Файл: Особенности внутренней и внешней среды предприятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Факторы косвенного воздействия оказывают непосредственное влияние на развитие предприятия и необходимы для разработки стратегии развития предприятия.

К факторам косвенного воздействия относят факторы, которые не оказывают непосредственного влияния на деятельность организации, но их следует учитывать для выработки правильной стратегии [8, с. 1295].

Как и факторы внутренней среды, факторы внешнего окружения взаимосвязаны. Под взаимосвязанностью факторов внешней среды понимается уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.

Кроме взаимосвязанности внешняя среда характеризуется сложностью (числом факторов, на которые фирма обязана реагировать), подвижностью (скоростью, с которой происходят изменения в окружении), неопределенностью (функцией количества информации, которой располагает организация по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации).

Если говорить о числе внешних факторов, на которые организация вынуждена реагировать, то если на нее давят государственные постановления, частое перезаключение договоров с профсоюзами, несколько заинтересованных групп влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения, можно утверждать, что эта организация находится в более сложном окружении, чем, положим, организация, озабоченная действиями всего нескольких поставщиков, нескольких конкурентов, при отсутствии профсоюзов и замедленном изменении технологии. Подобным образом, когда речь идет о разнообразии факторов, организация, использующая всего несколько исходных материалов, нескольких специалистов и ведущая дела всего с несколькими фирмами своей страны, должна считать условия обеспечения менее сложными, чем организация, у которой эти параметры иные. По показателю разнообразия факторов в более сложных условиях будет находиться организация, использующая многочисленные и разные технологии, претерпевающие более быстрое развитие, чем организация, которой все это не касается [13, с. 114].

Внешняя среда не постоянна, в ней все время происходят изменения. Многие исследователи указывали, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Однако при том, что эта тенденция является общей, есть организации, вокруг которых внешняя среда особенно подвижна. Например, было обнаружено, что скорость изменения технологии и параметров конкурентной борьбы в фармацевтической, химической и электронной промышленности выше, чем в машиностроении, производстве запасных частей к автомобилям и кондитерской промышленности. Быстрые изменения происходят в авиационно-космической промышленности, производстве компьютеров, биотехнологии и сфере телекоммуникаций. Кроме того, подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. Учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижной среды, организация или ее подразделения должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения относительно своих внутренних переменных. Это делает принятие решений более трудным процессом.


Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия и тем самым активно участвовать в  формировании возможностей и в предотвращении угроз ее дальнейшему существованию.

С точки зрения системного подхода организация есть механизм преобразования входов в выходы. Главными разновидностями входов являются  материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Поставщики обеспечивают ввод этих ресурсов. Получение ресурсов из других стран может быть выгоднее с точки зрения цен, качества или количества, но одновременно опасным усилением таких факторов подвижности среды, как колебания обменных курсов илиполитическая нестабильность [3, с. 205].

Анализ предприятия дает время для составления плана непредвиденных обстоятельств. Это позволяет заранее спрогнозировать и предугадать возможные угрозы, разработать систему мер, которые помогут предотвратить надвигающуюся катастрофу и превратить угрозы в возможности. Предприятие должно не только определять и оценивать все факторы внешней среды, но и прогнозировать нестабильность будущего. Непредсказуемые изменения внешней среды могут нанести серьезный ущерб организации, что обязывает предприятие постоянно следить за всеми изменениями.

2. Методика исследования внутренней и внешней среды организации

Одной из ключевых ролей любого управления является поддержание баланса во взаимодействии организации со средой. Каждая организация вовлечена в три процесса:

- получение ресурсов из внешней среды (вход);

- превращение ресурсов в продукт (преобразование);

- передача продукта во внешнюю среду (выход).

Анализ среды предполагает изучение всех ее составляющих.

Анализ внутренней и внешней среды организации осуществляется с использованием системного подхода.

Внутренняя среда представляет собой динамичную систему, поэтому ее факторы рассматриваются как переменные, то есть в их развитии. Организация может воздействовать и изменять, если это необходимо, переменные внутренней среды.



Анализ внутренней среды является основополагающим процессом стратегического управления, так как он обеспечивает базу для определения миссии и целей организации и основу для выработки стратегии поведения, позволяющей организации осуществить свою миссию и достичь своих целей.

Анализ внутренней среды организации необходим для: разработки стратегии организации, управления конкурентоспособностью организации; оценки инвестиционной привлекательности организации; выявления резервов и возможностей организации, повышения адаптации к внешним изменениям.

Основная цель стратегического анализа внутренней среды организации – определение конкретного и наиболее полного набора ее сильных и слабых сторон. Знание сильных и слабых сторон организации абсолютно необходимо при разработке ее адекватных реакций на те или иные изменения внешней среды [12].

Самыми распространенными методами анализа внутренней среды являются SWOT- и SNW-анализ.

SWOT-анализ используется для определения степени воздействия различных факторов внешней и внутренней среды на деятельность предприятия, а также для установления и оценки положения дел на нем и выработки стратегии развития.

SNW-анализ является эффективным способом определить конкурентоспособность организации.

Организация должна создаваться применительно к людям, поэтому при распределении полномочий необходимо учитывать интересы и предпочтения индивидуумов. Поведение персонала рассматривается как внутренняя среда.

1. Анализ квалификации работников организации. Уровень образования, профессиональных навыков, система обучения внутри организации и ротация кадров.

2. Выбор и разработка организационной культуры компании (форма одежды, стиль общения, традиции).

3. Формы и правила организации заработной платы (материальное стимулирование персонала, политика вознаграждения).

4. Определение маркетинговой политики – определение собственной ценовой политики, торговая марка, реклама, продвижение товара на рынке.

5. Разработка организационной структуры – правила распорядка рабочего времени, ведение внутренней отчетности.

Анализ внешней среды – процесс, посредством которого контролируются внешние по отношению к организации факторы в целях определения возможностей и угроз для фирмы [8, с. 1295].

Факторы внешней среды можно выделить следующие.


Политическая система: закладывает конституционные основы, формирует формы собственности, регламентирует особенности законодательства, влияющие на развитие фирмы. Важную роль играет политическая стабильность.

Экономическая система: общий уровень жизни (уровень безработицы, ВВП, ставка рефинансирования, темпы инфляции, налоговая политика) также влияет на функционирование предприятия. От этого зависит уровень потребления выпускаемой продукции, ценовая политика на рынке и общая конъюнктура рынка. Нельзя исключать важную роль поставщиков. Показатели инвестиционного климата регулируют приток и отток капитала.

Социальная система: социальные нормы, воззрения, этические нормы.

Технологическая система. Организация не должна быть статична. Развитие науки и технологий не позволяют работать на одном уровне. Предприятие должно отвечать веяниям времени, оперативно отслеживая изменения внешней среды.

Ресурсная система. В зависимости от рода деятельности предприятия важную роль играет ресурсная база (наличие природных ресурсов, рабочая сила, инфраструктура, территориальное расположение).

При анализе внешней среды предприятие может использовать концепцию «сильных и слабых сигналов» предложенную И. Ансоффом в работе. Сильными сигналами является очевидная информация, на основании которой предприятие может дать оценку значимости факторов и принять соответствующие меры. Слабые сигналы представлены неочевидной информацией, которую можно охарактеризовать как неточную или как ранние проявления определенных факторов.

Внешняя среда предприятия является источником ресурсов, которые предприятие использует в своей деятельности. Она также является как потребителем, так и оценщиком результатов деятельности предприятия. От внешней среды зависит выживет ли предприятие или погибнет, поскольку его продукция не будет принята, и доля рынка, которую сможет занять предприятие [10, с. 67].

Методы анализа внешней среды дают возможность предприятию оценить состояние и перспективы развития важнейших факторов, таких как рынки, отрасли, поставщики, на те факторы, на которые предприятие не имеет возможность оказывать влияние.

Руководство должно определить обладает ли предприятие нужными ресурсами, чтобы воспользоваться открывшимися возможностями. И сможет ли предприятие противостоять будущим проблемам, которые связаны с внешними угрозами. Методы систематизируем в таблице 1


Таблица 1 - Методы анализа внутренней среды предприятия [14, с. 292]

Вид анализа

Преимущества

Примечание

SWOT-анализ

Можно использовать для определения основных направлений развития предприятия, найти главные проблемы, которые требуют немедленного решения

Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.

SNW-анализ

Показывает среднерыночное состояние.

Составляется табличная форма на основе SWOT-анализа по оценкам позиции.

PEST-анализ

Используется для анализа макросреды для стран со слабо развитой экономикой, которая находиться в переходном состояние.

Все четыре компоненты взаимосвязаны, что приводит к требованию системного стратегического анализа.

STEP-анализ

Используется в странах с развитой экономикой и стабильной политической системой, приоритеты – учет социальных и технологических факторов.

Необходимо использовать регулярно одинаковый формат, что даст наибольший результат при анализе макросреды. Это позволяет фиксировать показатели изменения факторов и их воздействие на предприятие. Анализ позволит повысить качество принимаемых решений и получить модель реакции предприятия на воздействия внешних факторов.

Профиль среды

Удобно составлять профиль для макросреды

В результате получается интегральная оценка, которая показывает, насколько важен тот или иной фактор для предприятия.

Методика анализа угроз и возможностей макросреды ETOM

Внедрение ограниченного числа выделяемых экспертами факторов и событий.

Выявляется влияние на стратегию предприятия, в итоге проводиться оценка сильных и слабых сторон предприятия, при этом руководителю необходимо иметь полное представление о возможностях предприятия и его проблемах.

Рассмотрим более подробно самые распространенные методики анализа внутренней среды предприятия, а именно, SWOT-анализ и PEST-анализ.