ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 139
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
буйте растрогать их, показывая фото семьи, детей или симулируя плохое самочувствие.
Если ваш самолет штурмуется труппой захвата, ложитесь на пол и оставайтесь там до конца операции, не мешая ее проведению. При применении слезоточивого газа не трите глаза, дышите через мокрый платок, быстро и часто моргайте, вызывая слезы. Покидайте самолет только после команды спасателей. При освобождении выходите как можно скорее, заложив руки за голову, вещи оставляйте в салоне (возможен взрыв или пожар). Выйдя наружу, выполняйте команды группы захвата, чтобы не стать случайной жертвой в перестрелке, не бегите, ложитесь спиной на землю.
Железнодорожный транспорт. Этот вид транспорта существенно проигрывает авиационному в скорости, а автомобильному— в удобстве и гибкости обслуживания пассажиров. Однако в пригородных перевозках, в обеспечении связи больших городов с городами-спутниками железнодорожный транспорт не имеет себе равных.
Пассажир, воспользовавшийся услугами железнодорожного транспорта, находится в зоне повышенной опасности. Это связано с возможными крушениями и авариями пассажирских поездов, травмами при посадке и движении поезда, нарушениями пожарной безопасности. Постоянную опасность представляет система электроснабжения. Особенно опасно, если в результате аварии провода линий электропередач оказываются внизу; может произойти поражение не только от непосредственного контакта, но и от шагового напряжения. Кроме того, по железной дороге перевозятся опасные грузы: от топлива и нефтепродуктов до радиоактивных отходов. Поэтому опасность может возникнуть не только от непосредственной аварии, но и попадании его в опасную зону, 'образовавшуюся вследствие аварии на других объектах.
Опасными зонами на железнодорожном транспорте являются: железнодорожные пути и переезды, вокзалы, посадочные платформы и собственно вагон, в котором пассажир совершает поездку.
Большую опасность для пассажиров представляет загорание или пожар в пассажирском вагоне. Опасность возникновения пожара в пассажирском вагоне усугубляется сосредоточением в нем большого количества людей, отдаленностью вагона, находящегося в пути следования от пожарных подразделений, быстрым повышением температуры в очаге по-
74
жара е образованием токсичных газов и трудностью эвакуации пассажиров, особенно на перегонах в ночное время.
Для обеспечения пожарной безопасности пассажиров, кроме первичных средств пожаротушения (огнетушители и пр.) в вагонах современной постройки устанавливаются системы пожарной сигнализации «Тесла» и аварийные выходы— по два выхода в боковых окнах третьего и шестого пассажирских отделений со стороны поперечных диванов. Для информации пассажиров об аварийных выходах на стене около электрического кипятильника имеется надпись: «Вагон •оборудован дополнительными аварийными выходами через •окно 3-го и 6-го купе». Кроме того, около каждого опускного окна рядом с рычагом для открытия имеется надпись-инструкция: «При аварии рукоятку повернуть на себя до упора (сорвав предварительно пломбу). Нажать от себя на ручку- защелку окна». При воздействии силы на рычаг, оконные рамы опускаются, полностью освобождая оконный проем размером 660X1020 мм.
Травматизм пешеходов и пассажиров на железнодорожном транспорте — случайность, но он возможен, как правило, вследствие неисправности подвижного состава и путевого хозяйства, нарушения правил пользования средствами транспорта, правил по безопасности движения и правил пожарной безопасности^
Какие правила следует соблюдать пешеходам и пассажирам, чтобы уменьшить риск стать жертвой железнодорожного транспорта?
При движении вдоль железнодорожного пути не подходите ближе 5 м к крайнему рельсу; на электрифицированных участках не поднимайтесь на опоры, а также не прикасайтесь к спускам, идущим от опоры к рельсу, и лежащим на земле электропроводам.
Переходите железнодорожные пути только в установленных местах, пользуясь при этом пешеходными мостами, тоннелями, переходами, а там, где их нет — по настилам и в местах, где установлены указатели «Переход через пути». Перед переходом пути по пешеходному настилу необходимо убедиться в отсутствии движущегося поезда, локомотива или вагонов. При приближении поезда, локомотива или вагонов остановитесь, пропустите их и, убедившись в отсутствии движущегося подвижного состава по соседним путям, продолжайте переход. При переходе через путь не подлезайте под вагоны и не перелезайте через автосцепки.
Подходя к железнодорожному переезду внимательно следите за световой и звуковой сигнализацией, а также положением шлагбаума. Переходите пути при открытом шлагбауме, а при его отсутствии — когда нет близко идущего подвижного состава.
При ожидании поезда не устраивайте на платформе подвижные игры. Не бегите по платформе рядом с вагоном прибывающего (уходящего) поезда и не стойте ближе двух метров от края платформы во время прохождения поезда без остановки. Подходите непосредственно к вагону после полной остановки поезда. Посадку в вагон и выход из него производите только со стороны перрона или посадочной платформы; будьте внимательны — не оступитесь и не попадите в зазор между посадочной площадкой вагона и платформой.
На ходу поезда не открывайте наружные двери тамбуров, не стойте на подножках и переходных площадках, а также не высовывайтесь из окон вагонов. При остановке поезда на перегоне не выходите из вагона.
Двери купе в купейных вагонах фиксируйте замками в. крайних положениях: открытом полностью или закрытом, при резких толчках на ходу поезда вы избежите травм от произвольного движения незафиксированных дверей.
Курите только в установленных местах, в нерабочих тамбурах, не применяйте в вагонах открытый огонь и бытовые приборы, работающие от вагонной электросети (чайники, утюги, электроплитки); не перевозите в вагонах легковоспламеняющихся и взрывчатых веществ. Ознакомитесь со схемой эвакуации пассажиров при аварийных ситуациях.
Если вы неуверенно чувствуете себя на верхней полке, попросите проводника перевести вас на нижнее место или предоставить ремни безопасности.
В случае экстренной эвакуации из вагона старайтесь сохранить спокойствие, берите с собой только самое необходимое, громоздкие вещи, которые могут препятствовать быстрой эвакуации и загромождать коридоры, оставьте в вагоне. Окажите помощь в эвакуации пассажирам с детьми, престарелым, инвалидам, глухонемым. При выходе через боковые двери и аварийные выходы будьте внимательны, чтобы не попасть под встречный поезд.
Морской транспорт. Мореплавание было и остается одной из сфер человеческой деятельности, связанной с возможностью аварий и риском для жизни людей. Вероятный риск для жизни человека на морском транспорте существенно
76
выше, чем на авиационном и железнодорожном, но ниже, чем на автомобильном.
Ежегодно в мировом морском флоте терпят аварию свыше 8000 судов вместимостью более 500 peг. т, из них гибнут более 200. Непосредственной опасности подвергается жизнь примерно 6000 чел., из которых около 2000 погибает.
Основными причинами гибели судов являются посадки на грунт, столкновения, опрокидывания и пожары. Во всех этих случаях гибель людей возможна в результате воздействия факторов, явившихся непосредственной причиной аварии. В процессе развития аварии при угрозе гибели судна возникает необходимость эвакуации людей. Эта операция сама по себе связана с определенным риском для жизни людей, особенно в условиях взволнованного моря. Наибольшую опасность представляют отказы спусковых устройств, которые могут быть обусловлены скоротечностью аварии (например, при внезапном опрокидывании) или чрезмерным креном. Из-за невозможности покинуть судно люди попадают в чрезвычайно сложную обстановку, когда их шансы на спасение минимальны. При спуске на воду спасательных средств возможны следующие негативные последствия: шлюпка может опрокинуться, застрять у нижележащей палубы, сильно удариться о борт судна и т. д. Причиной гибели людей может быть удар о воду сбрасываемой спасательной шлюпки; опасность для жизни может возникнуть из-за неправильного использования спасательного жилета, применяемого при прыжке в воду с гибнущего судна с большой высоты (6—15 м).
Благополучно покинув гибнущее судно, человек может находиться в спасательном средстве коллективного использования или в воде. Во втором случае индивидуальное спасательное средство должно обеспечивать его безопасное положение в воде. При длительном пребывании в воде причинами смерти могут стать гипотермия (переохлаждение организма) и истощение. Гипотермия представляет главную опасность и для спасающихся в шлюпках и на плотах, особенно если их одежда намокла. При длительном пребывании людей в коллективных спасательных средствах опасность для жизни может возникнуть из-за недостатка воды и пищи.
На судах у каждого пассажирского места закрепляется каютная карточка пассажира на русском и английском языках, в которой указано: значение сигналов тревоги; место сбора пассажиров по тревогам; номер и местонахождение спасательной шлюпки; иллюстрированная краткая инструк- ция по надеванию спасательных средств индивидуального пользования с указанием места их хранения.
Каждый пассажир должен знать содержание каютной (личной) карточки пассажира, которая прикрепляется над койкой или при выходе из каюты.
Существует три сигнала судовых тревог.
1. ОБЩЕСУДОВАЯ ТРЕВОГА — один продолжительный сигнал звонком громкого боя в течение 25— 30 с, после чего- объявление голосом «Общесудовая тревога» По общесудовой трансляции в принудительном режиме работы. В случае пожара при стоянке в порту в добавление к этим сигналам производятся частные удары в колокол и подается длинный сигнал судовым тифоном.
Общесудовая тревога объявляется при возникновении аварийной ситуации либо в предаварийный период, когда становится ясно, что аварии не избежать. Однако это не означает «Покинуть судно».
-
ТРЕВОГА «ЧЕЛОВЕК ЗА БОРТОМ» — три продолжительных сигнала звонком громкого боя подаются 3 — 4 раза. Вслед за этим по общесудовой трансляции подается объявление голосом с указанием номера шлюпки к спуску. Тревога относится только к членам экипажа судна. -
ШЛЮПОЧНАЯ ТРЕВОГА— семь коротких и один длинный сигнал звонком, громкого боя, повторяемые 3 — 4 раза и вслед за этим объявление, голосом по общесудовой трансляции.
Подается в том случае, когда, состояние аварийного судна не оставляет надежд на успех борьбы'за живучесть и судно должно неминуемо погибнуть — объявляется только по распоряжению капитана.
При проведении учений по всем видам тревог объявление голосом по трансляции предваряется словом «Учебная ...»
При объявлении тревог пассажирам следует, сохранять спокойствие, строго выполнять установленный на судне порядок и все указания членов экипажа судна.
По общесудовой тревоге следует зайти в каюту, одеть теплую одежду, надеть индивидуальное спасательное средство. (спасательный жилет или нагрудник) и ждать дальнейших распоряжений. Порядок- надевания индивидуального спасательного средства указан в каютной карточке пассажира.
По тревоге «Человек за бортом» выход пассажиров на открытые палубы запрещен.
По шлюпочной тревоге члены экипажа, ответственные за безопасность пассажиров, выведут вас к месту поездки в коллективные спасательные средства. При этом брать с собой багаж не разрешается. Садиться в шлюпки, если возникнет такая необходимость, разрешается только по команде администрации судна.
Посадка людей в открытые спасательные шлюпки может в зависимости от гидрометеоусловий производиться по трапу, по шторм-трапу, со шлюпочной палубы, со специальной площадки в месте крепления шлюпки по-походному.
Посадка людей в надувной спасательный плот может осуществляться по шторм-трапу, надувному желобу, прыжком в плот, прыжком в воду и последующим входом в плот из воды. Следует отметить, что последний способ посадки для необученного человека является совершенно непреодолимым барьером.
Как же следует вести себя, оказавшись в воде? Чтобы замедлить наступление охлаждения, увеличив тем самым сроки безопасного пребывания в воде низкой температуры, нужно держать голову как можно выше над водой, поскольку более 50% всех теплопотерь организма приходится на ее долю. Удерживать себя на поверхности воды, стараясь затрачивать минимум физических усилий, поскольку при активных плавательных движениях, наряду с увеличением теплопродукции, нарастают и теплопотери, а следовательно, энергетические резервы организма окажутся быстрее израсходованными. Кроме того, при активных движениях прилежащий к телу и чуть подогретый его теплом слой воды замещается новым холодным, и - дополнительная изоляция, создаваемая водой, пропитавшей одежду, тоже нарушается. Активно плыть к берегу шлюпке следует только в том случае, если они находятся на расстоянии, которое можно преодолеть за 30— 40 мин.
Оказавшись на спасательном плоту или в шлюпке, стремитесь подавить в себе растерянность, сохранить самообладание и веру в то, что вас ищут, найдут и спасут; неукоснительно выполняйте указания лидера группы.
2.3. Поведение в жизнеопасных ситуациях криминогенного характера
Сохраняющаяся нестабильность общественно-политической ситуации, углубление деструктивных процессов в экономике, снижение уровня жизни, нравственная деградация оп-
79
ределенной части населения, отсутствие конкретной программы по борьбе с преступностью — все это способствует росту общего числа правонарушений и лиц, встающих на противоправный путь. :
Каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с преступным миром. И наверняка не всем удавалось выйти достойно из криминальной ситуации.
Как разойтись с преступником, не нарваться на нож, кастет или дуло пистолета, сберечь себя, своих близких, свое имущество? Увы, очень часто мы страдаем из-за своей собственной неосторожности, из-за неумения или нежелания предвидеть последствия своих необдуманных поступков, оценить степень своей защищенности и принять все необходимые меры, чтобы оградить себя и своих близких от преступных посягательств.
Нередко мы как бы сами ищем встреч с преступниками, сами способствуем, созданию криминогенных ситуаций.
Не все, конечно, зависит от нас, но если мы Станем придерживаться некоторых элементарных правил, а попросту будем вести себя более осторожно, то вероятность уберечь свою жизнь, здоровье, достоинство от преступного посягательства значительно возрастет.
2.3.1. Как не стать жертвой преступления
Как уберечь свою жизнь, здоровье, достоинство от преступного посягательства? Истина здесь проста: если вы ведете нормальный образ жизни, не склонны к случайным знакомствам, предусмотрительны, то это и есть основные гарантии вашей безопасности.
Из практики следует, что жертвами таких преступлений как убийства, телесные повреждения и изнасилования часто становятся люди занимающиеся преступной деятельностью или соприкасающиеся с преступным миром, ведущие антиобщественный образ жизни, злоупотребляющие спиртными напитками, неразборчивые в выборе знакомых.
Выбирая объект преступного посягательства преступники редко идут на дело «на удачу», то есть без предварительной разведки. Подготовка к преступлению выражается в выборе объекта, сборе информации о нем, предварительном осмотре, подборе способа и средств. Основную информацию преступники получают от ваших знакомых, коллег по работе, а также непосредственно от вас.
80
Следовательно, для уменьшения риска быть жертвой преступления необходимо создать для преступника «информационный голод». Как это сделать?
1. Не одевайте одежду, которая подчеркивает вашу фигуру, излишне облегает тело, и дорогих украшений, если вам предстоит возвращаться домой поздно вечером. Если все же вы одели драгоценности, постарайтесь, чтобы они не бросались в глаза. Желательно, чтобы вас кто-нибудь из домашних встречал.
-
Не выходите на улицу с дорогостоящим магнитофоном, радиотехникой из-за них вы можете стать объектом нападения. -
При расчете с водителем такси не показывайте крупные суммы денег, а также не демонстрируйте свои драгоценности. -
Не откровенничайте с посторонними людьми на улицах, в транспорте, в очередях, во дворе, не говорите им, что в доме у вас имеются крупные суммы денег, ценности, дорогая видео- и радиоаппаратура. -
Не давайте свой адрес и домашний телефон без крайней необходимости. Нужно помнить, что общаясь с вами, злоумышленник может придумать благовидный предлог и установить режим вашей работы, намерения на выезд в отпуск, командировку и т. д. -
Не привлекайте внимания вора бросающейся в глаза отделкой двери. Желательно, чтобы она не отличалась от дверей ваших соседей. -
Не допускайте скопления в почтовом ящике значительного количества корреспонденции. Это служит ориентиром вашего отсутствия. Уезжая на продолжительное время договоритесь на почте о прекращении доставки корреспонденции или решите этот вопрос с соседями. -
Обращаясь в горсправку или самостоятельно вывешивая различные объявления, в особенности о продаже дорогостоящей видео- и радиотехники, не следует указывать время, когда вас можно застать дома, ибо в остальной период можно лишиться этой аппаратуры.
Информационный фактор не единственный, позволяющий лишить преступников работы. Нередко мы сами ищем с ними встреч, создаем для них благоприятные условия, т. е. криминогенные ситуации.
Как уменьшить вероятность возникновения таких ситуаций?
81
-
В темное время суток старайтесь не ходить по малолюдным и не достаточно, освещенным местам, пустынным, скверам и домам. Будьте внимательны на остановках. Идя по улице, не прижимайтесь к стенам домов — в подворотне и за углом дома может таиться опасность. Правильнее идти по улице навстречу движению — так вы не подвергнетесь внезапному нападению из машины. Держитесь ближе к краю тротуара. Не желательно ходить вдоль производственных корпусов — здесь мало шансов на чью-то помощь. Не пользуйтесь плохо освещенными подземными переходами. -
Увидев впереди группу людей, пьяного или стоящий автомобиль с пассажирами, а поблизости нет людей, лучше перейти на другую сторону улицы или повернуть назад. -
Держитесь на улице уверенно, но не агрессивно, чтобы не спровоцировать нападение. -
В зале кинотеатра, если в нем мало зрителей, не садитесь отдельно от всех. В городском транспорте в позднее время находитесь ближе к водителю. Не садитесь в прицепной вагон трамвая, вагоны электропоездов, если в них нет других пассажиров. В позднее время всегда садитесь в первый вагон. -
Будьте разборчивы в выборе знакомых и всегда как следует подумайте, прежде чем пригласить в своё жилище малознакомого человека или отправиться в гости в квартируй в общежитие к малознакомым людям, какими бы привлекательными Они не казались. -
Особенно внимательно оберегайте свои сумки и карманы в многолюдных местах, в универмаге, на рынке, в переполненном транспорте. Сумку прижимайте к себе, придерживая ее рукой под низ, не перекидывайте сумки на ремнях за спину.
Следите, чтобы ваши сумки не были расстёгнуты. Не оставляйте их в транспорте и других местах без присмотра. Не надейтесь при этом на посторонних людей.
Не держите деньги в карманах, в которые легко проникнуть вору. Менее доступны для него внутренние карманы, застегнутые на пуговицу или заколотые булавкой.
-
Не забудьте, уходя из дома, закрыть дверь на все замки, на запоры окна, балкон, форточки, фрамуги, особенно на первых этажах и квартирах, расположенных близко от пожарных лестниц, балконов и других путей проникновения. -
Не оставляйте ключи в дверях, под ковриком или в почтовом ящике, где его безошибочно отыщут воры. -
Без крайней необходимости не заходите в телефонные будки в позднее время, когда вокруг нет людей. -
Старайтесь не брать пассажиров. Если все же решили подбросить незнакомого человека, предложите ему занять место на переднем сидении и не выпускайте его из виду. Не оставляйте в машине, как и дома малоизвестного человека.