Файл: Алексеев, В. Н. Топлива и смазочные материалы для автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В ПОМОЩЬ СТРОИТЕЛЯМ

БАМ

В. II. АЛЕКСЕЕВ, И. Ф. КУВАИЦЕВ

ТОПЛИВА И СМАЗОЧНЫЕ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ

МОСКВА «ТРАНСПОРТ» 1976

6Т2.12 А47

УДК 662.62-1-621.892

Г о с , п у б л и ч н а я 11

научно - твх.-нч«кекац !

бибт'отоиа СССР

^К&ЙМПЛРР

ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА

--"

X 9 -& -6 /& Ф

Алексеев В. Н. и Кувайцев И. Ф.

А47 Топлива и смазочные материалы для автомобилей. М., «Транспорт», 1976.

95 с. с ил. и табл. (В помощь строителям БАМ).

Книга содержит краткие сведения о сортах и свойствах топлив и смазочных материалов и особенностях их применения на автомобилях

в условиях строительства БАМ. Книга предназначена для водителей и рабочих, занятых техническим обслуживанием и ремонтом автомоби­ лей.

31803-373 6Т2.12 А049(01)-76 БЗ-00-00-76

© Издательство «Транспорт», 1976.

ПРЕДИСЛОВИЕ

На Байкало-Амурской магистрали широко используются автомобили разных марок и назначений. Эксплуатация ав­ томобилей происходит в тяжелых климатических и дорож­ ных условиях, автомобили подвергаются воздействию суро­ вого климата, производственной и дорожной пыли, хранят­ ся и обслуживаются на открытых площадках. Все это на­ кладывает особые требования к качеству топлив и смазо­ чных материалов, применяемых в данных условиях.

Надежность работы и долговечность автомобилей в большой мере зависят от технически грамотного примене­ ния топлив и смазочных материалов. Пуск автомобильных двигателей, состояние топливной и смазочной систем, рас­ ход топлива и сроки смены смазочных материалов тесно связаны с их качеством и умелым применением. Особенно большое значение имеет нормальный пуск двигателей при низких температурах окружающего воздуха. Нельзя забывать, что пусковые износы составляют значительную долю общих износов двигателя. Поэтому, чем безотказ­ ней и надежней пуск, тем больше срок службы двигате­ лей.

На заправочные пункты строительных площадок БАМ поступают автомобильные бензины, дизельные топлива, масла для двигателей, трансмиссионные масла, консистен­ тные смазки, жидкости для гидравлических систем. Поч­

ти все

эти эксплуатационные материалы

получают из

нефти.

 

 

3


Десятая пятилетка является пятилеткой качества и эффективного использования материалов и техники. Авто­ мобильный транспорт потребляет более 20% производи­ мых в стране нефтепродуктов. Нефтепродукты — это цен­ нейшее народное достояние. Поэтому надо использовать их технически грамотно и бережливо.

Умелое применение топлив и смазочных материалов не только способствует сохранению материальной части ав­ томобилей и сбережению нефтепродуктов, но и облегчает труд водителей, что особенно важно в условиях строитель­ ства БАМ.

Чтобы правильно применять топливо и смазочные ма­ териалы на автомобилях в условиях строительства БАМ, необходимо прежде всего выполнять следующие общие мероприятия:

1. Использовать те сорта и марки топлив и смазочных материалов, которые больше всего отвечают условиям эк­ сплуатации на северо-востоке нашей страны, т. е. это дол­ жны быть преимущественно северные (арктические) сор­ та с хорошими низкотемпературными свойствами. Водите­ ли должны знать эти сорта и их эксплуатационные воз­ можности.

2. Заправлять автомобиль топливом и смазочными ма­ териалами тех марок, которые предусмотрены инструк­ цией по эксплуатации для данных условий. При этом, од­ нако, следует учитывать, что на строительство будут поступать новые марки топлив и смазочных материалов, которые отсутствуют в инструкциях по эксплуатации авто­ мобилей, а они-то как раз являются наиболее желательны­ ми для автотранспортников БАМ. Водители должны знать свойства новых материалов.

3. При несоответствии качества топлив и смазочных ма­ териалов климатическим и сезонным условиям (а такое положение может быть по ряду причин) необходимо ис­ пользовать вспомогательные средства (предварительный подогрев двигателя и масла, применение пусковых жидко-

4

стей, утеплительных приспособлений и т. п.) для наибо­ лее положительного эффекта в работе автомобиля.

4.Регулярно наблюдать за системой питания двигателя

исвоевременно устранять обнаруженные неполадки; осо­ бенно необходимо строго контролировать чистоту дизель­ ного топлива.

5.Повседневно наблюдать за системой смазки двига­ теля, агрегатов трансмиссии и ходовой части, своевременно доливать масло и соблюдать установленные сроки смены масел, смазок и масляных фильтров.

6.Постоянно соблюдать режим экономии в расходова­ нии топлива и смазочных материалов, так как каждый ки­ лограмм топлива или смазочного материала представляет большую ценность, особенно для отдаленных районов строительства БАМ.

7.Строго соблюдать технику безопасности при исполь^

зовании топлив и смазочных материалов, особенно тех сортов, которые содержат компоненты повышенной ядо­ витости.


Глава 1

АВТОМОБИЛЬНЫЕ БЕНЗИНЫ

Назначение бензинов

Бензины являются топливом для автомобильных кар­ бюраторных двигателей. Двигатель служит для преобразо­ вания химической энергии топлива, выделяющейся при сго­ рании в виде тепла, в механическую работу. В современ­ ном автомобильном карбюраторном двигателе в полезную механическую работу преобразуется лишь 25—30% энер­ гии бензина.

Остальная часть его теряется с отработавшими газа­ ми, отводится в систему охлаждения и рассеивается в ок­ ружающий воздух.

Возможность более полного использования энергии топлива в двигателе зависит прежде всего от того, насколь­ ко совершенно смесеобразование в системе питания и как протекает сгорание.

На процесс смесеобразования влияет испаряемость, а на сгорание — детонационная стойкость топлив. Разуме­ ется, что эти процессы зависят и от конструкции двигате­ лей, режима их работы и от внешних условий, особенно от пониженных температур воздуха.

На надежность работы карбюраторного двигателя вли­ яет также подача бензина из топливного бака автомобиля в систему смесеобразования. Бесперебойная подача обеспе­ чивается чистотой бензина — отсутствием в нем механи­ ческих примесей и воды. В жаркое время года причиной

6

перебоев в подаче может быть склонность бензинов к об­ разованию «паровых пробок». Рассмотрим более подробно качества бензина, определяющие надежность и эффектив­ ность работы карбюраторных двигателей.

Чистота бензина

Механические примеси засоряют топливные фильтры и вместе с водой заполняют отстойники и прекращают этим подачу бензина в двигатель. Проникнув вместе с бензи­ ном в двигатель, механические примеси (например — пе­ сок), увеличивают износы его деталей.

Для предотвращения попадания механических приме­ сей и воды в топливные баки автомобилей следует бензи­ ны при хранении отстаивать, а при заправке автомобилей фильтровать через сетчатые и тканевые фильтры. Меха­ нические примеси и вода быстро отстаиваются: в резервуа­ ре диаметром 1,8—2,0 м они оседают на дно за 2—3 ч.

Перед заправкой автомобилей надо обязательно прове­ рить чистоту топлива и не заправлять автомобили загряз­ ненным или обводненным топливом. Механические при­ меси и воду легко обнаружить, если налить бензин в стек­ лянную посуду (стакан, бутылку). Проверить следует и исправность фильтра наливной горловины топливного ба­ ка, а при заправке прикрывать ее от попадания пыли, ка­ пель дождя или снега.

Смесеобразование и испаряемость бензинов

Смесеобразование — это процесс приготовления топли­ во-воздушной смеси, т. е. смеси паров топлива с воздухом.

По соотношению количества паров топлива и воздуха в топливо-воздушной смеси различают смеси нормального (теоретического) состава, бедные и богатые.

7


В смесях нормального состава количество паров топ­ лива содержится ровно столько, сколько требуется для их полного сгорания при данном количестве воздуха. Это со­ ответствует 1 кг бензина на 14,9—15 кг воздуха. В бедных смесях топлива меньше, а в богатых больше по сравнению с нормальным составом.

Пары топлива в бедных смесях сгорают полнее, поэто­ му такие смеси называют экономичными. В богатых сме­ сях топливо сгорает неполностью из-за недостатка воздуха, но богатые смеси горят быстро и устойчиво, что важно при работе двигателей с полной нагрузкой; такие смеси называют поэтому мощностными.

Однако, очень бедные и очень богатые смеси неспособ­ ны воспламеняться и гореть. Минимальное содержание топлива в бедной смеси, ниже которого смесь уже неспо­ собна гореть, называют нижним пределом воспламеняемо­ сти; для бензина он составляет от 0,75 до 1,5%. Наиболь­ шее количество топлива в богатой смеси, выше которого смесь также не может гореть, называют верхним пределом воспламеняемости; для бензина этот предел составляет

5,0—6,5 %.

Таким образом, при смесеобразовании топливо должно испариться и перемешаться с воздухом для образования однородной горючей смеси.

Состав такой смеси должен соответствовать заданному режиму работы двигателя.

В карбюраторных двигателях система смесеобразова­ ния состоит из карбюратора, назначение которого дозиро­ вать смесь, т. е. подавать бензин в воздух в требуемом со­ отношении, и впускного трубопровода, в котором испаря­

ется основная

часть бензина

и пары его

перемешиваются

с воздухом.

показано, как

происходит

смесеобразование

На рис. 1

в карбюраторном двигателе. Из карбюратора под влиянием разряжения в цилиндрах бензин перетекает через калибро­ ванные отверстия жиклеров и распылители в зону

8

диффузора, где смешива­

 

 

 

 

 

 

ется с воздухом; при этом

 

 

бензин

 

 

бензин распиливается на

 

 

 

 

 

 

мелкие капли.

 

 

 

 

 

 

 

Только

незначитель­

 

 

 

 

 

 

ная часть бензина испа­

 

 

 

 

 

 

ряется тотчас после рас­

 

 

 

 

 

 

пиливания.

Основная его

 

 

 

 

 

 

часть уносится

потоком

 

 

 

 

 

 

воздуха во впускной тру­

 

 

 

 

 

 

бопровод,

где

наиболее

 

 

 

 

 

 

крупные капли

оседают

Рис. 1.

Схема

процесса смесеобра­

на стенках,

образуя жид­

кую пленку. Эта пленка,

зования

в

карбюраторном

двига­

теле:

 

 

 

 

 

постепенно испаряясь, пе­

1 — карбюратор;

2 —

впускной тру­

редвигается вдоль стенок

бопровод;

3 — жидкая

пленка

бензина;

4 —. капли бензина; 5 — пары

бензина;

впускного

трубопровода.

6 — впускной

клапан

 

 

Некоторая

часть

пленки

 

 

 

 

 

 

не успевает полностью испариться во впускном трубопро­

воде, попадает в цилиндры двигателя и там

испаряется

при сжатии смеси. Если условия испарения

бензина

во

впускном трубопроводе неблагоприятны, например,

при

пуске холодного двигателя, в цилиндры двигателя попада­ ет очень много жидкого бензина.

В этом случае он не успевает испариться полностью и в цилиндрах, поэтому он оседает на их стенках, стекает вниз, смывая со стенок смазочное масло. При этом созда­ ются условия, способствующие сильному изнашиванию цилиндров, поршней и поршневых колец.

Для улучшения испарения бензина впускные трубопро­ воды подогревают: на старых моделях двигателей — от­ работавшими газами, а в современных — горячей водой из системы охлаждения.

На процесс смесеобразования в карбюраторных дви­ гателях автомобилей отводится чрезвычайно малое время, порядка сотых долей секунды, поэтому для обеспечения

9