Файл: Алексеев, В. Н. Топлива и смазочные материалы для автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

светло-желтую, слегка мутную жидкость маслянистого вида. Антифриз-65 окрашен в оранжевый цвет. Анти­ фризы — ценные продукты и их применение требует осо­ бой бережливости. Применение антифризов на автомоби­ лях сопровождается некоторыми особенностями.

Во-первых, использовать антифриз следует только пос­ ле удаления из системы охлаждения двигателей находя­ щейся там накипи, так как антикоррозионные присадки к антифризам, взаимодействуя с нею, разрушаются, те­ ряют свою эффективность и перестают защищать металл от коррозии.

Во-вторых, убыль антифриза в системе охлаждения

надо пополнять антифризом той же

марки.

Пополнение

системы охлаждения водой приводит к порче

антифриза:

повышению температуры его замерзания.

в том, что

Главная особенность антифриза

состоит

этиленгликоль — сильнейший

пищевой яд.

Смертельная

доза этиленгликоля — всего 50

г (100 г антифриза). При

попадании этиленгликоля в желудок вначале пострадав­ ший чувствует некоторое алкогольное опьянение, затем его самочувствие резко ухудшается и, отсутствие своевремен­ ной медицинской помощи может привести к смерти. Каж­ дого работающего с антифризами необходимо тщательно проинструктировать о вредных свойствах этого продукта и предупредить об опасности попадания даже небольшой его дозы в пищевой тракт. После работы с антифризами следует вымыть руки водой с мылом. Правила безопас­ ности запрещают брать руками, загрязненными анти­ фризами, продукты питания, папиросы, принадлежности столовой и кухни.

Для легковых автомобилей «Жигули», «Москвич-412» и других предназначен антифриз примерно такого же со­

става под названием Тосол А-40 и Тосол

А-65. Тосолы

окрашены в зелено-голубой цвет и при их

использовании

нужно учитывать те же особенности, что

и антифризов

40 и 65.

 

80


Тормозные жидкости

В системах гидравлического привода тормозов приме­ няют тормозные жидкости: ГТЖ-22 и ГТЖ-22м, «Неву» и

БСК.

Жидкости ГТЖ-22 и ГТЖ-22м представляют собой смеси гликолей. Они обладают слабым сладковатым за­ пахом, ядовитый и при попадании в пищевой тракт вызы­ вают сильное отравление. Жидкости ГТЖ-22 и ГТЖ-22м окрашены в зеленый или зелено-коричневый цвет. При случайном попадании воды в систему гидравлического привода однородность этих жидкостей не нарушается, так как гликоли хорошо смешиваются с водой. Температура замерзания жидкостей ГТЖ-22 и ГТЖ-22м ниже минус 60°С и поэтому их можно применять всесезонно и летом,

и зимой, в любых районах страны.

 

 

гликолевого

Жидкость «Нева» (ГТЖА-2) состоит из

 

эфира — карбитола, загущенного

вязкостной

присадкой,

с добавлением антикоррозионных препаратов.

Жидкость

желтого

цвета с очень

слабым запахом, ядовита и огне­

опасна.

При контакте

с кожей

человека

вызывает ее

сильное

раздражение.

Может применяться

в

интервале

температур воздуха от минус 50 до плюс 60°С. Жидкость «Нева» предназначена для легковых автомобилей, но с успехом используется и в гидравлических приводах тор­ мозов грузовых автомобилей.

Жидкость БСК является смесью 50% касторового

масла и 50% бутилового спирта.

Она

обладает острым

пряным запахом и окрашена, как

правило, в ярко-крас­

ный цвет; иногда ее окрашивают в ярко-зеленый цвет.

С

водой БСК не смешивается и образует

два слоя, в

ре­

зультате нарушается однородность жидкости и она ста­ новится непригодной к употреблению.

Температура замерзания жидкости БСК — 40°С. Но уже при температуре от —17 до —20°С из нее начинают выпадать мельчайшие кристаллы касторового масла.

81


Вначале они собираются в рыхлые сгустки, которые с те­ чением времени уплотняются и в таком виде часто заку­ поривают шланги и клапаны системы гидравлического привода и вызывают отказ тормозов. Поэтому жидкость БСК следует использовать лишь при температурах воз­ духа выше —15—17°С.

Опасно попадание в любую тормозную жидкость бен­ зинов, керосина или дизельных топлив и масел, так как эти нефтепродукты разрушают резиновые детали (ман­ жеты, шланги) и приводят к отказу в работе тормозную систему.

Нельзя смешивать между собой тормозные жидкости разных марок (например пополнять убыль в главном тор­ мозном цилиндре). Эти жидкости, как правило, взаимно

нерастворимы и образуют при

смешении два слоя, де­

лая такую смесь непригодной для

употребления.

Амортизаторные жидкости

Амортизаторные жидкости служат для заполнения те­ лескопических и рычажных амортизаторов подвески ав­ томобилей.

Лучше всего по своим свойствам соответствует усло­ виям эксплуатации автомобилей на строительстве БАМ всесезонная амортизаторная жидкость АЖ-12Т. Эта жид­ кость является смесью минерального маловязкого масла и синтетического продукта — полисилоксана с добавкой других компонентов и присадок. Жидкость АЖ-12Т обла­ дает низкой температурой замерзания (ниже минус 55°С) и относительно небольшим изменением вязкости при ко­ лебании температуры окружающего воздуха, применяет­ ся в интервале температур воздуха от минус 50 до плюс 60°С. Она выдерживает нагрев амортизаторов до 140°С и не разлагается при возрастании давления в амортиза­ торах до 120 кгс/см2,

82

При отсутствии жидкости АЖ-12Т для заполнений амортизаторов всесезоино используют веретенные масла АУ или АУП. Эти масла обладают температурой засты­ вания минус 45°С и вполне удовлетворительной вязкостью при 50°С, равной 13 сСт. Однако уже при минус 25—30°С вязкость масел АУ и АУП сильно повышается, вследст­ вие чего амортизаторы автомобиля начинают работать очень жестко. При более низких температурах может произойти по этой причине поломка амортизатора.

При устойчивых низких температурах воздуха допус­ кается разбавление веретенного масла АУ (АУП) зим­ ним дизельным топливом (до 20%). Такую смесь можно использовать при температурах воздуха не выше ми­ нус 30°С. При устойчивом повышении температуры окру­ жающего воздуха необходимо сменить такую смесь в амортизаторах вновь на масло АУ.

Жидкости для подъемников автомобилей-самосвалов

Для заполнения гидравлических систем подъема кузо­ вов автомобилей-самосвалов используют индустриальные масла, веретенное масло АУ и специальную рабочую жид­

кость МГЕ-10А.

Система гидравлического подъемника кузова автомо­ билей-самосвалов с шестеренчатыми насосами хорошо ра­ ботает летом на индустриальных маслах И-20 и И-30 и зимой на масле И-12 и веретенном масле АУ. При очень низких температурах приходится использовать маловязкое трансформаторное масло или разбавлять индустриальные

масла дизельным топливом.

При изношенных шестеренчатых насосах системы подъемников кузовов автомобилей-самосвалов скорость подъема кузова снижается. Для доведения ее до нормы приходится применять более вязкие масла: моторные АС-8, ДС-8 или индустриальные И-45 и И-50.

83


Условиям эксплуатации автомобилей-самосвалов па строительстве БАМ лучше всего соответствует специаль­ ная рабочая жидкость МГЕ-10А, приготовленная из мало­ вязкого дистиллята, загущенного вязкостной присадкой — виниполом. Эта рабочая жидкость имеет низкую темпе­ ратуру застывания (минус 70°С) и пригодна для всесезон­ ного использования при условии нормального состояния шестеренчатых насосов системы подъемников.

Глава 8

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

При работе с автомобильными топливами и маслами необходимо постоянно соблюдать правила техники без­ опасности, так как все топлива и масла в той или иной степени ядовиты и обладают склонностью к воспламене­ нию и взрыву. Большой ядовитостью обладают также от­ работавшие газы двигателей.

Ядовитость топлив и масел

Степень поражения топливами или маслами зависит от пути их проникновения в организм человека и условий отравления.

Наиболее сильны отравления через дыхательные пути при вдыхании воздуха с парами или туманом топлив и масел. В этом случае ядовитые продукты поступают через тонкую легочную ткань в кровеносную систему и быстро разносятся кровью по всему организму. Чаще всего про­ исходят отравления при вдыхании воздуха, загрязненно­ го парами легкоиспаряющегося бензина.

Даже при умеренном содержании паров бензина в воз­ духе и непродолжительном вдыхании такого воздуха по­ являются неприятные ощущения в горле, кашель, раздра-

84

жйние слизистой оболочки носа и глаз. Продолжительное пребывание в отравленной атмосфере вызывает у чело­ века некоторое возбуждение, иногда — беспричинную ве­ селость, раздражительность, головную боль, слабость, не­ устойчивость походки и неуверенность в движениях, голо­ вокружение. Чем больше паров бензина содержится в воздухе, тем сильнее и быстрее наступает острое отрав­ ление, сопровождающееся потерей сознания, судорогами,

ослаблением

дыхания и кончающееся иногда

смертью.

Особенно

опасно

отравление

парами

высокооктано­

вых бензинов, содержащих значительное

количество

очень токсичных ароматических

углеводородов

(бензола,

толуола).

 

 

 

пострадавшего из за­

При своевременном удалении

грязненного

парами

бензина воздуха

через

некоторое

время явления легкого отравления проходят.

 

Опасность

отравления увеличивается

с повышением

температуры окружающего воздуха. Во-первых, при этом ускоряются процессы испарения бензинов и насыщения их парами воздуха; во-вторых, у работающих при повы­ шенных температурах учащается дыхание, убыстряется кровообращение и расширяются кожные сосуды, что спо­ собствует большему проникновению токсических веществ в организм.

Дизельные топлива и масла испаряются значительно меньше бензина и поэтому присутствие их паров в воз­ духе при обычных температурах менее опасно для чело­ века, но крайне опасен туман дизельного топлива. При вдыхании такого тумана поражаются голосовые связки, носоглотка, возникают воспалительные процессы в лег­ ких.

При контакте с жидкими топливами (например, при мытье деталей в бензине, дизельном топливе или кероси­ не) кожа человека обезжиривается, кожные покровы ста­ новятся при этом хрупкими и легко растрескиваются, от­ крывая инфекции доступ в организм. В результате этого

85


Наблюдаются различные кожные заболевания, экземы, дерматиты. При длительном контакте кожи с керосином или дизельным топливом возникают боли и отеки пора­ женных участков кожи.

К опасным последствиям приводит мытье рук этили­ рованными бензинами: бензин растворяет защитный слой жира и тетраэтилсвинец попадает через повреждения кожи в кровь. Опасно также попадание этилированного бензина на одежду: бензин быстро испаряется с одежды, но тетраэтилсвинец останется на ней длительное время и будет соприкасаться с кожей, постепенно проникая че­ рез нее в организм человека.

Попадание топлив и масел в желудок вызывает сильные отравления, приводящие в некоторых случаях к смертельному исходу.

Однако при соблюдении мер предосторожности рабо­ тать с топливами и маслами совершенно безопасно. Для этого необходимо соблюдать следующие меры профилак­ тики.

Нельзя работать в помещениях, где ощущается силь­ ный запах бензина. Такие помещения надо хорошо про­ ветрить, а источники выделения паров бензина устранить.

Категорически запрещается засасывать бензин или другое топливо ртом с целью создания сифона. Особенно

строго это следует выполнять, работая с этилированными бензинами.

Нельзя продувать ртом детали двигателя, например

карбюраторы, соприкасающиеся с бензинами, особенно с этилированными.

При попадании этилированного бензина на одежду не­ обходимо ее сменить (вплоть до белья) для проветрива­

ния, а поверхность тела обмыть водой

(лучше

горячей)

с мылом.

 

 

Нельзя использовать этилированный

бензин

в каче­

стве промывочного материала, для осветительных

прибо­

ров, паяльных ламп, чистки одежды.

 

 

86

При ремонте карбюраторных двигателей, работавших на этилированных бензинах, детали системы питания (карбюратор, насос, фильтры и пр.) нужно, сняв с авто­ мобиля, промыть в керосиновой ванне, и лишь после это­ го разбирать и ремонтировать. Для предупреждения рас­ пространения в воздухе производственного помещения ядовитой свинцовистой пыли, образующейся при механи­ ческом удалении нагара и других отложений с порш­ ня, клапанов, со стенок камеры сгорания, следует смо­ чить их предварительно керосином или дизельным топ­ ливом.

Перед приемом нищи обязательно следует вымыть ру­ ки, загрязненные этилированным бензином. В помеще­ нии, где отпускают топлива, особенно этилированные бен­ зины, или ремонтируют детали двигателей, работавших на этилированных бензинах, запрещается принимать пищу и отдыхать.

Если этилированный бензин был пролит в закрытом помещении, следует тотчас вытереть это место вначале сухой тряпкой, затем тряпкой, смоченной керосином, или засыпать бензиновую лужу песком или опилками, а затем удалить их из помещения. Следует иметь в виду, что пер­ вые порции паров испаряющегося бензина не содержат этиловой жидкости; она появляется в парах только после испарения половины пролитого бензина.

Токсичность отработавших газов

Отработавшие (выхлопные) газы содержат в себе про­ дукты неполного сгорания топлив, в том числе очень ядо­ витую окись углерода (угарный газ). Окись углерода не имеет запаха и бесцветна, поэтому обнаружить ее в возду­ хе трудно. Особенно много находится окиси углерода в отработавших газах, когда двигатель работает на богатой смеси.

87