ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3 Анализ товарной политики ООО «Татем»
Формирование и управление товарной политикой предприятия является сложным процессом, требующим принятия множества управленческих решений. Обоснованность и целесообразность этих решений во многом обуславливает качество удовлетворения потребительского спроса и влияет на результаты финансовой деятельности предприятия.
Рассмотрим сущность товарной политики ООО «Татем».
Основу товарной политики магазина формирует решение о необходимости включения тех или иных товаров в ассортимент. Для характеристики спектра товаров, реализуемых ООО «Татем» обратимся к данным таблицы 6, отражающим динамику и структуру реализации продукции в магазине в анализируемом периоде.
Согласно данных таблицы 6 магазин ведет реализацию товаров по 13 основным направлениям. При этом общая сумма реализации в 2009 году составила 13296 тыс. руб. против 11384 тыс. руб. в 2007 году и 12251 тыс. руб. в 2008 году.
Анализ структуры товарооборота показывает, что магазин специализируется на продаже продовольственных товаров, т.к. на протяжении всего оцениваемого периода доля непродовольственных товаров в общей величине товарооборота не превышает 20% (19,09% - в 2007 году, 19,49% - в 2008 году и 19,89% в 2009 году).
Наибольшую долю в объеме реализации продовольственных товаров занимает реализация винно-водочной продукции. Ее доля в общем товарообороте в 2009 году составила 10,32%, что на 0,02% меньше 2007 года и на 0,05% меньше 2008 года. Наименьшая же доля приходится на безалкогольные напитки, доля которых с 2,87% в 2007 году уменьшилась до 2,74% к 2009 году.
Таблица 6
Товарооборот ООО «Татем» в 2007-2009 годах.
Товарные группы | Сумма, тыс. руб. | Удельный вес, % | Отклонение 2009 года от (+;-) | |||||||
по сумме, тыс. руб. | по удельному весу, % | |||||||||
2007 год | 2008 год | 2009 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2007 года | 2008 года | 2007 года | 2008 года | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
| 788,00 | 864,00 | 942,00 | 6,92 | 7,05 | 7,08 | 154,00 | 78,00 | 0,16 | 0,03 |
| 841,00 | 908,00 | 963,00 | 7,39 | 7,41 | 7,24 | 122,00 | 55,00 | -0,15 | -0,17 |
| 585,00 | 658,00 | 697,00 | 5,14 | 5,37 | 5,24 | 112,00 | 39,00 | 0,10 | -0,13 |
| 604,00 | 636,00 | 720,00 | 5,31 | 5,19 | 5,42 | 116,00 | 84,00 | 0,11 | 0,23 |
| 864,00 | 935,00 | 1018,00 | 7,59 | 7,63 | 7,66 | 154,00 | 83,00 | 0,07 | 0,03 |
| 721,00 | 778,00 | 835,00 | 6,33 | 6,35 | 6,28 | 114,00 | 57,00 | -0,05 | -0,07 |
Продолжение таблицы 6 | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
| 855,00 | 869,00 | 936,00 | 7,51 | 7,09 | 7,04 | 81,00 | 67,00 | -0,47 | -0,05 |
| 647,00 | 703,00 | 769,00 | 5,68 | 5,74 | 5,78 | 122,00 | 66,00 | 0,10 | 0,04 |
| 1177,00 | 1270,00 | 1372,00 | 10,34 | 10,37 | 10,32 | 195,00 | 102,00 | -0,02 | -0,05 |
| 327,00 | 345,00 | 364,00 | 2,87 | 2,82 | 2,74 | 37,00 | 19,00 | -0,13 | -0,08 |
| 530,00 | 572,00 | 597,00 | 4,66 | 4,67 | 4,49 | 67,00 | 25,00 | -0,17 | -0,18 |
| 1272,00 | 1325,00 | 1438,00 | 11,17 | 10,82 | 10,82 | 166,00 | 113,00 | -0,35 | 0,00 |
| 2173,00 | 2388,00 | 2645,00 | 19,09 | 19,49 | 19,89 | 472,00 | 257,00 | 0,80 | 0,40 |
Итого | 11384,00 | 12251,00 | 13296,00 | 100,00 | 100,00 | 100,00 | 1912,00 | 1045,00 | 0,00 | 0,00 |
Если характеризовать изменения в объеме и структуре товарооборота по годам, то можно отметить постоянный рост товарооборота по годам в разрезе всех товарных групп. Однако, в связи с тем, что темпы роста товарооборота по товарным группам не совпадают, происходят изменения в структуре товарооборота.
Все изменения в структуре товарооборота можно разделить на 4 тенденции:
-
Постоянное увеличение доли реализации товарной группы в структуре товарооборота. Такая тенденция характерна для:
- хлеба и хлебобулочных изделий,
- мясопродуктов,
- бакалейных товаров,
- непродовольственных товаров.
-
Постоянное уменьшение доли реализации товарной группы в структуре товарооборота. Такая тенденция характерна для:
- полуфабрикатов,
- безалкогольных напитков,
- прочих продовольственных товаров.
-
Колебательные изменения доли реализации товарной группы в структуре товарооборота по годам (увеличение к 2008 году и уменьшение к 2009 году). Такая тенденция характерна для:
- кондитерских изделий,
- макаронных изделий,
- рыботоваров,
- винно-водочной продукции,
- овощей и фруктов.
-
Колебательные изменения доли реализации товарной группы в структуре товарооборота по годам (уменьшение к 2008 году и увеличение к 2009 году). Такая тенденция характерна для молочных изделий.
Описанные тенденции в основном отражают изменения в потребительском спросе, происходившие в три последних года. В этих изменениях нет ничего страшного при условии что:
- они происходят на фоне роста натуральных объемов продаж,
- руководство умело управляет потоками продукции в магазине за счет корректировки товарных запасов.
Оценим степень соблюдения данных условий в ООО «Татем».
Изучить изменение объемов продаж в натуральном выражении позволяет перевод товарооборота из фактических цен в сопоставимые (при одинаковых ценах рост товарооборота свидетельствует об увеличении объемов покупки в натуральном выражении и наоборот). Эти данные по анализируемому магазину приведены в таблице 7.
Таблица 7
Товарооборот ООО «Татем» в 2007-2009 годах (в сопоставимых с 2007 годом ценах)
в тыс. руб.
Товарные группы | Товарооборот в сопоставимых с 2007 годом ценах | Отклонение 2009 года от (+;-) | |||
2007 год | 2008 год | 2009 год | 2007 года | 2008 года | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| 788,00 | 752,61 | 753,60 | -34,40 | 0,99 |
| 841,00 | 790,94 | 770,40 | -70,60 | -20,54 |
| 585,00 | 573,17 | 557,60 | -27,40 | -15,57 |
| 604,00 | 554,01 | 576,00 | -28,00 | 21,99 |
Продолжение таблицы 7 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| 864,00 | 814,46 | 814,40 | -49,60 | -0,06 |
| 721,00 | 677,70 | 668,00 | -53,00 | -9,70 |
| 855,00 | 756,97 | 748,80 | -106,20 | -8,17 |
| 647,00 | 612,37 | 615,20 | -31,80 | 2,83 |
| 1177,00 | 1106,27 | 1097,60 | -79,40 | -8,67 |
| 327,00 | 300,52 | 291,20 | -35,80 | -9,32 |
| 530,00 | 498,26 | 477,60 | -52,40 | -20,66 |
| 1272,00 | 1154,18 | 1150,40 | -121,60 | -3,78 |
| 2173,00 | 2080,14 | 2116,00 | -57,00 | 35,86 |
Итого | 11384,00 | 10671,60 | 10636,80 | -747,20 | -34,80 |
Согласно данных таблицы 7, рост товарооборота фактических ценах та за последние три года, отмеченный в предыдущей таблице, вызван только инфляцией. Нейтрализация влияния данного фактора позволила выявить снижение общих объемов продаж. Так в 2009 году магазином в сопоставимых ценах было реализовано продукции на 10636,8 тыс. руб., что на 747,2 тыс. руб. меньше 2007 года и на 34,8 тыс. руб. меньше 2008 года.
Если изучать ситуацию с продажами в разрезе товарных групп, включенных в ассортимент ООО «Татем», то здесь вырисовывается аналогичная картина. Исключением является лишь незначительное увеличение объемов сбыта хлеба и хлебобулочных изделий, молочной продукции, бакалейных товаров и непродовольственных товаров в 2009 году по сравнению с 2008 годом (объем продаж по данным группам увеличился на 0,99 тыс. руб., 21,99 тыс. руб., 2,83 тыс. руб. и 35,86 тыс. руб. соответственно).
Таким образом, изменения в структуре товарооборота происходят на фоне совокупного уменьшения потребительского спроса на продукцию магазина. Этот факт свидетельствует о том, что первое условие не выполняется, и, следовательно, имеющийся ассортимент по каким-то параметрам не нравится потребителям.
Изучить соблюдение второго условия можно по данным таблицы 8, которые отражают величину товарных запасов и скорость их оборачиваемости.
Из данных таблицы 8 следует, что в анализируемом периоде происходит рост величины товарных запасов ООО «Татем». Так если в 2007 году их размер составлял 560,83 тыс. руб., то в 2008 году он увеличился до 623,84 тыс. руб., а в 2009 году - до 688,17 тыс. руб. Это увеличение происходит на фоне замедления оборачиваемости запасов, так в 2009 году запасы магазина полностью оборачивались за 18,89 дней, что на 0,91 дня больше 2007 года и на 0,3 дня больше 2008 года.
При изучении состава товарных запасов магазина видно, что оборачиваемость большей части товарных запасов по группам колеблется – то ускоряется, то замедляется. При этом постоянное замедление оборачиваемости в течение последних трех лет наблюдается по запасам полуфабрикатов, винно-водочной продукции, безалкогольных напитков, овощей и фруктов (их запасы в целом за период замедлили свою оборачиваемость на 0,44 дня, 8,53 дня, 0,28 дня и 0,33 дня соответственно).
Постоянное ускорение оборачиваемости товарных запасов происходит лишь по бакалейным товарам (за весь период их оборачиваемость ускорилась на 0,73 дня) и прочим продовольственным товарам (в 2009 году их оборачиваемость ускорилась на 1,6 дня по сравнению с 2007 годом и на 1,4 дня по сравнению с 2008 годом).
В результате замедление оборачиваемости товарных запасов свидетельствует о том, что работникам предприятия не удается четко координировать процессы закупки и продажи товаров, что в конечном итоге приводит к
Таблица 8.
Товарные запасы ООО «Татем в 2007-2009 годах.
Товарные группы | Средние товарные запасы, тыс. руб. | Оборачиваемость средних товарных запасов, дни | ||||||||
2007 год | 2008 год | 2009 год | Отклонение 2009 года от (+,-) | 2007 год | 2008 год | 2009 год | Отклонение 2009 года от (+,-) | |||
2007 года | 2008 года | 2007 года | 2008 года | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1. Хлеб и хлебобулочные изделия | 3,12 | 3,51 | 3,68 | 0,56 | 0,17 | 1,45 | 1,48 | 1,43 | -0,02 | -0,05 |
2. Кондитерские изделия | 28,52 | 34,75 | 36,26 | 7,74 | 1,51 | 12,38 | 13,97 | 13,74 | 1,36 | -0,23 |
3. Макаронные изделия | 23,56 | 26,14 | 27,74 | 4,18 | 1,6 | 14,70 | 14,50 | 14,53 | -0,17 | 0,03 |
4. Молочные продукты | 9,05 | 10,82 | 12,19 | 3,14 | 1,37 | 5,47 | 6,21 | 6,18 | 0,71 | -0,03 |
5. Мясопродукты | 55,84 | 61,22 | 64,58 | 8,74 | 3,36 | 23,59 | 23,90 | 23,15 | -0,44 | -0,75 |
6. Рыботовары | 38,04 | 41,55 | 44,16 | 6,12 | 2,61 | 19,26 | 19,49 | 19,30 | 0,04 | -0,19 |
Продолжение таблицы 8 | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
7. Полуфабрикаты | 29,94 | 30,97 | 33,89 | 3,95 | 2,92 | 12,78 | 13,01 | 13,22 | 0,44 | 0,21 |
8. Бакалейные товары | 26,25 | 27,18 | 29,67 | 3,42 | 2,49 | 14,81 | 14,11 | 14,08 | -0,73 | -0,03 |
9. Винно-водочная продукция | 89,32 | 111,75 | 136,19 | 46,87 | 24,44 | 27,70 | 32,12 | 36,23 | 8,53 | 4,11 |
10. Безалкогольные напитки | 13,44 | 14,38 | 15,24 | 1,80 | 0,86 | 15,00 | 15,21 | 15,28 | 0,28 | 0,07 |
11. Овощи, фрукты | 8,86 | 10,03 | 10,52 | 1,66 | 0,49 | 6,10 | 6,40 | 6,43 | 0,33 | 0,03 |
12. Прочие продовольственные товары | 76,11 | 78,56 | 79,74 | 3,63 | 1,18 | 21,84 | 21,64 | 20,24 | -1,60 | -1,40 |
13. Непродовольственные товары | 158,78 | 172,98 | 194,31 | 35,53 | 21,33 | 26,67 | 26,44 | 26,81 | 0,14 | 0,37 |
Итого | 560,83 | 623,84 | 688,17 | 127,34 | 64,33 | 17,98 | 18,59 | 18,89 | 0,91 | 0,30 |
выведению части средств предприятия из оборота.
Выявить группы товаров, с реализацией которых ООО «Татем» испытывает наибольшие трудности в течение последних трех лет, позволяет сводная таблица 9.
Анализ данных таблицы 9 позволил выявить, что магазин испытывает наибольшие трудности с управлением такими группами товарами как полуфабрикаты, винно-водочная продукция, безалкогольные напитки, овощи и фрукты. Дело в том, что по данным группам сокращение объемов реализации в сопоставимых ценах сопровождается уменьшением их доли в товарообороте и замедлением оборачиваемости товарных запасов и по сравнению с 2007 годом и по сравнению с 2008 годом.
Хуже всего ситуация прослеживается с реализацией винно-водочной продукции. Так оборачиваемость товарных запасов данной ассортиментной группы в 2009 году была на 8,53 дня медленнее чем в 2007 году и на 4,11 дня медленнее чем в 2008 году. Кроме того, в сопоставимых ценах реализованный спрос на данную продукцию в 2009 году был на 79,4 тыс. руб. меньше чем в 2007 году и на 8,67тыс. руб. меньше чем в 2006 году. И так как темп падения спроса по данной группе превышает темп падения в целом по всему ассортименту, то ее удельный вес в 2009 году на 0,02% меньше чем в 2007 году и на 0,05% меньше чем в 2008 году.
Сравнительно хорошей можно назвать ситуацию с реализацией таких ассортиментных групп как «хлеб и хлебобулочные изделия», «мясопродукты» и «бакалейные товары». Дело в том, что оборачиваемость товарных запасов этих групп в 2009 году осуществлялась быстрее и по сравнению с 2007 годом и по сравнению с 2008 годом. А их доля в товарообороте в 2009 году была наибольшей по сравнению с предыдущими годами. Ситуация бала бы максимально идеальной, если бы эти изменения происходили на фоне роста товарооборота в сопоставимых ценах. В реальности по сравнению с 2007 годом ситуация таковой не является – товарооборот 2009 года меньше товарооборота 2007 года по этим группам. В сравнение же с 2008 годом по двум из
Таблица 9.
Сводный анализ динамики реализации товаров ООО «Татем в 2007-2009 годах.
Товарные группы | Отклонение сопоставимого товарооборота 2009 года от (+;-), тыс. руб. | Отклонение структуры товарооборота 2009 года от (+,-), % | Отклонение оборачиваемости товарных запасов 2009 года от (+,-), дни | |||
2007 года | 2008 года | 2007 года | 2008 года | 2007 года | 2008 года | |
1. Хлеб и хлебобулочные изделия | -34,40 | 0,99 | 0,16 | 0,03 | -0,02 | -0,05 |
2. Кондитерские изделия | -70,60 | -20,54 | -0,15 | -0,17 | 1,36 | -0,23 |
3. Макаронные изделия | -27,40 | -15,57 | 0,10 | -0,13 | -0,17 | 0,03 |
4. Молочные продукты | -28,00 | 21,99 | 0,11 | 0,23 | 0,71 | -0,03 |
5. Мясопродукты | -49,60 | -0,06 | 0,07 | 0,03 | -0,44 | -0,75 |
6. Рыботовары | -53,00 | -9,70 | -0,05 | -0,07 | 0,04 | -0,19 |
7. Полуфабрикаты | -106,20 | -8,17 | -0,47 | -0,05 | 0,44 | 0,21 |
8. Бакалейные товары | -31,80 | 2,83 | 0,10 | 0,04 | -0,73 | -0,03 |
9. Винно-водочная продукция | -79,40 | -8,67 | -0,02 | -0,05 | 8,53 | 4,11 |
10. Безалкогольные напитки | -35,80 | -9,32 | -0,13 | -0,08 | 0,28 | 0,07 |
11. Овощи, фрукты | -52,40 | -20,66 | -0,17 | -0,18 | 0,33 | 0,03 |
12. Прочие продовольственные товары | -121,60 | -3,78 | -0,35 | 0,00 | -1,60 | -1,40 |
13. Непродовольственные товары | -57,00 | 35,86 | 0,80 | 0,40 | 0,14 | 0,37 |
Итого | -747,20 | -34,80 | 0,00 | 0,00 | 0,91 | 0,30 |