Файл: 3 Анализ товарной политики ооо Татем.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




3 Анализ товарной политики ООО «Татем»

Формирование и управление товарной политикой предприятия является сложным процессом, требующим принятия множества управленческих решений. Обоснованность и целесообразность этих решений во многом обуславливает качество удовлетворения потребительского спроса и влияет на результаты финансовой деятельности предприятия.

Рассмотрим сущность товарной политики ООО «Татем».

Основу товарной политики магазина формирует решение о необходимости включения тех или иных товаров в ассортимент. Для характеристики спектра товаров, реализуемых ООО «Татем» обратимся к данным таблицы 6, отражающим динамику и структуру реализации продукции в магазине в анализируемом периоде.

Согласно данных таблицы 6 магазин ведет реализацию товаров по 13 основным направлениям. При этом общая сумма реализации в 2009 году составила 13296 тыс. руб. против 11384 тыс. руб. в 2007 году и 12251 тыс. руб. в 2008 году.

Анализ структуры товарооборота показывает, что магазин специализируется на продаже продовольственных товаров, т.к. на протяжении всего оцениваемого периода доля непродовольственных товаров в общей величине товарооборота не превышает 20% (19,09% - в 2007 году, 19,49% - в 2008 году и 19,89% в 2009 году).

Наибольшую долю в объеме реализации продовольственных товаров занимает реализация винно-водочной продукции. Ее доля в общем товарообороте в 2009 году составила 10,32%, что на 0,02% меньше 2007 года и на 0,05% меньше 2008 года. Наименьшая же доля приходится на безалкогольные напитки, доля которых с 2,87% в 2007 году уменьшилась до 2,74% к 2009 году.

Таблица 6

Товарооборот ООО «Татем» в 2007-2009 годах.

Товарные группы

Сумма, тыс. руб.

Удельный вес, %

Отклонение 2009 года от (+;-)

по сумме,

тыс. руб.

по удельному весу, %

2007

год

2008

год

2009

год

2007

год

2008

год

2009

год

2007

года

2008

года

2007

года

2008

года

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

  1. Хлеб и хлебобулочные изделия

788,00

864,00

942,00

6,92

7,05

7,08

154,00

78,00

0,16

0,03

  1. Кондитерские изделия

841,00

908,00

963,00

7,39

7,41

7,24

122,00

55,00

-0,15

-0,17

  1. Макаронные изделия

585,00

658,00

697,00

5,14

5,37

5,24

112,00

39,00

0,10

-0,13

  1. Молочные продукты

604,00

636,00

720,00

5,31

5,19

5,42

116,00

84,00

0,11

0,23

  1. Мясопродукты

864,00

935,00

1018,00

7,59

7,63

7,66

154,00

83,00

0,07

0,03

  1. Рыботовары

721,00

778,00

835,00

6,33

6,35

6,28

114,00

57,00

-0,05

-0,07

Продолжение таблицы 6

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

  1. Полуфабрикаты

855,00

869,00

936,00

7,51

7,09

7,04

81,00

67,00

-0,47

-0,05

  1. Бакалейные товары

647,00

703,00

769,00

5,68

5,74

5,78

122,00

66,00

0,10

0,04

  1. Винно-водочная продукция

1177,00

1270,00

1372,00

10,34

10,37

10,32

195,00

102,00

-0,02

-0,05

  1. Безалкогольные напитки

327,00

345,00

364,00

2,87

2,82

2,74

37,00

19,00

-0,13

-0,08

  1. Овощи, фрукты

530,00

572,00

597,00

4,66

4,67

4,49

67,00

25,00

-0,17

-0,18

  1. Прочие продовольственные товары

1272,00

1325,00

1438,00

11,17

10,82

10,82

166,00

113,00

-0,35

0,00

  1. Непродовольственные товары

2173,00

2388,00

2645,00

19,09

19,49

19,89

472,00

257,00

0,80

0,40

Итого

11384,00

12251,00

13296,00

100,00

100,00

100,00

1912,00

1045,00

0,00

0,00




Если характеризовать изменения в объеме и структуре товарооборота по годам, то можно отметить постоянный рост товарооборота по годам в разрезе всех товарных групп. Однако, в связи с тем, что темпы роста товарооборота по товарным группам не совпадают, происходят изменения в структуре товарооборота.

Все изменения в структуре товарооборота можно разделить на 4 тенденции:

  1. Постоянное увеличение доли реализации товарной группы в структуре товарооборота. Такая тенденция характерна для:

- хлеба и хлебобулочных изделий,

- мясопродуктов,

- бакалейных товаров,

- непродовольственных товаров.

  1. Постоянное уменьшение доли реализации товарной группы в структуре товарооборота. Такая тенденция характерна для:

- полуфабрикатов,

- безалкогольных напитков,

- прочих продовольственных товаров.

  1. Колебательные изменения доли реализации товарной группы в структуре товарооборота по годам (увеличение к 2008 году и уменьшение к 2009 году). Такая тенденция характерна для:

- кондитерских изделий,

- макаронных изделий,

- рыботоваров,

- винно-водочной продукции,

- овощей и фруктов.

  1. Колебательные изменения доли реализации товарной группы в структуре товарооборота по годам (уменьшение к 2008 году и увеличение к 2009 году). Такая тенденция характерна для молочных изделий.

Описанные тенденции в основном отражают изменения в потребительском спросе, происходившие в три последних года. В этих изменениях нет ничего страшного при условии что:

- они происходят на фоне роста натуральных объемов продаж,

- руководство умело управляет потоками продукции в магазине за счет корректировки товарных запасов.

Оценим степень соблюдения данных условий в ООО «Татем».

Изучить изменение объемов продаж в натуральном выражении позволяет перевод товарооборота из фактических цен в сопоставимые (при одинаковых ценах рост товарооборота свидетельствует об увеличении объемов покупки в натуральном выражении и наоборот). Эти данные по анализируемому магазину приведены в таблице 7.
Таблица 7

Товарооборот ООО «Татем» в 2007-2009 годах (в сопоставимых с 2007 годом ценах)

в тыс. руб.

Товарные группы

Товарооборот в сопоставимых с 2007 годом ценах

Отклонение 2009 года от (+;-)

2007

год

2008

год

2009

год

2007

года

2008

года

1

2

3

4

5

6

  1. Хлеб и хлебобулочные изделия

788,00

752,61

753,60

-34,40

0,99

  1. Кондитерские изделия

841,00

790,94

770,40

-70,60

-20,54

  1. Макаронные изделия

585,00

573,17

557,60

-27,40

-15,57

  1. Молочные продукты

604,00

554,01

576,00

-28,00

21,99

Продолжение таблицы 7

1

2

3

4

5

6

  1. Мясопродукты

864,00

814,46

814,40

-49,60

-0,06

  1. Рыботовары

721,00

677,70

668,00

-53,00

-9,70

  1. Полуфабрикаты

855,00

756,97

748,80

-106,20

-8,17

  1. Бакалейные товары

647,00

612,37

615,20

-31,80

2,83

  1. Винно-водочная продукция

1177,00

1106,27

1097,60

-79,40

-8,67

  1. Безалкогольные напитки

327,00

300,52

291,20

-35,80

-9,32

  1. Овощи, фрукты

530,00

498,26

477,60

-52,40

-20,66

  1. Прочие продовольственные товары

1272,00

1154,18

1150,40

-121,60

-3,78

  1. Непродовольственные товары

2173,00

2080,14

2116,00

-57,00

35,86

Итого

11384,00

10671,60

10636,80

-747,20

-34,80



Согласно данных таблицы 7, рост товарооборота фактических ценах та за последние три года, отмеченный в предыдущей таблице, вызван только инфляцией. Нейтрализация влияния данного фактора позволила выявить снижение общих объемов продаж. Так в 2009 году магазином в сопоставимых ценах было реализовано продукции на 10636,8 тыс. руб., что на 747,2 тыс. руб. меньше 2007 года и на 34,8 тыс. руб. меньше 2008 года.

Если изучать ситуацию с продажами в разрезе товарных групп, включенных в ассортимент ООО «Татем», то здесь вырисовывается аналогичная картина. Исключением является лишь незначительное увеличение объемов сбыта хлеба и хлебобулочных изделий, молочной продукции, бакалейных товаров и непродовольственных товаров в 2009 году по сравнению с 2008 годом (объем продаж по данным группам увеличился на 0,99 тыс. руб., 21,99 тыс. руб., 2,83 тыс. руб. и 35,86 тыс. руб. соответственно).

Таким образом, изменения в структуре товарооборота происходят на фоне совокупного уменьшения потребительского спроса на продукцию магазина. Этот факт свидетельствует о том, что первое условие не выполняется, и, следовательно, имеющийся ассортимент по каким-то параметрам не нравится потребителям.

Изучить соблюдение второго условия можно по данным таблицы 8, которые отражают величину товарных запасов и скорость их оборачиваемости.

Из данных таблицы 8 следует, что в анализируемом периоде происходит рост величины товарных запасов ООО «Татем». Так если в 2007 году их размер составлял 560,83 тыс. руб., то в 2008 году он увеличился до 623,84 тыс. руб., а в 2009 году - до 688,17 тыс. руб. Это увеличение происходит на фоне замедления оборачиваемости запасов, так в 2009 году запасы магазина полностью оборачивались за 18,89 дней, что на 0,91 дня больше 2007 года и на 0,3 дня больше 2008 года.

При изучении состава товарных запасов магазина видно, что оборачиваемость большей части товарных запасов по группам колеблется – то ускоряется, то замедляется. При этом постоянное замедление оборачиваемости в течение последних трех лет наблюдается по запасам полуфабрикатов, винно-водочной продукции, безалкогольных напитков, овощей и фруктов (их запасы в целом за период замедлили свою оборачиваемость на 0,44 дня, 8,53 дня, 0,28 дня и 0,33 дня соответственно).


Постоянное ускорение оборачиваемости товарных запасов происходит лишь по бакалейным товарам (за весь период их оборачиваемость ускорилась на 0,73 дня) и прочим продовольственным товарам (в 2009 году их оборачиваемость ускорилась на 1,6 дня по сравнению с 2007 годом и на 1,4 дня по сравнению с 2008 годом).

В результате замедление оборачиваемости товарных запасов свидетельствует о том, что работникам предприятия не удается четко координировать процессы закупки и продажи товаров, что в конечном итоге приводит к

Таблица 8.

Товарные запасы ООО «Татем в 2007-2009 годах.

Товарные группы

Средние товарные запасы, тыс. руб.

Оборачиваемость средних товарных запасов, дни

2007

год

2008

год

2009

год

Отклонение 2009 года от (+,-)

2007

год

2008

год

2009

год

Отклонение 2009 года от (+,-)

2007 года

2008 года

2007

года

2008

года

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1. Хлеб и хлебобулочные изделия

3,12

3,51

3,68

0,56

0,17

1,45

1,48

1,43

-0,02

-0,05

2. Кондитерские изделия

28,52

34,75

36,26

7,74

1,51

12,38

13,97

13,74

1,36

-0,23

3. Макаронные изделия

23,56

26,14

27,74

4,18

1,6

14,70

14,50

14,53

-0,17

0,03

4. Молочные продукты

9,05

10,82

12,19

3,14

1,37

5,47

6,21

6,18

0,71

-0,03

5. Мясопродукты

55,84

61,22

64,58

8,74

3,36

23,59

23,90

23,15

-0,44

-0,75

6. Рыботовары

38,04

41,55

44,16

6,12

2,61

19,26

19,49

19,30

0,04

-0,19

Продолжение таблицы 8

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

7. Полуфабрикаты

29,94

30,97

33,89

3,95

2,92

12,78

13,01

13,22

0,44

0,21

8. Бакалейные товары

26,25

27,18

29,67

3,42

2,49

14,81

14,11

14,08

-0,73

-0,03

9. Винно-водочная продукция

89,32

111,75

136,19

46,87

24,44

27,70

32,12

36,23

8,53

4,11

10. Безалкогольные напитки

13,44

14,38

15,24

1,80

0,86

15,00

15,21

15,28

0,28

0,07

11. Овощи, фрукты

8,86

10,03

10,52

1,66

0,49

6,10

6,40

6,43

0,33

0,03

12. Прочие продовольственные товары

76,11

78,56

79,74

3,63

1,18

21,84

21,64

20,24

-1,60

-1,40

13. Непродовольственные товары

158,78

172,98

194,31

35,53

21,33

26,67

26,44

26,81

0,14

0,37

Итого

560,83

623,84

688,17

127,34

64,33

17,98

18,59

18,89

0,91

0,30



выведению части средств предприятия из оборота.

Выявить группы товаров, с реализацией которых ООО «Татем» испытывает наибольшие трудности в течение последних трех лет, позволяет сводная таблица 9.

Анализ данных таблицы 9 позволил выявить, что магазин испытывает наибольшие трудности с управлением такими группами товарами как полуфабрикаты, винно-водочная продукция, безалкогольные напитки, овощи и фрукты. Дело в том, что по данным группам сокращение объемов реализации в сопоставимых ценах сопровождается уменьшением их доли в товарообороте и замедлением оборачиваемости товарных запасов и по сравнению с 2007 годом и по сравнению с 2008 годом.

Хуже всего ситуация прослеживается с реализацией винно-водочной продукции. Так оборачиваемость товарных запасов данной ассортиментной группы в 2009 году была на 8,53 дня медленнее чем в 2007 году и на 4,11 дня медленнее чем в 2008 году. Кроме того, в сопоставимых ценах реализованный спрос на данную продукцию в 2009 году был на 79,4 тыс. руб. меньше чем в 2007 году и на 8,67тыс. руб. меньше чем в 2006 году. И так как темп падения спроса по данной группе превышает темп падения в целом по всему ассортименту, то ее удельный вес в 2009 году на 0,02% меньше чем в 2007 году и на 0,05% меньше чем в 2008 году.

Сравнительно хорошей можно назвать ситуацию с реализацией таких ассортиментных групп как «хлеб и хлебобулочные изделия», «мясопродукты» и «бакалейные товары». Дело в том, что оборачиваемость товарных запасов этих групп в 2009 году осуществлялась быстрее и по сравнению с 2007 годом и по сравнению с 2008 годом. А их доля в товарообороте в 2009 году была наибольшей по сравнению с предыдущими годами. Ситуация бала бы максимально идеальной, если бы эти изменения происходили на фоне роста товарооборота в сопоставимых ценах. В реальности по сравнению с 2007 годом ситуация таковой не является – товарооборот 2009 года меньше товарооборота 2007 года по этим группам. В сравнение же с 2008 годом по двум из

Таблица 9.

Сводный анализ динамики реализации товаров ООО «Татем в 2007-2009 годах.

Товарные группы

Отклонение сопоставимого товарооборота 2009 года от (+;-), тыс. руб.

Отклонение структуры товарооборота 2009 года от (+,-), %

Отклонение оборачиваемости товарных запасов 2009 года от (+,-), дни

2007 года

2008 года

2007 года

2008 года

2007 года

2008 года

1. Хлеб и хлебобулочные изделия

-34,40

0,99

0,16

0,03

-0,02

-0,05

2. Кондитерские изделия

-70,60

-20,54

-0,15

-0,17

1,36

-0,23

3. Макаронные изделия

-27,40

-15,57

0,10

-0,13

-0,17

0,03

4. Молочные продукты

-28,00

21,99

0,11

0,23

0,71

-0,03

5. Мясопродукты

-49,60

-0,06

0,07

0,03

-0,44

-0,75

6. Рыботовары

-53,00

-9,70

-0,05

-0,07

0,04

-0,19

7. Полуфабрикаты

-106,20

-8,17

-0,47

-0,05

0,44

0,21

8. Бакалейные товары

-31,80

2,83

0,10

0,04

-0,73

-0,03

9. Винно-водочная продукция

-79,40

-8,67

-0,02

-0,05

8,53

4,11

10. Безалкогольные напитки

-35,80

-9,32

-0,13

-0,08

0,28

0,07

11. Овощи, фрукты

-52,40

-20,66

-0,17

-0,18

0,33

0,03

12. Прочие продовольственные товары

-121,60

-3,78

-0,35

0,00

-1,60

-1,40

13. Непродовольственные товары

-57,00

35,86

0,80

0,40

0,14

0,37

Итого

-747,20

-34,80

0,00

0,00

0,91

0,30