Файл: Методическая разработка по учебной дисциплине Специальная подготовка Раздел 4 Переправы Тема Оборудование и содержание переправ в особых условиях. г. Новочеркасск 2010г Экз. Утверждаю.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Перед началом каждого практического занятия обязательно изучается техника безопасности.
В целях экономии моторесурсов на занятия необходимо выводить только те машины и средства, которые потребуются для данного занятия. Шоферы, механики-водители и другие специалисты инженерных машин, не выводимых на занятия, привлекаются на них в качестве номеров расчетов. Определенную часть занятий целесообразно проводить тактико-строевым методом.
Обучение солдат следует вести от простого к сложному, от частного к общему, начинать с раздельного показа приемов действий с материальной частью парка и краткого пояснения и заканчивать выполнением задачи в целом самими обучаемыми.
ПОДГОТОВКА ЗАНЯТИЙ
Подготовка занятия является одним из важнейших элементов организации обучения подразделений. От качества подготовки каждого занятия зависит его эффективность, степень выполнения учебных целей и в конечном итоге, уровень подготовки подразделения в целом.
Подготовка занятия включает:
а) подготовку руководителя занятия;
б) подготовку подразделений;
в) подготовку места занятия;
г) составление плана-конспекта;
д) подготовку материального обеспечения.
Все эти мероприятия проводятся заблаговременно.
Исходными данными для подготовки занятия являются: тема, учебные цели, отрабатываемые учебные вопросы, время и место проведения занятия, наличие учебно-материальной базы.
а) Подготовка руководителя занятия
Подготовка руководителя проводится в системе командирских занятий, на инструкторско-методических занятиях и путем самостоятельной работы.
В системе командирской подготовки для офицеров и сержантов в целях установления единых взглядов на методику проведения занятий могут проводиться показные и методические занятия.
При подготовке к любому занятию с командирами отделений (расчетов) и командирами взводов должны быть изучены все положения соответствующих руководств, наставлений и методических пособий по теме предстоящего занятия.
Главным в подготовке являются инструкторско-методические занятия с командирами отделений (расчетов) и самостоятельная работа с учебной литературой.
Инструкторско-методические и показные занятия с сержантами проводятся после соответствующей подготовки учебно-материальной базы и места занятий.
Накануне каждого занятия командир взвода должен провести инструктаж командиров отделений (расчетов) непосредственно на месте проведения занятия по методи
ке и порядку отработки учебных вопросов предстоящего занятия.
Подготовку к занятию руководитель начинает с уяснения темы и учебных целей занятия, содержания учебных вопросов и времени, отводимого на занятия. Одновременно он определяет учебно-материальную базу, необходимую для занятия, и меры по ее подготовке.
Уяснение темы занятия заключается в раскрытии ее содержания, определении и четком представлении приемов и способов выполнения задач по оборудованию и содержанию различных видов переправ.
Учебные цели должны быть конкретными и отвечать на вопрос, для чего проводится данное занятие и какие результаты от него ожидаются, т. е. чему практически необходимо обучить солдата, расчет и подразделение.
Содержание учебных вопросов вытекает из темы и учебных целей занятия. Еще при уяснении темы руководитель определяет, какие приемы и способы выполнения задач надо отработать при изучении каждого учебного вопроса. При этом руководитель из всех вопросов темы должен выбрать только те, которые в ходе их отработки помогли бы раскрыть главное содержание темы и достичь учебных целей занятия. Таким образом, учебные вопросы должны определить, что должны обучаемые сделать на занятии, с тем чтобы подразделение было подготовлено к выполнению отдельных задач с материальной частью понтонного парка или выполнению задач по оборудованию и содержанию переправ в целом..
Продолжительность специального занятия определяется указаниями программы и уровнем подготовленности подразделения, а также задачами обучения, поставленными в текущем году.
Практические занятия целесообразно планировать по 6—7 учебных часов, классные занятия — 2 часа.
б) Подготовка подразделений
Подготовка подразделений к занятию включает:
— подготовку помощников руководителя;
— самоподготовку солдат.
Подготовка помощников руководителя проводится по теме предстоящих занятий в часы самоподготовки непосредственно под руководством руководителя занятия. При этом командиры отделений, как правило, должны получить инструктаж по методике и порядку проведения предстоящего занятия.
Личный состав накануне занятия в часы самоподготовки под руководством командиров отделений или заместителя командира взвода знакомится с темой занятия, изучает соответствующие разделы наставлений и руководств, изучает технику безопасности при действиях с материальной частью.
При необходимости с солдатами организуется повторение материала по ранее изученным темам.
в) Подготовка места занятия
Большинство специальных занятий проводится на реке. Место на реке должно обеспечивать поучительность занятия, способствовать качественной отработке учебных вопросов и достижению поставленных учебных целей.
Место занятия готовится заранее, т. е. на нем накануне занятия выполняется тот или иной объем инженерных за дач. В этом случае целесообразно планировать их так, чтобы оборудование места к предстоящему занятию можно было выполнить на предыдущих плановых занятиях по другим темам специальной подготовки по переправам, а также на занятиях по другим дисциплинам.
г) Составление плана-конспекта
План-конспект составляется заблаговременно и утверждается:
— у командиров отделений — командиром взвода;
— у командиров взводов — командиром роты.
В плане-конспекте указываются:
- тема и учебные цели,
- отрабатываемые учебные вопросы,
-состав обучаемых,
-время на проведение занятия,
- место его проведения,
-учебно-материальная база,
-учебные пособия
-ход занятия.
В разделе «Ход занятия» должны быть указаны: учебные вопросы, время на их отработку и краткое содержание учебных вопросов (или действия руководителя и обучаемых) .
При назначении времени, необходимого на отработку учебного вопроса, учитывается сложность изучаемых приемов и действий. При этом основная часть времени должна быть отведена на практическое обучение.
Краткое содержание вопросов излагается в произвольной форме. Целесообразно при этом для сокращения словесного изложения широко использовать простейшие эскизы, чертежи и схемы.
д) Подготовка материального обеспечения занятий
Подготовка учебно-материальной базы осуществляется старшим начальником и руководителем занятия исходя из отрабатываемой темы и поставленных учебных целей занятия. При этом перечень основной учебно-материальной базы и техники руководитель определяет в ходе подготовки занятия. Полностью состав учебно-материального обеспечения определяется после составления плана-конспекта занятия.
Учебно-материальную базу для отработки сравнительно сложных, объемных тем, таких, как «Устройство мостовых переправ», «Оборудование и содержание переправ в особых условиях» и др, требующих значительных затрат материальных средств, целесообразно готовить заранее распоряжением по части.
По темам, не требующим больших затрат материальных средств и времени на подготовку к их проведению, учебно-материальная база готовится распоряжением командира роты.
В обоих случаях необходимо широко использовать плановые занятия для подготовки учебно-материального обеспечения к последующим занятиям.
Материальную базу, использовавшуюся на занятии, после занятия необходимо привести в порядок.
ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ
Занятие начинается с построения взвода (роты). Руководитель в соответствии со ст. 26 Строевого устава проверяет наличие личного состава, его внешний вид, наличие и состояние материальной части и др.
Время, затрачиваемое на передвижение, должно использоваться для тренировки в отработке строевых приемов, строевой песни, выполнения нормативов и др.
По прибытии к месту занятия руководитель проверяет знание личным составом ранее отработанных вопросов, а затем объявляет тему занятия, учебные цеди, учебные вопросы и порядок их отработки. При этом необходимо напомнить и проверить знание личным: составом техники безопасности при действиях с материальной частью парка и при проведении занятий.
Темы, связанные с изучением действий номеров расчета с материальной частью, следует отрабатывать в такой последовательности: кратко пояснить порядок действий номеров расчета при сборке конструкций, одновременно осуществляя показ действий номеров на одном из расчетов (желательно из старослужащих солдат), затем производится отработка действий номеров расчета по элементам с указанием на допущенные ошибки и их исправлением. После этого организуются практические тренировки личного состава.
Руководитель занятия контролирует действия личного состава, особенно действия командиров отделений (расчетов). При неправильном выполнении приемов останавливает действия обучаемых, разъясняет их ошибки, если необходимо, лично показывает правильный прием и требует его повторения.
Непосредственное обучение личного состава ведут командиры отделений практическим показом, выполняя задачи совместно с солдатами. Целесообразно использовать старослужащих солдат в качестве инструкторов и старших расчетов.
После отработки учебного вопроса и занятия в целом командир взвода (роты) путем постановки контрольных вопросов должен убедиться в усвоении обучаемыми материала учебного вопроса (занятия).
В конце занятия производятся сборка материальной части, погрузка ее на машины и разбор занятия.
РАЗБОР ЗАНЯТИЯ
Разбор занятия производится в такой последовательности:
— напоминается тема и учебные цели занятия;
— кратко напоминаются основные положения наставлений, руководств и инструкций, касающихся данной темы;
— разбираются действия солдат и отделений, обращается внимание на характерные ошибки, недостатки и их влияние на результаты выполнения нормативов;
— отмечаются, в какой степени достигнуты учебные цели.
После своего разбора командир взвода (роты) предоставляет время командирам отделений (взводов) для проведения частного разбора в отделении (взводе), в ходе которого оцениваются действия каждого солдата.
В конце разбора руководитель занятия указывает, что необходимо изучить на самоподготовке и подготовить к следующему занятию.
2.Практическая подготовка к проведению занятия по переправам
(вариант)
«Утверждаю»
Командир ПДР
капитан В. Петров
« » 2010г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ Пдесв |по ПЕРЕПРАВАМ