственное дыхание. |
|
88
Взрывоопасность топлив и масел |
|
|
Горение топлива происходит только после того, |
как |
|
оно испарилось и его пары перемешались с |
воздухом в |
|
определенном соотношении, в пределах воспламенения |
(см. |
|
главу 1). |
пары, |
хотя |
Жидкое топливо не горит, а горят его |
внешне кажется, что горит само жидкое топливо.
В опорожненной бензиновой бочке или топливном ба ке автомобиля находятся пары бензина, образующие с воздухом взрывоопасную смесь, способную взорваться от случайной искры, удара молотком по металлической пробке, пламени керосинового фонаря. Таким образом, порожняя тара из-под бензина является самым взрыво опасным предметом в производственном быту автомобили стов.
Чрезвычайную осторожность следует соблюдать при ремонте топливных баков автомобилей. Нельзя завари вать повреждения бака, прежде чем не будет удалено полностью все топливо, бак пропарен паром и очищен от остатков смолистых отложений, обычно образующихся в баках.
Рекомендуется при заварке топливных баков за полнять их водой, а если это невозможно по условиям ремонта, то заполнять бак отработавшими газами от дви
гателя автомобиля.
Характеристикой огнеопасности топлив и масел слу жит температура вспышки, при которой пары топлива образуют с воздухом смесь, вспыхивающую от поднесен ного источника зажигания. Чем ниже температура вспышки, тем огнеопаснее продукт. Для бензина этот по казатель равен минус 35—50°С; это значит, что бензин может вспыхнуть от случайной искры или тлеющей папи росы даже при очень сильном морозе.
Керосины и дизельные топлива вспыхивают при 25—90°С, поэтому они значительно менее огнеопасны, не
89
жели бензин. Для масел температура вспышки равна
170—200°С.
Однако топлива и масла могут воспламеняться и без открытого источника зажигания. При попадании капель или струи топлива или масла на нагретую поверхность на чинаются интенсивные реакции окисления этих продуктов, которые при достаточно высокой температуре могут за кончиться их воспламенением. Так, при перевозке плохо закупоренных бочек с топливом или маслом на непри способленном для этой цели бортовом автомобиле выте кающие капли этих продуктов при попадании через щели в полу кузова на горячий глушитель воспламеняются и вызывают пожар автомобиля. Автомобили, предназна ченные для постоянной перевозки топлив и масел, долж ны иметь глушитель, выведенный перед радиатором и на правленный выхлопным отверстием направо по движению автомобиля. В качестве временной меры безопасности можно уложить на пол кузова автомобиля металлический
щит, предохраняющий |
попадание |
капель |
нефтепродук |
||
тов на горячий глушитель. |
резинового шланга, о |
||||
При |
трении |
топлив |
о стенки |
||
стенки |
бензоцистерн |
и т. и. |
возникает |
статическое |
|
электричество, |
разряд |
которого |
способен |
воспламенить |
бензиновоздушную смесь, например, при заправке авто
мобилей открытой струей, |
при перекачивании |
бензина и |
||
в других случаях. |
|
|
автомобилей |
|
Во избежание этого шланг для заправки |
||||
и его наконечник (пистолет) должны |
быть |
обязательно |
||
заземлены металлическим |
штырем. |
На рамах |
автоци |
стерн, перевозящих топливо, должна быть металлическая заземляющая цепь, которая касалась бы земли как при движении автомобиля, так и при операциях слива-налива топлива.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение I
Рекомендации по применению масел для двигателей на автомобилях, работающих на строительстве БАМ
Модели |
|
Условия эксплуатации |
|
Сроки |
Модели автомобилей |
|
|
смены |
|
двигателей |
Зима |
Лето |
масел, |
|
|
Всесезонно |
тыс. км |
ЗМЗ-21А |
УАЗ-469Б |
М8 Б 1 (АС-8 ) |
|
|
— |
3M3-53, |
ГАЗ-53А, ГАЗ-66-01, |
М8Б1 (АС-8 ) |
ЗМЗ-66 |
ГТ-СМ |
Мбз/ЮВ |
|
|
(ДВ АСЗп-10) |
ЗИЛ-130, |
ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, |
МЮБз |
ЗИЛ-131, |
ЗИЛ-135ЛМ, |
(АСЗп-10) |
ЗИЛ-375 |
ЗИЛ-ММЗ-555, Урал- |
|
|
-375 |
|
ЯМЗ-236 |
МАЗ-500, МАЗ-503, |
— |
|
МАЗ-504, |
М10В2 |
|
МАЗ-512, МАЗ-548 |
—
М6Б1 (АС-6 ) |
М10Б1 (АС-10) 3—6 |
||
МбБз(АСЗп-б) |
— |
3—6 |
|
|
____ |
— |
6—9 |
|
|
|
15—18 |
МбБз (АСЗп-6 ) |
М10Б1 (АС-10) 3—6 |
||
М8 |
Б2 (ДС-8) |
М11Б2 (ДС-11) 3—4 |
|
М8 |
В2 |
М10В2 |
3—6 |
М4з/В2 (ДСп-8) |
— |
3—6 |
|
|
|
|
двигателей
ЯМЗ-238
ЯМЗ-238Н,
ЯМЗ-238НБ Д12А, Д12-375Б F10L-413
Т2-928-19
Продолжение прилож. I
|
Условия эксплуатации |
Сроки |
||
Модели автомобилей |
|
|
|
смены |
Всесезонно |
Зима |
Лето |
масел |
|
|
тыс. км |
|||
|
Мбз/ЮВ |
— |
— |
15—18 |
|
(ДВ АСЗп-ЮВ) |
|
|
|
КрАЗ-256Б, |
М10В2 |
М8В2 |
мюв2 |
3—6 |
КрАЗ-256БС |
|
|
|
|
КрАЗ-257, КрАЗ-214Б |
— |
М8Б2 (ДСп-8) |
— |
3—4 |
|
МЮГ2 |
М8Га |
мю г2 |
6—9 |
|
Мбз/ЮВ |
— |
— |
10—12 |
|
(ДВ АСЗп-ЮВ) |
М8Г2 |
м ю г2 |
6—9 |
К-700, К-701, БелАЗМЮГ2 |
||||
548А |
МТ-16п |
МТ-14п, |
МТ-16п |
6—9 |
МАЗ-543, БелАЗ-540 |
||||
Магирус 290 D 26К |
|
МТЗ-Юп |
При +5°С и |
|
— |
При+5ч— 20°С |
|
||
|
|
М8Г2фз |
выше |
10 |
Магирус 290 D 26L |
— |
МЮГ2фл |
||
При—20°С и |
— |
|
||
|
|
ниже |
|
|
Татра-148 S3M |
М8Г2фз |
М6Г2фс |
МЮГ2фя |
6—9 |
М8Г2фз |
||||
Татра-148 S3(экстра) |
— |
При —20°С и |
|
6—9 |
|
|
ниже |
|
|
|
м ю г2 |
М6Г2фс |
МЮГ2 |
3 - 5 |
|
М8Г2 |