ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
специальный (конкретный - присущий конкретным земельным участкам).
Элементы правового режима земель:
определение границ его распространения (наличие объекта - категории земель или земельного участия);
порядок государственного регулирования использования земель;
наличие круга субъектов земельных правоотношений, обязанных соблюдать установленные правила земельного режима;
содержание прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений, участвующих в сфере действия правового режима тех или иных земель;
наличие эффективного правового механизма, обеспечивающего охрану правового режима использования земель от нарушений.
Объектом общего правового режима является весь состав земель Российской Федерации в пределах ее государственных границ. Общий правовой режим можно подразделить на
обычный;
пограничный (поскольку в пограничных районах страны действует общий режим государственной границы, а на границах землепользовании (угодий) могут вводиться ограничения в режиме использования их в интересах других лиц).
Объектом особого правового режима являются (ст. 7 ЗК РФ):
земли сельскохозяйственного назначения;
земли населенных пунктов;
земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
земли особо охраняемых территорий и объектов;
земли лесного фонда;
земли водного фонда;
земли запаса.
Особый правовой режим категорий земель носит общий характер и применяется в полной мере только там, где его действие не изменяется действием специального режима земельного участка, входящего в данную категорию земель. Так, категория «земли сельскохозяйственного назначения» используется для нужд сельского хозяйства, однако, если нужды конкретного сельхозпредприятия выразятся в прокладке железнодорожного подъездного пути на сельхозземлях, то используется режим земель транспорта.
Земельные угодья являются объектом специального правового режима, который действует с учетом требований общего режима земельной категории; Например, на принадлежащей населенным пунктам территории могут находиться земли сельскохозяйственного использования и других населенных пунктов, однако принцип их приоритета, действующий для земель сельскохозяйственного назначения, на
территориях поселений ни применяется, поскольку их приоритетной целью является обеспечение городской застройки, осуществляемой в соответствии с генеральными планами и проектами планировки и застройки.
15. Методы, формы государственного регулирования зио территорий.
Государственное регулирование земельных отношений включает систему мер, направленную на обеспечение рационального и эффективного использования земли, ее охрану, воспроизводство и повышение плодородия почв, сохранение и создание благоприятной для людей окружающей среды, на защиту прав собственности, владения и пользования землей путем осуществления комплекса организационных, правовых, экономических действий.
Основными задачами государственного регулирования земельных отношений являются:
улучшение использования и охрана земельных ресурсов государства;
сохранение и улучшение экологического состояния земельных ресурсов;
создание правовых, экономических и организационных основ для функционирования земель всех форм собственности, владения и пользования.
Государственное регулирование земельных отношений в России включает:
регулирование использования земли в виде природного, социального и хозяйственного объектов;
формирование разнообразия форм собственности, владения и пользования землей;
наделение полномочиями субъектов РФ и органов местного самоуправления по регулированию земельных отношений на территориях в пределах своих границ;
обеспечение равенства участников земельных отношений на правовом поле и в защите их прав;
обеспечение невмешательства государства в деятельность граждан и юридических лиц по владению, пользованию и распоряжению землей;
охрану земли и окружающей природной среды от действий, противоречащих законодательству;
пресечение действий владельцев, пользователей и собственников земли, наносящих ущерб безопасности и обороне страны; обязательные мероприятия по государственному управлению земельным фондом.
16. Основы экономического регулирования зио территорий.
Экономическое регулирование земельных отношений отражает экономические интересы государства, землевладельцев и землепользователей, реализующиеся в процессе государственного регулирования земельных отношений, которое создает организационный и правовой базис, регламентирует экономические действия и ответственность субъектов земельного права, и рыночного регулирования, осуществляемого на основе спроса и предложения на земельные участки, средства производства и результаты труда. Иными словами, экономическое регулирование земельных отношений является системой мер, направленных на реализацию земельной политики государства, обеспечение прав землевладельцев и землепользователей, установление социально справедливых платежей за землю, экономическое стимулирование рационального землепользования, введение экономических санкций за нерациональное использование и ухудшение экологического состояния земельных участков.
Экономическими регуляторами земельных отношений в рыночных условиях выступают: арендная плата за землю, рыночная цена земли, земельный налог, залоговая цена земли, компенсационные платежи при изъятии земель, компенсационные выплаты при консервации земель, платежи за повышение качества земли, штрафные платежи за экологический ущерб, налоговое обложение при гражданском земельном обо-
роте, плата за право аренды.
Основным рычагом экономического регулирования земельных отношений является механизм платы за землю. С его помощью государство воздействует на экономические интересы землевладельцев и землепользователей, заставляя их повышать эффективность использования земли, находящейся в их распоряжении. Экономически плата за землю представляет собой особый вид издержек, связанный с получением дохода в виде ренты.
Рента – устойчивый доход, не связанный с предпринимательской деятельностью. Рента бывает: государственная и банковская, связанная с займами, по которым выплачиваются
рентные доходы в виде процента. Земельная рента является формой экономической реализации собственности на землю.
Она может быть:
- дифференциальная, возникающая при монополии на землю.
С увеличением спроса на сельскохозяйственную продукцию в хозяйственный оборот начинают вовлекаться плохие участки земли, с которых получают обычную прибыль, а средние и лучшие земельные участки дают более высокую прибыль. Получаемая дополнительная прибыль представляет собой дифференциальную ренту;
- абсолютная, обусловленная частной собственностью на землю и являющаяся частью прибавочной стоимости, присваиваемой государством и другими землевладельцами в силу собственности на землю. Разница между стоимостью и ценой производства передается в форме абсолютной ренты государству и другим собственникам земли. Абсолютная рента получается со всех земельных участков независимо от их качества, местоположения.
17. Земельно-имущественный комплекс как понятие соц-эконом управления.
Землеустройство как социально-экономический процесс
Документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, используются
при осуществлении мониторинга земель, изучения состояния земель, в целях получения информации об их количественном и качественном состоянии и включают в себя следующие виды работ:
– почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания;
– оценка качества земель;
– инвентаризация земель.
Все виды землеустроительных работ, как социально-экономический процесс, регулируются Федеральным законом «О землеустройстве», иными нормативно-правовыми актами РФ и
актами субъектов РФ. Данные действия направлены на повышение плодородия почв, повышение платности землепользования и учета земель.
Сведения о землеустройстве носят открытый характер, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и сведений, относящихся к личности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков.
Основные принципы землеустройства включают:
1. Создание экологически устойчивых антропогенных ландшафтов, защита земель от нерационального использования, создание условий для охраны природы.
2. Сбалансированность интересов в использовании земель всех отраслей, землевладельцев и землепользователей при соблюдении приоритета сельского хозяйства.
3. Неразрывная связь организации рационального использования земли и обустройства
территории.
4. Необходимость учета природных, экономических и социальных условий региона, зоны, территории хозяйства и отдельных массивов земель.
5. Строгое соблюдение требований законодательства, связанного с решением политических, социально-экономических и экологических задач рационального землепользования.
6. Создание организационно-территориальных условий, способствующих росту эффективности производства на основе передовых методов и систем ведения хозяйства, повышения
культуры земледелия.
Землеустройство включает в себя систему мероприятий, направленных на регулирование земельных отношений, организацию использования земли, учет и оценку земельных ресурсов, а также разработка федеральных и региональных программ использования и охраны земельных ресурсов и схем землеустройства.
18.
19. Определение целевого назначения , формы собственности, состояния и уровня использования земель.
Целевое назначение земель — разделение земель и земельных участков по видам (категориям) и целевому назначению. Предназначено для определения правового статуса земельного участка и его разрешённого использования, например, для разрешения или запрета индивидуального жилищного, дачного и других видов строительства. Установлено и регулируется Земельным кодексом РФ и другими законодательными актами и федеральными законами, в том числе законами, установленными и устанавливаемыми в отдельных субъектах Российской Федерации.