Файл: Основы безопасности жизнедеятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 139

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

буйте растрогать их, показывая фото семьи, детей или симулируя плохое самочувствие.

Если ваш самолет штурмуется труппой захвата, ложитесь на пол и оставайтесь там до конца операции, не мешая ее проведению. При применении слезоточивого газа не трите глаза, дышите через мокрый платок, быстро и часто моргай­те, вызывая слезы. Покидайте самолет только после команды спасателей. При освобождении выходите как можно скорее, заложив руки за голову, вещи оставляйте в салоне (возмо­жен взрыв или пожар). Выйдя наружу, выполняйте команды группы захвата, чтобы не стать случайной жертвой в пере­стрелке, не бегите, ложитесь спиной на землю.

Железнодорожный транспорт. Этот вид транспорта суще­ственно проигрывает авиационному в скорости, а автомо­бильному— в удобстве и гибкости обслуживания пассажи­ров. Однако в пригородных перевозках, в обеспечении связи больших городов с городами-спутниками железнодорожный транспорт не имеет себе равных.

Пассажир, воспользовавшийся услугами железнодорож­ного транспорта, находится в зоне повышенной опасности. Это связано с возможными крушениями и авариями пасса­жирских поездов, травмами при посадке и движении поезда, нарушениями пожарной безопасности. Постоянную опас­ность представляет система электроснабжения. Особенно опасно, если в результате аварии провода линий электропередач оказываются внизу; может произойти поражение не только от непосредственного контакта, но и от шагового на­пряжения. Кроме того, по железной дороге перевозятся опас­ные грузы: от топлива и нефтепродуктов до радиоактивных отходов. Поэтому опасность может возникнуть не только от непосредственной аварии, но и попадании его в опасную зону, 'образовавшуюся вследствие аварии на других объектах.

Опасными зонами на железнодорожном транспорте являются: железнодорожные пути и переезды, вокзалы, посадоч­ные платформы и собственно вагон, в котором пассажир со­вершает поездку.

Большую опасность для пассажиров представляет загора­ние или пожар в пассажирском вагоне. Опасность возникно­вения пожара в пассажирском вагоне усугубляется сосредо­точением в нем большого количества людей, отдаленностью вагона, находящегося в пути следования от пожарных под­разделений, быстрым повышением температуры в очаге по-

74

жара е образованием токсичных газов и трудностью эвакуа­ции пассажиров, особенно на перегонах в ночное время.


Для обеспечения пожарной безопасности пассажиров, кроме первичных средств пожаротушения (огнетушители и пр.) в вагонах современной постройки устанавливаются системы пожарной сигнализации «Тесла» и аварийные выхо­ды— по два выхода в боковых окнах третьего и шестого пас­сажирских отделений со стороны поперечных диванов. Для информации пассажиров об аварийных выходах на стене око­ло электрического кипятильника имеется надпись: «Вагон •оборудован дополнительными аварийными выходами через •окно 3-го и 6-го купе». Кроме того, около каждого опускного окна рядом с рычагом для открытия имеется надпись-инст­рукция: «При аварии рукоятку повернуть на себя до упора (сорвав предварительно пломбу). Нажать от себя на ручку- защелку окна». При воздействии силы на рычаг, оконные рамы опускаются, полностью освобождая оконный проем размером 660X1020 мм.

Травматизм пешеходов и пассажиров на железнодорож­ном транспорте — случайность, но он возможен, как правило, вследствие неисправности подвижного состава и путевого хо­зяйства, нарушения правил пользования средствами транс­порта, правил по безопасности движения и правил пожарной безопасности^

Какие правила следует соблюдать пешеходам и пассажи­рам, чтобы уменьшить риск стать жертвой железнодорожно­го транспорта?

При движении вдоль железнодорожного пути не подходи­те ближе 5 м к крайнему рельсу; на электрифицированных участках не поднимайтесь на опоры, а также не прикасай­тесь к спускам, идущим от опоры к рельсу, и лежащим на земле электропроводам.

Переходите железнодорожные пути только в установлен­ных местах, пользуясь при этом пешеходными мостами, тон­нелями, переходами, а там, где их нет — по настилам и в ме­стах, где установлены указатели «Переход через пути». Пе­ред переходом пути по пешеходному настилу необходимо убе­диться в отсутствии движущегося поезда, локомотива или вагонов. При приближении поезда, локомотива или вагонов остановитесь, пропустите их и, убедившись в отсутствии дви­жущегося подвижного состава по соседним путям, продол­жайте переход. При переходе через путь не подлезайте под ва­гоны и не перелезайте через автосцепки.

Подходя к железнодорожному переезду внимательно сле­дите за световой и звуковой сигнализацией, а также положе­нием шлагбаума. Переходите пути при открытом шлагбауме, а при его отсутствии — когда нет близко идущего подвижного состава.

При ожидании поезда не устраивайте на платформе подвижные игры. Не бегите по платформе рядом с вагоном при­бывающего (уходящего) поезда и не стойте ближе двух мет­ров от края платформы во время прохождения поезда без остановки. Подходите непосредственно к вагону после полной остановки поезда. Посадку в вагон и выход из него произво­дите только со стороны перрона или посадочной платформы; будьте внимательны — не оступитесь и не попадите в зазор между посадочной площадкой вагона и платформой.


На ходу поезда не открывайте наружные двери тамбуров, не стойте на подножках и переходных площадках, а также не высовывайтесь из окон вагонов. При остановке поезда на пе­регоне не выходите из вагона.

Двери купе в купейных вагонах фиксируйте замками в. крайних положениях: открытом полностью или закрытом, при резких толчках на ходу поезда вы избежите травм от произвольного движения незафиксированных дверей.

Курите только в установленных местах, в нерабочих там­бурах, не применяйте в вагонах открытый огонь и бытовые приборы, работающие от вагонной электросети (чайники, утюги, электроплитки); не перевозите в вагонах легковос­пламеняющихся и взрывчатых веществ. Ознакомитесь со схемой эвакуации пассажиров при аварийных ситуациях.

Если вы неуверенно чувствуете себя на верхней полке, по­просите проводника перевести вас на нижнее место или пре­доставить ремни безопасности.

В случае экстренной эвакуации из вагона старайтесь со­хранить спокойствие, берите с собой только самое необходи­мое, громоздкие вещи, которые могут препятствовать быст­рой эвакуации и загромождать коридоры, оставьте в вагоне. Окажите помощь в эвакуации пассажирам с детьми, пре­старелым, инвалидам, глухонемым. При выходе через боко­вые двери и аварийные выходы будьте внимательны, чтобы не попасть под встречный поезд.

Морской транспорт. Мореплавание было и остается одной из сфер человеческой деятельности, связанной с возмож­ностью аварий и риском для жизни людей. Вероятный риск для жизни человека на морском транспорте существенно

76

выше, чем на авиационном и железнодорожном, но ниже, чем на автомобильном.

Ежегодно в мировом морском флоте терпят аварию свыше 8000 судов вместимостью более 500 peг. т, из них гибнут бо­лее 200. Непосредственной опасности подвергается жизнь примерно 6000 чел., из которых около 2000 погибает.

Основными причинами гибели судов являются посадки на грунт, столкновения, опрокидывания и пожары. Во всех этих случаях гибель людей возможна в результате воздейст­вия факторов, явившихся непосредственной причиной аварии. В процессе развития аварии при угрозе гибели судна возни­кает необходимость эвакуации людей. Эта операция сама по себе связана с определенным риском для жизни людей, осо­бенно в условиях взволнованного моря. Наибольшую опас­ность представляют отказы спусковых устройств, которые мо­гут быть обусловлены скоротечностью аварии (например, при внезапном опрокидывании) или чрезмерным креном. Из-за невозможности покинуть судно люди попадают в чрезвычай­но сложную обстановку, когда их шансы на спасение мини­мальны. При спуске на воду спасательных средств возмож­ны следующие негативные последствия: шлюпка может оп­рокинуться, застрять у нижележащей палубы, сильно уда­риться о борт судна и т. д. Причиной гибели людей может быть удар о воду сбрасываемой спасательной шлюпки; опас­ность для жизни может возникнуть из-за неправильного ис­пользования спасательного жилета, применяемого при прыж­ке в воду с гибнущего судна с большой высоты (6—15 м).


Благополучно покинув гибнущее судно, человек может находиться в спасательном средстве коллективного использо­вания или в воде. Во втором случае индивидуальное спаса­тельное средство должно обеспечивать его безопасное поло­жение в воде. При длительном пребывании в воде причинами смерти могут стать гипотермия (переохлаждение организма) и истощение. Гипотермия представляет главную опасность и для спасающихся в шлюпках и на плотах, особенно если их одежда намокла. При длительном пребывании людей в кол­лективных спасательных средствах опасность для жизни мо­жет возникнуть из-за недостатка воды и пищи.

На судах у каждого пассажирского места закрепляется каютная карточка пассажира на русском и английском язы­ках, в которой указано: значение сигналов тревоги; место сбора пассажиров по тревогам; номер и местонахождение спасательной шлюпки; иллюстрированная краткая инструк­- ция по надеванию спасательных средств индивидуального пользования с указанием места их хранения.

Каждый пассажир должен знать содержание каютной (личной) карточки пассажира, которая прикрепляется над койкой или при выходе из каюты.

Существует три сигнала судовых тревог.

1. ОБЩЕСУДОВАЯ ТРЕВОГА — один продолжительный сигнал звонком громкого боя в течение 25— 30 с, после чего- объявление голосом «Общесудовая тревога» По общесудо­вой трансляции в принудительном режиме работы. В случае пожара при стоянке в порту в добавление к этим сигналам производятся частные удары в колокол и подается длинный сигнал судовым тифоном.

Общесудовая тревога объявляется при возникновении аварийной ситуации либо в предаварийный период, когда становится ясно, что аварии не избежать. Однако это не оз­начает «Покинуть судно».

  1. ТРЕВОГА «ЧЕЛОВЕК ЗА БОРТОМ» — три продолжи­тельных сигнала звонком громкого боя подаются 3 — 4 раза. Вслед за этим по общесудовой трансляции подается объявле­ние голосом с указанием номера шлюпки к спуску. Тревога от­носится только к членам экипажа судна.

  2. ШЛЮПОЧНАЯ ТРЕВОГА— семь коротких и один длинный сигнал звонком, громкого боя, повторяемые 3 — 4 раза и вслед за этим объявление, голосом по общесудовой трансляции.

Подается в том случае, когда, состояние аварийного судна не оставляет надежд на успех борьбы'за живучесть и судно должно неминуемо погибнуть — объявляется только по рас­поряжению капитана.

При проведении учений по всем видам тревог объявление голосом по трансляции предваряется словом «Учебная ...»

При объявлении тревог пассажирам следует, сохранять спокойствие, строго выполнять установленный на судне по­рядок и все указания членов экипажа судна.

По общесудовой тревоге следует зайти в каюту, одеть теплую одежду, надеть индивидуальное спасательное сред­ство. (спасательный жилет или нагрудник) и ждать дальней­ших распоряжений. Порядок- надевания индивидуального спасательного средства указан в каютной карточке пассажира.

По тревоге «Человек за бортом» выход пассажиров на от­крытые палубы запрещен.

По шлюпочной тревоге члены экипажа, ответственные за безопасность пассажиров, выведут вас к месту поездки в коллективные спасательные средства. При этом брать с со­бой багаж не разрешается. Садиться в шлюпки, если возник­нет такая необходимость, разрешается только по команде администрации судна.

Посадка людей в открытые спасательные шлюпки может в зависимости от гидрометеоусловий производиться по трапу, по шторм-трапу, со шлюпочной палубы, со специальной пло­щадки в месте крепления шлюпки по-походному.

Посадка людей в надувной спасательный плот может осуществляться по шторм-трапу, надувному желобу, прыж­ком в плот, прыжком в воду и последующим входом в плот из воды. Следует отметить, что последний способ посадки для необученного человека является совершенно непреодолимым барьером.

Как же следует вести себя, оказавшись в воде? Чтобы за­медлить наступление охлаждения, увеличив тем самым сроки безопасного пребывания в воде низкой температуры, нужно держать голову как можно выше над водой, поскольку более 50% всех теплопотерь организма приходится на ее долю. Удерживать себя на поверхности воды, стараясь затрачивать минимум физических усилий, поскольку при активных пла­вательных движениях, наряду с увеличением теплопродукции, нарастают и теплопотери, а следовательно, энергетические резервы организма окажутся быстрее израсходованными. Кроме того, при активных движениях прилежащий к телу и чуть подогретый его теплом слой воды замещается новым холодным, и - дополнительная изоляция, создаваемая водой, пропитавшей одежду, тоже нарушается. Активно плыть к бе­регу шлюпке следует только в том случае, если они нахо­дятся на расстоянии, которое можно преодолеть за 30— 40 мин.

Оказавшись на спасательном плоту или в шлюпке, стре­митесь подавить в себе растерянность, сохранить самооблада­ние и веру в то, что вас ищут, найдут и спасут; неукосни­тельно выполняйте указания лидера группы.

2.3. Поведение в жизнеопасных ситуациях криминогенного характера

Сохраняющаяся нестабильность общественно-политиче­ской ситуации, углубление деструктивных процессов в эконо­мике, снижение уровня жизни, нравственная деградация оп-

79

ределенной части населения, отсутствие конкретной програм­мы по борьбе с преступностью — все это способствует росту общего числа правонарушений и лиц, встающих на противо­правный путь. :

Каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с преступным миром. И наверняка не всем удавалось выйти до­стойно из криминальной ситуации.

Как разойтись с преступником, не нарваться на нож, кас­тет или дуло пистолета, сберечь себя, своих близких, свое имущество? Увы, очень часто мы страдаем из-за своей собст­венной неосторожности, из-за неумения или нежелания пред­видеть последствия своих необдуманных поступков, оценить степень своей защищенности и принять все необходимые меры, чтобы оградить себя и своих близких от преступных посягательств.

Нередко мы как бы сами ищем встреч с преступниками, сами способствуем, созданию криминогенных ситуаций.

Не все, конечно, зависит от нас, но если мы Станем при­держиваться некоторых элементарных правил, а попросту будем вести себя более осторожно, то вероятность уберечь свою жизнь, здоровье, достоинство от преступного посяга­тельства значительно возрастет.

2.3.1. Как не стать жертвой преступления

Как уберечь свою жизнь, здоровье, достоинство от пре­ступного посягательства? Истина здесь проста: если вы веде­те нормальный образ жизни, не склонны к случайным зна­комствам, предусмотрительны, то это и есть основные гаран­тии вашей безопасности.

Из практики следует, что жертвами таких преступлений как убийства, телесные повреждения и изнасилования часто становятся люди занимающиеся преступной деятельностью или соприкасающиеся с преступным миром, ведущие антиоб­щественный образ жизни, злоупотребляющие спиртными на­питками, неразборчивые в выборе знакомых.

Выбирая объект преступного посягательства преступники редко идут на дело «на удачу», то есть без предварительной разведки. Подготовка к преступлению выражается в выборе объекта, сборе информации о нем, предварительном осмотре, подборе способа и средств. Основную информацию преступ­ники получают от ваших знакомых, коллег по работе, а так­же непосредственно от вас.

80

Следовательно, для уменьшения риска быть жертвой пре­ступления необходимо создать для преступника «информаци­онный голод». Как это сделать?

1. Не одевайте одежду, которая подчеркивает вашу фи­гуру, излишне облегает тело, и дорогих украшений, если вам предстоит возвращаться домой поздно вечером. Если все же вы одели драгоценности, постарайтесь, чтобы они не броса­лись в глаза. Желательно, чтобы вас кто-нибудь из домаш­них встречал.

  1. Не выходите на улицу с дорогостоящим магнитофоном, радиотехникой из-за них вы можете стать объектом напа­дения.

  2. При расчете с водителем такси не показывайте крупные суммы денег, а также не демонстрируйте свои драгоценности.

  3. Не откровенничайте с посторонними людьми на улицах, в транспорте, в очередях, во дворе, не говорите им, что в доме у вас имеются крупные суммы денег, ценности, доро­гая видео- и радиоаппаратура.

  4. Не давайте свой адрес и домашний телефон без край­ней необходимости. Нужно помнить, что общаясь с вами, зло­умышленник может придумать благовидный предлог и уста­новить режим вашей работы, намерения на выезд в отпуск, командировку и т. д.

  5. Не привлекайте внимания вора бросающейся в глаза отделкой двери. Желательно, чтобы она не отличалась от дверей ваших соседей.

  6. Не допускайте скопления в почтовом ящике значитель­ного количества корреспонденции. Это служит ориентиром вашего отсутствия. Уезжая на продолжительное время дого­воритесь на почте о прекращении доставки корреспонденции или решите этот вопрос с соседями.

  7. Обращаясь в горсправку или самостоятельно вывеши­вая различные объявления, в особенности о продаже дорого­стоящей видео- и радиотехники, не следует указывать время, когда вас можно застать дома, ибо в остальной период мож­но лишиться этой аппаратуры.

Информационный фактор не единственный, позволяющий лишить преступников работы. Нередко мы сами ищем с ними встреч, создаем для них благоприятные условия, т. е. криминогенные ситуации.

Как уменьшить вероятность возникновения таких ситуа­ций?

81


    1. В темное время суток старайтесь не ходить по малолюдным и не достаточно, освещенным местам, пустынным, скверам и домам. Будьте внимательны на остановках. Идя по улице, не прижимайтесь к стенам домов — в подворотне и за углом дома может таиться опасность. Правильнее идти по улице навстречу движению — так вы не подвергнетесь внезапному нападению из машины. Держитесь ближе к краю тротуара. Не желательно ходить вдоль производственных корпусов — здесь мало шансов на чью-то помощь. Не пользуйтесь плохо освещенными подземными переходами.

    2. Увидев впереди группу людей, пьяного или стоящий автомобиль с пассажирами, а поблизости нет людей, лучше перейти на другую сторону улицы или повернуть назад.

    3. Держитесь на улице уверенно, но не агрессивно, чтобы не спровоцировать нападение.

    4. В зале кинотеатра, если в нем мало зрителей, не сади­тесь отдельно от всех. В городском транспорте в позднее время находитесь ближе к водителю. Не садитесь в прицеп­ной вагон трамвая, вагоны электропоездов, если в них нет других пассажиров. В позднее время всегда садитесь в пер­вый вагон.

    5. Будьте разборчивы в выборе знакомых и всегда как следует подумайте, прежде чем пригласить в своё жилище малознакомого человека или отправиться в гости в квартируй в общежитие к малознакомым людям, какими бы привлека­тельными Они не казались.

    6. Особенно внимательно оберегайте свои сумки и кар­маны в многолюдных местах, в универмаге, на рынке, в пе­реполненном транспорте. Сумку прижимайте к себе, придер­живая ее рукой под низ, не перекидывайте сумки на ремнях за спину.

Следите, чтобы ваши сумки не были расстёгнуты. Не ос­тавляйте их в транспорте и других местах без присмотра. Не надейтесь при этом на посторонних людей.

Не держите деньги в карманах, в которые легко проник­нуть вору. Менее доступны для него внутренние карманы, за­стегнутые на пуговицу или заколотые булавкой.

    1. Не забудьте, уходя из дома, закрыть дверь на все зам­ки, на запоры окна, балкон, форточки, фрамуги, особенно на первых этажах и квартирах, расположенных близко от по­жарных лестниц, балконов и других путей проникновения.

    2. Не оставляйте ключи в дверях, под ковриком или в почтовом ящике, где его безошибочно отыщут воры.

    3. Без крайней необходимости не заходите в телефонные будки в позднее время, когда вокруг нет людей.

    4. Старайтесь не брать пассажиров. Если все же решили подбросить незнакомого человека, предложите ему занять место на переднем сидении и не выпускайте его из виду. Не оставляйте в машине, как и дома малоизвестного человека.