Файл: Теоретические основы организации международных перевозок грузов транспортноэкспедиционной организацией.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основными участниками рынка в г. Минске и Минской области традиционно остаются транспортные предприятия Беларуси, поступающий импорт в регион широко обслуживается предприятиями Европейского сообщества (Польша и другие страны восточной Европы), Прибалтики (в основном - Литва), Российской Федерации.

В 2012 г. экспедиторские предприятия, не обладающие собственным подвижным составом, занимают значительный сегмент транспортного рынка (не менее 10 % от всего объема рынка по транспортным услугам), так как востребованы как необходимое звено по оптимизации грузоперевозок. Ведущие игроки рынка экспедиторских услуг стремятся увеличивать свою долю на анализируемом рынке через оказание сопутствующих услуг при организации и осуществлении международных перевозок. Можно утверждать, что, обладая собственной выраженной долей на рынке транспортных услуг, сегмент экспедиторских компаний способен при реализации собственных стратегических мероприятий оказывать влияние на транспортный рынок.

Основными направлениями международных перевозок в г. Минске и Минской области являются: по импорту - развитые страны ЕС, Украина, Прибалтика; по экспорту - Россия, развитые страны ЕС (преимущественно Германия), Прибалтика; по транзиту - направления из ЕС в РФ, Литва-Украина, Украина-Литва. При этом основной стратегией перевозчика является: поиск и перевозка грузов из ЕС в страны СНГ - большой фрахт, поиск груза для перевозки в обратном направлении - обратная, малый фрахт. Размеры вознаграждений за организацию одной перевозки из ЕС в Беларусь обычно в среднем не превышают 150-200 долларов США. При организации "обратной" - 50-75 долларов США.

На рынке ТЭД актуальными и конкурентными преимуществами транспортно-экспедиционного предприятия являются: скорость оказания услуги (выполнения перевозки), размер вознаграждения за фрахт, регион, в котором оказывается услуга, способности поставщика услуг к минимизации рисков клиентов по потери, порче товаров в пути.

Минский регион характеризуется местонахождением в районе пересечения двух европейских транспортных коридоров: II коридор Берлин-Москва, IX ответвление А Северная Европа - Украина, что обуславливает высокий логистический потенциал региона. Более 60 % всего объема перевозок Республики Беларусь проходит через указанные транспортные коридоры. По данным Минтранса, транзит через Республику Беларусь совершают ежегодно более 1,6 млн.
международных перевозок, т.е. не менее 900 тыс. транспортных средств, выполняющих международные перевозки грузов, следуют через Минский регион. В транспортных коридорах Республики Беларусь стремятся доминировать российские грузоперевозчики и транснациональные логистические операторы. При реализации мероприятий по увеличению транзитного потенциала и экспорта услуг от транспортно-экспедиционной деятельности в 2013г. Итак, в 2019 году в Республике Беларусь 1774 субъектов хозяйствования, осуществляли транспортно-экспедиционную и логистическую деятельность, что на 13 % больше чем в 2018 году (1539 субъектов хозяйствования). Порядка 18% субъектов являются юридическими лицами с иностранными инвестициями (с участием иностранного капитала, аффилированными иностранными организациями) (в 2018 году 27 %).

В отчете Минтранса указывается, что уменьшение количества иностранного капитала в транспортно-экспедиционных и логистических организациях, как и в логистической деятельности в целом, международные эксперты, в частности глава представительства Международной финансовой корпорации в Беларуси, связывают с реализацией законов (не прописаны нормы, защищающие права инвесторов), нестабильной экономической ситуацией в стране, а также завышенными требованиями по объему инвестиций и условий деятельности нерезидентов в Беларуси.



Анализ рынка логистической и транспортно-экспедиционной деятельности за 2019 год показывает, что наибольшее количество организаций, осуществляющих транспортно-экспедиционную и логистическую деятельность, зарегистрировано в г. Минске (51,5 %). В Минской области доля организаций, занимающихся этой деятельностью, – 19 %, в Брестской – 13 %, в Могилевской – 10 %, в Гродненской – 8,5 %, в Витебской – 7 %, в Гомельской – 2,8 %. При этом, государственную форму собственности имеют порядка 120 юридических лиц (менее 3,6 %).

Объем транспортно-экспедиционных и логистических услуг за 2019 год составил более 5,11 млрд бел.руб. (2,13 млрд долл), что на 9,4% больше чем в 2018 году. Из общего объема транспортно-экспедиционных услуг, доля автомобильного транспорта  49,8%, железнодорожного – 44,2%, водного – 4,3%, воздушного – 1,7%.


Средний показатель объема выручки на одно предприятие в 2019 году составил 2,88 млн бел.руб. (1,2 млн. долл), что на 5,1% меньше, чем в 2018 году.

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Термин «логистика» означает управление товарно-материальными и информационными потоками в процессе любого движения товаров. Видов логистики много: транспортная, складская, финансовая, коммерческая, информационная, маркетинговая, закупочная, производственная, распределительная. Большое распространение получила транспортная логистика - регулирование всех процессов по транспортировке товаров от одного заказчика к другому. В перспективе именно логистика даст возможность многим отечественным транспортным предприятиям поправить свои финансовые дела на внутреннем и внешнем рынках, повысить рейтинг, объемы перевозок и, наконец, избавиться от роли субподрядчиков ведущих иностранных фирм. Логистика в сфере грузоперевозок позволяет наилучшим образом оптимизировать все процессы по доставке грузов в назначенный пункт за наименьший срок, кроме того, постараться минимизировать расходы по доставке груза и связанные с ней риски. Оптимизация расходов является главным принципом транспортной логистики. Сегодня как никогда актуальны задачи увеличения объемов перевозок, повышения экономической эффективности деятельности многочисленных отечественных грузовых и пассажирских перевозчиков и экспедиторов. И не только на внутренних линиях. Как свидетельствует зарубежный опыт, качественного «скачка» в транспортной сфере можно достигнуть лишь за счет использования новых технологий обеспечения процессов перевозок, отвечающих современным требованиям и высоким международным стандартам, в частности, за счет расширения освоения принципов логистики в крепкой связи с оптимальными сроками и условиями поставок грузов.

Транспортная отрасль занимает важное место в экономике Республики Беларусь. Место и роль транспорта в экономике Беларуси характеризуются такими показателями, как доля транспорта в валовом внутреннем продукте – 7,0%, в основных средствах страны – 24,8, структуре инвестиций в основной капитал – 11,5%. Эффективность грузового транспорта характеризуют такие показатели как грузооборот транспорта и объём перевозок грузов. Грузооборот транспорта характеризует объем работы транспорта по перевозкам грузов. Динамика грузооборота в Республике Беларусь с 2014 по 2020 гг. показывает некоторое снижение.


Общий объём грузооборота сократился в 2019 году по сравнению с 2013 годом на 2187 млн. тонно-км или на 1,7%, а по сравнению с 2017 годом – на 5445 млн. тонно-км или на 4,1%.

Основной тенденцией изменения структуры является снижение удельного веса трубопроводного и железнодорожного транспорта, при увеличении доли автомобильного. Так, в 2019 году по сравнению с 2014 годом доля железнодорожного транспорта в общем грузообороте сократилась с 36,0% до 33%, доля трубопроводного транспорта сократилась на с 51,0% до 46,0%. При этом доля автомобильного транспорта в грузообороте выросла с 12,0% в 2014 году до 19,0% в 2019 году.

В рыночных условиях важным требованием потребителя транспортных услуг является своевременная и качественная доставка груза. Выполнить заданные условия представляется возможным с применением логистики, т.е. управляющего алгоритма, который с помощью различных экономико-математических методов позволяет оптимизировать работу отдельных элементов транспортного процесса и объединить эти элементы в единую систему.

Недостаточное развитие в Республике Беларусь логистических прогрессивных транспортно-технологических систем перевозок приводит к увеличению транспортных расходов, следовательно, к потере рынка.

Для большинства грузовладельцев транспорт является одной из важнейших статей затрат в общей логистической цепочке. Действительно, на транспорт приходится около половины всех остальных затрат, включая производство, сбыт и пр. Производители и покупатели, поставщики и потребители обычно весьма далеки территориально друг от друга, что вызывает необходимость построения так называемой "цепочки поставок", системы связей между местами хранения товаров. В этой системе транспортировка выполняет роль своеобразного моста. Таким образом, основной задачей экспедиторских компаний, осуществляющих предпринимательскую деятельность, связанную с продажей транспортных услуг, является обеспечение непрерывного транспортного процесса от места погрузки до места выгрузки товара с минимальными сроками доставки и обеспечением сохранности грузов.

В этой связи экспедиторские и операторские компании должны постоянно искать новые пути снижения себестоимости перевозок за счет привлечения большого объема грузопотока и более четкой координации работы всех участников перевозки.

Министерство Транспорта и Коммуникаций Республики Беларусь также предпринимает ряд мер, направленных на повышение эффективности грузопотоков на территории Республики Беларусь. В частности, Министерством Транспорта и Коммуникаций Республики Беларусь была разработана инвестиционная программа.