Файл: Особенности внутренней и внешней среды предприятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Также благодаря результатам PEST-анализа можно оценить внешнюю экономическую ситуацию, формирующуюся в отрасли.

С целью определения стратегии предприятия, а также обнаружения и оценки воздействия внешних факторов на ее деятельность необходимо применить PEST-анализ, результаты которого содержит таблица 3.
Таблица 3 – PEST-анализ ООО «Лукойл-Пермь»

Группы факторов

Факторы

Политические факторы

1) Постановление Правительства РФ N 90 "О порядке подключения объектов нефтедобычи к магистральным нефтепроводам в Российской Федерации и учета субъектов

предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу нефти".

2) Усиление политической нестабильности в регионах, наиболее богатых углеводородами.

3) Членство в ВТО как сдерживающий фактор для радикальных изменений.

4) Высокие таможенные пошлины на нефтепродукты.

5) Несовершенство государственной политики в области инвестирования.

Экономические факторы

1) Отмена акцизов на нефтепродукты, соответствующие утвержденным стандартам качества.

2) Снижение ставки вывозной таможенной пошлины на нефть.

3) Поэтапное увеличение налога на добычу полезных ископаемых - НДПИ для нефти. Перераспределение НДПИ между федеральным и региональными бюджетами.

4) Необходимость квотирования обязательных поставок нефти и нефтепродуктов на внутренний рынок.

Социальные факторы

1) В условиях быстрого увеличения численности населения и чрезвычайно высокой энергоемкости национальных экономик возросла их потребность энергоресурсах. Одновременно увеличивается разрыв между растущим потреблением и снижающимся производством углеводородов.

2) Социальная политика предприятия.

Технологические факторы

1) Инновационные методы оптимизации геологоразведочных

работ.

2) Организационно-технологические схемы оптимизации регионально-зональных работ на нефть и газ, обеспечивающие ускоренное освоение малоизученных районов осадочных бассейнов РФ.

3) ООО «Лукойл-Пермь» придерживается всех последних новинок на рынке, поэтому, влияние факторов положительное. Внедрение программ информатизации и развития экономической деятельности на основе интернет-технологий и иных современных информационных технологий, системы электронной коммерции. Возможность использования конкурентами современных технологий (в том числе информационных), позволяющих занять более выгодное положение по ассортименту продукции и уровню затрат.


Подводя итог, можно следующим образом формализовать представленные в настоящей работе основные предложения о повышении уровней влияния при рассмотрении факторов PEST-анализа:

1. Политические факторы — постановления правительства, членство в ВТО, высокие таможенные пошлины на нефть.

2. Экономические факторы — риски, связанные с экономической нестабильностью, увеличением налогов, необходимость квотирования.

3. Социальные факторы — риски, связанные с увеличением потребности и снижением производства углеводородов.

4. Технологические факторы — риски, связанные с динамичностью темпов научно-технического прогресса в нефтегазовой отрасли. Зависимость отрасли от нововведений и изменений. Увеличение скорости обновления рынка оборудования, новых технологий.

Можно сделать вывод, что все факторы взаимосвязаны между собой. Экономические факторы способствуют выявлению ведущих направлений деятельности данного предприятия. Социальные факторы отражают реальную ситуацию спроса на нефтяную продукцию. А технологические факторы способствуют модернизации производства предприятия.

Итак, быть конкурентоспособным значит опережать своих соперников-конкурентов в привлекательности производства, сбыта и удовлетворения потребностей потребителей. В современных реалиях своевременная и точная оценка конкурентоспособности предприятия способствует выбору приоритетных направлений развития и стабильной деятельности предприятия [4, с. 58].
Заключение

В заключение можно сделать ряд выводов.

Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией.

Анализ внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Он позволяет также лучше уяснить цели организации, более верно сформулировать миссию, т.е. определить смысл и направления деятельности фирмы.

Необходимость учитывать все факторы внешней среды особенно остро стала проявляться для наших предприятий только в последнее время. Это связано с быстрыми изменениями в экономических условиях деятельности предприятий, пандемией COVID-19, санкциями и другое.



Внешняя среда – это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности. Внешняя среда включает такие элементы, как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации и источники трудовых ресурсов.

Анализ внешней среды  направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать фирма, если она успешно поведет работу, и на то, какие осложнения могут ее ждать, если она не сумеет вовремя отвратить негативные выпады, которые может преподнести ей окружение.

Основная цель стратегического анализа внутренней среды организации – определение конкретного и наиболее полного набора ее сильных и слабых сторон. Знание сильных и слабых сторон организации абсолютно необходимо при разработке ее адекватных реакций на те или иные изменения внешней среды

Самые распространенные методики анализа внутренней среды предприятия, а именно, SWOT-анализ и PEST-анализ.

ООО «Лукойл-Пермь» — одно из крупнейших предприятий сегмента «геологоразведка, добыча нефти и газа», является дочерней структурой ПАО «Лукойл».

Анализ конкурентов показал, что ООО «Лукойл-Пермь» входит в тройку лидеров по продаже углеводородов и занимает долю рынка 28,5 %, уступая лишь ПАО НК «Роснефть», его доля 29%.

Оценка внешних и внутренних факторов ООО «Лукойл-Пермь» была оценена на основе SWOT-анализа.

Основными конкурентными преимуществами компании являются: лидерство по эффективности в переработке, выгодная география и близость к рынкам сбыта, ассортимент и высокое качество продукции, развитие премиальных каналов сбыта, а также высокая эффективность и присутствие во всех звеньях цепочки создания стоимости

Однако, проведенный SWOT-анализ позволил обнаружить ключевые проблемы, а именно, плохо развитая система АЗС в некоторых регионах РФ, компании нет на зарубежных рынках, мощности перезагружены, цены на нефтепродукты светлых фракций высокие, это негативно сказывается на сбытовой деятельности предприятия.

Для ООО «Лукойл-Пермь» предлагается стратегия развития рынка, предлагающая компании осваивать новые рынки. Новой аудиторией могут стать неразвитые регионы России и зарубежные рынки.


Важно сделать упор на стратегию по снижению роста цен на нефтепродукты светлых фракций и стратегию дальнейшего повышения качества [14, с. 120].

Подводя итог, можно следующим образом формализовать представленные в настоящей работе основные предложения о повышении уровней влияния при рассмотрении факторов PEST-анализа:

1. Политические факторы — постановления правительства, членство в ВТО, высокие таможенные пошлины на нефть.

2. Экономические факторы — риски, связанные с экономической нестабильностью, увеличением налогов, необходимость квотирования.

3. Социальные факторы — риски, связанные с увеличением потребности и снижением производства углеводородов.

4. Технологические факторы — риски, связанные с динамичностью темпов научно-технического прогресса в нефтегазовой отрасли. Зависимость отрасли от нововведений и изменений. Увеличение скорости обновления рынка оборудования, новых технологий.

Можно сделать вывод, что все факторы взаимосвязаны между собой. Экономические факторы способствуют выявлению ведущих направлений деятельности данного предприятия. Социальные факторы отражают реальную ситуацию спроса на нефтяную продукцию. А технологические факторы способствуют модернизации производства предприятия.

Итак, быть конкурентоспособным значит опережать своих соперников-конкурентов в привлекательности производства, сбыта и удовлетворения потребностей потребителей. В современных реалиях своевременная и точная оценка конкурентоспособности предприятия способствует выбору приоритетных направлений развития и стабильной деятельности предприятия.

Список использованной литературы

  1. Андруник А.П. Менеджмент и маркетинг: учебное пособие / А. П. Андруник. - Пермь: 2019. -352 с.

  2. Виханский О. С. Стратегическое управление: учебник. 8-е изд., перераб. и доп. / О. С. Виханский. – М.: Гардарика, 2017. – 358 с.

  3. Волков О.И. Экономика предприятия (фирмы): Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 601 с.

  4. Долгов Д.И. Место и роль организации, ее внутренняя и внешняя среда // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 1. - URL: https://ekonomika.snauka.ru/2013/01/1364.

  5. Иванова И. А.  Менеджмент : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И. А. Иванова, А. М. Сергеев. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 305 с. 

  6. Катькало В.С., Веселова А.С., Смельцова С.В. Методические указания для подготовки курсового проекта «SWOT-анализ». М.: Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ, 2021. - 50 с.

  7. Клочкова Е. Н. Экономика предприятия: учебник для прикладного бакалавриата / Е. Н. Клочкова, В. И. Кузнецов, Т. Е. Платонова. – Москва : Юрайт, 2019. – 447 с.

  8. Ковалева Т. В. Изучение факторов внешней и внутренней среды организации / Т. В. Ковалева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 1293-1296.

  9. Менеджмент организации: учебное пособие / З. П. Румянцева, Н. А. Саломатин, Р. З. Акбердин и др. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 432 с.

  10. Ружанская Л. С. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Л. С. Ружанская, Е. А. Якимова, Д. А. Зубакина ; [под общ. ред. д-ра экон. наук Л. С. Ружанской] ; Мин-во науки и высш. образования РФ. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019 — 112 с.

  11. Соклакова И. В. Факторы эффективности производственной деятельности организации / И.В. Соклакова, Е.В. Филатова //Актуальные проблемы развития экономики в современных условиях. – 2018. – С. 419-423.

  12. Сулиманова Е.А. Внутренняя среда организации как основа стратегического анализа / Е.А. Сулиманова, А.И. Степанова // Инновации и инвестиции. – 2020. - № 1. – URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/vnutrennyaya-sreda-organizatsii-kak-osnova-strategicheskogo-analiza/viewer.

  13. Чайковская О.В. Развитие системы управления в современных условиях / О.В. Чайковская //Экономика строительства и городского хозяйства. – 2018. - № 1. – С. 113-120.

  14. Чалдаева Л. А. Экономика предприятия : учебник / Л. А. Чалдаева. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2019. – 435 с.

  15. Цыренова А. А. Менеджмент: учебно-методическое пособие / А. А. Цыренова. – Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2016 - с. 156.

  16. Шапкин И. Н. Менеджмент: учебник для бакалавров / И. Н. Шапкин. Под общ. ред. И. Н. Шапкина. – Москва: Издательство Юрайт; И. Д. Юрайт, 2018. – 690 с.