ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
трех указанных групп зафиксирован рост товарооборота в сопоставимых ценах, что является бесспорно хорошим фактом.
Еще одним важным решением при формировании товарной политики является решение о широте, насыщенности и глубине товарного ассортимента. Сущность данных понятий была раскрыта в разделе 1.
Рассмотрим данные характеристики ассортимента на примере одной из товарных групп. Дело в том, что ООО «Татем» работает с огромным перечнем товаров, в связи с чем их полную характеристику в рамках данной работы не представляется возможным осуществить.
Проведем анализ широты глубины и насыщенности ассортимента кондитерских изделий, реализуемых в ООО «Татем». Данная группа попала в поле зрения, т.к. ситуация с реализацией данной группы товаров нестабильна. Так по данным предыдущего анализа:
- удельный вес группы в общем товарообороте с 7,39% в 2007 году вырос до 7,41% в 2008 году, а затем упал до 7,24% в 2009 году;
- товарооборот в сопоставимых ценах постоянно падает и за анализируемый период снижается с 841 тыс. руб. в 2007 году до 770,4 тыс. руб. в 2009 году;
- оборачиваемость товарных запасов кондитерских изделий с 12,38 дня в 2007 году замедлилась до 13,97 дня в 2008 году, а затем несколько ускорилась и в 2009 году составила 13,74 дня.
Сведения о широте, насыщенности и глубине ассортимента кондитерских изделий ООО «Татем» содержатся в таблице 10.
Из таблицы 10 следует, что с точки зрения широты ассортимент кондитерских изделий насчитывает две группы, а именно сахаристые изделия и мучные изделия. При этом в группу сахаристых изделий входят карамель, конфеты, шоколад, мармелад, зефир, пастила и халва, а в группу мучных изделий – печенье, пряники, торты, пирожные, кексы, рулеты и вафли. Если сопоставлять указанную насыщенность ассортимента кондитерских изделий с классификацией принятой в товароведении, то ассортимент ООО «Татем»
Таблица 10
Анализ широты, насыщенности и глубины ассортимента кондитерских изделий, реализуемых в ООО «Татем».
Широта (группы товаров) | Насыщенность (товары) | Глубина (варианты товаров) |
1 | 2 | 3 |
Сахаристые изделия | Карамель | 1) с фруктово-ягодной начинкой, 2) с ореховой, пралиновой или халвичной начинками, 3) с помадной начинкой, 4) с шоколадной начинкой, 5) с желейной начинкой, 6) леденцовая |
Конфеты | 1) глазированные, 2) неглазированные, 3) конфеты с начинкой пралине, 4) конфеты с помадной начинкой, 5) конфеты с ликерной начинкой, 6) конфеты со сбивной начинкой или суфле, 7) конфеты грильяжные, 8) конфеты желейные, 9) конфеты многослойные или комбинированные, 10) конфеты с начинкой между слоями вафель | |
Шоколад | 1) горький, 2) десертный, 3) молочный, 4) белый | |
Мармелад | 1) фруктово-ягодный, 2) желейный, 3) желейно-фруктовый, 4) жевательный | |
Зефир | 1) неглазированный, обсыпанный сахарной пудрой, 2) глазированный – в глазури из темного или белого шоколада, в йогуртовой глазури | |
Продолжение таблицы 10 | ||
1 | 2 | 3 |
| Пастила | 1) бесклеевая, 2) клеевая, 3) заварная |
Халва | 1) подсолнечная, 2) арахисовая | |
Мучные изделия | Печенье | 1) сахарное, 2) затяжное, 3) сдобное |
Пряники | 1) традиционные, 2) с начинкой, 3) ореховые, 4) шоколадные, 5) в шоколадной глазури | |
Торты | 1) бисквитные, 2) песочные, 3) слоеные, 4) заварные, 5) миндально-ореховые, 6) белково-сбивные, 7) сахарные, 8) крошковые, 9) вафельные, 10) комбинированные. | |
Пирожные | 1) бисквитные, 2) песочные, 3) слоеные, 4) заварные, 5) крошковые | |
Кексы | 1) творожные, 2) с изюмом, 3) с фруктово-ягодной начинкой | |
Рулеты | 1) дрожжевые, 2) бисквитные | |
Вафли | 1) без начинок, 2) с жировой начинкой, 3) с начинкой пралине или типа пралине, 4) с фруктовой начинкой, 5) с помадной начинкой |
можно признать насыщенным. По общепринятой классификации в нем отсутствуют лишь восточные сладости.
Характеризуя глубину, следует обратить внимание, что в таблице показатель «глубина ассортимента» оценивался по составу кондитерских изделий (в первом разделе отмечено, что изучение глубины ассортимента можно проводить по различным параметрам). С этой позиции ассортимент ООО «Татем» является достаточно глубоким, не смотря на отсутствие в нем некоторых вариантов товаров. Так в ассортименте отсутствует карамель с масляно-сахарной и с ликерной начинкой, халва кунжутная (тахинная), ореховая и комбинированная, пирожные сбивные и миндальные и вафли диабетические с жировой начинкой.
При таком насыщенном и глубоком ассортименте кондитерские изделия не пользуются должным спросом. Одной из причин подобной ситуации может быть неустойчивость ассортимента.
Коэффициент устойчивости ассортимента определяется по формуле (3)
Ky=(A1/A+A2/A+…+An /A)/n , (3)
где Ky – коэффициент устойчивости ассортиментного перечня;
А1, А2,…, Аn – количество вариантов товаров в момент проверки;
А – количество вариантов товаров, присутствующих в ассортименте в течение определенного временного промежутка;
n – количество проверок.
Оценим устойчивость ассортимента кондитерских изделий ООО «Татем». Для этого было проведено пять проверок в течение 2009 года. При этом учитывалось наличие вариантов товаров по составу, упаковке и производителям.
Результаты проверок и величина коэффициента устойчивости ассортимента ООО «Татем» представлены в таблице 11.
Таблица 11.
Устойчивость товарного ассортимента кондитерских изделий ООО «Татем» в течение 2009 года.
в единицах
Товарные группы | Количество разновидностей товаров, присутствующих в ассортименте в течение года | Количество разновидностей товаров на момент проверки № | Коэффициент устойчивости ассортимента | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Карамель | 28 | 21 | 18 | 25 | 24 | 20 | 0,77 |
Конфеты | 43 | 37 | 39 | 38 | 41 | 36 | 0,89 |
Шоколад | 25 | 25 | 24 | 18 | 18 | 19 | 0,83 |
Мармелад | 12 | 9 | 7 | 11 | 8 | 11 | 0,77 |
Зефир | 9 | 4 | 6 | 5 | 6 | 8 | 0,64 |
Пастила | 4 | 3 | 1 | 1 | 2 | 1 | 0,40 |
Халва | 2 | 1 | 1 | 0 | 1 | 2 | 0,50 |
Итого по сахаристым изделиям | 123 | 100 | 96 | 98 | 100 | 97 | 0,80 |
Печенье | 37 | 31 | 29 | 34 | 30 | 28 | 0,82 |
Пряники | 8 | 6 | 4 | 4 | 5 | 7 | 0,65 |
Продолжение таблицы 11 | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Торты | 14 | 11 | 11 | 13 | 12 | 10 | 0,81 |
Пирожные | 7 | 3 | 5 | 2 | 6 | 5 | 0,60 |
Кексы | 6 | 4 | 6 | 4 | 4 | 5 | 0,77 |
Рулеты | 14 | 9 | 8 | 11 | 7 | 11 | 0,66 |
Вафли | 19 | 11 | 15 | 9 | 12 | 15 | 0,65 |
Итого по мучным изделиям | 105 | 75 | 78 | 77 | 76 | 81 | 0,74 |
Итого по кондитерским изделиям | 228 | 175 | 174 | 175 | 176 | 178 | 0,77 |
Данные таблицы 11 полностью подтвердили факт наличия неустойчивого ассортимента в ООО «Татем». Так, коэффициент устойчивости всего ассортимента кондитерских изделий составил 0,77 ед. Наибольшая устойчивость ассортимента выявлена по конфетам (коэффициент устойчивости составил 0,89 ед.). Наименьшей устойчивостью отличается ассортимент пастилы (коэффициент устойчивости ассортимента равен 0,4 ед.).
Это говорит о том, в магазине бывают перебои в реализации некоторых вариантов товаров. Данный факт не может быть незамечен потребителями и, следовательно, он ведет к потере в возможных объемах продаж.
Помимо рассмотренных решений по формированию товарной политики руководство магазина должно продумать вопросы связанные с введением новых товаров в ассортимент, своевременным исключением устаревших продуктов, организацией подкрепления товаров, обеспечением оптимальных соотношений «качество – цена», «качество – сервис», рациональным размещением товаров в торговом зале и прочими моментами касающимися товаров.
Каждый из указанных аспектов не может быть рассмотрен в отдельности в рамках данной дипломной работы, поэтому проведем комплексный анализ качества товарной политики через изучение степени удовлетворенности покупателей ООО «Татем».
Изучение потребительских отношений к товарной политике ООО «Татем» проводилось посредством анкетирования 100 постоянных покупателей магазина. В анкете содержался перечень основных элементов товарной политики. Респонденты должны были оценить свое отношение к ним по 10-балльной шкале. Кроме того, для получения более точной картины складывающейся ситуации потребителям было предложено по одним и тем же элементам оценить товарную политику не только ООО «Татем», но и его основных конкурентов, а именно ИП Корогодин и продовольственного рынка.
Анкета и обобщенные результаты опроса приведены в приложении К и Л соответственно.
Степень удовлетворенности/неудовлетворенности потребителя товарной политикой магазина можно определить посредством формул (4) и (5)
, (4)
, (5)
где А – степень удовлетворенности потребителя товарной политикой
предприятия по совокупности изучаемых элементов;
Wi – вес, придаваемый i-ому элементу товарной политики всеми потребителями;
Вi – степень удовлетворенности потребителя i-ым элементом товарной политики предприятия (тот балл, который потребитель поставил i-ому элементу товарной политики);
D – степень неудовлетворенности потребителя товарной политикой предприятия по совокупности изучаемых элементов;
Ii – идеальное значение i-ого элемента товарной политики для потребителя (равно максимально возможному количеству баллов – в нашем случае 10).
Результаты расчетов сведены в таблицу 12. Вес параметров был определен с учетом мнения продавцов ООО «Татем», а также мнения покупателей.
Из данных таблицы 12 видно, что наиболее важными для покупателей являются такие показатели как качество товаров и его соотношение с ценой. Это связано с тем, что качество товара определяет степень удовлетворения имеющейся у потребителя потребности (чем выше качество, тем в большей степени удовлетворяется потребность – прямая зависимость показателей), а его цена определяет приемлемость покупки товара исходя из финансовых возможностей покупателя (чем выше цена, тем в меньшем объеме потребитель совершит покупку товара – обратная зависимость показателей).
Таблица 12
Степень удовлетворенности потребителей, товарной политикой ООО «Татем» и его основных конкурентов.
Элементы товарной политики | Вес параметра, ед. | Средний балл, баллы | ||
ООО «Татем» | ИП Корогодин | Продовольственный рынок | ||
Широта, глубина и насыщенность ассортимента | 0,15 | 8,25 | 8,24 | 7,04 |
Устойчивость ассортимента | 0,08 | 7,64 | 7,76 | 8,82 |
Качество товаров | 0,20 | 7,10 | 7,25 | 7,27 |
Соотношение «цена-качество» | 0,19 | 6,99 | 6,87 | 8,42 |
Соотношение «качество товара – сервис» | 0,10 | 7,22 | 7,77 | 6,88 |
Подкрепление товара (продвижение товара, упаковка) | 0,12 | 7,11 | 7,48 | 6,57 |
Новизна товаров | 0,09 | 8,04 | 8,07 | 7,40 |
Выкладка товаров | 0,07 | 8,10 | 8,49 | 8,57 |
Степень удовлетворенности покупателей товарной политикой торговых точек | 7,46 | 7,61 | 7,56 | |
Степень неудовлетворенности покупателей товарной политикой торговых точек | 2,54 | 2,39 | 2,44 |
Далее по степени важности стоит ассортимент. Дело в том, что потребителям необходима возможность выбора из нескольких товаров одного лучшего по потребительским свойствам. Если потребителям не предоставить эту возможность, то они, либо для сопоставления будут изучать ассортимент конкурентов (а это не желательно для фирмы), либо купив один единственный товар будут думать, что совершили ошибку и где-то есть более лучший вариант. Без сравнения не совершается практически ни одна покупка. Кроме того, если в ассортимент включено много различных групп и вариантов товаров, то покупатель экономит свое время и в одной точке имеет возможность выбрать все товары, которые ему нужны.
Остальные факторы малозначимы для покупателей на данный момент:
-
Подкрепление товара и сервис в нашей стране стали развиваться сравнительно недавно и поэтому потребители, совершая покупку, обращают не много внимания на них. -
Устойчивость ассортимента малозначима для покупателей из-за отсутствия дефицита на рынке. Так, если в ассортименте отсутствует какой-то товар, то потребитель, конечно, расстроится, но при этом пойдет за ним к конкурентам или приобретет товар-заменитель. -
Потребители отслеживают появление новинок на рынке продовольственных товаров, но покупатели быстро интегрируют их в свою потребительскую корзину и воспринимают это как должное, поэтому значительного всплеска реакции на появление на рынке новинки не происходит. -
Выкладка товаров влияет на скорость и удобство поиска нужного товара в магазине, однако потребители, постоянно посещающие одни и те же продовольственные магазины в своем районе, хорошо знают где какой товар искать, поэтому данному показателю уделяют не большое значение.
Несмотря на это, руководству предприятий нужно помнить, что значимость данных элементов товарной политики для потребителей с течением времени растет и выпускать их из поля зрения при принятии управленческих решений никак нельзя.
Теперь сравним деятельность ООО «Татем» с деятельностью ее конкурентов по каждому оцениваемому элементу товарной политики.
Практически одинаково широким и разнообразным потребители считают ассортимент ООО «Татем» и ИП Корогодин (они набрали 8,25 и 8,24 балла соответственно). Продовольственный рынок же существенно им проигрывает по данному показателю. Дело в том, что на рынке в большинстве своем представлена продукция местных производителей. Кроме того, на рынок больше всего привозятся товары массового спроса, тогда как магазины могут позволить себе включить в ассортимент товары «экстра-класса» для состоятельных граждан.