ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 134
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основными источниками шума являются все виды транспорта (особенно автомобильный), промышленные объекты (различного рода машины, механизмы, технологическое оборудование и т. д.), работа лифтов, санитарно-технических систем (водоснабжение и канализация), радио- и телеаппаратура, музыкальных инструментов, а также само поведение людей. Как правило, находясь в своей квартире, человек острее реагирует на шумы, проникающие из соседних квартир, чем на звуки за окном.
Люди по-разному воспринимают шум в зависимости от возраста, эмоциональности, состояния нервной системы и пр. Он мешает работе, отдыху, нарушает сон. Шум является не только причиной развития глухоты, но и таких заболеваний, как гипертония, расстройство центральной нервной системы, язвы желудка и др.
Необходимы меры по ограничению шумовой нагрузки на психику человека в быту. Если промышленные предприятия должны ограничивать шум в цехах, то каждый из нас не может вести себя в своей квартире как угодно шумно. Только тогда, когда каждый, находясь дома, будет соблюдать прави-
65
ла общежития и весь шум, мешающий жильцам, будет проникать в дом лишь снаружи, только тогда можно будет требовать от местных властей мер борьбы с транспортным шумом;.
2.2. Безопасность в транспортно-дорожных ситуациях
Днем и ночью в железнодорожных поездах, автомобилях и автобусах, на морских и речных судах, на самолетах едут, плывут, летят по стране люди на заводы и стройки, в учебные заведения, на курорты и в туристические лагеря. В наше время трудно найти человека, который нё пользуется услугами различных видов транспорта.
Однако, развитие транспортной системы, повышение ее роли в обществе сопровождается и негативными факторами, среди которых наиболее отрицательными являются высокий уровень аварийности транспортных средств и дорожно-транспортных происшествий (ДТП).
Любое транспортное средство (ТС) источник повышенной опасности и человек, воспользовавшийся его услугами, находится в зоне повышенной опасности. Это связано с возможными ДТП, крушениями и авариями пассажирских поездов, воздушных и морских судов, травмами при посадке транспортное средство и в процессе его движения.
Каждый участник транспортного потока в силу неправильных действий либо поведения может создать .опасную транспортно-дорожную ситуацию как на самом транспортном средстве, так и вне его. При этом под участниками транспортного потока понимаются лица принимающие непосредственное участие в процессе движения как водитель (машинист, пилот и т. п.), пассажир транспортного средства, пешеход.
Не все ситуации разрешаются благополучно, значительная их часть заканчивается транспортными авариями. Транспортная авария — это происшествие повлекшее за собой гибель или телесные повреждения людей либо, повреждения транспортных средств, сооружений и грузов.
Многие аварии транспортных средств влекут за собой человеческие жертвы, которые можно разделить на две группы..
Первая группа — это люди, погибшие непосредственно при аварии (прямое и неизбежное следствие аварии). Число этих жертв может быть уменьшено применением мер предотвращения аварий и хорошей подготовкой лиц, управляющих и обслуживающих транспортные средства. Вторая группа — погибшие вследствие недостаточной эффективности спасательных средств и плохой организации спасательных операций. Число этих жертв может быть существенно уменьшено и даже (в идеале) сведено к нулю повышением эффективности спасательных средств, умелым их использованием, а также за счет своевременно оказанной помощи пострадавшим на месте аварии.
В целом транспортно-дорожная безопасность человека как пассажира и пешехода обеспечивается высоким уровнем профессиональной подготовки водителей (машинистов, пилотов), конструктивными свойствами транспортных средств, составляющих его техническую безопасность, а также строгим и неукоснительным выполнением пассажирами, пешеходами правил пользования различными видами транспорта и правил дорожного движения.
Безопасность конструкции ТС обеспечивается определенными техническими характеристиками его составных частей и элементов оборудования. Различают активную, пассивную и послеаварийную безопасность.
Активной безопасностью называется совокупность технических характеристик ТС, позволяющих предупредить или уменьшить вероятность возникновения транспортно-дорожных происшествий. Она зависит от тормозных и динамических качеств ТС, уровней внутреннего и внешнего шума, степени токсичности выхлопных газов, светотехнических характеристик, обзорности с места водителя и др.
Пассивная безопасность — это совокупность технических характеристик ТС, позволяющих уменьшить Тяжесть последствий транспортных аварий. Пассивную безопасность обеспечивают элементы оборудования ТС и его конструкции. К ним относятся травмобезопасные, имеющие мягкие накладки, панели приборов, обивки дверей, стоек, крыши, бамперы, ремни безопасности, разнообразные поручни, безосколочные стекла окон, специальная конструкция кузова, позволяющая сохранить «жизненное пространство» для водителя и пассажиров, устройства для экстренного открывания дверей и остановки транспортного средства и др.
Послеаварийная безопасность — это совокупность конструктивных и эксплуатационных свойств, направленных на предотвращение усугубляющих последствий после аварии.
67
Достаточное количество дверей, наличие аварийных выходов (дверей, люков), спасательных средств, первичных средств пожаротушения и другое позволяют обеспечить послеаварийную безопасность.
Большое значение во всех аварийных ситуациях имеют психологические факторы, наиболее опасный из них — эмоциональный стресс. Для пассажиров, совершенно не подготовленных психологически к неожиданным и суровым .обстоятельствам аварий, эти факторы часто играют определенную роль.
Замечено, что люди, которые знают возможные аварийные ситуации, а также знают что делать при их возникновении, более склонны к быстрой реакции и выполнению всего того, что требуется для их спасения. Кроме того, они менее склонны совершать ошибки во время действительной аварийной ситуации.
Лучший способ повысить личную. транспортно-дорожную безопасность — это не создавать аварийные ситуации, а в случае их возникновения (независимо вследствие чего она возникла) успешно им противодействовать. Последнее, в свою очередь, зависит от знания пассажирами потенциальных аварийных ситуаций, характерных для того или иного вида транспорта, средств индивидуальной и коллективной защиты, находящихся на ТС, и способов их использования.
В единой транспортной системе важное место занимает городской транспорт. Он представлен различными видами транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов по городу. Это автобусы, трамваи, троллейбусы, такси, а также грузовые и личные автомобили.
Интенсивность транспортных потоков, низкая квалификация водителей, недисциплинированность участников дорожного движения и другие обстоятельства являются причиной огромного количества аварий (в основном автодорожных), многие из которых заканчиваются трагически.
Основными видами аварий городского транспорта являются: опрокидывания, столкновения между собой транспортных средств, наезды на пешеходов, животных и неподвижные препятствия.
В настоящее время автомобильный транспорт стал наиболее опасным по сравнению с остальными видами транспорта. Например, на 1 млрд. пасс./км на автомобильном транспорте приходится 20 погибших, на воздушном — 6, на железнодорожном — 2.
68
Жертвами аварий являются водители, пассажиры и пешеходы. Последствиями аварий могут явиться их ранения и смерть. По статистическим данным, на месте происшествия гибнет около 65%; общего количества человеческих жертв, причем более 2/3 из них погибает внутри транспортного средства (водители, пассажиры). Большой процент гибели на месте аварии является следствием неспособности окружающих оказать пострадавшим первую помощь.
Ниже приводятся рекомендации, выполнение которых должно увеличить шансы пешехода и пассажира избежать аварийных ситуаций, а в случае их возникновения — выйти с меньшим ущербом для здоровья.
Возьмите себе за правило двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, а где их нет — по обочине. Вне населенных пунктов при движении по обочине или краю проезжей части идите навстречу движению транспортных средств.
Проезжую часть пересекайте по пешеходным переходам, в том числе по подземным и наземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка переходите дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участке, где она хорошо просматривается в обе стороны.
В местах, где движение, регулируется, руководствуйтесь сигналами светофора или регулировщика. В других случаях выходите на проезжую часть только после того, как убедитесь, что переход безопасен и вы не создадите помех транспортным средствам.
Не выходите из-за стоящего транспортного средства или другого препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии транспортных средств.
Ожидайте общественный транспорт на посадочных площадках, а при. их отсутствии на тротуаре или обочине.
При пользовании общественным трнспортом придерживайтесь следующих правил. Садитесь в транспортное средство и выходите после полной его остановки.
Старайтесь занять место в средней части салона у стенки, а не в проходе. Избегайте становиться около дверей, никогда не используйте их как опору. Чтобы исключить опасные соударения с деталями внутреннего оборудования транспортных средств, держитесь за вертикальные и горизонтальные поручни, дуги спинок кресел, используйте ремни безопасности и т. п. Во время движения не отвлекайте водителя от уп- равления транспортным средством. Не засыпайте во время движения, потому что при резком изменении скорости можно получить травму шеи, .а также опоздать со своевременной и адекватной реакцией на аварийную ситуацию.
Если вы поняли, что авария неизбежна, займите соответствующее фиксированное положение. Фиксированная поза значительно уменьшает вероятность получения травм в том случае, если вам удастся так компактно расположить голову, руки и ноги, чтобы они оказались зажатыми При аварии. Например, если вы сидите в кресле, то наклонитесь, вперед и положите в скрещенном положении ваши руки на кресло, расположенное впереди вас. Прижмите голову к рукам. Продвиньте, ноги вперед, насколько это можно, но не пытайтесь просунуть их под кресло, находящееся перед вами, так как если кресло сломается, оно может повредить ваши ноги
Заставьте себя сохранить спокойствие и не делать ничего, что может дезорганизовать окружающих (не кричите и не мечитесь).
Если с вами не произошло ничего серьезного, помогите пострадавшим, организуйте первую помощь. Если необходимо, вызовите «Скорую медицинскую помощь» и сообщите о случившемся в милицию.
Среди общественного транспорта в крупных городах особое место занимает метрополитен, который является транспортным средством повышенной Опасности. Риск для жизни людей, пользующихся метрополитеном, возникает при движении на эскалаторе, ожидании поезда на платформе, а также при проезде в вагоне поезда.
Широкое использование пластмасс в конструкциях вагонов, мощная система электроснабжения значительно повышают вероятность возникновения пожаров в тоннелях метрополитенов, которые считаются одними из. самых страшных бедствий. Из-за замкнутости объема тоннеля дым и токсичные продукты горения быстро образуют смертельно опасные концентрации. Эвакуация пассажиров из тоннеля является трудным делом: выход через боковые двери вагонов на рельсы и пеший переход до ближайшей станции, по путям в условиях ослабленной освещенности из-за задымленности потребует немало времени большое скопление людей на станциях способствует возникновению паники во время пожара.
Лучший способ избежать неприятностей — соблюдение несложных Правил пользования метрополитеном.
70
При нахождении на эскалаторе следует стоять справа, лицом по направлению движения, держась за поручень, проходить с левой, стороны; не следует бежать по эскалатору, сидеть на его ступеньках, прикасаться к неподвижным частям балюстрады эскалатора. Не задерживайтесь при сходе с эскалатора, при этом не забывайте своевременно поднимать коляски, тележки, сумки на колесах и вещи.
На платформе, в ожидании поезда, следует размещаться равномерно по длине поезда, не заходя при этом за ограничительную линию у края платформы. Не спускайтесь на пути; при необходимости поднять с путей оброненную вещь, обращайтесь к дежурному по станции.
Не подходите к вагону до полной остановки поезда. Заходите в вагон быстро, но без суеты. Старайтесь занять место в средней части вагона. Избегайте становиться непосредственно у дверей, никогда не используйте их как опору. Не задерживайте закрытие и открытие дверей на остановках. Воздержитесь от перевозки пожаро-, взрывоопасных и токсичных веществ и материалов. В случае возникновения опасности для жизни людей или угрозе безопасности движения через переговорное устройство сообщите об этом машинисту поезда. При остановке поезда на перегоне сохраняйте спокойствие; при длительной стоянке (более 10 мин.) получите необходимую информацию от поездной бригады.
Воздушный транспорт. Обеспечение безопасности полетов являлось основной проблемой с момента возникновения авиации. В отличие от других транспортных средств отказ летательного аппарата практически неизбежно приводит к катастрофическому исходу. В среднем каждый год в мире происходит 60 авиакатастроф, в 35 из которых гибнут все пассажиры и экипаж. Однако сравнительный риск полетов свидетельствует о другом: ежегодно в мире на дорогах гибнет около 300_тыс. человек, в то время как в авиакатастрофах — менее 2000. Риск попасть под машину в 10—15 раз выше риска погибнуть в авиакатастрофе.
Анализ авиакатастроф в мировом масштабе показывает, что в общем шансы на спасение в авиакатастрофах при полетах на крупных реактивных лайнерах выше, по сравнению с небольшими самолетами; если экстремальная ситуация настигает на территории аэропорта — выше, чем за его пределами, когда шансы выживания, как правило, минимальны; если на борту потерпевшего крушение лайнера есть выжившие, то их число обычно превышает число погибших. В зави- симости от силы удара, прочности сиденья, эффективности действия ремней безопасности и от того, возникает или нет на борту в результате катастрофы пожар, пассажиры получают различные повреждения: от слабого неврогенного шока до тяжелых множественных травм.
Люди по-разному воспринимают шум в зависимости от возраста, эмоциональности, состояния нервной системы и пр. Он мешает работе, отдыху, нарушает сон. Шум является не только причиной развития глухоты, но и таких заболеваний, как гипертония, расстройство центральной нервной системы, язвы желудка и др.
Необходимы меры по ограничению шумовой нагрузки на психику человека в быту. Если промышленные предприятия должны ограничивать шум в цехах, то каждый из нас не может вести себя в своей квартире как угодно шумно. Только тогда, когда каждый, находясь дома, будет соблюдать прави-
65
ла общежития и весь шум, мешающий жильцам, будет проникать в дом лишь снаружи, только тогда можно будет требовать от местных властей мер борьбы с транспортным шумом;.
2.2. Безопасность в транспортно-дорожных ситуациях
Днем и ночью в железнодорожных поездах, автомобилях и автобусах, на морских и речных судах, на самолетах едут, плывут, летят по стране люди на заводы и стройки, в учебные заведения, на курорты и в туристические лагеря. В наше время трудно найти человека, который нё пользуется услугами различных видов транспорта.
Однако, развитие транспортной системы, повышение ее роли в обществе сопровождается и негативными факторами, среди которых наиболее отрицательными являются высокий уровень аварийности транспортных средств и дорожно-транспортных происшествий (ДТП).
Любое транспортное средство (ТС) источник повышенной опасности и человек, воспользовавшийся его услугами, находится в зоне повышенной опасности. Это связано с возможными ДТП, крушениями и авариями пассажирских поездов, воздушных и морских судов, травмами при посадке транспортное средство и в процессе его движения.
Каждый участник транспортного потока в силу неправильных действий либо поведения может создать .опасную транспортно-дорожную ситуацию как на самом транспортном средстве, так и вне его. При этом под участниками транспортного потока понимаются лица принимающие непосредственное участие в процессе движения как водитель (машинист, пилот и т. п.), пассажир транспортного средства, пешеход.
Не все ситуации разрешаются благополучно, значительная их часть заканчивается транспортными авариями. Транспортная авария — это происшествие повлекшее за собой гибель или телесные повреждения людей либо, повреждения транспортных средств, сооружений и грузов.
Многие аварии транспортных средств влекут за собой человеческие жертвы, которые можно разделить на две группы..
Первая группа — это люди, погибшие непосредственно при аварии (прямое и неизбежное следствие аварии). Число этих жертв может быть уменьшено применением мер предотвращения аварий и хорошей подготовкой лиц, управляющих и обслуживающих транспортные средства. Вторая группа — погибшие вследствие недостаточной эффективности спасательных средств и плохой организации спасательных операций. Число этих жертв может быть существенно уменьшено и даже (в идеале) сведено к нулю повышением эффективности спасательных средств, умелым их использованием, а также за счет своевременно оказанной помощи пострадавшим на месте аварии.
В целом транспортно-дорожная безопасность человека как пассажира и пешехода обеспечивается высоким уровнем профессиональной подготовки водителей (машинистов, пилотов), конструктивными свойствами транспортных средств, составляющих его техническую безопасность, а также строгим и неукоснительным выполнением пассажирами, пешеходами правил пользования различными видами транспорта и правил дорожного движения.
Безопасность конструкции ТС обеспечивается определенными техническими характеристиками его составных частей и элементов оборудования. Различают активную, пассивную и послеаварийную безопасность.
Активной безопасностью называется совокупность технических характеристик ТС, позволяющих предупредить или уменьшить вероятность возникновения транспортно-дорожных происшествий. Она зависит от тормозных и динамических качеств ТС, уровней внутреннего и внешнего шума, степени токсичности выхлопных газов, светотехнических характеристик, обзорности с места водителя и др.
Пассивная безопасность — это совокупность технических характеристик ТС, позволяющих уменьшить Тяжесть последствий транспортных аварий. Пассивную безопасность обеспечивают элементы оборудования ТС и его конструкции. К ним относятся травмобезопасные, имеющие мягкие накладки, панели приборов, обивки дверей, стоек, крыши, бамперы, ремни безопасности, разнообразные поручни, безосколочные стекла окон, специальная конструкция кузова, позволяющая сохранить «жизненное пространство» для водителя и пассажиров, устройства для экстренного открывания дверей и остановки транспортного средства и др.
Послеаварийная безопасность — это совокупность конструктивных и эксплуатационных свойств, направленных на предотвращение усугубляющих последствий после аварии.
67
Достаточное количество дверей, наличие аварийных выходов (дверей, люков), спасательных средств, первичных средств пожаротушения и другое позволяют обеспечить послеаварийную безопасность.
Большое значение во всех аварийных ситуациях имеют психологические факторы, наиболее опасный из них — эмоциональный стресс. Для пассажиров, совершенно не подготовленных психологически к неожиданным и суровым .обстоятельствам аварий, эти факторы часто играют определенную роль.
Замечено, что люди, которые знают возможные аварийные ситуации, а также знают что делать при их возникновении, более склонны к быстрой реакции и выполнению всего того, что требуется для их спасения. Кроме того, они менее склонны совершать ошибки во время действительной аварийной ситуации.
Лучший способ повысить личную. транспортно-дорожную безопасность — это не создавать аварийные ситуации, а в случае их возникновения (независимо вследствие чего она возникла) успешно им противодействовать. Последнее, в свою очередь, зависит от знания пассажирами потенциальных аварийных ситуаций, характерных для того или иного вида транспорта, средств индивидуальной и коллективной защиты, находящихся на ТС, и способов их использования.
В единой транспортной системе важное место занимает городской транспорт. Он представлен различными видами транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов по городу. Это автобусы, трамваи, троллейбусы, такси, а также грузовые и личные автомобили.
Интенсивность транспортных потоков, низкая квалификация водителей, недисциплинированность участников дорожного движения и другие обстоятельства являются причиной огромного количества аварий (в основном автодорожных), многие из которых заканчиваются трагически.
Основными видами аварий городского транспорта являются: опрокидывания, столкновения между собой транспортных средств, наезды на пешеходов, животных и неподвижные препятствия.
В настоящее время автомобильный транспорт стал наиболее опасным по сравнению с остальными видами транспорта. Например, на 1 млрд. пасс./км на автомобильном транспорте приходится 20 погибших, на воздушном — 6, на железнодорожном — 2.
68
Жертвами аварий являются водители, пассажиры и пешеходы. Последствиями аварий могут явиться их ранения и смерть. По статистическим данным, на месте происшествия гибнет около 65%; общего количества человеческих жертв, причем более 2/3 из них погибает внутри транспортного средства (водители, пассажиры). Большой процент гибели на месте аварии является следствием неспособности окружающих оказать пострадавшим первую помощь.
Ниже приводятся рекомендации, выполнение которых должно увеличить шансы пешехода и пассажира избежать аварийных ситуаций, а в случае их возникновения — выйти с меньшим ущербом для здоровья.
Возьмите себе за правило двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, а где их нет — по обочине. Вне населенных пунктов при движении по обочине или краю проезжей части идите навстречу движению транспортных средств.
Проезжую часть пересекайте по пешеходным переходам, в том числе по подземным и наземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка переходите дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участке, где она хорошо просматривается в обе стороны.
В местах, где движение, регулируется, руководствуйтесь сигналами светофора или регулировщика. В других случаях выходите на проезжую часть только после того, как убедитесь, что переход безопасен и вы не создадите помех транспортным средствам.
Не выходите из-за стоящего транспортного средства или другого препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии транспортных средств.
Ожидайте общественный транспорт на посадочных площадках, а при. их отсутствии на тротуаре или обочине.
При пользовании общественным трнспортом придерживайтесь следующих правил. Садитесь в транспортное средство и выходите после полной его остановки.
Старайтесь занять место в средней части салона у стенки, а не в проходе. Избегайте становиться около дверей, никогда не используйте их как опору. Чтобы исключить опасные соударения с деталями внутреннего оборудования транспортных средств, держитесь за вертикальные и горизонтальные поручни, дуги спинок кресел, используйте ремни безопасности и т. п. Во время движения не отвлекайте водителя от уп- равления транспортным средством. Не засыпайте во время движения, потому что при резком изменении скорости можно получить травму шеи, .а также опоздать со своевременной и адекватной реакцией на аварийную ситуацию.
Если вы поняли, что авария неизбежна, займите соответствующее фиксированное положение. Фиксированная поза значительно уменьшает вероятность получения травм в том случае, если вам удастся так компактно расположить голову, руки и ноги, чтобы они оказались зажатыми При аварии. Например, если вы сидите в кресле, то наклонитесь, вперед и положите в скрещенном положении ваши руки на кресло, расположенное впереди вас. Прижмите голову к рукам. Продвиньте, ноги вперед, насколько это можно, но не пытайтесь просунуть их под кресло, находящееся перед вами, так как если кресло сломается, оно может повредить ваши ноги
Заставьте себя сохранить спокойствие и не делать ничего, что может дезорганизовать окружающих (не кричите и не мечитесь).
Если с вами не произошло ничего серьезного, помогите пострадавшим, организуйте первую помощь. Если необходимо, вызовите «Скорую медицинскую помощь» и сообщите о случившемся в милицию.
Среди общественного транспорта в крупных городах особое место занимает метрополитен, который является транспортным средством повышенной Опасности. Риск для жизни людей, пользующихся метрополитеном, возникает при движении на эскалаторе, ожидании поезда на платформе, а также при проезде в вагоне поезда.
Широкое использование пластмасс в конструкциях вагонов, мощная система электроснабжения значительно повышают вероятность возникновения пожаров в тоннелях метрополитенов, которые считаются одними из. самых страшных бедствий. Из-за замкнутости объема тоннеля дым и токсичные продукты горения быстро образуют смертельно опасные концентрации. Эвакуация пассажиров из тоннеля является трудным делом: выход через боковые двери вагонов на рельсы и пеший переход до ближайшей станции, по путям в условиях ослабленной освещенности из-за задымленности потребует немало времени большое скопление людей на станциях способствует возникновению паники во время пожара.
Лучший способ избежать неприятностей — соблюдение несложных Правил пользования метрополитеном.
70
При нахождении на эскалаторе следует стоять справа, лицом по направлению движения, держась за поручень, проходить с левой, стороны; не следует бежать по эскалатору, сидеть на его ступеньках, прикасаться к неподвижным частям балюстрады эскалатора. Не задерживайтесь при сходе с эскалатора, при этом не забывайте своевременно поднимать коляски, тележки, сумки на колесах и вещи.
На платформе, в ожидании поезда, следует размещаться равномерно по длине поезда, не заходя при этом за ограничительную линию у края платформы. Не спускайтесь на пути; при необходимости поднять с путей оброненную вещь, обращайтесь к дежурному по станции.
Не подходите к вагону до полной остановки поезда. Заходите в вагон быстро, но без суеты. Старайтесь занять место в средней части вагона. Избегайте становиться непосредственно у дверей, никогда не используйте их как опору. Не задерживайте закрытие и открытие дверей на остановках. Воздержитесь от перевозки пожаро-, взрывоопасных и токсичных веществ и материалов. В случае возникновения опасности для жизни людей или угрозе безопасности движения через переговорное устройство сообщите об этом машинисту поезда. При остановке поезда на перегоне сохраняйте спокойствие; при длительной стоянке (более 10 мин.) получите необходимую информацию от поездной бригады.
Воздушный транспорт. Обеспечение безопасности полетов являлось основной проблемой с момента возникновения авиации. В отличие от других транспортных средств отказ летательного аппарата практически неизбежно приводит к катастрофическому исходу. В среднем каждый год в мире происходит 60 авиакатастроф, в 35 из которых гибнут все пассажиры и экипаж. Однако сравнительный риск полетов свидетельствует о другом: ежегодно в мире на дорогах гибнет около 300_тыс. человек, в то время как в авиакатастрофах — менее 2000. Риск попасть под машину в 10—15 раз выше риска погибнуть в авиакатастрофе.
Анализ авиакатастроф в мировом масштабе показывает, что в общем шансы на спасение в авиакатастрофах при полетах на крупных реактивных лайнерах выше, по сравнению с небольшими самолетами; если экстремальная ситуация настигает на территории аэропорта — выше, чем за его пределами, когда шансы выживания, как правило, минимальны; если на борту потерпевшего крушение лайнера есть выжившие, то их число обычно превышает число погибших. В зави- симости от силы удара, прочности сиденья, эффективности действия ремней безопасности и от того, возникает или нет на борту в результате катастрофы пожар, пассажиры получают различные повреждения: от слабого неврогенного шока до тяжелых множественных травм.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Обычно травмы у выживших в авиакатастрофе включают в себя повреждения тазовых органов, органов брюшной полости и грудной клетки, ранения головы и шеи, ожоги, переломы (особенно нижних конечностей) и асфикцию, происходящую в результате вдыхания цианистого водорода, выделяющегося при горении пластиковых материалов корпуса самолета. Кроме того отмечено, что 1/3 выживших в катастрофе страдает в дальнейшем от долговременных нарушений, включающих психическую травму в результате испытанного ужаса. Такое эмоциональное нарушение может проявиться спустя месяцы и даже годы после катастрофы.
Некоторые травмы, получаемые пассажирами, можно из- бежать, если знать заранее, что надо делать, и сделать это» вовремя.
Ниже приводятся рекомендации, выполнение которых должно увеличить шансы пассажиров на спасение в любой аварийной ситуации — в полете, на земле или на воде, а также при захвате самолета террористами.
Решив воспользоваться услугами воздушного транспорта, подумайте какую верхнюю одежду и обувь (5рать в дорогу. Во всяком случае надевайте пальто (пиджак, жакет), сделанное из трудновозгораемого и труднорасплавляемого материала. Избегайте носить туфли на высоких каблуках, но если вы их надели и придется воспользоваться надувным спасательным трапом, то несите их с- собой, когда будете покидать самолет. Как только вы окажетесь за бортом, наденьте их снова.
Если у вас есть возможность выбрать местоположение вашего кресла, выбирайте то, что расположено рядом с выходом и по возможности ближе к середине или хвосту самолета. При каждом взлете и посадке, следите за тем, чтобы ваш ремень безопасности был плотно натянут у ваших бедер. Знайте, где располагаются выходы (основные и аварийные) на вашем самолете, как они открываются и когда их не надо открывать (не открывают тогда, когда за бортом непосредственно у выхода пожар или густой дым).
Продумайте, какое фиксированное положение вам следует занять, если произойдет авария. Это положение зависит не 72
только от того, сидите ли вы лицом вперед или назад, но и от того, на каком расстоянии находится ваше кресло от расположенного впереди вас кресла. Важным фактором, определяющим вашу выживаемость в аварии, является то обстоятельство, зафиксировали ли вы себя в подходящем положении.
Будьте в курсе событий, происходящих за бортом самолета. Если происходящее за бортом указывает на то, что аварийная посадка неизбежна, займите нужную фиксированную позу.
Если значительная часть вашего полета проходит над водной поверхностью, вам следует знать до взлета, какого рода индивидуальные плавсредства имеются на борту самолета и порядок пользования ими. Если предполагается, что вам понадобится спасательный жилет, надлежит удостовериться, что он находится рядом с вашим креслом.
Если произошел пожар в полете, не надо впадать в состояние безысходности и терять всякую надежду на спасение, даже если пожар достаточно обширный и кабина заполняется дымом. Если у вас есть время, чтобы подготовиться к аварийной посадке, то защититесь от огня, покрыв как можно большую часть вашей кожи одеждой. Как можно меньше дышите воздухом, который содержит дым. Если самолет совершил вынужденную посадку, быстро двигайтесь к выходу». Если из-за сильной задымленности трудно видеть или дышать, пригнитесь или ползите к выходу на четвереньках, но двигайтесь быстро. Не бросайтесь сквозь стену огня, пока не будете абсолютно уверены, что нет другого пути эвакуации. Не следует думать, что стена огня тонка, а также что по ту сторону огненной стены все гладко. Оказавшись за бортом самолета, окажите помощь другим по быстрой эвакуации и не оставайтесь близко к самолету.
Пассажиры и экипаж самолета могут оказаться в экстремальной ситуации иного плана, например, самолет захвачен террористами. Что делать в этом случае?
В захваченном террористами самолете оставайтесь на своем месте, постарайтесь не привлекать к себе внимания, постарайтесь занять себя чтением, письмом, разговорами. Только не задавайте вопросов террористам и не смотрите им в глаза. Выполняйте требования террористов, не создавая конфликтных ситуаций, спрашивайте разрешения передвинуться, сходить в туалет, открыть сумочку и т. п. Попросите террористов освободить детей, женщин и престарелых, попро-
Некоторые травмы, получаемые пассажирами, можно из- бежать, если знать заранее, что надо делать, и сделать это» вовремя.
Ниже приводятся рекомендации, выполнение которых должно увеличить шансы пассажиров на спасение в любой аварийной ситуации — в полете, на земле или на воде, а также при захвате самолета террористами.
Решив воспользоваться услугами воздушного транспорта, подумайте какую верхнюю одежду и обувь (5рать в дорогу. Во всяком случае надевайте пальто (пиджак, жакет), сделанное из трудновозгораемого и труднорасплавляемого материала. Избегайте носить туфли на высоких каблуках, но если вы их надели и придется воспользоваться надувным спасательным трапом, то несите их с- собой, когда будете покидать самолет. Как только вы окажетесь за бортом, наденьте их снова.
Если у вас есть возможность выбрать местоположение вашего кресла, выбирайте то, что расположено рядом с выходом и по возможности ближе к середине или хвосту самолета. При каждом взлете и посадке, следите за тем, чтобы ваш ремень безопасности был плотно натянут у ваших бедер. Знайте, где располагаются выходы (основные и аварийные) на вашем самолете, как они открываются и когда их не надо открывать (не открывают тогда, когда за бортом непосредственно у выхода пожар или густой дым).
Продумайте, какое фиксированное положение вам следует занять, если произойдет авария. Это положение зависит не 72
только от того, сидите ли вы лицом вперед или назад, но и от того, на каком расстоянии находится ваше кресло от расположенного впереди вас кресла. Важным фактором, определяющим вашу выживаемость в аварии, является то обстоятельство, зафиксировали ли вы себя в подходящем положении.
Будьте в курсе событий, происходящих за бортом самолета. Если происходящее за бортом указывает на то, что аварийная посадка неизбежна, займите нужную фиксированную позу.
Если значительная часть вашего полета проходит над водной поверхностью, вам следует знать до взлета, какого рода индивидуальные плавсредства имеются на борту самолета и порядок пользования ими. Если предполагается, что вам понадобится спасательный жилет, надлежит удостовериться, что он находится рядом с вашим креслом.
Если произошел пожар в полете, не надо впадать в состояние безысходности и терять всякую надежду на спасение, даже если пожар достаточно обширный и кабина заполняется дымом. Если у вас есть время, чтобы подготовиться к аварийной посадке, то защититесь от огня, покрыв как можно большую часть вашей кожи одеждой. Как можно меньше дышите воздухом, который содержит дым. Если самолет совершил вынужденную посадку, быстро двигайтесь к выходу». Если из-за сильной задымленности трудно видеть или дышать, пригнитесь или ползите к выходу на четвереньках, но двигайтесь быстро. Не бросайтесь сквозь стену огня, пока не будете абсолютно уверены, что нет другого пути эвакуации. Не следует думать, что стена огня тонка, а также что по ту сторону огненной стены все гладко. Оказавшись за бортом самолета, окажите помощь другим по быстрой эвакуации и не оставайтесь близко к самолету.
Пассажиры и экипаж самолета могут оказаться в экстремальной ситуации иного плана, например, самолет захвачен террористами. Что делать в этом случае?
В захваченном террористами самолете оставайтесь на своем месте, постарайтесь не привлекать к себе внимания, постарайтесь занять себя чтением, письмом, разговорами. Только не задавайте вопросов террористам и не смотрите им в глаза. Выполняйте требования террористов, не создавая конфликтных ситуаций, спрашивайте разрешения передвинуться, сходить в туалет, открыть сумочку и т. п. Попросите террористов освободить детей, женщин и престарелых, попро-