Файл: Методическая разработка по учебной дисциплине Специальная подготовка Раздел 4 Переправы Тема Оборудование и содержание переправ в особых условиях. г. Новочеркасск 2010г Экз. Утверждаю.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Перед началом каждого практического занятия обязательно изучается техника безопасности.

В целях экономии моторесурсов на занятия необходи­мо выводить только те машины и средства, которые по­требуются для данного занятия. Шоферы, механики-води­тели и другие специалисты инженерных машин, не выво­димых на занятия, привлекаются на них в качестве номеров расчетов. Определенную часть занятий целесо­образно проводить тактико-строевым методом.

Обучение солдат следует вести от простого к сложно­му, от частного к общему, начинать с раздельного показа приемов действий с материальной частью парка и крат­кого пояснения и заканчивать выполнением задачи в це­лом самими обучаемыми.

ПОДГОТОВКА ЗАНЯТИЙ

Подготовка занятия является одним из важнейших элементов организации обучения подразделений. От каче­ства подготовки каждого занятия зависит его эффектив­ность, степень выполнения учебных целей и в конечном итоге, уровень подготовки подразделения в целом.
Подготовка занятия включает:

а) подготовку руководителя занятия;

б) подготовку подразделений;

в) подготовку места занятия;

г) составление плана-конспекта;

д) подготовку материального обеспечения.

Все эти мероприятия проводятся заблаговременно.

Исходными данными для подготовки занятия являют­ся: тема, учебные цели, отрабатываемые учебные вопросы, время и место проведения занятия, наличие учебно-мате­риальной базы.

а) Подготовка руководителя занятия

Подготовка руководителя проводится в системе коман­дирских занятий, на инструкторско-методических заняти­ях и путем самостоятельной работы.

В системе командирской подготовки для офицеров и сержантов в целях установления единых взглядов на ме­тодику проведения занятий могут проводиться показные и методические занятия.

При подготовке к любому занятию с командирами от­делений (расчетов) и командирами взводов должны быть изучены все положения соответствующих руководств, на­ставлений и методических пособий по теме предстоящего занятия.

Главным в подготовке являются инструкторско-методические занятия с командирами отделений (расчетов) и самостоятельная работа с учебной литературой.

Инструкторско-методические и показные занятия с сержантами проводятся после соответствующей подготов­ки учебно-материальной базы и места занятий.

Накануне каждого занятия командир взвода должен провести инструктаж командиров отделений (расчетов) непосредственно на месте проведения занятия по методи­
ке и порядку отработки учебных вопросов предстоящего занятия.

Подготовку к занятию руководитель начинает с уясне­ния темы и учебных целей занятия, содержания учебных вопросов и времени, отводимого на занятия. Одновремен­но он определяет учебно-материальную базу, необходи­мую для занятия, и меры по ее подготовке.

Уяснение темы занятия заключается в раскры­тии ее содержания, определении и четком представлении приемов и способов выполнения задач по оборудованию и содержанию различных видов переправ.

Учебные цели должны быть конкретными и отве­чать на вопрос, для чего проводится данное занятие и ка­кие результаты от него ожидаются, т. е. чему практически необходимо обучить солдата, расчет и подразделение.

Содержание учебных вопросов вытекает из темы и учебных целей занятия. Еще при уяснении темы руководитель определяет, какие приемы и способы выпол­нения задач надо отработать при изучении каждого учеб­ного вопроса. При этом руководитель из всех вопросов темы должен выбрать только те, которые в ходе их отра­ботки помогли бы раскрыть главное содержание темы и достичь учебных целей занятия. Таким образом, учебные вопросы должны определить, что должны обучаемые сде­лать на занятии, с тем чтобы подразделение было подго­товлено к выполнению отдельных задач с материальной частью понтонного парка или выполнению задач по обо­рудованию и содержанию переправ в целом..

Продолжительность специального заня­тия определяется указаниями программы и уровнем подготовленности подразделения, а также задачами обу­чения, поставленными в текущем году.

Практические занятия целесообразно планировать по 6—7 учебных часов, классные занятия — 2 часа.

б) Подготовка подразделений

Подготовка подразделений к занятию включает:

— подготовку помощников руководителя;

— самоподготовку солдат.

Подготовка помощников руководителя проводится по теме предстоящих занятий в часы самоподготовки непо­средственно под руководством руководителя занятия. При этом командиры отделений, как правило, должны полу­чить инструктаж по методике и порядку проведения пред­стоящего занятия.

Личный состав накануне занятия в часы самоподготов­ки под руководством командиров отделений или замести­теля командира взвода знакомится с темой занятия, изу­чает соответствующие разделы наставлений и руководств, изучает технику безопасности при действиях с материаль­ной частью.


При необходимости с солдатами организуется повто­рение материала по ранее изученным темам.

в) Подготовка места занятия

Большинство специальных занятий проводится на ре­ке. Место на реке должно обеспечивать поучительность занятия, способствовать качественной отработке учебных вопросов и достижению поставленных учебных целей.

Место занятия готовится заранее, т. е. на нем накануне занятия выполняется тот или иной объем инженерных за дач. В этом случае целесообразно планировать их так, чтобы оборудование места к предстоящему занятию мож­но было выполнить на предыдущих плановых занятиях по другим темам специальной подготовки по переправам, а также на занятиях по другим дисциплинам.

г) Составление плана-конспекта

План-конспект составляется заблаговременно и утвер­ждается:

— у командиров отделений — командиром взвода;

— у командиров взводов — командиром роты.

В плане-конспекте указываются:

- тема и учебные цели,

- отрабатываемые учебные вопросы,

-состав обучаемых,

-время на проведение занятия,

- место его проведения,

-учеб­но-материальная база,

-учебные пособия

-ход занятия.

В разделе «Ход занятия» должны быть указаны: учебные вопросы, время на их отработку и краткое содержание учебных вопросов (или действия руководителя и обучае­мых) .

При назначении времени, необходимого на отработку учебного вопроса, учитывается сложность изучаемых приемов и действий. При этом основная часть времени должна быть отведена на практическое обучение.

Краткое содержание вопросов излагается в произволь­ной форме. Целесообразно при этом для сокращения сло­весного изложения широко использовать простейшие эс­кизы, чертежи и схемы.

д) Подготовка материального обеспечения занятий

Подготовка учебно-материальной базы осуществляет­ся старшим начальником и руководителем занятия исхо­дя из отрабатываемой темы и поставленных учебных це­лей занятия. При этом перечень основной учебно-мате­риальной базы и техники руководитель определяет в хо­де подготовки занятия. Полностью состав учебно-матери­ального обеспечения определяется после составления плана-конспекта занятия.

Учебно-материальную базу для отработки сравнитель­но сложных, объемных тем, таких, как «Устройство мосто­вых переправ», «Оборудование и содержание переправ в особых условиях» и др, требующих значительных затрат материальных средств, целесообразно готовить заранее распоряжением по части.


По темам, не требующим больших затрат материаль­ных средств и времени на подготовку к их проведению, учебно-материальная база готовится распоряжением командира роты.

В обоих случаях необходимо широко использовать плановые занятия для подготовки учебно-материального обеспечения к последующим занятиям.

Материальную базу, использовавшуюся на занятии, после занятия необходимо привести в порядок.

ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ

Занятие начинается с построения взвода (роты). Ру­ководитель в соответствии со ст. 26 Строевого устава про­веряет наличие личного состава, его внешний вид, нали­чие и состояние материальной части и др.

Время, затрачиваемое на передвижение, должно ис­пользоваться для тренировки в отработке строевых прие­мов, строевой песни, выполнения нормативов и др.

По прибытии к месту занятия руководитель проверяет знание личным составом ранее отработанных вопросов, а затем объявляет тему занятия, учебные цеди, учебные во­просы и порядок их отработки. При этом необходимо напомнить и проверить знание личным: составом техники безопасности при действиях с материальной частью пар­ка и при проведении занятий.

Темы, связанные с изучением действий номеров расче­та с материальной частью, следует отрабатывать в такой последовательности: кратко пояснить порядок действий номеров расчета при сборке конструкций, одновременно осуществляя показ действий номеров на одном из расче­тов (желательно из старослужащих солдат), затем производится отработка действий номеров расчета по эле­ментам с указанием на допущенные ошибки и их исправ­лением. После этого организуются практические трени­ровки личного состава.

Руководитель занятия контролирует действия личного состава, особенно действия командиров отделений (рас­четов). При неправильном выполнении приемов останав­ливает действия обучаемых, разъясняет их ошибки, если необходимо, лично показывает правильный прием и тре­бует его повторения.

Непосредственное обучение личного состава ведут командиры отделений практическим показом, выполняя задачи совместно с солдатами. Целесообразно использо­вать старослужащих солдат в качестве инструкторов и старших расчетов.

После отработки учебного вопроса и занятия в целом командир взвода (роты) путем постановки контрольных вопросов должен убедиться в усвоении обучаемыми мате­риала учебного вопроса (занятия).

В конце занятия производятся сборка материальной части, погрузка ее на машины и разбор занятия.


РАЗБОР ЗАНЯТИЯ

Разбор занятия производится в такой последователь­ности:

— напоминается тема и учебные цели занятия;

— кратко напоминаются основные положения настав­лений, руководств и инструкций, касающихся данной темы;

— разбираются действия солдат и отделений, обра­щается внимание на характерные ошибки, недостатки и их влияние на результаты выполнения нормативов;

— отмечаются, в какой степени достигнуты учебные цели.

После своего разбора командир взвода (роты) предо­ставляет время командирам отделений (взводов) для про­ведения частного разбора в отделении (взводе), в ходе которого оцениваются действия каждого солдата.

В конце разбора руководитель занятия указывает, что необходимо изучить на самоподготовке и подготовить к следующему занятию.

2.Практическая подготовка к проведению занятия по переправам

(вариант)


«Утверждаю»

Командир ПДР

капитан В. Петров

« » 2010г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ Пдесв |по ПЕРЕПРАВАМ