Файл: Особенности внутренней и внешней среды предприятия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Представим схематически элементы внутренне среды по степени увеличения их значимости, рисунок 2.
Рисунок 2. Элементы внутренней среды [12]
Наиболее значимым ресурсом является персонал. Данная составляющая включает в себя: динамику, образование, классификация по возрасту, образованию, показателей повышения квалификации и карьерного роста, оценки материальной и нематериальной мотивации.
Во многих организациях значительную роль уделяют подбору квалификации, организации рабочего места, проведению аттестации и по результатам данных исследованию организуют повышение квалификации кадров. Если раньше считалось, что основным ресурсом являются производственные системы и технологии, то сейчас нередко ставка сделана на человеческий ресурс. Чем более качественным является состав трудовых ресурсов, тем выше будет эффективность предприятия.
В состав производственной и технологической составляющей входят: оборудования, периодичность его обновления и модернизации, перечень инструментов и технологических приемов.
Показателями для оценки данной составляющей являются:
-
фондоотдача; -
фондоемкость; -
производительность труда; -
трудоемкость; -
качественные критерии [11, с. 420].
Также элементом внутренней среды являются финансовые показатели. Анализ финансового состояния является результатом, взаимодействия всех элементов системы финансовых отношений организации. Финансовое состояние определяется всей совокупностью производственно-хозяйственных факторов и является результативным элементом внутренней среды.
Анализ финансового состояния организации зависит от результатов ее производственной, коммерческой и финансовой деятельности, и оно может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Способность организации своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о ее хорошем финансовом состоянии.
Эффективный анализ финансового состояния в свою очередь оказывает положительное влияние на эффективность производственной деятельности, обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Финансовое состояние является индикатором, характеризующим жизнеспособность организации, и одним из основных критериев ее конкурентоспособности.
Также элементом внутренней среды является организационная культура. Организационная культура – это система нравов и принципов, сформированных на предприятии и применяемых в управлении организацией [8, с. 1293].
Таким образом, внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Внутренняя среда изучается для того, чтобы вскрыть сильные и слабые стороны организации. Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям: кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.; организация управления; производство, включающее организационные, операционные и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки; финансы; маркетинг; организационная культура.
Необходимость учитывать все факторы внешней среды особенно остро стала проявляться для наших предприятий только в последнее время. Это связано с быстрыми изменениями в экономических условиях деятельности предприятий, пандемией COVID-19, санкциями и другое. До этого, по сути дела, российские предприятия учитывали только один существенный для них фактор - вышестоящую организацию.
Изменения состояния внешней среды требуют от организаций своевременной реакции на них путем актуализации своей стратегии поведения на конкурентном рынке. Сложность задачи стратегического планирования обусловлена следующими ее особенностями:
-
высокая степень неопределенности и динамики состояния факторов внешней среды; -
многоаспектность и многообразие взаимосвязей факторов среды; -
множественность сценариев и отсутствие точных моделей прогнозирования развития будущей ситуации; -
неполнота и неточность данных о состоянии факторов среды [1, с. 150].
В рыночной экономике руководителям приходится учитывать изменения внешней среды в силу того, что организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей. Поскольку от руководства зависит выживание организации, менеджер обязан уметь выявлять существенные факторы внешней среды, Более того, он должен предложить подходящие способы реагирования на внешние воздействия.
Предприятию необходимо приспосабливаться к воздействию внешней среды, в противном случае выживание предприятия ставиться под угрозу, не говоря уже о его эффективности ведения деятельности.
Внешняя среда так же влияет на цели предприятия, его миссию и текущую деятельность. Поэтому руководителю предприятия, следует здраво оценивать ситуацию и не игнорировать влияние внешней среды.
Иванова И.А.. в своей научной статье привела следующее определение: «Внешняя среда – это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности» [5, с. 123].
По словам О.С. Виханского, внешняя среда включает такие элементы, как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации и источники трудовых ресурсов [2, с. 93].
Изучение факторов внешней среды является существенным вкладом в развитие деятельности науки управления. Эффективность организации управления в менеджменте является очень важной составляющей, поскольку обеспечивает создание системы в управлении на предприятии. Как известно, любой коллектив или группа, или предприятие функционирует как система взаимосвязей и поэтому крайне важна организации в управлении предприятием.
Под методом управления понимается некоторая общность способов и приемов воздействия субъекта управления на некий объект, который является предметом управления.
В социальной системе, в частности коллективе должны учитываться интересы и потребности общества, мотивация людей, занятых в производственных процессах. [4]
И прежде всего должно быть учтено воздействие внешних факторов.
Организация анализируется как открытая внешняя система, а следовательно требуется изучение внешней среды. Поскольку от руководства зависит выживание организации, менеджер обязан уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию. Он должен также предложить подходящие способы реагирования на внешние воздействия.
Организации, подобно биологическим организмам, должны приспосабливаться к своей среде, чтобы выжить и сохранить эффективность.
Первой проблемой при рассмотрении организации как открытой системы является определение внешней среды. Учет внешнего окружения необходимо ограничить только теми аспектами, от которых решающим образом зависит успех организации. Факторы внешней среды – это макросреда, среда, в которой функционирует предприятие. Порядок анализа внешних факторов приведен на рисунке 3.
Макросреда
Политические факторы
Экономические факторы
Внешняя среда
Поставщики
Акционеры
ПРЕДПРИЯТИЕ
Внутренняя среда:
-
Структура предприятия -
Маркетинг -
Финансы -
Управление персоналом -
Информационные системы -
Корпоративная культура -
Исследования и разработки
Конкуренты
Профсоюзы
Покупатели
Кредиторы
Микросреда
Демографические факторы
Природные факторы
Научно-технический прогресс
Рисунок 3. Факторы внешней среды предприятия [16, с.397]
Для учета влияния на предприятие факторы внешней среды разделяют на две группы:
1) микросреда;
2) макросреда.
Следует учитывать и то, что факторам макросреды присуща непредсказуемость и неопределенность, что делает их более опасными, чем факторы микросреды.
Внешняя среда включается как макроокружение, так и непосредственное окружение.
К основным факторам макроокружения относятся:
-
экономические факторы; -
политические факторы воздействия на развитие предприятия; -
политические реформы ; -
природные ресурсы; -
социальная составляющая развития предприятия; -
НИИ; -
технологии и производственные процессы.
К непосредственному окружению относят:
-
покупателей; -
поставщиков; -
конкурентов; -
рынок рабочей силы.
Отличием внешней среды от внутренней является ее независимость от работы предприятия и оказание существенного влияние на развития компании.
Нередко факторы внешней среды классифицируются на факторы прямого и косвенного воздействия.
Перечислим факторы прямого воздействия: поставщики, потребители, трудовые коллективы, профсоюзы, акционеры и прочие.