Файл: Алексеев, В. Н. Топлива и смазочные материалы для автомобилей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
В ПОМОЩЬ СТРОИТЕЛЯМ
БАМ
В. II. АЛЕКСЕЕВ, И. Ф. КУВАИЦЕВ
ТОПЛИВА И СМАЗОЧНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ
МОСКВА «ТРАНСПОРТ» 1976
6Т2.12 А47
УДК 662.62-1-621.892
Г о с , п у б л и ч н а я 11
научно - твх.-нч«кекац !
бибт'отоиа СССР
^К&ЙМПЛРР
ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА
--"
X 9 -& -6 /& Ф
Алексеев В. Н. и Кувайцев И. Ф.
А47 Топлива и смазочные материалы для автомобилей. М., «Транспорт», 1976.
95 с. с ил. и табл. (В помощь строителям БАМ).
Книга содержит краткие сведения о сортах и свойствах топлив и смазочных материалов и особенностях их применения на автомобилях
в условиях строительства БАМ. Книга предназначена для водителей и рабочих, занятых техническим обслуживанием и ремонтом автомоби лей.
31803-373 6Т2.12 А049(01)-76 БЗ-00-00-76
© Издательство «Транспорт», 1976.
ПРЕДИСЛОВИЕ
На Байкало-Амурской магистрали широко используются автомобили разных марок и назначений. Эксплуатация ав томобилей происходит в тяжелых климатических и дорож ных условиях, автомобили подвергаются воздействию суро вого климата, производственной и дорожной пыли, хранят ся и обслуживаются на открытых площадках. Все это на кладывает особые требования к качеству топлив и смазо чных материалов, применяемых в данных условиях.
Надежность работы и долговечность автомобилей в большой мере зависят от технически грамотного примене ния топлив и смазочных материалов. Пуск автомобильных двигателей, состояние топливной и смазочной систем, рас ход топлива и сроки смены смазочных материалов тесно связаны с их качеством и умелым применением. Особенно большое значение имеет нормальный пуск двигателей при низких температурах окружающего воздуха. Нельзя забывать, что пусковые износы составляют значительную долю общих износов двигателя. Поэтому, чем безотказ ней и надежней пуск, тем больше срок службы двигате лей.
На заправочные пункты строительных площадок БАМ поступают автомобильные бензины, дизельные топлива, масла для двигателей, трансмиссионные масла, консистен тные смазки, жидкости для гидравлических систем. Поч
ти все |
эти эксплуатационные материалы |
получают из |
нефти. |
|
|
3
Десятая пятилетка является пятилеткой качества и эффективного использования материалов и техники. Авто мобильный транспорт потребляет более 20% производи мых в стране нефтепродуктов. Нефтепродукты — это цен нейшее народное достояние. Поэтому надо использовать их технически грамотно и бережливо.
Умелое применение топлив и смазочных материалов не только способствует сохранению материальной части ав томобилей и сбережению нефтепродуктов, но и облегчает труд водителей, что особенно важно в условиях строитель ства БАМ.
Чтобы правильно применять топливо и смазочные ма териалы на автомобилях в условиях строительства БАМ, необходимо прежде всего выполнять следующие общие мероприятия:
1. Использовать те сорта и марки топлив и смазочных материалов, которые больше всего отвечают условиям эк сплуатации на северо-востоке нашей страны, т. е. это дол жны быть преимущественно северные (арктические) сор та с хорошими низкотемпературными свойствами. Водите ли должны знать эти сорта и их эксплуатационные воз можности.
2. Заправлять автомобиль топливом и смазочными ма териалами тех марок, которые предусмотрены инструк цией по эксплуатации для данных условий. При этом, од нако, следует учитывать, что на строительство будут поступать новые марки топлив и смазочных материалов, которые отсутствуют в инструкциях по эксплуатации авто мобилей, а они-то как раз являются наиболее желательны ми для автотранспортников БАМ. Водители должны знать свойства новых материалов.
3. При несоответствии качества топлив и смазочных ма териалов климатическим и сезонным условиям (а такое положение может быть по ряду причин) необходимо ис пользовать вспомогательные средства (предварительный подогрев двигателя и масла, применение пусковых жидко-
4
стей, утеплительных приспособлений и т. п.) для наибо лее положительного эффекта в работе автомобиля.
4.Регулярно наблюдать за системой питания двигателя
исвоевременно устранять обнаруженные неполадки; осо бенно необходимо строго контролировать чистоту дизель ного топлива.
5.Повседневно наблюдать за системой смазки двига теля, агрегатов трансмиссии и ходовой части, своевременно доливать масло и соблюдать установленные сроки смены масел, смазок и масляных фильтров.
6.Постоянно соблюдать режим экономии в расходова нии топлива и смазочных материалов, так как каждый ки лограмм топлива или смазочного материала представляет большую ценность, особенно для отдаленных районов строительства БАМ.
7.Строго соблюдать технику безопасности при исполь^
зовании топлив и смазочных материалов, особенно тех сортов, которые содержат компоненты повышенной ядо витости.
Глава 1
АВТОМОБИЛЬНЫЕ БЕНЗИНЫ
Назначение бензинов
Бензины являются топливом для автомобильных кар бюраторных двигателей. Двигатель служит для преобразо вания химической энергии топлива, выделяющейся при сго рании в виде тепла, в механическую работу. В современ ном автомобильном карбюраторном двигателе в полезную механическую работу преобразуется лишь 25—30% энер гии бензина.
Остальная часть его теряется с отработавшими газа ми, отводится в систему охлаждения и рассеивается в ок ружающий воздух.
Возможность более полного использования энергии топлива в двигателе зависит прежде всего от того, насколь ко совершенно смесеобразование в системе питания и как протекает сгорание.
На процесс смесеобразования влияет испаряемость, а на сгорание — детонационная стойкость топлив. Разуме ется, что эти процессы зависят и от конструкции двигате лей, режима их работы и от внешних условий, особенно от пониженных температур воздуха.
На надежность работы карбюраторного двигателя вли яет также подача бензина из топливного бака автомобиля в систему смесеобразования. Бесперебойная подача обеспе чивается чистотой бензина — отсутствием в нем механи ческих примесей и воды. В жаркое время года причиной
6
перебоев в подаче может быть склонность бензинов к об разованию «паровых пробок». Рассмотрим более подробно качества бензина, определяющие надежность и эффектив ность работы карбюраторных двигателей.
Чистота бензина
Механические примеси засоряют топливные фильтры и вместе с водой заполняют отстойники и прекращают этим подачу бензина в двигатель. Проникнув вместе с бензи ном в двигатель, механические примеси (например — пе сок), увеличивают износы его деталей.
Для предотвращения попадания механических приме сей и воды в топливные баки автомобилей следует бензи ны при хранении отстаивать, а при заправке автомобилей фильтровать через сетчатые и тканевые фильтры. Меха нические примеси и вода быстро отстаиваются: в резервуа ре диаметром 1,8—2,0 м они оседают на дно за 2—3 ч.
Перед заправкой автомобилей надо обязательно прове рить чистоту топлива и не заправлять автомобили загряз ненным или обводненным топливом. Механические при меси и воду легко обнаружить, если налить бензин в стек лянную посуду (стакан, бутылку). Проверить следует и исправность фильтра наливной горловины топливного ба ка, а при заправке прикрывать ее от попадания пыли, ка пель дождя или снега.
Смесеобразование и испаряемость бензинов
Смесеобразование — это процесс приготовления топли во-воздушной смеси, т. е. смеси паров топлива с воздухом.
По соотношению количества паров топлива и воздуха в топливо-воздушной смеси различают смеси нормального (теоретического) состава, бедные и богатые.
7
В смесях нормального состава количество паров топ лива содержится ровно столько, сколько требуется для их полного сгорания при данном количестве воздуха. Это со ответствует 1 кг бензина на 14,9—15 кг воздуха. В бедных смесях топлива меньше, а в богатых больше по сравнению с нормальным составом.
Пары топлива в бедных смесях сгорают полнее, поэто му такие смеси называют экономичными. В богатых сме сях топливо сгорает неполностью из-за недостатка воздуха, но богатые смеси горят быстро и устойчиво, что важно при работе двигателей с полной нагрузкой; такие смеси называют поэтому мощностными.
Однако, очень бедные и очень богатые смеси неспособ ны воспламеняться и гореть. Минимальное содержание топлива в бедной смеси, ниже которого смесь уже неспо собна гореть, называют нижним пределом воспламеняемо сти; для бензина он составляет от 0,75 до 1,5%. Наиболь шее количество топлива в богатой смеси, выше которого смесь также не может гореть, называют верхним пределом воспламеняемости; для бензина этот предел составляет
5,0—6,5 %.
Таким образом, при смесеобразовании топливо должно испариться и перемешаться с воздухом для образования однородной горючей смеси.
Состав такой смеси должен соответствовать заданному режиму работы двигателя.
В карбюраторных двигателях система смесеобразова ния состоит из карбюратора, назначение которого дозиро вать смесь, т. е. подавать бензин в воздух в требуемом со отношении, и впускного трубопровода, в котором испаря
ется основная |
часть бензина |
и пары его |
перемешиваются |
с воздухом. |
показано, как |
происходит |
смесеобразование |
На рис. 1 |
в карбюраторном двигателе. Из карбюратора под влиянием разряжения в цилиндрах бензин перетекает через калибро ванные отверстия жиклеров и распылители в зону
8
диффузора, где смешива |
|
|
|
|
|
|
||
ется с воздухом; при этом |
|
|
бензин |
|
|
|||
бензин распиливается на |
|
|
|
|
|
|
||
мелкие капли. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Только |
незначитель |
|
|
|
|
|
|
|
ная часть бензина испа |
|
|
|
|
|
|
||
ряется тотчас после рас |
|
|
|
|
|
|
||
пиливания. |
Основная его |
|
|
|
|
|
|
|
часть уносится |
потоком |
|
|
|
|
|
|
|
воздуха во впускной тру |
|
|
|
|
|
|
||
бопровод, |
где |
наиболее |
|
|
|
|
|
|
крупные капли |
оседают |
Рис. 1. |
Схема |
процесса смесеобра |
||||
на стенках, |
образуя жид |
|||||||
кую пленку. Эта пленка, |
зования |
в |
карбюраторном |
двига |
||||
теле: |
|
|
|
|
|
|||
постепенно испаряясь, пе |
1 — карбюратор; |
2 — |
впускной тру |
|||||
редвигается вдоль стенок |
бопровод; |
3 — жидкая |
пленка |
бензина; |
||||
4 —. капли бензина; 5 — пары |
бензина; |
|||||||
впускного |
трубопровода. |
6 — впускной |
клапан |
|
|
|||
Некоторая |
часть |
пленки |
|
|
|
|
|
|
не успевает полностью испариться во впускном трубопро
воде, попадает в цилиндры двигателя и там |
испаряется |
|
при сжатии смеси. Если условия испарения |
бензина |
во |
впускном трубопроводе неблагоприятны, например, |
при |
пуске холодного двигателя, в цилиндры двигателя попада ет очень много жидкого бензина.
В этом случае он не успевает испариться полностью и в цилиндрах, поэтому он оседает на их стенках, стекает вниз, смывая со стенок смазочное масло. При этом созда ются условия, способствующие сильному изнашиванию цилиндров, поршней и поршневых колец.
Для улучшения испарения бензина впускные трубопро воды подогревают: на старых моделях двигателей — от работавшими газами, а в современных — горячей водой из системы охлаждения.
На процесс смесеобразования в карбюраторных дви гателях автомобилей отводится чрезвычайно малое время, порядка сотых долей секунды, поэтому для обеспечения
9