Файл: Основы безопасности жизнедеятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основными источниками шума являются все виды транс­порта (особенно автомобильный), промышленные объекты (различного рода машины, механизмы, технологическое обо­рудование и т. д.), работа лифтов, санитарно-технических си­стем (водоснабжение и канализация), радио- и телеаппара­тура, музыкальных инструментов, а также само поведение людей. Как правило, находясь в своей квартире, человек острее реагирует на шумы, проникающие из соседних квар­тир, чем на звуки за окном.

Люди по-разному воспринимают шум в зависимости от возраста, эмоциональности, состояния нервной системы и пр. Он мешает работе, отдыху, нарушает сон. Шум является не только причиной развития глухоты, но и таких заболеваний, как гипертония, расстройство центральной нервной системы, язвы желудка и др.

Необходимы меры по ограничению шумовой нагрузки на психику человека в быту. Если промышленные предприятия должны ограничивать шум в цехах, то каждый из нас не мо­жет вести себя в своей квартире как угодно шумно. Только тогда, когда каждый, находясь дома, будет соблюдать прави-

65

ла общежития и весь шум, мешающий жильцам, будет прони­кать в дом лишь снаружи, только тогда можно будет требо­вать от местных властей мер борьбы с транспортным шумом;.

2.2. Безопасность в транспортно-дорожных ситуациях

Днем и ночью в железнодорожных поездах, автомобилях и автобусах, на морских и речных судах, на самолетах едут, плывут, летят по стране люди на заводы и стройки, в учеб­ные заведения, на курорты и в туристические лагеря. В наше время трудно найти человека, который нё пользуется услуга­ми различных видов транспорта.

Однако, развитие транспортной системы, повышение ее роли в обществе сопровождается и негативными факторами, среди которых наиболее отрицательными являются высокий уровень аварийности транспортных средств и дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

Любое транспортное средство (ТС) источник повышен­ной опасности и человек, воспользовавшийся его услугами, находится в зоне повышенной опасности. Это связано с воз­можными ДТП, крушениями и авариями пассажирских поез­дов, воздушных и морских судов, травмами при посадке транспортное средство и в процессе его движения.

Каждый участник транспортного потока в силу неправильных действий либо поведения может создать .опасную транспортно-дорожную ситуацию как на самом транспорт­ном средстве, так и вне его. При этом под участниками транспортного потока понимаются лица принимающие непосредст­венное участие в процессе движения как водитель (маши­нист, пилот и т. п.), пассажир транспортного средства, пе­шеход.


Не все ситуации разрешаются благополучно, значитель­ная их часть заканчивается транспортными авариями. Транс­портная авария — это происшествие повлекшее за собой ги­бель или телесные повреждения людей либо, повреждения транспортных средств, сооружений и грузов.

Многие аварии транспортных средств влекут за собой че­ловеческие жертвы, которые можно разделить на две группы..

Первая группа — это люди, погибшие непосредственно при аварии (прямое и неизбежное следствие аварии). Число этих жертв может быть уменьшено применением мер предотвра­щения аварий и хорошей подготовкой лиц, управляющих и обслуживающих транспортные средства. Вторая группа — по­гибшие вследствие недостаточной эффективности спасатель­ных средств и плохой организации спасательных операций. Число этих жертв может быть существенно уменьшено и даже (в идеале) сведено к нулю повышением эффективности спаса­тельных средств, умелым их использованием, а также за счет своевременно оказанной помощи пострадавшим на месте аварии.

В целом транспортно-дорожная безопасность человека как пассажира и пешехода обеспечивается высоким уровнем профессиональной подготовки водителей (машинистов, пило­тов), конструктивными свойствами транспортных средств, со­ставляющих его техническую безопасность, а также строгим и неукоснительным выполнением пассажирами, пешеходами правил пользования различными видами транспорта и пра­вил дорожного движения.

Безопасность конструкции ТС обеспечивается определен­ными техническими характеристиками его составных частей и элементов оборудования. Различают активную, пассивную и послеаварийную безопасность.

Активной безопасностью называется совокупность техни­ческих характеристик ТС, позволяющих предупредить или уменьшить вероятность возникновения транспортно-дорожных происшествий. Она зависит от тормозных и динамиче­ских качеств ТС, уровней внутреннего и внешнего шума, сте­пени токсичности выхлопных газов, светотехнических харак­теристик, обзорности с места водителя и др.

Пассивная безопасность — это совокупность технических характеристик ТС, позволяющих уменьшить Тяжесть послед­ствий транспортных аварий. Пассивную безопасность обеспе­чивают элементы оборудования ТС и его конструкции. К ним относятся травмобезопасные, имеющие мягкие накладки, па­нели приборов, обивки дверей, стоек, крыши, бамперы, ремни безопасности, разнообразные поручни, безосколочные стекла окон, специальная конструкция кузова, позволяющая сохра­нить «жизненное пространство» для водителя и пассажиров, устройства для экстренного открывания дверей и остановки транспортного средства и др.


Послеаварийная безопасность — это совокупность конст­руктивных и эксплуатационных свойств, направленных на предотвращение усугубляющих последствий после аварии.

67

Достаточное количество дверей, наличие аварийных выходов (дверей, люков), спасательных средств, первичных средств пожаротушения и другое позволяют обеспечить послеаварийную безопасность.

Большое значение во всех аварийных ситуациях имеют психологические факторы, наиболее опасный из них — эмо­циональный стресс. Для пассажиров, совершенно не подго­товленных психологически к неожиданным и суровым .об­стоятельствам аварий, эти факторы часто играют определен­ную роль.

Замечено, что люди, которые знают возможные аварий­ные ситуации, а также знают что делать при их возникнове­нии, более склонны к быстрой реакции и выполнению всего того, что требуется для их спасения. Кроме того, они менее склонны совершать ошибки во время действительной аварий­ной ситуации.

Лучший способ повысить личную. транспортно-дорожную безопасность — это не создавать аварийные ситуации, а в слу­чае их возникновения (независимо вследствие чего она воз­никла) успешно им противодействовать. Последнее, в свою очередь, зависит от знания пассажирами потенциальных ава­рийных ситуаций, характерных для того или иного вида транспорта, средств индивидуальной и коллективной защиты, находящихся на ТС, и способов их использования.

В единой транспортной системе важное место занимает городской транспорт. Он представлен различными видами транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажи­ров и грузов по городу. Это автобусы, трамваи, троллей­бусы, такси, а также грузовые и личные автомобили.

Интенсивность транспортных потоков, низкая квалифика­ция водителей, недисциплинированность участников дорожно­го движения и другие обстоятельства являются причиной ог­ромного количества аварий (в основном автодорожных), мно­гие из которых заканчиваются трагически.

Основными видами аварий городского транспорта явля­ются: опрокидывания, столкновения между собой транспорт­ных средств, наезды на пешеходов, животных и неподвижные препятствия.

В настоящее время автомобильный транспорт стал наибо­лее опасным по сравнению с остальными видами транспорта. Например, на 1 млрд. пасс./км на автомобильном транспорте приходится 20 погибших, на воздушном — 6, на железнодо­рожном — 2.

68

Жертвами аварий являются водители, пассажиры и пеше­ходы. Последствиями аварий могут явиться их ранения и смерть. По статистическим данным, на месте происшествия гибнет около 65%; общего количества человеческих жертв, причем более 2/3 из них погибает внутри транспортного средства (водители, пассажиры). Большой процент гибели на месте аварии является следствием неспособности окру­жающих оказать пострадавшим первую помощь.

Ниже приводятся рекомендации, выполнение которых должно увеличить шансы пешехода и пассажира избежать аварийных ситуаций, а в случае их возникновения — выйти с меньшим ущербом для здоровья.

Возьмите себе за правило двигаться по тротуарам или пе­шеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, а где их нет — по обочине. Вне населенных пунктов при движении по обочине или краю проезжей части идите навстречу движе­нию транспортных средств.

Проезжую часть пересекайте по пешеходным переходам, в том числе по подземным и наземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин. При отсут­ствии в зоне видимости перехода или перекрестка переходите дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участке, где она хорошо просматривается в обе стороны.

В местах, где движение, регулируется, руководствуйтесь сигналами светофора или регулировщика. В других случаях выходите на проезжую часть только после того, как убеди­тесь, что переход безопасен и вы не создадите помех транс­портным средствам.

Не выходите из-за стоящего транспортного средства или другого препятствия, ограничивающего обзорность, не убе­дившись в отсутствии транспортных средств.

Ожидайте общественный транспорт на посадочных пло­щадках, а при. их отсутствии на тротуаре или обочине.

При пользовании общественным трнспортом придерживай­тесь следующих правил. Садитесь в транспортное средство и выходите после полной его остановки.

Старайтесь занять место в средней части салона у стенки, а не в проходе. Избегайте становиться около дверей, никогда не используйте их как опору. Чтобы исключить опасные со­ударения с деталями внутреннего оборудования транспорт­ных средств, держитесь за вертикальные и горизонтальные поручни, дуги спинок кресел, используйте ремни безопасно­сти и т. п. Во время движения не отвлекайте водителя от уп- равления транспортным средством. Не засыпайте во время движения, потому что при резком изменении скорости можно получить травму шеи, .а также опоздать со своевременной и адекватной реакцией на аварийную ситуацию.

Если вы поняли, что авария неизбежна, займите соответ­ствующее фиксированное положение. Фиксированная поза значительно уменьшает вероятность получения травм в том случае, если вам удастся так компактно расположить голову, руки и ноги, чтобы они оказались зажатыми При аварии. На­пример, если вы сидите в кресле, то наклонитесь, вперед и положите в скрещенном положении ваши руки на кресло, расположенное впереди вас. Прижмите голову к рукам. Продвиньте, ноги вперед, насколько это можно, но не пытай­тесь просунуть их под кресло, находящееся перед вами, так как если кресло сломается, оно может повредить ваши ноги

Заставьте себя сохранить спокойствие и не делать ничего, что может дезорганизовать окружающих (не кричите и не мечитесь).

Если с вами не произошло ничего серьезного, помогите по­страдавшим, организуйте первую помощь. Если необходимо, вызовите «Скорую медицинскую помощь» и сообщите о слу­чившемся в милицию.

Среди общественного транспорта в крупных городах осо­бое место занимает метрополитен, который является транс­портным средством повышенной Опасности. Риск для жизни людей, пользующихся метрополитеном, возникает при движе­нии на эскалаторе, ожидании поезда на платформе, а также при проезде в вагоне поезда.

Широкое использование пластмасс в конструкциях ваго­нов, мощная система электроснабжения значительно повы­шают вероятность возникновения пожаров в тоннелях метро­политенов, которые считаются одними из. самых страшных бедствий. Из-за замкнутости объема тоннеля дым и токсич­ные продукты горения быстро образуют смертельно опасные концентрации. Эвакуация пассажиров из тоннеля является трудным делом: выход через боковые двери вагонов на рельсы и пеший переход до ближайшей станции, по путям в усло­виях ослабленной освещенности из-за задымленности потре­бует немало времени большое скопление людей на станциях способствует возникновению паники во время пожара.

Лучший способ избежать неприятностей — соблюдение несложных Правил пользования метрополитеном.

70

При нахождении на эскалаторе следует стоять справа, лицом по направлению движения, держась за поручень, прохо­дить с левой, стороны; не следует бежать по эскалатору, си­деть на его ступеньках, прикасаться к неподвижным частям балюстрады эскалатора. Не задерживайтесь при сходе с эскалатора, при этом не забывайте своевременно поднимать коляски, тележки, сумки на колесах и вещи.

На платформе, в ожидании поезда, следует размещаться равномерно по длине поезда, не заходя при этом за ограни­чительную линию у края платформы. Не спускайтесь на пути; при необходимости поднять с путей оброненную вещь, обра­щайтесь к дежурному по станции.

Не подходите к вагону до полной остановки поезда. Заходите в вагон быстро, но без суеты. Старайтесь занять место в средней части вагона. Избегайте становиться непосредст­венно у дверей, никогда не используйте их как опору. Не задерживайте закрытие и открытие дверей на остановках. Воз­держитесь от перевозки пожаро-, взрывоопасных и токсичных веществ и материалов. В случае возникновения опасности для жизни людей или угрозе безопасности движения через переговорное устройство сообщите об этом машинисту поез­да. При остановке поезда на перегоне сохраняйте спокойст­вие; при длительной стоянке (более 10 мин.) получите необ­ходимую информацию от поездной бригады.

Воздушный транспорт. Обеспечение безопасности полетов являлось основной проблемой с момента возникновения авиа­ции. В отличие от других транспортных средств отказ лета­тельного аппарата практически неизбежно приводит к ката­строфическому исходу. В среднем каждый год в мире проис­ходит 60 авиакатастроф, в 35 из которых гибнут все пасса­жиры и экипаж. Однако сравнительный риск полетов свиде­тельствует о другом: ежегодно в мире на дорогах гибнет около 300_тыс. человек, в то время как в авиакатастрофах — менее 2000. Риск попасть под машину в 10—15 раз выше риска погибнуть в авиакатастрофе.


Анализ авиакатастроф в мировом масштабе показывает, что в общем шансы на спасение в авиакатастрофах при по­летах на крупных реактивных лайнерах выше, по сравнению с небольшими самолетами; если экстремальная ситуация на­стигает на территории аэропорта — выше, чем за его преде­лами, когда шансы выживания, как правило, минимальны; если на борту потерпевшего крушение лайнера есть выжив­шие, то их число обычно превышает число погибших. В зави­- симости от силы удара, прочности сиденья, эффективности действия ремней безопасности и от того, возникает или нет на борту в результате катастрофы пожар, пассажиры полу­чают различные повреждения: от слабого неврогенного шока до тяжелых множественных травм.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Обычно травмы у выжив­ших в авиакатастрофе включают в себя повреждения тазо­вых органов, органов брюшной полости и грудной клетки, ра­нения головы и шеи, ожоги, переломы (особенно нижних ко­нечностей) и асфикцию, происходящую в результате вдыха­ния цианистого водорода, выделяющегося при горении пла­стиковых материалов корпуса самолета. Кроме того отмече­но, что 1/3 выживших в катастрофе страдает в дальнейшем от долговременных нарушений, включающих психическую травму в результате испытанного ужаса. Такое эмоциональ­ное нарушение может проявиться спустя месяцы и даже годы после катастрофы.

Некоторые травмы, получаемые пассажирами, можно из- бежать, если знать заранее, что надо делать, и сделать это» вовремя.

Ниже приводятся рекомендации, выполнение которых должно увеличить шансы пассажиров на спасение в любой аварийной ситуации — в полете, на земле или на воде, а также при захвате самолета террористами.

Решив воспользоваться услугами воздушного транспор­та, подумайте какую верхнюю одежду и обувь (5рать в доро­гу. Во всяком случае надевайте пальто (пиджак, жакет), сделанное из трудновозгораемого и труднорасплавляемого материала. Избегайте носить туфли на высоких каблуках, но если вы их надели и придется воспользоваться надувным спасательным трапом, то несите их с- собой, когда будете по­кидать самолет. Как только вы окажетесь за бортом, надень­те их снова.

Если у вас есть возможность выбрать местоположение вашего кресла, выбирайте то, что расположено рядом с вы­ходом и по возможности ближе к середине или хвосту само­лета. При каждом взлете и посадке, следите за тем, чтобы ваш ремень безопасности был плотно натянут у ваших бе­дер. Знайте, где располагаются выходы (основные и аварий­ные) на вашем самолете, как они открываются и когда их не надо открывать (не открывают тогда, когда за бортом не­посредственно у выхода пожар или густой дым).

Продумайте, какое фиксированное положение вам следу­ет занять, если произойдет авария. Это положение зависит не 72

только от того, сидите ли вы лицом вперед или назад, но и от того, на каком расстоянии находится ваше кресло от распо­ложенного впереди вас кресла. Важным фактором, опреде­ляющим вашу выживаемость в аварии, является то обстоя­тельство, зафиксировали ли вы себя в подходящем поло­жении.

Будьте в курсе событий, происходящих за бортом само­лета. Если происходящее за бортом указывает на то, что аварийная посадка неизбежна, займите нужную фиксирован­ную позу.

Если значительная часть вашего полета проходит над водной поверхностью, вам следует знать до взлета, какого рода индивидуальные плавсредства имеются на борту само­лета и порядок пользования ими. Если предполагается, что вам понадобится спасательный жилет, надлежит удостове­риться, что он находится рядом с вашим креслом.

Если произошел пожар в полете, не надо впадать в со­стояние безысходности и терять всякую надежду на спасение, даже если пожар достаточно обширный и кабина заполняет­ся дымом. Если у вас есть время, чтобы подготовиться к ава­рийной посадке, то защититесь от огня, покрыв как можно большую часть вашей кожи одеждой. Как можно меньше ды­шите воздухом, который содержит дым. Если самолет совер­шил вынужденную посадку, быстро двигайтесь к выходу». Если из-за сильной задымленности трудно видеть или ды­шать, пригнитесь или ползите к выходу на четвереньках, но двигайтесь быстро. Не бросайтесь сквозь стену огня, пока не будете абсолютно уверены, что нет другого пути эвакуации. Не следует думать, что стена огня тонка, а также что по ту сторону огненной стены все гладко. Оказавшись за бортом самолета, окажите помощь другим по быстрой эвакуации и не оставайтесь близко к самолету.

Пассажиры и экипаж самолета могут оказаться в экстре­мальной ситуации иного плана, например, самолет захвачен террористами. Что делать в этом случае?

В захваченном террористами самолете оставайтесь на своем месте, постарайтесь не привлекать к себе внимания, постарайтесь занять себя чтением, письмом, разговорами. Только не задавайте вопросов террористам и не смотрите им в глаза. Выполняйте требования террористов, не создавая конфликтных ситуаций, спрашивайте разрешения передви­нуться, сходить в туалет, открыть сумочку и т. п. Попросите террористов освободить детей, женщин и престарелых, попро-